Рабочая программа ПМ.02 Эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»

Рассмотрено на заседании ПЦК
ОГЭ 13.00.00 Электро-теплоэнергетика
Протокол № 1
«3» сентября 2021г.
___________ Ю.Л. Жарова

Утверждаю
зам.директора по УР:
«___»______________2021г.
_____________
Т.В. Славко

Рабочая программа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ, СЕТЕЙ И
СИСТЕМ

Гусиноозерск, 2021г.
1

Программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) для специальностей среднего профессионального образования
(далее СПО).

13.02.03 Электрические станции, сети и системы, группа 20-1
13.02.01 Тепловые электрические станции, группа 10-1
13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи, группа 40-1

Организация

-

разработчик:

Государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум»
Разработчик программы: __________________________ Комогорцева В.Т., преподаватель

Дата

Согласование
Проверено
Согласовано

Должность
Зав. отделением
Еремина Л.А.
Зав.
методкабинетом
Белых Л.В.

Подпись

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

4

МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

7
20

МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

23

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
6. Регистрация внесения изменений

22

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
СТАНЦИЙ, СЕТЕЙ И СИСТЕМ

1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля– является частью
примерной основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.03.Электрические
станции, сети и системы (базовой подготовки) в части освоения основного
вида
профессиональной
деятельности
(ВПД)
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ, СЕТЕЙ
СИСТЕМ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

И

1.

Контролировать работу основного и вспомогательного
оборудования.
2.
Выполнять режимные переключения в энергоустановках.
3.
Оформлять техническую документацию по эксплуатации
электрооборудования.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована;
- в профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
19842 «Электромонтер по обслуживанию подстанций»,
19861«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»,
19848
«Электромонтер
по
обслуживанию
электрооборудования
электростанций»
- в профессиональной подготовке по профессиям рабочих в рамках
специальности СПО 13.02.03. «Электрослесарь по ремонту электрооборудования
электростанций»,
- в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения
квалификации и переподготовки по виду профессиональной деятельности
данного модуля.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
• производства включения в работу и останова оборудования;
• оперативных переключений;
• оформления оперативно-технической документации;
уметь:
• контролировать и управлять режимами работы основного и
вспомогательного оборудования;
4

• определять причины сбоев и отказов в работе оборудования;
• проводить режимные оперативные переключения на электрических
станциях, сетях и системах;
• составлять техническую документацию по эксплуатации
электрооборудования;
знать:
• контролировать и управлять режимами работы основного и
вспомогательного оборудования;
• определять причины сбоев и отказов в работе оборудования;
• проводить режимные оперативные переключения на электрических
станциях, сетях и системах;
• составлять техническую документацию по эксплуатации
электрооборудования;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
профессионального модуля:
всего – 395 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 287 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –158 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 79 часов;
производственной практики – 108 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися
видом
профессиональной
деятельности
Эксплуатация
электрооборудования электрических станций, сетей и систем, в том числе
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 1
ПК 2
ПК 3
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4

Наименование результата обучения
Контролировать работу основного ,вспомогательного оборудования и
релейных защит.
Выполнять режимные переключения в энергоустановках
Оформлять
техническую
документацию
по
эксплуатации
электрооборудования
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития
5

ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10

Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной
деятельности
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей)

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных
компетенций

Наименования разделов
профессионального модуля

Всего
часов

Обязательная аудиторная учебная
нагрузка обучающегося

Всего,
часов

ПК 1

ПК 2
ПК 3
ПК 1 - ПК- 3

1

2
Раздел 1. Организация контроля режима
работы основного и вспомогательного
оборудования

3

Раздел 3. Выполнение оперативных
переключений и ликвидация аварий в
электрической части энергоустановок
Производственная практика (по профилю
специальности), часов
Всего:

Практика

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
работа обучающегося

в т.ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов

Всего,
часов

в т.ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов

4
66

в т.ч.
лабораторные
работы и
практические
занятия,
часов
5
25

6

7
5

8

72

25

20

5

Учебная
,
часов

Производственна я
(по профилю
специальности),
часов

9
-

10

-

108
266

138

50

20

10

108

7

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов (МДК)
и тем
1
Раздел ПМ 1. Организация
контроля режима работы основного
и вспомогательного оборудования
МДК 1. Техническая эксплуатация
Электрооборудования электрических
станций, сетей и систем
Тема 1.1. Способы включения
электрооборудования в работу

