Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум» ** Учебно - программная документация 2.5. Учебный процесс Рабочая программа учебной дисциплины «Психолого-педагогические основы» по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования СК-УПД-РП-2.5.-23 Рассмотрено на заседании ПЦК «____________________________ » Протокол №_______ « » 2023 г. подпись И.О.Фамилия Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» Подпись И.О.Фамилия Протокол № ________ от « » 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 07. Психолого-педагогические основы СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.......................6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............................. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ..11 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.03. Педагогика дополнительного образования. Программа учебной дисциплины «Психолого-педагогические основы детской одаренности» используется в том числе при составлении программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Данная рабочая программа учебной дисциплины может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в формате электронных лекций, видео-конференций, выполнения заданий, размещенных на портале дистанционного обучения колледжа в системе электронного обучения Moodle. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Учебная дисциплина «Психолого-педагогические основы детской одаренности» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - использовать методики диагностики одаренности; - планировать работу с одаренными детьми; - анализировать опыт работы с одаренными детьми. знать: - сущность основных понятий проблематики детской одаренности; - основные концепции одаренности; - возрастные и индивидуальные особенности развития детской одаренности; - направления, формы и методы развития детской одаренности в образовательной среде; - содержание основных документов, определяющих задачи работы с одаренными детьми в сфере образования; - требования к педагогу, работающему с одаренными детьми; - роль семьи в развитии детской одаренности. В результате изучения дисциплины обучающийся должен дополнительно уметь: использовать в практической деятельности знание сущности основных понятий проблематики детской одаренности, основных концепций одаренности; знание психологических особенностей одаренной личности; возрастных и индивидуальных особенностей развития детской одаренности; знание основ развития детской одаренности в образовательной среде; знание роли семьи в развитии детской одаренности. Демонстрировать умение применять знания по психолого-педагогическим основам детской одаренности в работе с детьми, умение выявлять одаренных детей. Представленные умения и знания направлены на формирование общих и профессиональных компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования. ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. ПК 1.5. Анализировать занятия. ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно развивающую среду. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. В целях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: интерактивные технологии и инновационные методы обучения: работа в малых группах, мозговой штурм, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций), технология развития критического мышления, метод проектов, дистанционные образовательные технологии. Часть компонентов учебной дисциплины реализуется в форме практической подготовки. Образовательная деятельность в форме практической подготовки организуется при изучении учебной дисциплины путем проведения практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе 90: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов, из них в форме практической подготовки 14 часов; самостоятельной работы обучающегося - 30 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 90 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 60 в том числе: практические занятия 14 Самостоятельная работа обучающегося 30 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Психолого-педагогические основы детской одаренности Н аим енование разделов и тем С одерж ание уч ебн ого м атери ала, п рак ти ческ ие зан яти я, сам остоятель ная работа обуч аю щ и хся 1 2 Р аздел 1. Т ем а 1.1. О бщ ая характеристика одаренности О бъем часов А уд/сам ост.р. 3 60/30 10 С одерж ание уч ебного м атери ала 1. В ведение в п сихологи ю одаренности. 2 Сущность основных понятий проблематики детской одаренности. Понятия «одаренность», «одаренный ребенок». Проблемы изучения психологии детской одаренности. 2. 2 В иды одаренности. И н теллек туальн ая одаренность. Критерии выделения видов одаренности. Виды одаренности в соответствии с видом деятельности, по степени сформированное™, форме проявления, широте проявления, времени проявления. 3. В иды одаренности. Т ворческая одаренность. С п еци альн ая одаренность. 2 Специфика и особенности проявления творческой одаренности. Развитие детского творчества. С ам остоятельная работа обучаю щ ихся Проанализировать описание одаренных личностей, с точки зрения наличия критериев одаренности. Выделить главный 1. критерий одаренности. Подготовить сообщения на тему: «Вклад зарубежных психологов а развитии теорий одаренности» Т ем а 1.2. О сновны е к онцепции одаренности 2. С одерж ание уч ебного м атери ала 1. П робл ем а одаренности в зарубеж ной п сихологи и и педагогике. Развитие представлений об одаренности в истории Понятие о творческой одаренности (Торренс). 