Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно – программная документация 2.5. Учебный процесс Рабочая программа учебной дисциплины ИКТ в профессиональной деятельности по профессии 43.01.09 Повар, кондитер СК-УПД-РП-2.5.-23 Рассмотрено на заседании ПЦК «Общеобразовательных дисциплин» Протокол №_______ «___»_________________2023 г. __________ О.В. Думнова подпись И.О.Фамилия Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» __________ __________ Подпись И.О.Фамилия Протокол № ________от «___» _________ 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности г. Гусиноозерск 2023 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2017 г. №1217) и примерной рабочей программы учебной дисциплины по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Разработал Проверил Согласовал должность Заведующий кабинетом Председатель ПЦК Заведующий отделением Фамилия Ахмедзянов Т.К. Думнова О.В. Еремина Л.А. Согласовал Зав. метод. кабинетом Ульянова С.А. 2 подпись дата СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 09. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Умения Знания ОК распознавать задачу и/или актуальный профессиональОК проблему в профессиональный и социальный контекст, 1-11 ном и/или социальном контекв котором приходится рабосте; анализировать задачу ПК тать и жить; основные ис1.1 - 1.4, и/или проблему и выделять её точники информации и ре2.1 - 2.8, составные части; определять сурсы для решения задач и 3.1 - 3.7, этапы решения задачи; выявпроблем в профессиональ4.1 - 4.5, лять и эффективно искать инном и/или социальном кон5.1 - 5.5 формацию, необходимую для тексте. алгоритмы выполне6.1 - 6.2 решения задачи и/или прония работ в профессиональблемы; составить план дейной и смежных областях; ствия; определить необходиметоды работы в профессиональной и смежных сферах; мые ресурсы; владеть актуструктуру плана для решеальными методами работы в профессиональной и смежных ния задач; порядок оценки сферах; реализовать составрезультатов решения задач ленный план; оценивать репрофессиональной деятель4 зультат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) распределять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе описывать значимость своей профессии 5 ности. номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии. 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часов; 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Объем в часах Вид учебной работы 72 Объем образовательной программы в том числе: теоретическое обучение 4 практические занятия 68 Самостоятельная работа 1 Промежуточная аттестация2 2 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организа‐ цией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных темати‐ ческим планом и содержанием учебной дисциплины. 2 Выбор формы промежуточной аттестации в основных образовательных программах определяется образо‐ вательной организацией. 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Общий состав и структура персональных компьютеров и вычислительных систем, их программное обеспечении Содержание учебного материала Тема 1.1. Архитектура персо- 1 Архитектура персонального компьютера нального компьюте- 2 Структура вычислительных систем ра, структура вычис- 3 Программное обеспечение вычислительной технилительных систем. ки Программное обеспе- 4 Системное программное обеспечение чение вычислитель- 5 Прикладное программное обеспечение ной техники Программный комплекс SAP TOPO Раздел 2 Прикладные программные средства Тема 2.1. Содержание учебного материала Классификация при- 1 Программные средства и их основные характерикладных программстики ных средств 2 Текстовый процессор 3 Табличный процессор 4 Система управления базами данных 8 Объем в часах Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 2 2 ОК 1-11 2 2 ОК 1-11 Объем в часах 3 Тема 2.2. Технология обработки текстовой информации 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 Тема 2.3. Технология обработки числовой информации 1 2 3 4 Содержание учебного материала Назначение текстового процессора. Структура интерфейса текстового процессора. Создание документов на основе шаблонов. Создание шаблонов и форм. Вставка объектов в текстовый документ. Оформление формул. Оформление документа с помощью графических объектов. Организационные диаграммы в документе. Практические работы Создание деловых документов в текстовом процессоре MS Word. Представление информации в табличной форме. Представление информации в структурированной форме. Многоуровневые списки. Создание документов с формулами. Внедрение графических объектов. Организационные диаграммы в документе. Комплексное использование текстового процессора MS Word для создания документов. Содержание учебного материала Назначение табличного процессора. Структура интерфейса табличного процессора. Поиск и сортировка данных в MS Excel. Связывание листов электронной книги. Расчёт промежуточных итогов. Оптимизационное моделирование. Надстройки в MS Excel. 9 4 4 14 2 14 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 ОК 1-11 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8, 3.1 - 3.7, 4.1 - 4.5, 5.1 - 5.5 6.1 - 6.2 ОК 1-11 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8, 3.1 - 3.7, 4.1 - 4.5, 5.1 - 5.5 6.1 - 6.2 5 Технология связей между файлами и консолидация данных. 6 Экономические расчёты. 1С предприятие Практические работы 1 Фильтрация данных и условное форматирование. 2 Связанные таблицы. Расчёт промежуточных результатов. 3 Подбор параметра. Организация обратного расчёта. 4 Задачи оптимизации. Поиск решения. 5 Связи между файлами и консолидация данных. Экономические расчёты в MS Excel. 6 Комплексное использование приложений MS Office для создания документов. Тема 2.4. Содержание учебного материала Технология обработ- 1 Назначение систем управления базами данных ки информационных (СУБД). массивов 2 Интерфейс СУБД. 3 Структура элементов баз данных, способы их представления. 4 Инструменты СУБД для обработки данных. 5 Использование СУБД в энергетике. Практические работы 1 Создание базы данных в табличной форме. Редактирование и форматирование базы данных. Создание и редактирование формы. 