Рабочая программа УД Родная литература

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»

Рассмотрено на заседании ПЦК
«Общеобразовательных дисциплин»
Протокол №_____
«___»______________2021.
_______ О.В.Думнова

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР:
«___»_______2021г.
_______ Т.В.Славко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гусиноозерск, 2021

Программа учебной дисциплины РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС СОО) для
специальностей среднего профессионального образования (далее СПО).

13.02.03 Электрические станции, сети и системы
13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи
13.02.01 Тепловые электрические станции

Организация

-

разработчик:

Государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум»

Разработчик программы: __________________________Л.Е.Будаева, преподаватель высшей
квалификационной категории

Согласование
Проверено
Согласовано

Должность
Зав. отделением
Еремина Л.А.
Зав. методкабинетом
Белых Л.В.

Подпись

3

Пояснительная записка
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и методических
документов:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» (от 06.05.2014 № 508-V);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесение изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 10.10.2010 № 1897»;
4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный
Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 (в действующей редакции от 07.06.2017 г.
№ 506);
5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г.
№ 253 с изменениями от 05.07.2017 № 629);
6. Постановление Правительства РБ №72 от 25.05.1996 г. «О введении национально –
регионального компонента в содержание образования»;
7. Методические рекомендации «Об организации преподавания бурятского языка и литературы
в общеобразовательных организациях РБ», утвержденные МОиН РБ 28.05.2015 №02-16/1759;
8. Региональный перечень учебных пособий, учебно-методических комплектов и иных изданий
этнокультурной направленности, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе ОО
РБ при реализации ОО начального, основного, среднего общего образования, утвержденный МОиН
РБ 28.05.2015 №02-16/1759;
9. Основная профессиональная образовательная программа ГБПОУ «ГЭТ»
10. Положение о рабочей программе ГБПОУ «ГЭТ»
11. Учебный план ГБПОУ«ГЭТ» на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа по Родной литературе для обучающихся составлена на основе примерной
программы по бурятской литературе для общеобразовательных школ с двуязычной
образовательной средой, экспериментального учебного пособия «Писатели Бурятии XX-XXI
веков» (Улан-Удэ: Изд.-во «Бэлиг», 2008 ) и рассчитана на 34 часа . Программа определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения
литературы, которые определены стандартом. Программа курса разработана на историческом
материале, произведениях устного народного творчества, поэтических и прозаических
произведений писателей и поэтов Бурятии, краеведческих материалах. Литература Бурятии была и
остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает в ней своеобразия и
самобытности. Именно поэтому важно увидеть ее связь с историей и культурой русской
литературы.
Программа построена на родожанровом принципе, основу его содержания составляют чтение и
текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд бурятской
литературы.
4

Цель программы - ознакомление обучающихся с бурятской литературой, с биографиями
известных писателей Бурятии, внесших заметный вклад в развитие культурной жизни народа, в
красочную палитру художественной литературы XX-XXI веков; воспитание культуры чтения у
школьников; раскрытие роли литературы в духовной жизни общества. В нравственном,
эстетическом воспитании заменить литературу не может ничто. Она помимо всего прочего
выполняет функцию и краеведческую: дает немало сведений о конкретной местности, о народе, ее
населяющем. Родившаяся в XX веке, бурятская литература создала непреходящие художественные
ценности, является неотъемлемой частью российской литературы. Жить в Бурятии и не знать ее
литературу, в которой накоплены эстетические, нравственные, социальные ценности народа - это
непростительное упущение. Данная программа - великолепная возможность для воспитания
духовно развитой личности, формирования гуманистического мировоззрения, гражданского
сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры.
Задачи изучения
литературы
Бурятии
в
ГБПОУ«ГЭТ»:
- познакомить школьников с произведениями устного народного творчества, с лучшими текстами
разных родов литературы, в которых отражены философия, нравственные качества народов
Бурятии;
- развивать художественный вкус школьников, учить их понимать прекрасное в искусстве;
- помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных
национальностей средствами самого учебного предмета.
В основе курса – компетентностный подход в обучении.
Программа
по
литературе
Бурятии
формирует речевую, читательскую, коммуникативную,культуроведческую компетенции учащихся.
Материал по литературе Бурятии охватывает разные роды литературного направления:
фольклор, эпические произведения , лирику.
Программа опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания
художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и
жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии
идейно-тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения
оппонента;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных
произведений;
- сопоставление произведений бурятской и русской литературы, выявление сходства
нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения.
Требования к уровню подготовки обучающихся :
5

