Рабочая программа Охрана труда ТЭС

Министерство образования и науки РБ
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно-программная документация
2.5 Учебный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины
СК-УПД-РП-2.5-23

Охрана труда

Рассмотрено на заседании ПЦК
УГС 13 02 01 Электро-теплоэнергетика
Протокол №__________
«______»________________2023 г.
________________ Т.Н.Репина

Утверждено
методическим советом ГБПОУ
__________
Протокол №_________
«____» _________________2023г.

Рабочая программа учебной дисциплины
Охрана труда
Специальности 13.02.01 « Тепловые электрические станции»

Гусиноозерск
2023г.

1

Разработчик преподаватель
Проверил зав. отделением
Согласовал: зав. методкабинетом

Захаров Г.П.
Еремина Л.А.
Ульянова С.А.

2

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
‒ Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования»

(зарегистрирован

Министерством

юстиции

Российской

Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (в ред. Приказов
Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 31, от 15 декабря 2014 г. №
1580);
‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной
политики

в

сфере

среднего

профессионального

образования

и

профессионального обучения от 20.07.2020г. № 05-772 по организации
применения

современных

методик

и

программ

преподавания

по

общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального
образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся
образовательных

организаций,

реализующих

программы

среднего

профессионального образования
- Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего
профессионального

образования

и

профессионального

обучения

Министерства просвещения Российской Федерации от 14.04.2021г. №05-401
«Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы среднего профессионального
- Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
федерального

государственного

профессионального

образовательного

образования

(далее

–

стандарта

ФГОС)

и

среднего
программы

профессионального модуля по специальности среднего профессионального
образования13.02.01Тепловые электрические станции
Организация-разработчик:

ГБПОУ

«Гусиноозерский

энергетический

техникум»

3

4

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

11

ОСВОЕНИЯ

13

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

14

5

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОХРАНА ТРУДА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
13.02.01.Тепловые электрические станции.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и
переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих предприятий
энергетической отрасли:13785 Машинист котлов, 13929 Машинист-обходчик по
котельному оборудованию, Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл.
Результатом освоения программы профессиональной образовательной
программы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
Обслуживание
оборудования на тепловых электрических станциях, в том числе
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
Код
компете
нции
ОК 01

Наименование результата обучения
Проводить эксплуатационные работы на основном и вспомогательном
оборудовании турбинного цеха.
Обеспечивать водный режим электрической станции.
Контролировать работу тепловой автоматики, контрольно-измерительных
приборов, электрооборудования в турбинном цехе
Проводить наладку и испытания основного и вспомогательного
оборудования турбинного цеха.
Формулировка
компетенции
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

Знания, умения
Умения: распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части; определять этапы решения
задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию, необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составлять
план
действия;
определять
необходимые ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в профессиональной и смежных сферах;
реализовывать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
6

ОК 02

Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе
и команде

ОК 05

Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,

ОК 06

Знания:
актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в котором приходится
работать и жить; основные источники информации
и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и
смежных
областях;
методы
работы
в профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной
деятельности
Умения:
определять
задачи
для
поиска
информации; определять необходимые источники
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации; оценивать практическую значимость
результатов поиска; оформлять результаты поиска,
применять средства информационных технологий
для
решения
профессиональных
задач;
использовать
современное
программное
обеспечение; использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура
информационных
источников, применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления результатов
поиска информации, современные средства и
устройства
информатизации;
порядок
их
применения
и
программное
обеспечение
в профессиональной деятельности в том числе
с использованием цифровых средств
Умения: организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности; основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов
и построения устных сообщений
Умения:
описывать
значимость
своей
профессии;применять
стандарты
антикоррупционного поведения

7

ОК 07

ОК 09

демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

Знания: сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по профессии
(специальности); стандарты антикоррупционного
поведения и последствия его нарушения

Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по профессииосуществлять работу
с
соблюдением
принципов
бережливого
производства; организовывать профессиональную
деятельность с учетом знаний об изменении
климатических условий региона.
Знания: правила экологической безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной деятельности; пути обеспечения
ресурсосбережения;
принципы
бережливого
производства; основные направления изменения
климатических условий региона
Умения:
понимать
общий
смысл
четко
произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы; участвовать в
диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о
своей профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснять свои действия (текущие
и планируемые); писать простые связные
сообщения на знакомые или интересующие
профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений
на
профессиональные
темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов,
средств
и процессов профессиональной деятельности;
особенности произношения; правила чтения
текстов профессиональной направленности

