РП АУД 04 Психолигия личности и профессиональное самоопределение

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация

СК-УПД-РП-2.5.-23

2.5. Учебный процесс
Рабочая программа АУЦ Психология личности и профессиональное
самоопределение
по специальности 43.02.03 Педагогика дополнительного
образования

Рассмотрено на заседании ПЦК
«_________________________»
Протокол №________________
«___»_________________20___ г
__________
_______________
подпись

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
__________ _________
подпись

И.О. Фамилия

Протокол № ________

И.О.Фамилия

от «___» ________ 202__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
АЦ 4. «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

г. Гусиноозерск 2023 г.

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

адаптационного

цикла

разработана в соответствии с учебным планом программ профессионального
обучения

(ОПОП

ППССЗ)

по

специальностям

43.02.03

Педагогика

дополнительного образования и Методических рекомендаций по разработке
и

реализации

адаптированных

образовательных

программ

среднего

профессионального образования (утв. Департаментом государственной
политики

в

сфере

подготовки

рабочих

ДПО Министерства образования и науки РФ 20 апреля 2015 г.

кадров

и

N 06-830вн),

утвержденные Минобрнауки России от 20.04.2015 № 06-830вн
Организация – разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический
техникум»

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ПАСПОРТ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

АДАПТАЦИОННОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИОННОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АЦ 04 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа АЦ 04 «Психология личности и профессиональное
самоопределение» является частью АПОП ППССЗ в соответствии с ФГОС по
специальностям 43.02.03 Педагогика дополнительного образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: Адаптационный цикл
1.3. Цели и задачи адаптационной учебной дисциплины:
В

результате

освоения

адаптационной

учебной

дисциплины

обучающийся – инвалид или обучающийся с ОВЗ должен уметь:
- применять на практике полученные знания и навыки в различных
условиях

профессиональной

деятельности

и

взаимодействия

с

окружающими;
- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических
процессов, а так же приемы психической саморегуляции в процессе
деятельности и общения;
- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и
требований

специальностей

осуществлять

осознанный,

адекватный

профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального
обучения;
- планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой
социальной, образовательной и профессиональной среде;
знать:
- необходимую терминологию, основы и сущность профессионального
самоопределения;

- простейшие способы и приемы развития психических процессов и
управления собственными психическими состояниями, основные механизмы
психической регуляции поведения человека;
- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых
специальностям требований к психологическим особенностям человека, его
здоровью;
- основные принципы и технологии выбора специальности;
- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной
организации учебной и будущей профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 100 часов, в том
числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 100 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Количест
во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего)
В том числе:
Практические занятия
Лекции
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

117
78

20
58
39

2.2 Тематический план адаптационной учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное
самоопределение»
2.2.1 Тематический план и содержание адаптационного курса «Психология личности и профессиональное
самоопределение
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.
Психология
личности

Содержание учебного материала,практические работы

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

Тема 2.
Психические
процессы и
волевая
регуляция
деятельности
человека

2.1
2.2
2.3
2.5

2
Понятия: личность, индивид, индивидуальность. Малая группа.
Коллектив.
Процесс социализации личности
Особенности личности, влияющие на выбор
профессии
Самооценка личности в выборе профессии
Практическое занятие № 1: Составить «Поведенческий портрет личности
(обучающегося группы) по данным наблюдения»
Практическое занятие № 2:
Диагностика индивидуальной структуры
ценностных ориентаций личности
Понятие «психические процессы».Виды психических процессов:
познавательные, эмоциональные, волевые.
Воля. Волевая регуляция деятельности человека
Простейшие способы и приемы развитияпсихических процессов. Простейшие способы и
приемы управления собственными психическими состояниями
Практическое занятие 3. Изучение волевых качеств: Опросник
«Самооценка силы воли». Изучение выданной художественной литературы с целью поиска
описания волевых качеств личности человека. Просмотр фрагментов фильма «Моя левая нога».
Дискуссия.

Объем
часов
3
8

Уровень
усвоения
4
1

2

2

2

2

6

1

2
2

2

Тема 3.
Характер,
темперамент и
направленность
личности

3.1

3.2
3.3

3.5

Тема 4.
Познание
задатков и
способностей

4.1
4.2
4.3

Тема 5.
Психология
профессиональной
деятельности

5.1
5.2
5.3
5.4

Общее понятие о темпераменте.
Типы темперамента и их психологическаяхарактеристика.
Свойства темперамента: экстраверсия,интроверсия, пластичность.
Характер. Взаимоотношение характера итемперамента.
Акцентуации характера.

4

1

Практическое занятие № 4.
Исследование силы нервной системы(темпинг-тест)
Исследование типа темперамента (тест-опросник Г. Айзенка)
Практическое занятие № 5.
Исследование свойств темперамента (тест-опросник В.М. Русалова)Определение
акцентуаций характера. Психологический тест «Что Вы знаете осебе» или выявление
акцентуации характера.

2

2

2

2

Понятие о задатках и способностях. Характеристика общих способностей
человека.
Профессиональные способности и их
формирование. Развитие способностей.
Практическое занятие № 6.
Практикум по развитию прогностической способности Исследование умственных
способностей с помощью краткого отборочного теста (КОТ)
Понятие и структура профессиональной
деятельности
Взаимосвязь профессиональных требованийи индивидуально-психологических
особенностей работника
Профессиональная пригодность ипрофессиональный отбор.
Профессиональный подбор.
Профессиональное самоопределение иактуализация человека в профессии.
Классификация профессиональных деятельностей.

