Методические рекомендации Минпросвещения РФ по реализации СОО в СПО от 14.04.2021

"Методические рекомендации по реализации
среднего общего образования в пределах
освоения образовательной программы
среднего профессионального образования на
базе основного общего образования"
(утв. Минпросвещения России)
Дата официального опубликования
на сайте Министерства просвещения
Российской Федерации:
14 апреля 2021 года

Документ предоставлен КонсультантПлюс
www.consultant.ru
Дата сохранения: 21.04.2021

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 21.04.2021

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ
ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах
освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе
основного общего образования (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях
совершенствования подходов к реализации среднего общего образования в пределах освоения
основных образовательных программ среднего профессионального образования (программ
подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программ подготовки специалистов
среднего звена) и направлены на совершенствование учебного процесса организаций,
реализующих указанные программы.
1.2. Методические рекомендации предназначены для руководителей и педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере среднего
профессионального образования.
1.3. Нормативно правовую основу реализации среднего общего образования в пределах
освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования
составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (зарегистрирован в
Минюсте России 07.06.2012 N 24480);
- письмо Минобрнауки России от 20.06.2017 N ТС-194/08 "Об организации изучения
учебного предмета "Астрономия" (вместе с "Методическими рекомендациями по введению
учебного предмета "Астрономия" как обязательного для изучения на уровне среднего общего
образования");
- письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 N 03-510 "О направлении информации"
(вместе с "Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения
возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской
Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков
из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного");
- приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 2 из 23

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 21.04.2021

общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2020 N 60252);
- приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования" (зарегистрирован в Минюсте России 30.07.2013 N 29200);
- приказ Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 "Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2018 N
52952);
- письмо Рособрнадзора от 17.02.2014 N 02-68 "О прохождении государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования обучающимися по
образовательным программам среднего профессионального образования";
- приказ Минобрнауки России N 885, Министерства просвещения Российской Федерации N
390 от 05.08.2020 "О практической подготовке обучающихся" (вместе с "Положением о
практической подготовке обучающихся") (зарегистрирован в Минюсте России 11.09.2020 N
59778);
- письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.03.2015 N 06-259 "О направлении доработанных рекомендаций по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования".
1.4. Применение настоящих Методических рекомендаций не является требованием,
подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные
программы, органами государственного контроля (надзора).
1.5. Методические рекомендации актуальны для применения в отношении
актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов среднего
профессионального образования (далее - ФГОС СПО) с оптимизированным сроком (1 год)
реализации общеобразовательного цикла в пределах освоения образовательной программы
среднего профессионального образования на базе основного общего образования.
2. Содержание общеобразовательного цикла
2.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность (далее - образовательная
организация) и реализующая программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих),
программы подготовки специалистов среднего звена, самостоятельно разрабатывает и утверждает
образовательные программы. Получение среднего профессионального образования на базе
основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего
образования
в
пределах
соответствующей
образовательной
программы
среднего
профессионального образования. В этом случае образовательная программа разрабатывается на
основе требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 3 из 23

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 21.04.2021

образования (далее - ФГОС СОО) и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии или
специальности.
2.2. Сроки реализации среднего общего образования на базе основного общего образования в
рамках образовательной программы среднего профессионального образования образовательная
организация определяет самостоятельно в течение первого года обучения.
2.3. Реализация среднего общего образования на базе основного общего образования в
рамках образовательной программы среднего профессионального образования находит отражение
в общеобразовательном цикле учебного плана.
2.4. Общеобразовательный цикл - обязательный раздел учебного плана образовательной
программы среднего профессионального образования, реализуемой на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования, содержащий общеобразовательные
учебные предметы.
2.5. Общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы из обязательных
предметных областей ФГОС СОО, включенные в общеобразовательный цикл образовательной
программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования с учетом осваиваемой профессии или специальности.
2.6. В соответствии с объективной необходимостью учета специфики осваиваемой профессии
или специальности учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО могут
изучаться обучающимися на базовом и углубленном уровнях.
2.7. Базовые учебные предметы - общеобразовательные учебные предметы из обязательных
предметных областей ФГОС СОО, изучаемые с учетом требований ФГОС СОО на базовом уровне
в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования.
2.8. Профильные учебные предметы - общеобразовательные учебные предметы, изучаемые в
соответствии с требованиями ФГОС СОО в пределах освоения образовательной программы
среднего профессионального образования на углубленном уровне с учетом профиля среднего
профессионального образования, обусловленного спецификой осваиваемой профессии или
специальности.
2.9. Выбор профильных учебных предметов обусловливает формирование профиля среднего
профессионального образования (далее - профиль).
2.10. Образовательные организации самостоятельно определяют профиль в соответствии со
спецификой программ подготовки (программы подготовки квалифицированных рабочих
(служащих), программы подготовки специалистов среднего звена), руководствуясь приказом
Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 "Об утверждении перечней профессий и
специальностей среднего профессионального образования" (зарегистрирован в Минюсте России
26.12.2013 N 30861).
2.11. Образовательные организации самостоятельно определяют учебные предметы по
выбору (элективные курсы) из обязательных предметных областей с учетом мнения обучающихся
и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 4 из 23

