Рабочая программа ПМ 03 ТОРА

Министерство образования и науки РБ
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
2.5. Учебный процесс
СК-УПД-РП-2.5.-22

Рабочая программа ПМ.03. Организация процессов по техническому обслуживанию
и ремонту автотранспортных средств
специальность 23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и
агрегатов автомобилей

Рассмотрено на заседании ЦК
Преподавателей спец. дисциплин
И мастеров п/о по ППКРС
Протокол №_______
«___»_________________2023 г.
__________ М. А. Симонова
подпись
И.О.Фамилия

УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
________
__________
подпись

И.О.Фамилия

Протокол №____
от «__»__________20__г.

СОГЛАСОВАНО
Директор
ООО «Разрез Загустайский»
«____»_____________ 2023 г.
___________ С. М. Ваншутин
подпись
И.О. Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03. Организация процессов по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспортных средств

г. Гусиноозерск 2023 г

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГСО) и
примерной программы профессионального модуля по подготовке специалистов
среднего звена (ППССЗ) 23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей ПМ.03. Организация процессов по
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств

Организация-разработчик:

ГБПОУ

«Гусиноозерский

энергетический

техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

9

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

16

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

18

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03. Организация процессов по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспортных средств

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) –
является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и
агрегатов автомобилей в части освоения основного вида профессиональной деятельности
(ВПД): Организация процесса модернизации и модификации автотранспортных средств.
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Определять необходимость модернизации автотранспортных средств
2. Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и
повышение их эксплуатационных свойств
3. Владеть методикой тюнинга автомобиля
4. Определять остаточный ресурс производственного оборудования.
и общие компетенции
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована по
программам профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки
кадров в области транспорта, на базе основного общего образования. Практический опыт не
требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения
профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Рационально и обоснованно подбирать взаимозаменяемые узлы и агрегаты с целью
улучшения эксплуатационных свойств. Работа с базами по подбору запасных частей к
автотранспортным средствам с целью их взаимозаменяемости.
Организовывать работы по модернизации и модификации автотранспортных средств в
соответствии с законодательной базой РФ.
Выполнять оценку технического состояния транспортных средств и возможность их
модернизации.
Прогнозирование результатов от модернизации автотранспортных средств.
Производить технический тюнинг автомобилей
Дизайн и дооборудование интерьера автомобиля
Стайлинг автомобиля
Оценка технического состояния производственного оборудования. Проведение
регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту производственного
оборудования.
Определение интенсивности изнашивания деталей производственного оборудования и
прогнозирование остаточного ресурса
уметь:
Определять основные геометрические параметры деталей, узлов и агрегатов;
Определять технические характеристики узлов и агрегатов транспортных средств;
Подбирать необходимый инструмент и оборудование для проведения работ;
4

Подбирать оригинальные запасные части и их аналоги по артикулам и кодам в соответствии с
каталогом.
Подбирать необходимый инструмент и оборудование для проведения работ;
Подбирать оригинальные запасные части и их аналоги по артикулам и кодам в соответствии с
заданием;
Визуально и экспериментально определять техническое состояние узлов, агрегатов и
механизмов транспортного средства;
Подбирать необходимый инструмент и оборудование для проведения работ.
Определять возможность, необходимость и экономическую целесообразность модернизации
автотранспортных средств;
Соблюдать нормы экологической безопасности
Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по
профессии (специальности)
Определить необходимые ресурсы;
Владеть актуальными методами работы;
Проводить контроль технического состояния транспортного средства.
Составить технологическую документацию на модернизацию и тюнинг транспортных
средств.
Определить взаимозаменяемость узлов и агрегатов транспортных средств, необходимый
объем используемого материала, возможность изменения интерьера, качество
используемого сырья;
Установить дополнительное оборудование, различные аудиосистемы, освещение.
Выполнить арматурные работы.
Определить необходимый объем используемого материала, возможность изменения
экстерьера качество используемого сырья;
Установить дополнительное оборудование, внешнее освещение.
Наносить краску и пластидип, аэрографию.
Изготовить карбоновые детали
Визуально определять техническое состояние производственного оборудования;
Определять наименование и назначение технологического оборудования;
Подбирать инструмент и материалы для оценки технического состояния производственного
оборудования;
Читать чертежи, эскизы и схемы узлов и механизмов технологического оборудования;
Обеспечивать технику безопасности при выполнении работ по оценке технического
состояния производственного оборудования;
Определять потребность в новом технологическом оборудовании;
Определять неисправности в механизмах производственного оборудования.
Составлять графики обслуживания производственного оборудования;
Подбирать инструмент и материалы для проведения работ по техническому обслуживанию и
ремонту производственного оборудования;
Обеспечивать технику безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию
производственного оборудования;
Настраивать производственное оборудование и производить необходимые регулировки.
Прогнозировать интенсивность изнашивания деталей и узлов оборудования;
Определять степень загруженности и степень интенсивности использования
производственного оборудования;
Диагностировать оборудование, используя встроенные и внешние средства диагностики;
Рассчитывать установленные сроки эксплуатации производственного оборудования;
Применять современные методы расчетов с использованием программного обеспечения ПК;
Создавать виртуальные макеты исследуемого образца с критериями воздействий на него,
применяя программные обеспечения ПК.
5

