Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Рабочая программа 2.5. Учебный процесс СК-РП-2.5.-23 Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» по специальности 13.02.01. Тепловые электрические станции Рассмотрено на заседании ПЦК Утверждено УГС 13.00.00 Электро-теплоэнергетика Методическим советом Протокол № ____________ ________ _____________ «____»_________________2023г Протокол № __________ ______________ Т.Н.Репина от «____»__________2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ Гусиноозерск, 2023 г. РАЗРАБОТЧИК ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРОВЕРИЛ ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЕМ СОГЛАСОВАЛ: ЗАВ. МЕТОДКАБИНЕТОМ Волкова Г.В. Еремина Л.А. Ульянова С.А. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) для специальностей среднего профессионального образования 13.02.01 Тепловые электрические станции Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Гусиноозерский энергетический техникум» СОДЕРЖАНИЕ: 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….10 5. РЕГИСТРАЦИЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ……………..11 1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины «ОП 03 Метрология, стандартизация и сертификация» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» является обязательной частью профессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.01 Тепловые электрические станции. Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.01 Тепловые электрические станции. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является дополнительной учебной дисциплиной общеобразовательного цикла и направлена на формирование у студента естественнонаучного мировоззрения. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ОК, ПК Умения использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; - оформлять технологическую и техническую документацию в ОК 1 – 11, соответствии с действующей ПК нормативной базой; 1.1 - 1.6, приводить несистемные 2.1 - 2.3, величины измерений в 3.1 - 3.5, соответствие с действующими 4.1 - 4.3, стандартами и международной 5.1 - 5.4 системой единиц СИ; применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов Знания задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; - основные систем (комплексов) общетехнических и организационнометодических стандартов; - основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества; терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; - формы подтверждения качества 2. Структура и содержание учебной дисциплины « Метрология, стандартизация и сертификация» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы в том числе: теоретическое обучение практические занятия Самостоятельная работа обучающегося 1 Промежуточная аттестация2 Объем в часах 54 20 30 4 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах 1 Тема 1.1. Техническое регулирование. 2 3 Тема 1.2. Основы метрологии и метрологического обеспечения. Тема 1.3. Основы стандартизации. Содержание: Основные понятия о техническом регулировании. Технические регламенты. В том числе, практических занятий Изучение технического законодательства. Содержание: Государственная метрологическая служба России. Физическая величина. Системы единиц физических величин. Воспроизведение и передача размеров физических величин. Основы теории измерений. Средства измерений и контроля. Обеспечение единства измерений в Российской Федерации. В том числе, практических занятий Работа с системой СИ. Расчет и оценка погрешностей измерений. Выбор средств измерений. Содержание: История развития стандартизации. Нормативно-правовая основа стандартизации. Документы в области стандартизации. Основные функции и методы стандартизации. 6 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1 – 11, ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 2 8 ОК 1 – 11, ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 6 8 ОК 1 – 11, ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 Размеры, предельные отклонения, допуски и посадки. Стандартизация и качество продукции. В том числе, практических занятий Работа со стандартами РФ. Содержание: Цели и задачи подтверждения соответствия. Виды сертификации. Тема 1.4. Основы Схемы декларирования и сертификации. сертификации. Подтверждение Понятие качества и показатели качества продукции. соответствия. Сертификация производства. Международная сертификация. В том числе, практических занятий Составление сертификата соответствия на продукцию. Промежуточная аттестация3 ИТОГО 3 4 10 2 2 48 Выбор формы промежуточной аттестации в основных образовательных программах определяется образовательной организацией. ОК 1 – 11, ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 3. Условия реализации программы учебной дисциплины. 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Метрологии, стандартизации и сертификации»: оснащенный оборудованием: посадочных мест по количеству обучающихся; стулья; доска классная; рабочее место преподавателя; техническими средствами обучения: компьютер с лицензионнопрограммным обеспечением и мультимедийный проектор; экран проекционный. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания4 1. Шишмарев В.Ю., Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование, Академия, 2013 2. Зайцев С.А., Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике, Академия, 2014 3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы): 1 Интернет ресурс. Справочная система «Консультант-плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ 2 Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации - http://docs.cntd.ru/document/1200031406 - система СИ 3 http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293773/4293773435.pdf - ГОСТ 25346-2013 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ 4 Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации - http://docs.cntd.ru/document/1200108842 - ГОСТ 25347-2013 5 Профессиональная разработка технической документации http://www.swrit.ru/gost-eskd.html - стандарты ЕСКД 4 Образовательная организация вправе выбрать одно из предлагаемых изданий в качестве основного источника для изучения дисциплины или заменить его новым изданием по согласованию с ФУМО СПО по укрупненной группе 13.00.00. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучений (освоенные умения, усвоенные знания) Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: - задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; - основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационнометодических стандартов; - основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества; - терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; - формы подтверждения качества; Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; - оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; - приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; - применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов. Критерии оценки - использует в профессиональной деятельности документацию систем качества; - оформляет технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; - приводит несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; - применяет требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Текущий контроль; выполнение практических работ; устный опрос; тестирование. 5. Регистрация внесения изменений ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________ по специальности / профессии (код и наименование направления подготовки / специальности / профессии) (год набора ________, форма обучения _______________) на 20___ / 20___ учебный год Номер изменения Раздел рабочей программы замененных новых Номера листов аннулированных Основание для внесения изменений