Рабочая программа УД Учебно-проектная деятельность

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»

Рассмотрено на заседании ПЦК

Утверждаю
зам.директора по УР:

Протокол № 1
«
» _______________ 2021г.
___________ Ю.Л.Жарова

«___»______________2021г.
_____________
Т.В. Славко

Рабочая программа учебной дисциплины
УЧЕБНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Гусиноозерск, 2021

Программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) для специальностей среднего профессионального образования
(далее СПО).

Профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки)

15.01.Сварщик, группа СВ 21

23.01. 03 Машинист дорожных и строительных машин, группа МД- 21
Организация

-

разработчик:

Государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум»
Разработчик программы: __________________________ Т.Н.Репина, преподаватель

Дата

Согласование
Проверено
Согласовано

Должность
Зав. отделением Еремина Л.А.
Зав. методкабинетом Белых Л.В.

Подпись

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………................... 4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………..
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………..
15
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………..
28
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….. 29

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебно-проектная деятельность
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
подготовки квалифицированных рабочих, служащих Сварщик, группа СВ 21
Машинист дорожных и строительных машин, группа МД- 21
1.2.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Проектная деятельность входит в общеобразовательный цикл за счет часов вариативной части.
1.4 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:

Личностных:
1. постижение мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2. освоение основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
4. овладение навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в
учебно-исследовательской, проектной деятельности;
5. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
6. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
7. осознание выбранной профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметных:
1. овладение умением самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролиро-

вать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы
для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2. овладение умением продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности;
3. овладение умениями согласования процедур совместного действия;
4. овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
5. готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
6. овладение умениями использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных
и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
7. овладение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8. овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения.
Предметных:
1. владение навыками коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
2. способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
3. владение навыками проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;
4. способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
5. способность применять теоретические знания при выборе темы и
разработке проекта;
6. способность разрабатывать структуру конкретного проекта;

7. владение умением определять методологию исследовательской
деятельности;
8. владение умением использовать справочную нормативную, правовую документацию;
9. владение умением проводить исследования;
10.
владение знаниями оформлять библиографию, цитаты,
ссылки, чертежи, схемы формулы;
11.
способность представлять результаты исследования в форме презентации.
Цель освоения учебной дисциплины: формирование навыков научноисследовательской, аналитической и проектной работы.
Основными задачами дисциплины являются:
- систематизировать представление обучающихся о проектной и исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;
-сформировать основы практических умений организации научно - исследовательской работы;
-развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и
предмет исследования;
-совершенствовать умение поиска информации из разных источников;
-формировать культуру публичного выступления;
-оказать методическую поддержку обучающимся при проведении исследовательских работ, проектов и подготовке выступлений на научно практических конференциях;
-совершенствовать общественно – практическую активность обучающихся;
-способствовать развитию творческой активности личности обучающихся;
-содействовать профессиональному самоопределению обучающихся;
-выделять основных этапов написания выпускной квалификационной
работы;
-систематизировать представление обучающихся о процедуре защиты
курсовой, дипломной работы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
в том числе:
-практические занятия
-теоретические занятия
в том числе: консультации
Промежуточная аттестация

Объем часов
96
76
26
50
20
Защита индивидуального проекта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.12 Проектная деятельность

Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
,проект
Содержание учебного материала

Объем часов
6

Уровень
усвоения

2

1

2. Понятие о науке, познании, исследовании.

2

2

Самостоятельная работа № 1. Работа с научной литературой по теме исследования.
Содержание учебного материала

2
6

2

1.Понятие «метод», «методология», «эксперимент», «закономерность».
2.Понятие о логике исследования.
3.Методологические принципы. Структура методологии.

2
2
2

2
2
2

Содержание учебного материала

8

1.Типы проектов по сферам деятельности (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный).
2.Классы проектов (монопроекты, мультипроекты, мегапроекты).