знать:
Назначение, устройство и принцип работы агрегатов, узлов и деталей автомобиля;
Правила чтения электрических и гидравлических схем;
Правила пользования точным мерительным инструментом;
Современные эксплуатационные материалы, применяемые на автомобильном транспорте.
Основные сервисы в сети интернет по подбору запасных частей; Классификация запасных
частей автотранспортных средств;
Законы РФ регулирующие сферу переоборудования транспортных средств;
Назначение, устройство и принцип работы агрегатов, узлов и деталей автомобиля;
Основные направления в области улучшения технических характеристик автомобилей;
Назначение, устройство и принцип работы технологического оборудования для
модернизации автотранспортных средств;
Методику определения экономического эффекта от модернизации и модификации
автотранспортных средств.
Конструктивные особенности узлов, агрегатов и деталей автотранспортных средств;
Назначение, устройство и принцип работы технологического оборудования для
модернизации;
Материалы, используемые при производстве деталей узлов, агрегатов.
Правила расчета снижения затрат на эксплуатацию Т.С., рентабельность услуг;
Правила подсчета расхода запасных частей, затрат на обслуживание и ремонт;
Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности
Основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности
Пути обеспечения ресурсосбережения. Требования техники безопасности.
Законы РФ, регламентирующие произведение работ по тюнингу
Особенности и виды тюнинга. Основные направления тюнинга двигателя.
Устройство всех узлов автомобиля. Теорию двигателя. Теорию автомобиля. Особенности
тюнинга подвески. Технические требования к тюнингу тормозной системы. Требования к
тюнингу системы выпуска отработанных газов. Особенности выполнения блокировки для
внедорожников. Знать виды материалов применяемых в салоне автомобиля;
Особенности использования материалов и основы их компоновки;
Особенности установки аудиосистемы;
Технику оснащения дополнительным оборудованием;
Особенности установки внутреннего освещения;
Требования к материалам и особенности тюнинга салона автомобиля. Способы увеличения
мощности двигателя;
Технологию установки ксеноновых ламп и блока розжига;
Методы нанесения аэрографии;
Технологию подбора дисков по типоразмеру;
ГОСТ Р 51709-2001 проверки света фар на соответствие;
Особенности подбора материалов для проведения покрасочных работ;
Знать особенности изготовления пластикового обвеса;
Технологию тонировки стекол; Технологию изготовления и установки подкрылков.
Назначение, устройство и характеристики типового технологического оборудования;
Признаки и причины неисправностей оборудования его узлов и деталей;
Неисправности оборудования его узлов и деталей;
Правила безопасного владения инструментом и диагностическим оборудованием;
Правила чтения чертежей, эскизов и схем узлов и механизмов технологического
оборудования;
Методику расчетов при определении потребности в технологическом оборудовании;
Технические жидкости, масла и смазки, применяемые в узлах производственного
оборудования.
6

Систему технического обслуживания и ремонта производственного оборудования;
Назначение и принцип действия инструмента для проведения работ по техническому
обслуживанию и ремонту производственного оборудования;
Правила работы с технической документацией на производственное оборудование;
Требования охраны труда при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту
производственного оборудования;
Технологию работ, выполняемую на производственном оборудовании;
Способы настройки и регулировки производственного оборудования.
Законы теории надежности механизмов и деталей производственного оборудования;
Влияние режима работы предприятия на интенсивность работы производственного
оборудования и скорость износа его деталей и механизмов;
Средства диагностики производственного оборудования;
Амортизационные группы и сроки полезного использования производственного
оборудования; Приемы работы в Microsoft Excel, MATLAB и др. программах;
Факторы, влияющие на степень и скорость износа производственного оборудования
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей
профессионального модуля:
всего – 304 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 208 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 186 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 22 часа;
производственной практики – 72 часа.
экзамен по модулю – 24 часа

