Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Рабочая программа 2.5. Учебный процесс СК-УПД-РП-2.5.-23 Рабочая программа ДОБ06 Основы бережливого производства Профессия 43.01.09 Повар, кондитер УТВЕРЖДЕНО Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» ________ __________ Рассмотрено на заседании ПЦК «_________________________» Протокол №_______ «___»_________________2023___ г. __________ _Л.В.Цыбденова_ подпись подпись И.О.Фамилия Протокол №____ от «__»__________2023__г. И.О.Фамилия РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ( базовый уровень) Гусиноозерск 2023 г. 1 Разработчик преподаватель Репина Т.Н. Проверил Еремина Л.А. зав. отделением Ульянова С.А. Согласовал: рук.. методкабинетом 2 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) и примерной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (базовый уровень) Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы бережливого производства 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер 1.2 Планируемые результаты освоения образовательной программы 1.2.2 Общие компетенции Общие компетенции Личностные компетенции ОК 1. Понимать сущность и Грамотное поведение в социальную значимость своей профессиональной будущей профессии, проявлять к деятельности и быту. ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности. Владеть сведениями о бережливом производстве. Правильно и эффективно организовывать свое рабочее место ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты Развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности. 5 Метапредметные результаты Использование различных видов познавательной деятельности для решения задач в области бережливого производства. Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и своей работы. Знать основные принципы применения инструментов бережливого производства ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Умение самостоятельно добывать новые для себя знания в области технологии монтажа, используя для этого доступные источники информации. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Умение использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, Готовность к коллективной эффективно общаться с работе, сотрудничеству со коллегами, руководством, сверстниками в клиентами. образовательной, общественно полезной, научноисследовательской, проектной и других видах деятельности. корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, пользоваться справочной литературой и читать инструктивную документацию. Умение анализировать и представлять информацию в различных видах. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. 1.3.2. Предметные результаты изучения учебной дисциплины -сформированность представлений о роли бережливого производства в современной научной картине мира;, понимание роли бережливого производства в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; -владение основополагающими понятиями бережливого производства, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование терминологией; -владение основными методами научного познания, используемыми в бережливом производстве: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений; -сформированность умений решать задачи в области бережливого производства; -сформированность умений применять полученные знания для выявления потерь в производственном процессе, разработке планов автономного обслуживания. 1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 час, в том числе, 6 -обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа; 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 72 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72 в том числе: практические занятия 36 Промежуточная аттестация в форме зачета 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах 1 2 Содержание учебного материала 3 30 1.Основные понятия и принципы бережливого производства. Цель бережливого производства. Тема 1. Введение. Общие положения 2.История возникновения бережливого производства. Особенности бережливого производства в сравнении с традиционным производством. Причины возникновения необходимости перехода к бережливому производству. Основные понятия курса «Бережливое производство»: БП, ценность продукта, потери, принципы работы производственного оборудования .. Концепция БП. 3.Встраивание качества в процесс производства; точно вовремя – система производства, при которой изготавливается необходимое потребителю количество нужных изделий в точное время. 4. Основы, которым необходимо следовать всем, и менеджерам и рабочим, внедряющим Бережливое производство на предприятии. Взаимоотношения «поставщик-заказчик», почему надо внимательно относиться к потребностям не только внешнего, но и внутреннего заказчика, почему жалобы заказчика важны 5.Стремление к совершенству Задача: развить стремление к постоянному усовершенствованию своего рабочего места 6.Идеалы Бережливого производства Идеалы Производственной системы общественного питания, почему необходимо стремиться к совершенству. Как стандартизированная работа и методы помогают двигаться к идеалу 8 2 2 Коды компетенций и личностных результатов формированию которых способствует элемент программы ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 2 2 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 2 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 2 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 7. Потери. Хронические проблемы и недостатки организации производства общественного питания. Концепция «Бережливое строительство». Причины, виды образования потерь. Понимание смысла мероприятий по искоренению потерь. 8.«Система «Последний проектировщик»– инструментарий Бережливого строительства В том числе практических занятий и лабораторных занятий Практическое занятие №1. Принципы бережливого производства Практическое занятие №2 Определение последовательности действий для единичного производства и производства партиями Практическое занятие №3. Умение обнаружить потери разного рода и анализировать причины их возникновения. например, выполнение домашнего задания, уборка квартиры, чистка салона автомобиля и т.