М и н и с т е р с т в о о б р а зо в а н и я и н а у к и Р е с п у б л и к и Б у р я т и я
Г Б П О У « Г у с и н о о зе р с к и й э н е р г е т и ч е с к и й те х н и к у м »
П олож ение по видам деятельн ости
3.7. С о ц и а л ь н а я п о д д е р ж к а о б у ч а ю щ и х с я и с о т р у д н и к о в
С К -П В Д -3 .7.-23
П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е
Г Б П О У « Г у с и н о о зе р с к и й э н е р г е т и ч е с к и й те х н и к у м »
О Социально-психологической службе
в ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Гусиноозерск, 2023 г.
М и н и стер ст в о обр а зо в а н и я и н аук и Р есп у б л и к и Бурятия
i(± i i l i
Ш счгэт /
Э к зем пляр
СК-ПВД-3.7.-23
Г Б П О У « Г у си н о о зе р с к и й эн ер гет и ч еск и й т ех н и к у м »
лист
листов
всего
П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е
Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум »
2
и
№
I.
1.1.
Общие положения
Положение о социально - психологической службе (в дальнейшем
СПС) разработано в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка,
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №124 - ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999
года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
государственного
бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения «Гусиноозерский энергетический техникум» (далее ГЭТ техникум).
1.2.
Настоящее положение регулирует деятельность социально -
психологической службы в ГБПОУ «ГЭТ». Социально - психологическая
служба является одним из структурных компонентов целостной системы
образовательной деятельности техникума, который обеспечивает социальнопсихологическое сопровождение образовательного процесса.
1.3.
Социально-психологическая
служба
является
структурным
подразделением техникума, которое обеспечивает социально-психологическое
сопровождение образовательного процесса.
II.
2.1.
Цели и задачи социально - психологической службы
Целью
деятельности
социально
-
психологической
службы является личностная и социальная адаптация детей и подростков в
процессе обучения в техникуме, социально-психологическое обеспечение
индивидуализации и гуманизации педагогического процесса, способствующих
личностному развитию, саморазвитии и социализации обучающихся.
2.2.
являются:
Задачами деятельности социально - психологической службы
М инистерство образования и науки Республики Бурятия
i(± i i l i
Ш счгэт /
Экземпляр
№
СК-ПВД-3.7.-23
ГБП О У «Гусиноозерский энергетический техникум»
лист
листов
всего
П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е
Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум »
3
ii
- обеспечение социально-психологических условий для успешного
обучения
и
развития
личности
обучающегося,
ее
социализации
и
профессионального становления;
- обеспечение социально-психологических условий для успешного
обучения
и
развития
личности
обучающегося,
ее
социализации
и
профессионального становления;
-
осуществление
профилактики
возникновения
социально
психологической дезадаптации, создание правового пространства техникума;
- адекватное определение проблемы обучающегося и правильная
ориентировка в ней ребёнка, его семьи;
- обеспечение условий для решения проблемы обучающегося и его семьи,
создание условий для защиты подростка от влияния агрессивной социальной
среды;
- помощь семье в создании у подростка мотивации к учению; сохранение
учебного потенциала и потенциала развития учащегося; обеспечение всех
участников
образовательного
процесса
информацией
о
естественных
склонностях и способностях ребёнка;
- осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов
несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
- содействие развитию индивидуальных интересов и потребностей детей,
способствующих их нравственному становлению, как социально-значимой
личности; содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи;
- оказание консультативной помощи ребенку, его родителям или лицам,
их заменяющих, и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в
семейной и среде техникума;
М инистерство образования и науки Республики Бурятия
i(± i i l i
Ш счгэт /
Экземпляр
№
-
СК-ПВД-3.7.-23
ГБП О У «Гусиноозерский энергетический техникум»
лист
листов
всего
П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е
Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум »
4
ii
проведение
консультативно-просветительской
работы
среди
обучающихся, педагогических работников, родителей;
III.
Основные направления и функции социально-психологической
службы:
3.1.
