ОПД 10 Теоретические и методические основы организации внеурочной деятельности

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно - программная документация

**
СК-УПД-РП-2.5.-23

2.5. Учебный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические и
методические основы организации внеурочной деятельности» по
специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рассмотрено на заседании ПЦК
«__________________________»
Протокол №_______
« »
2023 г.
подпись

И.О.Фамилия

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________от
« »
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 10. Теоретические и методические основы организации
внеурочной деятельности

С О Д Е РЖ А Н И Е

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретические и методические основы организации внеурочной деятельности детей
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является обязательной частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Данная рабочая программа учебной дисциплины Теоретические и методические
основы организации внеурочной деятельности детей может реализовываться с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в
формате электронных лекций, видео-конференций, выполнения заданий, размещенных на
портале дистанционного обучения колледжа.
Программа учебной дисциплины Теоретические и методические основы
организации внеурочной деятельности детей может быть использована при составлении
программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы.
Учебная дисциплина Теоретические и методические основы организации внеурочной
деятельности детей принадлежит к общепрофессиональному циклу, вариативная часть.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Уметь:
- составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области
деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами;
- использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их
с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
Знать:
- теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- методические основы организации внеурочной работы в избранной области
деятельности;
- логику анализа внеурочных мероприятий и занятий;
- виды документации, требования к ее оформлению.
Представленные умения и знания направлены на формирование общих и
профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
4

ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно­
тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей
возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области дополнительного образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
дополнительного образования детей.
1.4. Формы проведения занятий предполагают использование элементов современных
образовательных технологий: информационно-коммуникационных, технологии развития
критического мышления, проектной технологии
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе 111:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа, из них 24 часа в
форме практической подготовки;
- самостоятельной работы обучающегося 37 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

111

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося

24
37

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

2

5

2.2. Т ем атический план и содерж ание учебной дисциплины
Т еоретические и м етодические основы организации внеурочной деятельности детей
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов
самостоятельная работа обучающихся
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
2
ОПД.10 Теоретические и методические основы организации внеурочной деятельности детей
Тема 1.1.
Нормативно-правовое
обеспечение
внеурочной
деятельности
школьников

Тема 1.2.
Содержание и
организация
внеурочной
деятельности
школьников

Содержание учебного материала
1. Нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности школьников.
Нормативные документы, регулирующие внеурочную деятельность школы: ФГОС НОО,
ФГОС СОО. Концепция модернизации дополнительного образования детей, методические
рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях,
методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в
образовательных учреждениях. Примерные должностные инструкции заместителя директора по
внеурочной работе, педагога-организатора, классного руководителя, педагога дополнительного
образования, воспитателя группы продленного дня.
Практические занятия
1. Ознакомление с нормативными документами, регулирующими внеурочную деятельность.
Самостоятельная работа
1. Подготовка сообщения «История развития внеурочной деятельности».
Содержание учебного материала
1. Понятие, сущность, цели и задачи внеурочной деятельности.
Понятие внеурочной деятельности. Сущность, цель и задачи организации внеурочной деятельности.
Функции внеурочной деятельности в развитии школьника. Требования ФГОС основного общего
образования к организации внеурочной деятельности. Связь внеурочной деятельности школьников с
урочной системой обучения.
2. Основы организации внеурочной деятельности обучающихся.
Педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной деятельности.
Принципы организации внеурочной деятельности школьников: принцип добровольности; принцип
равного права как сильных, так и слабых школьников; принцип индивидуального подхода; принцип
развития способностей; принцип занимательности; принцип систематичности и др. Модели организации
внеурочной деятельности. Приемы и способы мотивации обучающихся, родителей (лиц, их
заменяющих) к участию во внеурочной деятельности. Основы комплектования, виды и функции

Объем
часов
Ауд./
самост.
раб.

Уровень
освоения

3
111
74/37
4
4

4

2

2
2
4
4
14
4

2

4

2

1

6

Тема 1.3.
Результаты и эффекты
внеурочной
деятельности
школьников

Тема 1.4.

одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного
образования детей. Определение целей и задач, планирование внеурочной деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, группы. Методика бизнес-планирования.
3. Взаимодействие учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений по
организации внеурочной деятельности школьников.
Функции и направления взаимодействия. Нормативно-правовые акты, регламентирующие
взаимодействие и сотрудничество.
Модели осуществления взаимодействия учреждений дополнительного образования и образовательных
учреждений по организации внеурочной деятельности школьников.
Основы взаимодействия с социальными партнёрами по вопросам организации дополнительного
образования и внеурочной деятельности детей.
4. Содержание внеурочной деятельности школьников.
Способы выявления интересов и способностей обучающихся.
Виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно­
ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное
творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая
деятельность.
Направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление, художественно эстетическое направление, научно-познавательное направление, военно-патриотическое направление,
общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Самостоятельная работа
1. Составление таблицы «Внеурочная работа и дополнительное образование: общее и отличия».
2. Разработка проекта:
«Модели организации внеурочной деятельности в начальной общеобразовательной школе».
«Модели организации внеурочной деятельности в основной общеобразовательной школе».
3. Анализ журналов «Начальная школа», «Воспитание школьников» с точки зрения освещения вопросов
организации внеурочной деятельности обучающихся.
Содержание учебного материала
1. Результат и эффекты внеурочной деятельности.
Понятия «результат» и «эффект». Взаимосвязь результата и эффектов внеурочной деятельности.
Воспитательный результат и воспитательный эффект внеурочной деятельности. Уровни результатов
внеурочной деятельности.
Инструментарий и методы контроля качества процесса и результатов внеурочной деятельности.
Практические занятия
1. Анализ педагогических ситуаций с целью определения результата и эффектов внеурочной деятельности
обучающихся.
Самостоятельная работа
1. Составление конспекта «Методы контроля качества процесса и результатов внеурочной деятельности»
Содержание учебного материала

2

2

4

2

19
3
8

8
4
4

2

2
2

3

4
4
24

7

Методы, приемы и
формы организации
внеурочной
деятельности
школьников

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Методы и приемы организации внеурочной деятельности обучающихся.
Словесные, наглядные и практические методы организации внеурочной деятельности обучающихся.
Теоретические, эмпирические, экспериментальные методы. Метод проектов. Игровые методы.
Инновационные методы и приемы организации внеурочной деятельности обучающихся.
Способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические
условия развития мотивации к избранной области деятельности.
Учет особенностей одаренных детей и детей с ограниченными возможностями, девиантным поведением
при отборе и использовании методов и приемов организации внеурочной деятельности.
Педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в избранной
области деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности школьников.
Соответствие образовательных форм уровню результатов внеурочной деятельности. Массовые,
групповые и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности.
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во
внеурочной деятельности».
Беседа как форма организации внеурочной деятельности школьников.
Виды бесед: инструктаж; беседа на основе детских наблюдений; беседа по прочитанным рассказам,
стихотворениям, сказкам и т.д.; беседа в сочетании с инсценировкой; беседа по картинам художников;
беседа, связанные с решением задач; беседа на основе пословиц и поговорок; этическая беседа.
Дискуссия. Дебаты.
Игра как форма организации внеурочной деятельности обучающихся.
Понятие и характерные признаки игры. Игра как организационная форма, средство, метод, прием
обучения и воспитания. Педагогический потенциал игры. Классификации игр.
Этапы организации игры и требования к их осуществлению.
Дидактические игры.
Предметный кружок как форма организации внеурочной деятельности обучающихся.
Функции предметного кружка. Цель и задачи проведения. Название, устав, эмблема и девиз кружка.
Продолжительность занятий. Расписание работы предметного кружка. Планирование работы
предметного кружка на четверть, полугодие, учебный год. Программа предметного кружка. Структура и
подготовка занятий предметного кружка.
Экскурсия как форма организации внеурочной деятельности обучающихся.
Функции экскурсий. Классификация экскурсий по цели проведения, содержанию, месту проведения.
Методика организации экскурсий. Подготовка экскурсии. Проведение экскурсии. Обработка материалов
и подведение итогов экскурсии.
Проектная деятельность как форма организации внеурочной работы обучающихся.
Метод проектов. Цель и задачи проектной деятельности обучающихся. Общие требования к
использованию метода проектов. Типы проектов. Структура проекта. Организация проектной
деятельности.
Особенности организации проектной деятельности во внеурочной работе с обучающимися. Проектные
задачи как прообраз проектной деятельности. Конструирование и решение проектных задач.

4

2

2

2

2

2

4

2

4

2

2

2

6

2

8

Социальное проектирование.

Тема 1.5.
Методическое
обеспечение
внеурочной
деятельности
обучающихся

Практические занятия
1. Специфика работы с детьми разного возраста, одаренными детьми и детьми с ограниченными
возможностями, девиантным поведением.
2. Информационно-коммуникационные технологии и их применение во внеурочной деятельности
3. Анализ программы занятий предметного кружка.
4. Анализ и конструирование проектных задач.
5. Социальное проектирование.
6. Методика организации дискуссии и дебатов.
Самостоятельная работа
1. Написание реферата по теме (тема - по выбору студента):
«Устный журнал как форма организации внеурочной деятельности обучающихся».
«Школьный театр как форма организации внеурочной деятельности обучающихся».
«Средства обучения, используемые во внеурочной работе с младшими школьниками».
«Олимпиада как форма организации и показатель результатов внеурочной деятельности».
«Средства обучения, используемые во внеурочной работе с подростками и старшеклассниками».
Содержание учебного материала
1. Базисный образовательный план внеурочной деятельности в школе. Планирование внеурочной
деятельности. Типы образовательных программ. Общие правила разработки программы внеурочной
деятельности. Подходы к анализу программы внеурочной деятельности. Диагностика эффективности
внеурочной деятельности.
Требования и особенности разработки планов, конспектов, сценариев занятий по внеурочной
деятельности. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области
дополнительного образования детей при разработке нормативной документации.
Практические занятия
1. Анализ программ внеурочной деятельности обучающихся.
Самостоятельная работа
1. Письменный анализ программ внеурочной деятельности обучающихся.
Дифференцированный зачёт
Всего

