ОПД 08 Основы театрализованной деятельности

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум»

**

Учебно - программная документация
2.5. Учебный процесс

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа учебной дисциплины
«Основы театрализованной деятельности» по специальности
44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рассмотрено на заседании ПЦК
«____________________________ »
Протокол №_______
«
»
2023 г.
подпись

И.О.Фамилия

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________ от
«
»
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 08. Основы театрализованной деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И
ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
4

УЧЕБНОЙ

7

УЧЕБНОЙ

11

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы театрализованной деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (курсы повышения
квалификации и переподготовки педагогов).
Данная рабочая программа может реализовываться с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в
формате электронных лекций, видео-конференций, выполнения заданий,
размещенных на портале дистанционного обучения колледжа.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
учебная дисциплина принадлежит к общепрофессиональным дисциплинам
профессионального цикла (вариативная часть).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовать театрализованную деятельность в разных возрастных группах
детей;
- самостоятельно подбирать произведения для инсценирования и
театрализации детей разных возрастных групп;
-учитывать правила инсценирования и драматизации в театрализованной
деятельности;
- применять приемы сценической речи в процессе театрализации и
профессиональной деятельности;
- использовать театральные игры как средство развития детей;
- самостоятельно разрабатывать сценарии и оформлять театральные
постановки;
- самостоятельно определять задачи личностного развития, осуществлять
поиск, анализ и оценку информации, необходимой для личностного развития;
- работать в коллективе и команде, проявлять активную позицию работы в
группе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- специфику, исторические устои и традиции видового театра;
- особенности сценарной разработки, методику составления сценария;
- способы театрального воздействия на развитие личности ребёнка через
импровизацию, театральную игру, ритмопластику, инсценирование;

- приемы сценической речи, сценического движения и их особенности;
- специфику показа спектакля детской аудитории.
Дисциплина направлена на усиление общих и профессиональных
компетенций обязательной части:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
OK 10. Осуществлять профилактику травматизма,обеспечивать охрану жизни
и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых
норм, ее регулирующих.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей
избранной области дополнительного образования.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в
том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы,
учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области
деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области дополнительного образования детей.
В ходе реализации учебной дисциплины осуществляется
использование интерактивных технологий и инновационных методов:
групповые технологии; дискуссии; ролевые игры, в том числе технологии
дистанционного обучения.
Часть компонентов программы учебной дисциплины реализуется в
форме практической подготовки. Образовательная деятельность в форме
практической подготовки организуется при изучении дисциплины путем
проведения практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов
учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в
выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью (подбор материала для инсценирования и
само инсценирование, упражнения на технику речи, постановка видового
театра, просмотр и анализ спектаклей и др.).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, из них в
форме практической подготовки 14 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

О бъем часов

90
Максимальная учебная нагрузка (всего)
60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
14
практические занятия
30
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
внеаудиторная самостоятельная работа
30
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2
-

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы театрализованной деятельности
Наименование
разделов
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

2
ОПД. 08 Дисциплины по выбору. Основы организации театрализованной деятельности

Раздел 1. Введение.
Тема 1.1. Место и роль
театрального искусства
в эстетическом
воспитании детей

Содержание учебного материала
Значение театрализованной деятельности для развития детей дошкольного возраста. Цели, задачи и
1.
содержание театрализованной деятельности в УДОД.
Воспитательные возможности детского театра. Роль театрализованных игр в эстетическом воспитании
2.
детей. Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрального искусства. Л.С.Выготский о роли
воображения при формировании детского творчества.
Раздел 2. Основы знаний о театре как одном из видов искусства
Тема 2.1. Театр как вид
Содержание учебного материала
искусства.
1.
Сущность и виды театрального искусства в его историческом развитии.
2.
История русского и советского детского театра.
3.
История кукольного театра.
4.
История русского фольклорного и балаганного театра.
Практические занятия
1.
Подбор материала для инсценирования и театрализации произведений для детей разных возрастных групп
Тема 2.2. Основы знаний
Содержание учебного материала
о режиссуре и актерском
1.
Сценарий и методика его составления.
мастерстве
2.
Понятие, виды, правила инсценирования и драматизации
3.
Сценическая речь и её особенности.
4
Основы сценического движения.
Практические занятия
i
Пластическая, музыкальная, танцевальная импровизация (исполнение знакомых песен, танцев от лица
персонажа, их инсценирование, напевание).
2
Упражнения на технику речи на материале чистоговорок и скороговорок.

