Образовательная программа ППССЗ по специальности 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи 2020-2021

М и н и с т е р с т в о об разовании п п а у к и Р есп у б ли к и Б у р я т и я
Г осу д а р с тв ен н о е б ю д ж етн ое п р о ф ес с и о н а л ьн о е о б р а з о в а т е л ь н о е уч реж ден и е
« Г у сн н оозерски н э н е р ге т и ч е с к и й т е х н и к у м »

У р о в е н ь п роф ес с и о н а л ьн о го о б р а зо в а н и я
среднее п рофес снонал ьное образова н не
О бразовательная программа
программа подготовки специалистов среднего звена
Специальность 13.02.09 М о н та ж и э к с п л у а т а ц и я л и н и й эл е к т р о п е р е д а ч и

Форма обучения о ч н ая
К валиф икация вы н\ скннка
т охни к-э л с к т р о м о (п а ж ни к

Орт тш и л ш и я р а з р а б о т ч и к :
Федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального
образования по укрупненной группе профессий, специальностей 13.00.00 Э Л Е К Т Р О - Щ
Т Е П Л О Э Н Е Р Г Е Т И К А , ГЕТТО У «Р усиноозеоский э н е р г е т и ч е с к и й т е х н и к у м »
Эксп е р и <ы е о р га н и за ц и н :
Федеральное.учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального
образования по укрупненной группе профессий, специальностей 13.00,00 Э Л F.K’T P Q - 11
ТЕПЛОЭНЕРГГЛЛIК А

З а р е г и с т р и р о в а н о в го с у д ар с т в е н н о м реестре
п р и м е р н ы х о с н о в н ы х о б р а з о в а т е л ь н ы х п р о гр а м м ; ЗОЛ2.2018 г.

г.Гуснноозерск
2020 год

«Утверждено»
Педагогическим советом
ГБПОУ «ГЭТ» протокол №33
«23» марта 2020/г.
Директор
/Б.М.Спасов

«Согласовано»
ПАО «Россети Сибирь» Бурятэнерго
«^ »
2020 г.
И.о. директора
А.Е. Упомов

Содержание

Раздел 1. Общие полож ения.................................................................................................................... 5
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы............................................... 7
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника............................. 7
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы....................... 9
4.1. Общие компетенции............................................................................................................................. 9
4.2. Профессиональные компетенции.................................................................................................... 12
Раздел 5. Структура образовательной программы ...................................................................... 23
5.1. учебный план ( при получении квалификации специалиста среднего звена «техникэлектромонтажник» ) ................................................................................................................................. 23
Раздел 6. Условия образовательной деятельности........................................................................23
6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной программы...... 23
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы ..................... 26
6.3. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы................................................................................................................... 27
7. Государственная итоговая аттестация
8. Программа воспитательной работы. Календарный план мероприятий .(Размещено на
официальном сайте ПОО)
ПРИЛОЖЕНИЯ I. Программы профессиональных модулей (Размещены на официаль­
ном сайте ПОО)
Приложение 1.1. Рабочая программа профессионального модуля «Монтаж воздушных линий
электропередачи»...........................................................................................................................................
Приложение 1.2. Рабочая программа профессионального модуля «Эксплуатация и ремонт
линий ээлектропередачи»..........................................................Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 1.3. Рабочая программа профессионального модуля «Реконструкция линий
электропередачи»....................................................................... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 1.4. Рабочая программа профессионального модуля «Управление персоналом
производственного подразделения»....................................... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 1.5. Рабочая программа профессионального модуля «Монтаж электрических
подстанций и обслуживание электрооборудования»........Ошибка! Закладка не определена.
ПРИЛОЖЕНИЯ II. Программы учебных дисциплин......Ошибка! Закладка не определена.
Приложение II. 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»Ошибка! Закладка
Приложение П.2. Рабочая программа учебной дисциплины « История»Ошибка! Закладка не опреде
Приложение 11.3. Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык в
профессиональной деятельности».......................................... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение П.4. Рабочая программа учебной дисциплины « Физическая культура»Ошибка! Заклад]

3

Приложение II. 5. Рабочая программа учебной дисциплины « Психология обгцения»Ошибка! Заклад]
Приложение П.6. Рабочая программа учебной дисциплины «М атематика»Ошибка! Закладка не опр
Приложение II. 7. Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования » ............................................................... Ошибка! Закладка не определена.

