Рабочая программа Химия ПК

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
2.5. Учебный процесс
СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Химия» по
профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Рассмотрено на заседании ПЦК
«Общеобразовательных дисциплин»
Протокол №_______
«___»_________________2023 г.
__________
О.В. Думнова
подпись

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
__________ __________
подпись

И.О.Фамилия

Протокол №_________
от «___» _______ 2023 г

И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»
(базовый уровень)

г. Гусиноозерск, 2023 г.

Разработчик преподаватель
М.А.Симонова
Проверил зав. отделением
М.А.Симонова
Согласовал: зав. методкабинетом
С.А.Ульянова
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
2

‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022
№ 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования»

(Зарегистрировано

в

Министерстве

юстиции

Российской

Федерации 21.09.2022 № 70167)
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования

и

науки

Российской

Федерации

от

17.05.2012г.

№413»

(Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.09.2022 №
70034)
‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной
политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального
обучения от 20.07.2020г. № 05-772 по организации применения современных
методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в
системе

среднего

профессионального

образования,

учитывающих

образовательные потребности обучающихся образовательных организаций,
реализующих программы среднего профессионального образования
‒ Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего
профессионального образования и профессионального обучения Министерства
просвещения Российской Федерации от 14.04.2021г. №05-401 «Методические
рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования»
‒ Примерная рабочая программа

общеобразовательной дисциплины

«Математика» для профессиональных образовательных организаций (базовый
уровень, вариант 2), разработанная Институтом развития профессионального
образования, 2022г.
Организация-разработчик: ГБПОУ «ГЭТ»
СОДЕРЖАНИЕ

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Химия» Ошибка! Закладка не определена.
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины «Химия» ........... 16
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины .............. 33
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 36

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС
по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1 Цель дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Химия»
направлено на достижение результатов ее изучения в соответствии с
требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС
СПО.
1.2.2 Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины
в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций и профессиональных компетенций.

5

Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать
способы
решения задач
профессиональн
ой деятельности
применительно
к различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;

- владеть системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом,
электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали
атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность,
степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса,
молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа,
радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи,
углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения,
биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки),
мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные
соединения, кристаллическая решетка, типы химических
реакций
(окислительно-восстановительные,
экзо-и
эндотермические, реакции ионного обмена), раствор,
электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация,
окислитель, восстановитель, скорость химической реакции,
химическое равновесие), теории и законы (теория химического
строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория
электролитической диссоциации, периодический закон Д.И.
Менделеева, закон сохранения массы), закономерности,
символический язык химии, фактологические сведения о
свойствах, составе, получении и безопасном использовании
важнейших неорганических и органических веществ в быту и
практической деятельности человека;
- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь
изученных понятий, применять соответствующие понятия при
описании строения и свойств неорганических и органических
веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических
знаний
с
понятиями
и
представлениями
других
естественнонаучных предметов;
6

- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

- уметь использовать наименования химических соединений
международного союза теоретической и прикладной химии и
тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен,
глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин,
угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь,
негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы
неорганических и органических веществ, уравнения химических
реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные
химические
свойства
веществ
соответствующими
экспериментами и записями уравнений химических реакций;
уметь
устанавливать
принадлежность
изученных
неорганических и органических веществ к определенным
классам и группам соединений, характеризовать их состав и
важнейшие свойства; определять виды химических связей
(ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы
кристаллических
решеток
веществ;
классифицировать
химические реакции;
- сформировать представления: о материальном единстве мира,
закономерностях и познаваемости явлений природы, о месте и
значении химии в системе естественных наук и ее роли в
обеспечении устойчивого развития человечества,: в решении
проблем
экологической,
энергетический
и
пищевой
безопасности, в развитии медицины,
создании новых
материалов, новых источников энергии, в обеспечении
рационального
природопользования,
в
формировании
мировоззрения и общей культуры человека, а также
экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
природной среде;
-владеть системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия ( дополнительно к системе понятий
базового уровня) – изотопы, основное и возбужденное состояние
атома, гибридизация атомных орбиталей, химическая связь (
сигма и кратные связи), молярная концентрация, структурная
формула, изомерия ( структурная, геометрическая (цис-транс7

изомерия), типы химических реакций (гомо- и гетерогенные,
обратимые и необратимые), растворы (истинные, дисперсные
системы), кристаллогидраты, степень диссоциации, электролиз,
крекинг, риформинг); лежащие в основе понимания причинности
и системности химических явлений, современные представления
о строении вещества на атомном, молекулярном и
надмолекулярном
уровнях, представления о механизмах
химических реакций, термодинамические и кинетические
закономерности их протекания, о химическом равновесии,
дисперсных системах, фактологические сведения о свойствах,
составе, получении и безопасном использовании важнейших
неорганических и органических веществ в быту и практической
деятельности человека; общих научных принципах химического
производства (на примере производства
серной кислоты,
аммиака, метанола, переработка нефти);
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям химических реакций с использованием физических
величин, характеризующих вещества с количественной стороны:
массы, объема (нормальные условия) газов, количества
вещества; расчеты по нахождению химической формулы
вещества: расчеты массы
(объема, количества вещества)
продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в виде
раствора с определенной массовой долей растворенного
вещества или дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой
или объемной доли выхода продукта реакции; расчеты теплового
эффекта реакций, объемных отношений газов;
-уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных
понятий, применять соответствующие понятия при описании
строения и свойств неорганических и органических веществ и их
превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с
понятиями и представлениями других предметов для более
осознанного понимания и объяснения сущности материального
единства мира; использовать системные химические знания для
объяснения
и
прогнозирования
явлений,
имеющих
8

