Рабочая программа УД Метрология, стандартизация и сертификация

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»

Рассмотрено на заседании ПЦК
УГ 13.00.00 Электро-теплоэнергетика
Протокол № 1
«3» сентября 2021г.
___________ Ю.Л. Жарова

Утверждаю
зам.директора по УР:
«___»______________2021г.
_____________
Т.В. Славко

Рабочая программа учебной дисциплины
«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

Гусиноозерск, 2021г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного

образовательного

стандарта

среднего

профессионального

образования (далее – ФГОС СПО) для специальностей среднего профессионального
образования (далее СПО).

13.02.03 Электрические станции, сети и системы, группа 20-1
13.02.01 Тепловые электрические станции, группа 10-1
13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи, группа 40-1

Организация

-

разработчик:

Государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум»
Разработчик

программы:

__________________________

Комогорцева

В.Т.,

преподаватель

Дата

Согласование
Проверено
Согласовано

Должность
Зав. отделением Еремина Л.А.
Зав. методкабинетом Белых Л.В.

Подпись

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью
примерной основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальностям СПО укрупненной группы
13.00.00. Тепло- электроэнергетика.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании (в программе
повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать в профессиональной деятельности документацию
систем качества;
оформлять технологическую и техническую документацию в
соответствии с действующей нормативной базой;
приводить несистемные величины измерений в соответствии с
действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
применять требования нормативных документов к основным видам
продукции (услуг) и процессов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и
организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации,
сертификации и документации систем качества;
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с
действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
формы подтверждения качества.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32
часа; самостоятельной работы обучающегося 4 час.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. Лист регистрации внесения изменений

5
6
11
12
13

4

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» является
обязательной частью профессионального цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.03 Электрические станции,
сети и системы.
Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС
по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы. Особое значение
дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код ОК,
ПК

Умения

использовать
в
профессиональной деятельности
документацию систем качества;
- оформлять технологическую и
техническую документацию в
ОК 1 – 11,
соответствии
с
действующей
ПК
нормативной базой;
1.1 - 1.6,
приводить
несистемные
2.1 - 2.3,
величины
измерений
в
3.1 - 3.5,
соответствие с действующими
4.1 - 4.3,
стандартами и международной
5.1 - 5.4
системой единиц СИ;
применять
требования
нормативных
документов
к
основным
видам
продукции
(услуг) и процессов

Знания
задачи
стандартизации,
ее
экономическую эффективность;
- основные систем (комплексов)
общетехнических и организационнометодических стандартов;
- основные понятия и определения
метрологии,
стандартизации,
сертификации
и
документации
систем качества;
терминологию
и
единицы
измерения величин в соответствии с
действующими
стандартами
и
международной системой единиц
СИ;
- формы подтверждения качества

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем
Вид учебной работы
часов
Объем образовательной программы

48

в том числе:
теоретическое обучение

44

лабораторные и практические занятия
Самостоятельная учебная работа

4

Зачет в том числе с теор. обучением.

6

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

1
Раздел 1.
Стандартизация

2

3

Тема 1.1
Введение

Тема 1.2
Система
стандартизации

Тема 1.3
Организация
работ по
стандартизации в

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ПК 1.3, ПК 2.2

Содержание учебного материала
1. Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и
сертификация». Значение и основная цель учебной дисциплины. Структура учебной
дисциплины, её связь с другими дисциплинами, роль и место в формировании научнотеоретических основ специальности. Новейшие достижения и перспективы развития
науки в России.
Содержание учебного материала
1. Сущность понятий - государственная система стандартизации Российской
Федерации, регламент, стандартизация, стандарт, нормативный документ. Сущность
стандартизации. Нормативные документы по стандартизации, виды стандартов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1.Практическое занятие «Составление структуры нормативного документа»
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений, докладов рефератов по теме: «Роль стандартизации
(сертификации) в обеспечении конкурентоспособности товаров.», «Нормативная
основа систем качества.»,
«Направления совершенствования стандартизации в
России.»,.
Содержание учебного материала
1.Правовые основы стандартизации и её задачи. Органы и службы по стандартизации.
Порядок разработки стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением
обязательных требований стандартов.