Приложение II. 8. Рабочая программа учебной дисциплины «Инженерная графика»Ошибка! Заклад к
Приложение П.9. Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электроника»Ошибка

Приложение II. 10. Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и
сертификация»...................................................................................................... Ошибка! Закладка неопределе
Приложение II. 11. Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика»Ошибка! Заклг
Приложение II. 12. Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение»Ошибка! Закладка

Приложение II. 13. Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в
профессиональной деятельности»....................................................................Ошибка! Закладка неопределе
Приложение II. 14. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики»Ошибка! Закладк;

Приложение II. 15. Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы
профессиональной деятельности»....................................................................Ошибка! Закладка неопределе

Приложение II. 16.Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда»Ошибка! Закладка не ог

Приложение II. 17. Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности».............................................................................................Ошибка! Закладка неопределе

4

Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая образовательная программа (далее - ОП) по специальности среднего
профессионального образования 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий
электропередачи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 05 февраля 2018 года
№ 66 (далее - ФГОС СПО).
ОП определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального
образования по специальности 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи,
планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной
деятельности.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разработана

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум», на основе требований

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и
ФГОС СПО с учетом получаемой специальности и настоящей ОП.
1.2. Нормативные основания для разработки ОП:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки России от 05 февраля 2018 г. № 66 «Обутверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2018 г.,
регистрационный № 50133);
- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

образовательным

программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (в ред.
Приказов Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 31, от 15 декабря 2014 г. № 1580)
(далее - Порядок организации образовательной деятельности);
- Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования»

(зарегистрирован Министерством юстиции

5

Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306) (в ред. Приказов
Минобрнауки РФ от 31.01.2014 № 74, от 17.11.2017 № 1138);
- Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении
Положения

о

практике

обучающихся,

осваивающих

основные

профессиональные

образовательные программы среднего профессионального образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2013 г., регистрационный №
28785) (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 18.08.2016 № 1061);
- Приказ Министерства труда

и социальной защиты Российской

Федерации

от 29 декабря 2015 г. № 1178н Профессиональный стандарт «Работник по техническому
обслуживанию

и

ремонту

воздушных

линий

электропередачи»,

(зарегистрирован

Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный №
40853);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23
апреля 2015 г. № 185н Профессиональный стандарт «Монтажник бетонных и металлических
конструкций», (зарегистрирован в Минюсте РФ 07 апреля 2015 г. регистрационный
№ 36756);
- Устав ГЪПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»;
- Инструктивное письмо по реализации программы W SR - Молодые профессионалы от
07.12.2018 г.:
- Приказ Минпросвещения РФ №190, Рособрнадзора №1512 от 07.11.2018 «Об утверждении
Порядка проведения ГИА по образовательным программам СОО»;
- Письмо Минобр от 20.06.2017 №ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета
Астрономия»;
- Письмо Минобр РФ от 29.02.2017 №06-156 «О методических рекомендациях по реализации
ФГОС

СПО

по

50

наиболее

востребованным

и

перспективным

профессиям

и

специальностям»:
- Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ СПО, реализуемых на базе ООО. Распоряжение Минпроса от
30.04.2021 №Р-98;
- Стратегия развития образования до 2030 г., Постановление Правительства РФ от 26.12.2017
№1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» в
ред.15.03.2021.
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ОП:
ФГОС СПО - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;

6

ОП - образовательная программа;
М ДТС- междисциплинарный курс
ПМ - профессиональный модуль
ОК - общие компетенции;
ПК - профессиональные компетенции.
Цикл ОГСЭ - Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
Цикл ЕН - Математический и общий естественнонаучный цикл
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: техникэлектромонтажник.
Формы

получения

образования:

допускается

только

в

профессиональной

образовательной организации или образовательной организации высшего образования.
Формы обучения: очная
Объем и сроки получения среднего профессионального образования по профессии
13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи на базе основного общего
образования

с

одновременным

получением

среднего

общего

образования:

5940

академических часов.
Срок получения среднего профессионального образования по образовательной про­
грамме, реализуемой на базе основного общего образования с одновременным получением
среднего общего образования: 3 года 10 месяцев
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1.

