Рабочая программа правовые основы проф деят ТЭС

СК-УПД-РП-2.5.23

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»
Рабочая программа
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной
деятельности»
Специальности 13.02.01 «Тепловые электрические станции»

Рассмотрено на заседании ЦК «Общих
гуманитарных и соц.экономических дисциплин»
Протокол №
«___» _________ 2023 г.
________О.В. Думнова
подпись
И.О.Фамилия

Утверждена
Методическим советом ГБПОУ
«ГЭТ»
«___»_____________2023г.
_______С.А. Ульянова __
подпись
И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Правовые основы профессиональной деятельности»

г.Гусиноозёрск
2023г.

Разработчик программы: преподаватель
Проверил: председатель ПЦК
Проверил: зав. Отделением

В.Г. Бутина
О.В. Думнова
Л.А. Ерёмина
2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………… 3
Результаты освоения учебной дисциплины………………………………… 5
Тематическое планирование …………………………………………… …….7
Содержание учебной дисциплины ……………………………………………7
Контроль и оценка основных видов учебной деятельности студентов…….9
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины …………………………………………. …………….10
Рекомендуемая литература………………………………………………..10-12

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Правовые основы
профессиональной деятельности » предназначена для изучения правовых основ
профессиональной деятельности в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на
базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Рабочая
программа разработана на основе:
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по

образовательным

программам

среднего

профессионального

образования»

(Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.09.2022 № 70167)
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413» (Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 12.09.2022 № 70034)
‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной политики в
сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от
20.07.2020г. № 05-772 по организации применения современных методик и программ
преподавания

по

профессионального
обучающихся

общеобразовательным
образования,

образовательных

дисциплинам

учитывающих

организаций,

в

системе

образовательные

реализующих

среднего

потребности

программы

среднего

профессионального образования
‒

Письмо

профессионального
просвещения

Департамента
образования

Российской

государственной
и

политики

профессионального

Федерации

от

14.04.2021г.

в

сфере

обучения
№05-401

среднего

Министерства
«Методические

рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования»
‒ Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Физика» для
профессиональных

образовательных

организаций

(базовый

уровень,

вариант

2),

разработанная Институтом развития профессионального образования, 2022г.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»
4

Содержание программы учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной
деятельности» направлено на достижение следующих целей и задач:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с
правовой точки зрения;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и
трудовым законодательством;
- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную
деятельность.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
 виды административных правонарушений и административной ответственности;
 классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;


нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;



организационно-правовые формы юридических лиц;

 основные

положения

законодательные

и

Конституции
иные

Российской

Федерации,

нормативно-правовые

акты,

действующие
регулирующие

правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;


нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;



понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;



порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;



права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;



права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;



правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;



роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов,
выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой
частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Правовые
профессиональной

деятельности»

завершается

подведением

итогов

основы
в

форме

дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в
процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

5

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение

содержания

учебной

дисциплины

«Правовые

основы

профессиональной деятельности» обеспечивает достижение студентами следующих
результатов:
личностных:

•

сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и

способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;

•

сформированность

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития правовых отношений и общественной практики;

•

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

•

сформированность

коммуникативной

компетентности

в

общественно

полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах деятельности;

•

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в правовых аспектах,

понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы
и контраргументы;

•

критичность мышления, владение первичными навыками анализа и

критичной оценки получаемой информации;

•

креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

•

владение навыками разрешения проблем возникающих в процессе трудовой

деятельности; готовность и способность к самостоятельному поиску решения правовых
задач, и применению различных методов познания;

•

умение

ориентироваться

в

различных

источниках

юридической

информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от
различных источников;
6

•

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом правовых, гражданских и нравственных ценностей;

•

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные
выводы;

•

представление о необходимости овладения правовыми знаниями с целью

формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
предметных:

•

владение представлениями о современном гражданском обществе и

правовом государстве, юридической науке, её участии в решении важнейших проблем
человечества;

•

владение правовым мышлением для определения правовых аспектов

общественных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

•

владение умениями географического анализа и интерпретации раз-

нообразной информации;

•

владение умениями применять правовые знания для объяснения и оценки

разнообразных общественных явлений и процессов, самостоятельного оценивания
социально-экономических проблем в трудовой и общественно-полезной деятельности.

7

Тематический план
Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:
Самостоятельная работа обучающихся:

16

в том числе:
- создание словаря юридических терминов

2

- заполнение таблицы по 1 главе Конституции РФ «Принципы

2

государства»
- сравнительный анализ прав и свобод человека и гражданина

2

на основании Всеобщей Декларации прав человека и
Конституции РФ, подготовка докладов
- составление схемы органов государственной власти РФ на

1

основании Конституции РФ
- установление компетенции судов различных инстанций

1

- оформление отчета по экскурсии

2

- решение ситуационных задач на основании положений

2

Трудового кодекса
- заполнение таблицы «Сравнение организационно-правовых

2

форм юридических лиц» с использованием Гражданского
кодекса
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

ИТОГО

48

8

9

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности»
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1. Основы
теории права

Тема 2.
Конституция
РФ - основной
закон
государства
Тема 3.
Система органов
государственной
власти в РФ

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся
2
Содержание учебного материала.
1
Источники
права Понятие формы
(источника)
права Основные
2
Структура правоотношений.
Физические
и юридические
лица. виды источников права Правила действия
3
Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
4
Административное правонарушение и административная ответственность.
Практическое занятие «Анализ состава правонарушения»

6

1

2
2

«Классификация прав и свобод человека и гражданина»
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение таблицы по 1 главе Конституции РФ, Сравнительный анализ прав
и свобод человека и гражданина на основании Всеобщей Декларации прав человека и Конституции РФ, подготовка
докладов.
Содержание учебного материала.
1
Виды государственных органов. Органы судебной власти.
2
Административный порядок обжалования актов или действия органов государственного управления и
должностных лиц.
Практическое занятие «Составление иска»

4

Самостоятельная работа обучающихся: составление схемы органов государственной власти РФ на основании
Конституции РФ, установление компетенции судов различных инстанций.

