Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум» Учебно-программная документация 2.5. Учебный процесс Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» Специальности 13.02.01 «Тепловые электрические станции» СК-УПД-РП-2.5.-23 Рассмотрено на заседании ЦК Утверждено Методическим советом ГБПОУ ГЭТ: «Общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин» Протокол №______ «___»_____________2023 г. «___»_____________2023г. __________ С.А. Ульянова __________ О.В. Думнова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии» г. Гусиноозерск 2023 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ стр. 2 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСВОЕНИЯ 5. ПРИЛОЖЕНИЕ 9 11 6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 2 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе: ‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.09.2022 № 70167) ‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.09.2022 № 70034) ‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от 20.07.2020г. № 05-772 по организации применения современных методик и программ преподавания по профессионального обучающихся общеобразовательным образования, образовательных дисциплинам учитывающих организаций, в системе образовательные реализующих среднего потребности программы среднего профессионального образования ‒ Письмо профессионального просвещения Департамента образования Российской государственной и политики профессионального Федерации от 14.04.2021г. в сфере обучения №05-401 среднего Министерства «Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования» ‒ Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций (базовый уровень, вариант 2), разработанная Институтом развития профессионального образования, 2022г. Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум» 3 1.1 . Место дисциплины в структуре основной профессиональной программы подготовки специалистов среднего звена: Учебная дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально – экономический цикл. 1.3.Цели и задачи дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен освоить: -ориентацию в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и будущего специалиста; -определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; -определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей -сформулировать представление об истине и смысле жизни. - В результате освоения дисциплины студент узнает: - основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; -основы философского учения о бытии; -сущность процесса познания; -основы научной, философской и религиозной картин мира; -об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; -о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. 4 1.2. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 48 часов 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 48 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48 В том числе: лабораторные занятия - практические занятия контрольные работы 12 2 Самостоятельная работа обучающегося (всего) В том числе: домашняя работа Итоговая аттестация в форме дифф.зачета 2 ИТОГО 48 5 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии Наименование разделов и тем № заня тия 1 Раздел 1. Предмет философии и ее история – 26ч Тема1.1 Основные понятия и предмет философии – 4ч 2 1 2 Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия – 10 ч Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа. 3 Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии Предмет и определение философии П.з Сочинение «Смысл жизни» Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность» Предпосылки философии в Древнем мире (Китай, Индия) Объем Уровень часов освоения 3 4 1 2 1 2 2 2 4 Философия Древнего Китая и Древней Индии 2 5 Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. 2 2 2 6 «Философские школы Древней Греции» Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика 7 Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени – 4 ч 8 9 Тема 1.4. Современная философия – 8ч 10 «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» 1 1 2 2 Реферат «Философия Аристотеля» Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах» Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. 2 «Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени 1 Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма П.з «Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем 1 Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII – XIX вв (3 – 4) – по выбору учащихся «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» 1 Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм экзистенциализм. Философия бессознательного. 2 1 2 2 2 1 8 11 12 13 Раздел2. Структура и основные направления философии – 22 ч 14 Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение – 4 ч 2 «Основные направления философии XX века» П.з «Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словарем Особенности русской философии. Русская идея. 2 2 Работа с текстом В.С.Соловьева«Русская идея» Философия П.А.Флоренского. Философия В.И.Вернадского «Теория ноосферы» 2 Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная( Новое время, xx век) 1 2 1 Этапы философии 15 Методы философии: формально – логический, диалектический, прагматический, системный, и др.. Строение философии и ее основные направления 1 2 1 Методы философии 2 Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания – 4 ч 16 Эссе «Философская система нашего времени: основные черты» Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и 2 3 9 17 относительной истины.Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. П.з Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин 2 2 18 Тема 2.3. Этика и социальная философия – 6 ч. Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира» Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. 1 3 1 19 20 Значение этики Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: Ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности. П. з Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии Философия о глобальных проблемах современности 1 3 1 2 2 Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение – 8 ч 21 Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации» Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки, идеологии. 1 3 10 1 22 Сравнение философии с другими отраслями науки. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии 23 2 3 2 Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время) 24. П.з.Контрольная работа «Содержание основных разделов философии» 2 11 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы Философии» 3.1. Материально – техническое обеспечение Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии Оборудование учебного кабинета Философии посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; Технические средства обучения: компьютер с программным обеспечением мультимедийный комплекс. 3.2.Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Горелов А.А.Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с. ( с хрестоматией). 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2009. – 288 с. (Профессиональное образование) 3.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для суд. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Универсальная книга; Логос. 2009. – 286 с. Дополнительные источники: 12 1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 337 с. 2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К».2008. – 172 с. 3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений.- Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с. 4. Краткий философский словарь/под ред. А.П.Алексеева. – М.: РГ – Пресс. 2010. – 496 с. 5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ Пер. с англ. В.И.Кузнецова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос. 2008. – 799 с. Дополнительные оригинальные источники: 1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с. 2. Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. - М.: Мыслб.1972. – 343 с. 3. Древнекитайская философия: В 2 – х т. - М.: Мысль. 1972 4.Лосский Н.О.История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. – 480 с. 5. Сенека Л.А. Нравственные письма Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с. 6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с. Интернет ресурсы www.alleg.ru\edu\philos1.htm ru. Wikipedia.org\wiki\Философия www.diplom-inet.ru\resursfil 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: - -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и будущего специалиста; -определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; -определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей -сформулировать представление об истине и смысле жизни. -домашние задания проблемного характера; -практические задания по работе с оригинальными текстами; -подготовка и защита групповых заданий -подготовка и защита индивидуальных заданий -тестовые задания по соответствующим темам -контрольные работы Знать: - основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; -основы философского учения о бытии; -контрольные работы -тестовые задания -устные ответы -накопительная оценка -мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания обучающимися 14 -сущность процесса познания; -основы научной, философской и религиозной картин мира; -об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; -о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. 15 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________ по специальности / профессии (код и наименование направления подготовки / специальности / профессии) (год набора ________, форма обучения _______________) на 20___ / 20___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Номер изменения Номера листов Раздел рабочей программы замененных новых аннулированных Основание для внесения изменений 16 Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____ (должность) (подпись) (И.О. Фамилия) 17 18