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Родная литература»
учащиеся должны овладеть:
Чтение
и
восприятие
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
воспроизвести их конкретное содержание,
дать оценку героям и событиям;
чтение,
истолкование
и
оценка
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во
взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи;
роль портрета, пейзажа, интерьера;
род и жанр произведения;
особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания:
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение
и
речевая
деятельность
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах,
поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного
отношения к героям и событиям;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Основное

содержание

программы (36

час)

Введение. (2ч.)
Бурятская
литература
и
бурятская
история.
Фольклор(2час)
Богатство
видов
произведений
фольклора.
Мифы о происхождении мира. Легенды и предания края.
Бурятские народные сказки.(2час.)
Сказка как самый популярный жанр народного
творчества. Виды сказок: волшебные,сказки о животных, бытовые и др. Герои и сюжеты сказок.
Эстетическое совершенство сказок.
Сокровенное сказание монголов.(2час.)
В 2020 году исполняется 780 лет со дня написания этого выдающегося памятника
монгольской литературы ХШ века. «Сокровенное сказание» ставится наравне с шедеврами мировой
литературы.
«Гэсэр»
-бурятский
национальный
героический
эпос.( 4час)
Анализ 6,7 ветви . Просмотр DVD «Гэсэр» - уникальный электронный носитель, представляющий в
мультимедийной форме информацию об основных устных версиях эпоса; его сказителях,
6

собирателях и исследователях. /Бурятия- территория культуры. Справочно-библиографический
сборник/. Гэсэриада. (более 500 наименований,152 текста известных изданий бурятской версии
«Гэсэра», редкие фотографии, рисунки)
Декабристы в Бурятии. (6 чаc.)
В 1826году в Забайкалье начинают прибывать партии декабристов. В Чите ими получено было
знаменитое «Послание в Сибирь» А.С.Пушкина. По истечении срока каторги их рассылают на
вечное поселение в различные места Сибири. 14 декабристов были на поселении на территории
Бурятии. В Селенгинске -К.Торсон и братья Н. и М.Бестужевы.
Творчество Владимира Бараева связано с декабристской темой. Он родился
На Ангаре, вырос в Забайкалье, на Селенге, где долгие годы жили на поселении братья
Бестужевы, и много лет посвятил поиску их потомков. Повесть « Высоких мыслей достоянье »
посвящена декабристу Михаилу Бестужеву ( 1800-1871), члену Северного общества, участнику
восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Действие развивается
в двух временных пластах: прошлое героя ( в основном события 14 декабря 1825 года) и его
настоящее ( Сибирь, 1857-1858 годы).
Х.Н. Намсараев (2час.)
Очерк жизни и творчества.Его перу принадлежит множество стихотворений, поэм,
рассказов,повестей и романов. Роман «На утренней заре»- эпопея народной жизни Бурятии на
рубеже ХIХ-ХХвв. Намсараев стал основоположником бурятского национального литературного
языка.
Ч.Ц Цыдендамбаев (4час.)
Два романа «Доржи, сын Банзара» и «Вдали от родных степей»- крупный вклад писателя в
художественное освоение исторического прошлого народа, в становление большой эпической
прозы республики. Короткую и яркую жизнь прожил первый бурятский ученый Доржи Банзаров.
Формирование его мировоззрения в Казанском университете.
Творчество поэтов Бурятии.(4час.)
Дамба Дашинимаев, Цырен-Дулма Дондокова, Жамсо Тумунов, Дамба Жалсараев, Николай
Дамдинов, Гунга Чимитов, Дондок Улзытуев, Мэлс Самбуев, Намжил Нимбуев, Барас Халзанов,
Баир Дугаров, Матвей Чойбонов, Сергей Тумуров и мн. др. Творчество поэтов сыграло свою роль
на разных этапах становления и развития бурятской поэзии.
И.К.Калашников. (4час.) Роман «Жестокий век.»
Очерк
жизни
и
творчества.
Авторская интерпретация исторических событий. Мастерство писателя в создании литературных
характеров, эпохи 12 века. Чингисхан – человек тысячелетия. Гуманистический пафос романа.
«Жестокий век». Книга 1 «Гонимые». Книга 2 «Гонители». Просмотр х/ф о Чингисхане.
А.А Бальбуров и Д.Д.Хилтухин (4 час.) Повесть «Приказываю жить.»
Жизнь и творчество писателей. Гимн боевому братству. Главный герой- капитан Советской
Армии Гуржап Очиров. Партизанский отряд, руководимый Очировым и Четвериковым,
впоследствии был развернут в боевую партизанскую бригаду,вызывавшую панику в фашистских
тылах, а имя ее командира « Осиповича» с любовью и признательностью произносилось бойцами –
партизанами и населением.
7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Родная
литература» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
По специальности СПО технического, естественнонаучного и профилей - 36 часов. Из них
аудиторная
(обязательная)
нагрузка
обучающихся,
включая
Технический, естественнонаучный профили профессионального образования-36ч.