профилактическая работа:
• ведение работы по созданию в педагогическом и студенческом
коллективах оптимального психологического климата;
•
ведение работы по пропаганде психологических знаний среди
педагогов, обучающихся и их родителей, в том числе по вопросам
психогигиены и психоадаптации;
•
изучение жилищно-бытовых условий в семьях, находящихся в
трудной жизненной ситуации;
3.2. диагностическая работа:
• ведение
индивидуальной
психодиагностической работы в
и
интересах
групповой
обеспечения
учебно
воспитательного процесса в техникуме с учетом данных ежегодного
медицинского осмотра обучающихся;
•
выявление
обучающихся
с
асоциальным
поведением,
установление причин такого поведения;
3.3. развивающая и коррекционная работа:
•
ведение
психокоррекционной
работы
в
целях личностного
развития обучающихся;
•
составление реабилитационных программ на период обучения;
консультационная работа:
М инистерство образования и науки Республики Бурятия
Ш счгэт
•
ГБП О У «Гусиноозерский энергетический техникум»
лист
листов
всего
П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е
Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум »
5
ii
/
Экземпляр
№
психологическое
педагогов,
обучающихся,
педагогической и социальной
•
создания
•
СК-ПВД-3.7.-23
консультирование
и
их
родителей по вопросам возрастной,
психологии;
благоприятного семейного микроклимата;
психологическое консультирование администрации по вопросам
психологии управления учебно-воспитательным процессом;
• оказание
помощи
учащимся,
педагогам
и
родителям
в
экстремальных и критических ситуациях;
3.4. социально - диспетчерская деятельность:
•
их
обеспечение
родителей,
помощью,
обучающихся
педагогов,
и
администрации социально-психологической
выходящей за рамки
профессиональной компетентности
специалистов социально - педагогической службы.
IV.
Структура и регламент работы социально
психологической службы.
4.1.
педагог,
В
состав
Службы
входят:
психолог,
социальный
заместитель директора по воспитательной работе, классные
руководители (при необходимости), которые работают в соответствии со
своими функциональными обязанностями, утвержденными в установленном
порядке.
4.2. Непосредственное руководство работой Службы осуществляет
заместитель директора по воспитательной работе техникума, по текущим
вопросам работу курирует социальный педагог техникума.
Функциональные обязанности
Руководитель СПС
- организует работу службы;
- обеспечивает систематичность заседаний СПС;
М инистерство образования и науки Республики Бурятия
Ш счгэт
/
Экземпляр
№
СК-ПВД-3.7.-23
ГБП О У «Гусиноозерский энергетический техникум»
лист
листов
всего
П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е
Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум »
6
ii
- формирует состав участников для очередного заседания;
-
формирует
состав
обучающихся,
которые
обсуждаются
или
приглашаются на заседание;
- координирует связи с участниками образовательного процесса,
структурными подразделениями школы;
- контролирует выполнение рекомендаций СПС.
Педагог-психолог техникума
Главной задачей педагога-психолога является создание условий для
полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом
возрастном этапе, формирования у них способностей к самоорганизации и
саморазвитию.
Работа педагога психолога осуществляется по следующим основным
направлениям:
-психопрофилактика;
-психодиагностика;
-психологическое консультирование;
-психокоррекция и развитие.
Социальные педагоги
- дает информацию социального характера о семьях обучающихся;
- предоставляет информацию о социально - педагогической ситуации в
техникуме
- устанавливает причины отклоняющегося поведения детей и подростков,
причины социального неблагополучия семьи;
- прогнозирует, на основе анализа социально - педагогической ситуации,
процесс воспитания и развития личности;
М и н и стер ст в о обр а зо в а н и я и н аук и Р есп у б л и к и Бурятия
i(± i i l i
Ш счгэт / f
Э к зем пляр
СК-ПВД-3.7.-23
Г Б П О У « Г у си н о о зе р с к и й эн ер гет и ч еск и й т ех н и к у м »
лист
листов
всего
П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е
Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум »
7
ii
№
- формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и
подростковой среде;
- лично участвует в проведении
межведомственных рейдов по
профилактике безнадзорности и правонарушений и привлекает к этой работе
кураторов группы;
- проводит индивидуальное и групповое консультирование участников
образовательного процесса по социально - правовым вопросам, правилам
поведения и т. д;
- осуществляет взаимодействие с ОВД города;
- проводит профилактическую работу с детьми и семьями «группы
риска»;
- проводит профилактическую работу по употреблению ПАВ и т.д.
Кураторы
- дают развернутую педагогическую характеристику на обучающегося по
предлагаемой форме;
- формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации
-
совместно
с
социальным
педагогом
участвует
в
проведении межведомственных рейдов по профилактике безнадзорности и
правонарушений;
- проводит профилактическую работу с детьми и семьями «группы
риска»;
- проводит профилактическую работу по употреблению ПАВ и т.д.
3.3. Служба должна иметь следующую документацию:
- годовой (перспективный) план работы, утвержденный директором;
- индивидуальные карточки трудных подростков;
- рабочий журнал психолога для учета консультаций (учащихся, ИПР,
родителей);
СК-ПВД-3.7.-23
М и н и стер ст в о обр а зо в а н и я и н аук и Р есп у б л и к и Бурятия
Ш счгэт
/
Э к зем пляр
Г Б П О У « Г у си н о о зе р с к и й эн ер гет и ч еск и й т ех н и к у м »
лист
листов
всего
П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е
Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум »
8
ii
№
- журнал социального педагога по учету индивидуальной работы с
учащимися;
- социальные паспорта группы;
-акты обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних
студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- протоколы заседаний
V.