Область

профессиональной

деятельности

выпускников:

20 Электроэнергетика
3.2. Соответствие профессиональных модулей присваиваемой квалификации
Наименование основных
видов деятельности

Наименование
профессиональных модулей

Монтаж воздушных ли­
ний электропередачи
Эксплуатация и ремонт
линий электропередачи
Реконструкция линий
электропередачи
Управление персоналом
производственного под­
разделения
Монтаж электрических
подстанций и обслужива­
ние электрооборудования

ПМ.01 Монтаж воздушных
линий электропередачи
ПМ.02. Эксплуатация и ре­
монт линий электропередачи
ПМ.03 Реконструкции линий
электропередачи
ПМ.04 Управление персона­
лом производственного под­
разделения
ПМ.05 Монтаж электрических
подстанций и обслуживание
электрооборудования

техникэлектромонтажник
осваивается
осваивается
осваивается
осваивается

осваивается

7

Выполнение работ по од­
ной или нескольким про­
фессиям рабочих, долж­
ностям служащих1

ПМ.06 Выполнение работ по
одной или нескольким про­
фессиям рабочих, должностям
служащих

Электромонтер по ремонту
воздушных линий электро­
передачи

8

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
Код ком­
петенции

Формулировка
компетенции

О К01

Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности,
применительно к различным
контекстам

Знания, умения
Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части; определять этапы решения
задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию, необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составить
план
действия;
необходимые ресурсы;

определить

владеть актуальными методами работы в
профессиональной
и
смежных
сферах;
реализовать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором приходится
работать
и
жить;
основные
источники
информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или социальном
контексте;
алгоритмы
выполнения
работ
в
профессиональной и смежных областях; методы
работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности
ОК 02

Осуществлять поиск, анализ
и интерпретацию
информации, необходимой
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

Умения:
определять задачи
для
поиска
информации;
определять
необходимые
источники информации; планировать процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию; выделять наиболее значимое в
перечне информации; оценивать практическую
значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска
Знания:
номенклатура
информационных
источников применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления результатов
поиска информации

OK 03

Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие

Умения: определять актуальность нормативно­
правовой документации в профессиональной
деятельности; применять современную научную
профессиональную терминологию; определять и
выстраивать траектории
профессионального
развития и самообразования
Знания: содержание актуальной нормативно­
правовой документации; современная научная и
профессиональная терминология; возможные
траектории профессионального развития и
самообразования

OK 04

OK 05

OK 06

OK 07

OK 08

Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами

Умения: организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности

Осуществлять устную и
письменную коммуникацию
на государственном языке с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

Умения: грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе

Проявлять гражданско­
патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
общечеловеческих ценностей

Умения:
описывать
специальности

Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях

Умения: соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по специальности

Использовать средства физи­
ческой культуры для сохра­
нения и укрепления здоровья
в процессе профессиональ­
ной деятельности и поддер­
жания необходимого уровня
физической подготовленно­
сти

Умения:
использовать
физкультурно­
оздоровительную деятельность для укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных
целей;
применять
рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной деятельности; пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными для данной специальности

Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности; основы проектной деятельности

Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений.
значимость

своей

Знания: сущность гражданско-патриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость профессиональной деятельности по
специальности

Знания: правила экологической безопасности
при ведении профессиональной деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности;
пути
обеспечения ресурсосбережения

10

Знания:
роль
физической
культуры
в
общекультурном,
профессиональном
и
социальном
развитии
человека;
основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для
специальности;
средства профилактики перенапряжения
OK 09

OK 10

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

Умения: применять средства информационных
технологий для решения профессиональных
задач; использовать современное программное
обеспечение

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках

Умения:
понимать
общий
смысл
четко
произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые),
понимать
тексты на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы; строить простые
высказывания
о
себе
и
о
своей
профессиональной
деятельности;
кратко
обосновывать и объяснить свои действия
(текущие и планируемые); писать простые
связные
сообщения
на
знакомые
или
интересующие профессиональные темы

Знания: современные средства и устройства
информатизации; порядок их применения и
программное обеспечение в профессиональной
деятельности

Знания: правила построения простых и сложных
предложений
на профессиональные темы;
основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная
лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию
предметов,
средств
и
процессов
профессиональной деятельности; особенности
произношения;
правила
чтения
текстов
профессиональной направленности
OK 11

Использовать знания по
финансовой грамотности,
планировать
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере

Умения: выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия
собственного
дела
в
профессиональной
деятельности;
оформлять
бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по процентным
ставкам
кредитования;
определять
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности;
презентовать
бизнес-идею;
определять источники финансирования

11

Знание:
основы
предпринимательской
деятельности; основы финансовой грамотности;
правила разработки бизнес-планов; порядок
выстраивания
презентации;
кредитные
банковские продукты

4.2. Профессиональные компетенции
Основные
виды
деятельност
и
ВД.1 Монтаж воз­
душных линий элек­
тропередачи

Код
и наименование
компетенции
ПК 1.1. Выпол­
нять монтажные
работы по возве­
дению воздушных
линий электропе­
редачи

Показатели освоения компетенции
Практический опыт в:
- сооружении опор, фундаментов для возведе­
ния воздушных линий;
- выполнении монтажных
линий электропередачи;

