Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
СК-УПД-РП-2.5.-23
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа АУЦ Психология личности и профессиональное
самоопределение
по специальности 43.02.03 Педагогика дополнительного
образования
Рассмотрено на заседании ПЦК
«_________________________»
Протокол №________________
«___»_________________20___ г
__________
_______________
подпись
Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
__________ _________
подпись
И.О. Фамилия
Протокол № ________
И.О.Фамилия
от «___» ________ 202__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
АЦ 4. «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
г. Гусиноозерск 2023 г.
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
адаптационного
цикла
разработана в соответствии с учебным планом программ профессионального
обучения
(ОПОП
ППССЗ)
по
специальностям
43.02.03
Педагогика
дополнительного образования и Методических рекомендаций по разработке
и
реализации
адаптированных
образовательных
программ
среднего
профессионального образования (утв. Департаментом государственной
политики
в
сфере
подготовки
рабочих
ДПО Министерства образования и науки РФ 20 апреля 2015 г.
кадров
и
N 06-830вн),
утвержденные Минобрнауки России от 20.04.2015 № 06-830вн
Организация – разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический
техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
АДАПТАЦИОННОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИОННОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АЦ 04 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа АЦ 04 «Психология личности и профессиональное
самоопределение» является частью АПОП ППССЗ в соответствии с ФГОС по
специальностям 43.02.03 Педагогика дополнительного образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: Адаптационный цикл
1.3. Цели и задачи адаптационной учебной дисциплины:
В
результате
освоения
адаптационной
учебной
дисциплины
обучающийся – инвалид или обучающийся с ОВЗ должен уметь:
- применять на практике полученные знания и навыки в различных
условиях
профессиональной
деятельности
и
взаимодействия
с
окружающими;
- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических
процессов, а так же приемы психической саморегуляции в процессе
деятельности и общения;
- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и
требований
специальностей
осуществлять
осознанный,
адекватный
профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального
обучения;
- планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой
социальной, образовательной и профессиональной среде;
знать:
- необходимую терминологию, основы и сущность профессионального
самоопределения;
- простейшие способы и приемы развития психических процессов и
управления собственными психическими состояниями, основные механизмы
психической регуляции поведения человека;
- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых
специальностям требований к психологическим особенностям человека, его
здоровью;
- основные принципы и технологии выбора специальности;
- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной
организации учебной и будущей профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 100 часов, в том
числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 100 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количест
во часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего)
В том числе:
Практические занятия
Лекции
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
117
78
20
58
39
2.2 Тематический план адаптационной учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное
самоопределение»
2.2.1 Тематический план и содержание адаптационного курса «Психология личности и профессиональное
самоопределение
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.
Психология
личности
Содержание учебного материала,практические работы
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
Тема 2.
Психические
процессы и
волевая
регуляция
деятельности
человека
2.1
2.2
2.3
2.5
2
Понятия: личность, индивид, индивидуальность. Малая группа.
Коллектив.
Процесс социализации личности
Особенности личности, влияющие на выбор
профессии
Самооценка личности в выборе профессии
Практическое занятие № 1: Составить «Поведенческий портрет личности
(обучающегося группы) по данным наблюдения»
Практическое занятие № 2:
Диагностика индивидуальной структуры
ценностных ориентаций личности
Понятие «психические процессы».Виды психических процессов:
познавательные, эмоциональные, волевые.
Воля. Волевая регуляция деятельности человека
Простейшие способы и приемы развитияпсихических процессов. Простейшие способы и
приемы управления собственными психическими состояниями
Практическое занятие 3. Изучение волевых качеств: Опросник
«Самооценка силы воли». Изучение выданной художественной литературы с целью поиска
описания волевых качеств личности человека. Просмотр фрагментов фильма «Моя левая нога».
Дискуссия.
Объем
часов
3
8
Уровень
усвоения
4
1
2
2
2
2
6
1
2
2
2
Тема 3.
Характер,
темперамент и
направленность
личности
3.1
3.2
3.3
3.5
Тема 4.
Познание
задатков и
способностей
4.1
4.2
4.3
Тема 5.
Психология
профессиональной
деятельности
5.1
5.2
5.3
5.4
Общее понятие о темпераменте.
Типы темперамента и их психологическаяхарактеристика.
Свойства темперамента: экстраверсия,интроверсия, пластичность.
Характер. Взаимоотношение характера итемперамента.
Акцентуации характера.
4
1
Практическое занятие № 4.
Исследование силы нервной системы(темпинг-тест)
Исследование типа темперамента (тест-опросник Г. Айзенка)
Практическое занятие № 5.
Исследование свойств темперамента (тест-опросник В.М. Русалова)Определение
акцентуаций характера. Психологический тест «Что Вы знаете осебе» или выявление
акцентуации характера.
2
2
2
2
Понятие о задатках и способностях. Характеристика общих способностей
человека.
Профессиональные способности и их
формирование. Развитие способностей.
Практическое занятие № 6.
Практикум по развитию прогностической способности Исследование умственных
способностей с помощью краткого отборочного теста (КОТ)
Понятие и структура профессиональной
деятельности
Взаимосвязь профессиональных требованийи индивидуально-психологических
особенностей работника
Профессиональная пригодность ипрофессиональный отбор.
