М и н и стерство об разован ия и науки РБ Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » ** У чебн о-п рограм м н ая д окум ентац ия 2.5. У чебн ы й процесс С К -У П Д -К О С -2.5.-23 К о н трол ьн о-оц ен оч н ы е средства уч еб н ой д и сц и п ли н ы по сп еци альн ости 44.02.03. П ед агоги ка в допол н и тел ьн ом об разован ии (в области соц и ал ьн о педагогич еской д еятельн ости) Рассмотрено на заседании ПЦК Протокол № « » п о д п и сь __20__г. УТВЕРЖДАЮ Методический совет ГБПОУ «ГЭТ» Протокол № _ ________20___г. « » С.А.Ульянова И .О .Ф ам и л и п о д п и сь И .О .Ф ам и л и я Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине «Теоретические и методические основы организации внеурочной деятельности» Гусиноозерск, 2023 1 СОДЕРЖАНИЕ 1.О бщ ие полож ения 2. П ереч ен ь осн овны х п оказателей оценки результатов, элем ен тов зн ан и й и ум ений, п одлеж ащ и х текущ ем у контролю и п ром еж уточ ной аттестац ии 3. К он трол ь и оценка освоения учебной дисц и п ли н ы по тем ам (разделам ) 4. Ф онд оценочны х средств д ля текущ его контроля уч еб н ой д исц ип ли ны 5. Ф онд оценочны х средств для п ром еж уточной аттестац ии 3 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Ф онд оценочны х средств (Ф О С ) предн азн ачен для контроля и оценки об разовательны х д остиж ений обучаю щ ихся, освои вш их програм м у уч еб н ой дисц и п ли н ы Т еорети ческие и м етод ически е осн овы орган изац ии вн еурочн ой деятельн ости детей Ф О С вклю чает кон трольны е м атериалы для п роведени я текущ его контроля и п ром еж уточной аттестац и и в ф орм е д и ф ф ерен ц и рован н ого зачёта. Ф О С разраб отан на осн овани и полож ений: Ф ГО С С П О 44.02.03 П ед агоги ка доп ол н и тел ьн ого образован ия О сновн ой проф ессион ал ьной об разовательной п рограм м ы по сп ец и ал ьн ости 44,02,03 П ед агоги ка д о п ол н и тел ьн ого образован ия (углуб лённой подготовки) П рограм м ы уч еб н ой дисц и п ли н ы Т еорети ческие и м етод ически е основы орган изац ии вн еурочной деятельн ости детей П олож ен и я о ф онде оценочны х средств П олож ен и я о текущ ем контроле зн ан и й и п ром еж уточной аттестац ии обучаю щ и хся 2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ, ЭЛЕМЕНТОВ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Таблица 1. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) О своенны е ум ения: - составлять план ы внеурочн ы х занятий с учетом особен ностей избран ной области деятельности, возраста об учаю щ и хся и в соответстви и с санитарноги гиен ическим и норм ам и; - использовать различ ны е м етоды и ф орм ы орган изац ии внеурочной работы , строить их с учетом возрастн ы х и и н д и ви дуальн о психологически х особен ностей обучаю щ ихся; освоенные знания: - теорети ч ески е осн овы и м етодику план ирования вн еурочной раб оты с учетом возрастн ы х и ин диви дуальн ы х особен ностей об учаю щ ихся; - м етодически е основы орган изац ии вн еурочн ой работы в избран ной области деятельности; - логику ан ализа вн еурочн ы х м еропри яти й и занятий; - ви ды д окум ентац ии, треб ован и я к ее оф орм лению . Код и наименование элемента умений Код и наименование элемента знаний У. 1 ум еть составлять план ы внеурочны х зан яти й с учетом особен ностей избранной области деятельности, возраста обучаю щ и хся и в соответстви и с санитарноги гиен ическим и норм ам и; У. 2 ум еть использовать различ ны е м етоды и ф орм ы орган изац ии вн еурочн ой работы , строить их с учетом возрастн ы х и ин д и ви дуальн о психологически х особен ностей обучаю щ ихся; 3.1 зн ать теоретич ески е основы и м етодику план ирования вн еурочн ой р аб оты с у ч етом возрастн ы х и индиви дуальн ы х особен ностей обучаю щ ихся; 3.2 зн ать м етодически е основы орган изац ии вн еурочн ой р аб оты в и зб ран ной области д еятельности; 3.3 зн ать логику ан ализа внеурочн ы х м еропри яти й и занятий; 3.4 зн ать виды д окум ентации, тр еб ован и я к ее оф орм лению . 