работ воздушных

- выполнении термитной сварки;
- соблюдении техники безопасности при вы­
полнении монтажных работ по сооружению ли­
ний электропередач;
Умения:
- проводить подготовительные работы для мон­
тажа фундамента и опор;
- производить сборку и установку опор;
- выполнять монтаж проводов и тросов в соот­
ветствии с техническими требованиями;
- выполнять термитную сварку проводов;
- выбирать оборудование и материалы для мон­
тажа линий электропередачи;
- осуществлять технический контроль соответ­
ствия качества сборки и монтажа элементов ли­
ний электропередачи согласно технологиче­
ским допускам и нормам;
- обеспечивать соблюдение техники безопасно­
сти при производстве монтажных работ;
- контролировать качество выполняемых работ;
Знания:
- строительно-монтажных работ при возведе­
нии конструкций опор и фундаментов;
- классификации и погрешности измерений,
их свойства;
- принципов измерения горизонтальных и
вертикальных углов;

12

- геодезического обеспечения строительства
линий электропередачи;
- технологических процессов сооружения
воздушных линий, монтажа проводов и молние­
защитных тросов;
- технологии проведения термических сва­
рочных работ проводов;
- технологии
производства
строительно­
монтажных работ при сооружении воздушных
линий электропередачи;
- методов и средств контроля качества мон­
тажных работ;
- правил техники безопасности при производ­
стве монтажных работ;
ПК 1.2. Выполнять необходимые
типовые расчеты
конструктивных
элементов линий
электропередачи

Практический опыт в:
- выполнения типовых расчетов конструктивных элементов линий электропередачи;
Умения:
- составлять продольный профиль нивелирования для проектирования и сооружения линий
электропередачи;
- производить камеральную обработку резуль­
татов полевых измерений теодолитного кода;
- выполнять механический расчет конструк­
тивных элементов линий электропередачи в
различных режимах работы;
Знания:
- конструкции составных частей линий элек­
тропередачи и методы их расчета;

ПК 1.3. Организовывать работу по
сооружению воздушных линий
электропередачи

Практический опыт в:
- организации работ по сооружению воздушных линий электропередачи;
- выборе строительных машин и механизмов
применительно к конкретным условиям эксплу­
атации;
- соблюдении техники безопасности при вы­
полнении монтажных работ по сооружению ли­
ний электропередач;
Умения:
- подбирать материалы, строительные машины
и механизмы для земляных работ и монтажа
конструкций;
- выбирать оборудование и материалы для мои-

13

тажа линий электропередачи;
- определять объемы и трудозатраты и состав­
лять графики работ строительно-монтажных
работ;
- составлять графики производства работ по
монтажу линий электропередачи;
- осуществлять технический контроль соответ­
ствия качества сборки и монтажа элементов ли­
ний электропередачи согласно технологиче­
ским допускам и нормам;
- обеспечивать соблюдение техники безопасно­
сти при производстве монтажных работ;
Знания:
- методики расчета средневзвешенного рассто­
яния вывозки грузов на трассу;
- методов и средства контроля качества мон­
тажных работ;
- принципов составления проектов производ­
ства строительно-монтажных работ;
- правил техники безопасности при производ­
стве монтажных работ;
ПК 1.4. Оформ­
лять технологиче­
скую и техниче­
скую документа­
цию в соответ­
ствии с действу­
ющими норма­
тивными право­
выми актами

Практический опыт в:
- организации работ по сооружению воздуш­
ных линий электропередачи;
- выполнении типовых расчетов конструктив­
ных элементов линий электропередачи;
Умения:
- составлять продольный профиль нивелирова­
ния для проектирования и сооружения линий
электропередачи;
- выполнять механический расчет конструк­
тивных элементов линий электропередачи в
различных режимах работы;
- составлять графики производства работ по
монтажу линий электропередачи;
- оформлять технологическую и техническую
документацию в соответствии с действующими
нормативными документами;
Знания:
- правил составления чертежей и монтажных
схем;
- принципов составления проектов производ­
ства строительно-монтажных работ;

14

ПК 1.5. Осу­
ществлять сдачу
воздушных линий
в эксплуатацию в
соответствии с
действую щими
нормативными
правовыми акта­
ми

Практический опыт в:
- организации работ по сооружению воздуш­
ных линий электропередачи;
- контроле качества выполненных работ.
Умения:
- проводить испытания с определением работо­
способности линий электропередачи;
- осуществлять технический контроль соответ­
ствия качества сборки и монтажа элементов ли­
ний электропередачи согласно технологиче­
ским допускам и нормам;
- контролировать качество выполняемых работ;
Знания:
- методов и средств контроля качества монтаж­
ных работ;