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся

Объем часов

Уровень
освоения

2

3
66

4

2

1

Понятие о динамической устойчивости. Средства повышения устойчивости параллельной работы
генераторов. U-образные кривые синхронного генератора. Регулирование реактивной мощности. Колебания
качания ротора и способы их уменьшения.
Реакторный пуск синхронного компенсатора

2

1

2

1

Пусковые свойства асинхронных двигателей. Определение частоты ротора асинхронных двигателей. Схемы и
способы пуска асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором.
Двигатели с улучшенными пусковыми характеристиками. Регулирование частоты вращения. Реверсирование
асинхронных двигателей

2

1

2

12

6

Условия включения трансформаторов и автотрансформаторов в работу, фазировка трансформаторов.

4

1

7

Параллельная работа трансформаторов. Назначение параллельной работы трансформаторов. Условия
включения трансформаторов на параллельную работу. Распределение нагрузки между параллельно
работающими трансформаторами.

2

1

Содержание
1.
Введение. Основное электрическое оборудование электрических установок.
Типы электрических станций. Электрические схемы подстанций. Условия включения синхронных
генераторов на параллельную работу. Способы синхронизации генераторов.
Проверка совпадения фаз, синхронизация и набор нагрузки синхронного генератора. Методы фазировки
генераторов
Перегрузочная способность и статическая устойчивость синхронного генератора при параллельной работе.
2
3
4
5

Лабораторные работы

Тема 1.2. Режимы работы
электрических машин и
трансформаторов

1

Включение синхронного генератора на параллельную работу с сетью и снятие U-образных характеристик

4

2

2

Определение КПД синхронного генератора методом вспомогательного двигателя

4

2

3

Исследование параллельной работы трехфазных трансформаторов

4

1

Содержание
1.
Нормальные режимы работы генераторов. Допустимые аварийные перегрузки. Несимметричный и
асинхронный режимы работы синхронных генераторов. Работа генераторов в режиме синхронного
компенсатора.
Действия оперативного персонала при переходе синхронного генератора в асинхронный режим
2
Нормальные режимы работы синхронных компенсаторов. Допустимые нагрузки и допустимые аварийные
перегрузки.

4

2

4

8

3

4
5

Режим работы электродвигателей: кратковременный, повторно-кратковременный и продолжительный.
Относительная
продолжительность
включения электродвигателей.
Понятие о самозапуске электродвигателей собственных нужд и условия, обеспечивающие успешный
самозапуск. Допустимые режимы работы электродвигателей
Режимы работы автотрансформаторов (трансформаторный, автотрансформаторный, комбинированный).
Нагрузочная
способность
трансформаторов
и автотрансформаторов. Перегрузочная
способность трансформаторов и автотрансформаторов.
Режимы работы нейтралей в электрических сетях до 1 кВ, 6-35 кВ, 110 кВ и выше. Основные свойства и
область применения электрических сетей с различными способами заземления нейтралей.

4

2

4
4

Лабораторные работы
1.

Исследование режимов работы нейтралей силовых трансформаторов. Выбор устройств для компенсации
емкостных токов.

Практические занятия
1.
Выбор автотрансформаторов, работающих в комбинированном режиме
2.
Тема 1.3. Построение системы
измерения для различных цепей
электростанций и подстанций

Расчет нагрузочной способности трансформаторов

Содержание
1.
Системы измерений на электростанциях и подстанциях. Контрольно-измерительные приборы (КИП) в цепях
генераторов, трансформаторов, электрических линий, на шинах электрических станций и подстанций.
2.
Щиты управления на электростанциях и подстанциях

Практические занятия
1.
Выбор КИП в заданных цепях электростанций и подстанций, составление схемы подключения измерительных
приборов
Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 02.01.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и нормативной литературы.
Составление конспектов по заданным темам.
Анализ требований ПТЭ по допустимым режимам работам и допустимым перегрузкам трансформаторов, синхронных генераторов, синхронных компенсаторов,
электродвигателей.
Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторнопрактических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
перевод генератора с воздуха на водород и обратно;
- паразитные токи в валах и подшипниках.
РазделМДК02.03. Выполнение
оперативных переключений и
ликвидация аварий в электрической
части энергоустановок
МДК 02.01.. Техническая
эксплуатация электрооборудования
электрических станций, сетей и систем
Раздел ПМ 3. Выполнение
оперативных переключений и
ликвидация аварий в электрической
части энергоустановок

