Рабочая программа УД Физическая культура

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»

Рассмотрено на заседании ПЦК
Общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1
« » _____________ 2021г.
___________ О.В.Думнова

Утверждаю
зам.директора по УР:
«___»______________2021г.
_____________
Т.В. Славко

Рабочая программа
Учебной дисциплины
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Гусиноозерск, 2021

Программа учебной дисциплины ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС СОО) для
профессий среднего профессионального образования (далее СПО).
15.01.15 Повар кондитер, группа ПК – 21
23.01.06 Машинист дорожных строительных машин, группа МД – 21
15.01.15 Сварщик , группа СВ – 21

Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум»
Разработчик программы: __________________________Т.Е. Подпалова, преподаватель высшей
квалификационной категории

Дата

Согласование
Проверено
Согласовано

Должность
Зав. по ПО и БОП
Ульянова С.А.
Зав. методкабинетом
Белых Л.В.

Подпись

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка .................................................................................................... 4
Общая характеристика учебной дисциплины «Физическая культура» …..5
Место учебной дисциплины в учебном плане ............................................................... 8
Результаты освоения учебной дисциплины ................................................................... 9
Содержание учебной дисциплины .................................................................................. 11
Тематическое планирование............................................................................................ 17
Характеристика основных видов деятельности студентов .......................................... 19
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной
дисциплины «Физическая культура» ............................................................................. 25
Рекомендуемая литература .............................................................................................. 26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура»
предназначена для организации занятий по физической культуре в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Физическая культура», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Физическая культура» направлено на достижение
следующих целей:
формирование физической культуры личности будущего профессионала,
востребованного на современном рынке труда;
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных
возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к
собственному здоровью, в занятиях физкультурнооздоровительной и спортивнооздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического
воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными
физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений
и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического
здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в
формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах
занятий физическими упражнениями.
Программа учебной дисциплины «Физическая культура» служит
основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные
организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют
содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных
часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных
работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих
и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования
в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования - программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов
среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» направлено на
укрепление здоровья, повышение физического потенциала, работоспособности
обучающихся, на формирование у них жизненных, социальных и профессиональных
мотиваций.
Реализация содержания учебной дисциплины «Физическая культура» в
преемственности с другими общеобразовательными дисциплинами способствует
воспитанию, социализации и самоидентификации обучающихся, посредством личностно и
общественно значимой деятельности, становлению целесообразного здорового образа
жизни.
Методологической основой организации занятий по физической культуре является
системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного
процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических
особенностей и качества здоровья обучающихся.
В соответствии со структурой двигательной деятельности содержание учебной
дисциплины
«Физическая
культура»
представлено тремя
содержательными линиями:

физкультурно-оздоровительная, спортивно

оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной подготовкой, введение в
профессиональную деятельность специалиста.

Первая содержательная линия ориентирует образовательный процесс на
укрепление здоровья студентов и воспитание бережного к нему отношения. Через свое
предметное содержание она нацеливает на формирование

интересов и потребностей студентов в регулярных занятиях физической
культурой и спортом, на творческое использование осваиваемого учебного материала в
разнообразных формах активного отдыха и досуга, в самостоятельной физической
подготовке к предстоящей жизнедеятельности.

Вторая содержательная линия соотносится с интересами студентов в занятиях
спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного
уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся.

Третья содержательная линия ориентирует образовательный процесс на
развитие интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и показывает
значение физической культуры для дальнейшего профессионального роста
самосовершенствования, конкурентоспособности на современном рынке труда.

Основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется в
процессе теоретических и практических занятий и представлено разделами:

теоретическая часть и практическая часть.
Теоретическая часть направлена на формирование у обучающимися
мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание
студентами значения здорового образа жизни и двигательной активности в
профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.

Практическая часть - предусматривает организацию учебнометодических и
учебно-тренировочных занятий.

Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: формирование у
студентов установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов
профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и
самомассажа, психорегулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими
самостоятельно анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами
неотложной доврачебной помощи. Темы учебно-методических занятий определяются по
выбору из числа предложенных программой.
На учебно-методических
консультации, на которых по
индивидуальную двигательную

занятиях

преподаватель проводит

результатам тестирования помогает определить
нагрузку
с оздоровительной и

профессиональной направленностью.