4

1

2

2

10

1

5.5

Определение
деятельности

склонностей

личности

к различным

сферам

профессиональной

5.6

Практическое занятие № 7: Эссе на тему «Моя будущая профессиональная деятельность»

2
2

2

Тема 6.
Профессиональное
самоопределение на разных
стадиях
возрастного
развития
человека.
Особенности
юношеского
периода.
Тема 7.
Профессия,
специальность,
специализация

Основные подходы к определению понятия
«профессиональное самоопределение». Особенности профессионального самоопределения на
разных этапах развитияличности. Профессиональное и личностное самоопределение в
юношеском возрасте.
Социальные аспекты проблемы
профессионального самоопределения итрудоустройства выпускников.
Практическое занятие № 8
Решение ситуационных задач
Практическое занятие № 9
Методы и формы поиска необходимой
информации для эффективной организации будущей профессиональной деятельности.

4

1

4

2

4

2

7.1

Понятия: профессия, специальность,должность
Классификация профессий
Знакомство с профессиограммой

4

1

7.2
7.3

Современное состояние рынка труда.
Практическое занятие № 10. Составление профессиограммы. Проектирование
профессионального плана,
его коррекция с учетом состояния рынкатруда.
Самостоятельная работа

2

2

6.1

6.2
6.3
6.4

Всего

39
117
часов

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально – техническому
оснащению: реализация адаптационной дисциплины требует наличия учебного
кабинета оборудованного с учетом психофизиологических потребностей
обучающихся – инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – методической документации;
- библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением для преподавателя;
-

персональный

программами,

компьютер

адаптированными

со

специальными

учебными

пособиями

образовательными
и

дидактическими

материалами;
- специальное оборудование для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по
нозологической группе «Нарушение слуха», дублирующее звуковую информацию
– зрительной информацией (аудиовизуальные источники информации, субтитры,
графические и схематические наглядные материалы);
- техническое средство реабилитации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по
нозологической группе «Нарушение слуха» - индукционная петля;
- мультимедиа проектор;
- демонстрационный экран;
- аудиовизуальные средства обучения;
- электронные носители информации.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального

самоопределения.– Москва: МПСИ, 2012
2. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. – Москва:МПСИ,
2013
3. Самоукина Н. Психология профессиональной деятельности. – СПб: Питер,
2003
Дополнительные источники:
1. Данченко С. А., Шилова Е. В., Савченко О. В. Профессиональное
самоопределение подростков: Учебное пособие. – Владивосток, МГУ, 2012
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней
юности. – Москва; МПСИ, 2008
3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – Москва: Генезис, 2006
4.

Пряжников

Н.С.,

Пряжникова

Е.Ю.

Игры

и

методики

для

профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. – Москва:
Первое сентября, 2004.
Интернет – ресурсы:
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;
2. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru;
3. Эстетика сегодня: состояние, перспективы: http://anthropology.ru ;
4. Библиотека Русского гуманитарного Интернет-университета:
http://www.i-u.ru/biblio/;
5. Библиотека сайта philosophy.ru:http://www.philosophy.ru/;
6. Библиотекарь.Ру. – URL: http://www.bibliotekar.ru/index.htm ;
7.

Библиотека

Гумер

-

гуманитарные

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php;
8. Википедия - Свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org ;
9. Кругосвет Онлайн Энциклопедия. – URL: http://www.krugosvet.ru ;
10 . Рубрикон - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета:
http://www.rubricon.com .

науки:

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценку результатов освоения адаптационной учебной дисциплины
адаптационной учебной дисциплины осуществляет преподаватель в процессе
проведения

практических

занятий

и

тестирования,

а

также

выполнения

обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Уметь:
применять на практике полученные
знания и навыки в различных условиях
профессиональной
деятельности
и
взаимодействия с окружающими;
использовать
простейшие
приемы
развития и тренировки психических
процессов, а так же приемы психической
саморегуляции в процессе деятельности
и общения;
на основе анализа современного рынка
труда,
ограничений
здоровья
и
требований профессий осуществлять
осознанный,
адекватный
профессиональный выбор и выбор
собственного пути профессионального
обучения;
планировать и составлять временную
перспективу своего будущего;
успешно
реализовывать
свои
возможности и адаптироваться к новой
социальной,
образовательной
и
профессиональной среде
Знать:
 механизмы социальной адаптации;
 основополагающие
документы,
относящиеся к правам инвалидов;
 основы гражданского права;
 особенности
регулирования
труда
инвалидов;
 функции органов труда и занятости;
 основные
правовые
гарантии
инвалидам в области социальной
защиты и образования

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения







решение ситуационных задач;
тестирование;
деловые игры;
опрос, беседы;
моделирование ситуаций;
наблюдение
за
активностью
обучающегося во время практических
занятий, проведения экскурсий

 терминологические
и
графические
диктанты
 фронтальный и индивидуальный опрос
 анализ текста фрагмента нормативно –
правового акта
 тестирование и диагностика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».