Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно – программная документация 2.5. Учебный процесс Рабочая программа ПМ 04 «Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента» СК-УПД-РП-2.5.-23 Рассмотрено ПЦК преподавателей спец. дисциплин и мастеров п/о Протокол №____ «_____» сентября 2023 г. ________Л.В.Цыбденова подпись И.О.Фамилия Утверждено Методическим советом ГБПОУ « ГЭТ» ______ С.А.Ульянова подпись И.О.Фамилия Протокол №____ «___»__________________2023 г. Согласовано Директор ООО « Встреча» «_____» сентября 2023г. ________ Керимова Н.И. подпись ф.и.о. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ 04 «Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента» профессии 43.01.09 Повар, кондитер Гусиноозерск 2023 г Разработчик - преподаватель Проверил зав. отделением Согласовал: зав. методкабинетом Мухина Н.Ф. Симонова М.А. Ульянова С.А. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования и программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее – ППКРС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 43.01.09 Повар, кондитер. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум» СОДЕРЖАНИЕ 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 15 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 19 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить вид профессиональной деятельности Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента и соответствующие ему общие и профессиональные компетенции: 1.1.1. Общие компетенции: Код Наименование общих компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК.03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК.04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК.05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК.06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей ОК.07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. 1.1.2. Профессиональные компетенции: Код Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций ВД 4 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента ПК 4.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами ПК 4.2. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента ПК 4.3. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента ПК 4.4. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков разнообразного ассортимента ПК 4.5. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков разнообразного ассортимента Практический опыт подготовке, уборке рабочего места, выборе, подготовке к работе, безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов; выборе, оценке качества, безопасности продуктов, полуфабрикатов, приготовлении, творческом оформлении, эстетичной подаче холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента, в том числе региональных; упаковке, складировании неиспользованных продуктов; порционировании (комплектовании), упаковке на вынос, хранении с учетом требований к безопасности готовой продукции; ведении расчетов с потребителями Умения рационально организовывать, проводить уборку рабочего места повара, выбирать, подготавливать к работе, безопасно эксплуатировать технологическое оборудование, производственный инвентарь, инструменты, весоизмерительные приборы с учетом инструкций и регламентов; соблюдать правила сочетаемости, взаимозаменяемости продуктов, подготовки и применения пряностей и приправ; выбирать, применять, комбинировать способы приготовления, творческого оформления и подачи холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента, в том числе региональных; порционировать (комплектовать), эстетично упаковывать на вынос, хранить с учетом требований к безопасности готовой продукции Знания требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены в организациях питания; виды, назначение, правила безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов, посуды и правила ухода за ними; ассортимент, требования к качеству, условиям и срокам хранения, рецептуры, методы приготовления, варианты оформления и подачи холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков, в том числе региональных; нормы расхода, способы сокращения потерь, сохранения пищевой ценности продуктов при приготовлении и хранении; правила и способы сервировки стола, презентации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента, в том числе региональных 1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля Объем образовательной нагрузки 340ч, включая самостоятельную работу максимальной учебной нагрузки ч, в том числе ЛПЗ – 330 часа самостоятельной работы обучающегося –10 часов; учебной практики –72часа производственной практики –72 часа Экзамен по модулю 28 часов, в том числе консультаций 10 часов 2. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля 2.1. Структура профессионального модуля Коды профессиональных общих компетенци й Наименования разделов профессионального модуля ПК 4.1-4.6 ОК1-7, 9,10 Мдк04.01 Раздел модуля 1. Организация приготовления и подготовки к реализации и горячих и холодных сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента МДК04.02. Раздел модуля 2. Приготовление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента Раздел модуля 3. Приготовление и подготовка к реализации холодных и горячих напитков разнообразного ассортимента Учебная и производственная практика Экзамен по модулю Всего: ПК 4.2.-4.3 ОК1-7, 9,10 ПК 4.4.-4.5 ОК1-7, 9,10 ПК 41-4.6 Объем образовательной программ ы, час. всего, часов Объем образовательной программы, час Занятия во взаимодействии с преподавателем, час. Обучение по МДК, час. Практики в т.