Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа АУЦ Социальная адаптация и основы
СК-УПД-РП-2.5.-23
социально-правовых знаний
по специальности 43.02.03 Педагогика дополнительного
образования
Рассмотрено на заседании ПЦК
«_________________________»
Протокол №________________
«___»_________________20___ г
__________
_______________
подпись
Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
__________ _________
подпись
И.О. Фамилия
Протокол № ________
И.О.Фамилия
от «___» ________ 202__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»
г. Гусиноозерск 2023 г.
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
адаптационного
цикла
разработана в соответствии с учебным планом программ профессионального
обучения
(ОПОП
ППССЗ)
по
специальностям
43.02.03
Педагогика
дополнительного образования и Методических рекомендаций по разработке
и
реализации
адаптированных
образовательных
программ
среднего
профессионального образования (утв. Департаментом государственной
политики
в
сфере
подготовки
рабочих
ДПО Министерства образования и науки РФ 20 апреля 2015 г.
кадров
и
N 06-830вн),
утвержденные Минобрнауки России от 20.04.2015 № 06-830вн
Организация – разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический
техникум»
Заведующая методического кабинета С.А. Ульянова
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
АДАПТАЦИОННОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИОННОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
1.1. Область применения программы
Рабочая программа АЦ 03 «Социальная адаптация и основы социально-правовых
знаний» является частью АПОП ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальностям
43.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
адаптационный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- Использовать нормы позитивного социального поведения;
- Использовать свои права адекватно законодательству;
- Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
- Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных
условий их реализации;
- Составлять необходимые заявительные документы;
- Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и
профессиональных ситуациях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- Механизмы социальной адаптации;
- Основополагающие международные документы по правам человека;
- Основы гражданского и семейного законодательства;
- Основы трудового законодательства, особенности регулирования труда
инвалидов;
- Основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и
образования;
- Функции органов труда и занятости населения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 час,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часа;
самостоятельной работы обучающегося
30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Количеств
о часов
90
60
-
лабораторно-практические занятия
23
самостоятельная работа
30
зачет
Итоговая и промежуточная аттестация в форме: дифференцированного
зачета
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Тема 1. Понятие
социальной адаптации, её
этапы, механизмы,
условия.
Тема 2. Конвенция
ООН о правах
инвалидов.
Тема 3. Основы
гражданского и семейного
законодательства
Тема 3.1. Основы
гражданского
законодательства
Содержание
2
Понятие социальной адаптации; виды (полная социальная, физиологическая, психологическая,
организационная, экономическая и др.), этапы и стадии социализации (адаптационный шок,
мобилизация адаптационных ресурсов, ответ на вызов среды).
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, работа с литературой
2
Содержание
2
Основополагающие международные документы по правам человека (Всеобщая декларация прав
человека, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конвенция о правах ребенка,
Конвенция ООН о правах инвалидов и др.).
2
2
Практические занятия: Конвенция ООН о правах инвалидов.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- Ознакомление с текстом Конвенции о правах ребенка;
- Ознакомление с текстом Конвенции о правах инвалидов.
10
Содержание
10
1.
Понятие и источники гражданского права.
2.
Граждане как субъекты гражданского права. Гражданин РФ. Права и обязанности
граждан РФ.
2
4
2
2
2
2
3.
Избирательный процесс. Избирательная система. Голосование, как форма участия
граждан в политической жизни страны.
4.
Основы наследственного права (понятие «наследование», основания наследования,
наследование по закону и по завещанию, приобретение наследства, право на отказ от
наследования и т.п.).
5.
Гражданские права несовершеннолетних.
Практические занятия:
Решение ситуационных задач по основам наследственного права
Содержание
Тема 3.2. Основы
семейного
законодательства.
1.
Семейное законодательство РФ. Заключение и прекращение брака. Права и обязанности
супругов. Брачный договор.
2
2
2
2
2
2
6
2
6
2
2
2.
Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи.
2
2
3.
Права несовершеннолетних детей. Опека и попечительство
2
2
Практические занятия:
4
1. Решение ситуационных задач (заключение и прекращение брака, права и обязанности
супругов, брачный договор).
2
2
2. Решение ситуационных задач (Права и обязанности родителей и детей. Алиментные
обязательства членов семьи).
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- Решение ситуационных задач по вопросам наследования.
- Подготовить развернутый мотивированный ответ на вопрос: «Я «за» («против») брачный (го)
договор (а)».
- Решение ситуационных задач по вопросам семейного права.
