ОПД 01 Педагогика

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно - программная документация

**

2.5. Учебный процесс

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» по
специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»

Рассмотрено на заседании ПЦК
«__________________________»
Протокол №_______
« »
2023 г.
подпись

Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________от
« »
2023 г.

И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 01. Педагогика

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................................... 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................ 21
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................................... 22

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕДАГОГИКА
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 44.02.02. Педагогика дополнительного образования.
Данная рабочая программа может реализовываться с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в
формате электронных лекций, видео-конференций, выполнения заданий,
размещенных на портале дистанционного обучения колледжа.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы.
Учебная дисциплина «Педагогика» относится к циклу общепрофессиональных
дисциплин (обязательная часть).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- оценивать постановку педагогических цели и задач, определять
педагогические возможности и эффективность применения различных
методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и
явления;
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения
профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности
педагогической деятельности, профессионального самообразования и
саморазвития;
- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его
развития и направлениях реформирования;
знать:
- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
- значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и
педагогической деятельности;
- принципы обучения и воспитания;
- особенности содержания и организации педагогического процесса в
условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях
образования;
- формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические
возможности и условия применения;
4

- психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей
в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации
и индивидуализации обучения и воспитания;
- педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и
школьной дезадаптации;
- понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом,
интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка) их
систематику и статистику;
- особенности работы с одаренными детьми, особенности работы с детьми
с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
- приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу
процесса и результатов обучения;
- средства контроля и оценки качества образования, психолого­
педагогические основы оценочной деятельности педагога.
Представленные умения и знания направлены на формирование общих и
профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся
(воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием
на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления
ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
5

ОК 11. Строить профессиональную
регулирующих ее правовых норм.

деятельность

с

соблюдением

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на
занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный
процесс.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в
том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к
участию в досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 2.5. Оформлять документацию,
досуговых мероприятий

обеспечивающую

организацию

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы,
учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области
деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно­
развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дополнительного образования на
основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области дополнительного образования детей.
В процессе изучения дисциплины используются интерактивные
технологии и инновационные методы обучения: работа в малых группах,
мозговой штурм, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций), технология
развития критического мышления, метод проектов,
дистанционные
образовательные технологии.
Образовательная деятельность в форме практической подготовки
организуется в процессе изучения учебной дисциплины путем проведения
практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов учебной
деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении
6

отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью: анализ педагогического процесса (фрагментов уроков,
педагогических ситуаций с точки зрения реализуемых принципов, методов и
средств обучения, соблюдения требований к педагогическому контролю),
анализ педагогического опыта на предмет реализации принципов, методов и
средств воспитания; поиск информации, необходимой для решения
профессиональных педагогических задач, повышения эффективности
педагогической деятельности, профессионального самообразования и
саморазвития, подготовка выступлений по актуальным педагогическим
проблемам.
1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, из
них16 часов в форме практической подготовки;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

О бъем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические и семинарские занятия
Самостоятельная работа обучающегося
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

102
68
16
34
2

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ПЕДАГОГИКА
(на 2018-2019, 2019-2020 уч.годы)___________________
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

1

2

Раздел 1. Общие основы педагогики
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Педагогика как
1.
Педагогика как наука. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
наука.
Педагогика как наука о воспитании человека. Объект и предмет педагогической науки. Функции педагогики как науки.

Объем
часов
Ауд. /
самост.р.

Уровень
усвоени
я

3

4

16/8
8
2

2

2

2

Взаимосвязь педагогической теории и практики.
Связь педагогики с другими науками (философией, психологией, социологией, анатомией, физиологией и др.).
Структура педагогической науки.

2.

Основные педагогические понятия.
Междисциплинарные понятия, используемые педагогикой: развитие, развитие личности, социализация, формирование
личности.
Воспитание в широком социальном, широком и узком педагогических аспектах. Образование как процесс, результат,
система и ценность. Педагогический процесс. Обучение и воспитание как составляющие целостного педагогического
процесса.

