Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно – программная документация 2.5. Учебный процесс СК-УПД-РП-2.5.-23 Рабочая программа учебной дисциплины Математика по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей Рассмотрено на заседании ПЦК «Общеобразовательных дисциплин» Протокол №_______ «___»_________________2023 г. __________ О.В. Думнова подпись И.О.Фамилия РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 01 МАТЕМАТИКА г. Гусиноозерск, 2023 г. Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» __________ __________ Подпись И.О.Фамилия Протокол № ________от «___» _________ 2023 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного профессионального образования образовательного (далее ФГОС стандарта СПО), среднего утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 09.12.2016 г. №1568) и примерной рабочей программы учебной дисциплины ЕН.01 Математика по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский техникум» 2 энергетический СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 8 ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ 12 ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 14 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « МАТЕМАТИКА» 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» частью основной профессиональной образовательной является программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Математика» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного учебного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Учебная дисциплина «Математика» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Особое значение, для дальнейшего освоения профессиональных модулей, дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих и профессиональных компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; 4 ОК 04.Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ПК 1.1. Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей; ПК 1.2. Осуществлять обслуживание автомобильных двигателей, согласно технологической документации; ПК 1.3. Проводить ремонт различных типов двигателей, в соответствии с технологической документацией; ПК 2.1. Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных систем автомобилей; ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и электронных систем автомобилей согласно технологической документации; ПК 2.3. Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей, в соответствии с технологической документацией; ПК 3.1. Осуществлять диагностику трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей; 5 ПК 3.2. Осуществлять техническое обслуживание трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей согласно технологической документации; ПК 3.3. Проводить ремонт трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей, в соответствии с технологической документацией; ПК 4.1. Выявлять дефекты автомобильных кузовов; ПК 4.2. Проводить ремонт повреждений автомобильных кузовов; ПК 4.3. Проводить окраску автомобильных кузовов; ПК 5.1. Планировать деятельность подразделения по техническому обслуживанию и ремонту систем, узлов и двигателей; ПК 5.2. Организовывать материально-техническое обеспечение процесса по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; ПК 5.3. Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; ПК 5.4. Разрабатывать предложения по совершенствованию деятельности подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; ПК 6.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства; ПК 6.2. Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и повышение их эксплуатационных свойств; ПК 6.3. Владеть методикой тюнинга автомобиля; ПК 6.4. Определять остаточный ресурс производственного оборудования. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания. 6 Код ПК, ОК ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.1-1.3 ПК 2.12.3 ПК 3.1-3.3 ПК 4.1-4.3 ПК 5.1-5.4 ПК 6.1-6.4 1.4. Умения Знания - анализировать сложные функции и строить их графики; -выполнять действия над комплексными числами; -производить операции над матрицами и определителями; -решать задачи на вычисление вероятности с использованием элементов комбинаторики; -решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчислений; -решать системы линейных уравнений различными методами. - роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности ; - основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; - основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; - основы интегрального и дифференциального исчисления. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часа; самостоятельной работы обучающегося 4 часа. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 54 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 50 в том числе: теоретическое обучение 26 практические занятия 24 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 4 в том числе: выполнение реферата 1 подготовка сообщений 1 создание компьютерной презентации 2 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименовани Объем е разделов и Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся в часах тем 1 2 3 РАЗДЕЛ 1. Математический анализ 14 Тема 1.1 Содержание учебного материала 6 Функция 1. Введение. Цели и задачи предмета. одной 4 2. Функция одной независимой переменной и способы ее задания. Характеристики функции. независимой Основные элементарные функции, их свойства и графики. Сложные и обратные функции. переменной и В том числе, практических занятий и лабораторных работ 2 ее Практическое занятие «Построение графиков реальных функций с помощью 2 характеристи геометрических преобразований». ки Самостоятельная работа обучающихся: Презентация «Математика в моей профессии» 1 Тема 1.2 Предел функции. Непрерывнос ть функции Тема 1.3 Дифференциа льное и интегральное исчисления Содержание учебного материала 1. Определение предела функции. Основные теоремы о пределах. Замечательные пределы. Непрерывность функции. Исследование функции на непрерывность. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие «Нахождение пределов функций с помощью замечательных пределов». Содержание учебного материалаВ том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие «Вычисление производных функций». Практическое занятие «Применение производной к решению практических задач». Практическое занятие «Нахождение неопределенных интегралов различными и методами». Практическое занятие «Вычисление определенных интегралов». Практическое занятие «Применение определенного интеграла в практических задачах». Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Физические приложения производной», «Физические приложения интеграла» 9 4 2 2 2 4 4 4 1 Осваиваемые элементы компетенций 4 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 3.1-3.3 ПК 4.1-4.3 ПК 5.1-5.4 ПК 6.1-6.4 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.1-6.4 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.1-6.4 РАЗДЕЛ 2. Основные понятия и методы линейной алгебры Тема 2.1 Содержание учебного материала Матрицы и Матрицы, их виды. Действия над матрицами. Умножение матриц, обратная матрица. определители Определители n-го порядка, их свойства и вычисление. Миноры и алгебраические дополнения. Разложение определителей в сумму алгебраических дополнений. