М и ни стерство образования и науки Р есп убли ки Б урятия /Щт (if а®1 Г Б П О У «Г усиноозерский эн ергети ч ески й техникум » ШШщ ? П олож ени е по ви дам деятельн ости 2.4. Методическая и научно-исследовательская деятельность С К -П В Д -2.4.-23 П олож ени е об и н д иви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г усиноозерский эн ергети ч ески й техникум » \ Положение об индивидуальном проекте обучающихся ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Гусиноозерск, 2023 Министерство образования и науки Республики Бурятия Iff* II 1 131 / / ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» П олож ен и е об ин диви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Экземпляр № СК-ПВД-2.4..23 листов лист всего 2 14 1. Общие положения 1.1. Положение об индивидуальном проекте обучающихся (далее Положение) определяет порядок организации деятельности обучающихся по выполнению индивидуального проекта. 1.2. Положение разработаны в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральными образовательными стандартами среднего профессионального образования; - Приказом Минобрнауки России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; - Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; - Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»; - Распоряжением Минпросвещения России от 30.04.2021 № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего СК-ПВД-2.4..23 листов лист всего Министерство образования и науки Республики Бурятия Iff* II 1 131 / / ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» П олож ен и е об ин диви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Экземпляр № 3 14 профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования»; - Распоряжением Министерства просвещения РФ от 25 августа 2021 г. N Р-198 "Об утверждении Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам ("Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия") с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых предусматривающих обучающихся с на базе интенсивную включением основного общего образования, общеобразовательную подготовку прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения"; - Письмом Минпросвещения России от 20.07.2020 № 05-772 «О направлении инструктивно-методического письма» (Инструктивно методическое письмо по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования). - Методическими рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Минпросвещения России 14.04.2021); - Уставом образовательной нормативными актами. организации и иными локальными Министерство образования и науки Республики Бурятия I ff* II 1 131 / / ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» СК-ПВД-2.4..23 листов лист всего П олож ен и е об ин диви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Экземпляр № 1.3. Индивидуальный проект - особая форма 4 14 организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение периода освоения общеобразовательного (желательно профильного) учебного предмета в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. 1.4. Выполнение индивидуального проекта является обязательным для каждого обучающегося ГБПОУ «ГЭТ», осваивающего программу подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) и программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. 1.5. Индивидуальный проект оформляется в соответствии с требованиями, установленными в Методических рекомендациях по разработке индивидуального проекта в ГБПОУ «ГЭТ». 2. Цели, задачи и результат выполнения индивидуального проекта 2.1. Цели: - реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) к личностным и метапредметным результатам освоения образовательной программы; - развитие личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий; познавательных, СК-ПВД-2.4..23 листов лист всего Министерство образования и науки Республики Бурятия I ff* II 1 131 / / ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» П олож ен и е об ин диви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Экземпляр № 5 14 - формирование научного типа мышления, компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; - развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др. - формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; - возможность обучающимися практического коммуникативных использования навыков, приобретенных навыков целеполагания, реализации общественной планирования и самоконтроля; - формирование навыков разработки, презентации обучающимися индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностной (или) социально значимой проблемы. 2.2. Задачи: - обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы); - развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, осуществлять поиск, отбирать и систематизировать полученный материал; - развитие умения анализировать, сравнивать, критически мыслить; - развитие умения делать собственные обобщенные выводы; - выявление интересов и склонностей обучающихся, формирование практического опыта в различных сферах познавательной деятельности обучающихся, ориентированных на профессиональный образ будущего; СК-ПВД-2.4..23 листов лист всего Министерство образования и науки Республики Бурятия Iff* II 1 131 / / Экземпляр № ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» П олож ен и е об ин диви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » 6 14 - развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии); - формирование позитивного отношения к деятельности (обучающийся должен проявлять инициативу, выполнять работу в установленные сроки); - формирование и развитие навыков публичного выступления. 2.3. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: - сформированность навыков коммуникативной, учебно исследовательской деятельности, критического мышления; - способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; - способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. 