Самостоятельная работа обучающихся
1.

Тема 1.2. История
педагогической
науки

Подобрать 3-5 высказываний великих педагогов о воспитании (образовании) и написать эссе.

Содержание учебного материала
Возникновение и развитие зарубежной педагогики.
1.

1
1

4
2

2

2

2

Истоки педагогики в учениях античных философов. Выделение педагогики в отдельную науку. Значение Я. А.
Коменского в становлении педагогической науки. Взгляды на воспитание Д.Локка, Ж-Жака Руссо. Вклад И. Ф.
Гербарта, И. Г. Песталоции в развитие педагогики. Ф.Фребель - основоположник дошкольного образования в Европе.
Развитие зарубежной педагогики в 20 веке. Д. Дьюи - педагог-реформатор. Педагогическая система М. Монтессори.

2.

Развитие образования и педагогической мысли в России
Воспитание и обучение в Киевской Руси. «Поучение Владимира Мономаха детям» как один из памятников
педагогической литературы. Развитие образования и педагогической мысли в средневековой Руси. Вклад Епифания
Славинецкого, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина в развитие педагогической мысли. Развитие образования в
эпоху Петра 1.Роль М. В. Ломоносова в развитии образования в России.
Система образования в XIX веке. К. Д. Ушинский - основатель научной педагогики в России. Педагогическая
деятельность Л. Н. Толстого.
Развитие образования после 1918 года. Вклад Н. К. Крупской в становление советской системы образования.
Педагогическая система А. С. Макаренко. Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского.

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщения о жизни и педагогической деятельности одного из выдающихся деятелей педагогики (Я.
1.
2.

А. Коменского, И. Г. Песталоции, М. Монтессори, М. В. Ломоносова, А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. А.
Сухомлинского).
Составить кроссворд по теме «История педагогики»

2
1

1

9

Тема 1.3. Система
образования
в России.

Содержание учебного материала
1.
Структура системы образования в России.

2

2

Структура системы образования. Виды и уровни образования. Виды образовательных программ. Организации,
осуществляющие образовательную деятельность. Нормативно-правовые документы, регламентирующие содержание
образования.
Современные проблемы образования, тенденции его развития и направления реформирования.

Практическое занятие (семинар)

2

1.

2

Особенности образовательного процесса в образовательных организациях разных типов.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

1,5

2.

Тема 1.4.
Педагогическая
деятельность и
педагогическая
профессия

2

Подготовка сообщений к семинару «Особенности содержания и организации педагогического процесса в
образовательных организациях разных типов»
Конспект «Основные тенденции развития образования в России»

Содержание учебного материала
1.
Особенности педагогической деятельности и педагогической профессии.

1

0,5

3
2

1

Происхождение педагогической деятельности. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность.
Особенности педагогической профессии. Социальные и профессиональные функции педагога.
Спектр педагогических профессий. Профессия и специальность.
Структура педагогической деятельности. Виды профессиональной педагогической деятельности педагога
дополнительного образования.

Практическое занятие (семинар
2
Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

2
2

Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Направленность личности педагога. Мотивация
педагогической деятельности. Интерес к педагогической профессии. Способности к педагогической деятельности.
Профессиональный долг.
Понятие «профессиональная компетентность». Общие и профессиональные компетенции педагога дополнительного
образования. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования.

Самостоятельная работа обучающихся

3

1.
2.

2
1

Письменно сравните профессию педагога с какой-либо другой, отметьте сходство и различие.
Повторение изученного, подготовка к контрольной работе по разделу.

Раздел 2. Теоретические основы обучения
Тема 2.1. Обучение Содержание учебного материала
как педагогический 1.
Контрольная работа по разделу «Общие основы педагогики»
процесс
Сущность процесса обучения.

14/9
2
2

2

Различные трактовки сущности процесса обучения. Особенности процесса обучения: Функции обучения. Структура
процесса обучения. Преподавание и учение в целостном процессе обучения. Учебная деятельность обучающихся.
Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения. Развитие
мотивации и способностей в процессе обучения.
Проблема соотношения обучения и развития в педагогике и психологии. Основные положения теории умственного
развития ребенка Л. С. Выготского. Понятие о «зоне ближайшего развития».