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
8

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее
заполнения и условия хранения;
-использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и
индивидуальной защиты;
-определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере
профессиональной деятельности;
-оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
-применять безопасные приемы труда на территории предприятия и в
производственных помещениях;
-проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и
травмобезопасности;
-инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники
безопасности;
-соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной
безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-законодательство в области охраны труда;
-нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены,
профсанитарии и пожаробезопасности.
-правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной
санитарии и противопожарной защиты;
-правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по
безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного
воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике
безопасности и производственной санитарии;
-возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
-действие токсичных веществ на организм человека;
-категорирование производств по взрыво-пожароопасности;
-меры предупреждения пожаров и взрывов;
-общие требования безопасности на территории предприятия и производственных
помещениях;
-основные причины возникновения пожаров и взрывов;
-особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
-порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
-предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;
-права и обязанности работников в области охраны труда;
-виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
-правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
-возможные
последствия
несоблюдения
технологических
процессов
и
производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические
или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их
влияние на уровень безопасности труда;
-принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
-средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических
процессов.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 100 час, в том числе:
9

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 96 час;
самостоятельной работы обучающегося – 4 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОХРАНА ТРУДА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем часов
96

в том числе:
теоретическое обучение

52

лабораторные работы

-

практические занятия

26

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

контрольная работа

-

Самостоятельная работа1

4

Промежуточная аттестация в форме экзамена

14

10

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»
Наименование
разделов и тем
1
Введение

Раздел 1.
Правовые и
организационные
основы охраны
труда
Тема 1.1.
Правовые и
основы охраны
труда

Тема 1.2.
Организация
работ по охране
труда на
энергетических
предприятиях.

Тема 1.3.
Ознакомление со
структурой и
содержанием
ССБТ

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
1 Основные понятия и терминология безопасности труда. Негативные факторы, опасность
производственной среды. Аксиома потенциальной опасности жизнедеятельности. Риск
трудовой деятельности. Понятие травмы, несчастного случая, профессионального
заболевания. Безопасность труда и основные мероприятия безопасности труда. Основные
задачи охраны труда.

Объем часов

Содержание учебного материала
1 Правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, система мер по
безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижение вредного
воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике
безопасности и производственной санитарии. Основные законодательные акты в области
охраны труда, права и обязанности работников и работодателей в области охраны труда.
Нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены,
профсанитарии и пожаробезопасности. Нормативные правовые акты по охране труда.
Система стандартов безопасности труда (ССБТ).
Самостоятельная работа обучающихся:
Ознакомление со структурой и содержанием ССБТ
Содержание учебного материала
1 Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда.
Основные положения об организации работы, структура органов по охране труда,
функции и обязанности работников службы охраны труда на предприятиях
энергосистемы. Обучение и проверка знаний по охране труда. Аттестация рабочих мест по
условиям труда. Ответственность за нарушение требований по безопасности труда.
Материальные затраты на охрану труда.

2

Практическое занятие
Изучение правил заполнения журналов по проведению инструктажей

2

Содержание учебного материала
1 Порядк сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по
охране труда.
Объективные и субъективные причины травматизма. Виды производственных травм и
профессиональных заболеваний. Классификация несчастных случаев по характеру и

2

3
2

Уровень
освоения
4
1

14

1

1
2

2

1

2

11

тяжести повреждения, числу пострадавших и месту происшествия. Расследование, учет и
анализ несчастных случаев на производстве. Положение о расследовании несчастных
случаев на производстве. Мероприятия по предупреждению производственного
травматизма. Оценка условий труда и травмобезопасности на рабочих местах.