2

2

2

2

3.Виды проектов (инновационный, конструкторский, исследовательский, инженерный,
информационный, творческий, социальный, прикладной)

2

2

Самостоятельная работа № 2.Разработка алгоритма работы над проектом.

2

2

Содержание учебного материала

8

1.Выбор темы. Определение степени значимости темы проекта. Требования к выбору и
формулировке темы.

2

1.Цели и задачи курса. Проект как один из видов самостоятельной деятельности
ющегося.

обуча-

2

2.Актуальность и практическая значимость исследования.

2

2

3.Определение цели и задач. Типичные способы определения цели. Эффективность целеполагания.
Самостоятельная работа № 3. Формулирование и оформление Введения исследовательской работы
Содержание учебного материала

2

1

2

2

1.Основной этап: обсуждение методологических аспектов и организация работы, структурирование проекта, работа над проектом.

2

2

2.Виды литературных источников информации. Информационные ресурсы.

2

2

3.Планирование: подбор необходимых материалов, определение способов сбора и анализа
информации. Заключительный этап: подведение итогов, оформление результатов, презентация проекта
Самостоятельная работа № 4. Формулирование и оформление теоретических и практических аспектов проектной деятельности. Оформление плана работы над проектом.
Содержание учебного материала

2

2

2

2

1.Реферат: структура, этапы работы, требования к оформлению, критерии оценки.

2

2

Самостоятельная работа № 5. Подготовка сообщения «Общие требования к оформлению текста».
Содержание учебного материала

2

2

1. Выполнение исследовательской работы в форме рефератов

2

2

2.Доклад: структура, этапы работы, требования к оформлению, критерии оценки. Публичная защита реферата.
Самостоятельная работа № 6. Подготовка авторского доклада

2

2

2

2

Содержание учебного материала

24

1.Общие требования к оформлению текста (ГОСТы по оформлению машинописных работ:
выбор формата бумаги, оформление полей, знаков препинания, нумерации страниц, рубрикации текста, способы выделения отдельных частей текста.

2

2

2.Правила оформления титульного листа, содержания проекта.

2

2

8

4

6

3.Оформление библиографического списка.

Зачётное занятие

Практическое занятие № 1. Оформление титульного листа, содержания. Правила
оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем.
Практическое занятие № 2.Требования к приложениям результатов исследования индивидуального проекта . Оформление библиографического списка. Оформление приложения
результатов исследования индивидуального проекта.

2

2

2

2

Практическое занятие №3. Оформление реферата и его защита.
Практическое занятие №4 Оформление учебного проекта
Практическое занятие № 5. Презентация проекта. Особенности работы в программе
PowerPoint. Требования к содержанию слайдов.
Практическое занятие № 6. Оформление доклада к защите учебного проекта
Практическое занятие№ 7.Оформление приложений исследовательской части индивидуального проекта.
Самостоятельная работа № 7. Оформление презентации по теме исследования проектной деятельности в программе PowerPoint и предоставление её на защиту.
Содержание учебного материала
Практическое занятие №8 Публичная защита индивидуальных проектов

2
2
2

2
2
2

2
2

2
2

2

2

2
2

3

Всего:

70
В т.ч.
теория 40
ЛПЗ 16
СРС 14

2.3. Перечень тем индивидуальных проектов по общеобразовательным дисциплинам по ППКРС
Физика
1.
Акустические свойства полупроводников.
2.
Альтернативная энергетика.
3.
Андре Мари Ампер - основоположник электродинамики.
4.
Асинхронный двигатель.
5.
Астероиды.
6.
Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
7.
Безконтактные методы контроля температуры.
8.
Биполярные транзисторы.
9.
Величайшие открытия физики.
10.
Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
11.
Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
12.
Вселенная и темная материя.
13.
Галилео Галилей - основатель точного естествознания
14.
Голография и ее применение.
15.
Движение тела переменной массы.
16.
Дифракция в нашей жизни.
17.
Жидкие кристаллы.
18.
Законы Кирхгофа для электрической цепи.
19.
Законы сохранения в механике.
20.
Значение открытий Галилея.
21.
Исаак Ньютон - создатель классической физики.
22.
Использование электроэнергии в транспорте.
23.
Классификация и характеристики элементарных частиц.
24.
Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
25.
Конструкция и виды лазеров.