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

2

Составить конспекты на темы:
Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения. Развитие

10

мотивации и способностей в процессе обучения.

Тема 2.2.
Закономерности и
принципы
обучения

Содержание учебного материала
1.
Закономерности и принципы обучения.

1

2

Понятия «законы», «закономерности». Законы обучения, сформулированные отечественными дидактами.
Закономерности цели, содержания, качества, методов, управления, стимулирования обучения.
Понятия «принципы обучения», «правила обучения». Характеристика принципов обучения: сознательности и
активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности, связи теории с
практики. Правила реализации дидактических принципов

Практическое занятие
1

Реализация принципов обучения в педагогическом процессе

Самостоятельная работа обучающихся
1.

Тема 2.3.
Формы, методы и
средства обучения

i

Конспект «Правила реализации принципов обучения»

Содержание учебного материала
1.
Формы обучения и их развитие в дидактике.

i
1

3

i
1

6
2

Понятия «формы организации обучения», «система организации обучения». Появление индивидуального обучения в
древности и его современные виды. Лекционно-семинарская система. Становление классно-урочной системы обучения.
Признаки классно-урочной системы.
2.

Методы и средства обучения и их классификации.

2

2

Понятия «метод», «прием». Классификации методов обучения по источнику получения информации, по типу
познавательной деятельности. Классификация методов обучения на основе целостного подхода (Ю.К. Бабанский).
Характеристика основных методов обучения: рассказа, дискуссии, беседы, демонстрации, упражнения.
Понятие «средства обучения». Классификация средств обучения. Характеристика современных средств обучения и
условий их применения. Критерии выбора методов и средств обучения.

Практическое занятие

2

1.

2

Педагогические возможности методов и средств обучения

Самостоятельная работа обучающихся
1.
2.
3.

Тема 2.4.
Контроль и
оценка в процессе
обучения

Составить таблицу «Характеристика методов обучения»
Анализ педагогических ситуаций
Сообщения на темы: «Педагогические возможности и условия применения наглядных средств обучения»,
«Педагогические возможности и условия применения технических средств обучения».

Содержание учебного материала
1.
Диагностика качества обучения.

2

3
1,5
0,5
1

3
2

2

Понятие «качество образования». Сущность и функции диагностики качества обучения. Контроль, проверка и оценка
результатов обучения. Виды и формы контроля. Оценка и отметка. Учет информации о результатах контроля.
Требования к диагностике качества обучения.
2.

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности учителя.

2

Структура оценочной деятельности учителя. Функции педагогической оценки. Оценочные умения. Объективность
педагогической оценки как психо лого-педагогическая проблема. Ошибки педагогического оценивания.

Самостоятельная работа обучающихся

3

1.

1

Конспекты на темы «Современные средства оценки результатов обучения», «Сущность оценочной деятельности
учителя».

11

2.
3.

Повторение изученного, подготовка к контрольной работе по разделу.
Подготовка сообщения «История оценки и отметки в российской школе».

Раздел 3. Теоретические основы воспитания.
Тема 3.1.
Воспитание как
педагогический
процесс

Тема 3.2.
Закономерности и
принципы
воспитания.

Тема 3.3.
Содержание
воспитания

Тема 3.4.
Формы, методы,
средства и
воспитания

Содержание учебного материала.
1.
Контрольная работа по разделу «Теоретические основы обучения»
Сущность процесса воспитания.

1
1

16/8
2
2

2

Воспитание как общественное явление. Понятие «воспитание». Характерные признаки и особенности процесса
воспитания. Взаимосвязь воспитания и обучения. Организация воспитания в процессе обучения.
Цели воспитания. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Идеальные и реальные цели воспитания.
Результативность воспитания. Воспитательный результат и воспитательный эффект. Воспитанность. Трудности в
оценке результативности процесса воспитания.