ч. учебная производст венная теория лабораторные работы и часов практические занятия, часов 24 28 - Самостоя тельная работа 1 56 52 59 54 20 30 3 59 58 22 28 3 144 22 340 164 66 - 72 72 86 72 72 4 10 2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.04 Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем в часах 1 2 3 Раздел модуля 1. Организация процессов приготовления и подготовки к реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента 56 МДК. 04.01 Организация процессов приготовления, подготовки к реализации и хранению холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента 56 Тема 1.1. Содержание Характеристика и классификация сладких блюд. 1.Характеристика, значение в питании и классификация сладких блюд, десертов. 2 2.Технологический цикл приготовления холодных и горячих сладких блюд десертов. Характеристика, последовательность этапов 2 3.Комбинирование способов приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов с учетом ассортимента продукции. 2 процессов приготовления, подготовки к реализации и хранению холодных и горячих десертов, напитков 4.Характеристика и значение в питании напитков. Классификация напитков разнообразного ассортимента. 2 . Комбинирование способов приготовления холодных и горячих напитков, с учетом ассортимента продукции. 5. Технологический цикл приготовления напитков разнообразного ассортимента. Характеристика, последовательность этапов. Требования к организации хранения полуфабрикатов и готовых холодных и 2 горячих сладких блюд, десертов, напитков Тема 1.2. Содержание Организация и техническое оснащение работ по приготовлению, хранению, подготовке к реализации холодных и горячих десертов, напитков 1.Организация и техническое оснащение работ по приготовлению холодных и горячих сладких блюд, десертов, разнообразного ассортимента. 2 2.Организация и техническое оснащение работ по приготовлению холодных напитков разнообразного ассортимента. 2 3 Организация и техническое оснащение работ по приготовлению горячих напитков разнообразного ассортимента. 4.Виды, назначение технологического оборудования, производственного инвентаря, весоизмерительных приборов, посуды. Правила их подбора и безопасного использования, правила ухода за ними. 2 5Организация хранения, отпуска холодных и горячих сладких блюд, десертов и напитков с раздачи/прилавка, упаковки, подготовки готовой продукции к отпуску на вынос. 2 6. Санитарно-гигиенические требования к организации рабочих мест по приготовлению холодных сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента 2 7.Санитарно-гигиенические требования к организации рабочих мест по приготовлению горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента. Процесс хранения и подготовки к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента. 2 В том числе практических занятий и лабораторных работ Практические занятия 1.Организация рабочего места повара по приготовлению холодных сладких блюд, десертов. 2 2. Организация рабочего места повара по приготовлению горячих сладких блюд, десертов. 2 3.Организация рабочего места повара по приготовлению холодных напитков. 2 4. Организация рабочего места повара по приготовлению и горячих напитков. 2 5. Расчет необходимого сырья для приготовления определенного количества холодных сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента. 2 6. Расчет необходимого сырья для приготовления определенного количества горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента. 2 7. Расчет продажных цен холодных, горячих сладких блюд, десертов 2 8. Расчет продажных цен холодных и горячих напитков разнообразного ассортимента. 2 Практические занятия 1.Решение ситуационных задач по подбору технологического оборудования производственного инвентаря, инструментов для приготовления холодных сладких блюд разнообразного ассортимента 2 2. Решение ситуационных задач по подбору технологического оборудования производственного инвентаря, инструментов для приготовления горячих сладких блюд разнообразного ассортимента. 2 3.Решение ситуационных задач по подбору технологического оборудования производственного инвентаря, инструментов для приготовления холодных напитков разнообразного ассортимента 2 4.Решение ситуационных задач по подбору кухонной посуды для приготовления горячих напитков разнообразного ассортимента 5.Тренинг по отработке практических умений по безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, кухонной посуды в процессе приготовления холодных сладких блюд. 2 6.Тренинг по отработке практических умений по безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, кухонной посуды в процессе приготовления холодных и горячих напитков. 2 Примерная тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 1. 1. Систематическая проработка конспектов учебных занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам, составленным преподавателем). Подготовка компьютерных презентаций по темам раздела. 2. Работа с нормативной и технологической документацией, справочной литературой. 2 4 3. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, учебной и справочной литературы, нормативных документов. МДК. 04.02 118 Процессы приготовления и подготовки к реализации горячих и холодных сладких блюд, десертов и напитков разнообразного ассортимента Раздел модуля 2. Приготовление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов 59 Тема 2.1. Содержание Приготовление, подготовка к реализации холодных сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента 1.