Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
2.5. Учебный процесс
СК-УПД-РП-2.5.-23
Рабочая программа учебной дисциплины Математика по
специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Рассмотрено на заседании ПЦК
«Общеобразовательных дисциплин»
Протокол №_______
«___»_________________2023 г.
__________
О.В. Думнова
подпись
И.О.Фамилия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 01 МАТЕМАТИКА
г. Гусиноозерск, 2023 г.
Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
__________ __________
Подпись
И.О.Фамилия
Протокол № ________от
«___» _________ 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального
государственного
профессионального
образования
образовательного
(далее
ФГОС
стандарта
СПО),
среднего
утвержденного
приказом Министерства образования и науки России от 09.12.2016 г. №1568)
и примерной рабочей программы учебной дисциплины ЕН.01 Математика по
специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей.
Организация-разработчик:
ГБПОУ
«Гусиноозерский
техникум»
2
энергетический
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
4
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
8
ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
12
ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« МАТЕМАТИКА»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика»
частью
основной
профессиональной
образовательной
является
программы
в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое
обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
1.2.
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Математика» является обязательной частью
математического и общего естественнонаучного учебного цикла примерной
основной
образовательной
программы
в
соответствии
с
ФГОС
по
специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей.
Учебная
дисциплина
«Математика»
обеспечивает
формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС
по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей. Особое значение, для дальнейшего освоения
профессиональных модулей,
дисциплина имеет при формировании и
развитии следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях;
4
ОК 04.Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ПК 1.1. Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов
автомобильных двигателей;
ПК 1.2. Осуществлять обслуживание автомобильных двигателей,
согласно технологической документации;
ПК 1.3. Проводить ремонт различных типов двигателей, в соответствии
с технологической документацией;
ПК 2.1. Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных
систем автомобилей;
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования
и
электронных
систем
автомобилей
согласно
технологической
документации;
ПК 2.3. Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем
автомобилей, в соответствии с технологической документацией;
ПК 3.1. Осуществлять диагностику трансмиссии, ходовой части и
органов управления автомобилей;
5
ПК 3.2. Осуществлять техническое обслуживание трансмиссии, ходовой
части и органов управления автомобилей согласно технологической
документации;
ПК 3.3. Проводить ремонт трансмиссии, ходовой части и органов
управления автомобилей, в соответствии с технологической документацией;
ПК 4.1. Выявлять дефекты автомобильных кузовов;
ПК 4.2. Проводить ремонт повреждений автомобильных кузовов;
ПК 4.3. Проводить окраску автомобильных кузовов;
ПК 5.1. Планировать деятельность подразделения по техническому
обслуживанию и ремонту систем, узлов и двигателей;
ПК 5.2. Организовывать материально-техническое обеспечение процесса
по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
ПК 5.3. Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала
подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных
средств;
ПК
5.4.
Разрабатывать
предложения
по
совершенствованию
деятельности подразделения по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспортных средств;
ПК 6.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного
средства;
ПК
6.2.
Планировать
взаимозаменяемость
узлов
и
агрегатов
автотранспортного средства и повышение их эксплуатационных свойств;
ПК 6.3. Владеть методикой тюнинга автомобиля;
ПК
6.4.
Определять
остаточный
ресурс
производственного
оборудования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания.
6
Код
ПК,
ОК
ОК
01, 02,
03, 04,
05, 06,
07
ПК
1.1-1.3
ПК
2.12.3
ПК
3.1-3.3
ПК
4.1-4.3
ПК
5.1-5.4
ПК
6.1-6.4
1.4.
Умения
Знания
- анализировать сложные
функции и строить их
графики;
-выполнять действия над
комплексными числами;
-производить операции над
матрицами и определителями;
-решать задачи на вычисление
вероятности с использованием
элементов комбинаторики;
-решать прикладные задачи с
использованием элементов
дифференциального и
интегрального исчислений;
-решать системы линейных
уравнений различными
методами.
- роль и место математики в
современном мире при освоении
профессиональных дисциплин и
в сфере профессиональной
деятельности ;
- основные математические
методы решения прикладных
задач в области
профессиональной деятельности;
- основные понятия и методы
математического анализа,
линейной алгебры, теории
комплексных чисел, теории
вероятностей и математической
статистики;
- основы интегрального и
дифференциального исчисления.
Рекомендуемое
количество
часов
на
освоение
рабочей
программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часа;
самостоятельной работы обучающегося 4 часа.