естественнонаучную природу;
-уметь использовать наименования химических соединений
международного союза теоретической и прикладной химии и
тривиальные названия веществ, относящихся к изученным
классам органических и неорганических соединений;
использовать химическую символику для составления формул
неорганических веществ, молекулярных и структурных
(развернутых, сокращенных и скелетных) формул органических
веществ; составлять уравнения химических реакций и
раскрывать их сущность: окислительно-восстановительных
реакций посредством составления электронного баланса этих
реакций; реакции ионного обмена путем составления их полных
и сокращенных ионных уравнений; реакции гидролиза, реакций
комплексообразования (на примере гидроксокомплексов цинка и
аммиака); подтверждать характерные химические свойства
веществ соответствующими экспериментами и записями
уравнений химических реакций;
-уметь классифицировать неорганические и органические
вещества и химические реакции, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации изучаемых
химических объектов; характеризовать состав и важнейшие
свойства веществ, принадлежащих к определенным классами
группам соединений (простые вещества, оксиды, гидроксиды,
соли; углеводороды, простые эфиры, спирты,
фенолы,
альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры,
углеводы, амины, аминокислоты, белки); применять знания о
составе и свойствах веществ для экспериментальной проверки
гипотез относительно закономерностей протекания химических
реакций и прогнозирования возможностей их существования;
-уметь подтверждать на конкретных примерах характер
зависимости
реакционной
способности
органических
соединений от кратности и типа ковалентной связи (сигма),
взаимного влияния атомов и групп атомов в молекулах; а также
от особенностей реализации различных механизмов протекания
9

реакций;
-уметь характеризовать электронное строение атомов (в
основном в возбужденном состоянии) и ионов химических
элементов 1 – 4 периодов Периодической системы
Д.И.Менделеева и их валентные возможности, используя
понятия s-p-d –электронные орбитали, энергетические уровни;
объяснять закономерности изменения свойств химических
элементов и образуемых ими соединений по периодам и
группам;
ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационны
е технологии
для выполнения
задач
профессиональн
ой деятельности

В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников
разных
типов,
самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории,

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании, получение
этилена и изучение его свойств, качественные реакции на
альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при
нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции
ионного обмена, определять среду водных растворов,
качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы,
на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам
"Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным
оборудованием;
представлять
результаты
химического
эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
-уметь анализировать химическую информацию, получаемую из
разных источников (средств массовой информации, сеть
Интернет и другие);
-владеть основными методами научного познания веществ и
химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование);
-уметь проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям химических реакций с использованием физических
величин, характеризующих вещества с количественной стороны;
массы, объема (нормальные условия)
газов, количества
вещества, использовать системные химические знания для
10

выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать
достоверность,
легитимность
информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;

принятия решений в конкретных жизненных ситуациях с
веществами и их применением;
-уметь самостоятельно планировать и проводить химический
эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и
органических веществ, качественные реакции углеводородов
различных классов и кислородсодержащих органических
веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию
неорганических и органических веществ с соблюдением правил
безопасного обращения с веществами и лабораторным
оборудованием,
формулировать
цели
исследования,
предоставлять в различной форме результаты эксперимента,
анализировать и оценивать их достоверность;
-уметь осуществлять целенаправленный поиск химической
информации и различных источников (научная и учебно-научная
литература, средства массовой информации, сеть Интернет и
другие), критически анализировать химическую информацию,
перерабатывать ее и использовать в соответствии с поставленной
задачей;
-владеть системой знаний о методах научного познания явлений
природы, используемых в естественных науках и умениями
применить эти знания при экспериментальном исследовании
веществ и для объяснения химических явлений, имеющих место
в природе практической деятельности человека и в повседневной
жизни;

11

ОК 04.
Эффективно
взаимодействова
ть и работать в
коллективе и
команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение
в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;

-уметь планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании, получение
этилена и изучение его свойств, качественные реакции на
альдегиды, крахмал, уксусную кислоту, денатурация белков при
нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции
ионного обмена, определять среду
водных растворов,
качественные реакции на сульфат-, карбонат-, и хлорид- анионы,
на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам
«Металлы» и Неметаллы» в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным
оборудованием;
представлять
результаты
химического
эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
-уметь самостоятельно планировать и проводить химический
эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и
органических веществ, качественные реакции углеводородов
различных классов и кислородсодержащих органических
веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию
неорганических и органических веществ) с соблюдением правил
безопасного обращения с веществами и лабораторным
оборудованием,
формулировать
цели
исследования,
предоставлять в различной форме результаты эксперимента,
анализировать и оценивать их достоверность;

12

ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбереже
нию, применять
знания об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ПК
1.1.
Подготавливать
рабочее место,
оборудование,
сырье, исходные
материалы для
обработки
сырья,

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды,
осознание
глобального
характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;

- сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании
явлений природы, в формировании мышления и культуры
личности, ее функциональной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного
отношения к своему здоровью и природной среде;
- уметь соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения
своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать
опасность воздействия на живые организмы определенных
веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой
концентрации;
-уметь прогнозировать, анализировать и оценивать с позиции
экологической
безопасности
последствия
бытовой
и
производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ; использовать полученные знания для
принятия грамотных решений проблем в ситуациях, связанных
с химией;
-уметь осознавать опасность взаимодействия на живые
организмы определенных веществ, понимая смысл показателя
предельно допустимой концентрации, и пояснять на примерах
воздействия на организм человека.

- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании, получение
этилена и изучение его свойств, качественные реакции на
альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при
нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции
ионного обмена, определять среду водных растворов,
качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы,
на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам
"Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным
13

приготовления
полуфабрикатов
в соответствии с
инструкциями и
регламентами

- анализировать полученные в ходе решения задачи оборудованием;
представлять
результаты
химического
результаты, критически оценивать их достоверность, эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
прогнозировать изменение в новых условиях;
реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
- не принимать действия, приносящие вред
окружающей среде;
-уметь
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
-давать оценку новым ситуациям;

ПК
2.1.
Подготавливать
рабочее место,
оборудование,
сырье, исходные
материалы для
приготовления
горячих блюд,
кулинарных
изделий, закусок
разнообразного
ассортимента
соответствии
инструкциями

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- владеть различными
взаимодействия;

способами

общения

и

- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение
в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным

- уметь оперировать понятиями: (химический элемент, атом,
электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали
атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность,
степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса,
молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа,
радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи,
углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения,
биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки),
мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные
соединения, кристаллическая решетка, типы химических
реакций
(окислительно-восстановительные,
экзо-и
эндотермические, реакции ионного обмена), раствор,
электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация,
окислитель, восстановитель, скорость химической реакции,
химическое равновесие), теории и законы (теория химического
строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория
электролитической диссоциации, периодический закон Д.И.
Менделеева, закон сохранения массы), закономерности,
символический язык химии, фактологические сведения о
свойствах, составе, получении и безопасном использовании
важнейших неорганических и органических веществ в быту и
практической деятельности человека;
14

ПК
3.1.
Подготавливать
рабочее место,
оборудование,
сырье, исходные
материалы для
приготовления
холодных блюд,
кулинарных
изделий,
закусок,
холодных
и
горячих сладких
блюд, десертов,
напитков
разнообразного
ассортимента в
соответствии с
инструкциями и
регламентами.

готовность
и способность к образованию
и саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
-овладение
универсальными коммуникативными
действиями:
- совместная деятельность;
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение
в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
-овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
- принятие себя и других людей;
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
-признавать свое право и право других людей на
ошибки; развивать способность понимать мир с
позиции другого человека.

-уметь осуществлять целенаправленный поиск химической
информации и различных источников (научная и учебно-научная
литература, средства массовой информации, сеть Интернет и
другие), критически анализировать химическую информацию,
перерабатывать ее и использовать в соответствии с поставленной
задачей;
-владеть системой знаний о методах научного познания явлений
природы, используемых в естественных науках и умениями
применить эти знания при экспериментальном исследовании
веществ и для объяснения химических явлений, имеющих место
в природе практической деятельности человека и в повседневной
жизни;
-уметь самостоятельно планировать и проводить химический
эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и
органических веществ, качественные реакции углеводородов
различных классов и кислородсодержащих органических
веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию
неорганических и органических веществ) с соблюдением правил
безопасного обращения с веществами и лабораторным
оборудованием,
формулировать
цели
исследования,
предоставлять в различной форме результаты эксперимента,
анализировать и оценивать их достоверность

15

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
144

в т.ч.
Основное содержание

120

в т. ч.:
теоретическое обучение

42

практические занятия

18

лабораторные занятия

18

Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

42

в т. ч.:
теоретическое обучение

8

практические занятия

22

лабораторные занятия

12

Консультации

6

Промежуточная аттестация (Экзамен)

18

16

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль

Объем часов

Формируемые
компетенции

1

2

3

4

Основное содержание

120

Раздел 1. Основы строения вещества

6

Тема 1.1.
Строение атомов
химических
элементов и
природа
химической
связи

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Классификация
химических элементов (s-, p-, d-элементы). Валентные электроны. Валентность. Электронная
природа химической связи. Электроотрицательность. Ковалентная связь, ее разновидности и
механизмы образования (обменный и донорно-акцепторный). Ионная связь. Металлическая связь.
Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия.
Изотопы. Основное и возбужденное состояние атома, гибридизация атомных орбиталей.

2

Практические занятия

2

Решение практических заданий на составление электронно-графических формул элементов 1-4
периодов.
Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по
номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных
названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов,
гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов.

2

Тема 1.2.
Основное содержание
Периодический
закон и таблица Теоретическое обучение
Д.И. Менделеева
Практические занятия

2

ОК 01

ОК 01
ОК 02

2
17

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл
Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических
элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением
химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение
Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых
химических элементов.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических
элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к
электрону химических элементов в соответствии с их электронным строением и положением в
периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева»

2

Раздел 2. Химические реакции

10

Тема 2.1. Типы
химических
реакций

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ.
Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по
уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса.
Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная
плотность газов. Реакции комплексообразования с участием неорганических веществ (на
примере гидроксокомплексов цинка и алюминия).