п. Определить этапы, время выполнения, организацию рабочего места, лишние перемещения. Что необходимо изменить? Практическое занятие №4 Организация рабочего места Повара. Работа с оборудованием, спецодеждой, по качеству сырья, .методами технологии. Содержание учебного материала 1. Инструменты бережливого производства. Знание основных инструментов Бережливого производства и их назначение. Методика использования в процессе производства. Почему процесс совершенствования должен быть постоянным. Тема №2 Основные инструменты бережливого производства. 2. Система непрерывного улучшения бережливого производства. Сферы деятельности и принципы системы В том числе практических занятий и лабораторных занятий Практическое занятие №4. Система рационализации рабочего места. «Пять «S». Система 5С: визуализация и упорядочение Практическое занятие №5. Как сделать изменения необратимыми? Какие факторы влияют на успешный переход компании к бережливому производству. О роли культуры постоянного совершенствования и ключевых этапах преобразования компании. Каких конкретных успехов добиваются компании, внедрившие систему Бережливого производства 9 2 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 2 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 14 4 4 2 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 4 12 2 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 2 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 8 4 4 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 Содержание учебного материала Тема 3. Разработка потока создания ценностей Тема 4. Особенности взаимоотношений в коллективе на бережливом предприятии. Особенности формирования и работы команды. Мотивация Тема 5. Система бездефектного изготовления продукции. Тема 6. Стандартизация 8 1. Управление потоком создания ценностей 2 2. Последовательность действий по устранению потерь. Карта потока создания ценностей 2 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие №6 Моделирование производственных процессов: выталкивающая и вытягивающая системы, серийное и единичное производство изделий. Содержание учебного материала 4 1. Недостатки бережливого производства. Правила, уберегающие от сокращения. 2 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 2 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 2. Взаимоотношения в коллективе. Формирование «команды процесса» Организация взаимодействия в цепочке процесса. Условия успешной мотивации людей. Правила доверия. Инструменты нематериальной мотивации. В том числе практических и лабораторных занятий 4 8 4 Практическое занятие №7 Решение ситуационных задач 4 Содержание учебного материала 1. Элементы системы бездефектного изготовления продукции. Причины возникновения дефектов. Предупреждение дефектов. Метод встраивания качества в производственный процесс. 8 2 2. Кружки качества. Семь простых инструментов качества 2 В том числе практических и лабораторных занятий 4 Практическое занятие №8 « Статистические методы причин дефектов» 4 Содержание учебного материала 10 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 4 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 работы. 1.Понятие « стандарт». Виды, типы и назначение стандартов. Стандартизация в РФ. 2.Стандарты в бережливом производстве, стандартизованная работа и её составляющие. Карты стандартных операций. 2 1.Этапы совершенствования стандартов 2.Стандартизация – деятельность, направленная на разработку и установление требований и правил к изготовлению изделий, а также характеристик самих изделий 2 Промежуточная аттестация Всего: ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 2 72 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета охраны труда. Оборудование учебного кабинета: – посадочные места по количеству обучающихся; – рабочее место преподавателя. Технические средства обучения: – компьютеры с лицензионным программным обеспечением; – мультимедийный проектор; – мультимедийный экран. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Авдеенко Н.О., Береславская Н.С. Бережливое производство. Основы: учеб. пособие: - М.: Маркет ДС, 2. Авдеенко, Н.О. Бережливое производство. Основы: тетрадь-практикум / Н.О. Авдеенко, Н.С. Береславская. – М.: Маркет ДС, Дополнительные источники: 1. Лайкер, Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер ; Пер. с англ. — 9-е изд. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 400 с. 2. Лайкер, Дж. Практика дао Toyota: руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер ; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 586 с. 1. Интернет-ресурсы – Деловой портал «Управление производством» – http://www.up-pro.ru/ – Leaninfo.ru [Блог о производственном менеджменте] – http://www.leaninfo.ru/ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторно-практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Предметные результаты изучения учебной дисциплины -сформированность представлений о роли бережливого производства в современной научной картине мира;, понимание роли бережливого производства в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; -владение основополагающими понятиями бережливого производства, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование терминологией; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения -тестирование -устный опрос -самостоятельные работы - лабораторнопрактические работы -индивидуальное сообщение -доклад -владение основными методами научного познания, используемыми в бережливом производстве: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений; -сформированность умений решать задачи в области бережливого производства; -сформированность умений применять полученные знания для выявления потерь в производственном процессе, разработке планов автономного обслуживания. зачет Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно 13 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________ по профессии (код и наименование направления подготовки / специальности / профессии) (год набора ________, форма обучения _______________) на 20___ / 20___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Номер изменения Номера листов Раздел рабочей программы замененных новых аннулированных Основание для внесения изменений Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____ (должность) (подпись) 14 (И.О. Фамилия)