Рабочая программа Метрология и стандартизация ТЭС

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Рабочая программа
2.5. Учебный процесс
СК-РП-2.5.-23

Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология,
стандартизация и сертификация» по специальности 13.02.01. Тепловые
электрические станции

Рассмотрено на заседании ПЦК

Утверждено

УГС 13.00.00 Электро-теплоэнергетика

Методическим советом

Протокол № ____________

________ _____________

«____»_________________2023г

Протокол № __________

______________ Т.Н.Репина

от «____»__________2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

Гусиноозерск, 2023 г.

РАЗРАБОТЧИК
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ПРОВЕРИЛ ЗАВ.
ОТДЕЛЕНИЕМ
СОГЛАСОВАЛ: ЗАВ.
МЕТОДКАБИНЕТОМ

Волкова Г.В.
Еремина Л.А.
Ульянова С.А.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного стандарта среднего профессионального
образования

(далее

–

ФГОС

СПО)

для

специальностей

среднего

профессионального образования 13.02.01 Тепловые электрические станции

Организация

-

разработчик:

Государственное

бюджетное

профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального
образования «Гусиноозерский энергетический техникум»

СОДЕРЖАНИЕ:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………6
3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….10
5. РЕГИСТРАЦИЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ……………..11

1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
«ОП 03 Метрология, стандартизация и сертификация»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация
и сертификация» является обязательной частью профессионального цикла
примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 13.02.01 Тепловые электрические станции.
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация
и сертификация» обеспечивает формирование профессиональных и общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.01
Тепловые электрические станции. Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы: является дополнительной
учебной
дисциплиной общеобразовательного цикла и направлена на
формирование у студента естественнонаучного мировоззрения.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися
осваиваются умения и знания:
Код ОК,
ПК

Умения

использовать
в
профессиональной деятельности
документацию систем качества;
- оформлять технологическую и
техническую документацию в
ОК 1 – 11,
соответствии
с
действующей
ПК
нормативной базой;
1.1 - 1.6,
приводить
несистемные
2.1 - 2.3,
величины
измерений
в
3.1 - 3.5,
соответствие с действующими
4.1 - 4.3,
стандартами и международной
5.1 - 5.4
системой единиц СИ;
применять
требования
нормативных
документов
к
основным
видам
продукции
(услуг) и процессов

Знания
задачи
стандартизации,
ее
экономическую эффективность;
- основные систем (комплексов)
общетехнических и организационнометодических стандартов;
- основные понятия и определения
метрологии,
стандартизации,
сертификации
и
документации
систем качества;
терминологию
и
единицы
измерения величин в соответствии с
действующими
стандартами
и
международной системой единиц
СИ;
- формы подтверждения качества

2. Структура и содержание учебной дисциплины
« Метрология, стандартизация и сертификация»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося 1
Промежуточная аттестация2

Объем в
часах
54
20
30
4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем в
часах

1
Тема 1.1.
Техническое
регулирование.

2

3

Тема 1.2. Основы
метрологии и
метрологического
обеспечения.

Тема 1.3. Основы
стандартизации.

Содержание:
Основные понятия о техническом регулировании.
Технические регламенты.
В том числе, практических занятий
Изучение технического законодательства.
Содержание:
Государственная метрологическая служба России.
Физическая величина. Системы единиц физических величин.
Воспроизведение и передача размеров физических величин.
Основы теории измерений.
Средства измерений и контроля.
Обеспечение единства измерений в Российской Федерации.
В том числе, практических занятий
Работа с системой СИ.
Расчет и оценка погрешностей измерений.
Выбор средств измерений.
Содержание:
История развития стандартизации. Нормативно-правовая основа
стандартизации. Документы в области стандартизации.
Основные функции и методы стандартизации.

6

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 1 – 11, ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4

2

8

ОК 1 – 11, ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4

6

8

ОК 1 – 11, ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4

Размеры, предельные отклонения, допуски и посадки.
Стандартизация и качество продукции.
В том числе, практических занятий
Работа со стандартами РФ.
Содержание:
Цели и задачи подтверждения соответствия.
Виды сертификации.
Тема 1.4. Основы
Схемы декларирования и сертификации.
сертификации.
Подтверждение
Понятие качества и показатели качества продукции.
соответствия.
Сертификация производства. Международная сертификация.
В том числе, практических занятий
Составление сертификата соответствия на продукцию.
Промежуточная аттестация3
ИТОГО

3

4

10

2
2
48

Выбор формы промежуточной аттестации в основных образовательных программах определяется образовательной организацией.

ОК 1 – 11, ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4

3. Условия реализации программы учебной дисциплины.
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны
быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Метрологии, стандартизации и сертификации»:
оснащенный оборудованием: посадочных мест по количеству
обучающихся; стулья; доска классная; рабочее место преподавателя;
техническими средствами обучения: компьютер с лицензионнопрограммным обеспечением и мультимедийный проектор; экран
проекционный.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в
образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания4
1.
Шишмарев В.Ю., Метрология, стандартизация, сертификация и
техническое регулирование, Академия, 2013
2.
Зайцев С.А., Метрология, стандартизация и сертификация в
энергетике, Академия, 2014
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы):
1 Интернет ресурс. Справочная система «Консультант-плюс
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ 2 Электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации - http://docs.cntd.ru/document/1200031406 - система СИ
3 http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293773/4293773435.pdf - ГОСТ
25346-2013 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
4 Электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации - http://docs.cntd.ru/document/1200108842 - ГОСТ 25347-2013
5 Профессиональная разработка технической документации http://www.swrit.ru/gost-eskd.html - стандарты ЕСКД
4
Образовательная организация вправе выбрать одно из предлагаемых изданий в качестве основного
источника для изучения дисциплины или заменить его новым изданием по согласованию с ФУМО СПО по
укрупненной группе 13.00.00.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучений (освоенные умения,
усвоенные знания)
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:
- задачи стандартизации, ее экономическую
эффективность;
- основные положения систем (комплексов)
общетехнических и организационнометодических стандартов;
- основные понятия и определения
метрологии, стандартизации, сертификации
и документации систем качества;
- терминологию и единицы измерения
величин в соответствии с действующими
стандартами и международной системой
единиц СИ;
- формы подтверждения качества;
Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:
- использовать в профессиональной
деятельности документацию систем
качества;
- оформлять технологическую и
техническую документацию в соответствии
с действующей нормативной базой;
- приводить несистемные величины
измерений в соответствие с действующими
стандартами и международной системой
единиц СИ;
- применять требования нормативных
документов к основным видам продукции
(услуг) и процессов.

Критерии оценки

- использует в
профессиональной
деятельности документацию
систем качества;
- оформляет технологическую
и техническую документацию
в соответствии с действующей
нормативной базой;
- приводит несистемные
величины измерений в
соответствие с действующими
стандартами и международной
системой единиц СИ;
- применяет требования
нормативных документов к
основным видам продукции
(услуг) и процессов

Формы и
методы
контроля и
оценки
результатов
обучения
Текущий
контроль;
выполнение
практических
работ;
устный опрос;
тестирование.

5. Регистрация внесения изменений
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________
по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)
(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
Номер
изменения

Раздел рабочей программы

замененных

новых

Номера листов

аннулированных

Основание
для
внесения
изменений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».