Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом ГБПОУ ТЭТ
(протокол № / / от «Сё» 0? 20 J%)
У У Председатель педагогического совета
Б.М. Спасов
fa Директор
Программа подготовки специалистов среднего звена
13.02.03 Электрические станции, сети и системы
ФГОС СПО утверждён приказом Минобрнауки России от 22.12.2017 г. № 1248
( с изменениями от 1 сентября 2022 г. Приказ Министерства просвещения РФ № 796)
Квалификация выпускника - Техник-электрик
Форма обучения - заочное
Нормативный срок обучения:
на базе среднего общего образования Зг 10м
Гусиноозерск. 2023г.
Разработчики ППССЗ:
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Обсуждено на заседании ПЦК от «
Председатель ПЦК
О5^
(протокол № Ж )
/
расшифровка
Согласовано:
Зам. директора по УР
_______/ Т.В. Славко / « 0вУ
Заведующая методи
ческим кабинетом
/ ^льлш Ла
^ 2 0 /jr
^
Настоящая основная образовательная программа по специальности сред
него профессионального образования (далее - ООП СПО) разработана на ос
нове федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 13.03.02 Электрические
станции, сети и системы, утвержденного Приказом Минпросвещения России
от 22.12.2017 г. № 1248 (с изменениями от 1 сентября 2022 г. Приказ Мини
стерства просвещения РФ N 796).
ООП
СПО
определяет
объем
и
содержание
среднего
профессионального образования по специальности 13.03.02 Электрические
станции, сети и системы, планируемые результаты освоения образовательной
программы, условия образовательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение ППССЗ по специальности
1.2. Нормативные документы для разработки ППССЗ по специально
сти
1.3. Цель ППССЗ
1.4. Сроки освоения ППССЗ
1.5. Объем ППССЗ
1.6. Требования к абитуриенту
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКА
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
2.2. Виды профессиональной деятельности выпускника
3. КОМПЕТЕНЦИИ,ФОРМИРУЕМЫЕ ВРЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ППССЗ
(карты компетенций)
4.
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГА
НИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
4.1. Календарный учебный график
4.2. Учебный план
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных мо
дулей
4.4. Рабочие программы учебной и производственной практик
5.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1. Кадровое обеспечение
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
5.3. Материально-техническое обеспечение
6.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗА
ЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКН1ИКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИ
ТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ППССЗ
7.1. Программа государственной итоговой аттестации
8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
9.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С OB3
2
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение ППССЗ по специальности
Программа подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ),
реализуемая в Государственном бюджетном профессиональном образова
тельном учреждении «Гусиноозерский энергетический техникум» (далее ГБПОУ «ГЭТ») специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и си
стемы реализуется по программе базовой подготовки на базе среднего обще
го образования.
ППССЗ представляет собой систему документов, разработанную и
утвержденную ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» с уче
том требований регионального рынка труда на основе Федерального госу
дарственного образовательного стандарта среднего профессионального обра
зования (ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации № 1248 от «22» декабря 2017 года (с измене
ниями от 1 сентября 2022 г. Приказ Министерства просвещения РФ N 796).
ППССЗ регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание,
условия и технологии организации образовательного процесса, оценку каче
ства подготовки выпускника по специальности 13.02.03 Электрические стан
ции, сети и системы и включает в себя учебный план, рабочие программы
дисциплин, профессиональных модулей, производственной (преддиплом
ной) практики и другие методические материалы, обеспечивающие каче
ственную подготовку обучающихся.
ППССЗ ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания
учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабо
чих программ профессиональных модулей, программы производственной
(преддипломной) практики, методических материалов, обеспечивающих ка
чество подготовки обучающихся. ППССЗ реализуется в совместной образо
вательной, производственной, общественной и иной деятельности обучаю
щихся и работников образовательной организации
ППССЗ реализуется в совместной образовательной, научной, произ
водственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников
образовательной организации.
1.2. Нормативные документы для разработки ППССЗ по
специальности 13.03.02 Электрические станции, сети и системы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22декабря 2017 года № 1248 «Об утверждении федерального государствен
ного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 13.03.02 Электрические станции, сети и системы»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
01сентября 2022 года № 796 «О внесении изменений в федеральные государ
ственные образовательные стандарты среднего профессионального образо
3
вания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11
октября 2022 года, регистрационный № 70461)
Приказ Министерства образования и науки Республика Бурятия
от 26 января 2023 г. N 119 "Об утверждении методических рекомендаций по
обновлению основных образовательных программ среднего профессиональ
ного образования в соответствии с потребностями работодателей, включая
формирование дополнительных компетенций"
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 августа 2022 г. N
762 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образователь
ной деятельности по образовательным программам среднего профессиональ
ного образования"
Приказ Минобрнауки России от 8 апреля 2021 г. № 153 «Об
утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных
программ среднего профессионального образования, проведения их экспер
тизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ
среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 08ноября 2021 г. № 800 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России №
390 от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе
с «Положением о практической подготовке обучающихся»);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федера
ции от 6 июля 2015 г. № 428н «Об утверждении профессионального стандар
та «Работник по организации эксплуатации электротехнического оборудова
ния тепловой электростанции» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 24 июля 2015 г., регистрационный № 38254);
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федера
ции от 05 октября 2015 г. № 690н «Об утверждении профессионального
стандарта «Работник по эксплуатации электротехнического оборудования
тепловой электростанции» (зарегистрирован Министерством юстиции Рос
сийской Федерации 05 ноября 2015 г., регистрационный № 39602);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 октября
2022 г. N 605н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по
техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи"
(Зарегистрировано
в
Минюсте
РФ
31
октября
2022 г.