2 Создание запросов. Создание и редактирование отчета. Тема 2.5. Содержание учебного материала 10 12 2 2 12 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 4 2 4 2 2 2 2 2 ОК 1-11 ОК 1-11 Информационная технология представления информации в виде презентаций 1 2 3 4 1 Тема 2.6. Технология обработки графической информации 1 2 3 1 Назначение компьютерных презентаций. Интерфейс программы для создания презентаций. Технология создания презентаций. Использование презентаций в профессиональной деятельности. Практические работы Создание, редактирование и форматирование компьютерной презентации. Настройка анимации. Содержание учебного материала Растровая и векторная графика. Программы растровой графики. Программный пакет Adobe Photoshop. Практические работы Работа с шаблонами. Практические приёмы работы в Adobe Photoshop. Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии Содержание учебного материала Тема 3.1. Представление об ин- 1 Виды компьютерных сетей. формационно2 Всемирная сеть Интернет. коммуникационных 3 Технология работы в сети Интернет. технологиях 4 Использование сетевых технологий в энергетике. Тема 3.2. Всемирная сеть Интернет 1 2 3 4 Содержание учебного материала Назначение и интерфейс браузера. Поисковые системы. Назначение WEB-сайтов, WEB-страниц. Использование интернет технологий в профессиональной деятельности. 11 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ОК 1-11 ОК 1-11 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8, 3.1 - 3.7, 4.1 - 4.5, 5.1 - 5.5 6.1 - 6.2 ОК 1-11 Практические работы 1 Настройка браузера. Поиск информации в различных поисковых системах. 2 Работа с электронной почтой. Использование интернет технологий в профессиональной деятельности. Раздел 4. Основы информационной безопасности Тема 4.1. Содержание учебного материала Информационная без- 1 Основные методы и приёмы обеспечения информаопасность ционной безопасности. 2 Защита от компьютерных вирусов. 3 Организация безопасной работы с компьютерной техникой. Практические работы 1 Резервное копирование данных. Тестирование и ле- 2 чение файлов. Установка паролей на документ. Промежуточная аттестация3 Всего: 3 4 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 72 Выбор формы промежуточной аттестации в основных образовательных программах определяется образовательной организацией. 12 2 72 ОК 1-11 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8, 3.1 - 3.7, 4.1 - 4.5, 5.1 - 5.5 6.1 - 6.2 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информационных технологий». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству студентов; - рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ. Технические средства обучения: Аппаратные средства • Компьютер • Проектор • Принтер • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети • Устройства создания графической информации (графический планшет) Программные средства • Операционная система (графическая); • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.); • Антивирусная программа; • Программа-архиватор; • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы; • Звуковой редактор; • Простая система управления базами данных; • Система автоматизированного проектирования; • Виртуальные компьютерные лаборатории; • Программа-переводчик; Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: наличие персональных компьютеров, объединенных в сеть. 3.2. Информационное обеспечение обучения 14 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 3.2.1 Печатные издания4 1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. «Академия», 2014 г. 2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. «Академия», 2014 г. 3. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности, 2015 г. 3.2.2 Интернет-ресурсы: 1. http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям 3.2.3 Дополнительные источники5: 1. Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. Учебное пособие, 2016 г. 2. Макаровой Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Практикум по технологии работы на компьютере –– М.: «Финансы и статистика», 2013. – 256 с. 4 Образовательная организация вправе выбрать одно из предлагаемых изданий в качестве основного источника для изучения модуля или заменить его новым изданием по согласованию с ФУМО СПО по укрупненной группе 13.00.00. 5 Список дополнительных источников образовательной организацией формируется самостоятельно с учетом тре‐ бований ПООП. 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы); - методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - общий состав и структуру персональных электронновычислительных машин (далее ЭВМ) и вычислительных систем; - основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; - основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации; - основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Умения: - выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; - использовать информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией; - использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информацион- Критерии оценки Методы оценки Текущий контроль: Полнота ответов, -письменный точность формули/устный опросы; ровок, не менее 70% -тестирования; правильных ответов. - практические рабоАктуальность темы, ты. достижение результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии. -Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям -Точность оценки -Соответствие требованиям инструкций, регламентов -Рациональность 16 Текущий контроль: - защита отчетов по практическим работам; - практические задания - выполнения практических заданий на зачете. ных системах; - обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники; - получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях; - применять графические редакторы для создания и редактирования изображений; - применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций. действий и т.д. -Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Правильное выполнение заданий в полном объеме. 17 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________ по специальности (код и наименование направления подготовки / специальности / профессии) (год набора ________, форма обучения _______________) на 20___ / 20___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Номер изменения Номера листов Раздел рабочей программы замененных новых аннулированных Основание для внесения изменений Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____ (должность) (подпись) 18 (И.О. Фамилия)