программы

7

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом
профессиональной деятельности Организация процесса модернизации и модификации
автотранспортных средств, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:
Код
ПК 6.1.
ПК 6.2.
ПК 6.3.
ПК 6.4.
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 07.
ОК 09.
ОК 10.

Наименование результата обучения
Определять необходимость модернизации автотранспортного средства
Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного
средства и повышение их эксплуатационных свойств
Владеть методикой тюнинга автомобиля
Определять остаточный ресурс производственного оборудования.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.

8

2. Структура и содержание профессионального модуля

2.1. Структура профессионального модуля
Коды
профессиональных
общих
компетенций

ПК 6.2
ОК 01-10
ПК 6.1
ОК 01-10

ПК 6.3
ОК 01-10

ПК. 6.4
ОК 01-10

Наименования разделов
профессионального модуля

Раздел 1 Модернизация и модификация
конструкций
МДК 03.01. Особенности конструкций
автотранспортных средств
МДК 03.02. Организация работ по
модернизации автотранспортных
средств.
Раздел 2. Модернизация
автотранспортных средств с
использованием тюнинга.
МДК 03.03.Тюнинг автомобилей
Раздел.3 Оборудование для
модернизации автотранспортных
средств.
МДК 03.04. Производственное
оборудование.
Производственная практика (по
профилю специальности), часов
Экзамен по модулю
Всего:

Объем профессионального модуля, час.

Самостоят
ельная
работа

Суммарный
объем
нагрузки,
час.

Всего

98

90

52

48

16

4

46

42

20

4

46

40

20

6

46

40

20

6

64

56

30

8

64

56

30

8

Обучение по МДК
В том числе
Лабораторных Курсовых
и
работ
практических
(проектов
занятий
)
36

Практики
Учебная

8

72

72
24
304

Производст
венная

186

86

-

-

72

22

9

1.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)

Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, Объем
Общие и
разделов и тем
внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа часов профессиональные
профессионального
(проект)
компетенции
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)
1
2
3
4
Раздел 1. Модернизация и модификация конструкций
98
МДК. 03.01 Особенности конструкций автотранспортных средств.
52
8
ОК01-ОК04, ОК07,
Тема 1.1.
Содержание
ОК09, ОК10,
Особенности
1. Особенности конструкций VR-образных двигателей.
ПК6.1-ПК-6.4
конструкций
2. Организация рабочих процессов в VR-образных двигателях.
современных
3. Особенности конструкций W-образных двигателей.
двигателей
4. Организация рабочих процессов в W-образных двигателях.
4
Лабораторные работы
1. Лабораторная работа «Выполнение заданий по изучению устройства VR-образных
ОК01-ОК04, ОК07,
двигателей.
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
2. Лабораторная работа «Выполнение заданий по изучению устройства W-образных
двигателей.
6
Тема 1.2.
Содержание
Особенности
1. Особенности конструкции механических трансмиссий полноприводных
ОК01-ОК04, ОК07,
конструкций
автомобилей.
ОК09, ОК10,
современных
ПК6.1-ПК-6.4
2. Особенности конструкции автоматических трансмиссий полноприводных
трансмиссий
автомобилей.
3. Особенности конструкции трансмиссий гибридных автомобилей.
4
Лабораторные работы
1. Лабораторная работа «Выполнение заданий по изучению устройства механических
ОК01-ОК04, ОК07,
трансмиссий».
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
2. Лабораторная работа «Выполнение заданий по изучению устройства
автоматических трансмиссий».
6
Тема 1.3.
Содержание
10

Особенности
конструкций
современных
подвесок

Тема 1.4.
Особенности
конструкций
рулевого управления

Тема 1.5.
Особенности
конструкций
тормозных систем

1. Особенности конструкции гидравлической регулируемой подвески автомобилей.
2. Особенности конструкции пневматической регулируемой подвески автомобилей.
3. Особенности конструкции задней многорычажной подвески.
Лабораторные работы
1. Лабораторная работа «Выполнение заданий по изучению устройства
многорычажной задней подвески».
Содержание
1. Особенности конструкции рулевого управления с электроусилителем.
2. Особенности конструкции рулевого управления с активным управлением.
3. Особенности конструкции рулевого управления с подруливающей задней осью
Лабораторные работы
1. Лабораторная работа «Выполнение заданий по изучению устройства рулевого
управления».