Тема 1.4.
Производственн
ый трамватизм
на предприятиях

Раздел 2.
Общие правила
техники
безопасности
Тема 2.1.
Идентификация
и воздействие на
человека
негативных
факторов
производственно
й среды

Тема 2.2.
Средства и
методы
повышения
безопасности
технических
средств и
технологических

Практическое занятие
Расследование несчастного случая на производстве.
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение порядка возмещения вреда, причиненного здоровью работника, связанного с
исполнением им трудовых обязанностей.
Содержание учебного материала
1 Освобождение человека от действия электрического тока. Оказание первой помощи
пострадавшему от действия электрического тока. Порядок выполнения искусственного
дыхания и непрямого массажа сердца. Первая помощь при кровотечениях, ушибах,
растяжениях, переломах, отравлениях и других случаях.
Практическое занятие
Первая помощь пострадавшему от поражения электрическим током.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление презентации на тему: « Правила транспортировки пострадавшего»

Содержание учебного материала
1 Опасные и вредные производственные факторы. Физические негативные факторы
виброакустические колебания, электромагнитные поля в излучения. Защита от вибрации, шума
электромагнитных излучений. Химические негативные факторы их классификация и нормирование
ПДК токсичных веществ для рабочей зоны. Действие токсичных веществ на организм
человека. Радиационная безопасность. Защита от загрязнений воздушной и водной среды
Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов
Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях..
Самостоятельная работа обучающихся:
Ознакомление с порядком хранения и использования средств коллективной и
индивидуальной защиты.
Содержание учебного материала
1 Особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве. Анализ опасных и
вредных факторов в сфере профессиональной деятельности. Источники электрической
опасности. Напряжение прикосновения, шага, наведенное напряжение. Действие
электрического тока на организм человека. Виды поражения и факторы, влияющие на исход
поражения электрическим током. Виды поражающих токов, их пороговые значения

2
1
2

2

2

16
2

2

1
2

12

процессов

.Условия работы в теплосиловых цехах Средства индивидуальной защиты и инструменты.
Экобиозащитная техника .Меры защиты от вибрации , инфразвука шума.
Практическое занятие
Расчет защитного заземления.
Самостоятельная работа обучающихся:
Написание рефератов на тему: «Влияние электромагнитных полей на окружающую среду,
человека и способы защиты от них»

2
3
1

Тема 2.3.
Меры
безопасности при
эксплуатации
теплосилового
оборудования.

Содержание учебного материала

Тема 2.4.
Средства
повышения
безопасности
технических
средств
Тема 2.5.
Возможные
последствия
несоблюдения
технологических
процессов и
производственны
х инструкций

1 Средства повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

4

Общие требования безопасности и меры безопасности на территории предприятия и
производственных помещениях.
1 Правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов. Общие требования
безопасности на территории предприятия и производственных помещениях.

2
4

Общие направления повышения безопасности и экологичности технических
систем и технологических процессов.
1 Возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных
инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные
последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень
безопасности труда.
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение критериев оценки состояния техники безопасности на производственном объекте.

Раздел 3.
Основы
безопасного
производства
работ на
действующем
оборудовании
теплоэнергетики.
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Основные
1
требования
Правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов. Требования к персоналу.
правил техники
безопасности при
Практическое занятие
производстве

2

1
32_

2
3
2
13

работ на
Оформление документации на безопасное производство работ.
теплоэнергетичес
ком
оборудовании.

Тема 3.2.

Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение мероприятии по безопасности работ при обслуживании трубопроводов и арматуры.
Содержание учебного материала:
Организация работ по нарядам, распоряжениям и работ, выполняемых в порядке текущей
эксплуатации.

Организация
работ по
нарядам,
Лица ответственные за безопасное производство работ ихправа и обязанности.
распоряжениям и
работ,
Практическое занятие
выполняемых в
порядке текущей
Оформление наряда-допуска .
эксплуатации.

2
4

2

Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Подготовка
Подготовка рабочего места и допуск бригады к работе.
рабочего места и
допуск бригады к Оформление перерывов в работе, перевод на другое рабочее место.
работе.
Оформление
перерывов в
работе, переводов
на другое рабочее Практическое занятие
место.
Оформление по нарядам, распоряжениям и работ

4

Тема 3.4.
Окончание
работ.Сдачаприемка
рабочего места.
Закрытие
наряда.

Содержание учебного материала
Окончание работ.

4

Сдача- приемка рабочего места. Закрытие наряда.
Практическое занятие

2

Тема 3.5.

2

Оформление наряда на выполнение работ по ремонту оборудования.
Содержание учебного материала

2

14

Обеспечения
безопасных
условий труда на
производстве.

Особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве. Возможные
последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций
подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия
собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень
Практическое занятие: Оформление по нарядам, распоряжениям работ
2

Тема 3.6.
Виды
инструктажей

Виды и правила проведения инструктажей по охране труда и технике безопасности
Практическое занятие
Целевой инструктаж .

