Рабочая программа Биология ПК

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
2.5. Учебный процесс
СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Биология» по
специальности 43.01.09 Повар, кондитер

Рассмотрено на заседании ПЦК
«Общеобразовательных дисциплин»
Протокол №_______
«___»_________________2023 г.
__________
О.В. Думнова
подпись

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
__________ __________
подпись

И.О.Фамилия

Протокол №_________
от «___» _______ 2023 г

И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
(базовый уровень)

г. Гусиноозерск, 2023 г.

1

Разработчик преподаватель
Проверил зав. отделением
Согласовал: зав. методкабинетом

М.А.Симонова
М.А.Симонова
С.А.Ульянова

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 №
762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации
21.09.2022 № 70167)
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 №
732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования

и

науки

Российской

Федерации

от

17.05.2012г.

№413»

(Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.09.2022 №
70034)
‒

Инструктивно-методическое

письмо

Департамента

государственной

политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального
обучения от 20.07.2020г. № 05-772 по организации применения современных
методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в
системе

среднего

профессионального

образования,

учитывающих

образовательные потребности обучающихся образовательных организаций,
реализующих программы среднего профессионального образования
‒ Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего
профессионального образования и профессионального обучения Министерства
просвещения Российской Федерации от 14.04.2021г. №05-401 «Методические
рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования»
‒ Примерная рабочая программа

общеобразовательной дисциплины

«Математика» для профессиональных образовательных организаций (базовый
уровень, вариант 2), разработанная Институтом развития
образования, 2022г.
Организация-разработчик: ГБПОУ «ГЭТ»

профессионального

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Биология» ........................................................... Ошибка! Закладка не определена.
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ............................. 12
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплин ................... 23
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины . 26

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1.

Место

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС
по специальности 43.01.09 Повар, кондитер
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1 Цель дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Биология»
направлено на достижение результатов ее изучения в соответствии с
требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС
СПО.
1.2.2 Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины
в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций и профессиональных компетенций.

Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,

-сформированность знаний о месте и роли биологии в
системе научного знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем;
-сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
(саморегуляция),
биосинтез
белка,
структурная
организация живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;
-сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
сформированность умения раскрывать основополагающие
биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.
Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра),
границы их применимости к живым системам;
приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и явлений;
организации и проведения биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления зависимости между
исследуемыми величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов с использованием
научных понятий, теорий и законов;
-сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;

находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы
и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;

одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и
размножения, индивидуального развития организма
(онтогенеза), борьбы за существование, естественного
отбора, видообразования, приспособленности организмов
к среде обитания, влияния компонентов экосистем,
антропогенных изменений в экосистемах своей местности,
круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;
-сформированность умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для разных
типов наследования признаков у организмов, составлять
схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания, пищевые сети)
-сформированность умений критически оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные материалы);
интерпретировать этические аспекты современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные экологические проблемы
современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию;
-сформированность умений создавать собственные
письменные и устные сообщения на основе биологической
информации из нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии

- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности
ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать самоопределению;
и
работать
в -овладение
навыками
учебно-исследовательской,
коллективе
и проектной и социальной деятельности;
команде
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли
с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:

-приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и явлений;
организации и проведения биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления зависимости между
исследуемыми величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов с использованием
научных понятий, теорий и законов

г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
ОК 07.
В области экологического воспитания:
Содействовать
- сформированность экологической культуры, понимание
сохранению
влияния социально-экономических процессов на состояние
окружающей
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
среды,
ресурсосбережени
- планирование и осуществление действий в окружающей
ю, применять
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
знания об
изменении климата, активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
принципы
бережливого
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
производства,
эффективно
их;
- расширение опыта деятельности экологической
действовать в
направленности;
чрезвычайных
ситуациях
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

-сформированность умения применять полученные знания
для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности своего здоровья и
здоровья окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной
среде;
понимание
необходимости
использования достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального природопользования

- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- не принимать действия, приносящие вред окружающей
ПК
2.1. среде;
Подготавливать
-уметь прогнозировать неблагоприятные экологические
рабочее
место, последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
оборудование,
сырье,
исходные -давать оценку новым ситуациям;
материалы
для
приготовления
горячих
блюд,
кулинарных
изделий,
закусок
разнообразного
ассортимента
соответствии
инструкциями
ПК
1.1.
Подготавливать
рабочее
место,
оборудование,
сырье,
исходные
материалы
для
обработки сырья,
приготовления
полуфабрикатов в
соответствии
с
инструкциями
и
регламентами

-приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и явлений;
организации и проведения биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления зависимости между
исследуемыми величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов с использованием
научных понятий, теорий и законов
-сформированность умения применять полученные знания
для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности своего здоровья и
здоровья окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной
среде;
понимание
необходимости
использования достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального природопользования

ПК
3.1.
Подготавливать
рабочее
место,
оборудование,
сырье,
исходные
материалы
для
приготовления
холодных
блюд,
кулинарных
изделий, закусок,
холодных и горячих
сладких
блюд,
десертов, напитков
разнообразного
ассортимента
в
соответствии
с
инструкциями
и
регламентами.

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
владеть
различными
взаимодействия;

способами

общения

и

- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;

-сформированность умений критически оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные материалы);
интерпретировать этические аспекты современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные экологические проблемы
современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию;

принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли
с учетом мнений участников, обсуждать результаты -сформированность умений создавать собственные
письменные и устные сообщения на основе биологической
совместной работы;
информации из нескольких источников, грамотно
- координировать и выполнять работу в условиях использовать понятийный аппарат биологии
реального,
виртуального
и
комбинированного
-сформированность умения раскрывать содержание
взаимодействия;
основополагающих биологических терминов и понятий:
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
воображение, быть инициативным
веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
(саморегуляция),
биосинтез
белка,
структурная
организация живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
144

в т.ч.
Основное содержание

144

в т. ч.:
теоретическое обучение
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
практические занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
лабораторные занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет)

96
2
48
8
4
2

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Основное содержание
Биология как
Теоретическое обучение:
наука.
Биология как наука. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика,
геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира.
Значение биологических знаний. История биологии.

Тема 1.2.
Общая
характеристика
жизни

Тема 1.3.
Биологически
важные
химические
соединения

Значение цитологии для развития биологии и познания природы. Методы цитологии: микроскопия,
хроматография, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культура клеток.
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Разнообразие биосистем. Организация биологических систем. Уровни организации биосистем:
молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой,
экосистемный (биогеоценотический), биосферный.
Науки, изучающие биологические объекты на разных уровнях организации жизни. Общая
характеристика жизни, свойства живых систем. Процессы, происходящие в биосистемах.
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки, их биологическая роль. Органические
вещества клетки. Биологические полимеры. Белки. Структура и функции белковой молекулы.
Ферменты, принцип их действия.
Углеводы. Биологические функции углеводов. Липиды. Общий план строения. Гидрофильногидрофобные свойства. Классификация липидов. Биологические функции липидов. АТФ. Строение
молекулы АТФ. Биологические функции АТФ
Практические занятия.
Роль белков, углеводов и жиров в организме человека. Витамины и биологически активные добавки,
их значение в жизни организма человека. Гипо- и авитаминозы, их последствия. Представление
устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных
преподавателем

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
44
4
4
2

4
ОК 02

2
4
4
2

ОК 02

2
8
4
2
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Тема 1.4.
Структурнофункциональная
организация
клеток

Тема 1.5.
Структурнофункциональны
е факторы
наследственност
и

Тема 1.6.