8

Вид учебной работы

Количество часов

№
п

Аудиторные занятия

Специальности

Содержание обучения

СПО

1.

Введение

2

2.

Фольклор

2

3.

Бурятские народные сказки

2

4.

Сокровенное сказание монголов

2

5.

«Гэсэр» -бурятский национальный героический эпос

4

6.

Декабристы в Бурятии

6

7.

Х.Н. Намсараев

2

8.

Ч.Ц Цыдендамбаев дилогия «Доржи,сын Банзара»
«Вдали от родных степей»

9.

Творчество поэтов Бурятии

в т.ч.пр.з.

4
4

10. И.К.Калашников. Роман «Жестокий век»

4

11. А.А Бальбуров и Д.Д.Хилтухин Повесть
«Приказываю жить»

4

Итого

2

36ч

2

4ч

Самостоятельная работа студентов
Всего

9

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности
обучающихся (на уровне учебных действий)
Введение
Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы;
чтение.
Фольклор.
Бурятские Аудирование; работа с источниками информации
народные
сказки. (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в
Сокровенное сказание том числе Интернет-источники); участие в беседе, ответы
монголов. «Гэсэр» - на
вопросы;
чтение;
комментированное
чтение;
бурятский
аналитическая работа с текстами художественных
произведений; подготовка докладов и сообщений;
национальный
самостоятельная и групповая работа по заданиям из
героический эпос
учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка
компьютерных презентаций); выступления на семинаре;
выразительное
чтение
стихотворений
наизусть;
конспектирование; написание сочинения; работа с
иллюстративным
материалом;
самооценивание
и
взаимооценивание.
Творчество
Аудирование;
конспектирование;
чтение;
комписателей.Проза.
ментированное чтение; подготовка сообщений и докладов;
самостоятельная работа с источниками информации
(дополнительная литература, энциклопедии, словари, в
том числе Интернет-источники); устные и письменные
ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая
работа с текстами художественных произведений и
критических статей; написание различных видов планов;
реферирование;
участие
в
беседе;
работа
с
иллюстративным материалом; написание сочинения;
редактирование текста; реферирование текста; проектная и
учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару
(в том числе подготовка компьютерных презентаций);
самооценивание и взаимооценивание.
Поэзия
Аудирование; чтение и комментированное чтение;
выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе;
самостоятельная работа с учебником; аналитическая
работа с текстами стихотворений; составление тезисного
плана выступления и сочинения; подготовка сообщения;
выступление на семинаре.Презентации.

10

Творчество
писателей.Проза.

Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с
источниками информации (дополнительная литература,
энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники),
составление тезисного плана; со ставление плана
сочинения;
аналитическая
работа
с
текстом
художественного произведения; чтение; подготовка
докладов и выступлений на семинаре (в том числе
подготовка компьютерных презентаций); выразительное
чтение и чтение наизусть; составление тезисного и
цитатного плана; работа в группах по подготовке ответов
на проблемные вопросы; проектная и учебноисследовательская работа.