4

1

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

2
3

Права и обязанности работников в сфере трудовой деятельности.
Трудовой договор, порядок заключения, основания прекращения.

3
2

3

7

1 «Ознакомление с функциями Центра занятости»
2 «Разрешение трудовых конфликтов в сфере дисциплинарной ответственности».
Самостоятельная работа обучающихся: оформление отчета по экскурсии, решение ситуационных задач на основании
положений Трудового кодекса.

4

1

3

2

1
2

1
2

2
1
2

5

Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Понятие, признаки и виды субъектов
предпринимательской деятельности.
Право собственности, формы собственности, правомочия собственника.

1
2
1

1

4
Дисциплинарная и материальная ответственность работника.
Практические занятия:

Содержание учебного материала
Тема 5.
Право и

3

Уровень
освоения
4

Самостоятельная работа обучающихся: создание словаря юридических терминов.
Содержание учебного материала.
1
Основы конституционного строя РФ.
2
Основы правового статуса человека и гражданина.
Практическое занятие

Содержание учебного материала.
Тема 4.
Правовое
регулирование
в
профессиональ
ной
деятельности

Объем часов

2

1
1
10

3 | Понятие юридического лица. Организационно-правовые формы юридических лиц.
Самостоятельная работа обучающихся: заполнение таблицы «Сравнение организационно-правовых форм
юридических лиц» с использованием Г ражданского кодекса.

2

2

48 часов

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

• - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
• - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
• продуктивный
(планирование
и
самостоятельное
выполнение
деятельности,

решение

проблемных

з

11

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
 анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;


защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным
и трудовым законодательством;

 использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;
знать:
 виды административных правонарушений и административной ответственности;
 классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;


нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;

 организационно-правовые формы юридических лиц;
 основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно- правовые акты,
регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;


нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;



понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;



порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;



права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;



права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;



правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;



роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

 оценка решения ситуационных задач;
 наблюдение за деятельностью обучающихся в ходе освоения образовательной программы;


оценка навыков применения нормативно- правовых актов при выполнении практических заданий;

 оценивание результатов тестирования;
 анализ результатов выполнения письменных работ;


наблюдение за ходом деловой игры;



оценка результатов тестирования;



анализ ответов при устном опросе, результатов решения ситуационных задач;



оценка решения ситуационных задач;



анализ результатов выполнения письменных работ;



наблюдение за ходом деловой игры;



анализ результатов выполнения письменных работ;



оценка содержания доклада и качества его защиты;



анализ результатов выполнения письменных работ;



оценка отчета по результатам экскурсии.

13

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых основ профессиональной деятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- плакаты;
- образцы оформления документов (трудовых договоров, исков, должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка);
- компьютерная программа «Консультант Плюс».
Технические средства обучения: компьютеры с пакетом прикладных программ.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Правовые основы профессиональной деятельности»
Основные источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011)//
Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс];
2. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 (ред. От 27.07.2010) «О занятости населения в Российской Федерации») //
Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс];
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред.
От 07.02.2011) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28.03.20011)// Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный
ресурс];
14

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ)// Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс];
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010)// Консультант
Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс];
6. Молчанов, А.А. Гражданское право в схемах [Текст]: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2008. – 464с.
7. Румынина, В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник для студентов сред.проф.учеб.заведений. – 6-е изд. М., Academia, 2010. - 192 с. - URL:
http://www.mofmosu.ru>docs/material/ap/m/pinf.pdf. Дата обращения 05.04.2011.
8. Румынина, В.В. Основы права [Текст]: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.:ФОРУМ:
ИНФРА-М, 2006. 256с. - (Профессиональное образование) (допущено Министерством образования Российской Федерации).
9. Трудовое право Российской Федерации [Текст]: учебник/Алябьев Д.Н. [и др.]; под. ред. А.К.Исаева. - М.: Омега-Л, 2006. - 424с.
Дополнительные источники:
1. Арыхова, С.А. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебное пособие. – М., МарТ, 2005. - 256 с. - URL: http://
www.books.iqbue…professionalnoi-deytelnosti. Дата обращения 05.04.2011.
2. Белых, В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. – 2008. – 236 с. – URL: http:// www.book.tr200.net.
Дата обращения 06.04.2011.
3. Казанцев, В.И., Васин, В.Н. Трудовое право [Текст]: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.:
Издательский центр «Академия», 2005. – 416с. (допущено Министерством образования Российской Федерации);
4. Мелихова, Л.В., Шелест, Е.А., Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: Учебное пособие. Ростов н/Д:
«Феникс», 2002. – 320с. (Серия «Учебники XXI века») (допущено Министерством образования Российской Федерации);
5. Основы права [Текст]: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2004. – 429с. – серия «Fundamenta»
(допущено Министерством образования Российской Федерации);
6. Сорк, Д.М., Заморенова, Н.Г., Белоусов, Е.Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности [Текст]: Учебник для среднего
профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с. (допущено Министерством образования Российской
Федерации);
7. Трудовое право [Текст]: Учебное пособие/ под редакцией В.С. Бердычевского. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 352с. (допущено
Министерством образования Российской Федерации).
15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».