Лабораторные занятия
Лабораторная работа «Определение витамина С в продуктах питания»
Подготовка вариантов опыта, наблюдение за качественными реакциями, заполнение рабочей
таблицы, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов
Основное содержание
Теоретическое обучение
Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирков). Основные положения современной
клеточной теории. Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Сравнительная
характеристика клеток эукариот (растительной, животной, грибной). Строение прокариотической
клетки. Особенности строения гетеротрофной и автотрофной прокариотических клеток. Строение
плазматической мембраны. Транспорт веществ через плазматическую мембрану: пассивный и
активный. Эндоцитоз: пиноцитоз, фагоцитоз. Экзоцитоз. Оболочка или клеточная стенка. Структура
и функции клеточной стенки растений, грибов.
Цитоплазма. Цитозоль. Цитоскелет. Одномембранные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть
(ЭПС), аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы, вакуоли растительной клетки. Строение и
функции одномембранных органоидов клетки. Клеточный сок. Тургор.
Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды: хлоропласты, хромопласты,
лейкопласты, их строение и функции. Ядерный аппарат клетки, строение и функции.
Немембранные органоиды клетки: рибосомы, микротрубочки, клеточный центр.Органоиды
движения: реснички и жгутики. Строение и функции немембранных органоидов клетки.
Лабораторные занятия
Лабораторная работа: «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты).
Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных работ.
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между
изучаемыми объектами, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов.
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы.,
гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых
кислот. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания. Правило Чаргаффа. Структура ДНК –
двойная спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. ДНК – экспертиза. Виды РНК.
Функции РНК в клетке.
Практические занятия
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов.
Основное содержание

2

6
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

2
2

4
2
2

2
2
4

ОК 01
ОК 02

ОК 01

Процессы
матричного
синтеза

Теоретическое обучение:
Матричный синтез ДНК – репликация. Принципы репликации ДНК. Механизм репликации ДНК.
Репарация ДНК (дореплекативная, постплекативная). Реакции матричного синтеза. Принцип
комплементарности в реакциях матричного синтеза. ДНК и гены. Генетический код, его свойства.
Транскрипция – матричный синтез РНК. Трансляция и ее этапы. Условия биосинтеза белка.
Строение т-РНК и кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка.
Практические занятия
Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка. Решение задач на
определение последовательности аминокислот в молекуле белка в случае изменения
последовательности нуклеотидов ДНК.
Тема 1.7.
Основное содержание
Неклеточные
Теоретическое обучение:
формы жизни
Вирусы –неклеточные формы жизни и облигатные паразиты. Строение простых и сложных вирусов,
ретровирусов, бактериофагов. Жизненный цикл ДНК – содержащих вирусов, РНК – содержащих
вирусов, бактериофагов. ВИЧ, гепатит человека.
Бактерии. Общая характеристика. Понятие штамм. Вирусы и бактерии: сходства и различия.
Практические занятия
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ.
Особенности применения антибиотиков.
Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников,
рекомендованных преподавателем.
Тема 1.8.
Основное содержание
Обмен веществ
Теоретическое обучение:
и превращение
Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и
энергии в клетке гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в
обменных процессах. Ферментативный характер реакции клеточного метаболизма.
Первичный синтез органических веществ в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.
Анаэробный энергетический обмен. Анаэробные организмы. Брожение, автотрофный и
гетеротрофный тип питания. Анаэробные микроорганизмы как объекты биотехнологии. Этапы
энергетического обмена. Гликолиз. Биологическое окисление или клеточное дыхание.
Тема 1.9.
Основное содержание
Жизненный
Теоретическое обучение:
цикл клетки.
Клеточный цикл, его периоды и регуляция. Периоды интерфазы, их особенности. Дифференциация
Митоз. Мейоз
клетки и арест клеточного цикла. Деление клетки – митоз. Стадии митоза и происходящие
процессы. Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза.