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие «Действия с матрицами». Практическое занятие «Нахождение обратной матрицы» Тема 2.2 Содержание учебного материала Решение В том числе, практических занятий и лабораторных работ систем Практическое занятие «Решение систем линейных уравнений методами линейной алгебры». линейных Практическое занятие «Решение СЛАУ различными методами». алгебраическ Самостоятельная работа обучающихся: Презентация «Линейная алгебра в электротехнике» их уравнений (СЛАУ) РАЗДЕЛ 3. Основы дискретной математики Тема 3.1 Содержание учебного материала Множества и Элементы и множества. Задание множеств. Операции над множествами и их свойства. Отношения отношения и их свойства. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие «Выполнение операций над множествами». Тема 3.2 Содержание учебного материала Основные понятия теории Основные понятия теории графов графов В том числе, практических занятий и лабораторных работ РАЗДЕЛ 4. Элементы теории комплексных чисел 10 12 8 4 4 2 2 4 4 2 2 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.1-6.4 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.1-6.4 1 6 4 2 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.1-6.4 2 2 2 6 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.1-6.4 Тема 4.1 Комплексные числа и действия над ними Содержание учебного материала Комплексное число и его формы. Действия над комплексными числами в различных формах В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие «Комплексные числа и действия над ними» Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение «Применение комплексных чисел в электротехнике» РАЗДЕЛ 5. Основы теории вероятностей и математической статистики Тема 5.1 Содержание учебного материала Вероятность. Понятия события и вероятности события. Достоверные и невозможные события. Классическое Теорема определение вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятностей. сложения В том числе, практических занятий и лабораторных работ вероятностей Практическое занятие «Решение практических задач на определение вероятности события». Тема 5.2 Содержание учебного материала Случайная Случайная величина. Дискретные и непрерывные случайные величины. Закон распределения величина, случайной величины. ее функция В том числе, практических занятий и лабораторных работ распределени Практическое занятие «Решение задач с реальными дискретными случайными я величинами». Тема 5.3 Содержание учебного материала Математичес кое ожидание и дисперсия случайной величины Характеристики случайной величины В том числе, практических занятий и лабораторных работ Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Всего: 6 4 2 2 1 12 4 2 2 2 4 2 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.1-6.4 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.1-6.4 2 2 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.1-6.4 4 54 11 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.1-6.4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования обеспечению к минимальному материально-техническому Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - классная доска; - комплект учебно-наглядных пособий; - комплект электронных видеоматериалов; - задания для практических работ; - профессионально ориентированные задания; - материалы экзамена. Технические средства обучения: - персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; - проектор с экраном. Залы: Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Основные печатные издания 1.Богомолов Н.В. Практические занятия по математике(Текст): Учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений / Н.В. Богомолов.М.: Высшая школа. 2008- 495с.(Рекомендовано Министерством образования и науки РФ). 2.Дадаян А.А. Математика для педагогических училищ.(Текст): Учебник.М.:ФОРУМ:ИНФРА-М.2006.-512с.(Профессиональное образование) (Рекомендовано Министерством образования РФ). 3.Дадаян А.А. Сборник задач по математике (Текст): Учебник – М.: ФОРУМ–ИНФРА–М.2011.-353с.(Профессиональноеобразование) (Рекомендовано Министерством образования РФ). 4.Григорьев С.Г.,Иволгина С.В. Математика (Текст) Учебник / под ред.В.А.Гусева-М.Издательскийцентр «Академия».2011- 84с.(Рекомендовано ФГУ «ФИРО»). 12 5. Григорьев, В.П., Сабурова, Т.Н. Сборник задач по высшей математике [Текст] : Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия». 2010. – 160 с. (Рекомендовано ФГУ «ФИРО»). 6. Филимонова Е.В. Математика для средних специальных учебных заведений: учебное пособие. – Изд.4-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 414 с. – (Среднее профессиональное образование). 7. Лунгу К.Н., Письменный Д.Т., Федин С.Н., Шевченко Ю.А. Сборник задач по высшей математике. 1 курс. – 3-е изд., ипр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 576 с.: ил. – (Высшее образование). 3.2.2. Дополнительные источники 1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http://schoolcollection.edu.ru/ 2.Образовательный математический сайт - http://www.exponenta.ru 3. Метод Гаусса, формулы Крамера, матричный определитель. – URL: http: // www.matburo.ru. 4. Сайт «Наука Математика». Умножение матриц, транспортная задача. URL: http: // www.softtok.org/science/math/. 5. Григорьев, В.П., Дубинский, Ю.А. Элементы высшей математики [Текст]: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с. (Допущено Министерством образования РФ); 6. Общие методы решения уравнений. - URL: http:// www.rusedu.ru/subcat_is/htm/. 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения и оценка анализ решения Знать: результатов выполнения практических и индивидуальных Основные математические методы заданий, проектов, исследований решения прикладных задач; по видам профессиональной основные понятия и методы деятельности; математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории оценка рефератов по теме «Значение математики в вероятностей и математической статистики; Основы интегрального и профессиональной деятельности и при освоении основной дифференциального исчисления; Роль и место математики в профессиональной современном мире при освоении образовательной программы»; профессиональных дисциплин и в результаты собеседования по сфере профессиональной деятельности. содержанию мини-рефератов и Уметь: компьютерных презентаций; Анализировать сложные функции и строить их графики; Выполнять действия над комплексными числами; Производить операции над матрицами и определителями; Решать задачи на вычисление вероятности с использованием элементов комбинаторики; Решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчислений; Решать системы линейных уравнений различными методами. 14 анализ решений и оценка результатов выполнения практических заданий и решения задач по видам профессиональной деятельности; оценка результатов тестового контроля, фронтального опроса; анализ и оценка подготовленной информации по предлагаемым тематикам самостоятельной работы; анализ решения и оценка результатов выполнения практических заданий. ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________ по специальности / профессии (код и наименование направления подготовки / специальности / профессии) (год набора ________, форма обучения _______________) на 20___ / 20___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Номер изменения Номера листов Раздел рабочей программы замененных новых аннулированных Основание для внесения изменений Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____ (должность) (подпись) 15 (И.О. Фамилия)