Регистрационный N 70768)
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 августа
2021 г. N 611н"Об утверждении профессионального стандарта "Работник по
обслуживанию
оборудования
подстанций
электрических
сетей"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 октября 2021 г. Регистрационный
N 65260)
1.3.
Цель ППССЗ по специальности
4
Цель ППССЗ по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и
системы является развитие у обучающихся личностных качеств, а также
формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соот
ветствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности, а также удо
влетворение потребностей общества в фундаментально образованных и гар
монично развитых специалистах, владеющих современными технологиями в
области соответствующей профессиональной деятельности.
1.4. Срок освоения ППССЗ по специальности
Квалификация,
присваиваемая
выпускникам
образовательной
программы: Техник-электрик
Получение образования по специальности: допускается только в
профессиональной образовательной организации.
Формы обучения: заочное.
Объем
программы
по
освоению
программы
среднего
профессионального образования на базе среднего общего образования: 4464
академических часов.
Таблица 1
Уровень образования, необ Наименование квалифика Срок получения СПО по
ходимый для приема на ции
ППССЗ базовой подготовки
в заочной форме получения
базовой подготовки
обучение по ППССЗ
образования
3 года 10 месяцев
основное общее образование Техник-электрик
Срок получения образования по образовательной программе, реализу
емой в условиях эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой
образовательной технологии конструирования образовательных программ
среднего профессионального образования в рамках федерального проекта
«Профессионалитет», а так же объём такой образовательной программы мо
гут быть уменьшены с учетом соответствующей ОПОП, но не более чем на
40 процентов от срока получения образования и объема образовательной
программы, установленных ФГОС СПО, за исключением срока получения
образования и объема образовательной программы, отведенных на получение
среднего общего образования в пределах образовательной программы
1.5. Объем ППССЗ:
Трудоемкость ППССЗ по специальности 13.02.03 Электрические
станции, сети и системы (базовой подготовки) на базе среднего общего
образования составляет 199 недель._________________________________
часы
Учебные циклы
Количество
недель
110
2334
Самостоятельное изучение
Лабораторно - экзаменационная сессия
18
640
5
Учебная практика
Производственная практика
Преддипломная практика
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация
Каникулярное время
9 1/2
18 1/2
4
6
33
199
342
666
144
122
216
4464
1.6. Требования к абитуриенту:
Основные требования к абитуриенту устанавливаются Правилами
приема на обучение по программам СПО ГБПОУ «Гусиноозерского энерге
тического техникума», по образовательным программам среднего професси
онального образования, в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образова
нии в Российской Федерации»;
-
Приказами Министерства образования и науки Российской Феде
рации о утверждении Порядка приема на обучение по программам среднего
профессионального образования.
Прием на ППССЗ по специальности 13.02.03 Электрические станции,
сети и системы осуществляется при наличии у абитуриента документа о
среднем общем образовании.
Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯ
ТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
2.1.Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников:
20
Электроэнергетика
2.2 Виды профессиональной деятельности выпускника
Квалификация,
присваиваемая
выпускникам
образовательной
программы: Техник-электрик.
Соответствие
профессиональных
модулей
присваиваемым
квалификациям:
Наименование квалификации(й) специали
ста среднего звена
Наименование основных видов
Наименование
техник-электрик
деятельности
профессиональных
модулей
осваивается
Обслуживание электрооборудова ПМ.01 Обслуживание
ния электрических станций, сетей электрооборудования
и систем
электрических станций,
сетей и систем
осваивается
Техническая эксплуатация
ПМ.02 Техническая экс
электрооборудования электриче
плуатация электрообору
ских станций, сетей и систем
дования электрических
станций, сетей и систем
осваивается
ПМ.03 Контроль и управКонтроль и управление техноло6
гическими процессами
ление технологическими
процессами
Диагностика состояния
ПМ.04 Диагностика со
электрооборудования электриче
стояния электрооборудо
вания электрических
ских станций, сетей и систем
станций, сетей и систем
ПМ.05Организация
и
Организация и управление произ
водственным подразделением
управление производ
ственным подразделением
Техническое обслуживание слож ПМ.06 Техническое об
ного электрооборудования элек
служивание сложного
трических станций, сетей и систем электрооборудования
электрических станций,
сетей и систем
Выполнение работ по одной или
ПМ Выполнение работ по
нескольким профессиям рабочих, одной или нескольким
должностям служащих (приложе профессиям
ние № 2 к настоящему ФГОС
СПО).
осваивается
осваивается
не осваивается
Осваивается одна или не
сколько квалификаций ра
бочих:
19929 Электрослесарь по
Электрооборудования;
19848 Электромонтер по
электрооборудования
электростанций.
Код
компет
енции
3. КОМПЕТЕНЦИИ,ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ
ППССЗ
3.1 Общие компетенции
ОК 01
Формулировка
компетенции
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.