2

Практические занятия

2

Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена. Уравнения
реакций горения, ионного обмена, окисления—восстановления.
Расчет количественных характеристик исходных веществ и продуктов реакции. Расчет
количественных характеристик продукта реакции соединения, если одно из веществ дано в
избытке и/или содержит примеси. Расчет массовой или объемной доли выхода продуктов
реакции соединения от теоретически возможного. Расчет объемных отношений газов. Расчет
массы (объем, количество вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде
раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

2

ОК 01

18

Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель.
Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительный потенциал среды.
Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного
баланса. Типичные неорганические окислители и восстановители. Электролиз растворов и
расплавов солей.
Основное содержание
Тема 2.2.
Электролитическа
Теоретическое обучение
я диссоциация и
ионный обмен
Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного
обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений.
Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Применение
гидролиза в промышленности.

4

ОК 01
ОК 04

2

2

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа “Реакции гидролиза”.
Исследование среды растворов солей, образованных сильными и слабыми протолитами и их
реакций растворами щелочи и карбоната натрия. Составление реакций гидролиза солей.

2

Раздел 3.

Строение и свойства неорганических веществ

20

Тема 3.1.
Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Предмет неорганической химии. Взаимосвязь неорганических веществ. Классификация
неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ
(оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Номенклатура и название неорганических веществ исходя
из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества
по международной или тривиальной номенклатуре.
Межмолекулярные взаимодействия. Кристалогидраты. Агрегатные состояния вещества.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная,

2

ОК 01
ОК 02

19

молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа
кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.
Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Жидкие
кристаллы.

Тема 3.2. Физикохимические
свойства
неорганических
веществ

Практические занятия

2

Решение задач на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле
(смеси). Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим
формулам неорганических веществ различных классов (называть и составлять формулы
химических веществ, определять принадлежность к классу).

2

Основное содержание

10

Теоретическое обучение

6

Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение
металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия
металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии

2

Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства
неметаллов IV– VII групп.

2

Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот,
солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений,
высших оксидов и гидроксидов

2

Практические занятия

2

Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических
веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов;
неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей,
характеризующих их свойства.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и
безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической
деятельности человека

2

ОК 01
ОК 02

20

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа «Свойства металлов и неметаллов»
Исследование физических и химических свойств металлов и неметаллов. Решение
экспериментальных задач по свойствам химическим свойствам металлов и неметаллов, по
распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов

2

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере
производства аммиака, серной кислоты).
Черная и цветная металлургия. Практическое применение электролиза для получения щелочных,
щелочноземельных металлов и алюминия. Стекло и силикатная промышленность.
Проблема отходов и побочных продуктов.

2

Практические занятия

2

Решение практико-ориентированных заданий о роли неорганической химии в развитии медицины,
создании новых материалов (в строительстве и др. отраслях промышленности), новых источников
энергии (альтернативные источники энергии) в решении проблем экологической, энергетической
и пищевой безопасности.

2

Раздел 4.

Строение и свойства органических веществ

28

Тема 4.1.
Классификация,
строение и
номенклатура
органических
веществ

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Углеродный скелет органической молекулы. Молекулярные и структурные (развернутые,
сокращенные) химические формулы. Зависимость свойств веществ от химического строения
молекул. Изомерия и изомеры (структурная, геометрическая (цис-транс-изомерия). Кратность

2

Тема 3.3.
Производство
неорганических
веществ.
Значение и
применение в
быту и на
производстве

ОК 01
ОК 02

ОК 01

21

химической связи. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических
соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений

Тема 4.2.
Свойства
органических
соединений

Практические занятия

2

Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и
ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.)
Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных
классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен,
ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей
формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %)

2

Основное содержание

14

Теоретическое обучение

10

ОК 01
ОК 02

Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности
классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия;
физические свойства; химические свойства; способы получения):
– предельные углеводороды. Горение метана как один из основных источников тепла в
промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и
применение алканов;

2

– непредельные и ароматические углеводороды. Полимеризация этилена как основное
направление его использования. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени
для сварки и резки металлов

2

– кислородсодержащие соединения (спирты и простые эфиры, фенолы, карбоновые кислоты и их
производные, альдегиды и кетоны). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола.
Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших
карбоновых кислот. Моющие свойства мыла

2

– азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки).

2
22

Тема 4.3.
Органические
вещества в
жизнедеятельност
и человека.
Производство и
применение
органических
веществ в
промышленности

Классификация и особенности органических реакций. Реакционные центры. Радикалы.
Первоначальные понятия о типах и механизмах органических реакций.

2

Практические занятия

2

Решение цепочек превращений на генетическую связь между классами органических соединений
с составлением названий органических соединений по тривиальной или международной
систематической номенклатуре. Решение расчетных задач по уравнениям реакций с участием
органических веществ.

2

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа «Получение этилена и изучение его свойств»
Получение этилена из этанола в лаборатории и изучение его физических и химических свойств.
Составление реакций присоединения и окисления на примере этилена. Решение расчетных задач с
использованием плотности газов по водороду и воздуху.

2

Основное содержание

8

Теоретическое обучение

6

Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление
углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот.
Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции
жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности

2

Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Строение нуклеотидов. Состав нуклеиновых кислот
(ДНК, РНК). Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.