Классификация, ассортимент, требования к качеству, пищевая ценность холодных сладких блюд, десертов. Правила выбора основных продуктов и ингредиентов к ним подходящего типа. Основные характеристики готовых полуфабрикатов промышленного изготовления. Актуальные направления в приготовлении холодных сладких блюд. 2 2.Комбинирование различных способов и современные методы приготовления холодных сладких блюд (проваривание, тушение, вымачивание, смешивание, карамелизация, желирование, взбивание с добавлением горячих дополнительных ингредиентов, взбивание при одновременном нагревании, взбивание с дополнительным охлаждением, взбивание с периодическим замораживанием; охлаждение, замораживание, извлечение из форм замороженных смесей, раскатывание, выпекание, формование). Способы сокращения потерь и сохранения пищевой 2 3. Технологический процесс приготовления и отпуска холодных сладких блюд: натуральных фруктов и ягод, компотов, фруктов в сиропе, желированных сладких блюд (киселей, желе, муссов, самбука, крема), мороженого. 2 4.Правила проведения бракеража готовых холодных сладких блюд. Выбор посуды для отпуска, способы подачи в зависимости от типа организации питания и способа обслуживания («шведский стол», выездное обслуживание (кейтеринг). Правила сервировки стола, выбор посуды для отпуска сладких блюд, способов подачи холодных и горячих сладких блюд. 2 5.Порционирование, эстетичная упаковка, подготовка холодных сладких блюд для отпуска на вынос. Контроль хранения и расхода продуктов. Условия и сроки хранения с учетом требований к безопасному хранению пищевых продуктов (ХАССП). 2 В том числе практических занятий и лабораторных работ Лабораторные работы . 2 Приготовление, оформление, отпуск, оценка качества традиционных желированных сладких блюд (желе) с соблюдением основных правил и условий безопасной эксплуатации необходимого технологического оборудования Приготовление, оформление, отпуск, оценка качества традиционных желированных сладких блюд (мусса) с соблюдением основных правил и условий безопасной эксплуатации необходимого технологического оборудования 2 Приготовление, оформление, отпуск, оценка качества традиционных желированных сладких блюд (самбуки) с соблюдением основных правил и условий безопасной эксплуатации необходимого технологического оборудования 2 Приготовление, оформление, отпуск, оценка качества традиционных желированных сладких блюд ( крема) с соблюдением основных правил и условий безопасной эксплуатации необходимого технологического оборудования 2 Приготовление, оформление, отпуск, оценка качества традиционных сладких блюд (компоты) с соблюдением основных правил и условий безопасной эксплуатации необходимого технологического оборудования 2 Приготовление, оформление, отпуск, оценка качества традиционных желированных сладких блюд (кисели) с соблюдением основных правил и условий безопасной эксплуатации необходимого технологического оборудования 2 Практическое занятие Расчет количества сырья для приготовления определенного количества холодных сладких блюд 2 Практическая работа Расчет продажных цен горячих сладких блюд традиционного ассортимента. 2 Тема 2.2. Содержание 10 Приготовление, подготовка к 1.Классификация, ассортимент, требования к качеству, пищевая ценность горячих сладких блюд, десертов. Правила выбора основных продуктов и ингредиентов к ним подходящего типа. Основные 2 реализации горячих сладких блюд, десертов характеристики готовых полуфабрикатов промышленного изготовления. Актуальные направления в приготовлении горячих сладких блюд, десертов. 2.Комбинирование различных способов и современные методы приготовления горячих сладких блюд (смешивание, проваривание, запекание в формах на водяной бане, варка в различных жидкостях, взбивание, перемешивание, глазирование, фламбирование, растапливание шоколада, обмакивание в жидкое «фондю».) Порционирование. 2 3.Рецептуры, технология приготовления, правила оформления и отпуска горячих сладких блюд, десертов, в том числе региональных кухонь мира (горячего суфле, пудингов, шарлоток; бурятские горячие сладкие блюда: молочные пенки, сметана кипяченая к лепешка, блинам, шаньгам, саламат Подбор сладких соусов, способы подачи соусов к сладким блюдам. 2 4. Рецептуры, технология приготовления, правила оформления и отпуска горячих блюд (штруделей, блинчиков, яблок в тесте, фламбированных фруктов, блинчиков фламбе, тирамису и т.д). Подбор сладких соусов, способы подачи соусов к сладким блюдам. 2 5..Правила сервировки стола и подачи, температура подачи горячих сладких блюд, десертов. Выбор 2 посуды для отпуска, способы подачи в зависимости от типа организации питания и способа обслуживания («шведский стол», выездное обслуживание (кейтеринг). Порционирование, эстетичная упаковка, подготовка горячих сладких блюд, десертов для отпуска на вынос. Контроль хранения и расхода продуктов. Условия и сроки хранения с учетом требований к безопасному хранению пищевых продуктов (ХАССП). В том числе практических занятий и лабораторных работ 18 Практическое занятие Расчет количества сырья для приготовления горячих сладких блюд (горячего суфле, пудингов, шарлоток; бурятские горячие сладкие блюда: молочные пенки, сметана кипяченая к лепешка, блинам, шаньгам, саламата) 2 Лабораторные работы Приготовление, оформление, отпуск и презентация горячих сладких блюд традиционного ассортимента: штруделя, сладких блинчиков. Приготовление, оформление, отпуск и презентация горячих сладких блюд традиционного ассортимента ( яблок в тесте). 