7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
50
в том числе:
теоретическое обучение
26
практические занятия
24
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
4
в том числе:
выполнение реферата
1
подготовка сообщений
1
создание компьютерной презентации
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименовани
Объем
е разделов и
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
в часах
тем
1
2
3
РАЗДЕЛ 1. Математический анализ
14
Тема 1.1
Содержание учебного материала
6
Функция
1. Введение. Цели и задачи предмета.
одной
4
2. Функция одной независимой переменной и способы ее задания. Характеристики функции.
независимой
Основные элементарные функции, их свойства и графики. Сложные и обратные функции.
переменной и В том числе, практических занятий и лабораторных работ
2
ее
Практическое занятие «Построение графиков реальных функций с помощью
2
характеристи геометрических преобразований».
ки
Самостоятельная работа обучающихся: Презентация «Математика в моей профессии»
1
Тема 1.2
Предел
функции.
Непрерывнос
ть функции
Тема 1.3
Дифференциа
льное и
интегральное
исчисления
Содержание учебного материала
1. Определение предела функции. Основные теоремы о пределах.
Замечательные пределы. Непрерывность функции. Исследование функции на непрерывность.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие «Нахождение пределов функций с помощью замечательных пределов».
Содержание учебного материалаВ том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие «Вычисление производных функций».
Практическое занятие «Применение производной к решению практических задач».
Практическое занятие «Нахождение неопределенных интегралов различными и методами».
Практическое занятие «Вычисление определенных интегралов».
Практическое занятие «Применение определенного интеграла в практических задачах».
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Физические приложения производной»,
«Физические приложения интеграла»
9
4
2
2
2
4
4
4
1
Осваиваемые
элементы
компетенций
4
ОК 01, 02, 03,
04, 05, 06, 07
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.3
ПК 4.1-4.3
ПК 5.1-5.4
ПК 6.1-6.4
ОК 01, 02, 03,
04, 05, 06, 07
ПК 1.1-6.4
ОК 01, 02, 03,
04, 05, 06, 07
ПК 1.1-6.4
РАЗДЕЛ 2. Основные понятия и методы линейной алгебры
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Матрицы и
Матрицы, их виды. Действия над матрицами. Умножение матриц, обратная матрица.
определители Определители n-го порядка, их свойства и вычисление. Миноры и алгебраические дополнения.
Разложение определителей в сумму алгебраических дополнений.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие «Действия с матрицами».
Практическое занятие «Нахождение обратной матрицы»
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Решение
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
систем
Практическое занятие «Решение систем линейных уравнений методами линейной алгебры».
линейных
Практическое занятие «Решение СЛАУ различными методами».
алгебраическ Самостоятельная работа обучающихся: Презентация «Линейная алгебра в электротехнике»
их
уравнений
(СЛАУ)
РАЗДЕЛ 3. Основы дискретной математики
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Множества и Элементы и множества. Задание множеств. Операции над множествами и их свойства. Отношения
отношения
и их свойства.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие «Выполнение операций над множествами».
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Основные
понятия
теории
Основные понятия теории графов
графов
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
РАЗДЕЛ 4. Элементы теории комплексных чисел
10
12
8
4
4
2
2
4
4
2
2
ОК 01, 02, 03,
04, 05, 06, 07
ПК 1.1-6.4
ОК 01, 02, 03,
04, 05, 06, 07
ПК 1.1-6.4
1
6
4
2
ОК 01, 02, 03,
04, 05, 06, 07
ПК 1.1-6.4
2
2
2
6
ОК 01, 02, 03,
04, 05, 06, 07
ПК 1.1-6.4
Тема 4.1
Комплексные
числа и
действия над
ними
Содержание учебного материала
Комплексное число и его формы. Действия над комплексными числами в различных формах
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие «Комплексные числа и действия над ними»
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение «Применение комплексных чисел в
электротехнике»
РАЗДЕЛ 5. Основы теории вероятностей и математической статистики
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Вероятность. Понятия события и вероятности события. Достоверные и невозможные события. Классическое
Теорема
определение вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятностей.
сложения
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
вероятностей Практическое занятие «Решение практических задач на определение вероятности события».
Тема 5.2
Содержание учебного материала
Случайная
Случайная величина. Дискретные и непрерывные случайные величины. Закон распределения
величина,
случайной величины.
ее функция
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
распределени Практическое занятие «Решение задач с реальными дискретными случайными
я
величинами».