Учебно-тренировочные занятия содействуют укреплению здоровья, развитию
физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей
организма студентов, а также профилактике профессиональных заболеваний.
Для организации учебно-тренировочных занятий студентов по физической культуре
кроме обязательных видов спорта (легкая атлетика,

кроссовая подготовка, лыжи, плавание, гимнастика, спортивные игры) дополнительно
предлагаются нетрадиционные виды спорта (ритмическая и атлетическая гимнастика, ушу,
стретчинг, таэквондо, армрестлинг,
пауэрлифтинг и др.). Вариативные компоненты содержания обучения выделены курсивом.
Специфической особенностью реализации содержания учебной дисциплины
«Физическая культура» является ориентация образовательного процесса на получение
преподавателем физического воспитания оперативной информации о степени освоения
теоретических и методических знаний, умений, о состоянии здоровья, физического
развития,
двигательной,
психофизической,
профессионально-прикладной
подготовленности студента.
С этой целью до начала обучения в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, студенты проходят
медицинский осмотр (диспансеризацию) и компьютерное тестирование. Анализ
физического
развития,
физической
подготовленности,
состояния
основных

функциональных систем позволяет определить медицинскую группу, в какой
целесообразно заниматься обучающимся: в основной, подготовительной или специальной.
К основной медицинской группе относятся студенты, не имеющие отклонений в
состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и достаточной физической
подготовленностью.
К подготовительной медицинской группе относятся лица с недостаточным
физическим развитием, слабой физической подготовленностью, без отклонений или с
незначительными временными отклонениями в состоянии здоровья.
К специальной медицинской группе относятся студенты, имеющие патологические
отклонения в состоянии здоровья.
Используя результаты медицинского осмотра студентов, их индивидуальные
желания заниматься тем или иным видом двигательной активности, преподаватель
физического воспитания распределяет студентов в учебные отделения: спортивное,
подготовительное и специальное.
На спортивное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы,
имеющие сравнительно высокий уровень физического развития и физической
подготовленности, выполнившие стандартные контрольные нормативы, желающие
заниматься одним из видов спорта, культивируемых в СПО. Занятия в спортивном
отделении направлены в основном на подготовку к спортивным соревнованиям в
избранном виде спорта.
На
подготовительное
отделение
зачисляются
студенты
подготовительной медицинских групп. Занятия носят оздоровительный

основной

и

характер, направлены на совершенствование общей и профессиональной двигательной
подготовки.
В специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные по состоянию здоровья
к специальной медицинской группе. Занятия с этими студентами нацелены на устранение
функциональных отклонений и недостатков в их физическом развитии, формирование
правильной осанки, совершенствование физического развития, укрепление здоровья и
поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения.
Таким образом, освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура»
предполагает, что студентов, освобожденных от занятий физическими упражнениями,
практически нет. Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность
обучающихся может снижаться или прекращаться. Студены, временно освобожденные по
состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебнометодический материал, готовят рефераты, выполняют индивидуальные проекты. Темой
реферата может быть: «Использование индивидуальной двигательной активности и
основных валеологических факторов для профилактики и укрепления здоровья» (при том
или ином заболевании).
Все контрольные нормативы по физической культуре студенты сдают в течение
учебного года для оценки преподавателем их функциональной и двигательной

подготовленности, в том числе и для оценки их готовности к выполнению нормативов
Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).1
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура»
завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках
промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Физическая культура» является учебным предметом
обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования, учебная

дисциплина «Физическая культура» изучается в общеобразовательном цикле учебного
плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ОПОП СПО дисциплина «Физическая культура» входит в состав
общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, к
целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с
валеологической и профессиональной направленностью; неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
потребность к самостоятельному использованию физической культуры, как
составляющей доминанты здоровья;
приобретение личного опыта творческого использования профессиональнооздоровительных средств и методов двигательной активности;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и
установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных
действий
в
процессе
целенаправленной двигательной активности, способности их
использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях
навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
способность к построению индивидуальной образовательной траектории
самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков
профессиональной адаптивной физической культуры.
способность использования системы значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно
общаться и взаимодействовать в процессе физкультурнооздоровительной и спортивной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
умение оказывать первую помощь при занятиях спортивнооздоровительной
деятельностью;
патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
готовность к служению Отечеству, его защите;
метапредметных:
способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной,
спортивной, физкультурной, в оздоровительной и социальной практике;
готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с
использованием специальных средств и методов двигательной активности;

освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебнометодических и
практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и
спортивной), экологии, ОБЖ;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре,
получаемую из различных источников;
формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности,
моделирующих профессиональную подготовку;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм
информационной безопасности;
предметных
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности
для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья,
поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с
учебной и производственной деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей
здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и
физических качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и производственной
деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой
работоспособности;
владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов
спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к
выполнению нормативов Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретическая часть