2
2

ОК 02

2
2

6
2
2

ОК 02
ОК 04

4
4

4
4
2

ОК 02
ОК 04

2

2
2
2

ОК - 2
ОК - 4

Мейоз – редукционное деление клетки. Стадии мейоза. Мейоз – основа полового размножения.
Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза. Эффекты мейоза.
Мейоз в жизненном цикле организмов.
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема2.1.
Основное содержание
Строение
Теоретическое обучение:
организма
Одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Многоклеточные организмы. Взаимосвязь
частей многоклеточного организма. Функция. Органы и системы органов. Аппараты органов.
Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности
Функциональная система органов. Ткани растений. Ткани животных и человека. Органы растений.
Органы и системы органов животных и человека. Значение опоры, движения, питания, дыхания,
транспорт веществ, выделения, защиты. Значение проявления раздражимости и регуляции.
Практические занятия:
Теория клонально-селективного иммунитета П. Эрлика, И. И. Мечникова. Инфекционные
заболевания и эпидемия. Важнейшие эпидемии в истории человечества. Вакцинация как
профилактика инфекционных заболеваний.
Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников,
рекомендованных преподавателем.
Тема 2.2.
Основное содержание
Формы
Теоретическое обучение:
размножения
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения:
организмов
простое деление, надвое, почкование, размножение спорами, вегетативное размножение,
фрагментация, клонирование. Половое размножение.
Тема 2.3.
Основное содержание
Онтогенез
Теоретическое обучение:
животных и
Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение и
человека
эмбриональное развитие животных. Партеногенез. Эмбриогенез (на примере ланцетника). Стадии
эмбриогенеза.
Рост и развитие животных. Постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие. Развитие с
метаморфозом у беспозвоночных и позвоночных животных. Стадии постэмбрионального развития у
животных и человека. Периоды онтогенеза человека. Биологическое старение и смерть.
Геронтология.
Тема 2.4.
Основное содержание
Онтогенез
Теоретическое обучение:
растений
Гаметофит и спорофит. Размножение и развитие водорослей. Размножение и развитие споровых
растений. Размножение и развитие семенных растений. Рост. Периоды онтогенеза растений.

46
6
4
2

ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

2
4
4

2
2
2

ОК 02
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

4
4
2

ОК 02
ОК 04

2

2
2
2

ОК 02
ОК 04

Тема 2.5.
Основные
понятия
генетики

Тема 2.6.
Закономерности
наследования

Тема 2.7.
Взаимодействие
генов

Тема 2.8.
Сцепленное
наследование
признаков

Тема 2.9.
Генетика пола

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Генетика как наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные генетические
понятия и символы. Ген. Генотип. Фенотип. Аллельные гены. Альтернативные признаки.
Доминантный и рецессивный признаки. Гомозигота и гетерозигота. Чистая линия, Гибриды.
Основные методы генетики: гибродологический, цитологический, молекулярно-генетические.
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Правило
доминирования. Закон единообразия первого поколения. Закон расщепления признаков.
Цитологические основы моногибридного скрещивания. Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее
скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
Полигибридное наследование и его закономерности.
Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-,
ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем
скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Генотип как целостная система. Множественное действие генов. Плейотропия. Множественный
аллелизм. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов.
Комплементарность. Эпистаз. Полимерия.
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
различных типах взаимодействия генов, составление генотипических схем скрещивания.
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Хромосомная теория
наследственности. Генетическое картирование хромосом. Использование кроссинговера для
составления генетических карт хромосом.
Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:

2
2
2

ОК 02

4
2
2

ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

2
2
4
2
2

ОК 01
ОК 02

2
2
4
2
2

ОК 01
ОК 02
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

2
2
4
2

ОК 01
ОК 02

Тема 2.10
Генетика
человека

Тема 2.11.
Закономерности
изменчивости

Тема 2.12
Селекция
организмов

Хромосомный механизм определения пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и
гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков,
сцепленных с полом.
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, сцепленных
с полом, составление генотипических схем скрещивания.
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Кариотип человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый,
цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Наследственные заболевания
человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной
предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических
заболеваний человека.
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, используя
методы генетики человека, составление генотипических схем скрещивания. Представление устных
сообщений с презентацией о наследственных заболеваниях человека.
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Взаимодействие генотипа и среды при формировании фенотипа. Изменчивость признаков.
Качественные и количественные признаки. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).
Модификационная или фенотипическая изменчивость. Роль среды в модификационной
изменчивости. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Характеристика
модификационной изменчивости.
Наследственная или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная
изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Причины возникновения мутаций.
Практические занятия:
Решение задач на определение типа мутаций при передаче наследственных признаков, составление
генотипических схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Селекция как наука. Методы селекционной работы. Гетерозис и его причины. Искусственный отбор:
массовый, индивидуальный. Этапы комбинационной селекции. Сорт, порода, штамм. Алгоритмы
решения задач на определение возможного возникновения наследственных признаков по селекции,
составление генотипических схем скрещивания.