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 07, ОК 09,
ОК 10

2

2
2

2

7

РФ

2 Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам.
Нормоконтроль технической документации. Обязанности, права и ответственность
нормоконтроля.
Содержание учебного материала

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1.Практическое занятие «Анализ основных положений комплексов ЕСКД, ЕСТД,
ЕСТПП. Основные определения, понятия»
Содержание учебного материала

2

Тема 1.4.
Стандартизация
промышленной Промышленная продукция, как материализованный результат процесса трудовой
деятельности и нормативной документации в энергетике.
продукции
Продукция энергетических предприятий. Нормативная документация на технические
параметры продукции Комплексы (Единая система конструкторской документации,
Единая система технической документации

Тема 1.5.
Государственная
система
стандартизации и
научнотехнический
прогресс
Тема 1.6.
Стандартизация
точности гладких
цилиндрических
соединений

2

4

1.Формирование методологии стандартизации Принципы использования методов
стандартизации для улучшения качества и менеджмента качества. Задача
стандартизации в управлении качеством. Фактор стандартизации в функции
управляющих процессов. Интеграция управления качеством на базе стандартизации

Содержание учебного материала
1.Способы построения допусков и посадок гладких цилиндрических соединений (ГЦС),
условное обозначение предельных отклонений и посадок, автоматизированный поиск
нормированной точности, калибры для гладких цилиндрических деталей. Система
допусков и посадок ГЦС. Предельные отклонения. Калибры для гладких
цилиндрических деталей
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1.Практическое занятие «Расчет посадок трех типов соединений деталей»
Тема 1.7.
Содержание учебного материала
Методологические 1.Кибернетический подход к управлению качеством на предприятии в основных
основы
направлениях жизненного цикла. Основополагающие принципы, сформулированные в
управления
системах менеджмента качества

2

2
2

8

качеством

Тема 1.8.
Процессы
управления
технологической
подготовкой
производства.
Экономическое
обоснование
стандартизации

2. Объекты и проблема управления. Методический подход. Требования управления.
Принципы теории управления. Интеграция управления качеством. Сквозной механизм
управления качеством. Факторы качества продукции. Формы подтверждения качества.
Системы качества. Стандарты серии ИСО 9000
Содержание учебного материала
1 Системы управления технологической подготовкой производства. Обеспечение
технологичности конструкции изделия. Автоматизированное проектирование групповой
технологии. Автоматизированное конструирование средств технологического
оснащения в технологической подготовке производства. Эффективность управления
технологической подготовкой производства Экономическое обоснование
стандартизации.
Самостоятельная работа обучающихся:
Создание проектов и презентаций по темам:
«Направления совершенствования сертификации в России.»,« Характеристика фонда
отечественных стандартов в электротехнической группе продукции.»,«Характеристика
фонда отечественных стандартов по группе услуг электротехнической
промышленности». «Роль стандартов ССБТ в обеспечении безопасности товаров и
услуг в электроспециальностях», «Законодательная и нормативная основа
стандартизации в электрической промышленности», «Характеристика фонда
отечественных стандартов по определенной группе продукции в
электропромышленности», «Характеристика фонда международных стандартов по
определенной группе продукции. ИСО и МЭК»

2

2

4

ПК 2.2, ПК 3.3

Раздел 2.
Основы метрологии
Тема 2.1.
Общие сведения о
метрологии

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 07, ОК 09,
ОК 10

Содержание учебного материала
1. Современная метрология и приоритетные её направления, основные термины и
определения. Триада приоритетных составляющих метрологии
2. Задачи метрологии. Нормативно-правовая основа метрологического
обеспечения точности.

2
2
9

2. Международная систем единиц. Единство измерений и единообразие средств
измерений.
Метрологическая служба. Основные термины и определения
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие «Контроль размеров элементов деталей штриховыми
инструментами в соответствии с системой единиц СИ.»
Самостоятельная работа обучающихся:
Создание проектов и презентаций по темам:
«Методика обработки результатов измерений показателей качества продукции.»,»
Факторы, влияющие на точность измерения показателей качества продукции.»
«Законодательная и нормативная основа метрологии»

2
2

ПК 4.3

Раздел 3.
Основы сертификации
Тема 3.1.
Сущность и
проведение
сертификации

Содержание учебного материала
1.Сущность сертификации. Проведение сертификации. Правовые основы сертификации.
2.Организационно-методические принципы сертификации.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие «Анализ схем обязательной сертификации и заполнение бланка
сертификата соответствия».
Самостоятельная работа обучающихся:
Создание проектов и презентаций по темам:
« Сравнительная характеристика добровольной и обязательной сертификации», «
Сравнительная характеристика сертификатов соответствия и декларации
соответствия.», « Сравнительная характеристика схем сертификации»,
«Характеристика функций участников работ по сертификации.» «Порядок
сертификации электротехнической группы продукции.», «Порядок сертификации
определенной группы услуг»
Зачет
Всего:

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 07, ОК 09,
ОК 10

2

48

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Метрологии, стандартизации и сертификации», оснащенный
оборудованием и техническими средствами обучения: рабочий стол преподавателя,
посадочные места по количеству обучающихся, шкафы для демонстрационных стендов,
комплектом наглядных пособий по всем темам и разделам и инструкций практических
работ, мультимедийный комплекс с лицензионным программным обеспечением,
демонстрационный стенд учебного кабинета «Метрологии, стандартизации и
сертификации»; средства наглядности учебного процесса (электронные плакаты по всем
темам).
Технические средства обучения: мультимедийный комплекс.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.
Качурина, Т.А. Метрология и стандартизация [Текст]: учебник для специальности
среднего профессионального образования / Т.А. Качурина. - 4-е изд., стер. – М.:
Академия, 2016. – 128 с.
2.
Латышенко, К. П. Метрология и измерительная техника. Лабораторный практикум
[Текст]: учебное пособие для СПО / К. П. Латышенко, С. А. Гарелина. — 2-е изд.,
испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 214 с.
3.
Метрология. Теория измерений [Текст]: учебник и практикум для СПО / В. А.
Мещеряков, Е. А. Бадеева, Е. В. Шалобаев ; под общ. ред. Т. И. Мурашкиной. — 2-е
изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 155 с.
4.
Мурашкина, Т.И. Метрология. Теория измерений [Текст]: учебник и практикум/ Т.И.
Мурашкина. – М.: Юрайт, 2016. – 156 с.
5.
Николаева, М.А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия
[Текст]: учебник/М.А. Николаева, Л.В. Карташова. – М.: Инфра-М, Форум, 2016.352 с.
6.
Сергеев, А. Г. Метрология [Текст]: учебник и практикум для СПО / А. Г. Сергеев. —
3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 325 с.
7.
Сергеев, А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебник для
бакалавров /А.Г. Сергеев, В. В. Терегеря; Владимир. гос. ун-т. - 2-е изд., перераб. и
доп. - М. : Юрайт, 2014. - 838 с..
8.
Сергеев, А. Г. Сертификация [Текст]: учебник и практикум для СПО / А. Г. Сергеев,
В. В. Терегеря. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Метрология. Режим доступа: http://metrologyia.ru
2.
Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.
Режим доступа: http://www.rgtr.ru
3.
Метрология.
Метрологическое обеспечение производства. Режим доступа:
http://www.metrob.ru.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Миронов, Э.Г. Метрология и технические измерения [Текст]: учебное пособие / Э.Г.
Миронов, Н.П. Бессонов. – М.: КНОРУС, 2015. — 422 с.
2.
Радкевич, Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебник для
бакалавров / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе. — 5 изд., перераб. и доп. — М.:
Юрайт, 2014. — 813 с.

11

3.

Шишмарев, В.Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое
регулирование [Текст]: учебник для специальности среднего профессионального
образования/ В.Ю. Шишмарев. - 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2017. – 320 с.
4.
РМГ 29-2013 Государственная система обеспечения единства измерений.
Метрология. Основные термины и определения.
5.
ГОСТ 8.009-84 Государственная система обеспечения единства измерений.
Нормируемые метрологические характеристики средств измерений
6.
ГОСТ Р 8.736-2011 Государственная система обеспечения единства измерений.
Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений.
Основные положения.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины
экспертный
точность толкования понятий
основных понятий метрологии,
контроль
стандартизации и сертификации; метрологии, стандартизации и
защиты отчетов
документации систем стандартов сертификации;
практических
качества;
грамотность использования
документации систем стандартов занятий;
индивидуальные
основных положений систем
качества;
исследования;
(комплексов) общетехнических и точность толкования основных
организационно-методических
положений систем (комплексов) экспертный
контроль
стандартов.
общетехнических и
защиты отчетов
организационно-методических
практических
стандартов
занятий;
тестирование
Перечень умений, осваиваемых
обоснованность использования
экспертный
в рамках дисциплины
руководствоваться требованиями нормативных правовых актов к
контроль
нормативных правовых актов к
основным видам продукции
защиты отчетов
основным видам продукции
(услуг) и процессов.
практических
(услуг) и процессов.
занятий.

12

6. Регистрация внесения изменений
№№

замена

Номера страниц
новые
аннулиров.

Основания для
внесения
изменений

Дата

Подпись

13

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».