ВД.2 Эксплуатация и
ремонт линий элек­
тропередачи

ПК 2.1. Осу­
ществлять техни­
ческое обслужи­
вание линий элек­
тропередач в со­
ответствии с экс­
плуатационными
требованиями

Практический опыт в:
- техническом обслуживании линий электропе­
редачи в соответствии с эксплуатационными
требованиями;_______________________________
Умения:

ПК 2.2. Осу­
ществлять оценку
состояния линий
электропередач в
соответствии с
эксплуатацион­
ными требовани­
ями

Практический опыт в:

- обслуживать линии электропередачи различ­
ного напряжения;
- обеспечивать соблюдение техники безопасно­
сти при проведении эксплуатационных и ре­
монтных работ;______________________________
Знания:
- основных положении по эксплуатации линии
электропередачи;
- правил технической эксплуатации электро­
установок и технику безопасности при прове­
дении эксплуатационных и ремонтных работ;
- контроля качества выполненных работ.
- техническом обслуживании линий электропе­
редачи в соответствии с эксплуатационными
требованиями;_______________________________
Умения:
- проводить профилактические измерения и ис­
пытания с определением работоспособности
линий электропередачи в соответствии с техно­
логическими требованиями;___________________
Знания:
- принципов контроля параметров электриче­
ских сетей;
- аппаратуры, применяемой при контроле па­
раметров сети;

15

- методов профилактических измерений на ли­
ниях
электропередач;
- методов приема и передачи телеметрической
информации на линии электропередач;
ПК 2.3. Опреде­
лять места повре­
ждений линий
электропередачи

Практический опыт в:
- техническом обслуживании линий электропе­
редачи в соответствии с эксплуатационными
требованиями;
- выполнении ремонтных работ линий электро­
передачи в процессе эксплуатации.
Умения:
- определять места повреждений воздушных
линий электропередачи различными методами;
Знания:
- принципов контроля параметров электриче­
ских сетей;
- аппаратуры, применяемую при контроле па­
раметров сети;
- видов повреждения сети, их описание и ха­
рактеристику;

ПК 2.4. Произво­
дить ремонт и за­
мену поврежден­
ных элементов
линий электропе­
редачи в процессе
эксплуатации

- методов определения мест повреждений ли­
ний электропередачи;
Практический опыт в:
- выполнении ремонтных работ линий электро­
передачи в процессе эксплуатации.
Умения:
- производить ремонт и замену поврежденных
элементов воздушных линий электропередачи в
процессе эксплуатации;
- заменять поврежденные элементы линий
электропередачи в процессе эксплуатации;
- производить ремонт опор и фундаментов;
- обеспечивать соблюдение техники безопасно­
сти при проведении эксплуатационных и ре­
монтных работ;
Знания:
- основных положений по эксплуатации линий
электропередачи;
-технологий ведения ремонтных работ линий
электропередачи различного напряжения;
- порядка проведения планового (капитального)
и внепланового ремонта воздушных линий
электропередачи;
- механизма приспособлений и инструментов,
применяемых при ремонтных работах;

16

- правил технической эксплуатации электро­
установок и техники безопасности при прове­
дении эксплуатационных и ремонтных работ;
- контроля качества выполненных работ.
ВД. 3 Реконструкция
линий электропере­
дачи

ПК 3.1. Выпол­
нять демонтаж
элементов линий
электропередачи

Практический опыт в:
- реконструкции линий электропередачи.
Умения:
- демонтировать провода, тросы, фундаменты,
опоры в соответствии с техническими требова­
ниями;
- обеспечивать соблюдение техники безопасно­
сти при реконструкции линий электропередачи;
Знания:
- технологии демонтажа фундаментов, опор,
тросов, проводов;
- технологии ремонта фундаментов, опор;
- правил техники безопасности и регламенти­
рующих правил работ.

ПК 3.2. Произво­
дить монтаж за­
меняющихся эле­
ментов линий
электропередачи

Практический опыт в:
- реконструкции линий электропередачи.
Умения:
- заменять демонтируемые элементы
электропередачи;

линий

- обеспечивать соблюдение техники безопасно­
сти при реконструкции линий электропередачи;
Знания:
- правил монтажа заменяющих элементов ли­
ний электропередачи;

ПК 3.3. Осу­
ществлять техни­
ческий контроль
соответствия ка­
чества монтажа
элементов линий
электропередачи
согласно техноло­
гическим допус­
кам и нормам
ПК 3.4. Организо­
вывать работы по

- правил техники безопасности и регламенти­
рующие правила работ.
Практический опыт в:
- реконструкции линий электропередачи.
Умения:
- производить контроль качества выполненных
работ;
Знания:
- правил монтажа заменяющих элементов ли­
ний электропередачи;
Практический опыт в:
- реконструкции линий электропередачи.