2. педагогики 4 2 2 6 2 и психологии. Трехкомпонентная модель Д. Рензулли. О теч ественная конц еп ци я одаренности. 2 Вклад отечественных ученых в разработку проблемы детской одаренности. Основные положения «Рабочей концепции одаренности». Модель одаренности по Д. Б. Богоявленской. Т ем а 1.3. П сихологич еские особенности одаренной личности С ам остоятельная работа обучаю щ ихся Подготовить сообщения на тему: «Вклад отечественных психологов а развитии теорий одаренности» 1. Составить таблицу: «Сравнительный анализ концепций одаренности» 2. С одерж ание уч ебного м атери ала 1. О сновны е категори и одарен ны х детей. 2 1 1 10 2 Одаренность как фактор риска для развития. Ранняя одаренность. Причины неопределенности прогноза. Высоко одаренные. Неожиданная одаренность. Замедленность возрастного созревания и одаренность. 2. П сихологич еские особенн ости одарен ной личности. 2 Признаки одаренной личности. Проявления одаренности: мотивационный и инструментальный аспект. Гендерный аспект развития одаренности. 3. П робл ем а способн остей в отеч ествен н ой и зарубеж н ой психологии. 2 Понятие способностей. Виды способностей. Место способностей в развитии одаренности. Классификация уровней развития способностей. Методы развития способностей у детей. 4. Х арак тери сти к а тал ан та и гениальности. 2 Понятие «талант», «гениальность». Феменология гениальности. Теории гениальности. С ам остоятельная работа обучаю щ ихся Проанализировать биографию какой-либо выдающейся личности, выделить особенности развития познавательной 1. и личностной сферы. Определить вид одаренности. Развитие творческих способностей одаренных детей (подбор упражнений) Т ем а 1.4. В озр астны е и и ндивидуальны е особенности разв ития детской одаренности 2. С одерж ание уч ебного м атери ала 1. Р азви тие одаренности в детск ом возрасте 2 1 1 14 2 Понятие о возрастной одаренности. Роль темпа возрастного развития в проявлениях одаренности. Возрастные факторы одаренности. Соотношение возрастных и индивидуальных особенностей в развитии одаренности. 2. В лияние генетич ески х и средовы х ф акторов н а разв итие одаренности. 2 Одаренность и гендер. Роль факторов среды в развитии одаренности. 3. П озн авательное развитие одарен ного ребенка. 2 Особенности развития психических процессов одаренного ребенка. 4. Л и чн остн ы е харак тери сти к и одаренного ребенка. 2 Характеристика детей с гармоничным и дисгармоничным типом личностного развития. П рактические занятия 1. Личностные проблемы одаренного ребенка. Контрольная работа по темам 1.1.-1.4 С ам остоятельная работа обучаю щ ихся Подбор из художественной литературы или из жизни примеров проявления одаренности в детском возрасте, 1. 2. Т ем а 1.5. Д иагностика одаренности анализ психологических особенностей. Составить таблицу: «Сравнительный анализ познавательного и личностного развития детей с разными видами одаренности» С одерж ание ученого м атери ала 1. О сновны е п одходы и п ри нципы ди агн ости к и одаренности. 2 2 4 2 2 10 2 Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи. Сложность диагностики и прогноза развития одаренности. Основные подходы к диагностике одаренности. Принципы выявления одаренности. 2. М етоды ди агности к и одаренности. 2 Методы диагностики явной и скрытой одаренности. Тестовые методы диагностики одаренности. Неформализованные методы диагностики. Психологический тренинг для выявления скрытой одаренности. Т ем а 1.6. Р азвитие детской одаренности П рактические занятия Анализ диагностических методик выявления одаренности. Модели диагностики одаренности. 1. 2. Выявление видов одаренности (самоанализ) С ам остоятельная работа обучаю щ ихся Подбор и анализ методик выявления одаренности 1. С одерж ание уч ебного м атери ала 1. Р азви тие одаренности н а этап е дош к ольн ого образования. 4 2 2 2 2 20 2 Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении образовательного процесса в ДОО 2. Р азви тие одаренности в услови ях общ еобразовательн ы х учреж ден ий 2 в образовательной среде Основные модели обучения одаренных детей. Потенциал профильного обучения для развитии детской одаренности. Развитие детской одаренности в процессе внеурочной деятельности. Профессиональная ориентация одаренных детей. 3. 2 Р азви тие детск ой одарен ности в услови ях доп олни тельного образования. Место и роль дополнительного образования в развитии одаренности детей. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей. 4. 2 Зарубеж ны й опы т развития детск ой одарен ности в образов ательн ой среде Формы и методы обучения одаренных детей в школах США. Образовательные программы для одаренных детей в странах Европы. П рактические занятия 1. Разработка модели обучения одаренного ребенка в условиях дополнительного образования Развивающая работа с одаренными детьми 2. С ам остоятельная работа обучаю щ ихся Подготовка сообщений по теме «Опыт работы различных образовательных учреждений по развитию детской 1. 2. 