Тема 5.3
Содержание учебного материала
Математичес
кое ожидание
и дисперсия
случайной
величины
Характеристики случайной величины
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
6
4
2
2
1
12
4
2
2
2
4
2
ОК 01, 02, 03,
04, 05, 06, 07
ПК 1.1-6.4
ОК 01, 02, 03,
04, 05, 06, 07
ПК 1.1-6.4
2
2
ОК 01, 02, 03,
04, 05, 06, 07
ПК 1.1-6.4
4
54
11
ОК 01, 02, 03,
04, 05, 06, 07
ПК 1.1-6.4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
обеспечению
к
минимальному
материально-техническому
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Математика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- классная доска;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для практических работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1.Богомолов Н.В. Практические занятия по математике(Текст): Учебное
пособие для средних профессиональных учебных заведений / Н.В. Богомолов.М.: Высшая школа. 2008- 495с.(Рекомендовано Министерством образования и
науки РФ).
2.Дадаян А.А. Математика для педагогических училищ.(Текст): Учебник.М.:ФОРУМ:ИНФРА-М.2006.-512с.(Профессиональное образование)
(Рекомендовано Министерством образования РФ).
3.Дадаян А.А. Сборник задач по математике (Текст): Учебник – М.:
ФОРУМ–ИНФРА–М.2011.-353с.(Профессиональноеобразование) (Рекомендовано
Министерством образования РФ).
4.Григорьев С.Г.,Иволгина С.В. Математика (Текст) Учебник / под
ред.В.А.Гусева-М.Издательскийцентр «Академия».2011- 84с.(Рекомендовано
ФГУ «ФИРО»).
12
5. Григорьев, В.П., Сабурова, Т.Н. Сборник задач по высшей математике
[Текст] : Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия». 2010. – 160 с.
(Рекомендовано ФГУ «ФИРО»).
6. Филимонова Е.В. Математика для средних специальных учебных
заведений: учебное пособие. – Изд.4-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс,
2008. – 414 с. – (Среднее профессиональное образование).
7. Лунгу К.Н., Письменный Д.Т., Федин С.Н., Шевченко Ю.А. Сборник задач
по высшей математике. 1 курс. – 3-е изд., ипр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2004. –
576 с.: ил. – (Высшее образование).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http://schoolcollection.edu.ru/
2.Образовательный математический сайт - http://www.exponenta.ru
3. Метод Гаусса, формулы Крамера, матричный определитель. –
URL: http: // www.matburo.ru.
4. Сайт «Наука Математика». Умножение матриц, транспортная задача. URL: http: // www.softtok.org/science/math/.
5. Григорьев, В.П., Дубинский, Ю.А. Элементы высшей математики [Текст]:
Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с. (Допущено
Министерством образования РФ);
6. Общие методы решения уравнений. - URL: http://
www.rusedu.ru/subcat_is/htm/.
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
и
оценка
анализ
решения
Знать:
результатов
выполнения
практических и индивидуальных
Основные математические методы заданий, проектов, исследований
решения прикладных задач;
по
видам
профессиональной
основные
понятия
и
методы деятельности;
математического анализа, линейной алгебры,
теории
комплексных
чисел,
теории оценка рефератов по теме
«Значение
математики
в
вероятностей и математической статистики;
Основы
интегрального
и профессиональной деятельности и
при
освоении
основной
дифференциального исчисления;
Роль
и
место
математики
в профессиональной
современном мире при освоении образовательной программы»;
профессиональных дисциплин и в результаты собеседования по
сфере профессиональной деятельности. содержанию мини-рефератов и
Уметь:
компьютерных презентаций;
Анализировать сложные функции и
строить их графики;
Выполнять
действия
над
комплексными числами;
Производить операции над матрицами
и определителями;
Решать
задачи
на
вычисление
вероятности с использованием элементов
комбинаторики;
Решать
прикладные
задачи
с
использованием
элементов
дифференциального
и
интегрального
исчислений;
Решать системы линейных уравнений
различными методами.
14
анализ
решений
и
оценка
результатов
выполнения
практических заданий и решения
задач по видам профессиональной
деятельности;
оценка результатов тестового
контроля, фронтального опроса;
анализ и оценка подготовленной
информации по предлагаемым
тематикам
самостоятельной
работы;
анализ решения и оценка
результатов выполнения
практических заданий.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________
по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)
(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номер
изменения
Номера листов
Раздел рабочей программы
замененных
новых
аннулированных
Основание для внесения
изменений
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии
протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)
(подпись)
15
(И.О. Фамилия)