18
2
2
2
4
6
2
6
6

6
6

2
2
3
3
2
2

2

2
2
4
2
111

3

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета педагогики.
Оборудование учебного кабинета: 30 посадочных мест, оборудование в
соответствии с паспортом кабинета.
Технические средства обучения: телевизор, аудиосистема, мультимедиа проектор,
компьютер, экран, мультимедийные презентации.
Для организации электронного обучения с применением дистанционных
образовательных технологий может использоваться система электронного обучения
Moodle, сервис ZOOM электронная почта; электронная библиотека - ЭБС «Юрайт»;
система
интернет-связи
skype;
социальные
сети;
телефонная
связь.
Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного
процесса по дисциплине с применением дистанционных образовательных технологий
включает в себя компьютер/ноутбук/планшет; средства связи преподавателей и
обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
литературы

Интернет-ресурсов,

дополнительной

Основные источники:
Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и
практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — Москва:
Юрайт, 2020. — 507 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/454354
Дополнительные источники:
Теория и методика игры: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Г. Ф. Кумарина, О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под редакцией
Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2018. —
276 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/414267
Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для среднего профессионального образования /
Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2017. — 719 с. —
Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/406377
Организация досуговых мероприятий: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования / [Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, А. Е. Подобин и др.]; под ред. Б. В.
Куприянова. — Москва: Академия, 2014. — 288 с.
Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ.
учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. - 3­
е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. - 192 с.

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе учебной
дисциплины Теоретические и методические основы организации внеурочной
деятельности детей, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Текущий контроль
проводится преподавателем в процессе обучения.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации доводятся до
сведения обучающихся на первом занятии по учебной дисциплине.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме
дифференцированного зачёта.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной
шкалой (таблица 1).

VO

•I-

о
00

Таблица 1. Универсальная шкала оценки индивидуальных образовательных достижений.
Качественная оценка индивидуальных
Процент
образовательных достижений
результативности
(правильных ответов)
вербальный аналог
балл (отметка)
90 - 100
5
отлично
4
хорошо
50 - 69
3
удовлетворительно
2
менее 50
неудовлетворительно

Формируемые ОК и ПК

ОК 1. Понимать сущность
и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы решения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Оценивать риски и
принимать
решения
в
нестандартных ситуациях.
ОК
4.
Осуществлять
поиск,
анализ
и
оценку
информации, необходимой для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК
6. Работать в
коллективе
и
команде,
взаимодействовать
с
руководством,
коллегами
и

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Умение:
- составлять
планы
внеурочных занятий с
учетом
особенностей
избранной
области
деятельности,
возраста
обучающихся
и
в
соответствии
с
санитарно­
гигиеническими
нормами;
- использовать
различные методы и
формы
организации
внеурочной
работы,
строить их с учетом
возрастных
и
индивидуально­
психологических
особенностей
обучающихся;
Знание:
- теоретические основы
и методику планирования

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
- устная проверка;
- письменный контроль
(письменные ответы на
вопросы, контрольные
письменные работы);
- защита практических
занятий;
- дифференцированный
зачет.

11

социальными партнерами.
ОК
11.
Строить
профессиональную деятельность
с соблюдением регулирующих
ее правовых норм.
ПК 1.1. Определять цели
и задачи, планировать занятия.
ПК
1.6.
Оформлять
документацию,
обеспечивающую
образовательный процесс.
ПК 3.1. Разрабатывать
методические
материалы
(рабочие программы, учебно­
тематические планы) на основе
примерных с учетом области
деятельности,
особенностей
возраста, группы и отдельных
занимающихся.
ПК
3.3.
Систематизировать и оценивать
педагогический
опыт
и
образовательные технологии в
области
дополнительного
образования на основе изучения
профессиональной литературы,
самоанализа
и
анализа
деятельности других педагогов.
ПК
3.4.
Оформлять
педагогические разработки в
виде
отчетов,
рефератов,
выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в
исследовательской и проектной
деятельности
в
области
дополнительного
образования
детей.

внеурочной работы с
учетом возрастных и
индивидуальных
особенностей
обучающихся;
- методические основы
организации внеурочной
работы
в
избранной
области деятельности;
- логику
анализа
внеурочных мероприятий
и занятий;
- виды документации,
требования
к
ее
оформлению.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».