Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно – программная документация СК-УПД-РП-2.5.-23 2.5. Учебный процесс Рабочая программа АУЦ Психология личности и профессиональное самоопределение по специальности 43.02.03 Педагогика дополнительного образования Рассмотрено на заседании ПЦК «_________________________» Протокол №________________ «___»_________________20___ г __________ _______________ подпись Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» __________ _________ подпись И.О. Фамилия Протокол № ________ И.О.Фамилия от «___» ________ 202__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АЦ 4. «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ» г. Гусиноозерск 2023 г. Рабочая программа учебной дисциплины адаптационного цикла разработана в соответствии с учебным планом программ профессионального обучения (ОПОП ППССЗ) по специальностям 43.02.03 Педагогика дополнительного образования и Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утв. Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих ДПО Министерства образования и науки РФ 20 апреля 2015 г. кадров и N 06-830вн), утвержденные Минобрнауки России от 20.04.2015 № 06-830вн Организация – разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСВОЕНИЯ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АЦ 04 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ» 1.1. Область применения программы Рабочая программа АЦ 04 «Психология личности и профессиональное самоопределение» является частью АПОП ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальностям 43.02.03 Педагогика дополнительного образования. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Адаптационный цикл 1.3. Цели и задачи адаптационной учебной дисциплины: В результате освоения адаптационной учебной дисциплины обучающийся – инвалид или обучающийся с ОВЗ должен уметь: - применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими; - использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а так же приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения; - на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований специальностей осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения; - планировать и составлять временную перспективу своего будущего; успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде; знать: - необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения; - простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека; - современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых специальностям требований к психологическим особенностям человека, его здоровью; - основные принципы и технологии выбора специальности; - методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности. 1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 100 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 100 часов; 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Количест во часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего) В том числе: Практические занятия Лекции Самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 117 78 20 58 39 2.2 Тематический план адаптационной учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» 2.2.1 Тематический план и содержание адаптационного курса «Психология личности и профессиональное самоопределение Наименование разделов и тем 1 Тема 1. Психология личности Содержание учебного материала,практические работы 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Тема 2. Психические процессы и волевая регуляция деятельности человека 2.1 2.2 2.3 2.5 2 Понятия: личность, индивид, индивидуальность. Малая группа. Коллектив. Процесс социализации личности Особенности личности, влияющие на выбор профессии Самооценка личности в выборе профессии Практическое занятие № 1: Составить «Поведенческий портрет личности (обучающегося группы) по данным наблюдения» Практическое занятие № 2: Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности Понятие «психические процессы».Виды психических процессов: познавательные, эмоциональные, волевые. Воля. Волевая регуляция деятельности человека Простейшие способы и приемы развитияпсихических процессов. Простейшие способы и приемы управления собственными психическими состояниями Практическое занятие 3. Изучение волевых качеств: Опросник «Самооценка силы воли». Изучение выданной художественной литературы с целью поиска описания волевых качеств личности человека. Просмотр фрагментов фильма «Моя левая нога». Дискуссия. Объем часов 3 8 Уровень усвоения 4 1 2 2 2 2 6 1 2 2 2 Тема 3. Характер, темперамент и направленность личности 3.1 3.2 3.3 3.5 Тема 4. Познание задатков и способностей 4.1 4.2 4.3 Тема 5. Психология профессиональной деятельности 5.1 5.2 5.3 5.4 Общее понятие о темпераменте. Типы темперамента и их психологическаяхарактеристика. Свойства темперамента: экстраверсия,интроверсия, пластичность. Характер. Взаимоотношение характера итемперамента. Акцентуации характера. 4 1 Практическое занятие № 4. Исследование силы нервной системы(темпинг-тест) Исследование типа темперамента (тест-опросник Г. Айзенка) Практическое занятие № 5. Исследование свойств темперамента (тест-опросник В.М. Русалова)Определение акцентуаций характера. Психологический тест «Что Вы знаете осебе» или выявление акцентуации характера. 