Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины Математика по
специальности 13.02.01 Тепловые электрические станции
СК-УПД-РП-2.5.-23
Рассмотрено на заседании ПЦК
«Общеобразовательных дисциплин»
Протокол №_______
«___»_________________2023 г.
__________
О.В. Думнова
подпись
И.О.Фамилия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 01 МАТЕМАТИКА
г. Гусиноозерск, 2023 г.
Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
__________ __________
Подпись
И.О.Фамилия
Протокол № ________от
«___» _________ 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального
государственного
профессионального
образования
образовательного
(далее
ФГОС
стандарта
СПО),
среднего
утвержденного
приказом Министерства образования и науки России от 25.08.2021 г. №598) и
примерной рабочей программы учебной дисциплины ЕН.01 Математика по
специальности 13.02.01 Тепловые электрические станции.
Организация-разработчик:
ГБПОУ
«Гусиноозерский
техникум»
2
энергетический
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
4
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
7
ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
11
ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
13
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« МАТЕМАТИКА»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика»
частью
основной
соответствии
с
профессиональной
ФГОС
СПО
по
образовательной
специальности
является
программы
13.02.01
в
Тепловые
электрические станции.
1.2.
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Математика» является обязательной частью
математического и общего естественнонаучного учебного цикла примерной
основной
образовательной
программы
в
соответствии
с
ФГОС
по
специальности 13.02.01 Тепловые электрические станции.
Учебная
дисциплина
«Математика»
обеспечивает
формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС
по специальности 13.02.01 Тепловые электрические станции. Особое
значение,
для
дальнейшего
освоения
профессиональных
модулей,
дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих и
профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях;
ОК 04.Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
4
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ПК 1.3. Контролировать работу тепловой автоматики и контрольноизмерительных приборов в котельном цехе;
ПК 2.2. Контролировать водный режим электрической станции;
ПК 3.1. Планировать и обеспечивать подготовительные работы по
ремонту теплоэнергетического оборудования;
ПК 3.3. Проводить ремонтные работы и контролировать качество их
выполнения;
ПК 4.1. Управлять параметрами производства тепловой энергии;
ПК 4.2. Определять технико-экономические показатели работы
основного и вспомогательного оборудования ТЭС;
ПК 5.1. Планировать работу производственного подразделения.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания.
Код ПК, ОК
ОК 01, 02,
03, 04, 05,
06, 07
ПК 1.3, 2.2,
Умения
- решать
прикладные
задачи в области
профессиональной
Знания
- значение математики в профессиональной
деятельности и при освоении ППССЗ;
- основные математические методы решения
прикладных задач в области профессиональной
5
3.1, 3.3, 4.1,
4.2, 5.1
1.4.
деятельности
Рекомендуемое
деятельности;
- основные понятия и методы математического
анализа, линейной алгебры, теории комплексных
чисел;
- основы интегрального и дифференциального
исчисления
количество
часов
на
освоение
рабочей
программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 92 часа;
самостоятельной работы обучающегося 4 часа.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
92
в том числе:
теоретическое обучение
44
практические занятия
38
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
4
в том числе:
выполнение реферата
1
подготовка сообщений
1
создание компьютерной презентации
2
Консультаций
4
Промежуточная аттестация в форме экзамена
6
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем в
часах
Раздел 1
Тема 1.1 Матрицы и
определители
ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ
Содержание учебного материала
1. Матрицы и действия над ними
2. Определители
В том числе практические занятия
Операции над матрицами
Вычисление определителей
Содержание учебного материала
16
8
4
4
Тема 2.1 Дифференциальное
исчисление
8
1.Решение системы линейных уравнений методом обратной матрицы
2.Решение системы линейных уравнений по правилу Крамера
3. Решение системы линейных уравнений методом Гаусса
6
В том числе практические занятия
Решение системы линейных уравнений
2
ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Содержание учебного материала
1.Функции одной независимой переменной, их графики. Приращение
функции и аргумента.
2.Предел числовой последовательности. Предел функции в точке.
Непрерывность функции.
3.Производная функции, ее физический и геометрический смысл.
Правила и формулы дифференцирования.
8
ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07
ПК 1.3, 2.2, 3.1,
3.3, 4.1, 4.2, 5.1
2
2
Тема 1.2 Системы линейных
уравнений
Раздел 2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07
ПК 1.3, 2.2, 3.1,
3.3, 4.1, 4.2, 5.1
2
40
18
10
ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07
ПК 1.3, 2.2, 3.1,
3.3, 4.1, 4.2, 5.1
Тема 2.2
Интегральное исчисление.
Раздел 3
Тема 3.1
Основные свойства
комплексных чисел
4.Производная сложной функции. Дифференциал функции и его
приложение к приближенным вычислениям.
5.Производные высших порядков. Точки перегиба.
Решение с помощью производной прикладных задач по видам
профессиональной деятельности
6.Функции нескольких переменных. Частные производные
В том числе практические занятия
Вычисление пределов функций в точке и на бесконечности
Вычисление производных сложных функций, производных высших
порядков
Исследование функций и построение графиков с помощью
производной
Решение прикладных задач с помощью производной и
дифференциала
Содержание учебного материала
1.Неопределенный интеграл. Непосредственное интегрирование.
2.Метод замены переменной. Метод интегрирования по частям.
3.Вычисление интегралов дробно-рациональных функций
4.Геометрический смысл определенного интеграла.
5.Вычисление объёмов тел вращения с помощью определённого
интеграла
В том числе практические занятия
Интегрирование простейших функций.
Вычисление интегралов дробно-рациональных функций
Вычисление интегралов методом заменой переменных и по частям.