2

Производство органических веществ: производство метанола, переработка нефти. Полиэтилен
как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена. Производство и
применение каучука и резины.
Синтетические и искусственные волокна, их строение, свойства. Практическое использование
волокон.
Синтетические пленки: изоляция для проводов, мембраны для опреснения воды, защитные
пленки для автомобилей, пластыри, хирургические повязки. Новые технологии дальнейшего

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

23

совершенствования полимерных материалов.
Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии
медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники
энергии).
Практические занятия

2

Решение практико-ориентированных заданий по составлению химических реакций, отражающих
химическую активность органических соединений в различных средах (природных,
биологических, техногенных).

2

Раздел 5.

Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций

12

Тема 5.1.
Кинетические
закономерности
протекания
химических
реакций

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Химические реакции. Классификация химических реакций: по фазовому составу (гомогенные и
гетерогенные), по использованию катализатора (каталитические и некаталитические).
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ,
концентрации реагирующих веществ, температуры (правило Вант-Гоффа), площади реакционной
поверхности, наличие катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном
производстве.
Энергия активации. Активированный комплекс. Катализаторы и катализ. Роль катализаторов в
природе и промышленном производстве.

2

Лабораторные занятия

2

Изучение зависимости скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ и
температуры.
Лабораторная работа «Определение зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих
веществ». Исследование зависимости скорости реакции от концентрации. Определение константы
скорости реакции графическим методом.
Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение
скорости химической реакции.

2

ОК 01
ОК 02

24

Тема 5.2.
Термодинамическ
ие
закономерности
протекания
химических
реакций.
Равновесие
химических
реакций.

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

2

Классификация химических реакций: по тепловому эффекту (экзотермические, эндотермические),
по обратимости (обратимые и необратимые). Тепловые эффекты химических реакций.
Термохимические уравнения. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под
действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление,
температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов.
Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствие из него. Роль
смещения равновесия в технологических процессах.

2

Практические занятия

2

Принцип Ле Шателье. Влияние различных факторов на изменение равновесия химических
реакций. Закон действующих масс и константа химического равновесия. Расчеты равновесных
концентраций реагирующих веществ и продуктов реакций. Расчеты теплового эффекта реакции.
Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для
нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов,
влияющих на смещение химического равновесия.

2

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа «Изучение влияния различных факторов на смещение химического
равновесия». Исследование влияния изменения концентрации веществ, реакции среды и
температуры на смещение химического равновесия. Сравнение полученных результатов с
теоретически прогнозируемыми на основе принципа Ле-Шателье.

2

Раздел 6.

Дисперсные системы

10

Тема 6.1.

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

ОК 01
ОК 02

25

Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы.
Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов.
Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Предельно допустимые концентрации и
их использование в оценке экологической безопасности.
Классификация дисперсных систем по составу. Строение и факторы устойчивости дисперсных
систем. Распознавание истинных растворов, коллоидных растворов и грубодисперсных систем.
Строение мицеллы. Рассеивание света при прохождении светового пучка оптически
неоднородную среду (эффекта Тиндаля).

2

Практические занятия

2

Решение задач на приготовление растворов.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий на дисперсные системы, используемые в
бытовой и производственной деятельности человека, с позиций безопасности последствий и
грамотных решений проблем, связанных с химией.

2

Основное содержание

4

Лабораторные занятия

4

Лабораторная работа «Приготовление растворов».
Приготовление растворов заданной (молярной) концентрации (с практико-ориентированными
вопросами) и определение среды водных растворов.

2

Лабораторная работа «Исследование дисперсных систем»
Приготовление и изучение свойств дисперсных систем разных видов: суспензии, эмульсии,
коллоидного раствора. Сравнение свойств истинных и коллоидных растворов, выявление
основных различий между ними.

2

Раздел 7.

Качественные реакции обнаружения неорганических и органических веществ

8

Тема 7.1.
Обнаружение
неорганических

Основное содержание

4

Практические занятия

2

Дисперсные
системы и
факторы их
устойчивости

Тема 6.2.
Исследование
свойств
дисперсных
систем для их
идентификации

ОК 07

ОК 01
ОК 02

ОК 01
ОК 02

26

катионов и
анионов

Тема 7.2.
Обнаружение
органических
веществ
отдельных
классов с
использованием
качественных
реакций

Качественные химические реакции, характерные для обнаружения неорганических веществ
(катионов и анионов). Составление уравнений реакций обнаружения катионов 1-6 групп и
анионов, в т.ч. молекулярной и ионной формах.
Реакции обнаружения неорганических веществ в реальных объектах окружающей среды.

2

Лабораторные занятия

2

Обнаружение неорганических веществ (катионов 1-6 групп или анионов) с использованием
качественных аналитических реакций.
Лабораторная работа «Аналитические реакции анионов»
Проведение качественных реакций, используемых для обнаружения анионов: карбоната, фосфата,
сульфата, нитрата, хлорида и т.п. Описание наблюдаемых явлений и составление химических
реакций.

2

Основное содержание

4

Практические занятия

2

Качественные химические реакции, характерные для обнаружения отдельных классов
органических соединений: фенолов, альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, аминокислот и др.
Денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков.
Составление качественных реакций обнаружения органических соединений отдельных классов.

2

Лабораторные занятия

2

Обнаружение органических соединений отдельных классов Лабораторная работа «Качественные
реакции на отдельные классы органических веществ»
Проведение качественных реакций, используемых для обнаружения органических веществ
различных классов: фенолов, альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, аминокислот, белков и др.
Описание наблюдаемых явлений и составление химических реакций.

2

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

38

Раздел 8.