2

2
2
4
2
2

ОК 01
ОК 02

2
2
4
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2
2
2
2
2

ОК 01
ОК 02

Раздел 3. Теория эволюции
Тема 3.1.
Основное содержание
История
Теоретическое обучение:
эволюционного Первые эволюционные концепции. Градуалистическая эволюционная концепция Ж. Б. Ламарка.
учения.
Движущие силы эволюции. Креационизм и трансформизм. Систематика К. Линнея и ее значение для
формирования идеи эволюции.
Предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюция видов в природе. Борьба за существование.
Естественный отбор. Дивергенция признаков и видообразование. Основные положения
синтетической теории эволюции (СТЭ). Роль эволюционной теории в формировании научной
картины мира.
Тема 3.2.
Основное содержание
Микроэволюция Теоретическое обучение:
Микроэволюция и макроэволюция как этапы эволюционного процесса. Генетические основы
эволюции. Мутации и комбинации как элементарный эволюционный материал. Популяция как
элементарная единица эволюции.
Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость.
Миграция. Изоляция популяций: географическая (пространственная), биологическая
(репродуктивная).
Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Борьба за существование как механизм
действия естественного отбора в популяциях. Вид и его критерии (признаки). Видообразование как
результат микроэволюции.
Тема 3.3.
Основное содержание
Макроэволюция Теоретическое обучение:
.
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути
достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Методы
изучения макроэволюции. Закон зародышевого сходства (Закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.
Геккель, Ф. Мюллер). Общие закономерности (правила) эволюции.
Тема 3.4
Основное содержание
Возникновение
Теоретическое обучение:
и развитие
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное (спонтанное)
жизни на Земле зарождение, стационарное состояние, панспермия, биопоэз. Начало органической эволюции.
Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и
эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот.
Основные черты эволюции растительного мира. Основные черты эволюции животного мира.
Практические занятия

26
4
4
2

ОК 02
ОК 04

2

4
4
2

ОК 02

2
2
2
2

ОК - 2

6
4
2

ОК 02
ОК 04

2
2

Представление устного сообщения и ленты времени по основным этапам возникновения и развития
животного и растительного мира, подготовленных по перечню источников, рекомендованных
преподавателем.
Тема 3.5.
Основное содержание
Происхождение Теоретическое обучение:
человека –
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия
антропогенез
человека с животными. Прямохождение и комплекс связанных с ним признаков. Развитие головного
мозга и второй сигнальной системы. Соотношение биологических и социальных факторов в
антропогенезе.
Основные стадии антропогенеза. Дриопитеки – предки человека и человекообразных обезьян.
Протоантроп – предшественник человека. Архантроп – древнейший человек. Палеонтроп – древний
человек. Неоантроп – человек современного типа. Эволюция современного человека.
Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негро-австралоидная
(экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Время и место возникновения
человеческих рас. Единство человеческих рас.
Практическое занятие
Время и пути расселения человека на планете. Приспособленность человека к разным условиям
среды. Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека. Защита лент
времени и ментальных карт в формате устного сообщения, подготовленных по перечню источников,
рекомендованных преподавателем.
Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Основное содержание
Экологические
Теоретическое обучение:
факторы и
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физикосреды жизни
химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных
средах.
Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю.
Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда
Тема 4.2.
Основное содержание
Популяция,
Теоретическое обучение:
сообщества,
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
экосистемы
характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура (В.Н.Сукачев). .
Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты,
консументы, редуценты.