Содержание
1. Особенности конструкции тормозной системы с EBD.
2. Особенности конструкции тормозной системы с BAS.
3. Особенности конструкции стояночной тормозной системы с электронным
управлением.
Лабораторные работы
1. Лабораторная работа «Выполнение заданий по изучению устройства тормозной
системы».
2. Лабораторная работа «Выполнение заданий по изучению устройства стояночной
тормозной системы».
Самостоятельная работа обучающегося
МДК. 03.02 Организация работ по модернизации автотранспортных средств.
Тема 1.6. Основные
Содержание
направления в
1. Порядок перерегистрации и постановки на учет переоборудованных транспортных
области
средств.
модернизации
2. Определение потребности в модернизации транспортных средств.
автотранспортных
3. Результаты модернизации автотранспортных средств
средств.
Практическая работа

ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
2
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
6
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
2
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
6
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
4
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
4
46
6
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
4
11

1. Определение потребности в модернизации транспортных средств
Тема 1.7.
Модернизация
двигателей

Содержание
1. Подбор двигателя по типу транспортного средства и условиям эксплуатации.
2. Доработка двигателей.
3. Снятие внешней скоростной характеристики двигателей и ее анализ.
Практические работы
1. Практическое занятие «Определение требуемой мощности двигателя».
2. Практическое занятие «Определение геометрических параметров ЦПГ из условий
требуемой мощности двигателя».
3. Лабораторная работа «Увеличение рабочего объема за счет расточки цилиндров
двигателя»
Тема 1.8.
Содержание
Модернизация
1. Увеличение грузоподъемности автомобиля.
подвески автомобиля 2. Улучшение стабилизации автомобиля при движении.
3. Увеличение мягкости подвески автомобиля.
Тема 1.9.
Содержание
Дооборудование
1. Установка дополнительного оборудования на автомобили.
автомобиля.

Тема 1.10.
Переоборудование
автомобилей

Практические работы
1. Практическое занятие «Расчет элементов подъемного механизма самосвальной
платформы».
2. Практическое занятие «Расчет элементов погрузочного устройства автомобиля
фургона».
Содержание
1. Особенности переоборудования грузовых фургонов в автобусы.

ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
6
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
8
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
6
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
2
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
8
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
2
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4

Самостоятельна учебная работа

4

Раздел 2. Модернизация автотранспортных средств с использованием тюнинга.

46
12

МДК. 03.03Тюнинг автомобилей
Тема 2.1. Тюнинг
Содержание
легковых
1. Понятие и виды тюнинга.
автомобилей
2. Тюнинг двигателя
3. Тюнинг подвески.
4. Тюнинг тормозной системы.
5. Тюнинг системы выпуска отработавших газов.
6. Внешний тюнинг автомобиля.
7. Тюнинг салона автомобиля.
Практические работы
1. Практическое занятие «Определение мощности двигателя»
2. Практическое занятие «Расчет турбонаддува двигателя»
3. Практическое занятие «Расчет элементов двигателя на прочность»
4. Практическое занятие «Расчет элементов подвески»
5. Практическое занятие «Расчет элементов тормозного привода и тормозных
механизмов»
6. Практическое занятие «Восстановление деталей салона автомобиля»
7. Практическое занятие «Тонировка стекол».
Тема 2.2. Внешний
Содержание
дизайн автомобиля
1. Автомобильные диски.
2. Диодный и ксеноновый свет.
3. Аэрография.
Практические работы
1. Практическое занятие «Подбор колесных дисков по типу транспортного средства».
2. Практическое занятие «Замена головного освещения автомобиля».
3. Практическое занятие «Подготовка деталей автомобиля к нанесению рисунков»
Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 2

46
14

Раздел 3. Оборудование для модернизации автотранспортных средств.
МДК 03.04. Производственное оборудование.
Тема 3.1.
Содержание
Эксплуатация
1. Особенности эксплуатации оборудования для диагностики подвески автомобиля.
оборудования для
2. Особенности эксплуатации оборудования для диагностики тормозной системы

64
64
6

ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4

14
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4

6
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
6
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
6

ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
13

диагностики
автомобилей.