17

реконструкции
линий электропе­
редачи

Умения:
- рассчитывать нагрузку заменяемых
электропередачи;
- определять
энергетики;

энергоэффективность

линий

объектов

- выбирать необходимые элементы для рекон­
струкции линий;
- обеспечивать соблюдение техники безопасно­
сти при реконструкции линий электропередачи;
Знания:
- необходимых документов для реконструкции
линий;
- основных направлений в области энергосбе­
режения и энергоэффективности сетевых объ­
ектов;
- правил техники безопасности и регламенти­
рующих правил работ.
ВД. 4 Управление
персоналом произ­
водственного под­
разделения

ПК 4.1. Планиро­
вать работы пер­
сонала по монта­
жу, техническому
обслуживанию,
ремонту и рекойструкции линий
электропередачи

Практический опыт в:
- составлении планов работы по монтажу,
техническому обслуживанию, ремонту и рекон­
струкции линий электропередачи с использова­
нием современных средств обработки инфор­
мации;
Умения:
- определять главные направления в работе
по монтажу, техническому обслуживанию, ре­
монту и реконструкции линий электропередачи;
Знания:
типовых норм времени и расхода техниче­
ских материалов;

ПК 4.2. Обеспе­
чивать оператив­
ное руководство
работой персона­
ла при монтаже,
техническом об­
служивании, ре­
монте и рекон­
струкции линий

общих сведений о системе ценообразова­
ния и сметного нормирования в монтаже, тех­
ническом обслуживании, ремонте и рекон­
струкции, об элементах системы;
Практический опыт в:
руководстве персоналом, выполняющим
работы по монтажу, техническому обслужива­
нию, ремонту и реконструкции линий электро­
передачи;
Умения:
ставить перед коллективом задачи по вы­
полнению работ и контролировать их результа­
ты;

18

электропередачи

Знания:
видов технического обслуживания и ре­
монта оборудования, последовательность про­
цессов, современные средства обработки ин­
формации;
принципов и методов руководства, опера­
тивными действиями при решении задач, стоя­
щих перед персоналом;
прикладного программного обеспечения и
информационных ресурсов в области организа­
ции управления производством.

ПК 4.3. Оформлять оперативнотехническую документацию работ
персонала по
монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и
реконструкции
линий электропередачи в соответствии с существующими требованиями

Практический опыт в:
оформлении оперативно-технической документации по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий
электропередачи с использованием современных средств обработки информации;
Умения:
заполнять бланки оперативно-технической
документации, вести технические журналы;
находить и использовать необходимую
нормативную документацию по сметному делу;
Знания:
перечня оперативно-технической документации и требования к ее оформлению;
инструкции по заполнению технических
журналов;

ПК 4.4. Выполнять техникоэкономические
расчеты затрат на
производимые
работы.

Практический опыт в:
выполнении технико-экономических расчетов затрат на производимые работы;
Умения:
рассчитывать расходы технических материалов и человеко-часов на производство работ;
определять стоимость строительной про­
дукции;
составлять локальные сметные расчеты
(сметы), объектные сметные расчеты (сметы),
сводные сметные расчеты стоимости монтажа,
технического обслуживания, ремонта и рекон­
струкции, калькуляции сметной стоимости ма­
териалов и калькуляции транспортных расходов
на перевозку грузов.
-

использовать информационные и компью-

19

терные технологии при составлении сметной
документации;
Знания:
-законодательных и нормативных документов
по вопросам ценообразования;
- принципов взаимоотношений субъектов стро­
ительного рынка в рамках ценообразования;
- методологии ценообразования в условиях
рынка;
- методов и порядка определения сметной сто­
имости;
- порядка составления сметной документации;
- сметно-нормативной базы системы ценообра­
зования;
- порядка экспертизы и утверждения проектно­
сметной документации;
ВД. 5 Монтаж элек­
трических подстан­
ций и обслуживание
электрооборудова­
ния

ПК 5.1.
Выполнять от­
дельные элементы
строительно­
монтажных работ
по сооружению
электрических
подстанций

