ОПД 11 Основы семейного воспитания

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум»

**

Учебно - программная документация
2.5. Учебный процесс

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы семейного
воспитания» по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного
образования

Рассмотрено на заседании ПЦК
«____________________________ »
Протокол №_______
«
»
2023 г.
подпись

И.О.Фамилия

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________ от
«
»
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 11. Основы семейного воспитания

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы семейного воспитания
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является обязательной частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного
образования.
Данная рабочая программа учебной дисциплины Основы семейного
воспитания может реализовываться с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в формате электронных лекций,
видео-конференций, выполнения заданий, размещенных на портале
дистанционного обучения колледжа.
Программа учебной дисциплины Основы семейного воспитания может
быть использована при составлении программ повышения квалификации
педагогов дополнительного образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы.
Учебная дисциплина Основы семейного воспитания принадлежит к
общепрофессиональному циклу, вариативная часть.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-использовать методики диагностики семьи;
- устанавливать контакты с семьей воспитанников;
-организовывать взаимодействие с семьей воспитанников в различных
формах;
знать:
- особенности современной семьи, тенденции её развития и проблемы;
- сущность воспитательного потенциала семьи, специфику воспитательного
потенциала семей разного типа;
- особенности, принципы, методы и стили семейного воспитания;
- содержание семейного воспитания;
-негативные факторы семейного воспитания,
-формы
взаимодействия
семьи
с
различными
образовательными
учреждениями;
-направления социально-педагогической помощи семье;
-цели, задачи и формы домашнего образования.
Дисциплина направлена на усиление общих компетенций обязательной
части: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
4

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать
собственную деятельность, определять методы решения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и
принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск,
анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами. ОК 11. Строить профессиональную
деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ПК 2.3.
Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в
досуговых мероприятиях.
1.4. Формы проведения занятий предполагают использование элементов
современных
образовательных
технологий:
информационно­
коммуникационных, технологии развития критического мышления,
проектной технологии
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 117 часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов, из них 20 часов в
форме практической подготовки;
самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося

О бъем часов

117
78
20
4
39

П ром еж ут очная ат т ест ация в ф орме ком плексного экзам ена

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы семейного воспитания
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.1.
Семейная
педагогика в
системе
педагогических
наук.

Тема 1.2.
Семья как
социальный
институт

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
2
Соде ржание учебного материала
1.
Предмет, задачи и методы семейной педагогики.
Место семейной педагогики в структуре педагогической науки.
Предмет семейной педагогики. Источники семейной педагогики. Основные задачи семейной педагогики. Методы
семейной педагогики.
2.
Взаимосвязь семейной педагогики с другими науками.
Взаимосвязь семейной педагогики с психологией, философией, социологией, демографией, экономикой, медициной.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Подготовка сообщений (по выбору студентов):
Взаимосвязь семейной педагогики и психологии.
Взаимосвязь семейной педагогики и философии.
Взаимосвязь семейной педагогики и социологии.
Взаимосвязь семейной педагогики, экономики и демографии.
Взаимосвязь семейной педагогики и медицины.
Соде ржание учебного материала
1.
Понятие, функции и типы семей.
Определение понятия «семья». Признаки семьи. Основные функции семьи: репродуктивная, хозяйственная,
рекреационная, воспитательная и др.
Типология семьи.
2
История возникновения и развития семьи.
Возникновение брачных отношений между полами в первобытном обществе. Исторические формы брака: групповой брак,
полигамия, парный брак.
Развитие представлений о семье и браке в различных странах и культурах.
3.
Особенности современной российской семьи.
Основные тенденции развития современной семьи. Проблемы современной семьи.

Объем часов
Ауд. / самост.р.
3
4
2

2
2
2

6
2

2

2

Практическое занятие

2

1.

2

Правовые вопросы регулирования семейных отношений.
Нормативно-правовые документы, регулирующие семейные отношения. Права и обязанности супругов. Права ребенка.

Самостоятельная работа обучающихся
1.
Создание схемы «Иерархия функций семьи». Обоснование своего выбора.
2.
Подготовка сообщений (по выбору студентов):
Традиции семьи и брака в православии.

2
1
1

6

Тема 1.3. Семья
как объект
научного
исследования

Тема 1.4.
Семья как
институт
воспитания

Традиции семьи и брака в буддизме.
Традиции семьи и брака в иудаизме.
Традиции семьи и брака в исламе.
Соде ржание учебного материала
1.
Семья как объект научного исследования
Семья как объект исследования в педагогике, психологии и социологии. Актуальные вопросы изучения семьи.
Практическое занятие
1.
Методы изучения семьи.

2
2

Самостоятельная работа обучающихся
1.
Подбор 2-3 методик диагностики семьи, их анализ.

