Положение о разработке ОПОП

«
Министерство образования и науки РБ
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Положение по видам деятельности
2.3. Учебно-организационная деятельность

СК-ПВД-УОД-2.3.-22

П о л о ж е н и е о разработке ОПОП в ГБПОУ «Гусиноозерский
энергетический техникум»

Утверждаю
Директор ГБПОУ

Рассмотрено на заседании
методического совета

«гэт»
Спасов М »
>иказ № 464-а от 2 апреля 2022

протокол № 4
«02 » адарта 2022 г.
’
Л.В. Белых
‘Т

ПОЛОЖ ЕНИЕ
о разработке основных профессиональных образовательных
программ в ГБПОУ «ГЭТ»

*

Гусиноозерск,2022

1. Общие положения
1.1. Положение
о
разработке
основных
профессиональных
образовательных программ (далее - Положение) определяет процедуру
разработки, утверждении и обновления основных профессиональных
образовательных программ (далее - ОПОП), устанавливает требования к
структуре, содержанию и оформлению ОПОП, реализуемых в
образовательной организации.
1.2. Положение основано на следующих нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи ООН от 20.11.1989);
- приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минпросвещения РФ от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении
Порядка
проведения
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным программам среднего профессионального образования
- приказ Минобрнауки России, Минпросвещения России от 05.08.2020
№ 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования (далее - ФГОС) по реализуемым
профессиям/специальностям;
Методические
рекомендации
по
разработке
основных
профессиональных
образовательных
программ
и
дополнительных
профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных
стандартов, утвержденные приказом Минобрнауки России от 22.01.2015 №
ДЛ- 1/05вн;
- Письмо Минпросвещения России от 14.04.2021 N 05-401 "О
направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими
рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах
освоения образовательной программы среднего профессионального
образования на базе основного общего образования")
- Устав образовательной организации и иные локальные нормативные
акты.
1.3. Образовательные программы разрабатываются в виде программ
подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки
специалистов среднего звена (далее - 1111КРС, ППССЗ)
1.4. ОПОП имеет специфику с учетом направленности на
удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, на достижение
конкретных - участие педагогического работника в реализации
общепрофессиональных, конечных результатов обучения в виде
компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
1.5.
ОПОП
разрабатывается
образовательной
организацией
самостоятельно и утверждается на основе ФГОС и примерной
образовательной
программы
(при
наличии)
соответствующей
специальности/профессии и уровня образования.

1.6. ОПОП - это комплекс нормативно-методической документации,
регламентирующий образовательный, учебно-воспитательный процесс по
конкретной специальности/профессии, регламентирует цели, содержание,
ожидаемые результаты, условия и технологии реализации образовательного
процесса, организацию и оценку подготовки выпускников.
1.7. ОПОП разрабатывается в соответствии с ФГОС и состоит из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений (вариативной части).
Обязательными для освоения обучающимися являются дисциплины,
профессиональные модули и практики, входящие в состав обязательной
части образовательной программы, а также дисциплины, профессиональные
модули и практики, входящие в состав вариативной части образовательной
программы в соответствии с выбранной квалификацией.
1.8. ОПОП в целях реализации компетентностного подхода должно
быть предусмотрено использование в образовательном процессе активных и
интерактивных форм проведения занятий (включая использование
компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных
ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий). При
реализации
образовательных
программ используются
различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
1.9. Образовательные программы, реализуемые на базе основного
общего
образования,
разрабатываются
на
основе
требований
соответствующих
федеральных
государственных
образовательных
стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с
учетом
получаемой
профессии
или специальности
среднего
профессионального образования.
1.10. ОПОП ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники,
культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
2. Структура ОПОП
2.1. ОПОП включает в себя:
- общую характеристику ОПОП;
- учебный план,
- календарный учебный график,
- рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин,
профессиональных модулей, практик,
- оценочные и методические материалы,
- рабочую программу воспитания, календарный план воспитательной
работы.
2.2. Требования к структуре, объему, условиям реализации и
результатам освоения ОПОП определяются соответствующими ФГОС.
3. Требования к структуре ОПОП
3.1. ОПОП может предусматривать изучение следующих учебных
циклов:
- общего гуманитарного и социально-экономического;