Всего:
Материально-техническое обеспечение
1. Балданов С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе. Улан-Удэ, 1997г.
2. Дугаржапова Т.М. Поэтика Д. Улзытуева. Улан-Удэ, 2001г.
3. Дугаржапова Т.М. Поэтика бурятского стиха. Улан-Удэ, 2002г.
4. История бурятской литературы в трёх частях. Улан-Удэ, 1997г.
5. Новые тенденции в современной литературе Бурятии. Улан-Удэ, 1988г.
6. Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1989г
Литература для преподавателя:
1. Бабуева В Д. Материальная и духовная культура бурят: Учебное пособие. — УланУдэ, 2004.
2. Белоусов АЛ. Русско-бурятские связи в журналистике и литературе Х1Х-ХХ вв. Улан-Удэ, 1972.
3. Бурятская литература. — Улап-Удэ, 1974.
4. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе. - Л., 1981,
5. Дамдинов Н. Летопись народной жизни. Статьи и заметки о литературе. -Улан-Удэ,
1974.
6. Дамдинов Н. Границы поэзии (Литературные заметки). - Улан-Удэ, 1962.
7. Дугар-Нимаев ЦЛ. «Зерцало мудрости» - памятник дореволюционной бурятской
литературы. - Улан-Удэ, 1966.
8. Декабристы и Сибирь. - Новосибирск, 1977.
9. Забадаев СТ. Изучение взаимосвязей русской и родной литературы в старших
классах бурятской школы. — Улап-Удэ, 1984.
10. Липаев АЛ, Изучение произведений русской литературы в национальной школе.
8—10-е классы. — М., 1957.
11. Липаев А А,, Липаев МЛ. Преподавание русской литературы в 9 классе
национальной школы. — М., 1963.
12. Санжадаева Г.С. Тоонто нютаг. — Улан-Удэ, 1996.
13. Санжадаева Г.С. Методика изучения прозы XX века в бурятской школе. - УланУдэ, 2005.
11

14. Санжадаева Г.С. Новые технологии на уроках литературы. — Улан-Удэ, 2006.
15. Найданов В.Ц. Заметки о современной бурятской литературе. — Улан-Удэ, 1962.
16. Найданов В.Ц. Традиции и новаторство в бурятской литературе. -Улан-Удэ, 1976.
17. Нимаева И.Б. Урокам литературы — активную форму. — Улан-Удэ, 1988.
18. Нимаева И.Б. Методика использования активных форм учебных занятий. —УланУдэ, 2004.
19. Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теория и
практика. — Улан-Удэ, 2003.
20. Нархиноеа Э.П. Организация научной работы в условиях общеобразовательной
средней школы. - Улан-Удэ, 2006.
21. На пути к гармонии. Методические рекомендации в помощь учителю. - Улан-Удэ,
1990.
22. Поэты Бурятии. - Новосибирск, 1979.
23. Проблемы развития национальной школы в Бурятии: Методологические основы
этнопедагогики. — Улан-Удэ, 1996.
24. Соктоев Л.Б.. Хоца Намсараев. - Улан-Удэ, 1971.
25. Сбор и обработка фольклорного материала. — Улан-Удэ: «Бэлиг», 2006.
26. Уланов А. Бурятский героический эпос. — Улап-Удэ, 1963.
27. Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады. - Новосибирск, 1980.
28. Шагдаров Л.Д., Хомонов Т.П. Бурятские и русские пословицы, поговорки. —
Улан-Удэ,
1996.
29.
Шаракшинова
И.О.
Бурятский
фольклор.
Иркутск,
1968.
Литература для обучающихся:
1.
Абай
Гэсэр.Улан-Удэ.1960
2. Абидуев Б.Шалай и Шанай.. Храбрый козленок Бабана.в кн. Забавный мир – УланУдэ.1976.
3. Ангабаев С. Зовы- М.1976. Водопад.- 1979.
4. Ангархаев А. Сила притяжения.- М. 1976.
5. Антология бурятской поэзии.-М. 1969.
6. Бараев В. Высоких мыслей достоянье.-М. 1989.
7. Балков К. Поезда идут из детства.- Улан-Удэ.1984.
8. Батожабай Д.-Р. Похищенное счастье. – М. 1969.
9. Гэсэр. Бурятский героический эпос\ Пер. В.Солоухина в 2-х т. – М. 1988.
10. Жалсараев Д. Бурятские напевы.-М. 1980
11. Жигжитов М. Подлеморье. 1 кн. – М. 1980.
12. Калашников И. Жестокий век. – М. 1980.
13. Нимбуев Н. Стреноженные молнии. – М. 1979.Номтоев Ц. Стихи. – УланУдэ.1968.
14. Сокровенное сказание монголов\ Пер. С.А.Козина.- Улан-Удэ.1980.
15. Намсараев Х. На утренней заре- У-У.1989.
16. Цыдендамбаев Ч. Доржи, сын Банзара и Вдали от родных степей.- М.1981.
17. Бальбуров А. , Хилтухин Д.«Приказываю жить». –У-У. 1984 год
12

