Рабочая программа УД Охрана труда

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»

Утверждаю

Рассмотрено на заседании ПЦК
УГ 13.00.00 Электро-теплоэнергетика

зам.директора по УР:

Протокол № 1

«___»______________2021г.

«3»сентября2021г.

_____________

___________

Т.В. Славко

Ю.Л. Жарова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОХРАНА ТРУДА

Гусиноозерск, 2021г.

1

Программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) для специальностей среднего профессионального образования
(далее СПО) УГ Электро-теплоэнергетика.

13.02.03 Электрические станции, сети и системы, группа 20-1
13.02.01 Тепловые электрические станции, группа 10-1
13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи, группа 40-1

Организация

-

разработчик:

Государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум»

Разработчик программы: __________________________Комогорцева В.Т, преподаватель

Дата

Согласование
Проверено
Согласовано

Должность

Подпись

Зав. отделением Еремина Л.А.
Зав. методкабинетом Белых Л.В.
2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧЕБНОЙ
ОСВОЕНИЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОХРАНА ТРУДА» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи.
Учебная дисциплина «ОХРАНА ТРУДА» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и
профессиональных компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.03 ЭСС и С.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
ОК:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать
с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Профессиональная направленность реализуется через формирование
элементов следующих профессиональных компетенций:
4

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-Вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;
-использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства
коллективной и индивидуальной защиты;
-определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере
профессиональной деятельности;
-оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
-применять безопасные приемы труда на территории предприятия и в
производственных помещениях;
-проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. Оценку
условий труда и травмобезопасности;
-инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;
-соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и
пожарной безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-законодательство в области охраны труда;
-нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности.
-правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
-правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов
и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические
мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
-возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
5

-действие токсичных веществ на организм человека;
-категорирование производств по взрыво-пожароопасности;
-меры предупреждения пожаров и взрывов;
-общие требования безопасности на территории предприятия и производственных помещениях;
-основные причины возникновения пожаров и взрывов;
-особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
-порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
-предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;
-права и обязанности работников в области охраны труда;
-виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
-правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
-возможные последствия несоблюдения технологических процессов и
производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом),
фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или
бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
-принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий
при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
-средства и методы повышения безопасности технических средств и
технологических процессов.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ПК 4.1
ПК 4.2

Умения

Знания

вести документацию установленного законодательства в области охраны
образца по охране труда, соблюдать труда;
сроки ее заполнения и условия хране- нормативных документы по охране
6

ПК 4.3
ПК 5.2
ПК 5.5
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 07
ОК 10

ния;

труда и здоровья, основ профгигиеиспользовать противопожарную техни- ны, профсанитарии и пожаробезку, средства коллективной и индивиду- опасности;
альной защиты;
правил и норм охраны труда, техники
определять и проводить анализ опасных безопасности, личной и производи вредных факторов в сфере професси- ственной санитарии и противопожарной защиты;
ональной деятельности;
оценивать состояние техники безопас- правовых и организационных основ
охраны труда в организации, систености на производственном объекте;
мы мер по безопасной эксплуатации
применять безопасные приемы труда на опасных производственных объектерритории организации и в производ- тов, профилактических мероприятий
ственных помещениях;
по технике безопасности и производинструктировать подчиненных работ- ственной санитарии;
ников (персонал) по вопросам техники возможных опасные и вредные факбезопасности;
торы и средств защиты;
соблюдать правила безопасности труда, действий токсичных веществ на орпроизводственной санитарии и пожар- ганизм человека;
ной безопасности
категорий производств по взрывопожароопасности;
-мер предупреждения
взрывов;

пожаров и

общих требований безопасности на
территории организации и производственных помещениях;
основных причин возникновения пожаров и взрывов;
особенностей обеспечения безопасных условий труда на производстве;
порядка хранения и использования
средств коллективной и индивидуальной защиты;
сроков испытаний защитных средств
и приспособлений;
прав и обязанностей работников в
области охраны труда;
видов и правил проведения инструктажей по охране труда;
правил безопасной эксплуатации
установок и аппаратов;
возможных последствий несоблюдения технологических процессов и
производственных инструкций подчиненными работниками (персона7

лом),
фактических или потенциальных последствий собственной деятельности
(или бездействия) и их влияние на
уровень безопасности труда