26.
Королев Сергей Павлович - конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.
27.
Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).
28.
Курчатов Игорь Васильевич - физик, организатор атомной науки и техники.
29.
Лазерные технологии и их использование.
30.
Леонардо да Винчи - ученый и изобретатель.
31.
Ленц Эмилий Христианович - русский физик.
32.
Ломоносов Михаил Васильевич - ученый энциклопедист.
33.
Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).
34.
Макс Планк.
35.
Метод меченых атомов.
36.
Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.
37.
Методы определения плотности.
38.
Модели атома. Опыт Резерфорда.
39.
Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
40.
Молния - газовый разряд в природных условиях.
41.
Нанотехнология - междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.
42.
Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
43.
Николай Коперник - создатель гелиоцентрической системы мира.
44.
Нильс Бор - один из создателей современной физики.
45.
Нуклеосинтез во Вселенной.
46.
Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.
47.
Оптические явления в природе.
48.
Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости .
49.
Переменный электрический ток и его применение.
50.
Плазма - четвертое состояние вещества.
51.
Планеты Солнечной системы.
52.
Полупроводниковые датчики температуры.
53.
Попов Александр Степанович - русский ученый, изобретатель радио.

54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.

Применение жидких кристаллов в промышленности.
Применение ядерных реакторов
Природа ферромагнетизма.
Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
Производство, передача и использование электроэнергии.
Происхождение Солнечной Системы.
Пьезоэлектрический эффект его применение.
Развитие средств связи и радио.
Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
Реликтовое излучение.
Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
Рождение и эволюция звезд.
Роль Циолковского в развитии космонавтики.
Свет - электромагнитная волна.
Силы трения.
Современная спутниковая связь.
Современная физическая картина мира.
Современные средства связи.
Солнце - источник жизни на Земле.
Столетов Александр Григорьевич - русский физик.
Трансформаторы.
Ультразвук. (Получение, свойства, применение).
Управляемый термоядерный синтез.
Ускорители заряженных частиц.
Фарадей Майкл - создатель учения об электромагнитном поле.
Физика и музыка.
Физические свойства атмосферы.
Фотоэлементы.
Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.

83.
84.
85.
86.
87.
88.

Черные дыры.
Шкала электромагнитных волн.
Экологические проблемы и возможные пути их решения.
Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
Эрстед Ханс Кристиан - основоположник электромагнетизма.
Якоби Борис Семенович - физик и изобретатель.

Астрономия
1. Легенды и мифы на небе.
2. Звездные карты и координаты.
3. Суточное движение светил на различных широтах. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям.
4. Эклиптика. Видимое движение Солнца.
5. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения.
6. Время и календарь.
7. Состав и масштабы Солнечной системы.
8. Конфигурации и условия видимости планет.
9. Законы Кеплера.
10. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
11. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Космические скорости и форма орбит. Возмущения в движении планет. Приливы. Определение масс небесных тел.
12. Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Определение физических свойств и скорости движения
небесных тел по их спектрам.
13. Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.
14. Планета Земля.
15. Луна – естественный спутник Земли.
16. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.
17. Планеты – гиганты.
18. Малые тела Солнечной системы (астероиды, болиды, метеориты, кометы, метеоры и метеорные потоки).