Введение. Физическая культура в обшекультурной и профессиональной
подготовке студентов СПО
Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура и
личность профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в
формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия,
предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек.
Особенности организации занятий со студентами в процессе освоения содержания
учебной дисциплины «Физическая культура». Введение Всероссийского физкультурно спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Требования к технике
безопасности при занятиях физическими упражнениями

1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в

обеспечении здоровья
Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь
общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья
молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа
жизни. Двигательная активность.
Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике
курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании
здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной
деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические
средства оздоровления и управления работоспособностью:
закаливание, личная
гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Материнство и здоровье. Профилактика
профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.
2. Основы методики самостоятельных занятий физическими

упражнениями

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и
содержание.
Организация занятий физическими упражнениями различной направленности.
Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы
построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки
утомления.
Факторы
регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки.
Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств.
3.

Самоконтроль, его основные методы,
показатели и критерии оценки

Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм,
функциональных проб, упражнений — тестов для оценки физического развития,
телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.
Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по
результатам показателей контроля.
4. Психофизиологические основы учебного и производственного труда.

Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и
учебного труда студентов
профессиональных
образовательных организаций. Динамика работоспособности в учебном году и факторы, ее
определяющие. Основные причины изменения общего состояния студентов в период
экзаменационной
сессии.
Критерии
нервноэмоционального,
психического,
и

психофизического утомления. Методы повышения эффективности производственного и
учебного труда. Значение мышечной релаксации.
Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
5. Физическая культура в профессиональной деятельности

специалиста

Личная и социально-экономическая необходимость специальной адаптивной и
психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и

профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами
двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и
методами физического воспитания. Тестирование состояния здоровья, двигательных
качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность)
предъявляет повышенные требования.
Практическаячасть
Учебно-методические занятия
Содержание учебно-методических занятий определяется по выбору преподавателя с
учетом интересов студентов.

1.

Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости,
утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции.
Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.
2.
Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими
упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного
отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
3.
Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.
4.
Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорнодвигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и
методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения.
5.
Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной
гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности обучающихся.
6.
Методика определения профессионально значимых психофизиологических и
двигательных качеств на основе профессиограммы специалиста. Спортограмма и
профессиограмма.
7.
Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и
общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития
профессионально значимых качеств и свойств личности.
8.
Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальная карта здоровья).
Определение уровня здоровья (по Э.Н. Вайнеру).
9.
Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с
учетом профессиональной направленности.

Учебно-тренировочные занятия
При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель

определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии
здоровья обучающихся, дает индивидуальные рекомендации для самостоятельных занятий в
том или ином виде спорта.

1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию
выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания,
восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование;
бег 100 м, эстафетный бег 4'100 м, 4 400 м; бег по прямой с различной скоростью,
равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши), прыжки в длину с
разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись»,
перешагивания, «ножницы», перекидной; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г
(юноши); толкание ядра.

2.

Лыжная подготовка

Решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает резервные
возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает защитные функции
организма. Совершенствует силовую выносливость, координацию движений. Воспитывает
смелость, выдержку, упорство в достижении цели.
Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и
препятствий. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния
лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон,
финиширование и др. Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши). Основные
элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при
занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.

3.

Гимнастика

Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, выносливость,
координацию, гибкость, равновесие, сенсоторику. Совершенствует память, внимание,
целеустремленность, мышление.
Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с
гантелями, с набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки). Упражнения для
профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с
расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание,
висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения.
Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики.

4.

Спортивные игры

Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной
двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию

координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции;
дифференцировке пространственных временных и силовых параметров движения,
формированию двигательной активности, силовой и скоростной выносливости;
совершенствованию взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие,
внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое
принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.
Из перечисленных спортивных игр профессиональная образовательная организация
выбирает те, для проведения которых есть условия, материальнотехническое оснащение,
которые в большей степени направлены на предупреждение и профилактику
профзаболеваний, отвечают климатическим условиям региона.
Волейбол
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар,
прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и
перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и
последующим скольжением на груди- животе, блокирование, тактика нападения, тактика
защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам
волейбола. Игра по правилам.
Баскетбол
Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении,
прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика
защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам
баскетбола. Игра по правилам.
Ручной мяч
Передача и ловля мяча в тройках, передача и ловля мяча с откосом от площадки,
бросок мяча из опорного положения с сопротивлением защитнику, перехваты мяча,
выбивание или отбор мяча, тактика игры, скрестное перемещение, подстраховка защитника,
нападение, контратака.
Футбол (для юношей)
Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой на месте и в
прыжке, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, техника игры
вратаря, тактика защиты, тактика нападения. Правила игры. Техника безопасности игры.
Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам.