Практический опыт в:
- организации и выполнении отдельных видов
строительно-монтажных работ на электриче­
ских подстанциях.
Умения:
- производить камеральную обработку площад­
ного нивелирования с построением площадки
под подстанцию.
- производить геодезический контроль при вы­
полнении разбивочных работ.
- проводить подготовительные работы для мон­
тажа фундамента и опорных конструкций под
оборудование подстанций.
- производить сборку и установку опорных
конструкций под оборудование подстанций.
- осуществлять технический контроль соответ­
ствия качества сборки и монтажа элементов
строительной части подстанций согласно тех­
нологическим допускам и нормам.
- определять качество выполняемых работ в со­
ответствии с нормативными требованиями
Знания:
- строительно-монтажных работ при возведе­
нии конструкций опор и фундаментов под обо­
рудование электрических подстанций.
- геодезического обеспечения
электрических подстанций.

строительства

20

ПК 5.2. Обеспе­
чивать соблюде­
ние техники без­
опасности при со­
оружении элек­
трических под­
станций

- технологии
производства
строительно­
монтажных работ при сооружении электриче­
ских подстанций.
- конструкции составных строительных частей
электрических подстанций.
Практический опыт в:
- соблюдении техники безопасности при вы­
полнении строительно-монтажных работ
Умения:
- обеспечивать соблюдение техники безопасно­
сти при производстве строительно-монтажных
работ.
Знания:
- правил техники безопасности при производств
работ.

ПК 5.3. Находить
и устранять по­
вреждения элек­
трооборудования

Практический опыт в:
- обнаружении и устранении повреждений и
неисправностей оборудования электроустано­
вок.
Умения:
- выбирать электрооборудование подстанций.
- контролировать состояние электрооборудова­
ния.
- определять повреждения и отклонения от
нормы в работе электрооборудования.
- выявлять и устранять неисправности электро­
оборудования, выполнять основные виды работ
по его ремонту.
Знания:
- основных конструктивных элементов элек­
трооборудования подстанций.
- методов диагностики и устранения неисправ­
ностей в электрооборудовании подстанций.

ПК 5.4. Выпол­
нять работы по
ремонту электро­
оборудования
подстанций

Практический опыт в:
- производстве работ по ремонту электрообо­
рудования подстанций.
Умения:
- выявлять и устранять неисправности электро­
оборудования, выполнять основные виды работ
по его ремонту.
- определять качество выполняемых работ в со­
ответствии с нормативными требованиями

21

Знания:
- видов ремонтов электрооборудования под­
станций.
-технологии ремонта оборудования устройств
электроснабжения.
ПК 5.5. Обеспечивать соблюдение техники безопасности при
техническом обслуживании и ремонте электрооборудования
подстанций

Практический опыт в:
- соблюдении техники безопасности при выполнении ремонтных работ.
Умения:
- обеспечивать соблюдение техники безопасности при производстве ремонтных работ.
Знания:
- правил техники безопасности при производстве работ.

22

Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план ( при получении квалификации специалиста среднего звена «тех­
ник-электромонтажник» )
Приложение (размещено на официальном сайте ПОО)
5.2. Календарный учебный график (при получении квалификации специалиста среднего зве­
на «техник-электрик»)
Приложение(размещено на официальном сайте ПОО)
Раздел 6. Условия образовательной деятельности
6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной про­
граммы
6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе
групповых

и

индивидуальных

консультаций,

текущего

контроля

и

промежуточной

аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории,
оснащенные

оборудованием,

техническими

средствами

обучения

и

материалами,

учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
гуманитарных дисциплин;
иностранного языка;
математики;
экологические основы природопользования;
инженерной графики;
общепрофессиональных дисциплин специальностей;
метрологии, стандартизации и сертификации;
технической механики;
безопасности жизнедеятельности;
охраны труда;
материаловедение;
информационных технологий;
экономики.
Лаборатории:
электротехники;
электроники;
геодезия.

23

Мастерские:
слесарная;
механическая;
электролинейная;
сварочная.
Полигоны:
электрооборудования электрических станций и подстанций.
Спортивный комплекс 2
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в интернет
Актовый зал
6.1.2.

Материально-техническое

оснащение

лабораторий,

мастерских

и

баз

практики по специальности.
Образовательная организация, реализующая программу по специальности должна
располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы
обучающихся,

предусмотренных

учебным

планом

и

соответствующей

действующим

санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для
реализации ООП перечень материально- технического обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1.

