Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно – программная документация 2.5. Учебный процесс СК-УПД-РП-2.5.-23 Рабочая программа ОП.11. Основы финансовой грамотности По специальности 13.02.01 Тепловые электрических станций Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» __________ Ульянова С.А Рассмотрено на заседании ПЦК «Специальных дисциплин » Протокол №_______ «___»_________________20___ г. __________ Репина Т.Н. подпись подпись И.О.Фамилия Протокол № ________ от «___» ________ 202__г. И.О.Фамилия РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 Основы финансовой грамотности г. Гусиноозерск 2023 г Разработчик преподаватель Еремина Л.А Проверил зав. отделением Еремина Л.А Согласовано зав.методкабинетом Ульянова С.А Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы по подготовки специалистов среднего звена для специальности 13.02.01 Тепловые электрические станции Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум» 3 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 2. Структура и содержание дисциплины 8 3. Условия реализации дисциплины 13 4. Контроль и оценка результатов освоения дисципли- 15 ны 4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1.1.Область применения программы. Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена, по специальности: 13.02.01 Тепловые электрические станции. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Основы финансовой грамотности, в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259). 1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности является учебной дисциплиной по выбору студентов, предлагаемая образовательным учреждением. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, учебная дисциплина Основы финансовой грамотности изучается в общепрофессиональном цикле учебного плана ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Обучение основам финансовой грамотности на базовом уровне в средних профессиональных образовательных учреждениях является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет студентам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе. Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим студентам явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние студенты – это завтра активные участники финансового рынка. Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности студентов на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью программы данной учебной дисциплины является то, что она базируется на системнодеятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию студентов. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС. 5 Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики. В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы. Программа может использоваться другими образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Основы финансовой грамотности направлены на достижение следующих целей: - актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса; - повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов; - развитие финансово-экономического образа мышления; - способности к личному самоопределению и самореализации; - воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; - уважения к труду и предпринимательской деятельности; - формирование опыта рационального экономического поведения; - освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере. на достижение следующих задач: - усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интеграции экономических данных и финансовой информации; - формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений; - развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений; - выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово-экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере; - формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке; - формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций. Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: - развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность студента для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов; - формирование системы знаний о финансово-экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; - воспитание мотивации к труду; 6 - стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования; - воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства. метапредметных: - освоение способ решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - определение общей цели и путей ее достижения; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; - развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив; - овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой системе РФ; - овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем; - формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации. предметных: - формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; - понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; - знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов; - формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе; - приобретение студентами компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую сферы; - владение навыкам поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; - умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; - формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты финансово-экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров; - умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика); - умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности; 7 - умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Учебным планом для данной дисциплины определено: максимальная учебная нагрузка студентов устанавливается в объёме 40 часов, в том числе: обязательная аудиторная нагрузка студентов составляет 38 часов; самостоятельная учебная работа 2 часа. 8 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Итоговый контроль – зачёт по завершению курса Объём часов 40 38 26 9 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Введение Тема 1.1. Личное финансовое планирование. Содержание учебного материала Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессий СПО. Раздел 1. Семейная экономика. Содержание учебного материала 1 Источники денежных средств семьи. Различать виды доходов и способы их получения, рассчитывать доходы своей семьи, полученные из различных источников, рассчитывать свой доход, остающийся после уплаты налогов. Структура доходов населения России. Формы вознаграждений наёмным работникам и от чего зависит уровень заработной платы. Права и обязанности наёмных работников по отношению к работодателю. Необходимость уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы. 2 Практическое занятие №1. Тест «Источники денежных средств семьи». 