Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» 2.5. Учебный процесс СК-УПД-РП-2.5.-23 Рабочая программа учебной и производственной практики ПМ.03 Организация процессов по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств по специальности 23.02.07. ТО и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобиля Рассмотрено на заседании ПЦК Протокол №_______ «___»_________________2023 г. __________ Л.В. Цыбденова подпись УТВЕРЖДЕНО Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» ______ С.А. Ульянова И.О.Фамилия подпись Протокол №____ т«___»________2023г СОГЛАСОВАНО Директор ООО «Разрез Загустайский» __________ Э.Ф. Штейнфельд подпись Ф.И.О. «___»_______________ 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.03 Организация процессов по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств 2023г. Рабочая программа профессиональному учебной модулю и производственной разработана на основе практик по Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и примерной программы профессионального модуля по специальности среднего профессионального образования 23.02.07. ТО и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобиля Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Гусиноозерский энергетический техникум» Дата Согласование Проверено Согласовано Должность Зав. отделением Симонова М.А. Зав. методкабинетом Ульянова С.А. Подпись 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 4 ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 5 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 8 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И 11 ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И 14 ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Организация процессов по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной и производственной практик по ПМ.03 Организация процессов по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», входящей в состав укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта, в части освоения основного вида деятельности и соответствующих ему общих (ОК) и профессиональные компетенций (ПК). 1.2. Цели и задачи практики модуля – требования к результатам освоения практики С целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной и производственной практики профессионального модуля должен освоить вид профессиональной деятельности: ВД 6 Организация процесса модернизации и модификации автотранспортных средств ПК 6.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства. ПК 6.2. Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и повышение их эксплуатационных свойств. ПК 6.3. Владеть методикой тюнинга автомобиля. ПК 6.4. Определять остаточный ресурс производственного оборудования При реализации практики образовательная деятельность организована в форме практической подготовки путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю образовательной программы 1.3. Место и сроки проведения практики Практика проводится: непосредственно в образовательной организации, в том числе в ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки; в организации, осуществляющей деятельность по профилю образовательной программы, в том числе ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора. 4 Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов практик планируется и организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Срок проведения практики определяется календарным учебным графиком. 1.5. Трудоемкость практики, форма промежуточной аттестации обучающихся Общее количество часов на прохождение практики составляет 144 академических часов, в том числе учебной практики 36 академических часов производственной практики 108 академических часов Промежуточная аттестация обучающихся по практике осуществляется в форме дифференцированного зачета. 5 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы учебной и производственной практики профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Общие компетенции, включающие в себя способность обучающегося: ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках Профессиональные компетенции, включающие в себя способность обучающегося: ПК 6.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства. ПК 6.2. Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и повышение их эксплуатационных свойств. ПК 6.3. Владеть методикой тюнинга автомобиля. ПК6.4. Определять остаточный ресурс производственного оборудования 6 3.1СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике 1 2 Объем часов 3 Вводное занятие Требования безопасности труда. Охрана труда Содержание 2 1 . 2 1. Контроль технического состояниятранспортного средства Содержание 1 Проверка технического состояния автомобиля. Двигатель, . трансмиссия, рулевое управление, передний мост, тормознаясистема, ходовая часть, место водителя и др. Содержание 1 Технологическая документация – тюнинг двигателя . внутреннего сгорания автомобиля 2 Технологическая документация – улучшение . аэродинамических характеристик автомобиля Содержание 1 Определение взаимозаменяемых деталей . 2 Выбор взаимозаменяемых деталей в соответствии с каталогом . Содержание 1 Методы оценки оборудования . 2 Обоснование выбора оборудования . Содержание 1 Постановка целей и определение потребностей в обучении. 2. Технологическая документация на модернизацию и тюнинг транспортныхсредств 3. Взаимозаменяемость узлов и агрегатовтранспортных средств 4. Сравнительная оценка технологическогооборудования 5. Организация обучения рабочих для работына новом оборудовании Организация производства. Техника безопасности и охрана труда Формы контроля 4 ПК6.1- ПК 6.4 ОК1ОК9 4 4 ПК6.1- ПК 6.4 ОК1ОК9 12 6 ПК6.1- ПК 6.4 ОК1ОК9 6 6 6 ПК6.1- ПК 6.4 ОК1ОК9 6 6 ПК6.1- ПК 6.4 ОК1ОК9 6 6 ПК6.1- ПК 6.4 7 . 