Объем часов Уровень
освоения

3
60-ауд.,
30-сам.,
90-макс.

4

4
4
2

2

2

1

22
10 (8+2)
2
2
2
2
2
2
12 (8+4)
2
2
2
2
4
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

Раздел 3. Организация детской театрализованной деятельности в УДОД.
Т ема 3.1. Содержание
Содержание учебного материала
театрализованной
1.
Театральные игры как средство речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социального
деятельности детей
развития детей.
в УДОД.
2.
Формы и методы организации театрально-игровой деятельности в УДОД.
3.
Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми разных возрастных групп
4.
Виды театров, используемых в организации детской театрализованной деятельности
5.
Обзор программ по организации театрализованной деятельности в УДОД.
Практические занятия
1.
Методика показа инсценировок в театре теней.
2.
Посещение детского спектакля, беседа по нему
Тема
3.2.
Основы Содержание учебного материала
педагогической
1.
Основные требования к составлению сценария и оформлению спектакля.
организации
и 2
Особенности показа спектакля в детской аудитории. Организация работы над ролью.
руководства
детской 3.
Организация работы над культурой и техникой речи.
театрализованной
4.
Организация работы над ритмопластикой.
деятельностью
Практические занятия
1
Инсценирование детских произведений (сказок, потешек, детских стихотворений, пьес)
Тема 3. 3. Особенности
Содержание учебного материала
организации знакомства
1.
Устройство зрительного зала и сцены. Оформление спектакля и его назначение. Оформление спектакля и его
детей с устройством
назначение.
театра, с культурой
2.
Музыкальное сопровождение спектакля, декорации, реквизит.
поведения в нем
3.
Театральные профессии.
Практические занятия
1.
Составление кодекса поведения театрального зрителя.
Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Тема 2.1. Театр как вид
1.
Составление анкеты для детей школьного возраста на тему «Что я знаю о театре?»
искусства.
Тема 2.2. Основы знаний
1
Составление скороговорочных рассказов и отработка на них техники речи.
о режиссуре и актерском
2.
Подготовка и индивидуальное исполнение стихотворений, фрагментов сказок для детей и т.п.
мастерстве
1.
Написание конспекта по одному из типов театрализованного занятия с детьми (в разных возрастных группах).
Тема 3.1. Содержание
театрализованной
деятельности детей в
УДОД.
Тема 3.2. Основы
1.
Изготовление и подбор атрибутов для спектакля в одном из жанров театра, использующегося в УДОД: куклы,

32
14 (10+4)
2
2
2
2
2
4
2
2
10 (8+2)
2
2
2
2
2
2
8 (6+2)
2
2
2
2
2
2
30
3
4
5
2

6

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

педагогической
организации и
руководства детской
театрализованной
деятельностью
Тема 3.3. Особенности
организации знакомства
детей с устройством
театра, с культурой
поведения в нем

2.

игрушки, реквизит и т.п. ( Г руп п овое задание).
Подготовка инсценировки одного из произведений для детей. (Р абот а в п арах или группах).

8

1.

Эссе на тему «Я - педагог детского театрального коллектива».

2

Всего

90

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета,
актового зала.
Технические средства обучения: мультимедиа проектор, экран,
компьютер.
Для организации электронного обучения с применением дистанционных
образовательных технологий может использоваться система электронного
обучения Moodle, сервис ZOOM, электронная почта; электронная библиотека
- ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype; социальные сети;
мессенджеры, телефонная связь.
Материально-техническая база, необходимая для осуществления
образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных
образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет;
средства связи преподавателей и обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и
практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Дубровская
[и др.]; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 179 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452147
2. Перетц, В. Н. Кукольный театр на Руси. Исторический очерк / В. Н.
Перетц. — Москва: Юрайт, 2020. — 120 с. — Текст: электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447844
Дополнительные источники:
1.
Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей
детей младшего школьного возраста: учебное пособие для среднего
профессионального образования / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 119 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454377
2.
Петрушин, В. И.
Психология и педагогика художественного
творчества + доп. Материал в ЭБС: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. —
Москва: Юрайт, 2020. — 395 с.— Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/454155
3.
Психолого-педагогические основы организации общения детей
дошкольного возраста: учебное пособие для среднего профессионального
образования / С. А. Козлова [и др.]; под редакцией С. А. Козловой. —