Тема 3.2.
Эксплуатация
подъемноосмотрового
оборудования.

Тема 3.3.
Эксплуатация
подъемнотранспортного
оборудования

Тема 3.4.
Эксплуатация
оборудования для
ремонта агрегатов
автомобиля

автомобиля.
3. Особенности эксплуатации оборудования для диагностики рулевого управления
автомобиля.
Лабораторные работы
1. Лабораторная работа «Обслуживание оборудования для диагностики тормозной
системы автомобиля».
2. Лабораторная работа «Обслуживание оборудования для диагностики рулевого
управления автомобиля».
Содержание
1. Особенности эксплуатации подъемников с электрогидравлическим приводом.
2. Особенности эксплуатации подъемников с гидравлическим приводом.
3. Особенности эксплуатации канавных подъемников.
Лабораторные работы
1. Лабораторная работа «Обслуживание подъемников с электрогидравлическим
приводом».
2. Лабораторная работа «Обслуживание подъемников с гидравлическим приводом».
3. Лабораторная работа «Обслуживание канавных подъемников».
Содержание
1. Особенности эксплуатации гаражных кранов и электротельферов.
2. Особенности эксплуатации консольно-поворотных кранов.
3. Особенности эксплуатации кран-балок.
Лабораторные работы
1. Лабораторная работа «Обслуживание гаражных кранов и электротельферов».
Содержание
1. Особенности эксплуатации оборудования для разборки-сборки агрегатов
автомобиля.
2. Особенности эксплуатации оборудования для расточки и хонингования цилиндров
двигателя.
3. Особенности эксплуатации оборудования для ремонта ГБЦ.
Лабораторные работы
1. Лабораторная работа «Обслуживание гаражных кранов и электротельферов».

ПК6.1-ПК-6.4
8
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
6
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
12
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
6
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
4
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
6
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
2
ОК01-ОК04, ОК07,
14

ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
Тема 3.5.
Содержание
Эксплуатация
1. Эксплуатация оборудования для ТО и ТР приборов бензиновых и дизельных систем
оборудования для ТО питания.
и ремонта приборов
топливных систем.
Тема 3.6.
Содержание
Эксплуатация
Лабораторные работы
оборудования для ТО 1. Лабораторная работа «Обслуживание оборудования для ТО и ТР колес и шин.
и ремонта колес и
шин.
Самостоятельная учебная работа
Производственная практика по ПМ.03
Виды работ
1. Ознакомление с работой предприятия и технической службы.
2. Изучение перечня технологического оборудования и оснастки производственных зон и участков
предприятия.
3. Определение потребности предприятия в обновлении перечня технологического оборудования и оснастки
4. Ознакомление с технической документацией по технологическому оборудованию и оснастке.
5. Изучение эксплуатации и обслуживания технологического оборудования и оснастки в условиях
предприятия.
6. Оценка технического состояния технологического оборудования и оснастки.
7. Определение эффективности использования технологического оборудования и оснастки.
8. Определение основных неисправностей технологического оборудования и оснастки, их причины и способы
их устранения.
9. Определение остаточного ресурса технологического оборудования.
10. Изучение влияния технологического оборудования и оснастки на качество технического обслуживания и
ремонта автомобильного транспорта.
11. Испытание технологического оборудования и оснастки в условиях предприятия.
12. Изучение инструкций по технике безопасности при работе с технологическим оборудованием и оснасткой.
13. Составление перечня мероприятий по снижению травмоопасности при работе с технологическим
оборудованием и оснасткой.

2
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
4
ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4
8
72

ОК01-ОК04, ОК07,
ОК09, ОК10,
ПК6.1-ПК-6.4

15

14. Изучение способов повышения производительности труда ремонтных рабочих за счет повышения
рациональности использования технологического оборудования и оснастки.
15. Изучение влияния технологического оборудования предприятия на окружающую среду.
16. Разработка мероприятий по профилактике загрязнений окружающей среды технологическим
оборудованием.
17. Организация обучения рабочих для работы на новом технологическом оборудовании.
18. Изучение способов модификации конструкций технологического оборудования с учетом условий его
эксплуатации.
19. Составление отчета о прохождении практики в соответствии с выданным заданием.
Промежуточная аттестация
Всего