Знания, умения
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовывать
составленный план;
оценивать результат и
последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
Умения:
7
Знания: актуальный профессиональный и социальный
ОК 02
ОК 03
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных
областях;
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности
Использовать
Умения: определять задачи для поиска информации;
современные
определять необходимые источники информации;
средства поиска,
планировать процесс поиска; структурировать
анализа и
получаемую информацию; выделять наиболее
интерпретации
значимое в перечне информации; оценивать
информации и
практическую значимость результатов поиска;
информационные
оформлять результаты поиска
технологии для
выполнения задач
применять средства информационных технологий для
профессиональной
решения профессиональных задач; использовать
деятельности
современное программное обеспечение
Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации
современные средства и устройства информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
Планировать и
Умения:
определять актуальность нормативно
реализовывать
правовой
документации
в
профессиональной
собственное
деятельности;
применять современную научную
профессиональное и профессиональную терминологию; определять и
личностное
выстраивать траектории профессионального развития
развитие,
предпринимательску и самообразования
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
ю деятельность в
профессиональной
идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в
сфере, использовать профессиональной деятельности; оформлять бизнес
знания по
план; рассчитывать размеры выплат по процентным
финансовой
ставкам кредитования; определять инвестиционную
грамотности в
привлекательность коммерческих идей в рамках
различных
профессиональной деятельности; презентовать бизнес
жизненных
идею; определять источники финансирования
ситуациях
8
содержание актуальной нормативно
правовой документации; современная научная и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности; правила разработки бизнес
планов;
порядок
выстраивания
презентации;
кредитные банковские продукты
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
Эффективно
взаимодействовать и взаимодействовать с коллегами,
руководством,
работать в
клиентами в ходе профессиональной деятельности
коллективе и
Знания:
психологические основы деятельности
команде
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
Осуществлять
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
устную и
документы по профессиональной тематике на
письменную
государственном языке, проявлять толерантность в
коммуникацию на
рабочем коллективе
государственном
Знания: особенности социального и культурного
языке Российской
Федерации с учетом контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений
особенностей
социального и
культурного
контекста
Проявлять
Умения: описывать значимость своей специальности;
гражданско
применять стандарты антикоррупционного поведения
патриотическую
Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позицию,
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
демонстрировать
профессиональной деятельности по специальности;
осознанное
антикоррупционного
поведения
и
поведение на основе стандарты
последствия его нарушения
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
Умения:
соблюдать
нормы
экологической
сохранению
безопасности;
определять
направления
окружающей среды, ресурсосбережения в рамках профессиональной
ресурсосбережению, деятельности по специальности
Знания:
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
9
ОК 08
ОК 09
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
Использовать сред
ства
физической
культуры для сохра
нения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и под
держания необходи
мого уровня физиче
ской подготовленно
сти
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы, задействованные в профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения
использовать
физкультурно
оздоровительную деятельность для укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных целей; применять рациональные
приемы двигательных функций в профессиональной
деятельности; пользоваться средствами профилактики
перенапряжения,
характерными
для
данной
специальности
Знания:
роль
физической
культуры
в
общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека; основы здорового образа жизни;
условия профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для специальности; средства
профилактики перенапряжения
Умения:
понимать
общий
смысл
четко
произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты на
базовые профессиональные темы; участвовать в
диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать
и объяснять свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности
Умения:
10
3.2Профессиональные компетенции
Основные виды
деятельности
ВД.01 Обслужива
ние электрообору
дования электриче
ских станций, сетей
и систем
Показатели освоения компетенции
Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Проводить
техническое обслу
живание электрообо
рудования
Практический опыт:
- выполнении переключений;
- определении технического состояния электрооборудования;
- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:
- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техниче
ское состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной ра
боты электрооборудования;
- обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;
- восстанавливать электроснабжение потребителей;
- проводить контроль качества ремонтных работ;
- проводить испытания электрооборудования из ремонта определять состав и последовательность
необходимых действий при выполнении работ;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- способы определения работоспособности оборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
- особенности принципов работы нового оборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного
из работы;
- причины возникновения и способы устранения опасности для персонала, выполняющего ре
монтные работы;
- мероприятия по восстановлению электроснабжения потребителей электроэнергии;
- оборудование и оснастка для проведения мероприятий по восстановлению электроснабжения;
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений применяемые при обслужива
нии электрооборудования
ПК 1.2. Проводить
профилактические
осмотры электрообо-
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений электрооборудования;
2
рудования
- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:
- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техниче
ское состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной ра
боты электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- способы определения работоспособности оборудования;
- основные виды неисправностей электрооборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного из
работы;
ПК 1.3. Проводить
работы по монтажу и
демонтажу электро
оборудования
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
Умения:
- выполнять работы по монтажу и демонтажу электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
средства, приспособления для монтажа и демонтажа электрооборудования;
ПК 1.4. Проводить
наладку и испытания
электрооборудования
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений электрооборудования;
- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:
- обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;
- проводить испытания и наладку электрооборудования;
Знания:
- способы определения работоспособности оборудования;
- основные виды неисправностей электрооборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
- сроки испытаний защитных средств и приспособлений;
- причины возникновения и способы устранения опасности для персонала, выполняющего ре3
монтные работы;
ПК 1.5. Оформлять
техническую
доку
ментацию по обслу
живанию электрообо
рудования