5. Виды спорта по выбору
Ритмическая гимнастика
Занятия способствуют совершенствованию координационных способностей,
выносливости, ловкости, гибкости, коррекции фигуры. Оказывают оздоровительное
влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную системы. Использование
музыкального сопровождения совершенствует чувство ритма.
Индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной
амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. Комплекс
упражнений с профессиональной направленностью из 26-30 движений.

Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах
Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик
движений, совершенствует регуляцию мышечного тонуса. Воспитывает абсолютную и
относительную силу избранных групп мышц.
Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с
эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Техника
безопасности занятий.
Элементы единоборства
Знакомство с видами единоборств и их влиянием на развитие физических,
нравственных и волевых качеств.
Каратэ-до, айкидо, таэквондо (восточные единоборства) развивают сложнокоординационные движения, психофизические навыки (предчувствие ситуации, мгновенный
анализ сложившейся ситуации, умение избежать стресс, снятие
психического напряжения, релаксация, регуляция процессов психического возбуждения и
торможения, уверенность и спокойствие, способность принимать правильное решение
мгновенно).
Дзюдо, самбо, греко-римская, вольная борьба формируют психофизические навыки
(преодоление, предчувствие, выбор правильного решения, настойчивость, терпение),
обучают приемам самозащиты и зашиты, развивают физические качества (статическую
и динамическую силы, силовую выносливость, общую выносливость, гибкость).
Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка.
Подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против
двоих» и т.д. силовые упражнения и единоборства в парах. Овладение приемами страховки,
подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами.
Правила соревнований по одному из видов единоборств. Гигиена борца. Техника
безопасности в ходе единоборств.
Дыхательная гимнастика
Упражнения дыхательной гимнастики могут быть использованы в качестве
профилактического средства физического воспитания.
Дыхательная гимнастика используется для повышения основных функциональных
систем: дыхательной и сердечно-сосудистой. Позволяет
увеличивать жизненную емкость легких. Классические методы дыхания при выполнении
движений. Дыхательные упражнения йогов. Современные методики дыхательной
гимнастики (Лобановой-Поповой, Стрельниковой, Бутейко).
Спортивная аэробика
Занятия спортивной аэробикой совершенствуют чувство темпа, ритма,
координацию движений, гибкость, силу, выносливость.
Комбинация из спортивно-гимнастических и акробатических элементов.
Обязательные элементы: подскоки, амплитудные махи ногами, упражнения для мышц
живота, отжимание в упоре лежа - четырехкратное исполнение подряд. Дополнительные
элементы: кувырки вперед и назад, падение в упор лежа, перевороты вперед, назад, в
сторону, подъем разгибом с лопаток, шпагаты, сальто.
Техника безопасности при занятии спортивной аэробикой.
При заинтересованности обучающихся и наличии соответствующих условий и
специалиста в образовательном учреждении могут проводиться также занятия по
гиброаэробике, стретчинговой гимнастике, по гимнастической методике хатхи-йоги, ушу

— динамические комплексы упражнений, пауэрлифтинг, армрестлинг, бейсбол.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Физическая культура » в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) вне
зависимости от профиля профессионального образования максимальная учебная нагрузка
обучающихся составляет:
по профессиям СПО – 171 час. Из них: теория – 10 часов, включая практические
занятия, - 161 час
Вид учебной работы

Количество часов
Аудиторные
занятия

Аудиторные занятия. Содержание обучения

В том числе:
практические

Теоретическая часть
Ведение. Физическая культура в обшекультурной и
профессиональной подготовке студентов СПО.

2

Основы здорового образа жизни.
культура в обеспечении здоровья.

2

Физическая

Основы
методики
самостоятельных
физическими упражнениями.

занятий

2

Самоконтроль, его основные методы, показатели и
критерии оценки.

1

Психофизиологические
основы
учебного
и
производственного труда. Средства физической
культуры в регулировании работоспособности.

1

Физическая
культура
деятельности специалиста.

