Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Рабочая программа
2.5. Учебный процесс
СК-РП-2.5.-23
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология,
стандартизация и сертификация» по специальности 13.02.01. Тепловые
электрические станции
Рассмотрено на заседании ПЦК
Утверждено
УГС 13.00.00 Электро-теплоэнергетика
Методическим советом
Протокол № ____________
________ _____________
«____»_________________2023г
Протокол № __________
______________ Т.Н.Репина
от «____»__________2023г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Гусиноозерск, 2023 г.
РАЗРАБОТЧИК
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ПРОВЕРИЛ ЗАВ.
ОТДЕЛЕНИЕМ
СОГЛАСОВАЛ: ЗАВ.
МЕТОДКАБИНЕТОМ
Волкова Г.В.
Еремина Л.А.
Ульянова С.А.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного стандарта среднего профессионального
образования
(далее
–
ФГОС
СПО)
для
специальностей
среднего
профессионального образования 13.02.01 Тепловые электрические станции
Организация
-
разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального
образования «Гусиноозерский энергетический техникум»
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….10
5. РЕГИСТРАЦИЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ……………..11
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
«ОП 03 Метрология, стандартизация и сертификация»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация
и сертификация» является обязательной частью профессионального цикла
примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 13.02.01 Тепловые электрические станции.
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация
и сертификация» обеспечивает формирование профессиональных и общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.01
Тепловые электрические станции. Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы: является дополнительной
учебной
дисциплиной общеобразовательного цикла и направлена на
формирование у студента естественнонаучного мировоззрения.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися
осваиваются умения и знания:
Код ОК,
ПК
Умения
использовать
в
профессиональной деятельности
документацию систем качества;
- оформлять технологическую и
техническую документацию в
ОК 1 – 11,
соответствии
с
действующей
ПК
нормативной базой;
1.1 - 1.6,
приводить
несистемные
2.1 - 2.3,
величины
измерений
в
3.1 - 3.5,
соответствие с действующими
4.1 - 4.3,
стандартами и международной
5.1 - 5.4
системой единиц СИ;
применять
требования
нормативных
документов
к
основным
видам
продукции
(услуг) и процессов
Знания
задачи
стандартизации,
ее
экономическую эффективность;
- основные систем (комплексов)
общетехнических и организационнометодических стандартов;
- основные понятия и определения
метрологии,
стандартизации,
сертификации
и
документации
систем качества;
терминологию
и
единицы
измерения величин в соответствии с
действующими
стандартами
и
международной системой единиц
СИ;
- формы подтверждения качества
2. Структура и содержание учебной дисциплины
« Метрология, стандартизация и сертификация»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося 1
Промежуточная аттестация2
Объем в
часах
54
20
30
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем в
часах
1
Тема 1.1.
Техническое
регулирование.
2
3
Тема 1.2. Основы
метрологии и
метрологического
обеспечения.
Тема 1.3. Основы
стандартизации.
Содержание:
Основные понятия о техническом регулировании.
Технические регламенты.
В том числе, практических занятий
Изучение технического законодательства.
Содержание:
Государственная метрологическая служба России.
Физическая величина. Системы единиц физических величин.
Воспроизведение и передача размеров физических величин.
Основы теории измерений.
Средства измерений и контроля.
Обеспечение единства измерений в Российской Федерации.
В том числе, практических занятий
Работа с системой СИ.
Расчет и оценка погрешностей измерений.
Выбор средств измерений.
Содержание:
История развития стандартизации. Нормативно-правовая основа
стандартизации. Документы в области стандартизации.
Основные функции и методы стандартизации.
6
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 1 – 11, ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
2
8
ОК 1 – 11, ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
6
8
ОК 1 – 11, ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
Размеры, предельные отклонения, допуски и посадки.
Стандартизация и качество продукции.
В том числе, практических занятий
Работа со стандартами РФ.
Содержание:
Цели и задачи подтверждения соответствия.
Виды сертификации.
Тема 1.4. Основы
Схемы декларирования и сертификации.
сертификации.
Подтверждение
Понятие качества и показатели качества продукции.
соответствия.
Сертификация производства. Международная сертификация.
В том числе, практических занятий
Составление сертификата соответствия на продукцию.
Промежуточная аттестация3
ИТОГО
3
4
10
2
2
48
Выбор формы промежуточной аттестации в основных образовательных программах определяется образовательной организацией.
ОК 1 – 11, ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
3. Условия реализации программы учебной дисциплины.
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны
быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Метрологии, стандартизации и сертификации»:
оснащенный оборудованием: посадочных мест по количеству
обучающихся; стулья; доска классная; рабочее место преподавателя;
техническими средствами обучения: компьютер с лицензионнопрограммным обеспечением и мультимедийный проектор; экран
проекционный.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в
образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания4
1.
Шишмарев В.Ю., Метрология, стандартизация, сертификация и
техническое регулирование, Академия, 2013
2.
Зайцев С.А., Метрология, стандартизация и сертификация в
энергетике, Академия, 2014
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы):
1 Интернет ресурс. Справочная система «Консультант-плюс
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ 2 Электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации - http://docs.cntd.ru/document/1200031406 - система СИ
3 http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293773/4293773435.pdf - ГОСТ
25346-2013 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
4 Электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации - http://docs.cntd.ru/document/1200108842 - ГОСТ 25347-2013
5 Профессиональная разработка технической документации http://www.swrit.ru/gost-eskd.html - стандарты ЕСКД
4
Образовательная организация вправе выбрать одно из предлагаемых изданий в качестве основного
источника для изучения дисциплины или заменить его новым изданием по согласованию с ФУМО СПО по
укрупненной группе 13.00.00.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучений (освоенные умения,
усвоенные знания)
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:
- задачи стандартизации, ее экономическую
эффективность;
- основные положения систем (комплексов)
общетехнических и организационнометодических стандартов;
- основные понятия и определения
метрологии, стандартизации, сертификации
и документации систем качества;
- терминологию и единицы измерения
величин в соответствии с действующими
стандартами и международной системой
единиц СИ;
- формы подтверждения качества;
Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:
- использовать в профессиональной
деятельности документацию систем
качества;
- оформлять технологическую и
техническую документацию в соответствии
с действующей нормативной базой;
- приводить несистемные величины
измерений в соответствие с действующими
стандартами и международной системой
единиц СИ;
- применять требования нормативных
документов к основным видам продукции
(услуг) и процессов.
Критерии оценки
- использует в
профессиональной
деятельности документацию
систем качества;
- оформляет технологическую
и техническую документацию
в соответствии с действующей
нормативной базой;
- приводит несистемные
величины измерений в
соответствие с действующими
стандартами и международной
системой единиц СИ;
- применяет требования
нормативных документов к
основным видам продукции
(услуг) и процессов
Формы и
методы
контроля и
оценки
результатов
обучения
Текущий
контроль;
выполнение
практических
работ;
устный опрос;
тестирование.
5. Регистрация внесения изменений
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________
по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)
(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
Номер
изменения
Раздел рабочей программы
замененных
новых
Номера листов
аннулированных
Основание
для
внесения
изменений