19. Солнце – ближайшая звезда.
20. Определение расстояний до звезд.
21. Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд. Цвет, спектры и температура звезд.
22. Двойные звезды. Массы звезд.
23. Размеры звезд. Плотность их вещества.
24. Цефеиды. Новые и сверхновые звезды.
25. Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд.
26. Наша галактика.
27. Диффузная материя.
28. Другие звездные системы – галактики.
Математика
1.
Непрерывные дроби
2.
Применение сложных процентов в экономических расчетах
3. Параллельное проектирование
4. Средние значения и их применение в статистике
5. Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве
6. Сложение гармонических колебаний
7. Графическое решение уравнений и неравенств
8. Правильные и полуправильные многогранники
9. Конические сечения и их применение в технике
10. Понятие дифференциала и его приложения
11. Схемы Бернулли повторных испытаний
12. Исследование уравнений и неравенств с параметром
Биология
1.
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
2. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
3. Драматические страницы в истории развития генетики.

4.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
5.
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
6. «Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии.
7. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
8. Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения
9.
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
10.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
11.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
12.
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
13.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
14.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме - биосфере.
15.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
16.
Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
17.
Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
18.
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
19.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
20.
Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).
21.
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
22.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Химия
Биотехнология и генная инженерия - технологии XXI века.
Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.
Современные методы обеззараживания воды.
Аллотропия металлов.
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
«Периодическому закону будущее не грозит разрушением...».

7. Синтез 114-го элемента - триумф российских физиков-ядерщиков.
8. Изотопы водорода.
9. Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
10. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
11. Плазма - четвертое состояние вещества.
12. Аморфные вещества в природе, технике, быту.
13. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.
14. Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).
15. Защита озонового экрана от химического загрязнения.
16. Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.
17. Косметические гели.
18. Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
19. Минералы и горные породы как основа литосферы.
20. Растворы вокруг нас. Типы растворов.
21. Вода как реагент и как среда для химического процесса.
22. Жизнь и деятельность С. Аррениуса.
23. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
24. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
25. Серная кислота - «хлеб химической промышленности».
26. Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
27. Оксиды и соли как строительные материалы.
28. История гипса.
29.Поваренная соль как химическое сырье.
30. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
31. Реакции горения на производстве и в быту
32. Виртуальное моделирование химических процессов.
33. Электролиз растворов электролитов.
34. Электролиз расплавов электролитов.

35. Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.
36. История получения и производства алюминия.
37. Электролитическое получение и рафинирование меди.
38. Жизнь и деятельность Г. Дэви.
39. Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
40.История отечественной черной металлургии. Современное металлургическое производство.
41. История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.
42. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
43. Инертные или благородные газы.
44. Рождающие соли - галогены.
45. История шведской спички.
46. История возникновения и развития органической химии.
47. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.
48. Витализм и его крах.
49. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
50. Современные представления о теории химического строения.
51. Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
52. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.
53. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
54. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
55. Углеводородное топливо, его виды и назначение.
56. Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
57. Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
58. Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней.
59.Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества
Экология
1. Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
2. Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

3. Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
4. Возобновимые и невозобновимые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
5. Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
6. История и развитие концепции устойчивого развития
7. Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему.
8. Основные экологические приоритеты современного мира.
9. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
10. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
11. Популяция как экологическая единица.
12. Причины возникновения экологических проблем в городе.
13. Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
14. Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
15. Проблемы почвенной эрозии и способы её решения в России.
16. Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
17. Система контроля экологической безопасности в России.
18. Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
19. Среда обитания и среды жизни: сходства и различия.
20. Структура экологической системы.
21. Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
22. Твёрдые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
23. Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
География
1. Новейшие изменения политической карты мира;
2. Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира;
3. Типы природопользования в различных регионах и странах мира;
4. Особенности современного воспроизводства мирового населения;
5. Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты;
6. Качество жизни населения в различных странах и регионах мира;

7. Языки народов мира;
8. Современные международные миграции населения;
9. Особенности урбанизации в развивающихся странах;
10. Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира;
11. Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки;
12. «Мировые города» и их роль в современном мировом развитии;
13. Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства;
14. Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа;
15. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира;
16. Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства;
17. Международный туризм в различных странах и регионах мира;
18. «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы;
19. Запад и Восток Германии сегодня;
20. Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии;
21. Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае;
22. Особенности политической карты Африки;
23. Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки;
24. Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом»;
25. Географический рисунок хозяйства США;
26. Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки;
27. Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии;
28. Особенности современного экономико-географического положения России;
29. Внешняя торговля товарами России;
30. Глобальная проблема изменения климата.
Информатика
1.Программное обеспечение компьютера.
2. Виды программного обеспечения.

