Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно – программная документация 2.5. Учебный процесс Рабочая программа АУЦ Социальная адаптация и основы СК-УПД-РП-2.5.-23 социально-правовых знаний по специальности 43.02.03 Педагогика дополнительного образования Рассмотрено на заседании ПЦК «_________________________» Протокол №________________ «___»_________________20___ г __________ _______________ подпись Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» __________ _________ подпись И.О. Фамилия Протокол № ________ И.О.Фамилия от «___» ________ 202__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» г. Гусиноозерск 2023 г. Рабочая программа учебной дисциплины адаптационного цикла разработана в соответствии с учебным планом программ профессионального обучения (ОПОП ППССЗ) по специальностям 43.02.03 Педагогика дополнительного образования и Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утв. Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих ДПО Министерства образования и науки РФ 20 апреля 2015 г. кадров и N 06-830вн), утвержденные Минобрнауки России от 20.04.2015 № 06-830вн Организация – разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Заведующая методического кабинета С.А. Ульянова СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСВОЕНИЯ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения рабочей программы 1.1. Область применения программы Рабочая программа АЦ 03 «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» является частью АПОП ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальностям 43.02.03 Педагогика дополнительного образования. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: адаптационный цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - Использовать нормы позитивного социального поведения; - Использовать свои права адекватно законодательству; - Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью; - Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации; - Составлять необходимые заявительные документы; - Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - Механизмы социальной адаптации; - Основополагающие международные документы по правам человека; - Основы гражданского и семейного законодательства; - Основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов; - Основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования; - Функции органов труда и занятости населения. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часа; самостоятельной работы обучающегося 30 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: Количеств о часов 90 60 - лабораторно-практические занятия 23 самостоятельная работа 30 зачет Итоговая и промежуточная аттестация в форме: дифференцированного зачета 2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Тема 1. Понятие социальной адаптации, её этапы, механизмы, условия. Тема 2. Конвенция ООН о правах инвалидов. Тема 3. Основы гражданского и семейного законодательства Тема 3.1. Основы гражданского законодательства Содержание 2 Понятие социальной адаптации; виды (полная социальная, физиологическая, психологическая, организационная, экономическая и др.), этапы и стадии социализации (адаптационный шок, мобилизация адаптационных ресурсов, ответ на вызов среды). Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, работа с литературой 2 Содержание 2 Основополагающие международные документы по правам человека (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конвенция о правах ребенка, Конвенция ООН о правах инвалидов и др.). 2 2 Практические занятия: Конвенция ООН о правах инвалидов. 4 2 Самостоятельная работа обучающихся: - Ознакомление с текстом Конвенции о правах ребенка; - Ознакомление с текстом Конвенции о правах инвалидов. 10 Содержание 10 1. Понятие и источники гражданского права. 2. Граждане как субъекты гражданского права. Гражданин РФ. Права и обязанности граждан РФ. 2 4 2 2 2 2 3. Избирательный процесс. Избирательная система. Голосование, как форма участия граждан в политической жизни страны. 4. Основы наследственного права (понятие «наследование», основания наследования, наследование по закону и по завещанию, приобретение наследства, право на отказ от наследования и т.п.). 5. Гражданские права несовершеннолетних. Практические занятия: Решение ситуационных задач по основам наследственного права Содержание Тема 3.2. Основы семейного законодательства. 1. Семейное законодательство РФ. Заключение и прекращение брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. 2 2 2 2 2 2 6 2 6 2 2 2. Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи. 2 2 3. Права несовершеннолетних детей. Опека и попечительство 2 2 Практические занятия: 4 1. Решение ситуационных задач (заключение и прекращение брака, права и обязанности супругов, брачный договор). 2 2 2. Решение ситуационных задач (Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи). 