СК-УПД-РП-2.5.-23 Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум» Рабочая программа 2.5. Учебный процесс Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» Рассмотрено на заседании ЦК «Общих гуманитарных и соц.экономических дисциплин» Протокол № «___» _________ 2023 г. ________О.В. Думнова подпись И.О.Фамилия Утверждена Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» «___»_____________2023г. _______С.А. Ульянова __ подпись И.О.Фамилия РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Правовые основы профессиональной деятельности» Специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы г.Гусиноозёрск 2023г. Разработчик программы: преподаватель Проверил: председатель ПЦК Проверил: зав. Отделением В.Г. Бутина Т.Е. Подпалова Л.А. Ерёмина 2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка……………………………………………………… 3 Результаты освоения учебной дисциплины………………………………… 5 Тематическое планирование …………………………………………… …….7 Содержание учебной дисциплины ……………………………………………7 Контроль и оценка основных видов учебной деятельности студентов…….9 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины …………………………………………. …………….10 Рекомендуемая литература………………………………………………..10-12 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности » предназначена для изучения правовых основ профессиональной деятельности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Рабочая программа разработана на основе: ‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.09.2022 № 70167) ‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.09.2022 № 70034) ‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от 20.07.2020г. № 05-772 по организации применения современных методик и программ преподавания по профессионального обучающихся общеобразовательным образования, образовательных дисциплинам учитывающих организаций, в системе образовательные реализующих среднего потребности программы среднего профессионального образования ‒ Письмо профессионального просвещения Департамента образования Российской государственной и Федерации политики профессионального от 14.04.2021г. в сфере обучения №05-401 среднего Министерства «Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования» Организация-разработчик: ГБПОУ «ГЭТ» 4 Содержание программы учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» направлено на достижение следующих целей и задач: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения; - защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; - использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: виды административных правонарушений и административной ответственности; классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов; нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров; организационно-правовые формы юридических лиц; основные положения законодательные и Конституции иные Российской Федерации, нормативно-правовые акты, действующие регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности; нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника; понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; порядок заключения трудового договора и основания его прекращения; права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения. Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью образовательного процесса. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Правовые профессиональной деятельности» завершается подведением итогов основы в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования. 5 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа; самостоятельной работы обучающегося – 16 часов. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение содержания учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовых отношений и общественной практики; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • сформированность коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах деятельности; • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в правовых аспектах, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; • креативность мышления, инициативность и находчивость; метапредметных: • владение навыками разрешения проблем возникающих в процессе трудовой деятельности; готовность и способность к самостоятельному поиску решения правовых задач, и применению различных методов познания; • умение ориентироваться в различных источниках юридической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от различных источников; 6 • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом правовых, гражданских и нравственных ценностей; • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; • представление о необходимости овладения правовыми знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира; предметных: • владение представлениями о современном гражданском обществе и правовом государстве, юридической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; • владение правовым мышлением для определения правовых аспектов общественных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; • владение умениями географического анализа и интерпретации раз- нообразной информации; • владение умениями применять правовые знания для объяснения и оценки разнообразных общественных явлений и процессов, самостоятельного оценивания социально-экономических проблем в трудовой и общественно-полезной деятельности. Тематический план Вид учебной работы Количество часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 48 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32 в том числе: Самостоятельная работа обучающихся: 16 в том числе: - создание словаря юридических терминов 2 - заполнение таблицы по 1 главе Конституции РФ «Принципы 2 государства» - сравнительный анализ прав и свобод человека и гражданина 2 на основании Всеобщей Декларации прав человека и Конституции РФ, подготовка докладов - составление схемы органов государственной власти РФ на 1 7 основании Конституции РФ - установление компетенции судов различных инстанций 1 - оформление отчета по экскурсии 2 - решение ситуационных задач на основании положений 2 Трудового кодекса - заполнение таблицы «Сравнение организационно-правовых 2 форм юридических лиц» с использованием Гражданского кодекса Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2 ИТОГО 48 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) уметь: анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения; защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; знать: виды административных правонарушений и административной ответственности; классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов; нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров; организационно-правовые формы юридических лиц; 8 основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно- правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности; нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника; понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; порядок заключения трудового договора и основания его прекращения; права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения оценка решения ситуационных задач; наблюдение за деятельностью обучающихся в ходе освоения образовательной программы; оценка навыков применения нормативно- правовых актов при выполнении практических заданий; оценивание результатов тестирования; анализ результатов выполнения письменных работ; наблюдение за ходом деловой игры; оценка результатов тестирования; анализ ответов при устном опросе, результатов решения ситуационных задач; оценка решения ситуационных задач; анализ результатов выполнения письменных работ; наблюдение за ходом деловой игры; анализ результатов выполнения письменных работ; оценка содержания доклада и качества его защиты; анализ результатов выполнения письменных работ; 9 оценка отчета по результатам экскурсии. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых основ профессиональной деятельности. Оборудование учебного кабинета: - плакаты; - образцы оформления документов (трудовых договоров, исков, должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка); - компьютерная программа «Консультант Плюс». Технические средства обучения: компьютеры с пакетом прикладных программ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Правовые основы профессиональной деятельности» Основные источники: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011)// Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс]; 2. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 (ред. От 27.07.2010) «О занятости населения в Российской Федерации») // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс]; 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. От 07.02.2011) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28.03.20011)// Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс]; 4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ)// Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс]; 5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010)// Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс]; 6. Молчанов, А.А. Гражданское право в схемах [Текст]: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2008. – 464с. 10 7. Румынина, В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник для студентов сред.проф.учеб.заведений. – 6-е изд. - М., Academia, 2010. - 192 с. - URL: http://www.mofmosu.ru>docs/material/ap/m/pinf.pdf. Дата обращения 05.04.2011. 8. Румынина, В.В. Основы права [Текст]: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. 256с. (Профессиональное образование) (допущено Министерством образования Российской Федерации). 9. Трудовое право Российской Федерации [Текст]: учебник/Алябьев Д.Н. [и др.]; под. ред. А.К.Исаева. - М.: Омега-Л, 2006. - 424с. Дополнительные источники: 1. Арыхова, С.А. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебное пособие. – М., МарТ, 2005. - 256 с. - URL: http:// www.books.iqbue…professionalnoideytelnosti. Дата обращения 05.04.2011. 2. Белых, В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. – 2008. – 236 с. – URL: http:// www.book.tr200.net. Дата обращения 06.04.2011. 3. Казанцев, В.И., Васин, В.Н. Трудовое право [Текст]: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 416с. (допущено Министерством образования Российской Федерации); 4. Мелихова, Л.В., Шелест, Е.А., Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 320с. (Серия «Учебники XXI века») (допущено Министерством образования Российской Федерации); 5. Основы права [Текст]: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2004. – 429с. – серия «Fundamenta» (допущено Министерством образования Российской Федерации); 6. Сорк, Д.М., Заморенова, Н.Г., Белоусов, Е.Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности [Текст]: Учебник для среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с. (допущено Министерством образования Российской Федерации); 7. Трудовое право [Текст]: Учебное пособие/ под редакцией В.С. Бердычевского. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 352с. (допущено Министерством образования Российской Федерации). 11