2 . 3 . ОК1- Составление бюджета на обучение. ОК9 Выбор формы обучения и преподавателей. ИТОГО 36 Общая продолжительность учебной практики составляет 36 часов - 1 неделя 3.2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (по профилю специальности) Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике 1 2 Ознакомление с предприятием Сбор нормативных данных вобласти конструкции транспортных средств Проведение модернизации и тюнинга транспортных средств Расчет экономических показателей модернизации и тюнинга Содержание 1 Ознакомление с предприятием . 2 Техника безопасности и охрана труда . Содержание 1 Оформление договоров на проведение технического осмотра транспортных средств, . 2 Проверка наличия изменений в конструкции транспортных средств . 3 Разработка документации по внесению изменений в конструкцию транспортного . средства 4 Контроль за безопасностью конструкции регистрируемого транспортного . средства Содержание 1 Участие в проведении тюнинга двигателя внутреннего сгорания, . 2 Участие в проведении тюнинга трансмиссии автомобилей, . Содержание 1 Определение сравнительной эффективности транспортных средств Объе м часо в 3 6 6 24 6 Освоение компетенций 4 ПК6.1- ПК 6.4 ОК1-ОК9 ПК6.1- ПК 6.4 ОК1-ОК9 6 6 6 12 6 ПК6.1- ПК 6.4 ОК1-ОК9 6 6 6 ПК6.1- ПК 6.4 8 транспортных средств Проведение испытаний производственного оборудования Общение с представителями торговых организаций . 2 . Обоснование эффективности применения модернизации и тюнинга транспортных средств Содержание 1 Выполнение подготовительных и заключительных работ по проверке . работоспособности средств технического диагностирования, 2 Участие в проведении испытаний средств технического диагностирования, . Содержание 1 Сбор и анализ информации о потребителях и конкурентах . 2 Анализ формирования материально-технической базы организации. . Содержание Обобщение и систематизация информации, полученной за время прохожденияпроизводственной практики (по профилю специальности) Обобщение, полученных на производстве, материалов, оформление дневников, отчетов и зачет по практике. Зачет Общая продолжительность производственной практики (по профилю специальности)составляет 72 часа - 2 недели ОК1-ОК9 12 6 ПК6.1- ПК 6.4 ОК1-ОК9 6 6 6 ПК6.1- ПК 6.4 ОК1-ОК9 6 6 9 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов: 1. «Устройство автомобилей»: - комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов; - комплект учебно-методической документации; -наглядные пособия. 2. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»: - комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов; - комплект инструментов, приспособлений; - комплект учебно-методической документации; - наглядные пособия. Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: 1. Слесарной: - Рабочие места по количеству обучающихся; - станки: настольно-сверлильные, заточные и др.; - набор слесарных инструментов; - набор измерительных инструментов; - приспособления; - заготовки для выполнения слесарных работ. 2. Токарно-механической: - Рабочие места по количеству обучающихся; - станки: токарные, фрезерные, сверлильные, заточные, шлифовальные; - наборы инструментов; - приспособления; - заготовки. 3. Кузнечно-сварочной: - Рабочие места по количеству обучающихся; - оборудование термического отделения; - сварочное оборудование; - инструмент; - оснастка; - приспособления; - материалы для работ; - средства индивидуальной защиты. 4. Демонтажно-монтажной: - Оборудование и оснастка для производства демонтажно-монтажных работ; - инструменты, приспособления для разборочных и сборочных работ; - стенды для разборки, сборки и регулировки агрегатов и узлов. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: 1. «Двигателей внутреннего сгорания» - двигатели; - стенды; - комплект плакатов; - комплект учебно-методической документации. 2. «Электрооборудования автомобилей» - стенды; - комплект плакатов; - комплект учебно-методической документации. 3. «Автомобильных эксплуатационных материалов» автоматизированные рабочие места студентов; - методические пособия; 10 - комплект плакатов; - лабораторное оборудование. 4. «Технического обслуживания и ремонта автомобилей» - автоматизированное рабочее место преподавателя; - автоматизированные рабочие места студентов; - методические пособия; - комплект плакатов; - лабораторное оборудование. 5. «Технических средств обучения» - компьютеры; - принтер; - сканер; - проектор; - плоттер; - программное обеспечение общего назначения; - комплект учебно-методической документации. Информационное обеспечение реализации программы Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники (печатные): 1. Гладов Г.И. Устройство автомобилей: учебник/ Г.И. Гладов, А.М. Петренко. – М.: издательство: Академия, 2014. – 352 с. 2.Вахламов В.К. Автомобили. Теория и конструкция автомобиля и двигателя/В.К. Вахламов, М.Г. Шатров, А.А. Юрчевский – М.: издательство Академия, 2013. – 816 с. 1. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей/И.С.Туревский. – М.: издательство: ФОРУМ, 2013.– 434 с. 2. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности/ Е.В. Михеева. – М.: Академия, 2014. – 384 с. 3. Технологические процессы в сервисе: учебное пособие/ А.А. Пузряков, А.Ф. Пузряков, А.В. Олейник, М.Е. Ставровский. – М.: Издательство –Альфа-М, Инфра-М, 2014. – 240 с. 4. Виноградов В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учебное пособие/В.М.Виноградов. – М.: издательство Академия, 2014. – 432 с. Дополнительные источники: 1. Епифанов Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта/Л.И. Епифанов, Е.А. Епифанова. – М.: Инфра-М, 2014. – 352 с. 2. Шец С.