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 21.04.2021

2.12. Дополнительные учебные предметы и элективные курсы вводятся по усмотрению
образовательной организации для усиления профильной составляющей по конкретной профессии
или специальности.
2.13. Изучение дополнительных учебных предметов, элективных курсов должно обеспечить:
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную
составляющую при получении среднего общего образования; развитие личности обучающихся, их
познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков
самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в
выбранной области научного знания или вида деятельности.
2.14. Дополнительные учебные предметы, элективные курсы предлагаются образовательной
организацией в соответствии со спецификой получаемой профессии или специальности и с учетом
профиля (например, "Психология", "Дизайн", "Основы финансовой грамотности", "Эффективное
поведение на рынке труда", "Экология" и др.).
2.15. Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется
обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках
одного или нескольких изучаемых учебных предметов с учетом специфики осваиваемой
профессии или специальности. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение
периода освоения общеобразовательного (желательно профильного) учебного предмета в рамках
учебного времени, специально отведенного учебным планом.
2.16. Учебный план по профилю и (или) индивидуальный учебный план должны содержать
11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из
каждой обязательной предметной области, определенной ФГОС СОО.
Общими для включения во все учебные планы (независимо от профиля) являются учебные
предметы:
1) "Русский язык",
2) "Литература",
3) "Иностранный язык",
4) "Математика",
5) "История" (или "Россия в мире"),
6) "Физическая культура",
7) "Основы безопасности жизнедеятельности";
8) "Астрономия".
2.17. Образовательная организация должна предусмотреть достижение результатов при
освоении программы ФГОС СОО по одному из предметов обязательной предметной области

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 5 из 23

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 21.04.2021

"Родной язык и родная литература". Образовательная организация в рамках общеобразовательного
цикла обеспечивает в случаях, предусмотренных действующим законодательством в области
образования, возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации из
числа языков народов Российской Федерации. В этом случае предусматривается изучение
предмета "Родной язык". В случае отсутствия такой необходимости, образовательная организация
может самостоятельно выделить часы в учебном плане на учебный предмет "Родная литература",
перераспределив часы, выделяемые на учебный предмет "Литература" для изучения произведений
из блока "Родная (региональная) литература" и "Литература народов России".
2.18. Образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или
нескольких профилей с учетом получаемой профессии или специальности:
- естественно-научного,
- гуманитарного,
- социально-экономического,
- технологического.
При этом учебный план профиля должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на
углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и
(или) смежной с ней предметной области.
2.19. Для формирования учебного плана образовательной организации необходимо:
- определить профиль;
- включить в учебный план обязательные учебные предметы, не менее одного из каждой
предметной области;
- для всех профилей включить в учебный план не менее 3 учебных предметов, изучаемых на
углубленном уровне, которые будут определять профиль профессионального образования с
учетом специфики получаемой профессии или специальности;
- дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами);
- завершить формирование учебного плана дополнительными учебными предметами,
элективными курсами, учитывая ограничение в 12 учебных предметов;
- определить объем часов, отводимый на изучение выбранных учебных предметов,
элективных курсов, формы промежуточной аттестации;
- провести проверку, корректировку (при необходимости) часов учебного плана.
2.20. Объем обязательной части общеобразовательного цикла учебного плана ООП СПО
должна составлять не более 80% от общего объема часов, отведенного на изучение данного цикла.
Вариант распределения уровней изучения учебных предметов