2 2 Приготовление, оформление, отпуск и презентация горячих сладких блюд регионального традиционного ассортимента (сметана кипяченая к лепешка, блинам, шаньгам, саламата, яблок в слойке) 2 Приготовление, оформление, отпуск и презентация горячих сладких блюд традиционного ассортимента (яблоки печеные, яблоки с рисом) 2 Практическая работа Расчет продажных цен горячих сладких блюд традиционного ассортимента. 2 Практическая работа Расчет продажных цен горячих сладких блюд традиционного ассортимента. 2 Раздел модуля 3. Приготовление и подготовка к реализации холодных и горячих напитков разнообразного ассортимента Тема 3.1 Приготовление, подготовка к реализации холодных напитков сложного ассортимента Содержание 1.Классификация, ассортимент, требования к качеству, пищевая ценность холодных напитков. Правила выбора основных продуктов и ингредиентов к ним подходящего типа. Актуальные направления в приготовлении холодных напитков. 2 2. Комбинирование различных способов и современные методы приготовления холодных напитков сложного ассортимента. Способы сокращения потерь и сохранения пищевой ценности продуктов. 2 3. Рецептуры, технология приготовления холодных напитков (свежеотжатые соки, фруктово-ягодные прохладительные напитки, лимонады, смузи, компоты, холодные чай и кофе, коктейли, морсы, квас и т.д.). Варианты подачи холодных напитков. 2 4.Варианты подачи холодных напитков. 2 5.Правила оформления и отпуска холодных напитков: творческое оформление и эстетичная подача. Правила сервировки стола и подачи, температура подачи холодных напитков. Выбор посуды для отпуска, способы подачи в зависимости от типа организации питания и способа обслуживания («шведский стол», выездное обслуживание (кейтеринг), фуршет). Порционирование, эстетичная упаковка, подготовка холодных напитков для отпуска на вынос. Контроль хранения и расхода продуктов. Условия и сроки хранения с учетом требований к безопасному хранению пищевых продуктов (ХАССП). 2 В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие Расчет количества продуктов для приготовления определенного количества холодных прохладительных напитков: молочные и сливочных, плодово – ягодных, безалкогольных коктейлей Лабораторные работы Приготовление, оформление, отпуск и презентация холодных прохладительных напитков (молочный с соком плодовым или ягодным). Приготовление, оформление, отпуск и презентация холодных напитков (молочного коктейля, напитка апельсинового). 2 Приготовление, оформление, отпуск и презентация холодных напитков (ананасового фраппе, молочного коктейля, напитка апельсинового). 2 Приготовление, оформление, отпуск и презентация холодных напитков (ананасового фраппе, молочного коктейля, напитка апельсинового). 2 Приготовление, оформление, отпуск и презентация холодных напитков (молочного коктейля). 2 Приготовление, оформление, отпуск и презентация холодных напитков (ананасового фраппе, молочного коктейля, напитка апельсинового). 2 Тема 3.2 Содержание 12 Приготовление, подготовка к реализации горячих напитков сложного ассортимента 1.Классификация, ассортимент, требования к качеству, пищевая ценность горячих напитков сложного ассортимента. Правила выбора основных продуктов и ингредиентов к ним подходящего типа. 2 2. Актуальные направления в приготовлении орячих напитков сложного ассортимента. Организация работы бариста. Комбинирование различных способов и современные методы приготовления горячих напитков. Способы сокращения потерь и сохранения пищевой ценности продуктов. 2 2 2 3.Рецептуры, технология приготовления горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад, и т.д.). Способы варки кофе, способы подачи кофе, чая. 2 4.Рецептуры, технология приготовления горячих напитков (сбитень, глинтвейн, взвар и т.д.). Способы 2 варки подачи 5..Правила оформления и отпуска горячих напитков: творческое оформление и эстетичная подача. Правила сервировки стола и подачи, температура подачи горячих напитков. Выбор посуды для отпуска, способы подачи в зависимости от типа организации питания и способа обслуживания («шведский стол», выездное обслуживание (кейтеринг), фуршет). 2 6.Порционирование, эстетичная упаковка, подготовка горячих напитков для отпуска на вынос. Контроль хранения и расхода продуктов. Условия и сроки хранения с учетом требований к безопасному хранению пищевых продуктов (ХАССП). 2 В том числе практических занятий и лабораторных работ 14 Практическое занятие . Расчет количества продуктов для приготовления горячих напитков Лабораторные работы Приготовление, оформление, отпуск и презентация горячих напитков ( чай и способы его подачи; кофе на молоке и способы его подачи) 2 Приготовление, оформление, отпуск и презентация горячих напитков ( сбитня пряного,) 2 Проведение проработки адаптированного авторского (брендового, регионального) холодного, горячего десерта или напитка сложного ассортимента в соответствии с заданием. 2 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов в европейской кухне. 2 Приготовление, оформление и подготовка к реализации вегетарианских холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков. 2 2 Практическое занятие. Расчет продажной цены холодных и горячих напитков Дифференцированный зачёт 2 Примерная тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 2 - 4. 6 2 1.Составление схем подбора и размещения оборудования, инвентаря, инструментов на рабочем месте для обработки традиционных видов сырья разнообразного ассортимента. 2.Сбор информации, в том числе с использованием Интернет о новых видах технологического оборудования, инвентаря, инструментов и подготовка сообщений и презентаций. 3.Освоение учебного материала темы с помощью ЭОР. 4.Анализ производственных ситуаций, решение производственных задач. 5.