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
Умения:
- составлять технические отчеты по обслуживанию электрооборудования;
Знания:
- правила оформления технической документации в процессе обслуживания электрооборудова
ния;
ПК 1.6. Сдавать и Практический опыт:
принимать из ремонта - сдаче и приемке из ремонта электрооборудования;
электрооборудование Умения:
- проводить контроль качества ремонтных работ;
- проводить испытания электрооборудования из ремонта;
Знания:
- виды неисправностей электрооборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного из
работы;
ВД.02 Техническая
эксплуатация элек
трооборудования
электрических стан
ций, сетей и систем
ПК 2.1. Контролиро
вать работу основно
го и вспомогательно
го оборудования
Практический опыт:
- производстве включения в работу и останова оборудования;
- контроле работы устройств релейной защиты, электро-автоматики, дистанционного управления
и сигнализации;
Умения:
- контролировать и управлять режимами работы основного и вспомогательного оборудования;
- определять причины сбоев и отказов в работе оборудования;
- применять справочные материалы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования
подстанций;
Знания:
- назначение, принцип работы основного и вспомогательного оборудования;
- допустимые параметры и технические условия эксплуатации оборудования;
- инструкции по эксплуатации оборудования;
- порядок действий по ликвидации аварий;
- схемы автоматики, сигнализации и блокировок электротехнического оборудования ТЭС;
- способы определения характерных неисправностей и повреждений электрооборудования и
устройств;
4
- нормы испытаний силовых трансформаторов;
ПК 2.2. Выполнять
режимные переклю
чения в энергоуста
новках
Практический опыт:
- оперативных переключениях;
- аварийном отключении оборудования в случаях, когда оборудованию или людям угрожает
опасность;
Умения:
- проводить режимные оперативные переключения на электрических станциях, сетях и системах;
Знания:
- схемы электроустановок;
- назначение и принцип действия устройств релейной защиты и автоматики;
ПК 2.3. Оформлять
техническую документацию по эксплу
атации электрооборудования
Практический опыт:
- оформлении оперативно-технической документации;
Умения:
- составлять техническую документацию по эксплуатации электрооборудования;
Знания:
- правила оформления технической документации по эксплуатации электрооборудования;
ВД.03 Контроль и
управление техно
логическими процессами
ПК 3.1. Контролиро
вать и регулировать
параметры производства электроэнергии
Практический опыт:
- обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
Умения:
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами кон
троля;
- определять выработку электроэнергии;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации
Знания:
- принцип работы автоматических устройств управления и контроля;
- категории потребителей электроэнергии;
- технологический процесс производства электроэнергии;
- параметры режимов работы электрооборудования;
ПК 3.2. Контролиро Практический опыт:
вать и регулировать - обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
5
параметры передачи электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
электроэнергии
- оценки параметров качества передаваемой электроэнергии;
- регулировании напряжения на подстанциях;_________________________________________
Умения:
- контролировать и корректировать параметры качества передаваемой электроэнергии;
- осуществлять оперативное управление режимами передачи;
- измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети;
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами кон
троля;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации____________
Знания:
- способы уменьшения потерь передаваемой электроэнергии;
- методы регулирования напряжения в узлах сети;
- допустимые пределы отклонения частоты и напряжения;
- параметры режимов работы электрооборудования;____________________________________
ПК 3.3. Контролиро
вать распределение
электроэнергии
и
управлять им
Практический опыт:
- обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;______________
Умения:
- включать и отключать системы контроля управления;
- обслуживать и обеспечивать бесперебойную работу элементов систем контроля и управления,
автоматических устройств регуляторов;
- измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети;
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами кон
троля;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации;___________
Знания:
- инструкции по диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей; опе
ративные схемы сетей;
- параметры режимов работы электрооборудования;____________________________________
6
ПК 3.4. Оптимизиро
вать технологические
процессы в соответ
ствии с нагрузкой на
оборудование
Практический опыт:
- соблюдении порядка выполнения оперативных переключений;
- регулировании параметров работы электрооборудования;
Умения:
- обеспечивать экономичный режим работы электрооборудования;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
Знания:
- оптимальное распределение заданных нагрузок между агрегатами;
ПК 3.5. Определять
технико
экономические пока
затели
работы
электрооборудования
Практический опыт:
- расчете технико-экономических показателей;
Умения:
- определять показатели использования электрооборудования;
Знания:
- методы расчета технических и экономических показателей работы;
ВД.04 Диагностика
состояния электро
оборудования элек
трических станций,
сетей и систем
ПК 4.1. Определять
причины неисправно
стей и отказов элек
трооборудования
Практический опыт:
- устранении и предотвращении неисправностей оборудования; оценке состояния электрообору
дования;
Умения:
- пользоваться средствами и устройствами диагностирования; составлять документацию по ре
зультатам диагностики;
Знания:
- основные неисправности и дефекты оборудования;
- методы и средства, применяемые при диагностировании;
- сведения по сопротивлению материалов;
- признаки и причины повреждений электрооборудования. правила и нормы испытания изоля
ции электротехнического оборудования;
- способы определения и устранения характерных неисправностей электротехнического обору
дования и устройств;
ПК 4.2. Планировать Практический опыт:
работы по ремонту - определении ремонтных площадей;
электрооборудования - определении сметной стоимости ремонтных работ;
- выявлении потребности запасных частей, материалов для ремонта;
7
Умения:
- определять объемы и сроки проведения ремонтных работ;
- составлять перспективные, годовые и месячные планы ремонтных работ и соответствующие
графики движения ремонтного персонала;
- рассчитывать режимные и экономические показатели энергоремонтного производства;
Знания:
- методы и средства, применяемые при диагностировании;
- годовые и месячные графики ремонта электрооборудования;
- периодичность проведения ремонтных работ всех видов электрооборудования;
- нормативы длительности простоя агрегатов в ремонте, трудоемкости ремонта любого вида,
численности ремонтных рабочих и т.п.
- особенности конструкции, принцип работы, основные параметры и технические характеристи
ки ремонтируемого оборудования;
- порядок организации производства ремонтных работ;
ПК 4.3. Проводить и Практический опыт:
контролировать ре - проведении особо сложных слесарных операций;
- применении специальных ремонтных приспособлений, механизмов, такелажной оснастки,
монтные работы
средств измерений и испытательных установок;
Умения:
- проводить измерения и испытания электрооборудования и оценивать его состояние по резуль
татам оценок;
- применять методы устранения дефектов оборудования;
- проводить текущие и капитальные ремонты по типовой номенклатуре;
- проводить послеремонтные испытания;
- контролировать технологию ремонта;
- выполнять сложные чертежи, схемы и эскизы, связанные с ремонтом оборудования;
Знания:
- периодичность проведения ремонтных работ всех видов электрооборудования;
- нормативы длительности простоя агрегатов в ремонте, трудоемкости ремонта любого вида,
численности ремонтных рабочих и т.п.