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 6 из 23

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Дата сохранения: 21.04.2021

в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО
Предметная область

Учебный предмет

Уровень изучения предмета
базовый

углубленный

Русский язык и
литература

Русский язык

базовый

углубленный

Литература

базовый

углубленный

Родной язык и родная
литература

Родной язык

базовый

углубленный

Родная литература

базовый

углубленный

Иностранные языки

Иностранный язык

базовый

углубленный

Второй иностранный язык

базовый

углубленный

История

базовый

углубленный

Россия в мире

базовый

Экономика

базовый

углубленный

Право

базовый

углубленный

Обществознание

базовый

География

базовый

углубленный

Математика и
информатика

Математика

базовый

углубленный

Информатика

базовый

углубленный

Естественные науки

Физика

базовый

углубленный

Астрономия

базовый

Химия

базовый

углубленный

Биология

базовый

углубленный

Естествознание

базовый

Физическая культура

базовый

Экология

базовый

Основы безопасности
жизнедеятельности

базовый

Общественные науки

Физическая культура,
экология и основы
безопасности
жизнедеятельности

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 7 из 23

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Дата сохранения: 21.04.2021

Индивидуальный проект <*>
-------------------------------<*> Проводится за счет времени, отведенного на освоение учебного предмета.
Примерные варианты распределения часов
для последующего выбора учебных предметов, изучаемых
на базовом или углубленном уровнях
Предметная область
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература

Учебные предметы
базового уровня

Математика и
информатика

Учебные предметы
углубленного уровня

Кол-во
часов

Русский язык

39

Русский язык

117

Литература

117

Литература

156

Родной язык

39

Родной язык

78

Родная литература

78

Родная литература

117

117

Иностранный язык

156

Второй иностранный
язык

78

Второй иностранный 117
язык

История

78

История

156

Россия в мире

78

География

39

География

117

Экономика

39

Экономика

78

Право

39

Право

78

Обществознание

78

Математика

156

Математика

234

Информатика

39

Информатика

156

78

Физика

117

Иностранные языки Иностранный язык

Общественные
науки

Кол-во
часов

Естественные науки Физика
Астрономия

39

Химия

39

Химия

117

Биология

39

Биология

117

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 8 из 23

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Естествознание

Дата сохранения: 21.04.2021

117

Физическая
Физическая культура 117
культура, экология
Экология
39
и основы
безопасности
Основы безопасности 39
жизнедеятельности
жизнедеятельности
Индивидуальный
проект <*>

<*>

-------------------------------<*> В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета.
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и
информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном
уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных
областей "Математика и информатика" и "Естественные науки".
Примерные варианты распределения часов по учебным
предметам общеобразовательного цикла учебного плана
технологического профиля
Предметная область

Русский язык и
литература

Учебный предмет

Уровень
(базовый,
углубленный)

Количество
часов

Русский язык

базовый

39

Литература

базовый

117

Родной язык и родная Родная литература/Родной
литература
язык

базовый

39

Математика и
информатика

Математика

углубленный

234

Информатика

углубленный

156

Иностранные языки

Иностранный язык

базовый

117

Естественные науки

Физика

углубленный

117

Астрономия

базовый

39

Общественные науки История/Россия в мире

базовый

78

Физическая культура, Физическая культура

базовый

117

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 9 из 23

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

экология и основы
безопасности
жизнедеятельности

Основы безопасности
жизнедеятельности

Дата сохранения: 21.04.2021

базовый

ИТОГО

39

1 092
Индивидуальный проект <*>
Дополнительные учебные
предметы и элективные курсы

312

ИТОГО

1 404

Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина,
биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные
предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей "Математика и
информатика" и "Естественные науки".
Примерные варианты распределения часов по учебным
предметам общеобразовательного цикла учебного плана
естественно-научного профиля
Предметная область

Учебный предмет

Уровень
(базовый,
углубленный)