П. Проектирование и эксплуатация технологического оборудования для технического сервиса автомобилей/ С.П. Щец, И.А. Осипов. - Брянск БГТУ, 2013. – 272 с. 3. Типаж и техническая эксплуатация оборудования предприятий автосервиса: учебное пособие/ В.А. Першин, А.Н. Ременцов, Ю.Г. Сапронов, С.Г. Соловьев. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 413 с. 4. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов/В.И. Сарбаев, С.С. Селиванов, В.Н. Коноплев, Ю.М. Дѐмин. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 447 с. 5. Федеральный закон 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Электронные: 1. ИКТ Портал «интернет ресурсы» ict.edu.ru» 2. Руководства по ТО и ТР автомобилей: www.viamobile.ru 3. Табель технологического, гаражного оборудования -www.studfiles.ru/preview/1758054/ 4. Правила оформления переоборудования автотранспортных средств http://voditeliauto.ru/stati/tyuning/chto-sleduet-znat-esli-planiruete-izmenyat-konstrukciyuavtomobilya.html 11 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Профессиональные компетенции 6.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства Оцениваемые знания и умения, действия Организовывать работы по модернизации и модификации автотранспортных средств в соответствии с законодательной базой РФ. Оценивать техническое состояние транспортных средств и возможность их модернизации. Методы оценки Экспертное наблюдение - Прогнозирование результатов от модернизации Т.С. Определять возможность, необходимость и экономическую целесообразность модернизации автотранспортных средств; Подбирать необходимый инструмент и оборудование для проведения работ; Подбирать оригинальные запасные части и их аналоги по артикулам и кодам в соответствии с заданием; 6.2 Планировать взаимозаменяемост ь узлов и агрегатов автотранспортного средства и повышение их эксплуатационных свойств 6.3 Владеть методикой тюнинга автомобиля Рационально и обоснованно подбирать взаимозаменяемые узлы и агрегаты с целью улучшения эксплуатационных свойств. Осуществлять подбор запасных частей к Т.С. с целью взаимозаменяемости. Читать чертежи, схемы и эскизы узлов, механизмов и агрегатов автомобиля; Определять основные геометрические параметры деталей, узлов и агрегатов; Определять технические характеристики узлов и агрегатов транспортных средств; Подбирать необходимый инструмент и оборудование для проведения работ; Подбирать оригинальные запасные части и их аналоги по артикулам и кодам в соответствии с каталогом; Проводить работы по тюнингу автомобилей; Дизайн и дооборудование интерьера автомобиля; Экспертное наблюдение - Экспертное наблюдение - Осуществлять стайлинг автомобиля. Подбирать необходимый инструмент и оборудование для проведения работ; Выполнять разборку-сборку, демонтаж-монтаж элементов автомобиля; Работать с электронными системами автомобилей; Подбирать материалы для изготовления элементов тюнинга; Проводить стендовые испытания автомобилей, с целью определения рабочих характеристик; Выполнять работы по тюнингу кузова. 12 6.4 Определять остаточный ресурс производственног о оборудования ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОП 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Осуществлять оценку технического состояния производственного оборудования. Проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту производственного оборудования. Определение интенсивности изнашивания деталей производственного оборудования и прогнозирование остаточного ресурса; Применять современные методы расчетов с использованием программного обеспечения ПК; Определять степень загруженности, степень интенсивности использования и степень изношенности производственного оборудования; Визуально и практически определять техническое состояние производственного оборудования; Подбирать инструмент и материалы для оценки технического состояния и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту производственного оборудования; Обеспечивать технику безопасности при выполнении работ по ТО и ремонту, а также оценке технического состояния производственного оборудования; Рассчитывать установленные сроки эксплуатации производственного оборудования; обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач - использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиа-ресурсы, Интернетресурсы, периодические издания по специальности для решения профессиональных задач - демонстрация ответственности за принятые решения - обоснованность самоанализа и коррекция результатов собственной работы; Экспертное наблюдение - Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ по учебной и производствен но й практикам Экзамен квалификацион н ый 13 ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностьроанных языках - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик; - обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных) - эффективность выполнения правил ТБ во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик; - знание и использование ресурсосберегающих технологий в области телекоммуникаций - эффективность использования информационнокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности согласно формируемым умениям и получаемому практическому опыту; 14 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по специальности (код и наименование направления подготовки / специальности / профессии) (год набора , форма обучения на 20 / 20 ) учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Номера листов Номе Раздел рабочей программы замене р аннули новы изме нх ных рованны х нени я Основание для внесени я изменен ий Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии протокол от « » (должность) 20 г. № _ (подпись) (И.О. Фамилия) 15