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем
часов
100

в том числе:
теоретическое обучение

46

Лабораторные и практические задания

26

Аттестация в форме экзамена

18

Консультация

6

Всего

96

Самостоятельная работа 1

4

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОХРАНА ТРУДА»
Наименование
разделов и тем

1
Раздел
1.Правовые и организационные
основы охраны
труда
Тема 1.1.
Система законодательных актов,
норм и правил в
области охраны
труда

Тема 1. 2. Организация работ по
охране труда на
энергетических
предприятиях
Тема 1. 3.
Производственный
травматизм. Рас-

Содержание учебного материала
и формы организации деятельности обучающихся

Объем
часов

2

3

Содержание учебного материала
1. Основные понятия и терминология безопасности труда. Негативные факторы, опасность производственной среды. Аксиома потенциальной опасности жизнедеятельности. Риск трудовой деятельности.
Понятие травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. Безопасность труда и основные
мероприятия безопасности труда. Основные задачи охраны труда.
2. Правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, система мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии. Основные законодательные акты в области охраны труда, права и
обязанности работников и работодателей в области охраны труда. Нормативные документы по охране
труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности. Нормативные правовые
акты по охране труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ).
Содержание учебного материала
1 Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда. Основные положения
об организации работы, структура органов по охране труда, функции и обязанности работников службы
охраны труда на предприятиях энергосистемы.
Обучение и проверка знаний по охране труда.Виды и правила проведения инструктажей по охране труда
и технике безопасности. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Ответственность за нарушение
требований по безопасности труда. Материальные затраты на охрану труда
Содержание учебного материала

2

1. Объективные и субъективные причины травматизма. Виды производственных травм и
профессиональных заболеваний. Классификация несчастных случаев по характеру и тя-

Коды компетенций, формированию
которых способствует
элемент программы
4

ОК 01-04,
ОК 10

2

2

ОК 01-04,
ОК 10

2

2

ОК 01-04,
ОК 10

9

следование и учет
несчастных случаев
на производстве

жести повреждения, числу пострадавших и месту происшествия.
2. Расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве. Положение о расследовании несчастных случаев на производстве.
3.

Мероприятия по предупреждению производственного травматизма. Правила личной и
производственной санитарии. Основы профгигиены и профсанитарии. Оценка условий
труда и травмобезопасности на рабочих местах.

4. Экономические механизмы управления безопасностью труда. Социально-экономическое значение,
экономический механизм и источники финансирования охраны труда. Экономические последствия
(ущерб) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
5,Экономический эффект мероприятий по улучшению условий и охране труда. Экономическая эффективность мероприятий по улучшению условий и охране труда.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие «Расследование несчастного случая на производстве»

Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 1.4
Оказание доврачебной медицинской помощи
пострадавшим при
несчастных случаях

Подготовка сообщений (создание презентаций) на тему «Профилактические мероприятия по производственной санитарии на рабочих местах»
Содержание учебного материала

1. Освобождение человека от действия электрического тока. Оказание первой помощи пострадавшему от действия электрического тока.
2.

Порядок выполнения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Первая помощь при кровотечениях, ушибах, растяжениях, переломах, отравлениях и других случаях.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие «Первая помощь пострадавшему при поражения электрическим током»
Раздел 2. Общие
правила техники
безопасности
Тема 2.1
Идентификация и
воздействие на человека негативных

2
2

2

2
2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Содержание учебного материала
1. Опасные и вредные производственные факторы. Физические, химические негативные факторы: Защита от вибрации, шума, электромагнитных излучений. Действие токсичных веществ на организм человека. Средстваиндивидуальной защиты человека от химических негативных факторов.

2

Решение ситуационных задач по оказанию первой помощи пострадавшим

ОК 01-04,
ОК 10

ОК 01-04,
ОК 07,
ОК 10

10

факторов производственной среды
Тема 2.2
Обеспечение
безопасных условий труда на
производстве

Содержание учебного материала
1. Особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве. Анализ опасных и вредных
факторов в сфере профессиональной деятельности.Безопасные приемы труда на территории предприятия
и в производственных помещениях. Система мер по безопасной эксплуатации производственных объектов. Профилактические мероприятия по технике безопасности на производстве.
2. Источники электрической опасности. Напряжение прикосновения, шага, наведенное напряжение. Действие электрического тока на организм человека. Виды поражения и факторы, влияющие на
исход поражения электрическим током. Виды поражающих токов, их пороговые значения
3. Влияние режима и характеристик сети на условия безопасности. Варианты попадания человека под
действие электрического тока. Классификация помещений и электроустановок по степени опасности поражения электрическим током