Оснащение лабораторий

Лаборатория «Электротехники»:
-

аппаратные или программно-аппаратные контрольно-измерительные приборы (мульти­
метры, регулируемые источники питания, частотомеры, измерители RLC или комбиниро­
ванные устройства);

-

лабораторные стенды или комбинированные устройства для изучения электрической
цепи и её элементов (источники, потребители, соединительные провода), электрических
цепей с конденсаторами, переходных процессов в цепях переменного тока, законов
коммутации, резонансных явлений, однофазной и трехфазной систем электроснабжения,
трансформаторов.
Лаборатория «Электроники»:

-

компьютеры в комплекте (системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»)
или ноутбуки (моноблоки);

2 Образовательная организация для реализации учебной дисциплины "Физическая культура" должна распола­
гать спортивной инфраструктурой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, предусмот­
ренных учебным планом.

24

локальная сеть с выходом в Интернет;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с проектором
или мультимедийный проектор с экраном);
аппаратные или программно-аппаратные контрольно-измерительные приборы (мульти­
метры, регулируемые источники питания, анализаторы сигналов или комбинированные
устройства);
наборы электронных элементов с платформой для их изучения или комбинированные
стенды и устройства;
программное обеспечение для расчета и проектирования электронных схем.
Лаборатория «Геодезии»:
набор плакатов и макетов;
комплекты учебно-наглядных пособий;
геодезические приборы и приспособления.
6Л.2.2. Оснащение мастерских
Мастерская «Слесарная»:
набор слесарных и измерительных инструментов;
печи муфельные;
заготовки для выполнения слесарных работ;
станки и механизмы для слесарных работ;
набор плакатов;
комплекты учебно-наглядных пособий.
Мастерская «Механическая»:
набор слесарных и измерительных инструментов;
станки для механической обработки деталей по видам работ;
заготовки для выполнения слесарно-механических работ;
набор плакатов;
комплекты учебно-наглядных пособий.
Мастерская «Сварочная»:
комплекты учебно-наглядных пособий;
набор плакатов;
заготовки для выполнения сварочных работ;
источники питания;
принадлежности и инструмент сварщика.

25

Мастерская «Электролинейная»:
-

комплект учебно-методической документации;

-

комплекты типовых технологических карт;

-

стенды и макеты;

-

инструмент и приспособления для электромонтажных работ.
6.1.2.З. Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и про­

изводственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной ор­
ганизации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспе­
чивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессио­
нальных модулей.
Производственная практика реализуется в организациях энергетического профиля,
обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области электроэнергети­
ки.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производ­
ственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и
дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем ви­
дам деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных техноло­
гий, материалов и оборудования.
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
Реализация

образовательной

программы

обеспечивается

педагогическими

работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из
числа руководителей и работников организаций,

направление деятельности которых

соответствует области профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика и имеющих
стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте
«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного
профессионального

образования»,

утвержденном

приказом

Министерства

труда

и

социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.

26

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны

получать

дополнительное

профессиональное

образование

по

программам

повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление
деятельности

которых

соответствует

области

профессиональной

деятельности

20

Электроэнергетика, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика, в общем
числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть
не менее 25 процентов.
6.3. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг
по реализации образовательной программы
Расчеты

нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации

образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения
нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных
программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и
укрупненным группам профессий (специальностей), утвержденной Минобрнауки России 27
ноября 2015 г. № АП-114/18вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по
реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда
преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня
средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную
(преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики».
Раздел 7. Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой
аттестации ( ГИА) и организация оценочных процедур по образовательной программе
Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификацион­
ным работам, проведению демонстрационного экзамена, а также критерии оценки знаний,
умений, навыков, утвержденные образовательной организацией, доводятся до сведения обу­
чающихся, не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттеста­
ции.

27

К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий ака­
демической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по осваиваемой
образовательной программе среднего профессионального образования.
Формой государственной итоговой аттестации является выпускная квалификационная
работа. Обязательным элементом ГИА является демонстрационный экзамен. Требования к
содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная ор­
ганизация определяет самостоятельно с учетом ОП.
В ходе государственной итоговой аттестации оценивается степень соответствия
сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС. Государственная итоговая
аттестация должна быть организована как демонстрация выпускником выполнения одного
или нескольких основных видов деятельности по специальности.
Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации
включают типовые задания для демонстрационного экзамена, примеры тем дипломных ра­
бот (проектов), описание процедур и условий проведения государственной итоговой аттеста­
ции, критерии оценки.
Задания для демонстрационного экзамена, разрабатываются на основе профессио­
нальных стандартов и с учетом оценочных материалов, разработанных союзом «Агентство
развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», при условии наличия соответствующих профессиональных стандартов и
материалов.
Приложение. Календарный учебный график (размещен на сайте образовательной ор­
ганизации).

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».