Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»
Рассмотрено на заседании ПЦК
«Общеобразовательных дисциплин»
Протокол №_____
«___»______________2021.
_______ О.В.Думнова
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР:
«___»_______2021г.
_______ Т.В.Славко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ Основы философии
Гусиноозерск, 2021
Программа учебной дисциплины ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС СОО. ФГОС
СПО) для специальностей среднего профессионального образования (далее СПО).
13.02.03 Электрические станции, сети и системы
13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи
13.02.01 Тепловые электрические станции
Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум»
Разработчик программы: __________________________Л.Е.Будаева, преподаватель высшей
квалификационной категории
Согласование
Проверено
Согласовано
Должность
Зав. отделением
Еремина Л.А.
Зав. методкабинетом
Белых Л.В.
Подпись
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
стр.
2
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ПРИЛОЖЕНИЕ
9
ОСВОЕНИЯ
11
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
4
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 01.ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью основных
профессиональных
образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО по
специальностям:
13.02.01 «Тепловые электрические станции»
13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»
13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ переподготовки
специалистов энергетической отрасли.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной программы подготовки
специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина Основы философии входит в общий гуманитарный и социально –
экономический цикл.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и
будущего специалиста;
-определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования
личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
-определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и
духовных ценностей
-сформулировать представление об истине и смысле жизни.
- В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные категории и понятия философии;
-роль философии в жизни человека и общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской и религиозной картин мира;
-об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений
науки, техники и технологий.
1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 48 часов
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
В том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
не предусмотрено
домашняя работа
Итоговая аттестация в форме дифф.зачета
Объем часов
48
48
12
2
-
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Предмет философии и ее
история
Тема1.1
Основные понятия
и предмет философии
№
заня
тия
1
2
Тема 1.2.
Философия Древнего мира и
средневековая философия
3
4
5
6
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
Становление философии из мифологии. Характерные черты философии:
понятийность, логичность, дискурсивность.
Предмет и определение философии
Предмет и определение философии
П.з
Сочинение «Смысл жизни»
Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия»,
«дискурсивность»
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай, Индия)
Философия Древнего Китая и Древней Индии
Объем Уровень
часов освоения
3
4
1
2
1
2
2
2
2
Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон.
Аристотель.
2
«Философские школы Древней Греции»
1
Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика
2
1
2
2
7
7
Тема 1.3.
Философия Возрождения
и Нового времени
8
«Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской
философии»
2
Реферат «Философия Аристотеля»
Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»
2
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового
времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
«Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени
9
Тема 1.4.
Современная философия
10
11
12
13
Раздел2.
Структура и основные
направления философии
Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма
П.з
«Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским
словарем
1
1
1
1
Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм экзистенциализм.
Философия бессознательного.
2
П.з
«Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словарем
Особенности русской философии. Русская идея.
Работа с текстом В.С.Соловьева«Русская идея»
Философия П.А.Флоренского. Философия В.И.Вернадского «Теория ноосферы»
2
2
Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII – XIX вв (3 – 4) –
по выбору учащихся
«Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»
«Основные направления философии XX века»
2
1
2
2
2
2
8
Тема 2.1.
Методы философии и
ее внутреннее строение
14
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века. Основные картины
мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная( Новое время, xx
век)
Этапы философии
15
Методы философии: формально – логический, диалектический, прагматический,
системный, и др.. Строение философии и ее основные направления
Методы философии
Тема 2.2.
Учение о бытии и теория познания
16
17
Тема 2.3.
Этика и социальная философия
18
19
20
Эссе «Философская система нашего времени: основные черты»
Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные
онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.
Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной
истины.Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного
познания.
П.з
Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин
Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина
мира»
Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как
высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное
непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.
Значение этики
Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества:
Ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и
глобальные проблемы современности.
1
2
1
1
2
1
2
2
3
2
2
1
3
1
1
П. з
Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии
1
Философия о глобальных проблемах современности
2
3
2
9
Тема 2.4.
Место философии в
духовной культуре и
ее значение
21
22
23
24.
Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации»
Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии
от искусства, религии, науки, идеологии.
Сравнение философии с другими отраслями науки.
Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и
мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.
Роль философии в современном мире. Будущее философии
Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время)
П.з.Контрольная работа «Содержание основных разделов философии»
1
3
1
2
3
2
2
10
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы Философии»
3.1. Материально – техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии
Оборудование учебного кабинета Философии
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
− компьютер с программным обеспечением
− мультимедийный комплекс.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Горелов А.А.Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с. ( с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2009. –
288 с. (Профессиональное образование)
3.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для суд. сред. спец. учеб. заведений. –
М.: Универсальная книга; Логос. 2009. – 286 с.
Дополнительные источники:
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления
философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско – торговая корпорация
«Дашков и К».2008. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное
пособие для сред. спец. учеб. заведений.- Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь/под ред. А.П.Алексеева. – М.: РГ – Пресс.
2010. – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ Пер. с англ. В.И.Кузнецова. – М.:
Гуманитарно – издательский центр Владос. 2008. – 799 с.
Дополнительные оригинальные источники:
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.:
Мысль. 1986. – 574 с.
2. Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. - М.: Мыслб.1972. – 343 с.
3. Древнекитайская философия: В 2 – х т. - М.: Мысль. 1972
4.Лосский Н.О.История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. – 480 с.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
Интернет ресурсы
www.alleg.ru\edu\philos1.htm
ru. Wikipedia.org\wiki\Философия
www.diplom-inet.ru\resursfil
11
4. КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Уметь:
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
- -ориентироваться в наиболее
-домашние задания проблемного характера;
-практические задания по работе с оригинальными
текстами;
-подготовка и защита групповых заданий
-подготовка и защита индивидуальных заданий
-тестовые задания по соответствующим темам
-контрольные работы
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основе формирования культуры
будущего гражданина и
будущего специалиста;
-определить значение
философии как отрасли
духовной культуры для
формирования личности,
гражданской позиции и
профессиональных навыков;
-определить соотношение для
жизни человека свободы и
ответственности, материальных
и духовных ценностей
-сформулировать
представление об истине и
смысле жизни.
Знать:
- основные категории и понятия
философии;
-роль философии в жизни
человека и общества;
-основы философского учения о
бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской
и религиозной картин мира;
-об условиях формирования
личности, свободе и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды;
-о социальных и этических
проблемах, связанных с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий.
-контрольные работы
-тестовые задания
-устные ответы
-накопительная оценка
-мониторинг роста творческой самостоятельности и
навыков получения нового знания обучающимися
12
6.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения, № страницы с изменением
Было
Стало
Основание:
Подпись лица, внесшего изменения
13
14