Проведение проработки адаптированного авторского (брендового, регионального) холодного, горячего десерта или напитка сложного ассортимента в соответствии с заданием. Составление акта проработки. Учебная практика по ПМ.04 Виды работ: 1. Оценка наличия, выбор в соответствии с технологическими требованиями, оценка качества и безопасности основных продуктов и дополнительных ингредиентов, организация их хранения до момента использования в соответствии с требованиями санитарных правил. 2. Оформление заявок на продукты, расходные материалы, необходимые для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента. 3. Проверка соответствия количества и качества поступивших продуктов накладной. 4. Выбор, подготовка основных продуктов и дополнительных ингредиентов (вручную и механическим способом) с учетом их сочетаемости с основным продуктом 5. . Взвешивание продуктов, их взаимозаменяемость в соответствии с нормами закладки, особенностями заказа, сезонностью. 6. Изменение закладки продуктов в соответствии с изменением выхода холодных и горячих десертов, напитков. 7. Выбор, применение, комбинирование методов приготовления холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента с учетом типа питания, вида и кулинарных свойств используемых продуктов и полуфабрикатов, требований рецептуры, последовательности приготовления, особенностей заказа. 8. Приготовление, оформление холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента., в том числе региональных, с учетом рационального расхода продуктов, полуфабрикатов, соблюдения режимов приготовления, 72 стандартов чистоты, обеспечения безопасности готовой продукции. 9. Выбор с учетом способа приготовления, безопасная эксплуатация технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, посуды в соответствии с правилами техники безопасности пожаробезопасности, охраны труда. 10. Оценка качества холодных и горячих десертов, напитков перед отпуском, упаковкой на вынос. 11. Хранение с учетом температуры подачи холодных и горячих десертов, напитков на раздаче. 12. Порционирование (комплектование), сервировка и творческое оформление холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента. для подачи с учетом соблюдения выхода порций, рационального использования ресурсов, соблюдения требований по безопасности готовой продукции. 13. Охлаждение и замораживание готовых холодных десертов, напитков сложного ассортимента, полуфабрикатов с учетом требований к безопасности пищевых продуктов. 14. Хранение свежеприготовленных, охлажденных и замороженных холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента с учетом требований по безопасности, соблюдения режимов хранения. 15. Выбор контейнеров, упаковочных материалов, порционирование (комплектование), эстетичная упаковка готовых холодных и горячих десертов, напитков на вынос и для транспортирования. 16. Разработка ассортимента холодных и горячих десертов, напитков с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. 17. Разработка, адаптация рецептур с учетом взаимозаменяемости сырья, продуктов, изменения выхода продукции, вида и формы обслуживания. 18. Расчет стоимости холодных и горячих десертов, напитков. 19. Консультирование потребителей, оказание им помощи в выборе холодных и горячих десертов, напитков, эффективное использование профессиональной терминологии. Поддержание визуального контакта с потребителем при отпуске с раздачи, на вынос (при прохождении учебной практики в условиях организации питания). 20. Выбор, рациональное размещение на рабочем месте оборудования, инвентаря, посуды, сырья, материалов в соответствии с инструкциями и регламентами (правилами техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда), стандартами чистоты. 21. Проведение текущей уборки рабочего места повара в соответствии с инструкциями и регламентами, стандартами чистоты: мытье вручную и в посудомоечной машине, чистка и раскладывание на хранение кухонной посуды и производственного инвентаря в соответствии со стандартами чистоты Производственная практика (концентрированная) по ПМ. 04 Виды работ: 1. Организация рабочих мест, своевременная текущая уборка в соответствии с полученными заданиями, регламентами стандартами организации питания – базы практики. 2. Подготовка к работе, безопасная эксплуатация технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов в соответствии с инструкциями, регламентами (правилами техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда). 3. Проверка наличия, заказ (составление заявки) продуктов, расходных материалов в соответствии с заданием (заказом). Прием по количеству и качеству продуктов, расходных материалов. Организация хранения продуктов, материалов в процессе выполнения задания (заказа) в соответствии с инструкциями, регламентами организации питания – базы практики, стандартами чистоты, с учетом обеспечения безопасности продукции, оказываемой услуги. 4. Выполнение задания (заказа) по приготовлению холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков в соответствии заданием (заказом) производственной программой кухни ресторана. 5. Подготовка к реализации (презентации) готовых холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента (порционирования (комплектования), сервировки и творческого оформления холодных и горячих десертов, напитков для подачи) с учетом соблюдения выхода порций, рационального использования ресурсов, соблюдения требований по безопасности готовой продукции. Упаковка готовых холодных и горячих десертов, напитков на вынос и для транспортирования. 