2
8
6
2

ОК 02
ОК 04

2
2
2
2

30
2
2
2

ОК 01
ОК 07

6
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Тема 4.3.
Биосфера глобальная
экологическая
система

Тема 4.4.
Влияние
антропогенных
факторов на
биосферу

Тема 4.5.
Влияние

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни. Антропогенные
экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Урбоэкосистемы.
Основные компоненты урбоэкосистем.
Практические занятия:
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические
пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в
экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского.
Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
Динамическое равновесие в биосфере. Ритмичность явлений в биосфере. Круговороты веществ и
биогеохимические циклы.
Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения.
Практические занятия
Решение практико-ориентированных расчетных задач на определение площади насаждений для
снижения концентрации углекислого газа в атмосфере своего региона проживания.
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия
(химическое, физическое, биологическое, отходы производства и потреблений). Антропогенные
воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу (загрязнения и их источники, истощение
вод). Воздействия на литосферу (деградация почвы, воздействие на горные породы, недра).
Антропогенные воздействия на биотические сообщества (леса и растительные сообщества,
животный мир).
Профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по сохранению природных ресурсов своего
региона проживания.
Основное содержание
Теоретическое обучение:

2
2
2

6
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 07

2

2
2
4
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1
…

2
10
4

ОК 02
ОК 04

социальноэкологических
факторов на
здоровье
человека

Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм
человека. Вредные привычки: последствия и профилактика. Проблема техногенных воздействий на
здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.).
Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Защитные механизмы организма
человека. Здоровье и работоспособность.
Принципы формирования здоровье сберегающего поведения. Физическая активность и здоровье.
Группы здоровья. Основы закаливания. Биохимические аспекты рационального питания. Правила
безопасного использования приборов и технических устройств.
Практические занятия:
Определение суточного рациона питания.
Профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия
Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие
температуры). Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким
температурам и объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с
использованием научных понятий, теорий и законов.
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема 5.1.
Основное содержание
Биотехнологии
Теоретическое содержание:
в жизни
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии.
каждого
Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических
экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Профессионально-ориентированное содержание практические занятия:
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения
кейсов (выступление с презентацией)
Всего:
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет

2

ОК 07
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

2
2
2
2
2

10
4
2
2

4
4
144

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1
…

3.

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.

Для

реализации

программы

учебной

дисциплины

должны

быть

предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Биологии»,
 оснащенный оборудованием:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические
процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);
-микроскоп, модели ДНК;
 техническими средствами обучения:
- учебно-методический комплекс (УМК) преподавателя;
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
многофункциональный комплекс преподавателя;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология. М.: 2020
-Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: 2020
-Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. - М.: 2018
-Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология
Базовый уровень, 10-11 класс. - М.: 2018
-Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. - М.: 2021
-Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. М.: 2020

3.2.2. Дополнительные источники
1. Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

(полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая
2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. - М.: 2007, 2010 Биология.
Руководство к практическим занятиям. Под ред. В.В.Маркиной. — М.: 2010
Дарвин Ч. Сочинения, т.3. - М.: 1939 Дарвин Ч.
Происхождение видов. - М.: 2006
Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс:
Учебное пособие для вузов. - М.: 2010
Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов.- М.: 2010
Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М.: 2010 Чебышев
Н. В., Гринева Г. Г. Биология. - М.: 2010

2.Интернет-ресурсы

http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи,
новости, библиотека.
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным
ресурсам Интернет по биологии
http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному
курсу биологии.
http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит
электронный учебник по биологии, On-line тесты.
http://www.informika.ru/text/database/biology/

-

Электронный

учебник,

большой список Интернет-ресурсов.
http://www.mformika.ru/text/mftech/edu/edujava/biology/

-

бесплатные

обучающие программы по биологии.
http://nrc.edu.ru/est/r4/

-

биологическая

картина

мира.