2

ПК 5.2,
ПК 5.5
ОК 01-04,
ОК 10

2

5. Электрозащитные средства и инструменты. Сроки испытаний защитных средств и приспособлений

Тема 2.3
Правила по охране
труда при эксплуатации электроустановок

В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие «Расчет защитного заземления в электроустановках»
Содержание учебного материала
I. Область применения Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок

2.Требования к работникам, допускаемым к выполнению работ в электроустановках
3.Охрана труда при оперативном обслуживании и осмотрах электроустановок
4.Охрана труда при производстве работ в действующих электроустановках
5.Организационные мероприятия по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках
6.Организация работ в электроустановках с оформлением наряда-допуска с оформлением на
ряда-допуска
7. Организация работв электроустановках по распоряжению
8. Охрана труда при организации работв электроустановках, выполняемых по перечню работ в
порядкетекущей эксплуатации

2
2
2

2

ПК 4.1,
ПК 4.2,
ПК 4.3,
ПК 5.2,
ПК 5.5
ОК 01-04,
ОК 10

2
2
2
2

11

В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие «Проведение инструктажа по технике безопасности. Оформление документации
на производство работ»

Раздел 3. Основы
пожарной безопасности
Тема 3.1 Противопожарная профилактика
Тема 3.2. Тушение
пожаров. Пожарная
сигнализация

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Содержание учебного материала
1.Характеристики горючих веществ. Воспламенение, горение, взрыв, самовозгорание. Огнестойкость
зданий и сооружений. Категории производств по степени пожаро- и взрывоопасности. Нормативная документация по пожарной безопасности. Основные причины возникновения пожаров и взрывов. Правила
пожарной безопасности для энергетических предприятий
Содержание учебного материала
1. Меры по предупреждению пожаров и взрывов. Меры противопожарной защиты. Средства и способы
огнетушения. Виды пожарной сигнализации и связи. Особенности тушения пожаров в электроустановках. Использование различных средств пожаротушения на производственных объектах
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие «Знакомство с первичными средствами пожаротушения и их практическим
применением»

2

ОК 01-04,
ОК 10

2

ОК 01-04,
ОК 10

Изучение критериев оценки состояния техники безопасности на производственном объекте
Изучение групп по электробезопасности для электротехнического персонала и условия их присвоения

Самостоятельная работа обучающихся:

Определение категорий производственных помещений по степени пожаро- и взрывоопасности
Промежуточная аттестация

Всего:

2
2
52

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Охраны труда», оснащенный оборудованием и техническими средствами
обучения: рабочий стол преподавателя, методические указания для выполнения практических работ, комплект учебно-наглядных пособий, законодательство по охране труда, роботтренажер типа «Гоша».
Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

ТрудовойкодексРоссийскойФедерацииот 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от31.12.2017)–
СПб.:Деан, 2018-400 с.
Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий [Текст]: РД 153-34.003.301-00 - СПб.: Деан, 2014 – 160с.
Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда
[Текст]: СП 12-135-3003- Новосибирск:Сиб. Унив. Изд., 2013 -280с.
Руководящий документ по безопасному производству работ электромонтерамилинейщиками при строительстве воздушных линий электропередачи [Текст]:
РД 153-34.4-03.220.2003 - М.: Изд. МЭИ (ТУ), 2013- 33с.
Правила безопасности при строительстве линий электропередачи и производстве электромонтажных работ [Текст]: РД 153-34.3-03.285-2002 - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2014 104 с.
Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на
производстве – СПб.:Деан, 2016 – 96с.
Девисилов, В.А. Охрана труда [Текст]: учебник/ В.А. Девесилов. - 4-е изд., перераб. и
доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве [Текст]: учебник/ О. Н. Куликов, Е. И. Ролин – 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2013.-416с.
Сухачев А.А. Охрана труда в строительстве [Текст]: учебник/А. А. Сухачев – 2-е изд.,
стер. -М.: КНОРУС,2013.-272с
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.
2.
3.

http://wwwohranatruda.ru/. Дата обращения: 31.01.2018
http://electricalschool.info/ Дата обращения: 31.01.2018
http://zametkielectrika.ru/Дата обращения 31.01.2018

______________________
За образовательной организацией сохраняется право выбора учебных изданий из приведенного списка

2

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
законодательство в области
охраны труда;