2
2

Соде ржание учебного материала
1.
Воспитательный потенциал семьи.
Понятие о воспитательном потенциале семьи. Социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический
и демографический факторы, определяющие воспитательный потенциал семьи.
Воспитательный потенциал городской и сельской семьи.
2
Внутрисемейные отношения как воспитательный фактор.
Воспитательная значимость внутрисемейных отношений. Типы отношений в семье: диктат, опека, невмешательство,
конфронтация, сотрудничество.
Значение родительского дома в формировании личности ребенка. Отец и мать как воспитатели.
3.
Взаимоотношения между родителями и детьми в различные периоды развития ребенка. Родительский авторитет.
Ложные основания родительского авторитета.
Бабушки и дедушки как воспитатели.
Практические занятия

6
2

1.

Воспитательный потенциал неполной и приемной семьи.
Воспитательный потенциал однодетной, малодетной, многодетной
воспитывающей близнецов.

2
2

2

2

4
2

семьи.

Воспитательный

потенциал

семьи,

Воспитательный потенциал городской и сельской семьи.
2.
Условия проживания и возможности для воспитания.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Подбор из художественной литературы примеров, иллюстрирующих воспитательный потенциал семей разного типа (по
выбору студентов).
2.
Знакомство с книгой Г.Т.Хоментаускаса "Семья глазами ребенка" и написание текста консультации для
родителей на одну из следующих тем:
- Как готовить старшего ребенка к появлению в семье малыша.
- Тактика формирования положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьми.
3.
Написание сочинения на одну из тем (по выбору студентов): «Моя будущая семья», «Дом, где меня ждут», «Мои родители
и я».

2
7
2
2

3

7

Тема 1.5.
Характеристика
семейного
воспитания

Контрольная работа
1.
Семья как социальный институт, объект научного исследования и институт воспитания.
Соде ржание учебного материала
1.
Исторический опыт семейного воспитания детей различных сословий.

2
2
14
4

2.

2

Стили семейного воспитания.
Сочувствующий,
попустительский,
состязательный,
рассудительный,
предупредительный,
контролирующий,
гармоничный стили воспитания. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка.
3.
Принципы семейного воспитания.
Характеристика принципов
целенаправленности, научности, гуманизма, планомерности, последовательности,
непрерывности семейного воспитания.
4.
Содержание семейного воспитания. Физическое и интеллектуальное развитие ребенка.
Физическое развитие ребенка в семье. Интеллектуальное развитие ребенка в семье.
5.
Содержание семейного воспитания. Личностное развитие ребенка.
Нравственное, гражданское, трудовое, эстетическое, экологическое, экономическое воспитание ребенка в семье.
Половое воспитание в семье.
Современные методики домашнего воспитания и раннего развития детей (М. Монтессори, С. Лупан, Е. Б. Никитины, М.
Ибука, Ш. Сузуки, Н. Зайцев, Г. Доман).
6.
Неблагоприятные факторы семейного воспитания.
Понятия «дисгармоничная семья», «неблагополучная семья». Признаки неблагополучной семьи. Типология
дисгармоничных семей. Типичные недостатки семейного воспитания.
Практические занятия
1.
Традиции и опыт народной педагогики в семейном воспитании.
2.
Особенности семейного воспитания.
Понятие «семейное воспитание». Сравнительная характеристика семейного и общественного воспитания.
Функции и задачи семейного воспитания. Условия семейного воспитания. Традиции семейного воспитания.
3.
М етоды семейного воспитания.
Методы формирования сознания в семейном воспитании. Методы организации деятельности и поведения в семейном
воспитании. Методы стимулирования деятельности и поведения в семейном воспитании
4.
Воспитание ребенка в семье в различных видах деятельности.
Контрольная работа
1.
Контрольная работа по теме: «Характеристика семейного воспитания».
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Подготовка сообщений по темам (по выбору студентов):
Особенности воспитания в дворянских семьях.
Особенности воспитания в мещанских семьях.
Особенности воспитания в купеческих семьях.
Особенности воспитания в крестьянских семьях.
2.
Подбор 2-3 колыбельных и их анализ с точки зрения общечеловеческих и базовых национальных ценностей.

2

2
2

2

8
2
2

2
2
2
2
12
2

2

8

Тема 1.6.
Педагогическая
культура
родителей.

Тема 1.7. Семья в
системе
воспитательных
институтов

Тема 1.8.
Социально­
педагогическая
работа с семьей

Тема 1. 9.
Домашнее
воспитание и
образование

3.
Подбор 5-7 игр для детей определенного возраста (по выбору студента). Анализ воспитательного потенциала данных игр.
4.
Разработка сценария семейного праздника с участием детей дошкольного (младшего школьного возраста).
5.
Написание реферата на тему «Половое воспитание мальчика (девочки) в семье».
Соде ржание учебного материала
1.
Педагогическая культура родителей.
Понятие «педагогическая культура родителей». Уровни педагогической культуры родителей.
Основные задачи повышения уровня педагогической культуры родителей. Принципы повышения педагогической
культуры родителей. Формы и методы повышения педагогической культуры родителей.