4 П р ед ставл ен н ы е ум ен и я и зн ан и я н аправлен ы на ф орм ирование общ их и п роф ессион альны х ком петенций: О К 1. П оним ать сущ ность и социальную зн ачи м ость своей будущ ей проф ессии, проявлять к ней устой ч и вы й интерес. О К 2. О ргани зовы вать собственную деятельн ость, определять м етоды реш ения п роф ессион альны х задач, оценивать их эф ф екти вн ость и качество. О К 3. О цен ивать риски и п ри ни м ать реш ен ия в н естандартны х ситуациях. О К 4. О сущ ествлять поиск, анализ и оценку инф орм ации, н еобходи м ой д ля постановки и реш ен ия п роф ессион альны х задач, проф есси он ал ьн ого и личностн ого развития. О К 6. Р аб отать в коллективе и ком анде, взаи м одействовать с руководством , коллегам и и соц иальны м и партнерам и. О К 11. С троить проф ессион альную д еятельн ость с соблю дени ем регул и рую щ и х ее правовы х норм. П К 1.1. О пред елять цели и задачи, план ировать занятия. П К 1.6. О ф орм лять докум ентацию , обесп ечи ваю щ ую образовател ьн ы й процесс. П К 3.1. Р азраб аты вать м етодически е м атериалы (рабочие програм м ы , у ч еб н о тем атич ески е планы ) на основе при м ерны х с уч етом области деятельн ости, особен ностей возраста, груп пы и отдельн ы х заним аю щ ихся. П К 3.3. С истем атизировать и оценивать педагогич ески й опы т и образовательны е техн ол оги и в области д оп олни тельн ого образован ия на основе изучения п роф ессион альной литературы , сам оанализа и ан ализа деятельн ости других педагогов. П К 3.4. О ф орм лять п едагогически е разраб отки в виде отчетов, реф ератов, вы ступлений. П К 3.5. У частвовать в иссл ед овател ьской и проектн ой д еятельн ости в области д оп олни тельн ого образован ия детей. О бучение по учебной дисциплине заверш ается пром еж уточной аттестацией в ф орм е - дифференцированного зачета 5 3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ Таблица 2. Элемент учебной дисциплины Тем а 1.1. Н орм ативно правовое обеспечение внеурочной деятельности ш кол ьн иков Тем а 1.2. Содерж ание и организация внеурочной деятельности ш кол ьн иков Т екущ ий контроль П роверяем ы е Оценочное ум ения (У), средство знания (З) Сообщение З.1 «История развития внеурочной деятельности» У праж нение 1 Составление таблицы «Внеурочная работа и дополнительно е образование: общее и отличия» П роектное задание Разработка проекта «Модели организации внеурочной деятельности в начальной общеобразоват ельной школе», «Модели организации внеурочной деятельности в основной общеобразоват ельной школе». З.4 У праж нение 2. Анализ журналов «Начальная У.1; З.1; З.2; З.3 П ром еж уточная аттестац ия Оценочное П роверяем ы е Ф орм а контроля ум ения (У), средство знания (З) Сообщение З.1. Д И «История Ф развития Ф внеурочной Е деятельности» Р Е Н Ц И Р О В А Н Н Ы Й З А А Ч Ё Т З.1; З.4. У праж нение 1 Составление таблицы «Внеурочная работа и дополнительно е образование: общее и отличия» П роектное задание Разработка проекта «Модели организации внеурочной деятельности в начальной общеобразоват ельной школе», «Модели организации внеурочной деятельности в основной общеобразоват ельной школе». З.4. У праж нение 2. Анализ журналов «Начальная У.1; З.1; З.2; З.3 З.1 ;З.4. 6 школа», «Воспитание школьников» с точки зрения освещения вопросов организации внеурочной деятельности обучающихся. школа», «Воспитание школьников» с точки зрения освещения вопросов организации внеурочной деятельности обучающихся. Тем а 1.3. Р езул ьтаты и эф ф екты внеурочной деятельности ш кол ьн иков Тем а 1.4. М етоды, прием ы и ф орм ы организации внеурочной деятельности ш кол ьн иков Тем а 1.5. М етодическое обеспечение внеурочной деятельности обучаю щ ихся У праж нение 3. Составление конспекта «Методы контроля качества процесса и результатов внеурочной деятельности» Реф ерат по темам по выбору студента У праж нение 4 проанализи ровать программы внеурочной деятельности У.2; З.2 У.1; У.2; З.1; З.2 З.3; З.4 У праж нение 3. Составление конспекта «Методы контроля качества процесса и результатов внеурочной деятельности» Реф ерат по темам по выбору студента У праж нение 4 проанализи ровать программы внеурочной деятельности У.2; З.2 У.1; У.2; З.1; З.2 З.3; З.4 7 4 . ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1.1. Нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности школьников Сообщение. У м ени я и знания, сф орм и рован н ость которы х проверяется: Предмет оценки: Знания: З1 зн ать теоретически е основы и м етодику план и рован и я вн еурочн ой р аб оты с учетом возрастн ы х и и н д иви дуальн ы х особен ностей обучаю щ ихся; В и д ы оценочного средства, представленн ы е в общ ей сп еци ф икац ии С ообщ ение. С одерж ан ие за д а н и я : П од готов ка сообщ ени я «И стория разви ти я внеурочн ой д еятельн ости» на основе И нтернет-и сточн иков. О бучаю щ иеся м огут сам остоятельн о подбирать источ н и ки инф орм ации. Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е с о д е р ж а н и я с о о б щ е н и я за я в л е н н о й тем е, п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён н ость работы . Тема 1.2. Содержание и организация внеурочной деятельности школьников Упражнение 1. У м ени я и знания, сф орм и рован н ость которы х проверяется: Предмет оценки: Знания З4 зн ать виды докум ентац ии, тр еб ован и я к ее оф орм лению . В и д ы оценочного средства, представленн ы е в общ ей сп еци ф икац ии С ообщ ение. С одерж ан ие за д а н и я : С оставлен ие таб л и ц ы «В неурочн ая раб ота и допол ни тел ьн ое образование: общ ее и отличия» на основе статьи учеб н и ка Е вл ад о во й Е.Б. и других источни ков по вы бору студента. Проектное задание У м ени я и знания, сф орм и рован н ость которы х проверяется: Предмет оценки: Знания З1 зн ать теоретически е основы и м етодику план и рован и я вн еурочн ой р аб оты с учетом возрастн ы х и и н д иви дуальн ы х особен ностей обучаю щ ихся; З4 зн ать виды докум ентац ии, тр еб ован и я к ее оф орм лению . В и д ы оценочного средства, представленн ы е в общ ей сп еци ф икац ии С ообщ ение. С одерж ан ие за д а н и я : Р азр аб о тка проекта «М одели орган изац ии вн еурочн ой деятельн ости в н ачальной об щ еоб разовательной ш коле», «М од ели орган и зац и и внеурочной д еятельн ости в осн овной об щ еоб разовательной ш коле». Н а основе научн о-м етод и чески х м атериалов необходи м о разраб отать «М одели орган изац ии вн еурочн ой д еятельн ости в н ачальной общ еоб разовател ьн ой ш коле» или «М од ели о рган и зац и и вн еурочн ой д еятельн ости в осн овной об щ еобразовательной ш коле». Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е с о д е р ж а н и я т а б л и ц ы н а зв а н и я м граф , п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м а ц и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён н ость работы . Упражнение 2. У м ени я и знания, сф орм и рован н ость которы х проверяется: Предмет оценки: 8 У м ения У1 ум еть составлять план ы вн еурочн ы х зан яти й с учетом особен ностей избранной области деятельн ости, возраста обучаю щ и хся и в соответстви и с сан и тар н о ги гиен ическим и норм ам и; Знания 31 зн ать теоретически е основы и м етодику план и рован и я вн еурочн ой р аб оты с учетом возрастн ы х и и н д иви дуальн ы х особен ностей обучаю щ ихся; 32 зн ать м етодически е осн овы орган и зац и и вн еурочн ой раб оты в и зб ран ной области деятельности; 33 зн ать логику ан ал и за вн еурочн ы х м еропри яти й и занятий; В и д ы оценочного средства, представленн ы е в общ ей сп еци ф икац ии У праж н ени е С одерж ан ие задания: п роанализи ровать ж урналы «Н ачальн ая ш кола», «В осп итани е ш кольников» с точки зрен и я освещ ен ия воп росов орган изац ии внеурочн ой деятельн ости обучаю щ ихся. Н еоб ход и м о ознаком и тся с 2-3 и н ф орм аци онны м и м атериалам и. М атери ал подготови ть по плану: 1. И нф орм ац и я об авторе п редставленн ого опыта. 