Количество
часов

Русский язык и
литература

Русский язык

базовый

39

Литература

базовый

117

Родной язык и родная
литература

Родная литература/Родной
язык

базовый

39

Математика и
информатика

Математика

углубленный

234

Информатика

базовый

39

Иностранные языки

Иностранный язык

базовый

117

Естественные науки

Химия

углубленный

117

Биология

углубленный

117

Астрономия

базовый

39

Общественные науки

История/Россия в мире

базовый

78

Физическая культура,

Физическая культура

базовый

117

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 10 из 23

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

экология и основы
безопасности
жизнедеятельности

Основы безопасности
жизнедеятельности

Дата сохранения: 21.04.2021

базовый

ИТОГО

39

1 092
Индивидуальный проект
<*>
Дополнительные учебные
предметы и элективные
курсы

312

ИТОГО

1 404

Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика,
психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном
уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей "Русский язык
и литература", "Общественные науки" и "Иностранные языки".
Примерные варианты распределения часов по учебным
предметам общеобразовательного цикла учебного плана
гуманитарного профиля
Предметная область

Учебный предмет

Уровень
(базовый,
углубленный)

Количество
часов

Русский язык и
литература

Русский язык

базовый

39

Литература

базовый

117

Родной язык и родная
литература

Родная литература/Родной
язык

базовый

39

Математика и
информатика

Математика

базовый

156

Иностранные языки

Иностранный язык

углубленный

156

Естественные науки

Естествознание

базовый

78

Астрономия

базовый

39

История/Россия в мире

углубленный

156

Обществознание

базовый

78

Общественные науки

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 11 из 23

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Физическая культура,
экология и основы
безопасности
жизнедеятельности

Дата сохранения: 21.04.2021

Право

углубленный

78

Физическая культура

базовый

117

Основы безопасности
жизнедеятельности

базовый

39

ИТОГО

1 092
Индивидуальный проект
<*>
Дополнительные учебные
предметы и элективные
курсы

312

ИТОГО

1 404

Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной
сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как
управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на
углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей
"Математика и информатика", "Общественные науки".
Примерные варианты распределения часов по учебным
предметам общеобразовательного цикла учебного плана
социально-экономического профиля
Предметная область

Учебный предмет

Уровень
(базовый,
углубленный)

Количество
часов

Русский язык и
литература

Русский язык

базовый

39

Литература

базовый

117

Родной язык и родная
литература

Родная
язык

Математика и
информатика

Математика

углубленный

234

Иностранные языки

Иностранный язык

базовый

117

Естественные науки

Астрономия

базовый

39

Общественные науки

География

углубленный

117

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

литература/Родной базовый

www.consultant.ru

39

Страница 12 из 23

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Физическая культура,
экология и основы
безопасности
жизнедеятельности

Дата сохранения: 21.04.2021

Экономика

углубленный

78

Обществознание

базовый

78

История/Россия в мире

базовый

78

Физическая культура

базовый

117

Основы безопасности
жизнедеятельности

базовый

39

ИТОГО

1 092
Индивидуальный проект
<*>
Дополнительные учебные
предметы и элективные
курсы

ИТОГО

312

1 404

2.21. Знания и умения, полученные обучающимися при освоении учебных предметов,
элективных курсов общеобразовательного цикла образовательной программы, углубляются и
расширяются в процессе изучения таких циклов, как "Общий гуманитарный и
социально-экономический", "Математический и общий естественно-научный" программы
подготовки специалистов среднего звена, а также отдельных учебных предметов
общепрофессионального цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
2.22. Интегрированный курс учебного предмета "Естествознание" разрабатывается
образовательной организацией самостоятельно и может включать несколько учебных предметов
из предметной области "Естественные науки" с учетом специфики профессии/специальности.
2.23. Рекомендованный минимальный объем учебных часов на изучение профильного
учебного предмета - 78 часов.
2.24. Объем нагрузки по общеобразовательному циклу образовательной программы среднего
профессионального образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (очная форма обучения), составляет 52 недели из
расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) - 39
недель (1 404 ч.), промежуточная аттестация - 2 недели (72 ч.), каникулярное время - 11 недель.
2.25. Образовательная деятельность при освоении общеобразовательных учебных предметов,
элективных курсов может быть организована в форме практической подготовки.
2.26. Образовательные организации, осуществляющие реализацию программы среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования, оценивают качество освоения учебных предметов общеобразовательного