Раздел

компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном
Открытом университете.
http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект
Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)
http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других;
очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам. ww.schoolcity.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88

-

биология

в

вопросах и ответах.
http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные
ресурсы Интернета по разделу "Биология".
http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников.
Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая
биология, Ботаника, Зоология, Человек.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.
ОК/ПК

ОК 02

Раздел/Тема
Раздел 1. Клетка –
структурнофункциональная единица
живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Структурно-функциональная
организация клеток

ОК 01
ОК 02

Структурно-функциональные
факторы наследственности

ОК 02

Обмен веществ и
превращение энергии в клетке

Тип оценочных мероприятий
Контрольная работа
«Молекулярный уровень
организации живого»
Заполнение таблицы с описанием
методов микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых
в развитие биологии»
Заполнение сравнительной таблицы
сходства и различий живого и не
живого
Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их строению
на про- и эукариотических и по
царствам в мини группах
Выполнение и защита лабораторных
работ:
«Строение клетки (растения,
животные, грибы) и клеточные
включения (крахмал, каротиноиды,
хлоропласты, хромопласты)»
Практическое занятие. Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных
преподавателем
Фронтальный опрос
Разработка глоссария
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК
Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной таблицы

характеристик типов обмена
веществ
ОК 02
ОК 04

Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции
Разработка ленты времени
жизненного цикла

Раздел 2. Строение и
функции организма

Контрольная работа “Строение и
функции организма”

ОК 02
ОК 04

Строение организма

Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты
тканей, органов и систем органов
организмов (растения, животные,
человек) с краткой характеристикой
их функций

ОК 02

Формы размножения
организмов

Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами форм
размножения организмов

ОК 02
ОК 04

Онтогенез растений, животных Разработка ленты времени с
и человека
характеристикой этапов онтогенеза
отдельной группой животных и
человека по микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений по отделам (моховидные,
хвощевидные, папоротниковидные,
голосеменные, покрытосеменные)

ОК 02
ОК 04

Закономерности наследования Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем
скрещивания

ОК 01
ОК 02

Сцепленное наследование
признаков

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании,
составление генотипических схем
скрещивания

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Закономерности изменчивости Тест.
Решение задач на определение типа
мутации при передаче
наследственных признаков,
составление генотипических схем
скрещивания

Раздел 3. Теория эволюции

Контрольная работа “Теоретические
аспекты эволюции жизни на Земле”
Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения

ОК 02
ОК 04

История эволюционного
учения. Микроэволюция

ОК 02
ОК 04

Макроэволюция.
Возникновение и развитие
жизни на Земле

Оцениваемая дискуссия:
использование аргументов,
биологической терминологии и
символики для доказательства
родства организмов разных
систематических групп
Разработка ленты времени
возникновения и развития жизни на
Земле

ОК 02
ОК 04

Происхождение человека –
антропогенез

Фронтальный опрос
Разработка ленты времени
происхождения человека

Раздел 4. Экология
ОК 01
ОК 02
ОК 07

Экологические факторы и
среды жизни

Тест по экологическим факторам и
средам жизни организмов

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем круговорота
веществ, используя материалы
лекции
Решение практико-ориентированных
расчетных заданий по переносу
вещества и энергии в экосистемах с
составление трофических цепей и
пирамид биомассы и энергии

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия
Тест

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест
Практическая работа “Отходы
производства”

ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной работы на
выбор:
"Умственная работоспособность",
"Влияние абиотических факторов на
человека (низкие и высокие
температуры)"

Раздел 5. Биология в жизни

Защита кейса: представление
результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

Биотехнологии в жизни
каждого

Выполнение кейса на анализ
информации о научных достижениях
в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

Промышленная биотехнология Выполнение кейса на анализ
информации о развитии
промышленной биотехнологий (по
группам), представление результатов
решения кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

Социально-этические аспекты
биотехнологий

Выполнение кейса на анализ
информации об этических аспектах
развития биотехнологий (по
группам), представление результатов
решения кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 3.1

Биотехнологии и технические
системы

Выполнение кейса на анализ
информации о развития
биотехнологий с применением
технических систем (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________

по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)
(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номера листов
Номе
р
аннулиРаздел рабочей программы
заменен
изменовых
рованн
-ных
нения
ых

Основание для
внесения изменений

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».