- математического и общего естественно-научного;
- профессионального и (или) общепрофессионального;
- учебная практика;
- производственная практика (по профилю специальности);
- производственная практика (преддипломная);
- промежуточная аттестация;
- государственная итоговая аттестация.
3.2.
Общий
гуманитарный
и
социально-экономический,
математический и общий естественно-научный учебные циклы состоят из
дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных
дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами
деятельности. В состав профессионального модуля входит один или
несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися
профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная
практика (по профилю специальности).
Если ОПОП реализуется на базе основного общего образования, то в
структуру
образовательной
программы
включается
цикл
общеобразовательных дисциплин.
3.3. В общей характеристике ОПОП указываются:
- квалификация, присваиваемая выпускнику;
- вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым)
готовятся выпускники;
- компетенции, формируемые в результате освоения;
- сведения о ресурсном обеспечении, необходимом для реализации
образовательной программы. Разработчиками могут быть включены в состав
образовательной программы и иные сведения.
Рабочие программы разработаны согласно Положения о рабочей
программе и порядке обновления рабочей программы учебной дисциплины
(профессионального модуля).
3.4. Учебный план определяет следующие характеристики ОПОП:
- объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и
по семестрам;
- перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки
по видам учебных занятий по дисциплинам, профессиональным модулям и
их
составляющим
(междисциплинарным
курсам,
учебной
и
производственной практике);
- сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;
- распределение по годам обучения и семестрам различных форм
промежуточной аттестации по дисциплинам, профессиональным модулям (и
их составляющим);
- формы государственной итоговой аттестации (обязательные и
предусмотренные образовательной организацией), их распределение по
семестрам, объемы времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы в рамках государственной итоговой аттестации;
- объем каникул по годам обучения.

3.5. В календарном учебном графике указываются периоды
осуществления видов учебной деятельности и периоды каникул.
3.6. Рабочая программа дисциплины должна содержать следующие
структурные элементы:
- сведения об утверждении рабочей программы дисциплины;
- содержание;
- паспорт рабочей программы дисциплины (область применения
программы, место дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи
дисциплины, взаимосвязь курса с другими дисциплинами, требования к
результатам освоения дисциплины, количество часов на освоение
дисциплины);
- структура и содержание дисциплины:
- объем дисциплины в часах и виды учебной работы;
- тематический план и содержание дисциплины, включающий
наименование разделов и тем с указанием запланированного уровня их
усвоения, а также виды работы, в том числе: теоретические занятия,
практические занятия, лабораторные занятия, другие виды аудиторных
занятий (если предусмотрены), курсовой проект (работа) (если
предусмотрена),
другие
предусмотренные
программой
виды
самостоятельной работы;
- условия реализации дисциплины:
требования к
минимальному
материально-техническому
обеспечению;
- информационное обеспечение обучения, включающее перечень
учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы;
- контроль и оценка результатов, включая показатели результатов
обучения, показатели и критерии их оценки, а также формы и методы
контроля.
Макет рабочей программы дисциплины представлен в Положении о
рабочей программе и порядке обновления рабочей программы учебной
дисциплины ( профессионального модуля).
3.7. Рабочая программа профессионального модуля должна содержать
следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- сведения об утверждении рабочей программы профессионального
модуля;
- содержание;
- паспорт рабочей программы профессионального модуля: (область
применения, цели и задачи профессионального модуля, требования к
результатам освоения профессионального модуля, количество часов на
освоение рабочей программы профессионального модуля);
- результаты освоения профессионального модуля;
- структура и содержание профессионального модуля:
- тематический план профессионального модуля;
- содержание обучения по профессиональному модулю, включающее
наименование разделов, междисциплинарных курсов и тем с указанием
запланированного уровня их усвоения, а также виды работы, в том числе:

