Рабочая программа Введение в профессию ПК

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа УД « Введение в професссию»
Профессии 43.01.09 Повар, кондитер

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рассмотрено ПЦК
Преподавателей спец. дисциплин и мастеров
п/о
Протокол №__

Утверждено
Методическим Советом
ГБПОУ «ГЭТ»
_______________С.А.Ульянова

«__»_____________2023 г

подпись

И.О. Фамилия

Протокол №__

_________Л.В.Цыбденова

подпись

И.О. Фамилия

от «__» ________2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по

УД « Введение в профессию»

профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Гусиноозерск 2023г

1

Разработчик преподаватель
Проверил зав. отделением
Согласовал: зав. методкабинетом

Мухина Н.Ф.
Симонова М.А.
Ульянова С.А.

2

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта профессионального образования и
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее –
ППКРС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО)
43.01.09 Повар, кондитер.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум»

\

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

ОСВОЕНИЯ

4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Человек и окружающий мир
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» является
частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее
– ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: Учебная дисциплина в структуре основной
профессиональной образовательной программы входит в общепрофессиональный
цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Формируемые общие компетенции:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность
за результаты своей работы.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами
ОК7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний
Освоение дисциплины позволяет студенту скорректировать профессиональный
выбор в течение 1 полугодия 1 курса, если он оказался неправильным.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• представлять характеристику будущей профессиональной деятельности и
рабочего места
• различать квалификационные характеристики профессии Повар и Кондитера;
• разрабатывать реальную программу личных действий для достижения
трудоустройства или продолжения получения образования и обеспечения
собственной карьеры;
5

• формулировать жизненные цели и определять средства их достижения;
• использовать знания дисциплины «Введение в профессию» в процессе
освоения содержания ППКРС и перспектив своей будущей профессии.
• производить поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
• использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• место профессии в социально-экономической сфере;
• профессиональную характеристику профессии;
• профессиональные качества будущего специалиста;
• требования к уровню подготовки квалифицированного рабочего в соответствии
с ФГОС, профессиональным стандартом индустрии питания; виды деятельности
повара, кондитера;
• требования, предъявляемые к повару;
• взаимодействие и представление родственных профессий и
специальностей;
• назначение и роль своей будущей профессиональной деятельности;
• историю развития общественного питания и перспективы развития отрасли в
сфере обслуживания.
• этапы развития общественного питания; перспективы развития общественного
питания и его основные направления;
• роль повара, кондитера в осуществлении задач, стоящих перед работниками
общественного питания.
• современные направления и тенденции в общественном питании;
• национальные особенности русской кухни;
• национальные особенности кухни народов мира.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _34_часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет 1 курс

34
8
2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ» (1 курс) – 36 часов
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся

1
Тема 1.
Специфика
профессии и ее
социальная
значимость для
общества

2
Содержание учебного материала
1Введение. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины. Содержание дисциплины и организация учебного процесса. Связь дисциплины с
дисциплинами общеобразовательного и профессионального циклов. Значение учебной
дисциплины в профессиональной подготовке специалистов общественного питания.
Повар как личность и профессионал. Общая характеристика профессии. История
возникновения профессии Повар, кондитер. Содержание труда, предмет и средства труда.
Требования профессии к индивидуальным способностям специалиста. Требования профессии к
личностным способностям специалиста. Медицинские противопоказания.
Профессиональные компетенции повара, кондитера. Риски профессии.

Тема 2
Я и техникум

Практические занятия
Требования профессии к индивидуальным и личностным способностям специалиста.
Содержание учебного материала
1.Информация о традициях техникума и его коллективе.
Традиции, которые не только формируют общие интересы, придают определенную прочность
жизнедеятельности образовательной организации, но и придают ей, то особое, неповторимое,
что отличает ее от других и тем самым сплачивает коллектив, обогащая его жизнь.
Практические занятия
1.Анкета-опрос «Мой выбор», «Правильно ли я выбрал профессию»

Объ Осваиваемые
ем элементы
часо компетенций
в
3
4

2

ОК 1-7
ПК 1,1.2,1.3,1.4.1
ПК2.1,2,2.3,2.4,2.5,2,6,
2.7,2,8
ПК
3.1,3.2,3.3,3.4,3.5,3.6
ПК4.1,4.2,4.3,4.4,4.ПК
5.1,5.2,5.3,5.4,5.5

2
2

2

ОК 1-7
ПК 1,1.2,1.3,1.4.1
ПК2.1,2,2.3,2.4,2.5,2,6,
2.7,2,8
ПК
3.1,3.2,3.3,3.4,3.5,3.6
ПК4.1,4.2,4.3,4.4,4.ПК
5.1,5.2,5.3,5.4,5.5