Химия в быту и производственной деятельности человека

4

Основное содержание

4

ОК 01
ОК 02

ОК 01
ОК 02
27

Тема 8.1.
Химия в быту и
производственной
деятельности
человека

Раздел 9

Тема 9.1.
Основы
лабораторной
практики в
профессиональны
х лабораториях

Тема 9.2.
Химический

Практические занятия

4

Экологическая безопасность последствий бытовой и производственной деятельности человека,
связанная с переработкой веществ; поиск и анализ информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие).
Кейсы (с учетом будущей профессиональной деятельности) на анализ информации о
производственной деятельности человека, связанной с переработкой и получением веществ, а
также с экологической безопасностью.
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией).

2

Исследование и химический анализ объектов биосферы

34

Основное содержание

8

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа «Основы лабораторной практики»
Лабораторная посуда и химические реактивы. Основные лабораторные операции. Лабораторное
оборудование. Техника безопасности и правила работы (поведения) в лаборатории.

2

Практические занятия

6

Выполнение типовых расчетов по тематике эксперимента (выход продукта реакции, масса
навески, объем растворителя).
Обработка данных, анализ и оценка их достоверности (вычисление среднего значения
экспериментальных данных, погрешности).
Представление результатов эксперимента в различной форме (таблица, график, отчет, доклад,
презентация).

6

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

2

ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

2

ОК 01
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

ОК 01
ОК 02

28

анализ проб
воды

Тема 9.3.
Химический
контроль качества
продуктов
питания

Классификация проб воды по виду и назначению, исходя из ее химического состава.
Органолептические свойства (запах, прозрачность, цветность, мутность) воды. Кислотность и
щелочность воды. рН среды и методы ее определения. Жесткость воды и методы ее определения.
Сущность метода титрования. Виды жесткости воды (временная, постоянная). Жесткость воды
как причина выпадения осадков или образования солеотложений, имеющих место в быту и на
производстве.
Состав солей, вызывающих жесткость воды. Химические процессы, устраняющие жесткость
воды. Уравнения химических реакций, иллюстрирующих процессы, происходящие при
устранении жесткости. Устранение временной жесткости бытовыми и химическими способами.
Способы устранения постоянной жесткости.

2

Практические занятия

2

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная
и моляльная концентрация. Титр раствора. Решение практико-ориентированных теоретических
заданий на расчет концентраций загрязняющих веществ и их сравнение с предельно
допустимыми концентрациями (ПДК).

2

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа «Определение жесткости воды и способы ее устранения».
Способы устранения всех видов жесткости в зависимости от состава солей жесткости. Решение
экспериментальной задачи на выявление временной и постоянной жесткости воды. Оценка
вероятности устранения всех видов жесткости в домашних условиях.

2

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

2

Качественный химический состав продуктов питания. Вещества, фальсифицирующие продукты
питания, и вещества, загрязняющие продукты питания. Определение загрязняющих химических
веществ в продуктах питания, определение веществ, не заявленных в составе продуктов питания.

2

Практические занятия

2

ОК 07
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

29

Тема 9.4.
Химический
анализ проб
почвы

Органические и неорганические вещества, входящие в состав продуктов питания. Определение
состава блюд на содержание макро и микроэлементов. Изучение предложенных преподавателем
блюд на предмет химического состава, определение долей от суточной нормы макро и
микроэлементов в указанном блюде. Решение практико-ориентированных задач по кулинарной
тематике различных типов.

2

Лабораторные занятия

2

Исследование химического состава продуктов питания.
Лабораторная работа «Обнаружение нитратов в продуктах питания».
Исследование материалов полуколичественным методом определения нитратов с
использованием дифениламина (корнеплоды овощей, листья и кочерыжка капусты, плоды
фруктов). Анализ уровня загрязнения нитратами по интенсивности окрашивания продуктов
реакции.

2

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

2

Классификация почв по виду и назначению, исходя из химического состава. Идентификация
пробы почвы по ее химическому составу, описание возможностей ее применения.
Требования к качеству почвы различного назначения. Описание особенностей почв в
зависимости от типов, способы улучшения качества почв в зависимости от назначения.
Области использования органических удобрений в зависимости от качественного состава.
Описание органических удобрений и их применение в зависимости от состава почвы и ее
разновидности.

2

Практические занятия

2

Области назначения (применения) почвы, исходя из качественного и количественного состава.
Анализ нормативной документации.
Роль неорганических веществ в качестве минеральных удобрений, улучшителей почвы.
Состав минеральных удобрений и их применение в зависимости от состава почвы и ее
разновидностей.
Взаимосвязь состава удобрений и их влияние на вегетативные свойства и плодоношение
растений.

2

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

30

Тема 9.5.
Исследование
объектов
биосферы

Лабораторные занятия

2

Исследование химического состава проб почвы.
Лабораторная работа «Обнаружение неорганических примесей в пробах».
Приготовление пробы почвы для исследования кислотности/щелочности, неорганических
загрязнений. Обнаружение хлорид- и сульфат - ионов в пробе почвы. Составление равнений
реакций обнаружения. Сравнение полученных показателей с нормативными (справочными)
значениями

2

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

2

Учебно-исследовательский проект в области исследования объектов биосферы. Обзор тем
учебно-исследовательских проектов. Алгоритм выполнения проекта. Определение проблемы
исследования. Методы поиска, анализа и обработки информации о проекте в различных
источниках.