2
3
3
2
2

Самостоятельная работа обучающихся
1.
Разработка лекции для родителей (тема по выбору студентов).
Соде ржание учебного материала
1.
Взаимодействие семьи и учреждений дошкольного образования.
Подготовка ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Задачи и формы взаимодействия родителей с
воспитателем, логопедом, психологом, администрацией дошкольного образовательного учреждения.
2.
Взаимодействие семьи и школы.
Подготовка ребенка к школе. Задачи взаимодействия семьи и школы.
Формы взаимодействия семьи и школы.
3.
Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования.
Задачи взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования. Формы взаимодействия семьи и учреждений
дополнительного образования.
Практическое занятие
1.
Формы взаимодействия учреждений дополнительного образования с семьей (защита сценария).
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Изучение официальных сайтов учреждений дошкольного образования по вопросу организации работы с родителями.
Привести примеры
2.
Изучение официальных сайтов общеобразовательных организаций по вопросу организации работы с родителями.
Привести примеры
3.
Разработка сценария мероприятия с участием родителей для учреждения дополнительного образования.
Соде ржание учебного материала
1.
Социально-педагогическая работа с семьей.
Задачи и направления социально-педагогической работы с семьей. Методы социально-педагогической работы с семьей.
Содержание деятельности социального педагога семейного типа.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Подобрать пример из опыта работы социального педагога. Сделать сообщение
Соде ржание учебного материала.
1.
Домаш нее воспитание.
Цели и содержание домашнего воспитания. Функции домашнего педагога.
Няня и гувернантка как домашние
воспитатели. Профессиональные качества домашнего педагога.

2
2
10
4

4

2

2
2
6
2
2
2
4
4

2
2
6
2

9

2.

Домаш нее воспитание. Возможность получения общего образования в семье.

2

3.

Обобщающее занятие по теме «Домашнее воспитание и образование»

2

Практическое занятие
1
Домашнее образование. Условия организации семейного образования.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Подбор из исторической, художественной и публицистической литературы примеров, раскрывающие цели и содержание
домашнего воспитания в различные исторические периоды.
2.
Составление библиографического списка статей, посвященных вопросам домашнего воспитания. Конспект одной статьи
(по выбору студента)

2
2
4
2
2

Экзамен
Всего:

78/39

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета
педагогики
Оборудование учебного кабинета: 30 посадочных мест, оборудование в
соответствии с паспортом кабинета.
Технические
средства
обучения:
телевизор,
аудиосистема,
мультимедиа проектор, компьютер, экран, мультимедийные презентации.
Для
организации
электронного
обучения
с
применением
дистанционных образовательных технологий может использоваться система
электронного обучения Moodle, сервис ZOOM электронная почта;
электронная библиотека - ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype;
социальные
сети;
телефонная
связь.
Материально-техническая
база,
необходимая
для
осуществления
образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных
образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет;
средства связи преподавателей и обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник и
практикум для среднего профессионального образования / О. Л. Зверева,
А. Н. Ганичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2018. —
219 с. —
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/414527
Дополнительные источники:
Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для
среднего профессионального образования / А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева. —
3-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 291 с. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467076
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб.
заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 15-е изд., стер. - Москва:
Академия, 2014. - 416 с.
Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для среднего профессионального
образования / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Юрайт, 2017. — 719 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/406377

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе
учебной дисциплины Основы семейного воспитания, обеспечивает
организацию и проведение текущего контроля индивидуальных
образовательных достижений обучающихся. Текущий контроль проводится
преподавателем в процессе обучения.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации
доводятся до сведения обучающихся на первом занятии по учебной
дисцилине.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной
аттестацией в форме комплексного экзамена.
Формируемые ОК и ПК

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)

ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК
2.
Организовывать собственную
деятельность,
определять
методы
решения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность
и качество. ОК 3. Оценивать
риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях. ОК
4.
Осуществлять
поиск,
анализ и оценку информации,
необходимой для постановки
и решения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития. ОК 6.
Работать в коллективе и
команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и
социальными партнерами. ОК
11.
Строить
профессиональную
деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых
норм. ПК 2.3. Мотивировать
обучающихся,
родителей
(лиц, их заменяющих) к
участию
в
досуговых
мероприятиях.

Освоенные ум ения
-умение
использовать
методики
диагностики
семьи;
-умение
устанавливать
контакты
с
семьей
воспитанников;
-умение
организовывать
взаимодействие с семьей
воспитанников в различных
формах;
Освоенные знания
знание
особенностей
современной
семьи,
тенденций её развития и
характерных проблем;
знание
сущности
воспитательного потенциала
семьи,
специфики
воспитательного потенциала
семей разного типа;
знание
особенностей,
принципов, методов и стилей
семейного воспитания;
знание
содержания
семейного воспитания;
знание
негативных
факторов
семейного
воспитания,
знание
форм
взаимодействия
семьи
с
различными
образовательными

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
-

-

устная проверка;
письменный контроль
(письменные ответы на
вопросы, контрольные
письменные работы);
защита практических
занятий;
экзамен

12

учреждениями;
знание
направлений
социально-педагогической
помощи семье;
знание
целей,
форм
домашнего образования._____

Универсальная
достижений

шкала

Процент результативности
(правильных ответов)
•I-

VO

00

о

90 - 100
50 - 69
менее 50

оценки

индивидуальных

образовательных

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
вербальный аналог
балл (отметка)
5
4
3
2

отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».