теоретические занятия; практические занятия; лабораторные занятия; другие
виды аудиторных занятий (если предусмотрены); курсовой проект (работа)
(если предусмотрена); другие предусмотренные программой виды
самостоятельной работы; перечень видов работ по учебной практике и
производственной практике.
- условия реализации профессионального модуля:
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение обучения, включающее перечень
учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы;
- общие требования к организации образовательного процесса;
- кадровое обеспечение образовательного процесса;
- контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля,
включающую показатели результатов обучения, показатели и критерии их
оценки, а также формы и методы контроля.
Макет рабочей программы профессионального модуля представлен в
Положении о рабочей программе и порядке обновления рабочей программы
учебной дисциплины ( профессионального модуля).
3.8. Рабочая программа практики включает в себя:
- титульный лист;
сведения об утверждении рабочей программы учебной,
производственной и преддипломной практик;
- содержание;
- паспорт рабочей программы учебной, производственной и
преддипломной практик: (область применения, цели и задачи практик,
требования к результатам освоения, количество часов на освоение рабочей
программы);
- результаты освоения учебной, производственной и преддипломной
практик;
структура и содержание учебной, производственной и
преддипломной практик:
- тематический план учебной, производственной и преддипломной
практик;
содержание обучения по учебной, производственной и
преддипломной
практик,
включающее
наименование
разделов,
междисциплинарных курсов и тем с указанием запланированного уровня их
усвоения, а также виды работы, в том числе: теоретические занятия;
практические занятия; лабораторные занятия; другие виды аудиторных
занятий (если предусмотрены); курсовой проект (работа) (если
предусмотрена);
другие
предусмотренные
программой
виды
самостоятельной работы; перечень видов работ по учебной практике и
производственной практике.
- условия реализации учебной, производственной и преддипломной
практик:
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение обучения, включающее перечень
учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы;
- общие требования к организации образовательного процесса;

- кадровое обеспечение образовательного процесса;
- контроль и оценка результатов освоения учебной, производственной
и преддипломной практик, включающую показатели результатов обучения,
показатели и критерии их оценки, а также формы и методы контроля.
Разработчиками могут быть включены в состав рабочей программы
практики и иные сведения. Рабочая программа практики разрабатывается
мастером производственного обучения/ руководителем практики в
соответствии с учебным планом, на основании ФГОС.
Макет рабочей программы практики представлен в Положении о
рабочей программе и порядке обновления рабочей программы учебной
дисциплины (учебной, производственной и преддипломной практик).
3.9. Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных
средств (далее ФОС) для промежуточной аттестации обучающихся и
государственной итоговой аттестации выпускников (далее - ГИА).
3.10. ФОС для проведения промежуточной аттестации обучающихся по
дисциплине/профессиональному модулю или практике, входящий в состав
соответственно рабочей программы дисциплины/профессионального модуля
или рабочей программы практики, включает в себя:
- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в
процессе освоения ОПОП;
- описание показателей и критериев оценивания компетенций на
различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;
- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для
оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности,
характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения
ОПОП;
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих
этапы формирования компетенций.
Макет ФОС для проведения промежуточной аттестации представлен в
Положении о формировании фондов оценочных средств по образовательным
программам среднего профессионального образования
3.11. ФОС для ГИА включает в себя Программу государственной
итоговой аттестации:
В Программе государственной итоговой аттестации определены:
•
виды государственной итоговой аттестации;
•
материалы по содержанию государственной итоговой аттестации;
•
сроки проведения государственной итоговой аттестации
(включая этапы и объем времени на подготовку и проведение
государственной итоговой аттестации);
•
условия подготовки и процедуры проведения государственной
итоговой аттестации;
•
критерии оценки уровня качества подготовки выпускника;
•
требования к материально-техническому, информационному и
кадровому обеспечению проведения государственной итоговой аттестации;
•
порядок подачи апелляций;