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 13 из 23

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 21.04.2021

цикла в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
2.27. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на освоение
соответствующих общеобразовательных учебных предметов, как традиционными, так и
инновационными методами, включая компьютерные технологии.
2.28. Промежуточную аттестацию рекомендуется проводить в форме зачетов,
дифференцированных зачетов и экзаменов: зачеты, дифференцированные зачеты - за счет
времени, отведенного на соответствующий общеобразовательный учебный предмет, экзамены - за
счет времени, выделенного на проведение промежуточной аттестации.
2.29. Индивидуальный проект оценивается в рамках осваиваемого одного или нескольких
учебных предметов.
2.30. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам "Русский язык",
"Математика" и по одному из общеобразовательных учебных предметов, изучаемых на
углубленном уровне с учетом получаемой профессии/специальности. Конкретные формы и
процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по каждому учебному
предмету и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией
самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых 2-х месяцев с начала
обучения.
2.31. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального
образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную
итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего
образования и при успешном прохождении которой выдается аттестат о среднем общем
образовании (при наличии государственной аккредитации по соответствующей образовательной
программе). К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной
итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
2.32. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего
образования проводится в форме единого государственного экзамена.
2.33. Образовательные организации, осуществляющие реализацию образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования, совместно с другими участниками образовательных
отношений разрабатывают рабочие программы общеобразовательных учебных предметов,
элективных курсов с учетом требований ФГОС СОО, ФГОС СПО и спецификой получаемой
специальности или профессии.
2.34. Рабочие программы общеобразовательных учебных предметов являются составной
частью программно-методического сопровождения образовательной программы среднего
профессионального образования.
3. Примерное распределение профессий
и специальностей среднего профессионального образования

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 14 из 23

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Дата сохранения: 21.04.2021

по профилям профессионального образования
3.1. Образовательные организации в соответствии с Перечнями профессий и специальностей
среднего профессионального образования, утвержденными приказом Минобрнауки России от
29.10.2013 N 1199, самостоятельно распределяют профессии и специальности по профилям
профессионального образования с учетом специфики образовательной программы, реализуемой
на базе основного общего образования.
3.2. Примерное распределение профессий по профилям профессионального образования:
Технологический профиль - группы профессий среднего профессионального образования:
05.00.00 НАУКИ О ЗЕМЛЕ (профессия 05.01.01 Гидрометнаблюдатель);
08.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА;
09.00.00 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА;
11.00.00 ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ;
12.00.00 ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ;
13.00.00 ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА;
15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ;
18.00.00 ХИМИЧЕСКИЕ
Лаборант-эколог);

ТЕХНОЛОГИИ

(за

исключением

профессии

18.01.02

19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ (за исключением
профессий 19.01.02 Лаборант-аналитик, 19.01.04 Пекарь (при освоении квалификаций Пекарь,
Кондитер), 19.01.12 Переработчик скота и мяса (при освоении квалификации Изготовитель
мясных полуфабрикатов), 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства (при освоении
квалификации Составитель фарша);
20.00.00 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО;
21.00.00 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И
ГЕОДЕЗИЯ;
22.00.00 ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ;
23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА;
24.00.00 АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА;
26.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА;

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 15 из 23

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Дата сохранения: 21.04.2021

29.00.00 ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (за исключением профессий
29.01.02 Обувщик (широкого профиля) (при освоении квалификации Обувщик по ремонту обуви),
29.01.04 Художник по костюму, 29.01.07 Портной, 29.01.09 Вышивальщица, 29.01.10 Модистка
головных уборов, 29.01.17 Оператор вязально-швейного производства);
35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО (за исключением профессий
35.01.01 Мастер по лесному хозяйству, 35.01.09 Мастер растениеводства, 35.01.10 Овощевод
защищенного грунта, 35.01.16 Рыбовод (при освоении квалификаций Рыбовод - Маривод),
35.01.17 Обработчик рыбы и морепродуктов (при освоении квалификации Кулинар изделий из
рыбы и морепродуктов), 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства,
35.01.20 Пчеловод (при освоении квалификации квалификация Пчеловод), 35.01.23 Хозяйка
усадьбы (при освоении квалификаций Учетчик - Плодоовощевод, Учетчик - Повар); 35.01.24
Управляющий сельской усадьбой);
38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
(производственно-диспетчерской) службы);

