Рабочая программа УД Основы материаловедения

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»

Утверждаю
Зам.директора по УР
________
Т.В.Славко
подпись
«___»________2021 г.

Рассмотрено на заседании ЦК
преподавателей спец.дисциплин
и мастеров п/о по ППКРС
Протокол №_______
«___»_________________2021г.
__________ __М.А. Симонова
подпись
И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы материаловедения

Гусиноозерск, 2021 г.
1

Рабочая программа учебной дисциплины Основы материаловедения разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик
(ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утверждённого Приказом
Минобрнауки РФ от 29 января 2016 г. N 50, Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 февраля
2016 г. Регистрационный № 41197 с изменениями от 17.12.2020 N 747)

Организация - разработчик: ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»

Разработчик программы: ________________Ю.М. Гаврилов, преподаватель

Дата

Согласование
Проверено
Согласовано

Должность
Зав. отделением
Ульянова С.А.
Зав.
методкабинетом
Белых Л.В.

Подпись

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и
конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в
том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
- механические испытания образцов материалов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
в том числе:
контрольная работа
практические занятия
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)
в том числе:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной,
дополнительной и справочной литературы при подготовке к занятиям;
- подготовка к практическим работам с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов
и подготовка к их защите;
- подготовка к контрольной работе;
- подготовка и защита рефератов по данным темам.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
63
42
2
22
21
21

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем часов

1
Раздел 1.
Тема 1.1.
«Атомнокристаллическое
строение металлов»

2
Раздел 1 «Основные сведения о металлах. Строение и свойства металлов»
Содержание учебного материала:
Уровень
освоения
1. Атомно-кристаллическое строение металлов
2
Тематика учебных занятий:
Общие сведения о металлах. Типы атомных связей и их влияние на свойства металлов.
Атомно-кристаллическое строение металлов. Основные типы кристаллических
решеток.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы по вопросам данных тем.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.
3. Подготовка рефератов по темам: «История развития науки о металлах», «Типы
атомных связей и их влияние на свойства металлов».
Содержание учебного материала:
Уровень
освоения
1. Свойства металлов
3
Тематика учебных занятий:
Основные свойства металлов, оказывающие влияние на определение их сферы
применения: физические, химические, механические, технологические.
Физические свойства металлов: плотность, плавление, теплопроводность,
электропроводность, тепловое расширение.
Химические свойства металлов: окисляемость, коррозионная стойкость,
жаростойкость, жаропрочность.
Механические свойства металлов: прочность, упругость, пластичность, вязкость,
твердость. Способы определения механических свойств.

3
60
6

Тема 1.2.
«Свойства металлов»

4

2

16
10
2

5

Тема 1.3.
«Железо и его
сплавы»

Технологические свойства металлов: жидко текучесть (литейность), ковкость
(деформируемость), прокаливаемость, обрабатываемость резанием, свариваемость.
Практическое занятие № 1 «Определение предела прочности и пластичности при
растяжении металлов и сплавов»
Практическое занятие № 2 «Определение ударной вязкости металлов и сплавов»
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы по вопросам данных тем.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.
3. Подготовка рефератов по темам: «Механические и технологические испытания и
свойства конструкционных материалов», «Связь между структурой и свойствами
металлов».
Содержание учебного материала:
Уровень освоения
1. Железо и его сплавы
3
Тематика учебных занятий:
Общие понятия о железоуглеродистых сплавах. Производство чугуна и стали.
Современные процессы изготовления стали. Диаграмма состояния системы железо –
углерод. Влияние химических элементов на свойства стали чугуна. Классификация
сталей по химическому составу, по назначению, по способу производства, по качеству,
по степени раскисления.
Конструкционные стали. Углеродистые и инструментальные стали. Стали с особыми
физическими свойствами. Маркировка сталей и сплавов.
Цветные металлы и сплавы. Маркировка сплавов цветных металлов.
Практическое занятие № 3 «Определение твердости металлов и сплавов по
Бринеллю»
Практическое занятие № 4 «Микроструктурный анализ металлов и сплавов»
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы по вопросам данных тем.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.
3. Подготовка рефератов по темам: «Влияние легирования на свойства
железоуглеродистых сплавов», «Стали с особыми свойствами и их применение в
промышленности».