•
итоговые документы государственной итоговой аттестации.
Макет программы государственной итоговой аттестации представлен в
Положении о формировании фондов оценочных средств по образовательным
программам среднего профессионального образования.
3.12.
ОПОП должна быть размещена на официальном сайте
образовательной организации. В ОПОП на сайте приводятся аннотации
рабочих программ дисциплин, профессиональных модулей и рабочих
программ практик.
4. Порядок разработки ОПОП
4.1. Новая ОПОП разрабатывается при условии выполнения
следующих требований:
- наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности
по соответствующей специальности;
- наличие потребностей регионального рынка труда в специалистах, в
том числе по инициативе предприятий, образовательных организацийпартнеров, общественных организаций;
соответствие кадровой, учебно-методической, материально­
технической обеспеченности образовательной программы требованиям
образовательного стандарта.
4.2. В случае отсутствия в образовательной организации лицензии на
соответствующую специальность разработка новой ОПОП осуществляется в
соответствии с утвержденным в образовательной организации планом
лицензирования образовательных программам, а также с учетом требований,
указанных в и.4.1.
4.3. В целях разработки ОПОП распоряжением руководителя
образовательной организации (либо уполномоченного лица) создается
рабочая группа по разработке комплекта документов ОПОП (далее —
рабочая группа). В состав рабочей группы включаются педагогические
работники образовательной организации, представители работодателей,
предприятий, образовательных организаций - партнеров, общественных
организаций.
Задачей рабочей группы является разработка согласованных подходов
к разработке ОПОП с точки зрения обеспечения учета требований
соответствующих
профессиональных
стандартов
либо
иных
квалификационных требований.
В составе рабочей группы назначаются ответственные за разработку и
реализацию блоков (их частей) образовательной программы.
4.4.
Рабочие
группы
по
разработке
рабочих
программ
дисциплин/профессиональных
модулей
формируются
из
числа
педагогических
работников,
ответственных
за
ведение
дисциплины/профессионального модуля, представителей работодателей (для
профессиональных модулей вариативной части - в обязательном порядке),
специалистов в области методик обучения.
4.5. При разработке ОПОП некоторые рабочие программы
дисциплин/профессиональных модулей, рабочие программы практик могут
быть представлены в виде аннотаций соответствующих программ, если

содержание дисциплины/профессионального модуля и педагогические
технологии, используемые при ее реализации, существенным образом
зависят от уровня подготовки обучающихся, фактических результатов
освоения предшествующих дисциплин/профессиональных модулей, практик
и не могут быть определены на этапе проектирования ОПОП. В этом случае
указанные компоненты подлежат окончательной доработке в срок не позже
фактического начала реализации данного компонента ОПОП.
4.6. Разработка учебного плана и календарного графика
При составлении учебного плана и календарного графика проводится
корректировка объема по всем элементам ОПОП, определяется их
последовательность, что позволяет закрепить приоритеты в освоении того
или иного вида деятельности.
4.7. К разработке целесообразно привлекать представителей
работодателей, предприятий, а также педагогических работников,
принимавших участие в реализации образовательной программы.
5. Порядок утверждения и хранения ОПОП
5.1. Рабочие программы дисциплин должны быть обсуждены на
заседании предметных цикловых комиссий (выпускающих предметных
цикловых комиссий), ответственных за ведение дисциплин и утверждается
методическим советом.
Рабочая
программа
профессионального
модуля,
учебной,
производственной и преддипломной практик рассматривается на заседании
ПЦК, согласовывается с работодателем и утверждается методическим
советом.
Рабочая программа учебной, производственной и преддипломной
практик подлежит рецензированию. В качестве рецензентов РПП
рекомендуется привлекать
ведущих
специалистов
потенциальных
работодателей, ведущих специалистов отрасли по профилю подготовки,
ведущих педагогических работников аналогичных дисциплин (модулей)
образовательных организаций.
Рецензент представляет свой отзыв в письменном виде и отражает
в нем соответствие содержания РПП требованиям ФГОС, современному
уровню и тенденциям развития науки и производства; вносит предложения
по улучшению РПП и дает заключение о возможности использования в
образовательном процессе.
Рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей и рабочие
программы практик хранятся в очном отделении.
5.2. Учебный план утверждается руководителем образовательной
организации, на подпись которого ставится печать образовательной
организации. Учебный план хранится в учебной части.
ОПОП в целом
обсуждается на заседании предметно-цикловой
комиссии. Затем согласовывается с заместителем директора по учебной
работе и заведующей методическим кабинетом. Утверждается ОПОП
решением
педагогического
совета
образовательной
организации.
Утвержденная ОПОП хранится в учебной части.
6. Порядок обновления основной образовательной программы

