Рабочая программа правовые основы пофессиональной деятельности ЭССиС

СК-УПД-РП-2.5.-23

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»
Рабочая программа
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы
профессиональной деятельности»

Рассмотрено на заседании ЦК «Общих
гуманитарных и соц.экономических дисциплин»
Протокол №
«___» _________ 2023 г.
________О.В. Думнова
подпись
И.О.Фамилия

Утверждена
Методическим советом ГБПОУ
«ГЭТ»
«___»_____________2023г.
_______С.А. Ульянова __
подпись
И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Правовые основы профессиональной деятельности»
Специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы

г.Гусиноозёрск
2023г.

Разработчик программы: преподаватель
Проверил: председатель ПЦК
Проверил: зав. Отделением

В.Г. Бутина
Т.Е. Подпалова
Л.А. Ерёмина

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………… 3
Результаты освоения учебной дисциплины………………………………… 5
Тематическое планирование …………………………………………… …….7
Содержание учебной дисциплины ……………………………………………7
Контроль и оценка основных видов учебной деятельности студентов…….9
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины …………………………………………. …………….10
Рекомендуемая литература………………………………………………..10-12

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Правовые основы
профессиональной деятельности » предназначена для изучения правовых основ
профессиональной деятельности в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на
базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Рабочая
программа разработана на основе:
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по

образовательным

программам

среднего

профессионального

образования»

(Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.09.2022 № 70167)
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413» (Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 12.09.2022 № 70034)
‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной политики в
сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от
20.07.2020г. № 05-772 по организации применения современных методик и программ
преподавания

по

профессионального
обучающихся

общеобразовательным
образования,

образовательных

дисциплинам

учитывающих

организаций,

в

системе

образовательные

реализующих

среднего

потребности

программы

среднего

профессионального образования
‒

Письмо

профессионального
просвещения

Департамента
образования

Российской

государственной
и

Федерации

политики

профессионального
от

14.04.2021г.

в

сфере

обучения
№05-401

среднего

Министерства
«Методические

рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования»
Организация-разработчик: ГБПОУ «ГЭТ»

4

Содержание программы учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной
деятельности» направлено на достижение следующих целей и задач:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с
правовой точки зрения;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и
трудовым законодательством;
- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную
деятельность.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
 виды административных правонарушений и административной ответственности;
 классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;


нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;



организационно-правовые формы юридических лиц;

 основные

положения

законодательные

и

Конституции
иные

Российской

Федерации,

нормативно-правовые

акты,

действующие
регулирующие

правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;


нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;



понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;



порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;



права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;



права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;



правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;



роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов,
выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой
частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Правовые
профессиональной

деятельности»

завершается

подведением

итогов

основы
в

форме

дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в
процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

5

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение

содержания

учебной

дисциплины

«Правовые

основы

профессиональной деятельности» обеспечивает достижение студентами следующих
результатов:
личностных:

•

сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и

способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;

•

сформированность

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития правовых отношений и общественной практики;

•

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

•

сформированность

коммуникативной

компетентности

в

общественно

полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах деятельности;

•

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в правовых аспектах,

понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы
и контраргументы;

•

критичность мышления, владение первичными навыками анализа и

критичной оценки получаемой информации;

•

креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

•

владение навыками разрешения проблем возникающих в процессе трудовой

деятельности; готовность и способность к самостоятельному поиску решения правовых
задач, и применению различных методов познания;

•

умение

ориентироваться

в

различных

источниках

юридической

информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от
различных источников;
6

•

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом правовых, гражданских и нравственных ценностей;

•

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные
выводы;

•

представление о необходимости овладения правовыми знаниями с целью

формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
предметных:

•

владение представлениями о современном гражданском обществе и

правовом государстве, юридической науке, её участии в решении важнейших проблем
человечества;

•

владение правовым мышлением для определения правовых аспектов

общественных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

•

владение умениями географического анализа и интерпретации раз-

нообразной информации;

•

владение умениями применять правовые знания для объяснения и оценки

разнообразных общественных явлений и процессов, самостоятельного оценивания
социально-экономических проблем в трудовой и общественно-полезной деятельности.
Тематический план
Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:
Самостоятельная работа обучающихся:

16

в том числе:
- создание словаря юридических терминов

2

- заполнение таблицы по 1 главе Конституции РФ «Принципы

2

государства»
- сравнительный анализ прав и свобод человека и гражданина

2

на основании Всеобщей Декларации прав человека и
Конституции РФ, подготовка докладов
- составление схемы органов государственной власти РФ на