в

профессиональной

Практическая часть
Учебно-методические занятия
Учебно- тренировочные занятия
Легкая атлетика. Кроссовая подготовка
Лыжная подготовка.
Гимнастика
Спортивные игры (по выбору)
Виды спорта по выбору
Итого

2

14
147
34
12
18
46
37
171

14
147
34
12
18
46
37
161

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание
обучения

Характеристика основных видов учебной
деятельности обучающегося ( на уровне
учебных действий)

Теоретическая часть
Ведение.
Физическая
культура
в ■ Знать
современное
состояние
обшекультурной
и
профессиональной физической культуры и спорта;
подготовке студентов СПО.
■
уметь
обосновать
значение
физической культуры для формирования
личности
профессионала,
профилактики
профзаболеваний;
■ знать
оздоровительные
системы
физического воспитания;
■ владеть информацией о Всероссийском
физкультурноспортивном комплексе «Готов к
труду и обороне» (ГТО).
2.Основы методики самостоятельных занятий ■
Демонстрировать
мотивацию
и
физическими упражнениями
стремление к самостоятельным занятиям;
■
знать формы и содержание физических
упражнений;
■
уметь
организовать
занятия
физическими
упражнениями
различной
направленности,
используя
знания
особенностей самостоятельных занятий для
юношей и девушек;
■
знать основные принципы построения
самостоятельных занятий и их гигиену.
3. Самоконтроль, его основные методы, ■
Самостоятельно
использовать
и
показатели и критерии оценки
оценить показатели функциональных проб,
упражнений
—
тестов
для
оценки
физического
развития,
телосложения,
функционального
состояния
организма,
физической подготовленности;
■
вносить коррекции в содержание
занятий физическими упражнениями и
спортом
по
результатам
показателей
контроля.
4. Психофизиологические основы учебного и ■ Знать требования, которые предъявляет
производственного
труда.
Средства профессиональная деятельность к личности,
физической культуры в
ее

регулировании работоспособности.

психофизиологическим
возможностям,
здоровью и физической подготовленности;

■ использовать
знания
динамики
работоспособности в учебном году и в период
экзаменационной сессии;
■ уметь определить основные критерии
нервно-эмоционального, психического, и
психофизического утомления;
■ овладеть
методами
повышения
эффективности
производственного
и
учебного
труда;
Освоить
применение
аутотренинга
для
повышения
работоспособности.
Обосновывать
социально5.Физическая культура в профессиональной ■
экономическую необходимость специальной
деятельности специалиста
адаптивной и психофизической подготовки к
труду;
■ уметь использовать оздоровительные и
профилированные
методы
физического
воспитания при занятиях различными видами
двигательной активности;
■
применять
средства
и
методы
физического воспитания для профилактики
профессиональных заболеваний;
■
уметь использовать на практике
результаты компьютерного тестирования
состояния здоровья, двигательных качеств,
психофизиологических функций, к которым
профессия
(специальность)
предъявляет
повышенные требования.
Практическая часть
Учебно-методические занятия

■
Демонстрировать
установку
на
психическое и физическое здоровье;
■
освоить
методы
профилактики
профессиональных заболеваний;
■
овладеть
приемами
массажа
и
самомассажа,
психорегулирующими
упражнениями;
■
использовать тесты, позволяющие

самостоятельно определять и анализировать
состояние здоровья; Овладеть основными
приемами неотложной доврачебной помощи;
■ знать и применять методику активного
отдыха, массажа и самомассажа при
физическом и умственном утомлении;
■ освоить
методику
занятий
физическими
упражнениями
для
профилактики и коррекции нарушения
опорно-двигательного аппарата, зрения и
основных функциональных систем;
■ знать методы здоровьесберегающих
технологий при работе за компьютером;
■ уметь составить и провести комплексы
утренней, вводной и производственной
гимнастики с учетом направления будущей
профессиональной деятельности.
Учебно-тренировочные занятия
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка.

2. Лыжная подготовка

■
Освоить технику беговых упражнений
(кроссовый бег, бег на короткие, средние и
длинные дистанции), высокий и низкий старт,
стартовый разгон, финиширование; бег 100 м,
эстафетный бег 4'100 м, 4400 м; бег по прямой
с различной скоростью, равномерный бег на
дистанцию 2000 м (девушки) и 3000 м
(юноши);
■
уметь выполнить технически грамотно
(на технику): прыжки в длину с разбега
способом «согнув ноги»; прыжки в высоту
способами: «прогнувшись», перешагивания,
«ножницы», перекидной;
■ метание гранаты весом 500 г (девушки) и
700 г (юноши); толкание ядра. Сдать
контрольные нормативы.
■
Овладеть техникой лыжных ходов,
переход с одновременных лыжных ходов на
попеременные;
■
преодолеть подъемы и препятствия;
выполнять переход с хода

на ход в зависимости от условий дистанции и
состояния лыжни;
■
сдать на оценку технику лыжных
ходов;
■
разбираться в элементах тактики
лыжных
гонок:
распределение
сил,
лидирование, обгон, финиширование и
др.;