- особенности конструкции, принцип работы, основные параметры и технические характеристи
ки ремонтируемого оборудования;
- порядок организации производства ремонтных работ;
8
ВД.05 Организация и
управление произ
водственным
под
разделением
ПК 5.1. Планировать
работу
производ
ственного подразде
ления
Практический опыт:
- анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
- построении организационной структуры управления энергопредприятием или его участ
ком;
Умения:
- анализ результатов работы коллектива в заданной ситуации;
- подготавливать резюме и составлять анкету о приёме на работу;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
ПК 5.2. Проводить
инструктажи и осу
ществлять
допуск
персонала к работам
Практический опыт:
- разработке должностной инструкции производственного персонала энергопредприятия;
- оформлении наряда-допуска на производство работ в действующих электроустановках;
Умения:
- проведение инструктажа на производство работ;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
ПК 5.3. Контролиро
вать состояние рабо
чих мест и оборудо
вания на участке в
соответствии с требо
ваниями охраны тру
да
Практический опыт:
- анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
- построении организационной структуры управления энергопредприятием или его участ
ком;
Умения:
- выбирать оптимальное решение в заданной нестандартной (аварийной) ситуации;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
ПК 5.4. Контролиро
вать выполнение тре
бований пожарной
безопасности
Практический опыт:
- анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
- построении организационной структуры управления энергопредприятием или его участ
ком;
9
Умения:
- выбирать оптимальное решение в заданной нестандартной (аварийной) ситуации;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования.
ВД.06 Техническое
обслуживание слож
ного электрообору
дования электриче
ских станций, сетей
и систем
ПК 6.1. Осуществлять
наладку, регулировку
и проверку сложного
электрооборудования
электрических стан
ций, сетей и систем
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- обеспечивать бесперебойную работу сложного электрооборудования станций, сетей;
- проводить испытания и наладку сложного электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы сложного электрообору
дования;
- основные виды неисправностей сложного электрооборудования;
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслужи
вании сложного электрооборудовании;
ПК 6.2. Организовы
вать и выполнять тех
ническое обслужива
ние сложного элек
трооборудования
электрических стан
ций, сетей и систем
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техниче
ское состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной ра
боты сложного электрооборудования;
- выполнять работы по монтажу и демонтажу сложного электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы сложного электрообору
дования;
- основные виды неисправностей сложного электрооборудования;
- средства, приспособления для монтажа и демонтажа сложного электрооборудования;
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслужи
вании сложного электрооборудовании;
10
ПК 6.3. Осуществлять
испытания
нового
сложного
электро
оборудования элек
трических станций,
сетей и систем
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- проводить испытания и наладку сложного электрооборудования;
- проводить испытание нового сложного электрооборудования;
Знания:
- особенности принципов работы нового сложного оборудования;
- средства, приспособления для монтажа и демонтажа сложного электрооборудования;
ПК 6.4. Вести отчет
ную документацию
по испытаниям ново
го сложного электро
оборудования элек
трических станций,
сетей и систем
Выполнение работ
по одной или не
скольким професси
ям рабочих, должно
стям служащих1
Электрослесарь
по
ремонту
электрооборудования
электростанций
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- составлять технические отчеты по обслуживанию сложного электрооборудования;
Знания:
- правила оформления технической документации в процессе обслуживания сложного электро
оборудования;
Практический опыт:
- выполнения отдельных несложных работ по ремонту электрооборудования;
- выполнения простейших измерений;
- выполнения работ по осмотру и техническому обслуживанию электрического оборудования.
Умения:
- выполнять чистку контактов и контактных поверхностей;
- выполнять очистку электрооборудования с частичной разборкой, промывкой и протиркой дета
лей;
- подключать и отключать электрооборудование и выполнять простейшие измерения;
- работать электроинструментом;
- правильно организовывать и содержать рабочее место, экономно расходовать материалы, ин
струмент и электроэнергию;
- производить расчет электрического оборудования;
- выполнять отдельные несложные работы по обслуживанию электрооборудования под руковод
ством электромонтера более высокой квалификации;
Программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно
11
- прокладывать установочные провода и кабели;
- выполнять простые слесарные и монтажные работы при ремонте электрооборудования;
- выполнять монтаж и ремонт распределительных коробок, клеммников, предохранительных
щитков и осветительной арматуры;
- выполнять разделку, сращивание, изоляцию и пайку проводов напряжением до 1000 В;
- выполнять такелажные работы с применением простых грузоподъемных средств и кранов,
управляемых с пола;
- выполнять проверку и измерения мегомметром сопротивления изоляции распределительных
сетей, статоров и роторов электродвигателей, обмоток трансформаторов, вводов и выводов кабе
лей;
- организовывает обслуживание и ремонт электрического оборудования;
- пользуется оборудованием, приспособлениями и инструментом для ремонта;
- соблюдает правила безопасности, противопожарные правила.