Самостоятельная работа обучающихся
Конспект «Общие закономерности воспитания»
1.
Содержание учебного материала.
1.
Закономерности и принципы воспитания

1
1

2
2

2

Понятия «закономерности воспитания», «принципы воспитания», «правила воспитания». Содержание общих
закономерностей воспитания. Переход закономерностей в принципы воспитания.Требования, предъявляемые к
принципам воспитания. Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил воспитания.

Практические занятия
Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
1.
Самостоятельная работа обучающихся
Анализ педагогических ситуаций.
1.
Содержание учебного материала.
1.
Проблема целей и содержания воспитания.

2
2

3

1
1

2
2

2

Понятие «содержание воспитания». Направления воспитания обучающихся на разных этапах развития образования в
России.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на современном этапе.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.. Смысл и значение
национального воспитательного идеала. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
Базовые национальные ценности - основа содержания духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
школьников.

Практическое занятие

2

1.

2

Основные направления воспитания духовно-нравственного воспитания

Самостоятельная работа обучающихся

3

1.

Подготовка к семинарскому занятию.

2

2.

Подобрать примеры осуществления нравственного, эстетического, экологического, трудового и патриотического
воспитания в учреждении ДОД.

1

Содержание учебного материала.
1.
Взаимосвязь форм, методов и средств воспитания.

2

6
2

2

Метод, средство, прием воспитания. Взаимосвязь методов и приемов, методов и средств воспитания.
Классификация методов воспитания. Выбор методов, приемов и средств воспитания.

12

Формы воспитания: понятие, функции, видовое многообразие. Взаимосвязь форм и методов воспитания.
Практические занятия
1.
Характеристика методов воспитания (семинар)
2.
Педагогические возможности форм, методов и средств воспитания
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Подготовка сообщений:
«Методы формирования сознания», «Методы организации деятельности и поведения», «Методы стимулирования
деятельности и поведения».
2.
Повторение изученного, подготовка к контрольной работе пор разделу.
Контрольная работа по разделу «Теоретические основы воспитания»

Раздел 4. Основы дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания
Тема 4.1.
Дифференциация и
индивидуализация
обучения и
воспитания.

Содержание учебного материала
1.

2.

Понятие о дифференциация и индивидуализации обучения и воспитания
Соотношение понятий «индивидуализация» и «дифференциация» обучения. Различные трактовки термина
«индивидуализация». Многообразие индивидуальных особенностей школьников. Учет индивидуальных особенностей
в процессе обучения и воспитания.
Уровни и формы дифференцированного обучения.
Уровни дифференциации обучения и воспитания: уровень класса, уровень школы, уровень образовательной системы.
Классификация форм дифференцированного обучения (по И. М. Осмоловской).
Дифференцированное обучение по способностям и интересам. Дифференциация на основе гендерного подхода.

Самостоятельная работа обучающихся
1.

Подготовка письменного ответа на вопрос: «Раздельное обучение мальчиков и девочек: за или против?»

Раздел 5. Особенности работы с одаренными детьми
Тема 5.1.
Особенности
обучения и
воспитания
одаренных детей

Содержание учебного материала.
1.
Особенности обучения и воспитания одаренных детей
Понятие «одаренность», «одаренный ребенок». Психологические основы детской одаренности. Виды одаренности.
Особенности личности одаренного ребенка.
Особенности учебной деятельности одаренных детей.
Личностные проблемы одаренных детей и особенности их самооценки. Воспитание одаренных детей.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Конспект статьи Ратнер Ф. Л., Губайдуллиной Р. Н. «Проблемы и барьеры одаренных детей»
Раздел 6. Основы коррекционной и специальной педагогики
Тема 6.1. Предмет,
задачи и функции
коррекционной и
специальной
педагогики.