2 2 2 2 Понятие о задатках и способностях. Характеристика общих способностей человека. Профессиональные способности и их формирование. Развитие способностей. Практическое занятие № 6. Практикум по развитию прогностической способности Исследование умственных способностей с помощью краткого отборочного теста (КОТ) Понятие и структура профессиональной деятельности Взаимосвязь профессиональных требованийи индивидуально-психологических особенностей работника Профессиональная пригодность ипрофессиональный отбор. Профессиональный подбор. Профессиональное самоопределение иактуализация человека в профессии. Классификация профессиональных деятельностей. 4 1 2 2 10 1 5.5 Определение деятельности склонностей личности к различным сферам профессиональной 5.6 Практическое занятие № 7: Эссе на тему «Моя будущая профессиональная деятельность» 2 2 2 Тема 6. Профессиональное самоопределение на разных стадиях возрастного развития человека. Особенности юношеского периода. Тема 7. Профессия, специальность, специализация Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение». Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развитияличности. Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте. Социальные аспекты проблемы профессионального самоопределения итрудоустройства выпускников. Практическое занятие № 8 Решение ситуационных задач Практическое занятие № 9 Методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации будущей профессиональной деятельности. 4 1 4 2 4 2 7.1 Понятия: профессия, специальность,должность Классификация профессий Знакомство с профессиограммой 4 1 7.2 7.3 Современное состояние рынка труда. Практическое занятие № 10. Составление профессиограммы. Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом состояния рынкатруда. Самостоятельная работа 2 2 6.1 6.2 6.3 6.4 Всего 39 117 часов 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально – техническому оснащению: реализация адаптационной дисциплины требует наличия учебного кабинета оборудованного с учетом психофизиологических потребностей обучающихся – инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно – методической документации; - библиотечный фонд. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением для преподавателя; - персональный программами, компьютер адаптированными со специальными учебными пособиями образовательными и дидактическими материалами; - специальное оборудование для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по нозологической группе «Нарушение слуха», дублирующее звуковую информацию – зрительной информацией (аудиовизуальные источники информации, субтитры, графические и схематические наглядные материалы); - техническое средство реабилитации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по нозологической группе «Нарушение слуха» - индукционная петля; - мультимедиа проектор; - демонстрационный экран; - аудиовизуальные средства обучения; - электронные носители информации. 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения.– Москва: МПСИ, 2012 2. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. – Москва:МПСИ, 2013 3. Самоукина Н. Психология профессиональной деятельности. – СПб: Питер, 2003 Дополнительные источники: 1. Данченко С. А., Шилова Е. В., Савченко О. В. Профессиональное самоопределение подростков: Учебное пособие. – Владивосток, МГУ, 2012 2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – Москва; МПСИ, 2008 3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – Москва: Генезис, 2006 4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. – Москва: Первое сентября, 2004. Интернет – ресурсы: 1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/; 2. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru; 3. Эстетика сегодня: состояние, перспективы: http://anthropology.ru ; 4. Библиотека Русского гуманитарного Интернет-университета: http://www.i-u.ru/biblio/; 5. Библиотека сайта philosophy.ru:http://www.philosophy.ru/; 6. Библиотекарь.Ру. – URL: http://www.bibliotekar.ru/index.htm ; 7. Библиотека Гумер - гуманитарные http://www.gumer.info/Name_Katalog.php; 8. Википедия - Свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org ; 9. Кругосвет Онлайн Энциклопедия. – URL: http://www.krugosvet.ru ; 10 . Рубрикон - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета: http://www.rubricon.com . науки: 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценку результатов освоения адаптационной учебной дисциплины адаптационной учебной дисциплины осуществляет преподаватель в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими; использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а так же приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения; на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения; планировать и составлять временную перспективу своего будущего; успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде Знать: механизмы социальной адаптации; основополагающие документы, относящиеся к правам инвалидов; основы гражданского права; особенности регулирования труда инвалидов; функции органов труда и занятости; основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования Формы и методы контроля и оценки результатов обучения решение ситуационных задач; тестирование; деловые игры; опрос, беседы; моделирование ситуаций; наблюдение за активностью обучающегося во время практических занятий, проведения экскурсий терминологические и графические диктанты фронтальный и индивидуальный опрос анализ текста фрагмента нормативно – правового акта тестирование и диагностика