Содержание учебного материала

7

1
Тема 3
Общественное
питание –
специфическая
отрасль народного
хозяйства и
разновидность
торговли

2

Особенности отрасли, задачи, функции. Исторический процесс формирования
общественного питания как отрасли народного хозяйства. Становление кулинарного
образования на профессиональный уровень. Знакомство с биографией известных поваровкулинаров мирового значения. Влияние известных поваров - кулинаров России на развитие
общественного питания, внёсших значительный вклад в развитие мировой кухни
Особенностью общественного питания является выполнение специфических функций
производства, реализации и организации потребления продукции. Развитие общественного
питания в условиях рыночной экономики. Этапы развития общественного питания.
Современные направления и тенденции в общественном питании. SousVide.
Низкотемпературная кухня. Технология Smokinggun. Теория цвета и композиции в
кулинарии. Приготовление украшений, основываясь технике дегидратации. Современные
технологии в приготовлении и оформлении блюд.
Организация рабочего места в зависимости от типа предприятия, его
мощности, характера выполнения операций. Личная гигиена и организация рабочего места
работника общественного питания. Знание работниками общественного питания правил
личной гигиены, обязательных санитарных правил, а также средств предотвращения
пищевых отравлений. Правила трудовой дисциплины.
Охрана труда. Условия труда, требования безопасности труда. Основные виды
травматизма. Основа работы повара –меню. Нормы закладки продуктов. Расчет рецептуры.
Работа со сборником рецептур.
Социальная значимость профессии в обществе. Массовость и уникальность профессии.
Эффективное поведение на рынке труда. Возможные варианты трудоустройства по
профессии, осваиваемой в образовательном учреждении.
Алгоритм принятия решения в ситуации предстоящего трудоустройства. Методы
формирования позитивного профессионального имиджа. Самопрезентация личности,
студент-повар как субъект учебно-профессиональной деятельности.
Способы поиска работы. Документы, необходимые в ситуации трудоустройства:
профессиональное резюме, автобиография, поисковое письмо работодателю. Основные
правила их разработки и оформления.

2

ОК 1-7
ПК 1,1.2,1.3,1.4.1
ПК2.1,2,2.3,2.4,2.5,2,6,
2.7,2,8
ПК
3.1,3.2,3.3,3.4,3.5,3.6
ПК4.1,4.2,4.3,4.4,4.
ПК5.1,5.2,5.3,5.4,5.5

2

Понятие «адаптация».

8

Практические занятия
1. Классификация предприятий общественного питания
Рациональное размещение сети предприятий общественного питания
Организационно-правовые формы предприятия питания
Правила личной гигиены, обязательные санитарные правила. Правила трудовой дисциплины.
Охрана труда. Условия труда, требования безопасности Основные виды травматизма. Основа
работы повара – меню. Нормы закладки продуктов. Расчет рецептуры. Работа со сборником
рецептур
Тема 4
Введение в
кулинарию и
основы
рационального
питания

Тема 5
Кухня народов
мира

2

1
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
1. Режим питания. Исторические факты о
кулинарии профессиональной и 2
«любительской». Пища и ее значение в жизни человека. Понятие о рациональном
питани.Составные части пищевых продуктов. Химический состав пищи. Усвояемость
пищи.
Практические занятия
1. Определение энергетической ценности пищевых продуктов
2
Расчеты по определение энергетической ценности пищевых продуктов
2. Определение энергетической ценности готовых к употреблению блюд
2
Причины порчи пищевых продуктов. Пищевые отравления и инфекции
1
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
1

История и этапы развития традиций питания. Традиции потребления продуктов в
Древнем Риме, в Средние века, в современном мире. Синтез традиций и новаций в
материальной культуре народов мира. Основные тенденции развития современной
организации питания: портативные обеды. Фаст-фуды, макдональдсы, трансфер-автоматы
и т.д. Принципы формирования национальных традиций и культур питания. Климатогеографические и природные условия – основа формирования кухонь народов мира.
Историко-национальный, НТП, культурные и торговые связи – факторы формирования
национальных традиций питания. Влияние войн, завоеваний на процесс становления
культур питания народов мира. Экономические и культурные связи народов мира, их
отражение в национальных культурах питания. Влияние мировых религий на
формирование и становление традиций и культур питания. Краткая характеристика
мировых религий. Пища, традиции питания в христианстве (православие - Пасха,

2

ОК 1-7
ПК 1,1.2,1.3,1.4.1
ПК2.1,2,2.3,2.4,2.5,2,6,
2.7,2,8
ПК
3.1,3.2,3.3,3.4,3.5,3.6
ПК4.1,4.2,4.3,4.4,4.ПК
5.1,5.2,5.3,5.4,5.5