2

Практические занятия

2

Обоснование актуальности выбранной темы. Выявление проблемы исследования. Выбор
объектов и методов исследования. Постановка целей и задач исследования. Определение
продукта исследования. Определение этапов исследования и составление плана исследования.
Защита проекта: Представление результатов выполнения учебно-исследовательского проекта
(выступление с презентацией).

2

Лабораторные занятия

2

Исследование предложенного объекта на кислотность, щелочность, химический состав
(загрязнители, макро- и микроэлементы). Обработка результатов исследования. Оценка качества
исследуемого объекта, исходя из результатов химического анализа.

2

Консультации

6

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

31

Промежуточная аттестация Экзамен

18

Всего

144

32

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Химия» по
профессии 43.01.09 Повар, кондитер

СК-УПД-РП-2.5.-23

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
химии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы дифференцированного зачета.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен

иметь

информационные

печатные
ресурсы,

и/или

электронные

рекомендованные

для

образовательные

и

использования

в

образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.

3.2.1. Основные печатные издания
Для студентов
Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического
профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: 2018
Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С.
Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: 2021
Габриелян О.С. Практикум: учеб. пособие / Габриелян О.С., Остроумов И.Г.,
Сладков С.А., Дорофеева Н.М. - М.: 2020
Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического
профиля (электронное приложение)
Для преподавателя
Об

образовании

в

Российской

Федерации.

Федеральный

закон

Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая
2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие
/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. - М.: 2020

34

Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического
профиля (электронное приложение)
3.2.2. Дополнительные источники
Интернет-ресурсы
pvg.mk.ru

-

олимпиада

«Покори

Воробьёвы

горы»

hemi.wallst.ru. «Химия.
Образовательный сайт для школьников» www.alhimikov.net
Образовательный сайт для школьников chem.msu.su
Электронная библиотека по химии www.enauki.ru - интернетиздание для учителей «Естественные науки» 1september.ru –
методическая газета "Первое сентября" hvsh.ru
- журнал «Химия в школе» www.hij.ru/
-«Химия и жизнь»chemistry-chemists.com/index.html
-электронный журнал «Химики и химия»

35

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать,
понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной
дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая
собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и
сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по
дисциплине) и ФГОС СПО.
№
I

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий

Основное содержание

1

Раздел 1. Основы
строения вещества

Формулировать
базовые понятия и
законы химии

1.1 ОК 01

Строение атомов
химических элементов
и природа химической
связи

Составлять химические
формулы соединений в
соответствии со
степенью окисления
химических элементов,
исходя из валентности и
электроотрицательности

1.2 ОК 01

Периодический закон и Характеризовать

1. Тест «Строение атомов
химических элементов и
природа химической связи».
2. Задачи на составление
химических формул
двухатомных соединений
(оксидов, сульфидов, гидридов
и т.п.).
3. Задания на использование
химической символики и
названий соединений по
номенклатуре международного
союза теоретической и
прикладной химии и
тривиальных названий для
составления химических
формул двухатомных
соединений (оксидов,
сульфидов, гидридов и т.п.) и
других неорганических
соединений отдельных классов
1. Тест «Металлические /
36

№

ОК/ПК
ОК 02

2

2.1 ОК 01
ОК 04

Модуль/Раздел/Тема
таблица Д.И.
Менделеева

Результат обучения
химические элементы в
соответствии с их
положением в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева

Типы оценочных
мероприятий
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродство к электрону
химических элементов в
соответствие с их электронным
строением и положением в
периодической системе
химических элементов Д.И.
Менделеева».
2. Практические задания на
установление связи между
строением атомов химических
элементов и периодическим
изменением свойств
химических элементов и их
соединений в соответствии с
положением Периодической
системе.
3. Практико-ориентированные
теоретические задания на
характеризацию химических
элементов: «Металлические /
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродство к электрону
химических элементов в
соответствие с их электронным
строением и положением в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева»

Характеризовать типы Контрольная работа
Раздел 2. Химические химических реакций
«Строение вещества и
реакции
химические реакции»
Типы химических
реакций

Составлять реакции
соединения, разложения,
обмена, замещения,
окислительновосстановительные
реакции

1. Задачи на составление
уравнений реакций:
– соединения, замещения,
разложения, обмена;
– окислительновосстановительных реакций с
использованием метода
электронного баланса.
2. Задачи на расчет массы
вещества или объёма
газов по известному количеству
вещества, массе или объёму
одного из участвующих в
реакции веществ; расчёты
массы (объёма, количества
вещества) продуктов реакции,
37

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий
если одно из веществ имеет
примеси

2.2

3

Электролитическая
Составлять уравнения
диссоциация и ионный химических реакции
обмен
ионного обмена с
участием
неорганических веществ

1. Задания на составление
молекулярных и ионных
реакций с участием кислот,
оснований и солей,
установление изменения
кислотности среды
2. Лабораторная работа "Типы
химических реакций"

Раздел 3. Строение и
свойства
неорганических
веществ

Исследовать строение и Контрольная работа
«Свойства неорганических
свойства
неорганических
веществ»
веществ

3.1 ОК 01
ПК 1.1
ПК 1.3

Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Классифицировать
неорганические
вещества в соответствии
с их строением