2 2 Самостоятельная работа обучающихся: - Решение ситуационных задач по вопросам наследования. - Подготовить развернутый мотивированный ответ на вопрос: «Я «за» («против») брачный (го) договор (а)». - Решение ситуационных задач по вопросам семейного права. 10 Тема 4. Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда инвалидов. Содержание 12 Трудовое право. Работник и работодатель. Порядок приема на работу, трудовая книжка, трудовой стаж. 2 2 Тема 4.1.Трудовой договор. Заключение трудового договора (возраст, с которого допускается заключение трудового договора, гарантии при заключении трудового договора, документы, предъявляемые при заключении трудового договора и т.д.). Изменение и прекращение трудового договора (перевод на другую работу, временный перевод, отстранение от работы, расторжение трудового договора по соглашению сторон, другие основания прекращения т рудового договора). 2 2 2 22 2 2 Тема 4.3. Трудовой распорядок Рабочее время и время отдыха (нормальная продолжительность рабочего времени, сокращенная продолжительность рабочего времени, работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ненормированный рабочий день; понятие и виды времени отдыха, ежегодный оплачиваемый отпуск и др). Дисциплина труда. (Правила внутреннего трудового распорядка, поощрения за труд, дисциплинарные взыскания, порядок наложения взысканий, снятие дисциплинарного взыскания). Особенности регулирования труда отдельных категорий граждан (особенности регулирования труда женщин, инвалидов, несовершеннолетних и т.п.) Заработная плата. Гарантии и компенсации. 2 2 Тема 4.4.Трудовые споры Решение трудовых споров. Рассмотрение и решение коллективных и индивидуальных трудовых споров. Забастовка. Формы самозащиты прав работника. 2 2 Практические занятия: 1.Решение ситуационных задач по вопросам заключения и расторжения трудового договора. 2.Решение ситуационных задач по вопросам рабочего времени и времени отдыха работника. Самостоятельная работа обучающихся: - Решение ситуационных задач по вопросам трудового права. - Схематически изобразить формы самозащиты работниками своих прав. -Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Особенности регулирования труда 4 2 Тема 4.2. Рабочее время и время отдыха 4 несовершеннолетних». Тема 5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тема 6. Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации Тема 7. Трудоустройство инвалидов Практические занятия: Круглый стол: «Новые изменения в законах об инвалидах». 2 Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к дискуссии: «Новые изменения в законах об инвалидах». 2 Содержание 2 Перечень гарантий инвалидам в РФ. 2 2 Практические занятия: «Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Чтение и совместное обсуждение статей и гарантий закона. 2 2 Содержание 2 Понятие и технология социального проектирования в сфере трудоустройства инвалидов. 2 2 Правовые основы проектирования в сфере трудоустройства инвалидов 1 2 Практическая работа. Составление перечня документов инвалидов для поступления на работу. 1 2 Итого: 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 201 2 Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, стенды, шкафы для хранения дидактических пособий, учебники и учебные пособия, карточки-задания, тесты проверочные, учебные тексты, Технические средства обучения: компьютер для преподавателя, мультмедийная установка, экран. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Конституция РФ. Трудовой кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Конвенция ООН о правах инвалидов. Конвенция о правах ребенка. Дополнительные источники: 1. Основы правоведения, учебник для учреждений СПО/ А.Я. Яковлева – Москва, «Академия, 2007 год». 2. Основы права, учебник для учреждений НПО/ В.В. Румынина – Москва, «Форум-инфра-М», 2007. 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - Использовать нормы позитивного социального поведения; - Использовать свои права адекватно законодательству; - Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью; - Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации; -Составлять необходимые заявительные документы; - Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - Механизмы социальной адаптации; - Основополагающие международные документы по правам человека; - Основы гражданского и семейного законодательства; - Основы трудового законодательства. -Основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования; - Функции органов труда и занятости населения. Экспертная оценка результата выполнения практического задания. - Устный опрос; - Письменный опрос (тестирование, работа по карточкам, разбор ситуаций, вопросы для самоконтроля, письменные ответы на вопросы, выполнение практических работ, и др.); - Проверка ведения тетрадей; -Внеаудиторная самостоятельная работа; - Дифференцированный зачет.