Полномочия социально-психологической службы.
Служба имеет право:
5.1. Реализовать полноту функций, возложенных на социально психологическую
службу в рамках настоящего положения.
5.2. По согласованию с администрацией ГБПОУ «Гусиноозерский
энергетический
формирует
и
«группы
техникум»
осуществляет программы
риска»,
работы для
программы
профилактики обучающихся
социально
-
психологической
обучающихся, родителей, педагогов, администрации, избирать
пути достижения целей и задач, оговоренных в положении о данной Службе,
выбирать формы и методы работы, решать вопрос об очередности проведения
различных видов работ.
5.3.
Выполнять
только
те
распоряжения
органов
образования,
администрации ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум», которые
не противоречат профессионально-этическим принципам и задачам работы и
могут
быть
у специалистов
5.4.
выполнены
на
основании
имеющихся
Службы профессиональных умений и навыков.
Посещать уроки, внеклассные мероприятия с целью проведения
наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся.
5.5.
Знакомиться
документацией.
с
необходимой
для
работы
педагогической
М и н и стер ст в о обр а зо в а н и я и н аук и Р есп у б л и к и Бурятия
Ш счгэт
/
Э к зем пляр
СК-ПВД-3.7.-23
Г Б П О У « Г у си н о о зе р с к и й эн ер гет и ч еск и й т ех н и к у м »
лист
листов
всего
П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е
Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум »
9
ii
№
5.6.
Обращаться с запросом в медицинские, правовые и другие
учреждения.
5.7.
Выступать с обобщением опыта своей работы.
VI.
Ответственность
работников
социально-психологической
службы.
6.1.
Специалисты
правильность
и
несут
персональную
адекватность
ответственность
диагностических,
за
развивающих,
коррекционных и психопрофилактических методов.
6.2.
Специалисты обязаны хранить профессиональную тайну, не
распространять
сведения,
полученные
в
результате
диагностической,
консультационной других видов деятельности.
6.3.
Специалисты
несут
ответственность
за
неисполнение
возложенных на них обязанностей в соответствии с требованиями Трудового
кодекса РФ.
VII. В своей деятельности СПС взаимодействует с:
V
ЦРБ Селенгинского района
V
ОМВД РФ по Селенгинскому району РБ
V
Управлением
социальной
защиты
населения
Селенгинского
района
V
Комиссией по делам несовершеннолетних администрации МО
«Селенгинский район»
V
Отделом
по
опеке
и
попечительству
администрации
«Селенгинский район»
V
УФСИН УИИ №2
V
Республиканским психоневрологическим диспансером
V
родителями (законными представителями) обучающихся
VIII. Заключительные положения.
МО
М инистерство образования и науки Республики Бурятия
Ш
±
1
а! 1
tv 5' ■ Ш-Гчниизтн = )~|
Ш чяйээп(Ж
Экземпляр
№
8.1.
СК-ПВД-3.7.-23
ГБП О У «Гусиноозерский энергетический техникум»
лист
листов
всего
П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е
Е Б П О У « Г у с и н о о зе р с к и й э н е р г е т и ч е с к и й т е х н и к у м »
10
12
Все выводы и заключения психолога носят рекомендательный
характер.
8.2. Настоящее Положение подлежит применению с даты подписания и до
отмены его действия или его замены новым.
8.3. Данное Положение актуализируется по мере необходимости (в случае
изменения законодательства об образовании). Определение актуальности
Положения проводится не реже 1 раза в год.
8.4. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются
приказом директора техникума.
Р а зр а б о т ч и к и :
Г урж апова Е вгени я А лександровна,
72^
В РИ О зам ести теля
д и р е к т о р а по
воспитательной работе
соц и альн ы й педагог
О сокина Е вгени я Н иколаевн а
Х усаева М ария В ладим и ровна
Q//j
п е д а г о г -п с и х о л о г
С огласованн о:
У льян о ва С ветлан а А лексан дровн а руководи тель м етодического кабинета,
руководитель отдела качества
Г арипов И льф ат Х арисович, ю рисконсульт
М инистерство образования и науки Республики Бурятия
i(± i i l i
Ш счгэт / f
Экземпляр
№
СК-ПВД-3.7.-23
ГБП О У «Гусиноозерский энергетический техникум»
лист
листов
всего
П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е
Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум »
11
ii
Лист регистрации изменений
№
Номера листов
изме
Заменен
нени
ных
я
Новых
Аннулиро
ванных
Основание
для внесения
изменений
Подпись
Расшифровка
подписи
Дата
Дата
введения
изменений