ОК 1-7
ПК 1,1.2,1.3,1.4.1
ПК2.1,2,2.3,2.4,2.5,2,6,
2.7,2,8
ПК
3.1,3.2,3.3,3.4,3.5,3.6
ПК4.1,4.2,4.3,4.4,4.ПК
5.1,5.2,5.3,5.4,5.5

ОК 1-7
ПК 1,1.2,1.3,1.4.1
ПК2.1,2,2.3,2.4,2.5,2,6,
2.7,2,8
ПК
3.1,3.2,3.3,3.4,3.5,3.6
ПК4.1,4.2,4.3,4.4,4.ПК
5.1,5.2,5.3,5.4,5.5

9

2

Национальные

рождество христово, крещение господне, Благовещение пресвятой богородице,
Масленица)
Кухня славянских народов (Россия, Украина, Белоруссия, Польша, Чехословакия,
Болгария). Исторический путь развития. Самобытность, оригинальность традиций и
культуры питания. Влияние природных (географического положение, климат),
социальных, экономических факторов на развитие традиций. Особенности и своеобразие
переработки продуктов питания. Национальный репертуар блюд славянских народов.
Особенности формирования и развития кухни народов России. Влияние климата. Условий
жизни, религии, исторических факторов, характера русского народа на традиции питания.
Этапы формирования культуры питания: древнерусский. Московский, Петровскоекатерининский, 19 века, Советский и перестроечный. Развитие культуры и традиций
питания в различные периоды. Культура и традиции питания различных сословий на Руси.
Национальные традиции потребления пищи и питания народов Европы (Франция, Италия,
Германия, Испания, Англия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания).
Общие и отличительные черты. Приправы, соусы. Пряности в питании народов Европы.
Влияние французской кухни на формирование потребления продуктов питания народов
Европы. Национальные кулинарные символы народов Европы.
Особенности кухни народов стран АТР (Китай, Япония, Корея, Индокитай) Общие
принципы формирования кулинарных обрядов приема и способов обработки продуктов.
Китайская кухня и ее влияние на развитие культуры питания народов Европы и Азии.
Национальные блюда и экзотические продукты питания: змеи, ласточкины гнезда, черви,
акульи плавники, мясо собаки. Использование приправ и пряностей – отличительная
особенность культуры питания народов Азии.
Традиции питания в Арабских странах и США. Кухни и традиции питания в Арабских
странах (Египет, Алжир, Сирия, Ирак, Саудовская Аравия, Индия) Традиции питания в
США.
Общие и отличительные признаки использования продуктов питания в национальных
кухнях. Традиционные блюда. Национальные блюда использование пряностей и приправ.
Кондитерские изделия и напитки.
Практические занятия
Влияние мировых религий на формирование и становление традиций и культур питания
Особенности формирования и развития кухонь народов России.
Национальные кулинарные символы народов Европы
Использование приправ и пряностей – отличительная особенность культуры питания
народов Азии
Общие и отличительные признаки использования продуктов питания в национальных
кухнях. Роль напитков в жизни человека. Исторический путь кофе
Содержание учебного материала

2

2

10

традиции и
праздники.
Культура застолья

Культура застолья и национальные традиции. Этнические нормы и традиции за столом 2
от Древнего мира до наших дней, столовые приборы, посуда аксессуары столов в прошлом
и настоящем у разных народов.
Культура застолья и их виды (дипломатические приемы, приемы, банкеты, фуршеты,
шведские столы, чайные и кофейные столы, пикник, встреча нового года, свадьба.
Особенности стилей застолья: русский, французский, английский)
Учебные проекты
дипломатические приемы, приемы, банкеты, фуршеты, шведские столы, чайные и
кофейные столы
Национальные блюда и экзотические продукты питания разных кухонь мира
2
Практические занятия
1. Виды застолья (дипломатические приемы, приемы, банкеты, фуршеты)
Дифференцированный зачет
ВСЕГО:

ОК 1-7
ПК 1,1.2,1.3,1.4.1
ПК2.1,2,2.3,2.4,2.5,2,6,
2.7,2,8
ПК
3.1,3.2,3.3,3.4,3.5,3.6
ПК4.1,4.2,4.3,4.4,4.ПК
5.1,5.2,5.3,5.4,5.5

2
34

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета
Технология кулинарного и кондитерского производства.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методических материалов;
методические разработки уроков и практических занятий;
комплекты тестов.
Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения

1.
2.
3.
4.

Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Анфимова Н.А., Л.Л. Татарская «Кулинария»: - учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования, 10-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,
2015г.- 400 стр.
А.И. Здобнов. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий» ООО
«Издательство» Арий»
Барагамян А.: Кухни народов мира. Полная серия (31 том) 2011г., 72с. в каждом
томе.
Устав техникума

5. Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях
общественного питания: Учеб. для нач. проф. образования. - М.: ИРПО; ИЗД.
центр «Академия», 2014.
Дополнительные источники:
1. Шатун Л.Г.Повар: учебное пособие для учащихся профессиональных лицеев и
училищ.- Изд.10-е, стер.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.-342, [1]с.- (Начальное
профессиональное образование)
2. Шильман Л.З. Технология кулинарной продукции: учеб. пособие для студ.
сред. проф. образования-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,
2014.-176с.
3. Усов В.В. «Организация производства и обслуживания на предприятиях
общественного питания – учеб. Пособие для студ. учреждений сред.
проф.образования-13-е изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2015- 432 с .
4. Лазерсон Илья Скорая кулинарная помощь. Кухни народов мира.
Книжная серия в 20 книг Автор: Илья Лазерсон Год издания: 2004 2005 Издательство: Центрполиграф 800с Издание не пересдавалось
5. Новоженов, Ю.М., Сопина, Л.Н. «Зарубежная кухня» - практическое пособие,
Москва, «Высшая школа», 2009г., 288 стр. Издание не периздавалось
Учебные пособия:
12

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Ботов М.И. Тепловое и механическое оборудование предприятий
торговли и общественного питания. М.: Издательский центр «Академия», 20011,
484 с.
Докторов А.В., Митрофанова Т.И. Мышкина О.Е. Охрана труда в
сфере общественного питания. Учебное пособие. – М.: Альфа – М: ИНФРА – М,
2011, 272 с.
Долгополова С.В. Новые кулинарные технологии. М.: ЗАО
«Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2013, 272 с.
Ковалев Н.И., Куткина М.Н., Кравцова В.А. Технология приготовления
пищи. М.: Издательский дом «Деловая литература», 2011, 480 с.
Лифшиц М.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник.
– М.: Юраит – Издат, 2012, 296 с.
Мрыхина Е.Б. Организация производства на предприятиях
общественного питания. Учебное пособие. М.: ИД «Форум» ИНФРА–М., 2010,
170 с.
Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. Учебник,
5 издание, дополн. и перераб. Ростов н/Дону: Феникс, 2012, 416 с.
Дополнительные источники:
Интернет ресурсы:
www.o-urok.ru/prof p.php
http://profobrazovanie.com
kuxarka.ru.
Gotovim-Doma.Ru
Prigotovim.Org
Bonappetit.Com.Ua
Кухни Народов Мира
eda.ru
TVeda.ru
top-eda.ru

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
1
Умения:
пользоваться нормативной литературой
проводить сбор и обработку
кулинарных рецептов
проводить классификацию предприятий
общественного питания

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
внеаудиторная самостоятельная работа,
практические занятия
практические занятия, внеаудиторная
самостоятельная работа
практические занятия

13

проявлять свою творческую активность
Знания:
основные понятия, термины и
определения в области технологии
продукции общественного питании,
организации производства и
обслуживания в общественном питании
взаимосвязь дисциплин и их значение
для будущей деятельности
общие требования к обслуживающему и
производственному персоналу
современные тенденции развития
общественного питания
правила личной гигиены и гигиены
рабочего места
правила внутреннего распорядка на
предприятиях общественного питания
правила трудовой дисциплины и
нормативную базу
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
Выполнять планирование и
распределение рабочего времени
Представлять характеристику будущей
профессиональной
деятельности
и
рабочего места ;
Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.

практические занятия, внеаудиторная
самостоятельная работа
опрос, внеаудиторная самостоятельная работа,
практические занятия

опрос, внеаудиторная самостоятельная работа
опрос, внеаудиторная самостоятельная работа
опрос, внеаудиторная самостоятельная работа
опрос, практические занятия, внеаудиторная
самостоятельная работа, тестирование
опрос, внеаудиторная самостоятельная работа
опрос, практические занятия, внеаудиторная
самостоятельная работа, тестирование
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Практический контроль педагога в форме
оценки выполнения практических заданий.
Текущий контроль в форме оценки устных
ответов
Текущий контроль в форме беседы

Знать:
Виды деятельности повара, кондитера

Текущий контроль в форме оценки устных
ответов
Профессиональные качества будущего Текущий контроль в форме оценки устных
специалиста
ответов
Текущий контроль в форме беседы
Взаимодействие и представление
родственных профессий и
специальностей;
Назначение и роль своей будущей
Контроль педагога в форме оценки,
профессиональной деятельности
рефератов, сообщений, докладов
Историю
и
перспективы
развития Контроль педагога в форме оценки,
рефератов, сообщений, докладов ,
общественного питания.
презентаций

14

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УД Введение в профессию

по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)

(год набора 2023 , форма обучения очная)
на 2023 / 2024 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номер
раздел рабочей программы
изме-нения

Номера листов
ззаменен-ных

нумероваых

анулированных

основание для внесения
изменений

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

Протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».