Содержание учебного материала
Предмет, задачи и функции коррекционной и специальной педагогики.
1.
Объект и предмет коррекционной педагогики. Задачи коррекционной педагогики. Основные понятия науки: коррекция,
компенсация, адаптация, реабилитация. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.
Специальная педагогика как составная часть педагогики, ее место в системе педагогического знания. Предмет, объект.
Цель и основные задачи.
Основные понятия специальной педагогики: норма и отклонение в развитии, лицо с особыми образовательными
потребностями, коррекция, компенсация, специальное образование, специальное (коррекционное) образовательное

4
2
2
3
2

3

1
0,5
4/1
3,5
1,5

2

2

1
1
2/1
2
2

2

1
1
14/7
2
2

2

13

I учреждение и др.

Тема 6.2.
Социальная и
школьная
дезадаптация как
педагогическая
проблема

Содержание учебного материала.
1.
Социальная и школьная дезадаптация как педагогическая проблема .

2
2

2

Понятия «социальная дезадаптация», «школьная дезадаптация». Факторы дезадаптации (социальные, педагогические).
Показатели социальной и школьной дезадаптации.
Педагогическая типология детей группы риска школьной и социальной дезадаптации.
Цели, задачи и методы профилактики дезадаптации детей.
Направления коррекционно-развивающей работы с обучающимися по преодолению адаптационных нарушений.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

1

Конспект по теме «Направления и методы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками по
преодолению адаптационных нарушений».

Тема 6.3.
Содержание
деятельности
педагога по
профилактике и
коррекции
отклонений в
поведении
обучающихся
Тема 6.4. Система
специального
образования в
России

Содержание учебного материала
Содержание деятельности педагога по профилактике и коррекции отклонений в поведении обучающихся.
1.

Тема 6.5.
Особенности
работы с детьми,
имеющими с
особые
образовательные
потребности

Содержание учебного материала
1.
Специальное образование лиц с нарушениями интеллекта

2
2

2

Понятие «девиантное поведение», его виды и формы. Специфические особенности отклоняющегося поведения
личности. Причины и условия отклоняющегося поведения.
Специфические и неспецифические методы коррекции нарушений поведения.
Особенности работы педагога дополнительного образования с детьми с девиантным поведением.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

2

Подобрать способы профилактики и коррекции одного из видов девиантного поведения в условиях внеурочной
деятельности или дополнительного образования.

Содержание учебного материала
Система специального образования в России
1.

1

1

Нормативно-правовая база специального образования.
Структура специального образования в России. Дошкольное специальное образование. Система школьного
специального образования в России. Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений в Вологодской области.
Проблемы и перспективы развития системы специального образования в России.

2.

Понятия «олигофрения», «деменция». Причины возникновения умственной отсталости. Классификация олигофрении
по степени тяжести нарушения; педагогическая классификация умственно отсталых детей.
Особенности познавательной сферы умственно отсталых детей.
Специальное образование детей с сенсорными нарушениями.
Нарушения слуха. Виды, причины возникновения. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями
слуха Р.М. Боскис: критерии классификации, группы детей .
Коррекционная помощь детям с нарушениями слуха в массовой школе. Специальное образование детей с нарушениями
слуха.
Нарушения зрения. Виды нарушений зрения, их причины и последствия.
Классификация нарушений зрительной функции у детей: по степени снижения остроты зрения, по времени
наступления дефекта.
Коррекционная помощь детям с нарушениями зрения в массовой школе. Специальное образование детей с
нарушениями зрения.

1
1

2

1

2

Практическое занятие

1

3.
4.

1
1

Анализ занятия с детьми, имеющими сенсорные нарушения

Педагогическая помощь детям с нарушениями речи.

2

14

Причины (биологические, социально-психологические), механизмы и классификация (психолого-педагогическая и
клинико-педагогическая) речевых нарушений. Основные виды нарушений речи.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи.
5.

Особенности обучения и воспитания детей с ДЦП.

1

1

1,5

1

Понятие «детский церебральный паралич». Этиология ДЦП. Сущность нарушения при детском церебральном
параличе. Структура двигательного дефекта при ДЦП. Особенности познавательной сферы детей с ДЦП.
Цели коррекционной работы при ДЦП. Принципы и направления коррекционно-развивающей деятельности с детьми,
страдающими ДЦП.
Система специализированной помощи детям с ДЦП.
6.