8
6

16
12
4

8
4

6

Тема 1.4.
Содержание учебного материала:
Уровень
«Методы получения и
освоения
обработки изделий из
1. Методы получения и обработки изделий из металлов и
3
металлов и сплавов»
сплавов
Тематика учебных занятий:
Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, прокат,
обработка давлением и резанием, термообработка, химико-термическая обработка,
сварка, пайка и др.
Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и
распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитнодекоративных покрытий.
Практическое занятие № 5 «Исследование влияния скорости охлаждения на
свойства стали»
Контрольное занятие № 1 «Строение и свойства металлов»
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы по вопросам данных тем.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.
3. Подготовка рефератов по темам: «Методы защиты металлов от коррозии», «Методы
термической обработки сталей».
Тема 1.5.
Содержание учебного материала:
Уровень
«Цветные металлы и
освоения
сплавы»
1. Цветные металлы и сплавы
3
Тематика учебных занятий:

12

8
2

2
2
4

10
6

Сплавы на основе алюминия. Сплавы на основе магния. Технический титан и
титановые сплавы. Медь и ее сплавы. Сплавы на основе никеля. Алюминий и сплавы
на его основе. Антифрикционные сплавы. Биметаллы.

2

Практическое занятие № 6 «Сопоставительная характеристика цветных
металлов»
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы по вопросам данных тем.

4
4

7

Раздел 2.
Тема 2.1.
«Основные сведения
о неметаллических
материалах»

2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.
3. Подготовка рефератов по темам: «Тугоплавкие и благородные металлы и сплавы»,
«Основы технологии термической обработки цветных металлов и сплавов».
Раздел 2. «Основные сведения о неметаллических материалах»
Содержание учебного материала:
Уровень
освоения
1. Основные сведения о неметаллических материалах
3
Тематика учебных занятий:
Классификация, строение и свойства неметаллических материалов (пластические
массы, полимеры, композиционные материалы, керамика и др.)
Типовые термопластичные материалы (пластмасса/пластик).
Типовые термореактивные материалы.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы по вопросам данных тем.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.
3. Подготовка рефератов по темам: «Полимерные материалы в машиностроении»,
«Композиционные материалы, армированные химическими волокнами».
4. Подготовка к дифференцированному зачету.
Дифференцированный зачет
Всего

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);

8
2
1
2

1

2
63

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие лаборатории материаловедения
Оборудование лаборатории:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект учебно-методической документации (согласно перечню используемых учебных
изданий и дополнительной литературы);
- таблицы показателей механических свойств металлов и сплавов;
- комплект плакатов и схем:

• внутреннее строение металлов;
• аллотропические превращения в железе;
• деформация и ее виды;
• твердость и методы ее определения;
• классификация и марки чугунов;
• классификация и марки сталей;
• доменная печь;
• сталеплавильная печь;
• алгоритм расшифровки сталей;
• виды сталей и их свойства;
• маркировка углеродистых конструкционных сталей;
• маркировка углеродистых инструментальных сталей;
• строение резины, пластических масс и полимерных материалов;
• строение стекла и керамических материалов;
• строение композиционных материалов;
• смазочные и антикоррозионные материалы;
• абразивные материалы.
- Комплекты натуральных образцов:
• коллекция металлографических образцов «Конструкционные стали и сплавы»
(коллекция образцов (25 шт.) – стали 10, 20, 35, 45 (отжиг), 45 (нормализация), 45 (закалка
в воде), 45 (закалка + отпуск), 45 (закалка в масле), 45 (закалка с 10000С, в воду), 65, У8
(пластинчатый перлит), У8 (зернистый перлит), 08Х18Н10Т, ШХ15, Х12М, чугуны белый,
серый с пластинчатым графитом, серый с шаровидным графитом, серый с хлопьевидным
графитом, медь М1, бронза БрОФ6-0,15 или БрАЖц9-2, латунь Л63 или ЛС-59-1,
алюминиевый сплав Д16 или АМг6Т, сталь 20 после цементации, сталь с никелевым
покрытием), альбом микроструктур – 1 комп.;
• электронный альбом фотографий микроструктур сталей и сплавов (стали в
равновесном состоянии; чугуны; стали после термической обработки; сталь после
холодной пластической деформации и последующего нагрева; легированные стали;
цветные металлы и сплавы; определение размера зерна аустенита в стали) – 1 шт.
• компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
• мультимедийный проектор;
9