Знания:
-классификацию, конструкции, технические характеристики и области применения электриче
ского оборудования;
- наименование, назначение и правила пользования применяемым рабочим и контрольно
измерительным инструментом и основные сведения о производстве и организации рабочего ме
ста;
- типовые технологические процессы и оборудование при эксплуатации, обслуживании, ремонте
и испытаниях электрического оборудования;
- прогрессивные технологии ремонта электрического оборудования;
- устройство и принцип работы электродвигателей, генераторов, трансформаторов, коммутаци
онной и пусковой аппаратуры, аккумуляторов и электроприборов;
- методы и оборудование диагностики и контроля технического состояния электрического обо
рудования;
- правила и способы монтажа и ремонта электрооборудования в объеме выполняемых работ;
- приемы и способы замены, сращивания и пайки проводов низкого напряжения;
- приемы и последовательность производства такелажных работ;
- порядок организации ремонта электрического оборудования;
- основные виды электрических материалов, их свойства и назначение;
- правила оказания первой помощи при поражении электрическим током;
- способы монтажа и наладки приборов автоматизации;
- правила техники безопасности и электробезопасности при обслуживании электроустановок в
12
объеме квалификационной группы 2
Электромонтер
по
обслуживанию элек
трооборудования
электростанций
Практический опыт:
- проведения работ по обслуживанию и обеспечению бесперебойной и экономичной работы
электрооборудования электростанций;
Умения:
- обслуживания электрооборудования электростанции и обеспечения его бесперебойной и эко
номичной работы.
- обеспечения контроля за состоянием релейной защиты, дистанционного управления, сигнали
зации и электроавтоматики.
- проведения оперативных переключений в распределительных устройствах.
- перевода генераторов с водородного охлаждения на воздушное и наоборот.
- проверки мегомметром состояния изоляции электрооборудования.
- проведения измерений электрических параметров электроизмерительными клещами.
- выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования.
- ликвидация аварийных ситуаций на электрооборудовании.
- вывода электрооборудования в ремонт, подготовки рабочих мест и допуск рабочих для произ
водства ремонтных или наладочных работ и ввода оборудования в работу.
Знания:
- назначения и устройства электрооборудования;
- электрических схем распределительных устройств электростанции;
- устройства и назначения средств измерений электрических параметров, выпрямителей пере
менного тока, установок тока высокой частоты; назначение, принцип действия и схемы релейной
защиты, электроавтоматики, сигнализации;
- способы обнаружения мест повреждения электрооборудования;
- расположение и технические характеристики основного и вспомогательного оборудования
электростанции;
- технологический процесс производства тепловой и электрической энергии;
- технологии энергосбережения;
- основы электротехники;
-элементарные основы теплотехники.
13
4.
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОР
ГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ППКРС
4.1. Календарный учебный график
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.2. Учебный план
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных мо
дулей
https://gusteh.profiedu.ru/org-info/education-annotation?id=378 4.4.
Ра
бочие программы учебной и производственной практик
https://gusteh.profiedu.ru/org-info/education-annotation?id=378
5. PECУPCHOE ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1. Кадровое обеспечение
Реализация
образовательной
программы
обеспечивается
педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами,
привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях
гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика и имеющих стаж
работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации
должна
отвечать
квалификационным
требованиям,
указанным
в
профессиональном
стандарте
«Педагог
профессионального
обучения,
профессионального образования и дополнительного профессионального
образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование
по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика, не реже 1 раза в 3 года с
учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным
значениям
ставок),
обеспечивающих
освоение
обучающимися
профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика, в общем числе
педагогических
работников, обеспечивающих
освоение
обучающимися
14
профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее
25 процентов.
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Библиотечный фонд образовательной организации должен имеет уком
плектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая
учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно
печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю)
на одного обучающегося.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды
допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права од
новременного доступа не менее 25 процентов, обучающихся к цифровой (элек
тронной) библиотеке.
Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической
документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями,
адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
5.3. Материально-техническое обеспечение
5.3.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной
программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего
контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной
работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими
средствами
обучения
и
материалами,
учитывающими
требования
международных стандартов.
Кабинеты:
Г уманитарных дисциплин
Истории
Психологии общения
Иностранного языка
Математики
Инженерной графики
Экологии природопользования
Материаловедения
Метрологии, стандартизации и сертификации
Охраны труда
Технической механики
Электротехники и электроники
Информационных технологий в профессиональной деятельности
15
-
Безопасности жизнедеятельности
Основ экономики
Лаборатории:
Электротехники и электроники
Эксплуатации и ремонта электрических станций, сетей и систем
Электрооборудования электрических станций, сетей и систем
Релейной защиты, автоматики электроэнергетических систем
Электрических машин и трансформаторов
Технической механики
Мастерские:
Слесарно-механическая
Электромонтажная
Полигоны:
-
Электрооборудования станций и подстанций
Спортивный зал
Залы:
Читальный зал с выходом в Интернет
Библиотека
5.3.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз
практики по специальности.
Образовательная организация, реализующая программу по специальности
13.02.03 Электрические станции, сети и системы должна располагать
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
дисциплинарной
и
междисциплинарной
подготовки,
лабораторной,
практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и
соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и
нормам. Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально
технического обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение лабораторий
Лаборатория Элект рот ехники и электроники:
-
комплект учебно-методической документации;
-
образцы измерительных приборов;
-
схемы по автоматизированным системам управления;
16
лабораторные стенды по измерительной технике, для изучения цепей
постоянного тока, цепей переменного тока, проведению электроизмерений и др.;
-
цифровые осциллографы по типу АКИП 4115/2А.
рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения
работ бригадами по 3-4 человека.