Коррекционно-развивающая помощь при аутизме.
Понятия «аутизм», «синдром раннего детского аутизма», «аутические черты личности». Причины аутизма:
генетические факторы, органические поражения ЦНС, психогенные факторы.
Формы аутизма: синдром Каннера, синдром Аспергера. Характерные проявления аутизма в раннем возрасте.
Система обучения детей с аутизмом в России.

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.
2.

1
1

3.
4.

Конспект на тему: «Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР».
Сообщения:
1. Профилактика нарушений речи в раннем возрасте.
2. Заикающийся ребенок в образовательном учреждении
Повторение изученного, подготовка к контрольной работе по разделу.
Подготовка к дифференцированному зачету

1
1

Контрольная работа по разделу «Основы коррекционная и специальной педагогики»
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ
Всего:

0,5
2
68/34

15

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета
педагогики.
Оборудование учебного кабинета: 30 посадочных мест, оборудование в
соответствии с паспортом кабинета.
Технические средства обучения: мультимедиа проектор, компьютер
(ноутбук), интерактивная доска.
Для
организации
электронного
обучения
с
применением
дистанционных образовательных технологий может использоваться система
электронного обучения Moodle, сервис ZOOM, электронная почта;
электронная библиотека - ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype;
социальные сети; мессенджеры, телефонная связь.
Материально-техническая база, необходимая для осуществления
образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных
образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет;
средства связи преподавателей и обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
3.2. Информационное обеспечение обучения

Интернет-ресурсов,

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.Коджаспирова,
Г. М.
Педагогика:
учебник
для
среднего
профессионального образования / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 719 с. — Текст : электронный
// ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/406377

Дополнительные источники:
1. Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 377 с. - Режим доступа:
https://urait.ru/bcode/451700
2. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального
образования /
Л. С. Подымова
[и
др.];
под
общей
редакцией
Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450702
16

3.Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии :
учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е
изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 323 с. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467406 (дата
обращения: 11.12.2020).

Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) .- Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября
2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог
дополнительного образования детей и взрослых”[Электронный ресурс]: //
Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ
.- Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р // Российская газета: сайт. - Режим
доступа: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Интернет-ресурсы
1.Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]:
офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.edu.gov.ru/
2.Официальный сайт Департамента образования Вологодской области
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu35.ru
3/Реестр
примерных
основных
общеобразовательных
программ
[Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. - Режим
доступа: http://fgosreestr.ru/

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе
учебной дисциплины ПЕДАГОГИКА, обеспечивает организацию и
проведение
текущего
контроля
индивидуальных
образовательных
достижений обучающихся. Текущий контроль проводится преподавателем в
процессе обучения.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации
доводятся до сведения обучающихся на первом занятии по учебной
дисцилине.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной
аттестацией в форме дифференцированного зачёта.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации образовательным
учреждением создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в
себя
педагогические
контрольно-измерительные
материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия)
индивидуальных образовательных достижений основным показателям
оценки результатов подготовки.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля и промежуточной аттестации производится в
соответствии с универсальной шкалой (таблица 1).
Таблица 1. Универсальная шкала оценки индивидуальных образовательных
достижений.
П р оц ен т
резул ь тати вн ости
(п р ави л ь н ы х ответов)
VO

•I-

о
00

90 - 100
50 - 69
менее 50

К ач еств ен н ая оц ен к а и н ди в и дуал ь н ы х
обр азов ател ь н ы х дости ж ен и й
вербал ьн ы й ан ал ог
балл (отм етк а)

5
4
3
2

отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно

Ф ор м и р уем ы е О К и П К
Р езул ь таты обучен и я
(осв оен н ы е ум ен и я , усв оен н ы е
зн ан и я )

ОК 1. Понимать сущность и Освоенные умения
социальную
значимость
своей
- оценивать постановку
будущей профессии, проявлять к
педагогических цели и
ней устойчивый интерес.
задач, определять
педагогические
ОК.2 .Организовывать собственную
возможности и
деятельность, определять методы
эффективность применения
решения профессиональных задач,
различных методов,
оценивать их эффективность и
приемов, методик, форм
качество.
организации обучения и