6.1. ОПОП должна обновляться не реже одного раза в год с учетом
развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной
сферы.
6.2. Рабочая программа учебной дисциплины (профессионального модуля),
практик ежегодно обновляется в части фондов оценочных средств, учебно­
методического и информационного обеспечения дисциплины, о чем вносятся
записи в лист регистрации изменений
Обновления могут быть оформлены в виде приложения к рабочей
программе дисциплины, профессионального модуля или рабочей программе
практики, содержащего текст обновления. Если обновления существенны по
объему и не позволяют оформить их в виде краткого текста, разрешается
переутвердить рабочую программу дисциплины, профессионального модуля
или рабочую программу практики.
6.3. Обновление учебного плана согласовывается с председателем
предметной цикловой комиссии, руководителем методической службы.
Утверждается учебный план руководителем образовательной, на подпись
которого ставится печать образовательной организации. Обновление
учебного плана проводится, как правило, за полгода до начала следующего
учебного года.
6.4. Обновление ОПОП в целом утверждается решением
педагогического совета и оформляется в виде приложения, содержащего
текст обновления. Если образовательная программа обновлена только в части
рабочих программ дисциплин, профессиональных модулей, рабочих
программ практик, учебного плана, то приложение может содержать выписку
из протокола заседания педагогического совета.
7.
Рекомендации по адаптации образовательных программ и
учебно- методическому обеспечению образовательного процесса для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
7.1. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» профессиональное обучение и профессиональное
образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при
необходимости для обучения указанных обучающихся. Адаптированная
образовательная программа - образовательная программа, адаптированная
для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
7.3. Рекомендации по адаптации образовательных программ для лиц с
ограниченными возможностями здоровья:
- включение адаптационных дисциплин в вариативную часть
образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать
нарушения учебных и коммуникативных умений и способствовать
профессиональной и социальной адаптации обучающихся;

- выбор методов обучения, обусловленный в каждом отдельном случае
целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся
знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов,
методического и материально-технического обеспечения, особенностями
восприятия информации обучающимися;
- обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья печатными и электронными образовательными
ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
- выбор мест прохождения практики с учетом требований их
доступности;
- проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и ГИА
с учетом особенностей нарушений здоровья обучающихся;
- разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и
индивидуальных графиков обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов;
- осуществление комплексного сопровождения образовательного
процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в
соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико­
социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии;
- установление особого порядка освоения дисциплин по физической
культуре и спорту на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и
адаптивной физической культуры;
создание толерантной социокультурной среды, волонтерской
помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам;
использованиевобразовательномпроцесседистанционныхобразовательных
технологий.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения
руководителем образовательной организации на основании решения
педагогического совета образовательной организации.
8.2.
Все дополнения и изменения настоящего Положения принимаются
педагогическим советом образовательной организации и вводятся в действие
приказом руководителя образовательной организации.

Приложение 1
Макет ОПОП
На бланке образовательной организации
Наименование министерства_______________________________
Наименование образовательной организации__________________
У Т В Е Р Ж Д Е Н О
педагогическим
советом
образовательной организации
(протокол № ___ от «
»_______20___ )
Председатель педагогического совета
Д олж н ость_____________И.О. Фамилия

Программа подготовки специалистов среднего звена
КОД - наименование специальности
ФГОС С ПО утверждён приказом Минобрнауки России от ДД.М М .ГГ г. №

Квалификация выпускника - _____
Форма обучения - очная/заочная
Нормативный срок обучения:
на базе основного общего образования

Разработчики ППССЗ:

Г ород 20__
Наименование
образовательной
организации

Обсуждено на заседании ПЦК

от «___»_____20__г. (протокол № ___ )

Согласовано:
Заместитель
директора по УР

____________

___________
«

Заведующая
методическим
кабинетом

____________

»

20

г.