2. Н азван и е статьи, № , год вы п уска ж урнала. 3. К ратки й кон сп ект педагогического опыта. Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е с о д е р ж а н и я п о д о б р а н н ы х м а тер и а л о в за д а н н о й тем е, п о л н о та и достоверность инф орм ации, аккуратность вы полнения и заверш ён н ость работы . Тема 1.3. Результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Упражнение 2. У м ени я и знания, сф орм и рованн ость которы х проверяется: Предмет оценки: Умения У 2 ум еть использовать различ ны е м етоды и ф орм ы орган изац ии вн еурочн ой работы , строить их с учетом возрастн ы х и ин ди ви дуальн о-п си хол оги чески х особен ностей обучаю щ ихся; Знания З2 зн ать м етодически е осн овы орган и зац и и вн еурочн ой раб оты в и зб ран ной области деятельности; В и д ы оценочного средства, представленн ы е в общ ей сп еци ф икац ии У праж н ени е С одерж ан ие задания: составлен ие конспекта «М етоды контроля качества проц есса и резул ьтатов вн еурочн ой деятельн ости» Н еоб ход и м о сам остоятельн о подобрать л и тературу по тем е задан ия, составить кон сп ект в ф орм е таблицы ._________________________ Примеры Название метода Краткое описание содержания метода Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е с о д е р ж а н и я т а б л и ц ы н а зв а н и я м граф , п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м а ц и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён н ость работы . Тема 1.4. Методы, приемы и формы организации внеурочной деятельности школьников Реферат У м ени я и знания, сф орм и рован н ость которы х проверяется: Предмет оценки: 9 У м ения У1 ум еть составлять план ы внеурочн ы х зан яти й с учетом особен ностей избранной области деятельн ости, возраста обучаю щ и хся и в соответстви и с сан и тар н о ги гиен ическим и норм ам и; У 2 ум еть использовать разл и ч н ы е м етоды и ф орм ы орган изац ии вн еурочн ой работы , строить их с учетом возрастн ы х и ин ди ви дуальн о-п си хол оги чески х особен ностей обучаю щ ихся; Знания 31 зн ать теоретически е основы и м етодику план и рован и я вн еурочн ой раб оты с учетом возрастн ы х и и н д иви дуальн ы х особен ностей обучаю щ ихся; 32 зн ать м етодически е осн овы орган и зац и и вн еурочн ой раб оты в и зб ран ной области деятельности; В и д ы оценочного средства, представленн ы е в общ ей сп еци ф икац ии У праж н ени е С одерж ан ие за д а н и я : написани е реф ерата (по тем ам - по вы бору студента): «Ш кольн ы й театр как ф орм а орган изац ии вн еурочн ой д еятельн ости обучаю щ ихся». «С ред ства обучения, используем ы е во вн еурочн ой работе с м ладш и м и ш кольникам и». «А кти вны е ф орм ы работы , и спользуем ы е во вн еурочн ой работе с м ладш и м и ш кольникам и». «О ли м п и ад а как ф орм а орган изац ии и п оказатель результатов вн еурочн ой деятельности». «С ред ства обучения, используем ы е во вн еурочн ой раб оте с под росткам и и старш еклассникам и». П лан написани я реф ерата: а) Д ать п он яти е ф орм ы орган изац ии внеурочн ой деятельности. б) О писать осн овны е под ход ы к п ри м енен ию д анн ой ф орм ы в рам ках вн еурочной деятельн ости м ладш и х ш кольников. в) О собенн ости п ри м енен ия д анн ой ф орм ы в начальной ш коле. г) С пи сок литературы и источников. Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е с о д е р ж а н и я р е ф е р а т а за д а н н о м у п л ан у , п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м а ц и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён н ость работы . Тема 1.5. Методическое обеспечение внеурочной деятельности обучающихся Упражнение У м ени я и знания, сф орм и рован н ость которы х проверяется: Предмет оценки: Знания 33 зн ать логику ан ализа вн еурочн ы х м еропри яти й и занятий; 34 зн ать виды докум ентац ии, тр еб ован и я к ее оф орм лению . В и д ы оценочного средства, п редставленн ы е в общ ей сп еци ф икац ии У праж н ени е С одерж ан ие задания: п роанализи ровать п р ограм м ы вн еурочн ой д еятельн ости по плану: 1. С оответствие п рограм м ы вн еурочн ой д еятельн ости соврем енны м требованиям . 