2

2
2
4

2

4

2

4

2

10

72

Содержание
1.
Виды электрических схем и их назначение. Требования, предъявляемые к схемам электрических соединений.
2.
Схемы электрические принципиальные распределительных устройств напряжением 6 - 10 кВ: схемы с одной
системой сборных шин. Схемы с двумя системами сборных шин. Рекомендации к их применению в
соответствии с нормами технологического проектирования /НТП/ и разработками проектных организаций.
3.
Схемы электрические принципиальные распределительных устройств напряжением 35 кВ и выше:
схемы блоков «трансформатор-линия», схемы мостиков, кольцевые схемы, схемы с одной рабочей и обходной

2
2

3
3

4

3

9

Тема 3.2 Выполнение оперативных
переключений в схемах электрических
соединений станций и подстанций

Тема 3.3 Ликвидация аварий в
электрической части энергосистем

Тема 3.4 Техническая и оперативная
документация по эксплуатации
электрооборудования

Тема 3.5 Курсовая работа

системами сборных шин, схемы с двумя рабочими и обходной системами сборных шин, схемы с двумя
рабочими системами сборных шин и тремя выключателями на две цепи, схемы с двумя рабочими системами
сборных шин и четырьмя выключателями на три цепи.
Рекомендации по их применению в соответствии с НТП и разработками проектных организаций.
4.
Типовые схемы электростанций. Схемы энергоблоков «генератор - трансформатор» и «генератор трансформатор - линия»
5.
Виды подстанций. Типовые схемы подстанций.
6.
Типовые схемы собственных нужд электростанций и подстанций
Практические занятия
1.
Составление схемы заданной электростанции, включая схему собственных нужд
2.
Составление схемы подстанции, включая схему собственных нужд
Содержание
1.
Оперативное состояние электрического оборудования. Задачи,
обязанности, ответственность и подчиненность оперативного персонала. Распоряжение на производство
переключений. Бланки и программы переключений. Общие сведения о переключениях в цепях релейной
защиты и автоматики.
2.
Техника операций с коммутационными аппаратами
3.
Последовательность основных операций
4.
Перевод присоединений с одной системы шин на другую. Вывод в ремонт системы сборных шин.
Переключения при выводе в ремонт выключателей и вводе их в работу после ремонта при разных
электрических схемах распределительных устройств. Организация и порядок переключений
Лабораторные работы
1.
Выполнение оперативных переключений на тренажере или ПЭВМ
Практические занятия
1.
Составление бланков переключений в заданных схемах электростанций и подстанций

2
2
2
2
2
2
2
2
2

1.

Инструкции по эксплуатации оборудования, основные требования к их содержанию. Порядок присвоения
нумерации и других обозначений оборудованию. Оперативная документация начальника смены электроцеха.
Объем и назначение отдельных журналов и форм. Сроки пересмотра документации.

Практические занятия
1.
Определение перечня работ при капитальном ремонте ВЛ по заданным результатам осмотров, проверок и
измерений
Содержание
1.
Организация технической эксплуатации электрических станций сетей и систем.

2

2
2
2

10
10

Содержание
1.
Общие положения по ликвидации аварий Основные причины аварий. Источники информации об аварии.
2.
Разделение функций между оперативным персоналом при ликвидации аварий
3.
Самостоятельные действия оперативного персонала станций и подстанций при ликвидации аварий
4
Ликвидация аварийных ситуаций, связанных с автоматическим отключением линий электропередачи
5.
Ликвидация аварии на понижающих подстанциях
6.
Ликвидация аварии в главной схеме электростанций и в схеме собственных нужд электростанций
7.
Действия персонала при отказах коммутационных электрических аппаратов.
Лабораторные работы
1.
Отработка на тренажерах действий персонала при ликвидации аварий.
Содержание

3

2

2
2

3
3

2
2
2
2
2

2
2

2

2

2

6

2

Тематика курсового проекта (по выбору обучающегося)
Техническая эксплуатация ПС 110 кВ.
Техническая эксплуатация районной подстанции 220 кВ.