3. Организация разработки и реализации индивидуального проекта 3.1. Перечень тем индивидуальных проектов обсуждается на заседани предметных цикловых комиссий и утверждается приказом заместителя директора по учебной работе. Министерство образования и науки Республики Бурятия I ff* II 1 131 / / Экземпляр № ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» П олож ен и е об ин диви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » СК-ПВД-2.4..23 листов лист всего 7 14 Руководитель проектной деятельности назначается приказом заместителя директора по учебной работе, а также утверждаются графики консультаций по индивидуальным проектам. 3.2. Темы проектов предлагает педагогический работник, обучающиеся имеют право инициировать тему проекта. 3.3. Проект выполняется обучающимися в период изучения дисциплины и предъявляется до окончания ее изучения. 3.4. За организацию и координацию деятельности педагогических работников и обучающихся по выполнению индивидуального проекта отвечает заместитель директора по учебной работе, на которого в рамках проектной деятельности возлагаются следующие функциональные обязанности: - осуществление общего руководства деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии проектной деятельности в практике работы образовательной организации; - ведение мониторинга качества выполнения индивидуальных проектов; - контроль своевременного выполнения этапов проектов; - формирование проектных групп на основе списков обучающихся и педагогических работников-руководителей проектных групп; - утверждение тем индивидуальных проектов для обучающихся; - утверждение руководителей проектной деятельности; - создание оптимальных условий для выполнения проекта, доступности справочной, научной, методической литературы, возможности использования коммуникационных средств, в том числе и Интернета; - создание условий для защиты индивидуальных проектов; Министерство образования и науки Республики Бурятия I ff* II 1 131 / / Экземпляр № 3.5. ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» СК-ПВД-2.4..23 листов лист всего П олож ен и е об ин диви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Председатели предметно-цикловых комиссий 8 14 оказывают методическую помощь педагогическим работникам, руководителям проектной деятельности в ходе выполнения проектов. 3.6. Основными функциями куратора группы по организации проектной деятельности обучающегося являются: - контроль охвата обучающихся проектной деятельностью; - организация выбора темы индивидуального проекта. 3.7. Основными функциями руководителя проекта являются: - разработка тематики индивидуальных проектов, выбор проблемной области, постановка задач; - сопровождение деятельности обучающегося по выполнению этапов работы над проектом, коррекция результатов работы; - создание условий для формирования универсальных учебных действий у обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления; - мотивация обучающего на выполнение работы по индивидуальному проекту; - консультирование обучающихся по избранной теме, оказание помощи в разработке плана работы; - оказание помощи обучающимся в определении цели, задач, методов работы, в подборе необходимой литературы, практического материала и других источников, включая Интернет-ресурсы; - контроль за ходом и сроками выполнения индивидуального проекта; - выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков; - проверка проекта на соответствие установленным требованиям; СК-ПВД-2.4..23 листов лист всего Министерство образования и науки Республики Бурятия I ff* II 1 131 / / ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» П олож ен и е об ин диви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Экземпляр № 9 14 - подготовка обучающихся к презентации проектов; - организация защиты обучающимися выполненных индивидуальных проектов; - оценка индивидуального проекта и результатов его защиты; - оформление ведомости оценки результатов выполнения и защиты индивидуального проекта; - анализ результатов проектной деятельности обучающихся. 3.8. Ответственность за качество выполнения индивидуального проекта, своевременность представления его к защите возлагается на обучающихся. Основными функциями обучающихся являются: - осознанный выбор темы индивидуального проекта и формы продукта проектной деятельности; - посещение консультаций по индивидуальному проекту; - выполнение требований и рекомендаций педагогического работникаруководителя индивидуального проекта; - соблюдение установленных сроков выполнения индивидуального проекта; - подготовка индивидуального проекта к публичной защите. 3.9. Темы индивидуальных проектов могут иметь предметный, метапредметный, или межпредметный характер. Их подбор обусловлен: - актуальностью и личностной значимостью решаемых задач; - научно-теоретическим и практическим значением темы; - уровнем доступности задач для обучающихся; - возможностью совместить замысел с воплощением в отведённые для реализации проекта сроки и в рамках имеющихся ресурсов. СК-ПВД-2.4..23 листов лист всего Министерство образования и науки Республики Бурятия I ff* II 1 131 / / ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» П олож ен и е об ин диви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Экземпляр № 10 14 4. Требования к содержанию проекта 4.1. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен разработанного разработке в в виде завершенного соответствии индивидуального учебного с Методическими проекта в исследования или рекомендациями по ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» 5. Общие требования к защите и критерии оценки индивидуального проекта 5.1. Защита проводится за индивидуального счет проекта объема времени, является обязательной предусмотренного на и изучение общеобразовательной учебной дисциплины. 