Профессиональный подбор.
Профессиональное самоопределение иактуализация человека в профессии.
Классификация профессиональных деятельностей.
4
1
2
2
10
1
5.5
Определение
деятельности
склонностей
личности
к различным
сферам
профессиональной
5.6
Практическое занятие № 7: Эссе на тему «Моя будущая профессиональная деятельность»
2
2
2
Тема 6.
Профессиональное
самоопределение на разных
стадиях
возрастного
развития
человека.
Особенности
юношеского
периода.
Тема 7.
Профессия,
специальность,
специализация
Основные подходы к определению понятия
«профессиональное самоопределение». Особенности профессионального самоопределения на
разных этапах развитияличности. Профессиональное и личностное самоопределение в
юношеском возрасте.
Социальные аспекты проблемы
профессионального самоопределения итрудоустройства выпускников.
Практическое занятие № 8
Решение ситуационных задач
Практическое занятие № 9
Методы и формы поиска необходимой
информации для эффективной организации будущей профессиональной деятельности.
4
1
4
2
4
2
7.1
Понятия: профессия, специальность,должность
Классификация профессий
Знакомство с профессиограммой
4
1
7.2
7.3
Современное состояние рынка труда.
Практическое занятие № 10. Составление профессиограммы. Проектирование
профессионального плана,
его коррекция с учетом состояния рынкатруда.
Самостоятельная работа
2
2
6.1
6.2
6.3
6.4
Всего
39
117
часов
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально – техническому
оснащению: реализация адаптационной дисциплины требует наличия учебного
кабинета оборудованного с учетом психофизиологических потребностей
обучающихся – инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – методической документации;
- библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением для преподавателя;
-
персональный
программами,
компьютер
адаптированными
со
специальными
учебными
пособиями
образовательными
и
дидактическими
материалами;
- специальное оборудование для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по
нозологической группе «Нарушение слуха», дублирующее звуковую информацию
– зрительной информацией (аудиовизуальные источники информации, субтитры,
графические и схематические наглядные материалы);
- техническое средство реабилитации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по
нозологической группе «Нарушение слуха» - индукционная петля;
- мультимедиа проектор;
- демонстрационный экран;
- аудиовизуальные средства обучения;
- электронные носители информации.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального
самоопределения.– Москва: МПСИ, 2012
2. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. – Москва:МПСИ,
2013
3. Самоукина Н. Психология профессиональной деятельности. – СПб: Питер,
2003
Дополнительные источники:
1. Данченко С. А., Шилова Е. В., Савченко О. В. Профессиональное
самоопределение подростков: Учебное пособие. – Владивосток, МГУ, 2012
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней
юности. – Москва; МПСИ, 2008
3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – Москва: Генезис, 2006
4.
Пряжников
Н.С.,
Пряжникова
Е.Ю.
Игры
и
методики
для
профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. – Москва:
Первое сентября, 2004.
Интернет – ресурсы:
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;
2. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru;
3. Эстетика сегодня: состояние, перспективы: http://anthropology.ru ;
4. Библиотека Русского гуманитарного Интернет-университета:
http://www.i-u.ru/biblio/;
5. Библиотека сайта philosophy.ru:http://www.philosophy.ru/;
6. Библиотекарь.Ру. – URL: http://www.bibliotekar.ru/index.htm ;
7.
Библиотека
Гумер
-
гуманитарные
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php;
8. Википедия - Свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org ;
9. Кругосвет Онлайн Энциклопедия. – URL: http://www.krugosvet.ru ;
10 . Рубрикон - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета:
http://www.rubricon.com .
науки:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценку результатов освоения адаптационной учебной дисциплины
адаптационной учебной дисциплины осуществляет преподаватель в процессе
проведения
практических
занятий
и
тестирования,
а
также
выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Уметь:
применять на практике полученные
знания и навыки в различных условиях
профессиональной
деятельности
и
взаимодействия с окружающими;
использовать
простейшие
приемы
развития и тренировки психических
процессов, а так же приемы психической
саморегуляции в процессе деятельности
и общения;
на основе анализа современного рынка
труда,
ограничений
здоровья
и
требований профессий осуществлять
осознанный,
адекватный
профессиональный выбор и выбор
собственного пути профессионального
обучения;
планировать и составлять временную
перспективу своего будущего;
успешно
реализовывать
свои
возможности и адаптироваться к новой
социальной,
образовательной
и
профессиональной среде
Знать:
механизмы социальной адаптации;
основополагающие
документы,
относящиеся к правам инвалидов;
основы гражданского права;
особенности
регулирования
труда
инвалидов;
функции органов труда и занятости;
основные
правовые
гарантии
инвалидам в области социальной
защиты и образования
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
решение ситуационных задач;
тестирование;
деловые игры;
опрос, беседы;
моделирование ситуаций;
наблюдение
за
активностью
обучающегося во время практических
занятий, проведения экскурсий
терминологические
и
графические
диктанты
фронтальный и индивидуальный опрос
анализ текста фрагмента нормативно –
правового акта
тестирование и диагностика