1
7

основании Конституции РФ
- установление компетенции судов различных инстанций

1

- оформление отчета по экскурсии

2

- решение ситуационных задач на основании положений

2

Трудового кодекса
- заполнение таблицы «Сравнение организационно-правовых

2

форм юридических лиц» с использованием Гражданского
кодекса
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

ИТОГО

48

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе
проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
 анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с
правовой точки зрения;


защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным
и трудовым законодательством;

 использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие
профессиональную деятельность;
знать:
 виды административных правонарушений и административной ответственности;
 классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;


нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;

 организационно-правовые формы юридических лиц;

8

 основные положения Конституции Российской Федерации, действующие
законодательные и иные нормативно- правовые акты, регулирующие
правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;


нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;



понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;



порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;



права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;



права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;



правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;



роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

 оценка решения ситуационных задач;
 наблюдение за деятельностью обучающихся в ходе освоения образовательной
программы;


оценка навыков применения нормативно- правовых актов при выполнении
практических заданий;

 оценивание результатов тестирования;
 анализ результатов выполнения письменных работ;


наблюдение за ходом деловой игры;



оценка результатов тестирования;



анализ ответов при устном опросе, результатов решения ситуационных задач;



оценка решения ситуационных задач;



анализ результатов выполнения письменных работ;



наблюдение за ходом деловой игры;



анализ результатов выполнения письменных работ;



оценка содержания доклада и качества его защиты;



анализ результатов выполнения письменных работ;
9



оценка отчета по результатам экскурсии.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых основ
профессиональной деятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- плакаты;
-

образцы

оформления

документов

(трудовых

договоров,

исков,

должностных

инструкций, правил внутреннего трудового распорядка);
- компьютерная программа «Консультант Плюс».
Технические средства обучения: компьютеры с пакетом прикладных программ.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Правовые основы профессиональной деятельности»
Основные источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011)// Консультант Плюс: Версия Проф.
[Электронный ресурс];
2. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 (ред. От 27.07.2010) «О
занятости населения в Российской Федерации») // Консультант Плюс: Версия Проф.
[Электронный ресурс];
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. От 07.02.2011) (с изменениями и
дополнениями, вступившими в силу с 28.03.20011)// Консультант Плюс: Версия Проф.
[Электронный ресурс];
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993
(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
№ 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ)// Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный
ресурс];
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС
РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010)// Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный
ресурс];
6. Молчанов, А.А. Гражданское право в схемах [Текст]: учебное пособие. - М.: Эксмо,
2008. – 464с.
10

7. Румынина, В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник
для студентов сред.проф.учеб.заведений. – 6-е изд. - М., Academia, 2010. - 192 с. - URL:
http://www.mofmosu.ru>docs/material/ap/m/pinf.pdf. Дата обращения 05.04.2011.
8. Румынина, В.В. Основы права [Текст]: Учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. 256с. (Профессиональное образование) (допущено Министерством образования Российской
Федерации).
9. Трудовое право Российской Федерации [Текст]: учебник/Алябьев Д.Н. [и др.]; под.
ред. А.К.Исаева. - М.: Омега-Л, 2006. - 424с.

Дополнительные источники:
1. Арыхова, С.А. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебное
пособие. – М., МарТ, 2005. - 256 с. - URL: http:// www.books.iqbue…professionalnoideytelnosti. Дата обращения 05.04.2011.
2. Белых, В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в
России. – 2008. – 236 с. – URL: http:// www.book.tr200.net. Дата обращения 06.04.2011.
3. Казанцев, В.И., Васин, В.Н. Трудовое право [Текст]: Учебник для студентов средних
профессиональных учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. –
416с. (допущено Министерством образования Российской Федерации);
4. Мелихова, Л.В., Шелест, Е.А., Правовое обеспечение профессиональной
деятельности [Текст]: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 320с. (Серия
«Учебники XXI века») (допущено Министерством образования Российской Федерации);
5. Основы права [Текст]: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева.-4-е изд., перераб. и доп. – М.:
Юрист, 2004. – 429с. – серия «Fundamenta» (допущено Министерством образования
Российской Федерации);
6. Сорк, Д.М., Заморенова, Н.Г., Белоусов, Е.Н. Правовое регулирование
хозяйственной деятельности [Текст]: Учебник для среднего профессионального
образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с. (допущено
Министерством образования Российской Федерации);
7. Трудовое право [Текст]: Учебное пособие/ под редакцией В.С. Бердычевского.
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 352с. (допущено Министерством образования
Российской Федерации).

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».