24
304

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:

Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
1. «Устройство автомобилей»:
- комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
2. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»:
- комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов;
- комплект инструментов, приспособлений;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
1.
Слесарной:
- Рабочие места по количеству обучающихся;
- станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;
- набор слесарных инструментов;
- набор измерительных инструментов;
- приспособления;
- заготовки для выполнения слесарных работ.
2.
Токарно-механической:
- Рабочие места по количеству обучающихся;
- станки: токарные, фрезерные, сверлильные, заточные, шлифовальные;
- наборы инструментов;
- приспособления;
- заготовки.
3.
Кузнечно-сварочной:
- Рабочие места по количеству обучающихся;
- оборудование термического отделения;
- сварочное оборудование;
- инструмент;
- оснастка;
- приспособления;
- материалы для работ;
- средства индивидуальной защиты.
4.
Демонтажно-монтажной:
- Оборудование и оснастка для производства демонтажно-монтажных работ;
- инструменты, приспособления для разборочных и сборочных работ;
- стенды для разборки, сборки и регулировки агрегатов и узлов.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1.
«Двигателей внутреннего сгорания»
- двигатели;
- стенды;
- комплект плакатов;
- комплект учебно-методической документации.
2.
«Электрооборудования автомобилей»
- стенды;
- комплект плакатов;
- комплект учебно-методической документации.
3.
«Автомобильных эксплуатационных материалов»
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
17

- автоматизированные рабочие места студентов;
- методические пособия;
- комплект плакатов;
- лабораторное оборудование.
«Технического обслуживания и ремонта автомобилей»
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированные рабочие места студентов;
- методические пособия;
- комплект плакатов;
- лабораторное оборудование.
«Технических средств обучения»
- компьютеры;
- принтер;
- сканер;
- проектор;
- плоттер;
- программное обеспечение общего назначения;
- комплект учебно-методической документации.

4.

5.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники (печатные):
1. Гладов Г.И. Устройство автомобилей: учебник/ Г.И. Гладов, А.М. Петренко. – М.:
издательство: Академия, 2014. – 352 с.
2.Вахламов В.К. Автомобили. Теория и конструкция автомобиля и двигателя/В.К.
Вахламов, М.Г. Шатров, А.А. Юрчевский – М.: издательство Академия, 2013. – 816 с.
2.
Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей/И.С.Туревский. – М.:
издательство: ФОРУМ, 2013.– 434 с.
3.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности/ Е.В.
Михеева. – М.: Академия, 2014. – 384 с.

4.
Технологические процессы в сервисе: учебное пособие/ А.А. Пузряков, А.Ф.
Пузряков, А.В. Олейник, М.Е. Ставровский. – М.: Издательство –Альфа-М, Инфра-М, 2014. –
240 с.
5.
Виноградов В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учебное
пособие/В.М.Виноградов. – М.: издательство Академия, 2014. – 432 с.
Дополнительные источники:
1. Епифанов Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта/Л.И.
Епифанов, Е.А. Епифанова. – М.: Инфра-М, 2014. – 352 с.
2. Шец С.П. Проектирование и эксплуатация технологического оборудования для технического
сервиса автомобилей/ С.П. Щец, И.А. Осипов. - Брянск БГТУ, 2013. – 272 с.
3. Типаж и техническая эксплуатация оборудования предприятий автосервиса: учебное пособие/
В.А. Першин, А.Н. Ременцов, Ю.Г. Сапронов, С.Г. Соловьев. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 413 с.
4.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность
производственных процессов/В.И. Сарбаев, С.С. Селиванов, В.Н. Коноплев, Ю.М. Дёмин. - Ростов
н/Д: Феникс, 2012. – 447 с.
5.
Федеральный закон 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

1.
2.
3.
4.