Лаборатория
Эксплуат ации
и рем онт а
электрооборудования
элект рических ст анций, сетей и сист ем:
комплект учебно-методической документации;
лабораторный стенд для исследования режимов работы нейтралей
трансформаторов;
лабораторный стенд по типу «Распределительные сети систем
электроснабжения» для измерения показателей качества электрической энергии
и изучения регулирования напряжения путем поперечной и продольной
компенсации реактивной мощности с помощью конденсаторной батареи;
лабораторные стенды и установки для измерения сопротивления
электрооборудования, измерения сопротивления заземляющего устройства,
измерения переходного сопротивления контактов, определения места
повреждения в кабельной линии, определения распределения напряжения по
гирлянде изоляторов, измерения емкости, коэффициента абсорбции изоляции,
тангенса угла диэлектрических потерь жидкого диэлектрика, вводов
трансформаторов и коммутационных аппаратов;
испытательные установки повышенного напряжения;
установки постоянного и переменного тока для определения
пробивного напряжения твердых диэлектриков;
образцы диэлектриков;
тренажеры или стенды по оперативным переключениям и по
отработке действий персонала при ликвидации аварий;
средства индивидуальной защиты от поражения электрическим
током;
оперативная документация;
компьютеры для выполнения виртуальных лабораторных работ при
отсутствии лабораторных стендов. Рабочие места по количеству обучающихся.
Лаборатория Электрооборудования элект рических ст анций, сетей и
сист ем :
комплект учебно-методической документации;
действующие коммутационные аппараты: разъединители внутренней
и наружной установки, короткозамыкатель, отделитель, выключатели масляные
с электромагнитным и ручным приводом, выключатели электромагнитный и ва
куумный;
промышленные образцы электрооборудования: предохранители
напряжением выше 1 кВ, ограничители перенапряжений, вентильный разрядник;
промышленные образцы измерительных трансформаторов тока и
17
напряжения;
макеты воздушных и элегазовых выключателей;
лабораторные стенды для проведения исследований генераторов по
стоянного тока параллельного и смешанного возбуждения, двигателей постоян
ного тока параллельного и смешанного возбуждения, трехфазного синхронного
генератора и синхронного двигателя, асинхронного двигателя с короткозамкну
тым ротором;
лабораторный стенд для определения коэффициента трансформации
и групп соединения обмоток трансформатора;
каталоги, плакаты, планшеты и нормативная документация;
средства индивидуальной защиты от поражения электрическим то
ком;
документацией по технике безопасности;
приборы и устройства для определения уровня освещенности по
верхности, прозвонки жил кабеля и их маркировки.
Рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения
работ бригадным методом по 3-4 человека.
Лаборатория Релейной защ иты, автоматики электроэнергетических
систем.
комплект учебно-методической документации;
образцы реле и аппаратуры вторичной коммутации;
схемы релейной защиты;
лабораторные стенды по релейной защите по типу: «Исследование
схем соединения обмоток трансформаторов тока и реле», «Испытание
электромагнитных реле тока и напряжения», «Испытание промежуточных,
указательных реле и реле времени», «Настройка уставок и проверка работы
ступенчатой токовой защиты линии», «Испытание направленной максимальной
токовой защиты на постоянном оперативном токе», «Настройка и проверка
работы дифференциальной поперечной зашиты линий», «Испытание защиты
кабельной линии от замыканий на землю», «Испытание дифференциального
реле РНТ-565», «Проверка работы дифференциальной защиты трансформатора»,
«Настройка и проверка работы защиты асинхронного двигателя от КЗ и
перегрузок»;
компьютеры для выполнения виртуальных лабораторных работ при
отсутствии лабораторных стендов.
- рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения работ
бригадами по 3-4 человека;
Лаборатория Элект рических м аш ин и трансформаторов.
комплект учебно-методической документации, лабораторные стенды для
проведения исследований генераторов постоянного тока параллельного и сме
шанного возбуждения, двигателей постоянного тока параллельного и смешанно
го возбуждения, трехфазного синхронного генератора и синхронного двигателя,
асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, лабораторный стенд для
18
определения коэффициента трансформации и групп соединения обмоток транс
форматора, макеты, каталоги и промышленные образцы электрооборудования,
плакаты, планшеты и нормативная документация, средства индивидуальной за
щиты от поражения электрическим током, документация по технике безопасно
сти, рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения работ
бригадами по 3-4 человека.
Лаборатория Технической механики.
1.
Универсальная испытательная машина УММ-5;2. Машина разрывная Р
5;
3. Машина для испытаний на кручение;
4. Тензометры рычажные;
5. Приспособление для испытаний на сжатие (шаровая опора) для установ
ки на универсальной испытательной машине;
6. Индикаторный угломер для установки на образец при испытаниях на
кручение;
7. Измерительные инструменты
8. Плакаты;
9. Оверхед - проектор и компьютер.
Оснащение мастерских
Мастерская «Слесарно-механическая»
Оборудование Слесарно-механической мастерской и рабочих мест ма
стерской:
верстак слесарный, оборудованный тисами и защитным экраном.
Количество рабочих мест не менее 15;
станки настольно-сверлильные, заточные и т.д. Количество не менее
1
станка каждого вида;
набор слесарных и измерительных инструментов, приспособления
для
правки и рихтовки (не менее 15 комплектов);
заготовки для выполнения слесарных работы;
технологические карты выполнения работ;
набор плакатов.
Мастерская «Электромонтажная»
Оборудование Электромонтаж ной мастерской и рабочих мест мастер
ской:
рабочее место слесаря (верстак, тиски);
электрофицированные стенды;
электротельфер г/п 2 тн;
рабочие места для пайки;
инверторный сварочный аппарат;
станок сверлильный;
станок наждачный;
19
электрогенератор;
приточно-вытяжная вентиляция;
коммутационные аппараты до 1000В (предохранители, рубильники,
пакетные переключатели, кнопочные станции, контакторы и магнит
ные
пускатели, автоматические выключатели);
стенды-тренажеры для выполнения электромонтажных работ;
образцы проводов и кабелей;
осветительные установки различного вида;
сварочная установка;
распределительные щиты;
электромонтажный инструмент и приспособления;
средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током,
документация по технике безопасности.