3. Операционные системы.
4. Работа с программным обеспечением.
5. Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.
6. Файловая структура.
7. Понятие файла.
8. Поиск файлов.
9.Маска файла.
10. Кодирование информации.
11. Кодирование текстовой информации.
12. Кодирование цветов.
13. Кодирование звуковой информации.
14. Кодирование числовой информации.
15. Двоичная система счисления.
16. Логические функции.
17. Логические основы построения компьютерной техники.
18. Информация.
19. Виды информации.
20. Свойства информации.
21. Носители информации.
22. Способы передачи информации.
23. Операции над информацией.
24. Информационные технологии.
ОБЖ
1.
2.
3.
4.

Эволюция среды обитания, переход к техносфере.
Взаимодействие человека и среды обитания.
Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.
Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
ния.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Здоровый образ жизни - основа укрепления и сохранения личного здоровья.
Факторы, способствующие укреплению здоровья.
Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.
Роль физической культуры в сохранении здоровья.
Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.
Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
Табакокурение и его влияние на здоровье.
Наркотики и их пагубное воздействие на организм.
Компьютерные игры и их влияние на организм человека.
Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.
Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживаТерроризм как основная социальная опасность современности.
Космические опасности: мифы и реальность.
Современные средства поражения и их поражающие факторы.
Оповещение и информирование населения об опасности.
Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск.
Основные виды вооружения и военной техники в российской Федерации.
Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.
Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации.
Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Символы воинской чести.
Патриотизм и верность воинскому долгу.
Дни воинской славы России.
Города-герои в Российской Федерации.

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Города воинской славы в Российской Федерации.
Профилактика инфекционных заболеваний
Первая помощь при острой сердечной недостаточности.
СПИД - чума 21 века.
Оказание первой помощи при бытовых травмах.
Духовность и здоровье семьи.
Здоровье родителей - здоровье ребенка.
Формирование здорового образа жизни с пеленок.
Как стать долгожителем.
Рождение ребенка - высшее чудо на Земле.
Политика государства по поддержке семьи.

Русский язык и литература
1. Русский язык среди других языков мира.
2. Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
3. Языковой портрет современника.
4. Молодежный сленг и жаргон.
5. Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
6. А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
7. Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
8. Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
9. Язык и культура.
10.Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.
11.Вопросы экологии русского языка.
12.Виды делового общения, их языковые особенности.
13.Языковые особенности научного стиля речи.

14.Особенности художественного стиля.
15.Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
16.Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
17.СМИ и культура речи.
18.Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
19.Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
20.Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
21.Русское письмо и его эволюция.
22.Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
23.Антонимы и их роль в речи.
24.Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
25.Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
26.Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
27.В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
28.Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
29.Исторические изменения в структуре слова.
30.Учение о частях речи в русской грамматике.
31.Грамматические нормы русского языка.
32.Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
33.Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
34.Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
35.Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
36.Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
37.Слова-омонимы в морфологии русского языка.