(38.01.01

Оператор

диспетчерской

43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ (43.01.07 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового
оборудования);
53.00.00 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО;
54.00.00 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА (54.01.14 Резчик);
55.00.00 ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА.
Естественно-научный
образования:

профиль

-

группы

профессий

среднего

профессионального

18.00.00 ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (профессия 18.01.02 Лаборант-Эколог);
19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ (19.01.02 Лаборант-эколог,
19.01.04 Пекарь (при освоении квалификаций Пекарь, Кондитер), 19.01.12 Переработчик скота и
мяса (при освоении квалификации Изготовитель мясных полуфабрикатов), 19.01.13. Обработчик
птицы и кроликов (при освоении квалификации Приготовитель кулинарных изделий из мяса
птицы и кроликов), 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства (при освоении
квалификации Составитель фарша));
34.00.00 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО;
35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО (35.01.01 Мастер по лесному
хозяйству, 35.01.09 Мастер растениеводства, 35.01.10 Овощевод защищенного грунта; 35.01.16
Рыбовод (при освоении квалификаций Рыбовод - Маривод), 35.01.17 Обработчик рыбы и
морепродуктов (при освоении квалификации Кулинар изделий из рыбы и морепродуктов);
35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства; 35.01.20 Пчеловод (при
освоении квалификации Пчеловод); 35.01.23 Хозяйка усадьбы (при освоении квалификаций
Учетчик - Плодоовощевод, Учетчик - Повар);

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 16 из 23

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 21.04.2021

36.00.00 ВЕТЕРИНАРИЯ И ЗООТЕХНИЯ;
43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ (профессии 43.01.04 Повар судовой, 43.01.09 Повар кондитер,
43.01.08 Аппаратчик химической чистки);
54.00.00 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА (профессии 54.01.17
Реставратор строительный, 54.01.19 Реставратор памятников каменного зодчества и деревянного
зодчества, 54.01.20 Графический дизайнер).
Социально-экономический профиль - группы профессий среднего профессионального
образования:
29.00.00 ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (29.01.02 Обувщик (широкого
профиля) (при освоении квалификации Обувщик по ремонту обуви); 29.01.04 Художник по
костюму; 29.01.07 Портной; 29.01.09 Вышивальщица; 29.01.10 Модистка головных уборов;
29.01.17 Оператор вязально-швейного производства);
35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО (35.01.24 Управляющий сельской
усадьбой);
38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ (за исключением профессии 38.01.01 Оператор
диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы);
39.00.00 СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА;
42.00.00
СРЕДСТВА
МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО;

ИНФОРМАЦИИ

И

43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ (профессии 43.01.01 Официант, бармен, 43.01.02 Парикмахер,
43.01.03 Бортпроводник судовой, 43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на
железнодорожном транспорте, 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте);
46.00.00 ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ;
54.00.00 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА (за исключением
профессий 54.01.14 Резчик, 54.01.17 Реставратор строительный, 54.01.19 Реставратор памятников
каменного зодчества и деревянного зодчества).
3.3. Примерное распределение специальностей среднего профессионального образования по
профилям профессионального образования:
Технологический профиль - группы специальностей СПО:
05.00.00 НАУКИ О ЗЕМЛЕ;
07.00.00 АРХИТЕКТУРА;
08.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА;

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 17 из 23

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 21.04.2021

09.00.00 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА;
10.00.00 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ;
11.00.00 ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ;
12.00.00 ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ;
13.00.00 ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА;
14.00.00 ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕХНОЛОГИИ;
15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ;
20.00.00 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО (20.02.04
Пожарная безопасность);
21.00.00 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И
ГЕОДЕЗИЯ;
22.00.00 ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ;
23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА (за исключением
специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте);
24.00.00 АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА;
25.00.00
АЭРОНАВИГАЦИЯ
И
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ;

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

АВИАЦИОННОЙ

И

26.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА;
27.00.00 УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ;
29.00.00 ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ;
31.00.00 КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА (31.02.04 Медицинская оптика);
35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО (35.02.02 Технология
лесозаготовок; 35.02.03 Технология деревообработки; 35.02.07 Механизация сельского хозяйства;
35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства);
44.00.00 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (44.02.06 Профессиональное
обучение (по отраслям), с учетом профиля).
Естественно-научный профиль - группы специальностей среднего профессионального
образования:
18.00.00 ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ;