Полигон Электрооборудования ст анций и подст анций:
опоры железобетонные с линией электропередачи 10 кВ; 0,4 кВ;
комплектная трансформаторная подстанция КТП 10/0,4 кВ;
линейный разъединитель 10 кВ;
силовой трансформатор ТМ-6300/10;
траверсы;
изоляторы.
Оснащение рабочего м ест а для проведения демонстрационного экзамена
по т иповому заданию.
1. Бланки наряда-допуска.
2. Маломасляный выключатель ВМП-10П.
3. Разъединитель РЛНД-10 -1З (с приводом).
4. Спецодежда - термостойкий костюм.
5. Защитные средства (перчатки, каска).
6. Диэлектрический коврик.
7. Изолирующие клещи.
Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учеб
ную и производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образова
тельной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных
материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных со
держанием программ профессиональных модулей, в том числе оборудования и
инструментов, используемых при проведении чемпионатов Профессионалы и
указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации.
20
Производственная практика реализуется в организациях электро- и тепло
энергетического профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в про
фессиональной области в деятельности 20 Электроэнергетика.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики должно соответствовать содержанию профессио
нальной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессио
нальными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренных про
граммой, с использованием современных технологий, материалов и оборудова
ния.
Практика является обязательным разделом ООП. Она представляет собой
вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, разви
тие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных
видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
6.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗА
ЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕСОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНШКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИ
ТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Условия
организации
воспитания определяются
образовательной
организацией.
Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы
осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разраба
тываемых и утвержденных с учетом включенных в примерную основную обра
зовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерно
го календарного плана воспитательной работы
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе
эффективности и практическом опыте.
Для
реализации
Программы
определены
следующие
формы
воспитательной работы с обучающимися:
информационно-просветительские
занятия
(лекции, встречи,
совещания, собрания и т.д.)
массовые и социокультурные мероприятия;
спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
психолого-педагогические
тренинги
и
индивидуальные
консультации;
научно-практические
мероприятия
(конференции,
форумы,
олимпиады, чемпионаты и др);
профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер
классы, квесты, экскурсии и др.);
опросы, анкетирование, социологические исследования среди обу
чающихся.
21
Цель рабочей программы воспитания - личностное развитие обучающихся
и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к
общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения
сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих на практике.
Задачи:
формирование единого воспитательного пространства, создающего
равные условия для развития обучающихся профессиональной образовательной
организации;
организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
формирование у обучающиеся профессиональной образовательной
организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров,
необходимых для устойчивого развития государства;
усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности
процесса воспитания.
Программа разработана в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ППССЗ
7.1.Программа государственной итоговой аттестации
Г осударственная итоговая аттестация (далее - ГИА) является обязательной
для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего
курса обучения по направлению подготовки специалистов среднего звена
13.03.02 Электрические станции, сети и системы. В ходе ГИА оценивается сте
пень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям
ФГОС.
«ГИА проходится в форме демонстрационного экзамена и защиты ди
пломного проекта (работы).
Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего
звена, сдают демонстрационный экзамен и выполняют дипломный проект (рабо
ту). Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (рабо
ты) образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ОПОП».
Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации.
При проведении демонстрационного экзамена в составе ГЭК создается
экспертная группа из числа лиц, приглашенных из сторонних организаций и об
ладающих профессиональными знаниями, навыками и опытом в сфере, соответ
ствующей профессии или специальности среднего профессионального образова
ния или укрупненной группы профессий и специальностей, по которой прово
22
дится демонстрационный экзамен (далее соответственно - экспертная группа,
эксперты).
Демонстрационный экзамен базового уровня проводится с использованием
единых оценочных материалов, включающих в себя конкретные комплекты оце
ночной документации, варианты заданий и критерии оценивания (далее - оце
ночные материалы), разрабатываемых организацией, определяемой ему органи
заций (далее - оператор)».
Выпускникам, не прошедшим ГИА по уважительной причине, в том числе
не явившимся по уважительной причине для прохождения одного из аттестаци
онных испытаний, предусмотренных формой ГИА (далее - выпускники, не про
шедшие ГИА по уважительной причине), предоставляется возможность пройти
ГИА, в том числе не пройденное аттестационное испытание (при его наличии),
без отчисления из образовательной организации».
Фонд оценочные средства для проведения ГИА
https://gusteh.profiedu.ru/7section id=5888
8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
Переход к компетентностной модели предусматривает участие работода
телей, как в разработке образовательной программы, так и в контроле качества
ее освоения.
При разработке ППКРС техникум учитывает запросы работодателей:
ведущие специалисты работодателей привлекаются в качестве вне
штатных экспертов программ государственной итоговой аттестации и промежу
точной аттестации, для согласования фондов оценочных средств промежуточной
аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой ат
тестации;
представители работодателей привлекаются в качестве внешних экс
пертов при проведении промежуточной аттестации обучающихся по профессио
нальным модулям;
с представителями работодателей согласовывается программа госу
дарственной итоговой аттестации. Представители работодателей включаются в
состав Государственной экзаменационной комиссии;
по согласованию с работодателями формируется вариативная часть;
работодатели предоставляют производственную базу для организа
ции и проведения всех видов практик, дают характеристики обучающимся после
прохождения практики.
9.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С OB3
Содержание среднего профессионального образования и условия органи
зации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья опре-
23
деляются адаптированной образовательной программой. Обучение по образова
тельным программам среднего профессионального образования обучающихся в
ГБПОУ «ГЭТ» с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осу
ществляется на основе образовательных программ среднего профессионального
образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обу
чающихся.
24