___________
«

»

20

г.

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ЕЕ Назначение 1И1ССЗ/Ш1КРС по специальности/профессии
Е2. Нормативные документы для разработки Ш1ССЗ/Ш1КРС по
специальности/профессии
Е 3. Цель ППССЗ/ППКРС
Е4. Сроки освоения Ш1ССЗ/Ш1КРС
Е5. Объем ППССЗ/ППКРС
Е6. Требования к абитуриенту
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКА
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
2.2. Виды профессиональной деятельности выпускника
3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ
ППССЗ/ППКРС
4.
ДОКУМЕНТЫ,
РЕЕЛАМЕНТИРУЮЩИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
И
ОРЕАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ О ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ/ППКРС
4. Е Календарный учебный график
4.2. Учебный план
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных
модулей
4.4. Рабочие программы учебной и производственной практик
5.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ/ППКРС
5. Е Кадровое обеспечение
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
5.3. Материально-техническое обеспечение
6.
ХАРАКТЕРИСТИКА
СРЕДЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРЕАНИЗАЦИИ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ
РАЗВИТИЕСОЦИАЛЬНО­
ЛИЧНОСТНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ
ВЫПУСКНИКОВ.
РАБОЧАЯ
ПРОЕРАММА
ВОСПИТАНИЯ.
КАЛЕНДАРНЫЙ
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ППССЗ
7. Е Программа государственной итоговой аттестации
7.ЕЕ Требования к выпускной квалификационной работе
8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
9.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ/ППКРС ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И
ЛИЦ С ОВЗ
10. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Общие положения
1.1. Назначение ППССЗ/ППКРС по специальности/профессии
Программа подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ)
и программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее
ППКРС), реализуемая в наименование образовательной организации по
специальности код и наименование специальности/профессии реализуется по
программе базовой/углубленной подготовки на базе основного общего
образования.
ППССЗ/ППКРС
представляет
собой
систему
документов,
разработанную и утвержденную наименование образовательной организации
с учетом требований регионального рынка труда на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации № .....от « ...» ........20... .года.
ППССЗ/ППКРС регламентирует цель, ожидаемые результаты,
содержание, условия и технологии организации образовательного процесса,
оценку
качества
подготовки
выпускника
по
данной
специальности/профессии и включает в себя учебный план, рабочие
программы дисциплин, профессиональных модулей,
производственной
(преддипломной)
практики
и
другие
методические
материалы,
обеспечивающие качественную подготовку обучающихся.
ППССЗ/ППКРС ежегодно пересматривается и обновляется в части
содержания учебных планов, состава и содержания рабочих программ
дисциплин, рабочих программ профессиональных модулей, программы
производственной (преддипломной) практики, методических материалов,
обеспечивающих качество подготовки обучающихся.
ППССЗ/ППКРС реализуется в совместной образовательной, научной,
производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и
работников образовательной организации.
Указываются особенности образовательной программы, ее специфика
с учетом потребностей рынка труда, работодателей.
1.2. Нормативные документы для разработки ППССЗ/ППКРС по
специальности/профессии
В данном разделе должен быть представлен перечень нормативных
документов,
используемых
для
разработки
ППССЗ/ППКРС
и
регламентирующих образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования.
1.3. Цель ППССЗ/ППКРС по специальности/профессии
Раскрывается социальная роль ППССЗ/ППКРС, ее главная цель по
развитию у обучающихся личностных качеств, а также формированию
общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями
ФГОС СПО по данной специальности/профессии.
1.4. Срок освоения ППССЗ/ППКРС по специальности/профессии
В данном разделе необходимо указать нормативные сроки освоения
программы для конкретной формы обучения в соответствии с ФГОС СПО
по данной направлению специальности/профессии.