Раздел 4.
Основы
пожарной
безопасности
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Характеристики
горючих веществ 1 Характеристики горючих веществ. Воспламенение, горение, взрыв, самовозгорание.
Взрывоопасные смеси. Огнестойкость зданий и сооружении

Тема 4.2
Причины
возникновения
пожаров и
взрывов.
Тема
4.3Требования
пожарной
безопасности к
Теплознергетиче
скому
оборудованию.
Тема 4.4

.
1 Категории производств по степени пожаро - и взрывоопасности. Классы пожаро - и
взрывоопасных зон. Причины возникновения пожаров и взрывов
1 Содержание учебного материала
Требования пожарной безопасности к электроустановкам. Методы пожарной безопасности
при выполнении огневых работ, при хранении и перевозке легко воспламеняющихся
жидкостей. Меры по предупреждению пожаров и взрывов. . Особенности тушения
пожара в электроустановках.

2
2
14

2

3

2

2

1 Содержание учебного материала

15

Тушение пожара.
Пожарная
сигнализация

Меры противопожарной защиты. Средства и способы огнетушения. Виды пожарной
сигнализации и связи.

2

Практическое занятие:
Знакомство с первичными средствами пожаротушения и их практическим применением

2

1 Содержание учебного материала
Тема 4.5
Противопожарна
я профилактика.

Методы пожарной безопасности при выполнении огневых работ, при хранении и
перевозке легко воспламеняющихся жидкостей. Меры по предупреждению пожаров и
взрывов.
Практическое занятие: Целевой инструктаж.
Изучение основных законодательных актов и документов по организации пожарной охраны.

Раздел 5.
Обеспечение
комфортных
условий для
трудовой
деятельности
Тема 5.1.
Микроклимат
помещений

2

2
4

2

Содержание учебного материала
1 Влияние климата на здоровье человека. Гигиеническое нормирование параметров
микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в рабочих
помещениях. Санитарные требования по устройству и содержанию территории
предприятий, производственных и вспомогательных помещений. Производственная
санитария и санитарно-бытовое обслуживание работающих.
Практическое занятие
Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:
Написание рефератов на тему: «Влияние климатических условий на самочувствие человека»
Всего
Самостоятельная работа обучающихся
Консультация экзамен
Итого

82
4
14
100

16

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
охраны труда.
Оборудование учебного кабинета охраны труда:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект стандартов ССБТ;
- законодательство по охране труда;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Охрана труда»;
- робот-тренажер «Гоша»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- экран.
- диски с видеофильмами по безопасности труда.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
литературы

Интернет-ресурсов,

дополнительной

Основные источники:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст принят Гос.Думой 21 дек. 2001 г. –
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.-192 с.
2. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации
электроустановок (с изменениями и дополнениями) [Текст] – М.: КНОРУС, 2010.- 168 с.
13. Девисилов, В.А. Охрана труда [Текст]: учебник / В.А. Девисилов.-5-е изд., испр. и доп. – М.:
ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010.- 512 с. – (Серия «Профессиональное образование»).
4. Охрана труда и промышленная экология [Текст] : учебник для студ. сред. проф. образования /
В.Т. Медведев [ и др.]. – 2-е изд., стер.- М.: Изд. центр «Академия», 2008.-416 с.
5. Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий (c изменениями и
дополнениями) [Текст] - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. – 144с.
Дополнительные источники:
1. Правила техники безопасности при эксплуатации теплотехнического оборудования
электростанций и тепловых сетей. РД 34.03.201-97
2. Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на
производстве [Текст] – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2008. – 80с.
3. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) [Текст] –
Екатеринбург ИД «Урал Юр Издат», 2006. – 304 с.
4. Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках
[Текст] – 3-е изд. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. - 80 с.
5. Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации
[Текст] - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. - 46 с.
8. Сибикин, Ю.Д.Безопасность труда при монтаже, обслуживании и ремонте электрооборудования
предприятий [Текст] / Ю.Д. Сибикин. – М.: Кнорус, 2010. – 288 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
вести документацию установленного образца
по охране труда, соблюдать сроки ее
заполнения и условия хранения
использовать экобиозащитную и
противопожарную технику, средства
коллективной и индивидуальной защиты
определять и проводить анализ опасных и
вредных факторов в сфере профессиональной
деятельности
оценивать состояние техники безопасности
на производственном объекте
применять безопасные приемы труда на
территории предприятия и в
производственных помещениях
проводить аттестацию рабочих мест по
условиям труда, в т.ч. оценку условий труда
и травмобезопасности
инструктировать подчиненных работников
(персонал) по вопросам техники
безопасности
соблюдать правила безопасности труда,
производственной санитарии и пожарной
безопасности
Знать:
законодательство в области охраны труда