6. Организация хранения готовых холодных и горячих десертов, напитков на раздаче с учетом соблюдения требований по безопасности продукции, обеспечения требуемой температуры отпуска. 7. Подготовка готовой продукции, полуфабрикатов высокой степени готовности к хранению (охлаждение и замораживание готовой продукции с учетом обеспечения ее безопасности), организация хранения. 8. Самооценка качества выполнения задания (заказа), безопасности оказываемой услуги питания (степень доведения до готовности, до вкуса, до нужной консистенции, соблюдения норм закладки, санитарно-гигиенических требований, точности 72 порционирования, условий хранения на раздаче и т.д.). 9. Консультирование потребителей, оказание им помощи в выборе холодных и горячих десертов, напитков в соответствии с заказом, эффективное использование профессиональной терминологии. Поддержание визуального контакта с потребителем при отпуске с раздачи, на вынос Экзамен по модулю 28 Всего 340 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинеты: Технического оснащения и организации рабочего места, Технологии кулинарного и кондитерского производства, оснащенных оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями). Лаборатории: Учебная кухня ресторана, Учебный кондитерский цех, оснащенные в соответствии с п. 6.2.1. Примерной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Оснащенные базы практики, в соответствии с п 6.2.3 Примерной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. 1. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 1. Печатные издания: 1. ГОСТ 31984-2012 Услуги общественного питания. Общие требования.- Введ. 2015-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 8 с. 1. ГОСТ 30524-2013 Услуги общественного питания. Требования к персоналу. - Введ. 2016-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 48 с. 1. ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения.- Введ. 2015-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 10 с. 2. ГОСТ 30390-2013 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия – Введ. 2016 – 01 – 01.- М.: Стандартинформ, 2014.- III, 12 с. 3. ГОСТ 30389 - 2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования – Введ. 2016 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.- III, 12 с. 4. ГОСТ 31986-2012 Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания. – Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014. – III, 11 с. 5. ГОСТ 31987-2012 Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию.- Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.- III, 16 с. 6. ГОСТ 31988-2012 Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания. – Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014. – III, 10 с. 7. Профессиональный стандарт «Повар». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 610н (зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 № 39023). 8. Профессиональный стандарт «Кондитер/Шоколатье». 9. Сборник технических нормативов – Сборник рецептур на продукцию для обучающихся во всех образовательных учреждениях/ под общ. ред. М.П. Могильного, В.А.Тутельяна. - М.: ДеЛи принт, 2015.- 544с. 10. Сборник технических нормативов – Сборник рецептур на продукцию диетического питания для предприятий общественного питания/ под общ. ред. М.П. Могильного, В.А.Тутельяна. - М.: ДеЛи плюс, 2013.- 808с. 11. Анфимова Н.А. Кулинария : учебник для студ. учреждений сред.проф.образования / Н.А. Анфимова. – 11-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 400 с. 12. Ботов М.И. Оборудование предприятий общественного питания : учебник для студ.учреждений высш.проф.образования / М.И. Ботов, В.Д. Елхина, В.П. Кирпичников. – 1-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 416 с. 13. Ермилова С.В. Приготовление хлебобулочных, мучных кондитерских изделий: учеб.для учреждений сред.проф.образования / С.В. Ермилова. – 1-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с. 14. Ермилова С.В. Торты, пирожные и десерты: учеб.пособие для учреждений сред.проф.образования / С.В. Ермилова., Е.И. Соколова – 5-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 80 с. 15. Кащенко В.Ф. Оборудование предприятий общественного питания: учебное пособие/В.Ф. Кащенко, Р.В. Кащенко. – М.: Альфа, 2015. – 416 с. 16. Лутошкина Г.Г. Техническое оснащение и организация рабочего места: учеб.для учащихся учреждений сред.проф.образования / Г.Г. Лутошкина, Ж.С. Анохина. – 1е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 240 с. 17. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для нач. проф. образования / З.П. Матюхина. - М.: Академия, 2014. – 336 с. 18. Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности: учебник для НПО/ Л.В. Мармузова. - М.: Академия, 2014. – 160 с. 19. Радченко С.Н Организация производства на предприятиях общественного питания: учебник для нач. проф. образования /С.Н. Радченко.- «Феникс», 2013 – 373 с. 20. Профессиональные стандарты индустрии питания. Т.1 / Федерация Рестораторов и Отельеров. - М.: Ресторанные ведомости, 2013. – 512 с. 21. Производственное обучение по профессии «Повар». В 4 ч. Ч.4. Блюда из яиц и творога, сладкие блюда и горячие напитки, блюда лечебного питания, изделия из дрожжевого теста: учеб. Пособие для нач. проф. образования/ [В.П. Андросов, Т.В. Пыжова, Л.И. Федорченко и др.]. – М. : Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники», 2013 – 128 с. 22. Потапова И.И. Калькуляция и учет : учеб.для учащихся учреждений нач.проф.образования / И.И. Потапова. – 9-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с. 23. Синицына А.В. Приготовление сладких блюд и напитков : учебник для студ. среднего проф. образования / А.