Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум» Рассмотрено на заседании ПЦК Общеобразовательных дисциплин Протокол № 1 « » _____________ 2021г. ___________ О.В.Думнова Утверждаю зам.директора по УР: «___»______________2021г. _____________ Т.В. Славко Рабочая программа учебной дисциплины ЕН 01 МАТЕМАТИКА Гусиноозерск, 2021 год Программа учебной дисциплины ЕН 01МАТЕМАТИКА разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС СОО) для специальностей среднего профессионального образования (далее СПО). 13.02.03 Электрические станции, сети и системы, группа 20-1 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи, группа 40-1 Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум» Разработчик программы: __________________________О.В.Думнова, преподаватель первой квалификационной категории Дата Согласование Проверено Согласовано Должность Зав. отделением Еремина Л.А. Зав. методкабинетом Белых Л.В. Подпись СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .................................... 3 1.1 Область применения программы ................................................................................................... 3 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы ......................................................................................................... 3 1.3 Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины ..................................................................................................................................... 3 1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины ..................................................................................................................................... 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................ 4 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ................................................................. 4 2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины........................................ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .......................................................... 9 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению .................................. 9 3.2 Информационное обеспечение обучения...................................................................................... 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..................................................................................................................................... 11 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 13.02.01 Тепловые электрические станции 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ЕН.00-Математический и общий естественнонаучный цикл ЕН.01-Математика 1.3 Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: -значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной программы; -основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; - основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; - основы интегрального и дифференциального исчисления. 1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины Максимальная учебная нагрузка обучающегося 96 часов, в том числе: - обязательная аудиторная учебная нагрузка 76 часов (в том числе практических занятий 40) - самостоятельная работа обучающегося 4 часа. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: выполнение реферата подготовка сообщений создание компьютерной презентации Консультаций Промежуточная аттестация в форме экзамена 96 76 40 4 1 1 2 4 12 2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 1 Раздел 1 Элементы линейной алгебры 2 Тема 1.1 Матрицы и определители Тема 1.2 Системы линейных уравнений Раздел 2 Дифференциальное исчисление: производная и её приложения Тема 2.1 Функции и пределы Тема 2.2 Производные функций Определение матрицы. Действия над матрицами, их свойства. Определители 2-го и 3-го порядка. Вычисление определителей. Определители n-го порядка, свойства определителей. Миноры и алгебраические дополнения. Разложение определителя по элементам строки или столбца. Обратная матрица. Ранг матрицы. Элементарные преобразования матрицы. Решение систем линейных уравнений различными методами линейной алгебры: Метод Гаусса, Метод Крамера, Матричный метод. Объё м часов 3 16 пз 10 4 6 2 6 2 2 2 Практические работы 1.Матрицы и действия над ними 2.Вычисление определителей 3.Решение систем линейных уравнений Функции и их графики. Последовательности и их свойства. Предел последовательности. Предел функции. Непрерывность функции Определение производной функции. Производные основных элементарных функций. Дифференцируемость функции. Дифференциал функции. Производная сложной функции. Правила дифференцирования: производная суммы, произведения, частного. Возрастание и убывание функций, условия возрастания и убывания. Экстремумы функций, необходимое условие 4 6 24 16 6 2 8 2 Тема 2.3 Исследование функций с помощью производной Раздел 3 Интегральное исчисление: определённый и неопределённый интеграл и его приложения Тема 3.1 Неопределённый интеграл Тема 3.2 Определённый интеграл Раздел 4 Основы теории комплексных чисел Тема 4.1 Комплексные числа и действия над ними. Раздел 5 Основы теории вероятности и математической существования экстремума. Нахождение экстремумов с помощью первой производной. Выпуклые функции. Точки перегиба. Асимптоты. Полное исследование функции. Практические работы 1.Вычисление предела функции 2. Вычисление производных сложных функций, производных высших порядков 3.Исследование функций и построение графиков с помощью производной 10 8 6 2 2 2 24 14 Неопределённый интеграл и его свойства. Таблица основных интегралов. Метод замены переменных. Интегрирование по частям. Интегрирование рациональных функций. Интегрирование иррациональных функций. Определённый интеграл, его свойства. Основная формула интегрального исчисления. Интегрирование заменой переменной и по частям в определённом интеграле. Приложения определённого интеграла в геометрии. Практические работы 1.