нормативные документы по охране труда и
здоровья, основы профгигиены,
профсанитарии и пожаробезопасности
правила и нормы охраны труда, техники
безопасности, личной и производственной
санитарии и противопожарной защиты

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Наблюдение за ходом практического
занятия и оценка его результатов
Наблюдение за ходом практического
занятия и оценка его результатов
Наблюдение за ходом практического
занятия и оценка его результатов
Проведение тестового контроля
Проведение тестового контроля,
наблюдение за ходом практического
занятия и оценка его результатов.
Анализ и оценка подготовленной
информации по предлагаемым тематикам
самостоятельной работы
Анализ и оценка результатов
самостоятельной работы обучающихся
Проведение тестового контроля

Проведение фронтального опроса, анализ
и оценка подготовленной информации по
предлагаемым тематикам
самостоятельной работы
Проведение фронтального опроса, анализ
и оценка подготовленной информации по
предлагаемым тематикам
самостоятельной работы
Проведение фронтального опроса, анализ
и оценка подготовленной информации по
предлагаемым тематикам
самостоятельной работы
Проведение фронтального опроса, анализ
и оценка подготовленной информации по
предлагаемым тематикам
самостоятельной работы

правовые и организационные основы охраны
труда на предприятии, систему мер по
безопасной эксплуатации опасных
производственных объектов и снижению
вредного воздействия на окружающую среду,
профилактические мероприятия по технике
безопасности и производственной санитарии
возможные опасные и вредные факторы и
Проведение фронтального опроса, анализ
средства защиты
и оценка подготовленной информации по
19

действие токсичных веществ на организм
человека
категорирование производств по взрывопожароопасности
меры предупреждения пожаров и взрывов
общие требования безопасности на
территории предприятия и
производственных помещениях
основные причины возникновения пожаров и
взрывов
особенности обеспечения безопасных
условий труда на производстве
порядок хранения и использования средств
коллективной и индивидуальной защиты
предельно допустимые концентрации (ПДК)
и индивидуальные средства защиты
права и обязанности работников в области
охраны труда
виды и правила проведения инструктажей по
охране труда
правила безопасной эксплуатации установок
и аппаратов
возможные последствия несоблюдения
технологических процессов и
производственных инструкций
подчиненными работниками (персоналом),
фактические или потенциальные последствия
собственной деятельности (или бездействия)
и их влияние на уровень безопасности труда
принципы прогнозирования развития
событий и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях
средства и методы повышения безопасности
технических средств и технологических
процессов

предлагаемым тематикам
самостоятельной работы
Проведение фронтального опроса
Проведение фронтального опроса
Проведение фронтального опроса
Проведение тестового контроля, анализ и
оценка подготовленной информации по
предлагаемым тематикам
самостоятельной работы
Проведение фронтального опроса
Проведение тестового контроля, анализ и
оценка подготовленной информации по
предлагаемым тематикам
самостоятельной работы
Проведение фронтального опроса, анализ
и оценка подготовленной информации по
предлагаемым тематикам
самостоятельной работы
Проведение фронтального опроса, анализ
и оценка подготовленной информации по
предлагаемым тематикам
самостоятельной работы
Проведение фронтального опроса, анализ
и оценка подготовленной информации по
предлагаемым тематикам
самостоятельной работы
Проведение фронтального опроса, анализ
и оценка подготовленной информации по
предлагаемым тематикам
самостоятельной работы
Проведение тестового контроля, анализ и
оценка подготовленной информации по
предлагаемым тематикам
самостоятельной работы
Проведение фронтального опроса

Проведение фронтального опроса

Проведение фронтального опроса, анализ
и оценка подготовленной информации по
предлагаемым тематикам
самостоятельной работы

20

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Охрана труда

по специальности
13.02.01 Тепловые электрические станции
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)

(год набора 2021, форма обучения __дневная
на 20_22__ / 20_23__ учебный год
Номера листов
Раздел рабочей программы

замененных

новых

аннулированных

Основание для внесения
изменений

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол от «____» ____________ 20_23__ г. № ____
(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».