Ф ор м ы и м етоды
к он тр ол я и оцен к и
р езул ьтатов
обучен и я

-

устная проверка;
письменный
контроль
(письменные
ответы на
вопросы,
контрольные
письменные
работы, домашние
письменные
18

ОК 3. Оценивать риски и принимать
решения
в
нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой
для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного
развития.
ОК
5.
Использовать
информационно­
коммуникационные технологии для
совершенствования
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и
команде,
взаимодействовать
с
руководством,
коллегами
и
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать
деятельность
обучающихся
(воспитанников), организовывать и
контролировать
их работу
с
принятием на себя ответственности
за
качество
образовательного
процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК
9.
Осуществлять
профессиональную деятельность в
условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику
травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья обучающихся
(воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную
деятельность
с
соблюдением
регулирующих ее правовых норм.
ПК 1.1. Определять цели и задачи,
планировать занятия.
ПК
1.2.
Организовывать
проводить занятия.

и

ПК

и

1.4.

Оценивать

процесс

воспитания;
- анализировать
педагогическую
деятельность,
педагогические факты и
явления;
- находить и анализировать
информацию, необходимую
для решения
профессиональных
педагогических проблем,
повышения эффективности
педагогической
деятельности,
профессионального
самообразования и
саморазвития;
- ориентироваться в
современных проблемах
образования, тенденциях его
развития и направлениях
реформирования;
Освоенные знания
- взаимосвязь педагогической
науки и практики, тенденции
их развития;
- значение и логику
целеполагания в обучении,
воспитании и педагогической
деятельности;
- принципы обучения и
воспитания;
- особенности содержания и
организации
педагогического процесса в
условиях разных типов и
видов ОУ на различных
ступенях образования;
- формы, методы и средства
обучения и воспитания, их
педагогические возможности
и условия применения;
- психолого-педагогические
условия развития мотивации
и способностей в процессе
обучения, основы
развивающего обучения,
дифференциации и
индивидуализации обучения
и воспитания;
- педагогические условия
предупреждения и коррекции

работы);
защита
практических
занятий.

19

результаты
деятельности
занимающихся на занятии и
освоения
дополнительной
образовательной программы.

-

ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 1.6. Оформлять документацию,
обеспечивающую образовательный
процесс.
ПК 2.1. Определять цели и задачи,
планировать
досуговые
мероприятия, в том числе конкурсы,
олимпиады,
соревнования,
выставки.

-

ПК
2.2.
Организовывать
и
проводить досуговые мероприятия.

-

ПК
2.3.
Мотивировать
обучающихся, родителей (лиц, их
заменяющих)
к
участию
в
досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и
результаты
досуговых
мероприятий.

-

социальной и школьной
дезадаптации;
понятие нормы и
отклонения, нарушения в
соматическом, психическом,
интеллектуальном, речевом,
сенсорном развитии
человека (ребенка) их
систематику и статистику;
особенности работы с
одаренными детьми, детьми
с особыми
образовательными
потребностями, девиантным
поведением;
приемы привлечения
учащихся к целеполаганию,
организации и анализу
процесса и результатов
обучения;
средства контроля и оценки
качества образования,
психолого-педагогические
основы оценочной
деятельности педагога.

ПК 2.5. Оформлять документацию,
обеспечивающую
организацию
досуговых мероприятий
ПК
3.1.
Разрабатывать
методические материалы (рабочие
программы,
учебно-тематические
планы) на основе примерных с
учетом области
деятельности,
особенностей возраста, группы и
отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете
(мастерской,
лаборатории)
предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и
оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии
в
области
дополнительного
образования на основе изучения
профессиональной
литературы,
самоанализа и анализа деятельности
других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические
разработки
в
виде
отчетов,
рефератов, выступлений.
ПК

3.5.

Участвовать

в
20

исследовательской и проектной
в
области
деятельности
образования
дополнительного
детей.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».