1.5. Объем ППССЗ/ППКРС по специальности
Объем ППССЗ/ппкрс указывается в часах за весь период обучения в
соответствии с ФГОС СПО по данной специалъности/профессии и
включает все виды аудиторной и самостоятельной работы обучающегося,
практики и время, отводимое на контроль качества освоения обучающимся
ППССЗ/ППКРС.
1.6. Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь среднее общее образование или основное
общее образование, о чем и должен предоставить один из соответствующих
документов:
- аттестат об основном общем образовании;
- диплом о среднем профессиональном образовании по программе
подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если в нем есть запись
о получении предъявителем среднего (полного) общего образования.
2.ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
Приводится
характеристика
области
профессиональной
деятельности,
для
которой
ведется
подготовка
выпускника
образовательной программы согласно требованиям ФГОС СПО по
соответствующей специальности; указываются в рекомендательном плане
типы организаций и учреждений, в которых может осуществлять
профессиональную
деятельность
выпускник
по
данной
специалъности/профессии.
2.2. Виды профессиональной деятельности выпускника
Указываются виды профессиональной деятельности выпускника
образовательной программы согласно требованиям ФГОС СПО по
соответствующей специалъности/профессии.
3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ОСВОЕНИЯ ППССЗ/ППКРС
Результаты освоения ППССЗ/ППКРС определяются приобретаемыми
выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания,
умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами
профессиональной деятельности.
В результате освоения ППССЗ/ППКРС выпускник должен обладать
следующими компетенциями:
Определяются планируемые результаты освоения образовательной
программы - компетенции обучающихся в соответствии с видами
профессиональной деятельности, установленные ФГОС СПО по
соответствующей специалъности/профессии.
Обеспечение достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы должно быть представлено в форме матрицы
соответствия компетенций учебным дисциплинам и профессиональным
модулям.

4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И
ОРГАНИЗАЦИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ/ППКРС
4Л. Календарный учебный график
В календарном учебном графике указывается последовательность и
периоды осуществления видов учебной деятельности и периоды каникул.
4.2. Учебный план специальности
Дается характеристика учебного плана ППССЗ/ППКРС. В учебном
плане содержится - перечень учебных циклов и модулей; трудоемкость
циклов и разделов в академических часах с учетом требований ФГОС СПО;
трудоемкость дисциплины (междисциплинарнарного курса) в академических
часах; распределение трудоемкости дисциплин (междисциплинарных курсов)
и разделов по семестрам; форма (формы) промежуточной аттестации по
каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному
модулю; виды и продолжительность практик, формы аттестации по
каждому виду практик; продолжительность государственной итоговой
аттестации, формы государственной итоговой аттестации.
В учебном плане выделяется объем работы обучающихся во
взаимодействии с преподавателем
и самостоятельной работы
обучающихся в академических часах.
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных
модулей
Дается
характеристика
рабочих
программ
дисциплин
и
профессиональных модулей, приводится га аннотация.
4.4. Программы учебных и производственных практик
Указываются виды практики, предусмотренные при реализации
ППССЗ/ППКРС
по
соответствующей
специальности,
дается
характеристика рабочга программ практик.
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ/ППКРС
5.1. Кадровое обеспечение реализации ППССЗ/ППКРС
Дается характеристика кадрового обеспечения образовательного
процесса в рамках ОПОП, соответствие требованиям ФГОС СПО по
специальности. Приводятся следующие сведения квалификация
преподавателей, привлекаемых к реализации ППССЗ/ППКРС (образование,
ученая степень, ученое звание); опыт профессиональной деятельности
(преподавательской деятельности); участие в повышении квалификации;
квалификация преподавателей, привлекаемых к проведению практик.
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
В данном разделе ППССЗ/ППКРС дается характеристика
разработанных учебно-методических материалов, используемых при
реализации
ППССЗ/ППКРС.
Описывается
порядок
обеспечения
внеаудиторной
(самостоятельной) работы
обучающихся,
доступ
обучающихся к базам данных и библиотечному фонду, электронным
библиотечным системам.
5.3. Материально-техническое обеспечение