10

Техническая эксплуатация подстанции 500 кВ.
Техническая эксплуатация электрической части КЭС.
Техническая эксплуатация ТЭЦ.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем). Составление опорного конспекта по заданной теме.
Вычерчивание всех изученных упрощенных принципиальных электрических схем распределительных устройств в соответствии с требованиями ЕСКД.
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ,
отчетов и подготовка к их защите. - Составление перечня документации на рабочем месте диспетчера ПЭС.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
- виды электрических схем и их назначение. Основные требования к электрическим схемам электроустановок. Буквенно-цифровые обозначения в электрических
схемах;
- структурные схемы электростанций и подстанций.
достоинства и недостатки схем распределительных устройств, применяемых для напряжений 6-10 кВ, 110-220 кВ, 330 кВ и выше.
Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю
Виды работ
1. Участие в операциях по включению в работу и останову основного и вспомогательного электрооборудования
2. Участие в определении причин сбоев и отказов в работе электрооборудования
3. Составление технической документации по эксплуатации электрооборудования
4. Составление оперативной документации
5. Участие в выполнении оперативных переключений в распределительных устройствах электростанций и подстанций.
6. Контроль и управление режимами работы электрооборудования
7..Участие в противоаварийных тренировках оперативного персонала
Всего

108

246

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

11

4. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПРОГРАММЫ

4.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие
учебного кабинета:
информационных технологий в профессиональной деятельности;

лабораторий:

- эксплуатации и ремонта электрооборудования электрических станций, сетей
и систем;
- релейной защиты и автоматики электроэнергетических систем;

полигона:

- электрооборудования станций и подстанций.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
эксплуатации электрооборудования электрических станций сетей и систем:
- методические указания по выполнению практических работ;
- техническая
и
оперативная
документация
по
эксплуатации
электрооборудования;
- схемы распределительных устройств;
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов.
Технические средства обучения: обучающие и тестирующие программы,
мультимедийная установка, телевизор, DVD проектор, диски с учебными
фильмами, фотографиями, интерактивная доска с программным
обеспечением. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
информационных технологий:
- персональные компьютеры, с программным обеспечением по расчету
токов короткого замыкания, по выполнению оперативных переключений;
- обучающие и тестирующие программы.
Количество персональных компьютеров не менее
15.
Оборудование лаборатории эксплуатации и ремонта электрооборудования
электрических станций, сетей и систем и рабочих мест лаборатории:
- комплект учебно-методической документации;
- лабораторный стенд для исследования режимов работы нейтралей
трансформаторов;
тренажеры или стенды по оперативным переключениям и по
отработке действий персонала при ликвидации аварий;
лабораторные стенды «Включение синхронных генераторов на
параллельную работу», «Определение КПД синхронного генератора методом
вспомогательного двигателя», «Исследование параллельной работы
трехфазных трансформаторов». Рабочие места по количеству обучающихся,
с учетом выполнения работ бригадами по 3-4 человека;
12

оперативная документация.
Оборудование
лаборатории
релейной
защиты
и
автоматики
электроэнергетических систем и рабочих мест лаборатории:
- комплект учебно-методической документации;
- образцы реле и аппаратуры вторичной коммутации;
- схемы релейной защиты;
- лабораторные стенды по релейной защите «Исследование схем
соединения обмоток трансформаторов тока и реле», «Испытание
электромагнитных реле тока и напряжения», «Испытание промежуточных,
указательных реле и реле времени», «Настройка уставок и проверка работы
ступенчатой токовой защиты линии», «Испытание направленной
максимальной токовой защиты на постоянном оперативном токе»,
«Настройка и проверка работы дифференциальной поперечной зашиты
линий», «Испытание защиты кабельной линии от замыканий на землю»,
«Испытание дифференциального реле РНТ-565», «Проверка работы
дифференциальной защиты трансформатора», «Настройка и проверка работы
защиты асинхронного двигателя от КЗ и перегрузок». Рабочие места по
количеству обучающихся, с учетом выполнения работ бригадами по 3-4
человека;
- компьютеры для выполнения виртуальных лабораторных работ при
отсутствии лабораторных стендов. Рабочие места по количеству
обучающихся;
- тестирующие программы.
Реализация программы модуля предполагает обязательную
производственную практику (по профилю специальности), которая
проводится концентрированно. Оборудование и технологическое оснащение
рабочих мест:
- основное и вспомогательное оборудование электростанции или подстанции;
- распределительные устройства;
- щит управления (БЩУ, ЦЩУ, ГЩУ, ОПУ);
- тренажеры по противоаварийным тренировкам оперативного персонала;
- оперативная и техническая документация.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Основные источники:
1.
Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей
Российской Федерации [Текст] - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 256 с.
2.
Типовая инструкция по переключениям в электроустановках. - URL:
http://download.modus.icenet.ru/swmandoc/70_oper_switching/r38-3-01.htm/
Дата обращения 05.11.2010.
13