четкость и правильность ответов на вопросы;

устный контроль по
заданной тематике;

нормативные документы по
охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

четкость и правильность ответов на вопросы, соблюдение логики изложения материала;

анализ подготовленной информации по предлагаемым
тематикам самостоятельной
работы;

правила и нормы охраны
труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

аргументированность
изложения материала;

беседа по заданной тематике, анализ подготовленной
информации по предлагаемым тематикам самостоятельной работы;

правовые и организационные основы охраны труда в
организации, системы мер
по безопасной эксплуатации
опасных производственных
объектов, профилактические
мероприятия по технике
безопасности;

обоснование мер
безопасности в
соответствие с Правилами
по Охране труда;

тестовый и устный контроль
по заданной тематике;

возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

четкость и полнота
классификации опасных и
вредных производственных
факторов;

наблюдение за ходом выполнения практических заданий;

действия токсичных вечеткость и правильность отществ на организм человека; ветов на вопросы, соблюдение логики изложения материала

устный контроль по
заданной тематике;

категории производств по
взрыво-пожароопасности;

анализ подготовленной информации по предлагаемым
тематикам самостоятельной
работы, наблюдение за хо-

четкость классификации
помещений по
взрывопожарной и
пожарной опасности

14

дом выполнения практических заданий;
меры предупреждения пожаров и взрывов;

четкость и правильность
классификации мер противопожарной защиты;

наблюдение за ходом выполнения практических заданий;

общие требования безопасности на территории организации и производственных помещениях;

обоснование мер
безопасности в
соответствие с Правилами
по Охране труда;

тестовый и устный контроль
по заданной тематике;

основные причин возникновения пожаров и взрывов;

перечисление в полном объеме причин возникновения
пожаров и взрывов

устный контроль по заданной тематике, наблюдение
за ходом выполнения практических заданий;

особенности обеспечения
безопасных условий труда
на производстве;

четкость и правильность ответов на вопросы;

наблюдение за ходом выполнения практических заданий;

порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

изложение порядка хранетестовый и устный контроль
ния и использования средств по заданной тематике;
коллективной и индивидуальной защиты в соответствие с инструкцией;

сроки испытаний защитных
средств и приспособлений;

перечисление сроков испытаний защитных средств и
приспособлений в соответствие с инструкцией;

тестовый и устный контроль
по заданной тематике;

права и обязанности работников в области охраны
труда;

четкое перечисление прав и
обязанностей работников в
области охраны труда в соответствие с Трудовым Кодексом РФ;

беседа по заданной тематике;

виды и правила проведения
инструктажей по охране
труда;

классификация инструктажей по охране труда в соответствие с ССБТ;

тестовый и устный контроль
по заданной тематике,
наблюдение за ходом выполнения практических заданий

правила безопасной эксплу-

четкость и правильность от-

тестовый и устный контроль

соблюдение логики изложения материала;

15

атации установок и аппаратов;

ветов на вопросы;

по заданной тематике;

возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками
(персоналом), фактические
или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и
их влияние на уровень безопасности труда

четкость и правильность ответов на вопросы, соблюдение логики изложения материала

тестовый и устный контроль
по заданной тематике;

вести документацию установленного образца по
охране труда, соблюдать
сроки ее заполнения и условия хранения;

точности и грамотность
оформления документации
по охране труда;

наблюдение за ходом выполнения практических заданий;

использовать противопожарную технику, средства
коллективной и индивидуальной защиты;

грамотность использования
первичных средств пожаротушения;

наблюдение за решением
производственных ситуаций;

определять и проводить
анализ опасных и вредных
факторов в сфере профессиональной деятельности;

точность и правильность
идентификации опасных и
вредных производственных
факторов;

наблюдение за ходом выполнения практических заданий;

оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте, применять безопасные приемы
труда на территории организации и в производственных
помещениях;

грамотность оценки состояния техники безопасности
на производственном объекте, точность и грамотность
использования конкретных
средств защиты;

наблюдение за решением
производственных ситуаций;

инструктировать подчиненных работников (персонал)

точность и полнота проводимого инструктажа по тех-

наблюдение за ходом выполнения практических за-

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

16

по вопросам техники безопасности;

нике безопасности;

даний

соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности

точность и четкость соблюдения правил безопасности
труда, производственной
санитарии и пожарной безопасности

наблюдение за ходом выполнения практических заданий

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».