В данном разделе ППССЗ/ППКРС описывается материально­
техническая база, обеспечивающая проведение всех видов лабораторных
работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и
модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным
планом (используемое в образовательной деятельности оборудование,
технические средства обучения, используемое программное обеспечение,
наличие доступа к сети Интернет, наличие кабинетов, лабораторий,
мастерских и других помещений в соответствии с требованиями ФГОС
СПО по специалъности/профессии).
6.ХАРАКТЕРИСТИКА
СРЕДЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО­
ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНШКОВ. РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ.
КАЛЕНДАРНЫЙ
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Указываются возможности образовательной организации в
формировании общих компетенций выпускников.
В структуру ОПОП входит рабочая программа воспитания, включая
календарный план воспитательной работы, направленная на создание
оптимальных социокультурных и образовательных условий для становления
личности творчески мыслящего и компетентного специалиста, патриота
России, демонстрирующего высокую культуру, в том числе культуру
межнационального и межконфессионального общения, способного к
самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью
и гражданским самосознанием.
Могут быть представлены иные документы, содержащие сведения о
наличии
студенческих
общественных
организаций,
информация
относительно организации и проведения внеучебной общекулътурной
работы,
данные
о
психолого-консультационной
и
специальной
профилактической работе, описание социально-бытовых условий и др.
7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ППССЗ/ППКРС
В соответствии с Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования (утвержденного приказом Минобрнауки
России от 14.06.2013 № 464)- освоение образовательной программы
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной
аттестацией.
Дается информация о системе оценки качества образования в
образовательной организации.
7.1. Программа государственной итоговой аттестации
Г осударственная
итоговая
аттестация
выпускников
специальности/профессии код и наименование является обязательной и
осуществляется после освоения ППССЗ/ППКРС в полном объеме.
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный

проект) и/или демонстрационный экзамен.
Тематика выпускной
квалификационной работы соответствует содержанию одного или
нескольких профессиональных модулей.
Макет программы государственной итоговой аттестации приведен в
Положении о формировании фондов оценочных средств по образовательным
программам среднего профессионального образования.
7.1.1 Требования к выпускной квалификационной работе
8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ/ППКРС

В

РАЗРАБОТКЕ

И

9.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ/ППКРС
ДЛЯ
ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Описываются специально созданные условия для реализации
образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ. Рекомендации
приведены в п. 7 настоящего Положения.

Разработал: Славко Т.В., заместитель директора по УР.
Согласовано: Еремина Л.А., заведующая очным и заочным отделением;
Ульянова С.А., заведующая по ПО и БОП

Министерство образования и науки Республики Бурятия
/ъу£и>

'V \V \

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

(ft
И)
Щ « &!:''
Щ

Учебно-методическая документация
2.1. Проектирование и разработка программ профессиональной
подготовки ППССЗ и ППКРС
Положение о разработке основных профессиональных образовательных
программ в ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

СК-УМД-2.1.-23

Изменения в Положение о разработке основных профессиональных
образовательных программ в ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический
техникум»
На основании приказа № 572-а от 07.02.2023 г. «О внесении изменений в
локальные акты ГБПОУ «ГЭТ», внести с 01.03.2023г. изменение в Положение о
разработке основных профессиональных образовательных программ, в следующей
части:
В разделе 1. Общие положения ссылку на Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования», заменить на:
«Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по образовательным программам среднего профессионального образования» № 762
от 24.08.2022г.»
В пункте 3.4. текстовую часть «- формы государственной итоговой аттестации
(обязательные

и

предусмотренные

образовательной

организацией),

их

распределение по семестрам, объемы времени, отведенные на подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы в рамках государственной итоговой
аттестации» изложить в следующей редакции:
«-

формы

государственной

итоговой

аттестации

(обязательные

и

предусмотренные образовательной организацией), их распределение по семестрам,
объемы времени, отведенные на подготовку и защиту дипломного проекта (работы)
в рамках государственной итоговой аттестации».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».