Инструкция по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части
энергосистем. Министерство энергетики Российской федерации. 2003.URL:
Дополнительные источники:
3.
http://forca.ru/instrukcii/dispetcherskie/instrukciya-po--predotvrascheniyu-ilikvidacii-avarii-v-elektricheskoi-chasti-energosistem_4.html. Дата обращения
05.11.2010 г.
4.
Быстрицкий, Г.Ф., Кудрин, Б.И. Выбор и эксплуатация силовых
трансформаторов [Текст]: учеб. пособие для СПО. - М.: Издательский центр
«Академия», 2010. - 176 с. (допущено Минобразованием России);
5.
Котеленец, Н.Ф., Акимова, Н.А., Антонов, М.В. Испытания,
эксплуатация и ремонт электрических машин: учебник [Текст] - М.:
Издательский центр «Академия», 2010. - 384 с. (допущено Минобразованием
России);
6.
Монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт систем энергоснабжения
промышленных предприятий [Текст]: учебник/ Б.И.Кудрин, Л.Т
Магазинник., М.Г.Ошурков и др.; Под ред. Б.И. Кудрина. - М.: Издательский
центр «Академия», 2010. - 432 с. (допущено УМО);
7.
Киреева, З.А., Цырук, С.А. Релейная защита и автоматика
электроэнергетических систем [Текст]: Учебник для студентов СПО. - М.:
Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с. (гриф МО РФ);
8.
Рожкова, Л.Д. Электрооборудование электрических станций и
подстанций [Текст]: Учебник для сред.проф.образования / Л.Д. Рожкова, Л.К.
Карнеева, Т.В. Чиркова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 448 с.
(гриф МО РФ).
Дополнительные источники:
1.
Нормы технологического проектирования тепловых электрических
станций и тепловых сетей [Текст]: ВНТП-Т-88 Минэнерго СССР, - М.: ЦНТП
Информэнерго, 1988. - 252 с.
2.
Нормы технологического проектирования подстанций переменного
тока с высшим напряжением 35-750 кВ. СО 154-34.20.122-2006.- URL:
http://www.cius-ees.ru/uploaded/file_catalog/SO_153-34.20.1222006_NTP_PS.pdf. Дата обращения 29.03.2011 г.
3.
Инструкция по переключениям в электроустановках. Министерство
энергетики
Российской
федерации.
URL:
http ://www.manbw.ru/ analitycs/switching_in_electrical_instructions.html. Дата
обращения 05.11.2010.
4.
Макаров, Е.Ф. Обслуживание и ремонт электрооборудования
электростанций и сетей [Текст] - М.: «Академия», 2005. - 448 с.