10
Тема 4. Основы
трудового
законодательства.
Особенности
регулирования труда
инвалидов.
Содержание
12
Трудовое право. Работник и работодатель. Порядок приема на работу, трудовая книжка,
трудовой стаж.
2
2
Тема 4.1.Трудовой
договор.
Заключение трудового договора (возраст, с которого допускается заключение трудового
договора, гарантии при заключении трудового договора, документы, предъявляемые при
заключении трудового договора и т.д.).
Изменение и прекращение трудового договора (перевод на другую работу, временный перевод,
отстранение от работы, расторжение трудового договора по соглашению сторон, другие
основания прекращения т рудового договора).
2
2
2
22
2
2
Тема 4.3. Трудовой
распорядок
Рабочее время и время отдыха (нормальная продолжительность рабочего времени, сокращенная
продолжительность рабочего времени, работа за пределами нормальной продолжительности
рабочего времени, ненормированный рабочий день; понятие и виды времени отдыха, ежегодный
оплачиваемый отпуск и др).
Дисциплина труда. (Правила внутреннего трудового распорядка, поощрения за труд,
дисциплинарные взыскания, порядок наложения взысканий, снятие дисциплинарного
взыскания).
Особенности регулирования труда отдельных категорий граждан (особенности регулирования
труда женщин, инвалидов, несовершеннолетних и т.п.) Заработная плата. Гарантии и
компенсации.
2
2
Тема 4.4.Трудовые
споры
Решение трудовых споров. Рассмотрение и решение коллективных и индивидуальных
трудовых споров. Забастовка. Формы самозащиты прав работника.
2
2
Практические занятия:
1.Решение ситуационных задач по вопросам заключения и расторжения трудового
договора.
2.Решение ситуационных задач по вопросам рабочего времени и времени отдыха
работника.
Самостоятельная работа обучающихся:
- Решение ситуационных задач по вопросам трудового права.
- Схематически изобразить формы самозащиты работниками своих прав.
-Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Особенности регулирования труда
4
2
Тема 4.2. Рабочее время и
время отдыха
4
несовершеннолетних».
Тема 5. Федеральный
закон от 24 ноября 1995
г. № 181-ФЗ «О
социальной защите
инвалидов в
Российской
Федерации».
Тема 6. Перечень
гарантий инвалидам в
Российской Федерации
Тема 7.
Трудоустройство
инвалидов
Практические занятия: Круглый стол: «Новые изменения в законах об инвалидах».
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к дискуссии: «Новые изменения в законах об инвалидах».
2
Содержание
2
Перечень гарантий инвалидам в РФ.
2
2
Практические занятия: «Закон о социальной защите инвалидов в Российской
Федерации». Чтение и совместное обсуждение статей и гарантий закона.
2
2
Содержание
2
Понятие и технология социального проектирования в сфере трудоустройства инвалидов.
2
2
Правовые основы проектирования в сфере трудоустройства инвалидов
1
2
Практическая работа. Составление перечня документов инвалидов для поступления на
работу.
1
2
Итого:
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
201
2
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, стенды, шкафы
для хранения дидактических пособий, учебники и учебные пособия, карточки-задания, тесты проверочные, учебные тексты,
Технические средства обучения: компьютер для преподавателя, мультмедийная установка, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Конституция РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Семейный кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ.
Конвенция ООН о правах инвалидов.
Конвенция о правах ребенка.
Дополнительные источники:
1. Основы правоведения, учебник для учреждений СПО/ А.Я. Яковлева – Москва, «Академия, 2007 год».
2. Основы права, учебник для учреждений НПО/ В.В. Румынина – Москва, «Форум-инфра-М», 2007.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- Использовать нормы позитивного социального поведения;
- Использовать свои права адекватно законодательству;
- Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
- Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных
условий их реализации;
-Составлять необходимые заявительные документы;
- Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- Механизмы социальной адаптации;
- Основополагающие международные документы по правам человека;
- Основы гражданского и семейного законодательства;
- Основы трудового законодательства.
-Основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;
- Функции органов труда и занятости населения.
Экспертная оценка результата выполнения практического задания.
- Устный опрос;
- Письменный опрос (тестирование, работа по карточкам, разбор ситуаций, вопросы для
самоконтроля, письменные ответы на вопросы, выполнение практических работ, и др.);
- Проверка ведения тетрадей;
-Внеаудиторная самостоятельная работа;
- Дифференцированный зачет.