Дополнительная
литература
для
преподавателя:
1.Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки.- Новосибирск.1978.
2.Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа.- Верхнеудинск. 1926
3.Вяткина
В.
Очерки
культуры
и
быта
бурят.
–
Л.
1969.
4.Дугар-Нимаев Ц.А. «Зерцало мудрости» - памятник дореволюционной бурятской
литературы.Улан-Удэ.
1966.
5.
Декабристы
и
Сибирь.
–
Новосибирск.
1977.
6.Ким
И.
Бурятская
поэзия
20-х
годов.
–
Улан-Удэ.1968.
7.Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные
традиции.
–
М.
1984.
8.Найдаков В.Ц, Заметки о современной бурятской литературе. – Улан-Удэ.1962..
9.Соктоев
А.Б.
Хоца
Намсараев.
–
Улан-Удэ.1971.
10.Уланов
А.
Бурятский
героический
эпос.
–
Улан-Удэ.1963.
11.Хамаганов М.П. Художественный мир М.Жигжитова. – Улан-Удэ.1994.
12.Хомонов М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр». Улан-Удэ.1976.
13.
Чагдуров
С.Ш.
Происхождение
Гэсэриады.Новосибирск.1980.
14.Шаракшинова
Н.О.
Героический
эпос
бурят.
–
Улан-Удэ.1969.
15. Писатели Бурятии 20-21 века. Изд-во Бэлиг, 2008 год. Редкол-я: Намсараев С.Д.,
Уланов
Э.А.,Забадаев
С.Г.,
Паликова
А.К.
16. Л.Л.Абаев. Буряты Серия «Народы и культуры». Гл.9 - «Мифы, легенды и
предания бурят» (В.Ш.Гунгаров, Н.Л.Жуковская). М. Наука, 2004 г.
17. Антология бурятского романа в 10 томах. Проект издания ООО «Имени
Гомбожапа Цыбикова и Жамсо Тумунова». Изд-во ОАО «Республиканская
типография.
У-Удэ, 2006
г.
Электронные образовательные ресурсы:
DVD «Гэсэр» - уникальный электронный носитель, представляющий в
мультимедийной форме информацию об основных устных версиях эпоса; его
сказителях, собирателях и исследователях. /Бурятия- территория культуры.
Справочно-библиографический сборник/. Гэсэриада. (более 500 наименований,152
текста известных изданий бурятской версии «Гэсэра», редкие фотографии, рисунки).
Фильм Пудовкина «Потомок Чингисхана»
Фильм
BBS
20
серий
«Чингисхан»
Презентации
школьников.
Критерии и нормы оценивания предметных результатов:
Контроль за знаниями учащихся прослеживается в конце каждой темы в форме,
семинарских занятий, сочинений, отзывов, созданий творческих работ разных видов.
При
изучении
курса
важно
раскрыть
перед
учениками:
- национальные художественные ценности, традиции прошлого;
- влияние русской классики на её становление;
- приёмы сопоставления, сравнения на уроках по чтению и обсуждению
художественных текстов.
13

1.Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного
произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями
при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими
идеями эпохи;
- умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно
отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать
художественный текст.
В соответствии с этим:
Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста
изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и
поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов;
раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить
взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных
средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение
привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть
монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание
текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное
умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается
несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение
монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа,
несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания
произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль
важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность
выразительных средств языка.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».