3. Гимнастика

4. Спортивные игры

■
пройти дистанции до 3 км (девушки) и
5 км (юноши).
■
Знать правила соревнований, технику
безопасности при занятиях лыжным спортом;
■
уметь оказать первую помощь при
травмах и обморожениях
■
Освоить технику общеразвивающих
упражнений, упражнений в паре с партнером,
упражнений с гантелями, с набивными
мячами, упражнений с мячом, обручем
(девушки); выполнять упражнения для
профилактики
профессиональных
заболеваний (упражнения в чередовании
напряжения с расслаблением, упражнения для
коррекции нарушений осанки, упражнения на
внимание, висы и упоры, упражнения у
гимнастической стенки), упражнения для
коррекции зрения;
■ выполнять комплексы упражнений
вводной и производственной гимнастики.
■
Освоить основные игровые элементы;
■
знать правила соревнований по
избранному игровому виду спорта;
■
развивать
координационные
способности, совершенствовать ориентации в
пространстве,
скорости
реакции,
дифференцировке
пространственных,
временных и силовых параметров движения;
■
развивать личностнокоммуникативные
качества:

внимание,
память,
воображение,
согласованность групповых взаимодействий,
быстрое принятие решений;
■
развивать
волевые
качества,
инициативность, самостоятельность.
■
уметь выполнять технику игровых
элементов на оценку;
■
участвовать в соревнованиях по
избранному виду спорта;
■ освоить технику самоконтроля при
занятиях. Уметь оказать первую помощь при
травмах в игровой ситуации.
■
Уметь
составить
и
выполнить
индивидуально подобранные композиции из
упражнений,
выполняемых
с
разной
амплитудой, траекторией, ритмом, темпом,
пространственной точностью;
■
составить, освоить и выполнить в
группе комплекс упражнений из 26-30
движений.

5.Виды спорта по выбору

1. Ритмическая гимнастика

■ Знать средства и методы тренировки для
развития силы основных
мышечных
групп
с
эспандерами,
амортизаторами из резины, гантелями, гирей,
штангой;

2. Атлетическая
тренажерах

гимнастика,

работа

2. Атлетическая
тренажерах

гимнастика,

работа

■
уметь осуществлять контроль за
состоянием здоровья;
освоить технику безопасности занятий
на
■
Знать и уметь грамотно использовать
современные
методики
дыхательной
гимнастики;
■
осуществлять
контроль
и
самоконтроль за состоянием здоровья;
■
знать средства и методы при занятиях
дыхательной гимнастикой;
■
заполнять дневник самоконтроля.
на ■
Знать и уметь грамотно использовать
современные
методики
дыхательной
гимнастики;
■
осуществлять
контроль
и
самоконтроль за состоянием здоровья;
■
знать средства и методы при занятиях
дыхательной гимнастикой;
■
заполнять дневник самоконтроля.

3. Дыхательная гимнастика

4. Спортивная аэробика

Внеаудиторная самостоятельная работа

■
Уметь составить и выполнить с
группой комбинации из спортивно гимнастических и акробатических элементов,
включая дополнительные элементы;
■
знать технику безопасности при
занятии спортивной аэробикой;
■ уметь осуществлять самоконтроль;
■ участвовать в соревнованиях.
■ Овладеть спортивным мастерством в
избранном виде спорта;
■ участвовать в соревнованиях;
■ уметь осуществлять контроль за
состоянием здоровья (в динамике.);
■ уметь оказать первую медицинскую
помощь при травмах;
■
соблюдать технику безопасности.
■ Овладевать спортивным мастерством в
избранном виде спорта;
■ участвовать в соревнованиях;
■ уметь осуществлять контроль за
состоянием здоровья (в динамике); уметь
оказать первую медицинскую помощь при
травмах;
■
соблюдать технику безопасности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА»
Все помещения, объекты физической культуры и спорта, места для занятий
физической подготовкой, на которых реализуется учебная дисциплина «Физическая
культура», должны быть оснащены соответствующим оборудованием и инвентарем в
зависимости от изучаемых разделов программы и видов спорта. Все объекты, которые
используются при проведении занятий по физической культуре, должны отвечать
действующим санитарным и противопожарным нормам.
Оборудование и инвентарь спортивного зала:
стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки
гимнастической; гимнастические скамейки; гимнастические снаряды (перекладина, брусья,
бревно, конь с ручками, конь для прыжков и др.), тренажеры для занятий атлетической
гимнастикой, маты гимнастические, канат, шест для лазания, канат для перетягивания,
стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона приземления для
прыжков в высоту, беговая дорожка, ковер борцовский или татами, скакалки, палки
гимнастические, мячи набивные, мячи для метания, гантели (разные), гири 16, 24,32 кг,
секундомеры, весы напольные, ростомер, динамометры, приборы для измерения давления и
др.;
кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, рамы для выноса баскетбольного щита
или стойки баскетбольные, защита для баскетбольного щита и стоек, сетки баскетбольные,