• экран.
• стационарный твердомер
• машина разрывная испытательная
• учебное оборудование «Изучение микроструктуры, легированной стали»
(коллекция микрошлифов, альбом микроструктур)
• учебное оборудование «Изучение микроструктуры углеродистой стали в
равновесном состоянии» (коллекция микрошлифов, альбом микроструктур);
• учебное оборудование «Изучение микроструктуры углеродистой стали в
неравновесном состоянии» (коллекция микрошлифов), альбом микроструктур,
методические указания);
• типовой комплект учебного оборудования «Изучение микроструктуры цветных
металлов» (коллекция микрошлифов), альбом микроструктур, методические указания);
• учебное
оборудование
«Лаборатория
металлографии»
(микроскоп
металлографический (увеличение х100…х1000 крат), цифровая камера для микроскопа (5
мегапикселей), электронный альбом фотографий (100 шт.) микроструктур сталей и
сплавов, коллекция образцов (6 шт.));
• учебное оборудование «Термическая обработка металлов» (печь муфельная (10
л; 11500С), микроскоп металлографический (увеличение х100…х1000 крат), цифровая
камера для микроскопа (1,3 мегапикселя), закалочный бак (7 л) – 2 шт., масло закалочное
– 5 л, щипцы тигельные 350 мм – 2 шт., щипцы тигельные 500 мм – 1 шт., бумага
наждачная для снятия окалины (Р80…Р100) – 10 листов, образцы (сталь марки 45; d15x10
мм) – 30 шт., коллекция микрошлифов (16 шт.), альбом микроструктур (формат А4) – (2
шт.).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.
Основы материаловедения (металлообработка): Учеб. пособие для нач.
проф. образования. (В.Н Заплатин, Ю.И. Сапожков, А.В. Дубов и др.); под ред.
В.Н.Заплатина. – М: ИЦ «Академия», 2012.- 256 с.
2.
Овчинников В.В. Основы материаловедения для сварщиков: учебник. - М:
ИЦ «Академия», 2014. - 256 с.
Дополнительные источники:
3.
Соколова Е.Н Материаловедение (металлообработка): раб. тетрадь: учеб.
пособие для нач. проф. образования. - М: ИЦ «Академия», 2013. - 96 с.

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
занятия)
Умения:
- пользоваться справочными
таблицами для определения свойств
материалов;

- выбирать материалы для
осуществления профессиональной
деятельности
Знания:
наименование,
маркировку,
основные свойства и классификацию
углеродистых и конструкционных
сталей, цветных металлов и сплавов,
а также полимерных материалов (в
том числе пластмасс, полиэтилена,
полипропилена и т.д.);
- правила применения охлаждающих
и смазывающих материалов;
- механические испытания образцов
материалов.

Основные показатели оценки результата

- уметь пользоваться справочными таблицами для
определения
свойств
углеродистых
и
конструкционных сталей, цветных металлов и
сплавов, а также полимерных материалов
(пластмасс, полиэтилена, полипропилена и т.д.);
-уметь пользоваться справочными таблицами для
определения правил применения охлаждающих и
смазывающих материалов.
- выбирать металлические, неметаллические,
охлаждающие и смазывающие материалы для
осуществления профессиональной деятельности
с учетом их основных свойств и маркировки.
- знать наименование, маркировку, основные
свойства и классификацию углеродистых и
конструкционных сталей, цветных металлов и
сплавов, а также полимерных материалов (в том
числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена и
т.д.);
- знать правила применения охлаждающих и
смазывающих материалов;
- знать методику проведения различных методов
механических испытаний образцов материалов

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».