В. Синицына, Е.И. Соколова. – М. : Издательский центр «Академия», 2015.- 282 с. 24. Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания : учеб.пособие для студ. учреждений сред.проф.образования / В.В. Усов. – 13-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 432 с. 1. Электронные издания: 1. Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: в ред. на 13.07.2015г. № 213-ФЗ]. 2. Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг общественного питания [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ: [Утв. 15 авг. 1997 г. № 1036: в ред. от 10 мая 2007 № 276]. 3. СанПиН 2.3.2. 1324-03Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 г. № 98. 4. СП 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. № 18 [в редакции СП 1.1.2193-07 «Дополнения № 1»]. – Режим доступа: http://www.fabrikabiz.ru/1002/4/0.php-show_art=2758. 5. СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 августа 2002 г. № 27 6. СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. № 31 [в редакции СП 2.3.6. 2867-11 «Изменения и дополнения» № 4»]. – Режим доступа: 7. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/5/p/page.html; Дополнительные источники: 1. CHEFART. Коллекция лучших рецептов/[сост. Федотова Илона Юрьевна]. – М.: ООО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2016 - 320 с.: ил. 1. Шрамко Е.В. Уроки и техника кондитерского мастерства/Е. Шрамко – М,: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2014 - 160 с. 4.Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в Критерии оценки Методы оценки рамках модуля Выполнение всех действий по организации и содержанию Подготавливать рабочее место, рабочего места в соответствии с оборудование, сырье, инструкциями и регламентами, исходные материалы для стандартами чистоты (система приготовления холодных и ХАССП), требованиями охраны труда и горячих сладких блюд, техники безопасности: десертов, напитков - адекватный выбор и целевое, разнообразного ассортимента безопасное использование в соответствии с оборудования, производственного инструкциями и регламентами инвентаря, инструментов, посуды, соответствие виду выполняемых работ (виду и способу механической и термической кулинарной обработки); - рациональное размещение на рабочем месте оборудования, инвентаря, посуды, инструментов, сырья, материалов; - соответствие содержания рабочего места требованиям стандартов чистоты, охраны труда, техники безопасности; - своевременное проведение текущей уборки рабочего места повара; - рациональный выбор и адекватное использование моющих и дезинфицирующих средств; - правильное выполнение работ по уходу за весоизмерительным оборудованием; - соответствие методов мытья (вручную и в посудомоечной машине), организации хранения кухонной посуды и производственного инвентаря, инструментов инструкциям, регламентам; - соответствие организации хранения продуктов, полуфабрикатов, готовых холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков требованиям к их безопасности для жизни и здоровья человека (соблюдение температурного режима, товарного соседства в холодильном оборудовании, правильность охлаждения, замораживания для хранения, упаковки на вынос, складирования); - соответствие методов подготовки к работе, эксплуатации технологического ПК 4.1 Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения: - практических/ лабораторных занятий; - заданий по учебной и производственной практикам; - заданий по самостоятельной работе Промежуточная аттестация: экспертное наблюдение и оценка выполнения: - практических заданий на зачете/экзамене по МДК; - выполнения заданий экзамена по модулю; - экспертная оценка защиты отчетов по учебной и производственной практикам оборудования, производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов требованиям инструкций и регламентов по технике безопасности, охране труда, санитарии и гигиене; - правильная, в соответствии с инструкциями, безопасная правка ножей; - точность, соответствие заданию расчета потребности в продуктах, полуфабрикатах; - соответствие оформления заявки на продукты действующим правилам Приготовление, творческое оформление и подготовка к реализации холодных и Осуществлять приготовление, горячих сладких блюд, десертов, творческое оформление и напитков: подготовку к реализации - адекватный выбор основных холодных сладких блюд, продуктов и дополнительных десертов разнообразного ингредиентов, в том числе специй, ассортимента приправ, точное распознавание ПК 4.3. недоброкачественных продуктов; Осуществлять приготовление, - соответствие потерь при творческое оформление и приготовлении холодных и горячих подготовку к реализации сладких блюд, десертов, напитков горячих сладких блюд, действующим нормам; десертов разнообразного ассортимента - оптимальность процесса приготовления холодных и горячих ПК 4.4. сладких блюд, десертов, напитков Осуществлять приготовление, (экономия ресурсов: продуктов, времени, энергетических затрат и т.д., творческое оформление и соответствие выбора способов и техник подготовку к реализации приготовления рецептуре, особенностям холодных напитков разнообразного ассортимента заказа); ПК 4.2. ПК 4.5. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков разнообразного ассортимента - профессиональная демонстрация навыков работы с ножом; - правильное, оптимальное, адекватное заданию планирование и ведение процессов приготовления, творческого оформления и подготовки к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков, соответствие процессов инструкциям, регламентам; - соответствие процессов приготовления и подготовки к реализации стандртам чистоты, требованиям охраны труда и техники безопасности: - корректное использование цветных разделочных досок; - раздельное использование контейнеров для органических и неорганических отходов; - соблюдение требований персональной гигиены в соответствии с требованиями системы ХАССП (сан.