мячи баскетбольные, стойки волейбольные, защита на волейбольные стойки, сетка
волейбольная, антенны волейбольные с карманами, волейбольные мячи, ворота для минифутбола, сетки для ворот мини-футбольных, гасители для ворот мини-футбольных, мячи для
мини-футбола и др.
Открытый стадион широкого профиля:
стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона приземления
для прыжков в высоту, решетка для места приземления, указатель расстояний для тройного
прыжка, брусок отталкивания для прыжков в длину и тройного прыжка, турник уличный,
брусья уличные, рукоход уличный, полоса препятствий, ворота футбольные, сетки для
футбольных ворот, мячи футбольные, сетка для переноса мячей, колодки стартовые,
барьеры для бега, стартовые флажки или стартовый пистолет, флажки красные и белые,
палочки эстафетные, гранаты учебные Ф-1, круг для метания ядра, упор для ног для метания
ядра, ядра, указатели дальности метания на 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55 м, нагрудные номера,
тумбы «Старт- Финиш», «Поворот», рулетка металлическая, мерный шнур, секундомеры.
В зависимости от возможностей, которыми располагает профессиональные
образовательные организации, для реализации учебной дисциплины «Физическая культура»
в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования, могут быть использованы:
тренажерный зал; плавательный
бассейн; лыжная база с
лыжехранилищем;
специализированные спортивные
хореографии, единоборств и др.);

залы

(зал

спортивных

открытые спортивные площадки для занятий:

игр,

гимнастики,
баскетболом;

бадминтоном волейболом, теннисом, мини-футболом, хоккеем;
футбольное поле с замкнутой беговой дорожкой, секторами для прыжков и метаний.
В зависимости от возможностей материально-технической базы и наличия кадрового
потенциала перечень учебно-спортивного оборудования и инвентаря может быть дополнен.
Для проведения учебно-методических занятий целесообразно использовать комплект
мультимедийного и коммуникационного оборудования:
электронные
носители,
компьютеры для аудиторной и
внеаудиторной работы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для студентов
Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник /
И.С.Барчуков; под общ. ред. Г.В.Барчуковой. - М.: 2011
Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для нач. и сред. проф. образования. М.: 2010
Гамидова С.К. Содержание и направленность физкультурнооздоровительных
занятий. - Смоленск, 2012
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Палтиевич Р.Л., Погадаев Г.И Физическая
культура:
учебное пособие для студентов средних
профессиональных заведений. - М.: 2010
Сайганова Е.Г.Физическая культура. Самостоятельная работа : учебное пособие.
Бакалавриат / Е.Г.Сайганова, В.А.Дудов. - М. : 2010
Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов,
курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального
образования МВД России / (И.С.Барчуков, Ю.Н.Назаров, С.С.Егоров и др.); под ред.
В.Я.Кикотя, И.С.Барчукова. - М.: 2010
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации:

федер. закон от

29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от

07.06.2013
25.11.2013
05.05.2014

№ 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
№ 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480.

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Бишаева А.А. Профессионально - оздоровительная физическая культура студента.
Учебное пособие. - М.: 2013
Евсеев Ю.И. Физическое воспитание / Ю.И.Евсеев. - Ростов н/Д, 2010 Кабачков В.А.
Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи
[Текст]:
науч.-метод. пособие /
В.А.Кабачков, С.А.Полиевский, А.Э.Буров. - М.: 2010

Литвинов А. А., Козлов А.В. ,Ивченко Е.В. Теория и методика обучения базовым
видам спорта. Плавание. - М.: 2014
Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании. Учебное пособие.- Тюмень,
2010
Миронова Т.И. Реабилитация социально-психологического
молодёжных групп. / Т.И. Миронова. - Кострома, 2014

здоровья

детско-

Тимонин А.И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью
Учебное пособие / под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. - 3-е изд. - М.:2013
Хомич М.М., Эммануэль Ю.В., Ванчакова Н.П. Комплексы корректирующих
мероприятий при снижении адаптационных резервов организма на основе
саногенетического мониторинга / под ред. С.В.Матвеева. - СПб.: 2010

Интернет ресурсы
http://minstm.gov.ru -Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной
политики Российской Федерации
http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»:
http://www.infosport.ru/xml/t/default.xml -Национальная информационная сеть
«Спортивная Россия»
www.olympic.ru - Официальный сайт Олимпийского комитета России
http://goup32441.narod.ru - Сайт:
Учебно-методические пособия
Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах
Российской Федерации (НФП-2009)