14

5.
Москаленко, В.В. Справочник электромонтера [Текст] - М.:
Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с. (допущено Минобразованием
России).
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Условия проведения занятий:
Занятия проводятся в специализированных кабинетах и лабораториях.
При организации учебных занятий в целях реализации компетентностного
подхода должны применяться активные и интерактивные формы и методы
обучения (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций и т.п.).
Часть занятий может быть проведена на базе предприятий социальных
партнеров.
Условия организации производственной практики:
Производственная практика (по профилю специальности) является
итоговой по модулю, проводится концентрированно, после изучения
теоретического материала, выполнения всех практических занятий и
лабораторных работ на предприятиях, в учреждениях и организациях
различных организационно-правовых форм, направление деятельности
которых соответствует профилю подготовки обучающихся, на основе
прямых договоров, заключаемых между предприятием, учреждением,
организацией и образовательным учреждением. Перед выходом на практику
обучающиеся должны быть ознакомлены с целями, задачами практики,
основными формами отчетных документов по итогам практики. Во время
прохождения практики руководитель практики от образовательного
учреждения осуществляет связь с работодателями и контролирует условия
прохождения практики. Условия консультационной помощи обучающимся:
Консультационная помощь обучающимся оказывается в виде проведения
индивидуальных и групповых консультаций во внеурочное время по
расписанию,
утвержденному
учебной
частью.
Самостоятельная
внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением
(учебными элементами, методическими рекомендациями и т.п). Во время
самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены
доступом к сети Интернет.
Освоению данного модуля должно предшествовать изучение
следующих общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла:
«Техническая
механика»,
«Электротехника
и
электроника»,
«Материаловедение», и профессионального модуля «Обслуживание
электрооборудования электрических станций, сетей и систем».
Освоение данного профессионального модуля рекомендуется
осуществляться параллельно с профессиональным модулем «Контроль и
управление технологическими процессами».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования
к
квалификации
педагогических

(инженерно15

педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному
курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего
профилю профессионального модуля.
Требования
к
квалификации
педагогических
кадров,
осуществляющих
руководство
практикой:
преподаватели
междисциплинарного курса, а также преподаватели общепрофессиональных
дисциплин «Электротехника и электроника», «Материаловедение», «Охрана
труда» с высшим профессиональным образованием.
Инженерно-педагогический состав должен иметь опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы, и должен
проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Мастера: наличие профильного профессионального образования, с
обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3
года.

16

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
1. Контролировать работу
основного и
вспомогательного
оборудования

2. Выполнять режимные
переключения в
энергоустановках

Основные показатели оценки
результата
 Демонстрация навыков
исследования режимов работы
электрических машин и
трансформаторов, устройств
релейной защиты;
 точность подбора средств
измерений для контроля режимов
работы основного оборудования,
и правильность составления схем
подключения измерительных
приборов;
 выполнение расчета
симметричных и
несимметричных токов коротких
замыканий в соответствии с
алгоритмом;
 аргументированность выбора
устройств релейной защиты и
автоматики в различных цепях
основного и вспомогательного
оборудования;
 характеристика способов
включения в работу основного
оборудования в соответствии с
Правилами технической
эксплуатации;
- демонстрация навыков по
включению в работу и останову
электрооборудования
 Соответствие выбора схем
распределительных устройств
электроустановок нормам
технологического
проектирования;
 составление бланков
переключений в заданных
электрических схемах в
соответствии с типовыми
бланками переключений;
 выполнение оперативных
Оценка
выполнения
практических

Формы и методы
контроля и оценки
Оценка защиты
лабораторных
работ;
оценка
результата
выполнения
практического
задания;
оценка
результатов
выполнения
практических
заданий;
оценка
результатов
выполнения
практических
заданий;
оценка
результатов
решения
ситуационных
задач;
наблюдение за
выполнением
заданий на
производственной
практике.
Оценка
результатов
выполнения
практических
заданий;
оценка результатов
выполнения
практических
заданий;
оценка результатов
выполнения
практических
заданий;

17

заданий;
оценка
результата
выполнения
практического
задания;
наблюдение за
21
переключений в схемах с
использованием компьютерных
программ и на тренажерах в
соответствии с бланками
переключений;
 демонстрация навыков
производства оперативных
переключений в различных
схемах электростанций и
подстанций;
 выполнение действий
оперативного персонала при
ликвидации различных аварий на
электростанциях, в сетях и
системах в соответствии с
инструкциями;
 демонстрация навыков
действий персонала при
ликвидации различных аварий
при участии в противоаварийных
тренировках оперативного
персонала;
 демонстрация навыков
владения безопасными методами
работ при оперативных
переключениях;
Оформлять техническую
документацию по
эксплуатации
электрооборудования

оценка результатов
выполнения
практических
заданий;
оценка результатов
выполнения
практических
заданий.
наблюдение за
деятельностью
обучающегося в
ходе выполнения
лабораторной
работы, оценка
результатов;
наблюдение за
выполнением
заданий на
производственной
практике;
наблюдение за
ходом деловой
игры и оценка ее
результатов;
наблюдение за
деятельностью
обучающихся на
производственной
практике;
наблюдение за
деятельностью
обучающихся на
производственной
практике.
Зачет по
производственной
практике

 Грамотность заполнения
бланков технической
документации по эксплуатации
электрооборудования;
 грамотность заполнения
бланков оперативно-технической
документации.
По окончании данного модуля проводится экзамен (квалификационный)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.