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 18 из 23

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Дата сохранения: 21.04.2021

19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ;
20.00.00 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
исключением специальности 20.02.04 Пожарная безопасность);
31.00.00 КЛИНИЧЕСКАЯ
Медицинская оптика);

МЕДИЦИНА

(за

исключением

специальности

(за

31.02.04

32.00.00 НАУКИ О ЗДОРОВЬЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА;
33.00.00 ФАРМАЦИЯ;
34.00.00 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО;
35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО (за исключением специальностей
35.02.02 Технология лесозаготовок; 35.02.03 Технология деревообработки; 35.02.07 Механизация
сельского хозяйства; 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства);
36.00.00 ВЕТЕРИНАРИЯ И ЗООТЕХНИЯ;
38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ (38.02.05 Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров);
44.00.00 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (44.02.06 Профессиональное
обучение (по отраслям), с учетом профиля).
Социально-экономический профиль - группы специальностей среднего профессионального
образования:
23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА (23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте);
38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ (за исключением специальности 38.02.05
Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров);
39.00.00 СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА;
40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ;
42.00.00
СРЕДСТВА
МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО;

ИНФОРМАЦИИ

И

43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ;
44.00.00 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (44.02.06 Профессиональное
обучение (по отраслям), с учетом профиля);
46.00.00 ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ.

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 19 из 23

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы средн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 21.04.2021

Гуманитарный профиль - группы специальностей среднего профессионального образования:
44.00.00 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (за исключением специальности
44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям);
49.00.00 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ;
50.00.00 ИСКУССТВОЗНАНИЕ;
51.00.00 КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ;
52.00.00 СЦЕНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО;
53.00.00 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО;
54.00.00 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВ;
55.00.00 ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА.
4. Примерный вариант общеобразовательного цикла учебного
плана образовательной программы с учетом профиля

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 20 из 23

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы средн...

Предметны Уровень Наименование
е области (базовый,
технологическ
углубленн
ий
ый)

Дата сохранения: 21.04.2021

Профили
естественно
научный

социально
экономический

гуманитарный

базов углубле базовы углубле базовы углубле базовы углубл
ый
нный
й
нный
й
нный
й
енный
(час.) (час.) (час.) (час.) (час.) (час.) (час.) (час.)
базовый/у
глубленны
й
Русский язык

39

39

39

39

Русский
базовый/у
язык и
глубленны
литература й
Литература

117

117

117

117

Родной
язык и
родная
литература базовый

39

39

39

39

117

117

117

Родной язык
Родная
литература

базовый/у
Иностранн глубленны Иностранный
ые языки
й
язык
Математик
аи
базовый/у
информати глубленны
ка
й.
Математика

234

Математик базовый/у
аи
глубленны
информати й
Информатика

156

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

234

156

234

156

39

www.consultant.ru

Страница 21 из 23

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы средн...

Дата сохранения: 21.04.2021

ка
базовый/у
Обществен глубленны История/Росси
ные науки й
я в мире

78

78

78

Естественн
ые науки
базовый

Астрономия

39

39

39

39

Физическая
культура

117

117

117

117

ОБЖ

39

39

39

39

Физическа
я культура, базовый
экология,
ОБЖ
базовый

156

базовый/у
Обществен глубленны
ные науки й
География

117

Обществен углубленн
ные науки ый
Экономика

78

Обществен углубленн
ные науки ый
Право
Обществен
ные науки базовый

Обществознан
ие

базовый/у
Естественн глубленны
ые науки
й
Физика
базовый/у
Естественн глубленны
ые науки
й
Химия

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

78
78

78

117

117

www.consultant.ru

Страница 22 из 23

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы средн...

Дата сохранения: 21.04.2021

базовый/у
Естественн глубленны
ые науки
й
Биология
Естественн
ые науки
базовый

117

Естествознани
е

Итого (обязательная часть)
Всего (обязательная часть)

78
546

546
1 092

624

468
1 092

663

429
1 092

663

429
1 092

Индекс 0.00

Элективный
курс (ЭК)

Индивидуальный
проект

Реализуется в рамках времени, отведенного на освоение учебного предмета

ЭК...

Наименование

ЭК...

Наименование

Итого

312

312

312

312

Всего

1 404

1 404

1 404

1 404

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 23 из 23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».