П Физичес
р кие
п
способно
/
п
сти
1

2

Контрольное
упражнение
(тест)

Скорости
ые

Бег 30 м, с

Координа
ционные

Челночный
бег
3x10 м, с

Возрас
т,
лет

Оценка
Юноши
5

4

3

16
17

4,4 и
выше
4,3

5,1—4,8 5,04,7

16
17

7,3 и
выше
7,2

8,0-7,7
7,9-7,5
195-210
205-220

3

Скоростн
осиловые

Прыжки в
длину с места,
см

16
17

230
и
выше
240

4

Вынослив
ость

6 минутный
бег, м

16

5

Гибкость

6

Силовые

1500
и
выше
1500
15 и
выше
15
11 и
выше
12

Наклон вперед
из положения
стоя, см
Подтягиван ие:
на высокой
перекладин е из
виса, кол-во раз
(юноши), на
низкой
перекладин е из
виса лежа,
Количество раз
(девушки)

Девушки

17
16
17
16
17

1300-1400
1300-1400
9-12
9-12

89-

9
10

5

5.2

4

3

4.8 и
выше
4.8

5.95.9-

5,3
5,3

6.1 и

8,2 и
ниже
8,1

8.4 и

9.39.3-

8,7
8,7

9,7
и
ниже 9,6

180 и
ниже
190

210 и
выше
210

170-190
170-190

160
ниже
160

и

1300
и
выше
1300
20 и
выше
20
18 и
выше
18

1050-1200

900
ниже

и

1050-1200
12-14
12-14

900
7и
ниже 7

и

ниже
5.2

выше
8.4

1100
и
ниже
1100
5и
ниже
5
4и
ниже
4

13-15
13-15

6и
ниже 6

Оценка уровня физической подготовленности юношей основного и
подготовительного учебного отделения

Тесты

Оценка в баллах
5

4

3

1. Бег 3000 м (мин, с)

12,30

14,00

б/вр

2. Бег на лыжах 5 км (мин, с)

25,50

27,20

б/вр

3. Плавание 50 м (мин, с)
45,00
4. Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз 10
на каждой ноге)

52,00
8

б/вр
5

5. Прыжок в длину с места (см)

230

210

190

6. Бросок набивного мяча 2 кг из-за головы (м)

9,5

7,5

6,5

7. Силовой тест — подтягивание на высокой перекладине 13
(количество раз)
8. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество 12
раз)

11

8

9

7

9. Координационный тест — челночный бег 3x10 м (с)

8,0

8,3

7,3

ниже
6.1

10.Поднимание ног в висе до касания перекладины
(количество раз)
11. Г имнастический комплекс упражнений:
утренней гимнастики;
производственной гимнастики;
релаксационной гимнастики

Тесты

7

5

3

до 9

до 8

до 7,5

Оценка в баллах
5

4

3

1. Бег 2000 м (мин, с)

11,00

13,00

б/вр

2. Бег на лыжах 3 км (мин, с)

19.00

21,00

б/вр

3. Плавание 50 м (мин, с)

1,00

1,20

б/вр

4. Прыжки в длину с места (см)
5. Приседание на одной ноге,

190
8

175
6

160
4

6. Силовой тест — подтягивание на низкой 20
перекладине (количество раз)

10

5

8,4

9,3

9,7

8. Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы (м) 10,5

6,5

5,0

9. Гимнастический комплекс упражнений:
- утренней гимнастики
- производственной гимнастики
- релаксационной гимнастики (из 10 баллов)

до 8

до 7,5

опора о стену (количество раз на каждой ноге)

7. Координационный тест — челночный бег
3x10 м (с)

до 9

Требования к результатам обучения студентов специального учебного
отделения
Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.
Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и
производственной гимнастики.
Овладеть элементами техники движений релаксационных, беговых, прыжковых,
ходьбы на лыжах, в плавании.
Уметь составить комплексы физических упражнений для восстановления
работоспособности после умственного и физического утомления.
Уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа.

Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.
Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта
(терренкур, кроссовая и лыжная подготовка).
Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для
повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.
Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные
занятия двигательной активности.
Уметь определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях
физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.
Уметь выполнять упражнения:

-

сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек — руки на опоре высотой до

50 см);

-

подтягивание на перекладине (юноши);

-

поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги

закреплены (девушки);

-

прыжки в длину с места;

-

бег 100 м;

-

бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени);

-

тест Купера — 12-минутное передвижение;

-

плавание — 50 м (без учета времени);

-

бег на лыжах: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени).

Регистрация внесения изменений
№№
замена

Номера страниц
новые
аннулиров.

Основания для
внесения
изменений

Дата

Подпись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».