5.2. При защите индивидуального проекта обучающиеся могут пользоваться: - персональным компьютером (с выходом в Интернет); - презентационным оборудованием. 5.3. Процедура защиты состоит в 5-8 минутном выступлении обучающегося, которое раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы. 5.4. Индивидуальный проект оценивается в рамках осваиваемого одно или нескольких учебных предметов. Индивидуальный проект оценивается по пятибалльной системе оценками «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), («неудовлетворительно»). Оценки выставляются в ведомость. 5.5. Критерии оценки: «2» Министерство образования и науки Республики Бурятия I ff* II 1 131 / / Экземпляр № ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» П олож ен и е об ин диви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » СК-ПВД-2.4..23 листов лист всего 11 14 5.5.1. Критерии оценки содержания проекта: «Отлично» - содержание проекта полностью соответствует теме; тема раскрыта и глубоко изучена; - в работе дается сравнение различных точек зрения на исследуемый вопрос, приведена аргументация собственных выводов и оценок; - структура подачи материала соблюдена; - наличие полностью выполненной практической части работы; - выполненная работа имеет практическое значение; - оформление работы соответствует требованиям к оформлению текстовых документов. «Хорошо» - содержание проекта полностью соответствует обозначенной теме; тема раскрыта; - в работе делаются попытки сравнительного анализа различных точек зрения на исследуемый вопрос; - структура подачи материала соблюдена; - наличие полностью выполненной практической части работы; - выполненная работа имеет практическое значение; - оформление работы соответствует требованиям к оформлению текстовых документов. «Удовлетворительно» - содержание проекта в общих чертах соответствует обозначенной теме; - работа носит описательный характер; - нет четкости в структуре подачи материала; - выполненная работа имеет практическое значение; Министерство образования и науки Республики Бурятия I ff* II 1 131 / / ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» П олож ен и е об ин диви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Экземпляр № СК-ПВД-2.4..23 листов лист всего 12 14 - использованы и применены устаревшие данные; - оформление работы в целом соответствует требованиям к оформлению текстовых документов. «Неудовлетворительно» - содержание проекта не соответствует выбранной теме, не раскрыто, не имеет практического применения. 5.5.2. Критерии оценки защиты проекта: «Отлично» - защитное слово позволяет видеть содержание и структуру проекта; - даны четкие ответы на вопросы членов комиссии. «Хорошо» - защитное слово позволяет видеть содержание и структуру проекта; - ответы даны на все вопросы членов комиссии, но носят обобщенный характер. «Удовлетворительно» - защитное слово позволяет видеть общую картину содержания, но носит сумбурный характер; - ответы даны не на все вопросы членов комиссии, содержание их имеет фактические или логические ошибки. «Неудовлетворительно» - во всех остальных случаях. 5.6. которого Индивидуальный проект, по результатам выполнения и защит обучающемуся выставлена неудовлетворительная оценка, возвращается ему на доработку в установленные сроки. Неудовлетворительная оценка по результатам выполнения и защиты индивидуального проекта является академической задолженностью Министерство образования и науки Республики Бурятия Iff* II 1 131 / / Экземпляр № ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» П олож ен и е об ин диви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » СК-ПВД-2.4..23 листов лист всего 13 14 обучающегося и устраняется в соответствии с Положением о ликвидации академической задолженности, текущей неуспеваемости и об условном переводе. В случае неявки на защиту индивидуального проекта по неуважительной причине обучающийся получает «неявку» с последующей пересдачей в установленный срок. В случае неявки на защиту индивидуального проекта по уважительной причине обучающемуся предоставляется право на защиту в другое время. 5.7. Общественная презентация лучших проектов осуществляется на научно-практической конференции, что дает возможность обучающимся представить результаты работы над проектом и продемонстрировать уровень овладения элементами проектной деятельности. Для проведения конференции создаётся оргкомитет, в состав которой могут входить представители администрации, педагогические работники и иные квалифицированные работники. 5.8. Выполненный индивидуальный проект является составной частью портфолио обучающегося, в дальнейшем может быть использован им для презентации референтным (значимым для себя) лицам, потенциальным работодателям. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение подлежит применению с 01.03.2023 и до отмены его действия или замены новым. 6.2. Данное Положение актуализируются по мере необходимости (в случае изменения законодательства об образовании). Определение актуальности Положения проводится не реже 1 раза в год. Министерство образования и науки Республики Бурятия ;1^ :а 1* Экземпляр № СК-ПВД-2.4..23 ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» лист П олож ени е об ин диви дуальн ом проекте обучаю щ и хся Г Б П О У «Г усиноозерский эн ергетически й техникум » 14 ЛИСТОВ всего 14 6.3. Все изменения и дополнения к Положению утверждаются приказом директора техникума. Согласовано методическим советом Протокол № от « уУ» PS Председатель методического совета 2023 г. С. А. Ульянова Р азработчи ки: У л ьян о ва С ветл ан а А лександ ровн а руковод и тел ь м етодического кабинета, руководитель о тд ел а кач ества Р еп и н а Т атьян а Н и кол аевн а препод аватель С огласованно: ( С лавко Т атьян а В асильевна, зам ести тель д и р ек то р а по учебной работе ^ В ^ ^ - ^ Д орж и ева И ри н а М ихай ловна, ю рисконсульт