Вычисление интегралов различными методами 2.Вычисление интегралов различных функций 3. Вычисление определенного интеграла 16 14 8 6 6 6 2 2 2 2 Определение комплексного числа в алгебраической форме, действия над ними. Геометрическое изображение комплексных чисел. Решение алгебраических уравнений. Тригонометрическая форма комплексного числа. Переход от алгебраической формы к тригонометрической и обратно. Действия над комплексными числами в тригонометрической форме. Практические работы 1.Решение задач с комплексными числами 6 2 2 2 6 2 статистики. Тема 5.1 Операции над событиями Тема 5.2 Случайные дискретные величины. ВСЕГО: Классическое определение вероятности. Вычисление вероятности в простейших случаях. Случайные величины. Дискретные и непрерывные случайные дисциплины. Закон распределения дискретной случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины Практические работы 1.Математическое ожидание и дисперсия случайной величины Самостоятельная работа обучающихся: Реферат по теме: «Правило Лопиталя для вычисления пределов»-1ч Сообщения по теме:«Роль Исаака Ньютона и Карла Лейбница в создании дифференциального исчисления» -1ч Презентация «Приложение комплексных чисел в электротехнике» -1ч Презентация «Матрицы и их применение» - 1ч 2 4 76 2 2 40 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математики. Оборудование учебного кабинета: - комплект учебно-методической документации; -посадочные места по количеству обучающихся; -рабочее место преподавателя; -наборы таблиц по темам; -модели многогранников, круглых тел , -чертёжный треугольник, циркуль, транспортир. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением; - мультимедиа проектор; - интерактивная доска. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1.Богомолов Н.В. Практические занятия по математике(Текст): Учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений / Н.В. Богомолов.- М.: Высшая школа. 2008- 495с.(Рекомендовано Министерством образования и науки РФ). 2.Дадаян А.А. Математика для педагогических училищ.(Текст): Учебник.-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М.2006.-512с.(Профессиональное образование) (Рекомендовано Министерством образования РФ) 3.Дадаян А.А. Сборник задач по математике (Текст): Учебник – М.: ФОРУМ–ИНФРА–М.2011.-353с.(Профессиональноеобразование) Рекомендовано Министерством образования РФ 4.Григорьев С.Г.,Иволгина С.В. Математика (Текст) Учебник / под ред.В.А.Гусева-М.Издательскийцентр«Академия».2011- 84с.(Рекомендовано ФГУ «ФИРО») 5. Григорьев, В.П., Сабурова, Т.Н. Сборник задач по высшей математике [Текст] : Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия». 2010. – 160 с. (Рекомендовано ФГУ «ФИРО»); 6. Спирина, М.С., Спирин, П.А. Теория вероятностей и математическая статистика [Текст]: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 10 – 352 с. (Допущено Министерством образования РФ) 7. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10-11. – М., 2005. 8. Лунгу К.Н., Письменный Д.Т., Федин С.Н., Шевченко Ю.А. Сборник задач по высшей математике. 1 курс. – 3-е изд., ипр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 576 с.: ил. – (Высшее образование). Дополнительные источники: 1. Григорьев, В.П., Дубинский, Ю.А. Элементы высшей математики [Текст]: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с. (Допущено Министерством образования РФ); 2. Спирина, М.С., Спирин, П.А. Дискретная математика [Текст]: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия». 2010. – 389 с. (Допущено Министерством образования РФ); 3. Бычков, А.Г. Сборник задач по теории вероятностей, математической статистике и методам оптимизации [Текст]: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008.– 224 с. (Допущено Министерством образования РФ); 4. Виноградов, Ю.Н., Гомола, А.И., Потапов, В.И., Соколов, Е.В. Математика и информатика [Текст]: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.; 5. Метод Гаусса, формулы Крамера, матричный определитель. – URL: http: // www.matburo.ru/.Дата обращения: 06.04.2011. 6. Сайт «Наука Математика». Умножение матриц, транспортная задача. URL: http: // www.softtok.org/science/math/. Дата обращения: 06.04.2011. 7. Сайт «Теория вероятностей и математическая статистика». - URL: http: // www.teorver/ru. Дата обращения: 06.04.2011. 8. Общие методы решения уравнений. - URL: http:// www.rusedu.ru/subcat_is/htm/. Дата обращения: 06.04.2011.. 9.Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) уметь: –решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; знать; -значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной образовательной программы; -основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; -основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел,теории вероятностей и математической статистики; -основы интегрального дифференциального исчисления. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения анализ решения и оценка результатов выполнения практических и индивидуальных заданий, проектов, исследований по видам профессиональной деятельности; оценка рефератов по теме «Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы; результаты собеседования по содержанию мини-рефератов и компьютерных презентаций; анализ решений и оценка результатов выполнения практических заданий и решения задач по видам профессиональной деятельности; оценка результатов тестового контроля, фронтального опроса; анализ и оценка подготовленной информации по предлагаемым тематикам самостоятельной работы; и анализ решения и оценка результатов выполнения практических заданий; Оценка результатов итогового тестового контроля Лист регистрации изменений № изменения № и дата № листа с Дата извещения об изменением внесения изменении изменения Подпись лица, внесшего изменения