38.Роль словосочетания в построении предложения.
39.Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантик
40.Синтаксическая роль инфинитива.
41.Предложения с однородными членами и их функции в речи.
42.Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
43.Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
44.Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
45.Синонимика простых предложений.
46.Синонимика сложных предложений.
47.Использование сложных предложений в речи.
48.Способы введения чужой речи в текст.
49.Русская пунктуация и ее назначение.
50.Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.
История
1.
Происхождение человека: дискуссионные вопросы
2.
Начало цивилизации
3.
Древний Восток и Античность: сходство и различия
4.
Феномен западноевропейского Средневековья
5.
Восток в Средние века
6.
Основы российской истории
7.
Происхождение Древнерусского государства
8.
Русь в эпоху раздробленности
9.
Возрождение русских земель (Х^ - ХУ вв.)
10.
Рождение Российского централизованного государства
11.
Смутное время в России
12.
Россия в ХУП в.: успехи и проблемы

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

Наш край с древнейших времён до конца ХУП в.
Истоки модернизации в Западной Европе
Революции ХУП - ХУШ в.в. как порождение модернизационных процессов
Страны Востока в раннее Новое время
Становление новой России (конец XVII - начало XVIII в.)
Россия XVIII в.: победная поступь империи
Наш край в XVIII в.
Рождение индустриального общества
Восток и Запад в XIX в.: борьба и взаимовлияние
Отечественная война 1812 г.
Россия XIX в.: реформы или революция
Наш край в XIX в.
Мир начала XX в.: достижения и противоречия
Великая российская революция
Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития
Советский вариант модернизации: успехи и издержки
Наш край в 1920 - 1930-е гг.
Вторая мировая война: дискуссионные вопросы
Великая Отечественная война: значение и цена Победы
Наш край в годы Великой Отечественной войны
От индустриальной цивилизации к постиндустриальной
Конец колониальной эпохи
СССР: триумф и распад
Наш край во второй половине 1940-х - 1991 гг.
Российская Федерация и глобальные вызовы современности
Наш край на рубеже XX - XXI в.

Обществознание
1. Человек, индивид, личность - взаимосвязь понятий
2. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми
3. Проблема познаваемости мира в трудах ученых
4. Я или мы - взаимодействие людей в обществе
5. Индустриальная революция - плюсы и минусы
6. Г лобальные проблемы человечества
7. Современная массовая культура - достижение или деградация?
8. Наука в современном мире -все ли достижения полезны человеку?
9. Кем быть? Проблема выбора профессии.
10.
Современные религии
11.
Роль искусства в обществе
12.
Экономика современного общества
13.
Структура современного рынка товаров и услуг
14.
Безработица в современном мире - сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных
странах.
15.
Я и мои социальные роли
16.
Современные социальные конфликты
17.
Современная молодежь - проблемы и перспективы
18.
Этносоциальные конфликты в современном мире
19.
Семья как ячейка общества
20.
Политическая власть - история и современность
21.
Политическая система современного российского общества
22.
Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
23.
Формы государства - сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно из истории, другое современное).
24.
Формы участие личности в политической жизни

25.
26.
27.
28.
29.

Политические партии современной России
Право и социальные нормы
Система права и система законодательства
Развитие прав человека в ХХ - начале XXI вв.
Характеристика отрасли российского права (на выбор).

Английский язык
1. Аббревиатура как лингвистическая особенность on-line общения.
2. Феномен аббревиации в e-mail и on-line игр.
3. Английские и русские пословицы и поговорки, трудности их перевода.
4. Удивительный мир сонетов У. Шекспира: особенности написания, трудности перевода на русский язык
5. «Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг: проблематика и трудности перевода на русский язык.
6. Изображения на банкнотах как средство хранения культурно-исторической информации о народе.
7. Роль женщин-монархов в Британской истории
8. Животные в английских пословицах и поговорках и их русские эквиваленты, трудности перевода
9. Роль известных шотландских писателей в формировании облика литературы Соединенного королевства
10. Роль известных писателей Северной Ирландии в формировании облика литературы Соединенного королевства
11. Роль известных писателей Уэльса в формировании облика литературы Соединенного королевства
12. Истории о Винни-Пухе А. Милна в переводе Б. Заходера – особенности перевода шуток.
13. Исторические связи России и Великобритании: основные этапы и особенности
14. История формирования степеней сравнения английских имен прилагательных.
15. Язык как средство хранения культурно-исторической информации в истории британского костюма
16. Традиции и обычаи Шотландии и Уэльса. Сравнительные характеристики.
17. Традиции питания в Великобритании и США: сравнительная характеристика
18. Королевская семья Великобритании: роль в формировании образа Великобритании в мире.
19. Лимерик как жанр английской поэзии: особенности, место в литературе