1. Тест «Номенклатура и
название неорганических
веществ исходя из их
химической формулы или
составление химической
формулы исходя из названия
вещества по международной
или тривиальной
номенклатуре».
2. Задачи на расчет массовой
доли (массы) химического
элемента (соединения) в
молекуле (смеси).
3. Практические задания по
классификации, номенклатуре и
химическим формулам
неорганических веществ
различных классов.
4. Практические задания на
определение химической
активности веществ в
зависимости вида химической
связи и типа кристаллической
решетки

3.2 ОК 01
ОК 02
ПК. 1.1
ПК 1.3

Физико-химические
свойства
неорганических
веществ

Устанавливать
зависимость физикохимических свойств
неорганических веществ
от строения атомов и
молекул, а также типа
кристаллической
решетки

1. Тест «Особенности
химических свойств оксидов,
кислот, оснований, амфотерных
гидроксидов и солей».
2. Задания на составление
уравнений химических реакций
с участием простых и сложных
неорганических веществ:
оксидов металлов, неметаллов и
амфотерных элементов;
неорганических кислот,
38

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий
оснований и амфотерных
гидроксидов, неорганических
солей, характеризующих их
свойства и способы получения.
3. Практико-ориентированные
теоретические задания на
свойства и получение
неорганических веществ

3.3 ОК 01
ОК 02
ОК 04

Идентификация
неорганических
веществ

Исследовать
1. Практико-ориентированные
качественные реакции
задания по составлению
неорганических веществ химических реакций с участием
неорганических веществ,
используемых для их
идентификации.
2.Лабораторная работа:
“Идентификация
неорганических веществ”

Раздел 4. Строение и
свойства
органических
веществ

Исследовать строение и Контрольная работа
свойства органических «Строение и свойства
веществ
органических веществ»

4.1 ОК 01
ПК. 1.1
ПК 1.3

Классификация,
строение и
номенклатура
органических веществ

Классифицировать
органические вещества в
соответствии с их
строением

1. Задания на составление
названий органических
соединений по тривиальной или
международной
систематической номенклатуре.
2. Задания на составление
полных и сокращенных
структурных формул
органических веществ
отдельных классов.
3. Задачи на определение
простейшей формулы
органической молекулы, исходя
из элементного состава (в %)

4.2 ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.3

Свойства органических Устанавливать
соединений
зависимость физикохимических свойств
органических веществ от
строения молекул

1. Задания на составление
уравнений химических реакций
с участием органических
веществ на основании их
состава и строения.
2. Задания на составление
уравнений химических реакций,
иллюстрирующих химические
свойства с учетом механизмов
протекания данных реакций и
генетической связи
органических веществ разных
классов.
3. Расчетные задачи по

4

39

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий
уравнениям реакций с участием
органических веществ.
4. Лабораторная работа
“Превращения органических
веществ при нагревании"

4.3 ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК.. 1.1
ПК 1.3

5

5

ОК 01
ОК 02
ПК1.1
ПК 1.3

Идентификация
органических веществ,
их значение и
применение в бытовой
и производственной
деятельности человека

Исследовать
качественные реакции
органических
соединений отдельных
классов

Раздел 5.
Кинетические и
термодинамические
закономерности
протекания
химических реакций

Характеризовать
влияние различных
факторов на
равновесие и скорость
химических реакций

Скорость химических
реакций. Химическое
равновесие

Характеризовать
влияние концентрации
реагирующих веществ и
температуры на скорость
химических реакций
Характеризовать
влияние изменения
концентрации веществ,
реакции среды и
температуры на
смещение химического
равновесия

6
Раздел 6. Растворы
6.1 ОК 01
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.3

Понятие о растворах

1.Практико-ориентированные
задания по составлению
химических реакций с участием
органических веществ, в т.ч.
используемых для их
идентификации в быту и
промышленности.
2.Лабораторная работа:
“Идентификация органических
соединений отдельных классов”

Практико-ориентированные
теоретические задания на
анализ факторов, влияющих на
изменение скорости химической
реакции. Практикоориентированные задания на
применение принципа ЛеШателье для нахождения
направления смещения
равновесия химической реакции
и анализ факторов, влияющих
на смещение химического
равновесия

Исследовать
истинныерастворы с
заданными
характеристиками
Различать истинные
растворы

1. Задачи на приготовление
растворов.
2. Практико-ориентированные
расчетные задания на
дисперсные системы,
используемые в бытовой и
производственной деятельности
человека

40

№

ОК/ПК

6.2 ОК 01
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.3
II

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Исследование свойств Исследовать физикорастворов
химические свойства
истинных растворов

Типы оценочных
мероприятий
Лабораторная работа
“Приготовление растворов”

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

7

Раздел 7.
Химия в быту и
производственной
деятельности
человека

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.3

Оценивать последствия Защита кейса (с учетом
бытовой и
будущей профессиональной
производственной
деятельности)
деятельности человека
с позиций
экологической
безопасности

Химия в быту и
Оценивать последствия
производственной
бытовой и
деятельности человека производственной
деятельности человека с
позиций экологической
безопасности

Кейс (с учетом будущей
профессиональной
деятельности)
Возможные темы кейсов:
1. Потепление климата и
высвобождение газовых
гидратов со дна океана.
2. Будущие материалы для авиа, машино- и приборостроения.
3. Новые материалы для
солнечных батарей.
4. Лекарства на основе
растительных препаратов

41

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________

по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)
(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номера листов
Номе
р
аннулиРаздел рабочей программы
заменен
изменовых
рованн
-ных
нения
ых

Основание для
внесения изменений

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».