Вычисление площадей
Вычисление объёмов тел вращения
Приближённое вычисление определённого интеграла.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ
Содержание учебного материала
1.Комплексные числа и действия над ними. Геометрическая
интерпретация комплексных чисел
2.Тригонометрическая и показательная формы записи комплексного
9
8
2
2
2
2
22
10
ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07
ПК 1.3, 2.2, 3.1,
3.3, 4.1, 4.2, 5.1
12
2
2
2
2
2
2
16
8
4
ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07
ПК 1.3, 2.2, 3.1,
3.3, 4.1, 4.2, 5.1
Тема 3.2
Некоторые приложения
теории комплексных чисел
числа. Переход из одной формы записи в другую.
В том числе практические занятия
Действия над комплексными числами в алгебраической форме
Действия над комплексными числами в тригонометрической форме
Содержание учебного материала
1.Решение квадратных уравнений с отрицательным дискриминантом.
Извлечение квадратного корня из комплексного числа.
2.Решение прикладных задач с комплексными числами для
профессиональной деятельности по специальности.
В том числе практические занятия
Применение комплексных чисел при решении алгебраических задач.
Решение типовых задач на применение комплексных чисел.
ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Содержание учебного материала
Тема 4.1
1.Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Задача
Дифференциальные
Коши. Дифференциальные уравнения с разделяющимися
уравнения.
переменными.
2.Однородные и линейные дифференциальные уравнения первого
порядка
3.Дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными
коэффициентами.
В том числе практические занятия
Решение дифференциальных уравнений 1 порядка.
Решение дифференциальных уравнений второго порядка с
постоянными коэффициентами.
Самостоятельная работа обучающегося
Консультации
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:
4
2
2
8
4
4
2
2
10
Раздел 4
10
ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07
ПК 1.3, 2.2, 3.1,
3.3, 4.1, 4.2, 5.1
10
6
4
2
2
4
4
6
96
ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07
ПК 1.3, 2.2, 3.1,
3.3, 4.1,4.2, 5.1
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
обеспечению
к
минимальному
материально-техническому
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Математика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- классная доска;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для практических работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1.Богомолов Н.В. Практические занятия по математике(Текст): Учебное
пособие для средних профессиональных учебных заведений / Н.В. Богомолов.М.: Высшая школа. 2008- 495с.(Рекомендовано Министерством образования и
науки РФ).
2.Дадаян А.А. Математика для педагогических училищ.(Текст): Учебник.М.:ФОРУМ:ИНФРА-М.2006.-512с.(Профессиональное образование)
(Рекомендовано Министерством образования РФ).
3.Дадаян А.А. Сборник задач по математике (Текст): Учебник – М.:
ФОРУМ–ИНФРА–М.2011.-353с.(Профессиональноеобразование) (Рекомендовано
Министерством образования РФ).
4.Григорьев С.Г.,Иволгина С.В. Математика (Текст) Учебник / под
ред.В.А.Гусева-М.Издательскийцентр «Академия».2011- 84с.(Рекомендовано
ФГУ «ФИРО»).
11
5. Григорьев, В.П., Сабурова, Т.Н. Сборник задач по высшей математике
[Текст] : Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия». 2010. – 160 с.
(Рекомендовано ФГУ «ФИРО»).
6. Филимонова Е.В. Математика для средних специальных учебных
заведений: учебное пособие. – Изд.4-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс,
2008. – 414 с. – (Среднее профессиональное образование).
7. Лунгу К.Н., Письменный Д.Т., Федин С.Н., Шевченко Ю.А. Сборник задач
по высшей математике. 1 курс. – 3-е изд., ипр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2004. –
576 с.: ил. – (Высшее образование).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http://schoolcollection.edu.ru/
2.Образовательный математический сайт - http://www.exponenta.ru
3. Метод Гаусса, формулы Крамера, матричный определитель. –
URL: http: // www.matburo.ru.
4. Сайт «Наука Математика». Умножение матриц, транспортная задача. URL: http: // www.softtok.org/science/math/.
5. Григорьев, В.П., Дубинский, Ю.А. Элементы высшей математики [Текст]:
Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с. (Допущено
Министерством образования РФ);
6. Общие методы решения уравнений. - URL: http://
www.rusedu.ru/subcat_is/htm/.
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
анализ решения и оценка результатов
выполнения
практических
и
–решать
прикладные
индивидуальных
заданий,
проектов,
задачи
в
области
исследований по видам профессиональной
профессиональной
деятельности;
деятельности;
оценка рефератов по теме «Значение
знать:
математики
в
профессиональной
-значение математики в деятельности и при освоении основной
профессиональной
профессиональной
образовательной
деятельности
и
при программы»;
освоении
основной
результаты собеседования по содержанию
образовательной
мини-рефератов
и
компьютерных
программы;
презентаций;
-основные математические
анализ решений и оценка результатов
методы
решения
выполнения практических заданий
и
прикладных
задач
в
решения
задач
по
видам
области профессиональной
профессиональной деятельности;
деятельности;
оценка результатов тестового контроля,
-основные понятия и
фронтального опроса;
методы математического
анализа,
линейной анализ
и
оценка
подготовленной
алгебры,
теории информации по предлагаемым тематикам
комплексных
чисел; самостоятельной работы;
-основы интегрального и
анализ решения и оценка результатов
дифференциального
выполнения практических заданий;
исчисления.
Оценка результатов заданий экзамена
уметь:
13
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________
по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)
(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номер
изменения
Номера листов
Раздел рабочей программы
замененных
новых
аннулированных
Основание для внесения
изменений
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии
протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)
(подпись)
14
(И.О. Фамилия)