Москва: Юрайт, 2020. — 168 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/447475
4.
Станиславский, К. С. Работа актера над собой в 2 ч. Часть 2 /
К. С. Станиславский. — Москва: Юрайт, 2020. — 215 с. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453246

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля и промежуточной аттестации производится в
соответствии с универсальной шкалой (таблица 1).
Таблица 1. Универсальная шкала оценки индивидуальных образовательных
достижений.
Процент
результативности
(правильных ответов)
VO

•I-

00

о

90 - 100
50 - 69
менее 50

Формируемые ОК и ПК

ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность,
определять
методы
решения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и
качество.
ОК3.
Оценивать
риски
и
принимать
решения
в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ
и
оценку
информации,
необходимой для постановки и
решения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, взаимодействовать с
руководством,
коллегами
и
социальными партнерами.
OK
10.
Осуществлять
профилактику
травматизма,обеспечивать охрану

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
вербальный аналог
балл (отметка)
5
4
3
2

отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
-умение
организовать
театрализованную
деятельность
в
разных
возрастных группах детей;
-умение
самостоятельно
подбирать произведения для
инсценирования
и
театрализации детей разных
возрастных групп;
- умение учитывать правила
инсценирования
и
драматизации
в
театрализованной
деятельности;
- умение применять приемы
сценической речи в процессе
театрализации
и
профессиональной
деятельности;
-умение
использовать
театральные
игры
как
средство развития детей;
-умение
самостоятельно
разрабатывать сценарии и
оформлять
театральные
постановки;

Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения
Выполнение заданий и
упраж нений
на
практ ических
занятиях, выполнение
заданий
внеаудиторной
самост оят ельной
работ ы, выполнение
заданий на практике.

жизни и здоровья обучающихся
(воспитанников).
ОК
11.
Строить
профессиональную деятельность с
соблюдением правовых норм, ее
регулирующих.
ПК
1.3.
Демонстрировать
владение
деятельностью,
соответствующей
избранной
области
дополнительного
образования.
ПК 2.1. Определять цели и задачи,
планировать
досуговые
мероприятия,
в
том
числе
конкурсы,
олимпиады,
соревнования, выставки.
ПК
3.1.
Разрабатывать
методические материалы (рабочие
программы, учебно-тематические
планы) на основе примерных с
учетом области деятельности,
особенностей возраста, группы и
отдельных занимающихся. ПК 3.4.
Оформлять
педагогические
разработки
в
виде
отчетов,
рефератов, выступлений.
ПК
3.5.
Участвовать
в
исследовательской и проектной
деятельности
в
области
дополнительного
образования
детей

-умение
самостоятельно
определять
задачи
личностного
развития,
осуществлять поиск, анализ
и
оценку
информации,
необходимой
для
личностного развития;
-умение
работать
в
коллективе
и
команде,
проявлять
активную Выполнение заданий
позицию работы в группе.
на
практ ических
занятиях, выполнение
заданий
-знание
специфики,
исторических
устоев
и внеаудиторной
самост оят ельной
традиций видового театра;
работ
ы : выполнение
особенностей
-знание
по
сценарной
разработки, упраж нений
темам,
написание
методики
составления
эссе;
сценария;
-знание
способов диф ф еренцированн ый
театрального воздействия на зачет.
развитие личности ребёнка
через
импровизацию,
театральную
игру,
ритмопластику,
инсценирование
-знание
приемов
сценической
речи,
сценического движения и их
особенности;
- знание специфики показа
спектакля
детской
аудитории.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».