18

Результаты
(освоенные общие
компетенции)
1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять
к
ней
устойчивый
интерес

Основные показатели
оценки результата

Формы и методы
контроля и оценки

Четкое
владение
информацией о
профессиональной области, о
профессии и основных видах
деятельности
техникаэлектрика:
- грамотная постановка цели
дальнейшего
профессионального
роста и развития;
- адекватное оценивание своих
образовательных и
профессиональных
достижений.

Наблюдение, оценка
на практических
занятиях и
лабораторных
работах, при
выполнении работ на
производственной
практике, экзаменах
и Государственной
(итоговой)
аттестации:
оценка портфолио
(результатов
достижений):
интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в
процессе освоения образовательной программы.
2. Организовывать собственную - Правильная организация
Наблюдение, оценка
деятельность, выбирать типовые рабочего места в соответствии деятельности на
методы и способы выполнения
с
практических
профессиональных задач,
выполняемой работой и
занятиях и
оценивать их эффективность и
требованиями охраны труда;
лабораторных
качество
грамотный
выбор
и работах, при
применение
выполнении работ на
методов и способов решения
учебной и
профессиональных задач в
производственной
соответствии с требованиями
практике.
техники
безопасности
и
видами
работ;
- применение методов профессиональной
профилактики
своего
здоровья.
3. Принимать решения в
- Правильное решение
Интерпретация рестандартных и нестандартных
стандартных и нестандартных зультатов наблюситуациях и нести за них
профессиональных задач с
дений за деятельноответственность
применением
стью обучающегося в
интегрированных
процессе освоения обзнаний профессиональной
разовательной прообласти.
граммы.
4. Осуществлять поиск и
Эффективный
поиск Интерпретация реиспользование информации,
необходизультатов наблюнеобходимой для эффективного мой информации;
дений за деятельно19

выполнения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития
5. Использовать
информационнокоммуникационные технологии
в профессиональной
деятельности
6. Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством,
потребителями

7. Брать на себя ответственность
за работу членов команды
(подчиненных), за результат
выполнения заданий
8. Самостоятельно определять
задачи профессионального
и личностного развития,
заниматься самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации
9. Ориентироваться в условиях
частой смены технологий
в профессиональной
деятельности

10. Исполнять
воинскую
обязанность, в том числе с
применением
полученных
профессиональных знаний (для
юношей)

- использование различных источников
информации,
включая
электронные.
- Владение программными, и
техническими средствами и
устройствами, системами
транслирования информации,
информационного обмена.

стью обучающегося в
процессе освоения образовательной программы.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в
процессе освоения образовательной программы.
- Установление позитивного Интерпретация рестиля
зультатов наблюобщения,
владение дений за деятельнодиалоговыми
стью обучающегося в
формами общения;
процессе освоения об- аргументирование и
разовательной прообоснование
своей
точки граммы
зрения.
- Самоанализ и коррекция
Наблюдение за деярезультатов собственной
тельностью обудеятельности;
чающегося в процессе
- Постановка целей команде.
освоения образовательной программы
- Четкая организация
Интерпретация ресамостоятельных занятий при зультатов наблюизучении профессионального
дений за деятельномодуля;
стью обучающегося в
- планирование повышения
процессе освоения обличностного и
разовательной проквалификационного уровня.
граммы
- Активное участие в научноНаблюдение, оценка
техническом творчестве,
портфолио
проявление интереса к
(свидетельств,
инновациям в области
сертификатов,
профессиональной
дипломов, грамот,
деятельности;
видео-фотоматевладение и использование
риалов и др.)
современных технологий в
профессиональной
деятельности.
- Успешное выполнение
Наблюдение за деяситуационных задач,
тельностью обучающетребующих применения
гося в процессе освоепрофессиональных знаний и
ния образовательной
навыков.
программы

20

6. Регистрация внесения изменений
№№

замена

Номера страниц
новые
аннулиров.

Основания для
внесения
изменений

Дата

Подпись

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».