спец.одежда, чистота рук, работа в перчатках при выполнении конкретных операций, хранение ножей в чистом виде во время работы, правильная (обязательная) дегустация в процессе приготовления, чистота на рабочем месте и в холодильнике); - адекватный выбор и целевое, безопасное использование оборудования, инвентаря, инструментов, посуды; - соответствие времени выполнения работ нормативам; - соответствие массы холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков требованиям рецептуры, меню, особенностям заказа; - точность расчетов закладки продуктов при изменении выхода холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков, взаимозаменяемости сырья, продуктов; - адекватность оценки качества готовой продукции, соответствия ее требованиям рецептуры, заказу; - соответствие внешнего вида готовых холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков требованиям рецептуры, заказа: - соответствие температуры подачи; - аккуратность порционирования (чистота столовой посуды после порционирования, оформления, правильное использование пространства посуды, использование для оформления готовой продукции только съедобных продуктов) - соответствие объема, массы порции размеру и форме тарелки; - гармоничность, креативность внешнего вида готовой продукции (общее визуальное впечатление: цвет/сочетание/баланс/композиция) - гармоничность вкуса, текстуры и аромата готовой продукции в целом и каждого ингредиента современным требованиям, требованиям рецептуры, отсутствие вкусовых противоречий; - соответствие текстуры (консистенции) каждого компонента блюда/изделия, напитка заданию, рецептуре - эстетичность, аккуратность упаковки готовых холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков для отпуска на вынос ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. - точность распознавания сложных проблемных ситуаций в различных контекстах; Текущий контроль: - эффективность поиска; - заданий для самостоятельной работы экспертное наблюдение и оценка в процессе - адекватность анализа сложных ситуаций при выполнения: решении задач профессиональной - заданий для деятельности; практических/ - оптимальность определения этапов решения лабораторных занятий; задачи; - заданий по учебной и - адекватность определения потребности в производственной практике; информации; - адекватность определения источников нужных ресурсов; - разработка детального плана действий; - правильность оценки рисков на каждом шагу; Промежуточная аттестация: экспертное наблюдение и оценка в процессе выполнения: - точность оценки плюсов и минусов полученного результата, своего плана и его - практических заданий реализации, предложение критериев оценки и на зачете/экзамене по рекомендаций по улучшению плана МДК; ОК. 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной - заданий экзамена по - оптимальность планирования информационного поиска из широкого набора модулю; источников, необходимого для выполнения - экспертная оценка профессиональных задач; защиты отчетов по учебной и - адекватность анализа полученной производственной информации, точность выделения в ней деятельности главных аспектов; - точность структурирования отобранной информации в соответствии с параметрами поиска; - адекватность интерпретации полученной информации в контексте профессиональной деятельности; ОК.03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК. 05 - актуальность используемой нормативноправовой документации по профессии; - точность, адекватность применения современной научной профессиональной терминологии - ффективность участиея в деловом общении для решения деловых задач; - оптимальность планирования профессиональной деятельность - грамотность устного и письменного изложения своих мыслей по профессиональной тематике на государственном языке; Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста - толерантность поведения в рабочем коллективе ОК 06. - понимание значимости своей профессии Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК. 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на - точность соблюдения правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; - эффективность обеспечения ресурсосбережения на рабочем месте - адекватность, применения средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности - адекватность понимания общего смысла четко произнесенных высказываний на известные профессиональные темы); практикам государственном и иностранном языке. - адекватность применения нормативной документации в профессиональной деятельности; - точно, адекватно ситуации обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); правильно писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПМ04. «Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента» по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (код и наименование направления подготовки / специальности / профессии) (год набора 2023 , форма обучения очная) на 202__ / 202__ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Номера листов Номер изме‐ вание для внесения Раздел рабочей программы нения енен‐ных овых и‐рованных изменений асмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии Протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____ (должность) (подпись) (И.О. Фамилия)