Электронные:
ИКТ Портал «интернет ресурсы» - ict.edu.ru»
Руководства по ТО и ТР автомобилей: www.viamobile.ru
Табель технологического, гаражного оборудования -www.studfiles.ru/preview/1758054/
Правила
оформления
переоборудования
автотранспортных
средств
http://voditeliauto.ru/stati/tyuning/chto-sleduet-znat-esli-planiruete-izmenyat-konstrukciyuavtomobilya.html

-

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Профессиональные
компетенции
6.1. Определять
необходимость
модернизации
автотранспортного
средства

Оцениваемые знания и умения, действия
Организовывать работы по модернизации и
модификации автотранспортных средств в
соответствии с законодательной базой РФ.
Оценивать техническое состояние транспортных
средств и возможность их модернизации.
Прогнозирование результатов от модернизации Т.С.
Определять возможность, необходимость и
экономическую целесообразность модернизации
автотранспортных средств;
Подбирать необходимый инструмент и оборудование
для проведения работ;
Подбирать оригинальные запасные части и их аналоги
по артикулам и кодам в соответствии с заданием;

6.2 Планировать
взаимозаменяемость
узлов и агрегатов
автотранспортного
средства и
повышение их
эксплуатационных
свойств

6.3 Владеть
методикой тюнинга
автомобиля

Рационально и обоснованно подбирать
взаимозаменяемые узлы и агрегаты с целью
улучшения эксплуатационных свойств.
Осуществлять подбор запасных частей к Т.С. с целью
взаимозаменяемости.
Читать чертежи, схемы и эскизы узлов, механизмов и
агрегатов автомобиля;
Определять основные геометрические параметры
деталей, узлов и агрегатов;
Определять технические характеристики узлов и
агрегатов транспортных средств;
Подбирать необходимый инструмент и оборудование
для проведения работ;
Подбирать оригинальные запасные части и их аналоги
по артикулам и кодам в соответствии с каталогом;
Проводить работы по тюнингу автомобилей;
Дизайн и дооборудование интерьера автомобиля;
Осуществлять стайлинг автомобиля.
Подбирать необходимый инструмент и оборудование
для проведения работ;
Выполнять разборку-сборку, демонтаж-монтаж
элементов автомобиля;
Работать с электронными системами автомобилей;
Подбирать материалы для изготовления элементов
тюнинга;
Проводить стендовые испытания автомобилей, с
целью определения рабочих характеристик;
Выполнять работы по тюнингу кузова.

Методы
оценки
Экспертное
наблюдение Лабораторная
работа
Практическая
работа

Экспертное
наблюдение Лабораторная
работа
Практическая
работа

Экспертное
наблюдение Лабораторная
работа
Практическая
работа

19

6.4 Определять
остаточный ресурс
производственного
оборудования

ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.
ОП 02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,

Осуществлять оценку технического состояния
производственного оборудования.
Проведение регламентных работ по техническому
обслуживанию и ремонту производственного
оборудования.
Определение интенсивности изнашивания деталей
производственного оборудования и прогнозирование
остаточного ресурса;
Применять современные методы расчетов с
использованием программного обеспечения ПК;
Определять степень загруженности, степень
интенсивности использования и степень
изношенности производственного оборудования;
Визуально и практически определять техническое
состояние производственного оборудования;
Подбирать инструмент и материалы для оценки
технического состояния и проведения работ по
техническому обслуживанию и ремонту
производственного оборудования;
Обеспечивать технику безопасности при выполнении
работ по ТО и ремонту, а также оценке технического
состояния производственного оборудования;
Рассчитывать установленные сроки эксплуатации
производственного оборудования;
 обоснованность постановки цели, выбора и
применения методов и способов решения
профессиональных задач;
- адекватная оценка и самооценка эффективности и
качества выполнения профессиональных задач

- использование различных источников, включая
электронные ресурсы, медиа-ресурсы, Интернетресурсы, периодические издания по специальности
для решения профессиональных задач

- демонстрация ответственности за принятые решения
- обоснованность самоанализа и коррекция
результатов собственной работы;
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями
и мастерами в ходе обучения, с руководителями
учебной и производственной практик;
- обоснованность анализа работы членов команды
(подчиненных)
- эффективность выполнения правил ТБ во время
учебных занятий, при прохождении учебной и
производственной практик;

Экспертное
наблюдение Лабораторная
работа
Практическая
работа

Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе
освоения
образовательной
программы
Экспертное
наблюдение и
оценка на
лабораторно практических
занятиях, при
выполнении
работ по
учебной и
производственно
й практикам
Экзамен
квалификационн
ый

20

ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.
ОК 09. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке.

- знание и использование ресурсосберегающих
технологий в области телекоммуникаций

- эффективность использования информационнокоммуникационных технологий в профессиональной
деятельности согласно формируемым умениям и
получаемому практическому опыту;
- эффективность использования в профессиональной
деятельности необходимой технической
документации, в том числе на английском языке.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».