2 12 1 Тема 1.3. Семей- Содержание учебного материала 1 Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные деньги. 2 Практическое занятие №2. Тест «Контроль семейных расходов». Самостоятельная работа. Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Уровень жизни населения Саратовской области». Содержание учебного материала ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 2 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 1 ОК01. ОК 02. ОК 09, ОК 11 2 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. Самостоятельная работа. Работа с конспектом. Составление контрольных вопросов по теме. Тема 1.2. Контроль семейных расходов. ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09. 1 ный бюджет. 1 2 Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета. Практическое занятие №3. Тест «Построение семейного бюджета». 2 Самостоятельная работа. Выполнение творческого задания-проекта по теме «Бюджет моей семьи». Тема 1.4. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи. Содержание учебного материала 1 Роль денег в нашей жизни. Мечта и цель: их отличие. Постановка личных (семейных) финансовых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства. 2 Практическое занятие №4 Тест «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи» 1 2 Самостоятельная работа. Создание электронной презентации с использованием Интернет-ресурсов по темам «История происхождения денег», «Денежная валюта разных стран», «Финансовый план моей семьи». Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции. Тема 2.1. Способы Содержание учебного материала увеличения се1 Инвестиции – сбережения на будущее. Сбережения. Банковский сберегательный вклад, мейных доходов с процентная ставка. Инфляция: темпы роста инфляции. Инвестиции. Паевой инвестициониспользованием ный фонд (ПИФ). Инвестиционный доход. Страхование жизни. услуг финансовых 2 Практическое занятие №5. организаций. Тест «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций». Решение задач на определение процентного дохода по вкладам. Самостоятельная работа. Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ». Тема 2.2. Валюта Содержание учебного материала в современном 1 Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение мире. валютного курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков. 26 1 2 1 ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 11 2 Тема 2.3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости. Тема 2.4. Банковская система РФ. Практическое занятие №6. Тест «Валюта в современном мире». Самостоятельная работа. Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ». Содержание учебного материала Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсионный фонд. 2 Практическое занятие №7. Тест «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости». Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения». Самостоятельная работа. Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному обеспечению). 2 1 1 Содержание учебного материала 1 Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ. Риски. Система страхования вкладов (ССВ). Центробанк и его роль в банковской системе РФ. Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование кредитов. Ипотека. 2 Практическое занятие №8. Тест «Банки и их роль в жизни семьи». 2 1 2 Самостоятельная работа. Задача «Расчет компенсации по кредиту». Тема 2.5. Финансовые риски и способы защиты от них. Содержание учебного материала 1 Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации. Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пирамида. Способы сокращения финансовых рисков. 2 Практическое занятие №9. Тест «Риски в мире денег». Самостоятельная работа. 1 2 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. 12 Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме: «Банкротство», «Финансовое мошенничество», Тема 2.6. Содержание учебного материала Бизнес, тенденции 1 Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационно-правовые формы предего развития и приятия, налоги на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факриски. торы, влияющие на прибыль компании. 2 Практическое занятие №10. Тест «Собственный бизнес». 3 Практическое занятие №11. Создание собственной компании: шаг за шагом Самостоятельная работа. Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес». Тема 2.7. Страхование как способ сокращения финансовых потерь. Содержание учебного материала 1 2 Страхование в РФ. Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика. Практическое занятие №12. Тест «Страхование как способ сокращения финансовых потерь». Самостоятельная работа. Заполнение таблицы «Права потребителей финансовых услуг». Тема 2.8 Финансовые механизмы работы фирмы Содержание учебного материала 1 Практическая работа № 13 Взаимоотношения работодателя и сотрудников Зачет Всего аудиторных занятий: 2 2 2 1 2 2 2 ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 ОК01. ОК 2. ОК 03, ОК 04; ОК 07; ОК 09 40 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет экономики. Оборудование учебного кабинета: - рабочее место преподавателя; - посадочные места по количеству обучающихся; Технические средства обучения: - мультимедийный проектор; - ноутбук; - экран; - аудивизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций; 3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения Интернет-ресурсы 1. catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет Основные источники: 1. Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014. Дополнительные источники: 1. Архипов А. П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебное пособие по элективному курсу общеобразоват. учрежд.:Предпрофильная подготовка обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 2. Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021. 3. Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К, 2019. 4. Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.:Дашков и К, 2012. 5. Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. 6. Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред.П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.: Экономистъ, 2020. 7. Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие. – М.: ВИТАПРЕСС, 2018. 8. Розанова Н. М. Моя фирма: учебное пособие.. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2018. 9. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10–11 классы:учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015. 10. Чернов С. В. Азбука трудоустройства. 9–11 классы: учебное пособие. – М.: ВИТАПРЕСС, 2018. 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности». Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»: рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся в распоряжении после уплаты налогов; контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег; отличить плановую покупку отимпульсивной, купить нужный товар по более низкой цене; рассчитать общую стоимость владения (ОСВ); правильно обсуждать и согласовывать с другими членами семьи финансовые вопросы; составлять бюджет семьи, оценивать его дефицит (профицит), выявлять причины возникновения дефицита бюджета и пути его ликвидации; определять приоритеты, если доходы не соответствуют запланированным расходам; пользоваться методом замкнутого круга расходов; достигать поставленных финансовых целей через управление семейным бюджетом. пользоваться своими правами на рабочем месте и в случае увольнения; использовать профсоюз для защиты прав работников и улучшения условий их труда; получить пособие по безработице в случае необходимости; выбрать из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает поставленной цели; рассчитать процентный доход по вкладу; оценить, что предпочтительнее в данный момент сберегательный вклад в банке, вложение Формы и методы контроля и оценкирезультатов обучения Оперативный контроль в форме: написание мини-эссе; проверка практического домашнего задания Оперативный контроль в форме: написание мини-эссе; проверка практического домашнего задания Оперативный контроль в форме: написание мини-эссе; проверка практического домашнего задания 15 денег в ПИФ или страхование жизни; правильно выбрать ПИФ для размещения денежных средств. отличить средства граждан в банках, которые застрахованы ССВ, учесть сумму страхового лимита при размещении денег на банковских депозитах, получить страховое возмещение по вкладу; получить необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства по страхованию вкладов и выбрать банк для размещения своих сбережений. различать обязательное пенсионное страхование и добровольные пенсионные накопления, альтернативные способы накопления на пенсию; определить размер своей будущей пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором; делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах и правильно выбрать НПФ; рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определить, может ли семья позволить себе кредит; различать банковский кредит, кредит в торговых сетях и микрокредит; воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием кредита; распознать разные виды финансового мошенничества и отличить финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций; различать организационно-правовые формы предприятия и оценить предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения; защитить себя от рисков утраты здоровья, трудоспособности и имущества при помощи страхования; различать обязательное и добровольное страхование; правильно выбрать страховую компанию. Оперативный контроль в форме: написание мини-эссе; проверка практического домашнего задания Оперативный контроль в форме: написание мини-эссе; проверка практического домашнего задания Оперативный контроль в форме: написание мини-эссе; проверка практического домашнего задания Оперативный контроль в форме: написание мини-эссе; проверка практического домашнего задания. Оперативный контроль в форме: написание мини-эссе; проверка практического домашнего задания. 16 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения. Формы и методы контроля и Результаты (личностные и метапредметные) Основные показатели оценки результата оценки Личностные результаты - развитие личностных, в том числе духовных и Интерпретация результатов демонстрация желания учиться; физических качеств, обеспечивающих защищенность наблюдений за деятельностью сознательное отношение к продолжению студента для определения жизненно важных образования в ВУЗе обучающегося в процессе интересов личности в условиях кризисного развития освоения образовательной - демонстрация интереса к будущей профессии; экономики, сокращения природных ресурсов; - выбор и применение методов и способов решения программы - формирование системы знаний о финансово- профессиональных задач экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; - воспитание мотивации к труду; - стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования; - воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства. метапредметные: - освоение способ решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - определение общей цели и путей ее достижения; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; - развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив; овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой системе РФ; - овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем; - формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации. 18