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Приметы и суеверия Великобритании, их история.
Притяжательный падеж в истории английского языка.
Различия между Британским и американским вариантами английского языка.
Различия в изображении женщин в русских и английских пословицах
Изобретения британцев, оказавшие влияние на мировую науку.
Флористические символы англоговорящих стран: история и особенности.
Государственные символы англоговорящих стран: история и особенности
Творчество Чарльза Диккенса: проблематика и особенности
Способы словообразования имен прилагательных в английском языке.
Сравнительная характеристика праздников в США и Великобритании.
Средства массовой информации в Великобритании и США: сравнительная характеристика
Структура русских народных сказок и особенности их перевода на английский язык.
Топонимика. Происхождение географических названий в разных регионах Великобритании.
Удивительный мир сонетов У. Шекспира: особенности написания, трудности перевода на русский язык

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов ;
- рабочее место преподавателя;
- доска магнитная;
- мебель: стеллажи, полки, шкафы.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер (ПК);
- мультимедиа;
- видеопроектор;
- экран;
-сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники для студента:
1. Методические рекомендации для преподавателей и студентов/ Гололобова Елена
Викторовна, Кизел – 2016.
Основные источники для преподавателя:
1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов:
учеб. для студ. средн. пед. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.:
издательский центр «Академия», 2016
2. Пастухова И.П., Тарасова Н.В.. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Тарасова Н.В., Пастухова И.П. – М.: Издательский
центр «Академия», 2017
3. Пастухова И.П., Тарасова Н.В..Основы учебно-исследовательской деятельности
студентов: учеб.пособие для студ.учреждений сред. проф. образования / И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
4. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2017.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ,
2018.
Дополнительные источники:
1. Гин, С. И. Проект или исследование? / С. И. Гин // Пачатковая школа. – 2019. – №
6. – С. 49–51
2. Гурман С.М.Оформление учебных текстовых документов: Методические указания / С.М. Гурман, В.И. Семенов. – Богданович, 2017
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ,
2016.

4. Шурыгина А.Г., Носова Н.В. Программа учебных модулей «Основы проектной
деятельности» для учащихся основной школы разработанным А.Г. Шурыгиной и
Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2017
5. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2016.
Интернет-ресурсы:
1. http://psystudy.ru/ - электронный научный журнал
2. http://studentam.net/ - электронная библиотека учебников
3. http://www.gumer.info/ - библиотека
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения

1. владение навыками коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
2. способность к инновационной,
аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
3. владение навыками проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя
знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
4. способность постановки цели и
формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора
и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования
на основе собранных данных, презентации результатов;
5. способность применять теоретические знания при выборе темы и
разработке проекта;
6. способность разрабатывать струк-

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1.

Оценка выполнения работ
практических занятий.
2.
Оценка выполнения работ
вне учебной самостоятельной
работа.
3.
Оценка защиты
индивидуального проекта.

32

туру конкретного проекта;
7. владение умением определять методологию исследовательской деятельности;
8. владение умением использовать
справочную нормативную, правовую документацию;
9. владение умением проводить исследования;
10. владение знаниями оформлять
библиографию, цитаты, ссылки, чертежи, схемы формулы;
11. способность представлять результаты исследования в форме презентации.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен обладать
элементами общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере.
33

5. Регистрация внесения изменений
№№

замена

Номера страниц
новые
аннулиров.

Основания для
внесения изменений

Дата

Подпись

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».