2. С оответствие сод ерж ания п рограм м ы целям и задачам . 3. П олож и тел ьн ы е стороны ан ализируем ой п рограм м ы (п ри вести кон кретн ы е факты , прим еры ) 4. Зам ечан ия к програм м е (п ри вести конкретн ы е факты , н есоответствия треб ован и ям ) 10 Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е с о д е р ж а н и я а н а л и за п р о гр а м м за д а н н о м у пл ан у, п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён н ость работы . 5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и зн ан и я направлен ны е на ф орм ирование общ их и п роф ессион альны х ком петенций: Умения: У1 ум еть составлять план ы вн еурочн ы х зан яти й с уч етом особ ен ностей избранной области д еятельн ости, возраста об учаю щ и хся и в соответстви и с сан и тар н о ги гиен ическим и норм ам и; У 2 ум еть использовать разл и ч н ы е м етоды и ф орм ы орган изац ии вн еурочн ой работы , строить их с учетом возрастн ы х и ин ди ви дуальн о-п си хол оги чески х особен ностей об учаю щ ихся Знания: 31 зн ать теорети ч ески е основы и м етодику п л ан ирования вн еурочной работы с учетом возрастн ы х и и н д иви дуальн ы х особен ностей обучаю щ ихся; 32 зн ать м етодически е основы орган и зац и и вн еурочн ой раб оты в и зб ран ной области деятельности; 33 зн ать логику ан ализа вн еурочн ы х м еропри яти й и занятий; 34 зн ать виды докум ентац ии, тр еб ован и я к ее оф орм лению . О цен ка осущ ествляется с испол ьзовани ем устного, пи сьм енн ого и практи ческого контроля. О ценка освоения дисц и п ли н ы предусм атривает и спользовани е накопительной систем ы оценивания и п роведени е д и ф ф ерен ц и рован н ого зач ета Д и ф ф ерен ц и рован н ы й зач ёт получаю т те студенты , которы е вы п олн или все виды зад ан и й в устан овл ен н ы е сроки, путем вы ведения сред н еари ф м ети ческой оценки. С тудент, им ею щ и й зад ол ж ен н о сть по вы полнению заданий, готови т их к зач ету и представляет в пи сьм ен н ой ф орме. К ром е того, студенты , которы е х отел и бы п род ем он стрировать более вы соки й результат, чем во врем я уч еб ного процесса, такж е м огут п од готови ть зад ан и я к зачету. Н а зач ете п роводи тся собеседовани е преподавателя со студентом по анализу представленн ы х зад ан и й и прои сход и т оценивание зад ан и й по критериям , п ри вед ен ны м в текущ ем контроле. Критерии оценки Отметка «5» (отлично) ставится студенту, своеврем енн о и качествен но вы п олн ивш ем у сл ед ую щ и е ви ды работ: сам остоятельны е, практические, контрольны е работы . В се работы д ол ж н ы бы ть оценен ы полож ительно, с п реоблад ан ием «5». О бщ ая отм етка вы водится, исходя из среднего балла. Отметка «4» (хорошо) ставится студенту, вы п олн ивш ем у следую щ ие ви ды работ: сам остоятельны е, практические, контрольны е работы . В се раб оты д ол ж н ы бы ть оценен ы полож ительно, с п реобладан ием «4». О бщ ая отм етка вы водится, исходя из средн его балла. Отметка «3» (удовлетворительно) стави тся студенту, вы п олн и вш ем у не м енее 70% п роц ентов сам остоятельн ы х и практи ческих работ. П ри это м раб оты вы п олн ены с наруш ением сроков, указан н ы х преподавателем , и (или) вы п олн ены с б ольш им числом зам ечаний. Б ольш и н ство раб от д ол ж н ы бы ть оценен ы полож ительно, за часть зад ан и й получены о ценки «3». К о н трол ьн ы е раб оты д олж ны бы ть вы п олн ены все, оценен ы полож ительно. Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится студенту, вы п олн ивш ем у м енее 70% п роц ентов сам остоятельн ы х и практи ческих работ. П ри это м м енее п олови ны раб от оценен ы полож ительно. 11