3. Т ем а 1.7. П одготовка п едагога к работе с одаренны м и детьм и Т ем а 1.8. Роль семьи в развитии детской одаренности одаренности» Просмотр и конспект видеолекции В. С. Юркевич «Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками» Подготовить презентацию и сообщение на тему: «Психологический портрет одаренной личности. Прогнозы, проблемы и варианты развития» (задание к зачету) 4 2 2 8 2 2 4 8 С одерж ание уч ебного м атери ала 1. П одготовк а п едагога к работе с одарен ны м и детьм и. 2 Профессиональные и личностные требования к педагогу, работающему с одаренными детьми. Методы и средства развития навыков эффективного педагогического взаимодействия с одаренными детьми в образовательной среде. 2 П рактические занятия 1. Диагностика готовности педагога к работе с одаренными детьми С ам остоятельная работа обучаю щ ихся Написание сообщения «Психологический портрет одаренного педагога» 1. С одерж ание уч ебного м атери ала 1. Р азви тие детск ой одарен ности в семье. 2 4 4 8 2 Влияние социальных условий на развитие детской одаренности. Стиль семейного воспитания и его роль в развитии детской одаренности. 2. 2 В заим одействие п едагога с сем ьей одаренного ребенка. Создание условий для поддержания психологического комфорта в личностном развитии одаренных детей. Формы взаимодействия педагога с семьей одаренного ребенка 2 К онтрольны е работы 1. К онтрольная работа по тем ам 1.5-1.8 С ам остоятельная работа обучаю щ ихся Составить рекомендации для родителей одаренных детей 1. 2 4 4 Д и ф ф еренц и рован ны й зачет 2 90 (60+30) 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия стандартного кабинета. Оборудование учебного кабинета: 25 посадочных мест, мультимедийное оборудование, компьютер с выходом в интернет. Для организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий может использоваться система электронного обучения Moodle, сервис ZOOM, электронная почта; электронная библиотека ЭБС «Юрайт»; социальные сети; телефонная связь. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет; средства связи преподавателей и обучающихся. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Савенков, А. И. Психология детской одаренности [Электронный ресурс]: учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 334 с. — Режим доступа: https://urait.ru/viewer/psihologiya-detskoy-odarennosti-456468 Дополнительные источники: 1. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс]: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 363 с. — Режим доступа: https://urait.ru/viewer/dopolnitelnoe-obrazovaniedetey-psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-452459#page/1 2. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Кулагина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 291 с. — Режим доступа: https://urait.ru/viewer/psihologiya-deteymladshego-shkolnogo-vozrasta-453482#page/1 3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Электронный ресурс]: учебник для среднего профессионального образования / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 719 с. — Режим доступа: https://urait.ru/viewer/pedagogika-466259#page/1 Интернет-ресурсы 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: сайт. - URL: http://school-collection.edu.ru 2. Научная педагогическая электронная библиотека: сайт НПБ им. К.Д. Ушинского. - URL: http://elib.gnpbu.ru 3. Российское образование: федеральный портал. - URL: http://www.edu.ru 4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - URL: http://fcior.edu.ru 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе учебной дисциплины Психолого-педагогические основы детской одаренности, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации доводятся до сведения обучающихся на первом занятии по учебной дисциплине. Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в соответствии с универсальной шкалой (таблица 1). Таблица 1. Универсальная шкала оценки индивидуальных образовательных достижений_____________________________ Процент Качественная оценка индивидуальных результативности образовательных достижений (правильных ответов) вербальный аналог балл (отметка) 91-100% 5 отлично 71-90% 4 хорошо 51-70% 3 удовлетворительно 2 менее 50% неудовлетворительно Формируемые общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Освоенные умения: — устная проверка; - использовать методики — письменный диагностики одаренности; контроль (задания в - планировать работу с тестовой форме, одаренными детьми; написание конспектов); - анализировать опыт — защита работы с одаренными практических занятий. детьми. Освоенные знания - сущность основных понятий проблематики детской одаренности; - основные концепции одаренности; - возрастные и индивидуальные особенности развития детской одаренности; необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, - направления, формы и методы развития детской одаренности в образовательной среде; - содержание основных документов, определяющих задачи работы с одаренными детьми в сфере образования; - требования к педагогу, работающему с одаренными детьми; - роль семьи в развитии детской одаренности. обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования. ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. ПК 1.5. Анализировать занятия. ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно развивающую среду. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.______