Рабочая программа учебной дисциплины История России ПК

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Рабочая программа
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины по
профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

СК‐УПД‐РП‐2.5.‐23

Рассмотрено на заседании ПЦК

УТВЕРЖДЕНО

«_________________________»

Методическим советом

Протокол №_______

ГБПОУ «ГЭТ»

«___»_________________20___ г.
__________
подпись

________

_______________

подпись

И.О.Фамилия

__________
Ф.О.Фамилия

Протокол №____
от «__»__________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ РОССИИ

2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на
основе
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022
№ 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации 21.09.2022 № 70167)
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012г. №413» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской
Федерации 12.09.2022 № 70034)
‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной
политики в сфере среднего профессионального образования и
профессионального обучения от 20.07.2020г. № 05-772 по организации
применения современных методик и программ преподавания по
общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального
образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся
образовательных организаций, реализующих программы среднего
профессионального образования
‒ Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего
профессионального образования и профессионального обучения Министерства
просвещения Российской Федерации от 14.04.2021г. №05-401 «Методические
рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах
освоения образовательной программы среднего профессионального
образования»
‒ Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины
«История России» для профессиональных образовательных организаций

Организация-разработчик: ГБПОУ «ГЭТ»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.

ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

3
5
10
13

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИЯ РОССИИ»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы
Учебная дисциплина «СГ.01. История России» является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии «Повар-кондитер»
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01,
ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины является формирование представлений об
истории России, как истории Отечества, ее основных вехах истории, воспитание
базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям.
Дисциплина имеет также историко-просвещенческую направленность,
формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды
и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации
исторических фактов.
Актуальность учебной дисциплины «История России» заключается в его
практической направленности на реализацию единства интересов личности,
общества и государства в деле воспитания гражданина России. Дисциплина
способствуетформированию патриотизма, гражданственности как важнейших
направлений воспитания школьников.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
следующие умения и знания:
Коды
ОК, ПК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК …

Умения

Знания

Должен уметь:

отражать понимание России в
мировых политических и социальноэкономических процессах XX начала XXI века, знание достижений
страны и ее народа; умение
характеризовать
историческое
значение Российской революции,
Гражданской
войны,
Новой
экономической
политики,
индустриализации
и
коллективизации
в
СССР,
решающую роль СССР в победе над
нацизмом,
значение
советских
научно-технологических
успехов,
освоения
космоса;
понимание

Должен знать:

основные периоды истории
Российского государства, ключевые
социально-экономические
процессы, а также даты важнейших
событий отечественной истории;

имена
героев
Первой
мировой, Гражданской, Великой
Отечественной войн, исторических
личностей, внесших значительный
вклад в социально-экономическое,
политическое и культурное развитие
России в XX – начале XXI века;

ключевые события, основные
даты и этапы истории России и мира
в XX – начале XXI века;

4

причин и следствий распада СССР,
возрождения Российской Федерации
как
мировой
державы,
воссоединения Крыма с Россией,
специальной военной операции на
Украине и других важнейших
событий XX – начала XXI века;
особенности развития культуры
народов СССР (России);

составлять
описание
(реконструкцию)
в устной
и
письменной форме исторических
событий,
явлений,
процессов
истории родного края, истории
России и всемирной истории XX начала XXI века и их участников,
образа жизни людей и его изменения
в Новейшую эпоху; формулировать
и обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;

выявлять
существенные
черты
исторических
событий,
явлений,
процессов;
систематизировать
историческую
информацию в соответствии с
заданными критериями; сравнивать
изученные исторические события,
явления, процессы;

осуществлять с соблюдением
правил
информационной
безопасности поиск исторической
информации по истории России и
зарубежных стран XX – начала XXI
века в справочной литературе, сети
Интернет, СМИ для решения
познавательных задач; оценивать
полноту
и
достоверность
информации с точки зрения ее
соответствия
исторической
действительности;

анализировать
текстовые,
визуальные источники исторической
числе
информации,
в
том
исторические
карты/схемы,
по
истории России и зарубежных стран
XX – начала XXI века; сопоставлять
информацию, представленную в
различных
источниках;
формализовать
историческую
5

выдающихся
деятелей
отечественной
и
всемирной
истории; важнейших достижений
культуры, ценностных ориентиров;

основные этапы эволюции
внешней политики России, роль и
место России в общемировом
пространстве;

основные
тенденции
и
явления в культуре; роль науки,
культуры и религии в сохранении и
укреплении
национальных
и
государственных традиций;

Россия накануне Первой
мировой войны. Ход военных
действий.
Власть,
общество,
экономика, культура. Предпосылки
революции;

Февральская революция 1917
года. Двоевластие. Октябрьская
революция. Первые преобразования
большевиков. Гражданская война и
интервенция. Политика «военного
коммунизма». Общество, культура в
годы революций и Гражданской
войны;

Нэп. Образование СССР.
СССР в годы нэпа. «Великий
перелом».
Индустриализация,
коллективизация,
культурная
революция. Первые Пятилетки.
Политический строй и репрессии.
Внешняя
политика
СССР.
Укрепление Обороноспособности;

Великая
Отечественная
война 1941-1945 годы: причины,
силы сторон, основные операции.
Государство и общество в годы
войны,
массовый
героизм
советского народа, единство фронта
и тыла, человек на войне.
Нацистский оккупационный режим,
зверства
захватчиков.
Освободительная миссия Красной
Армии. Победа над Японией.
Решающий вклад СССР в Великую
Победу. Защита памяти о Великой
Победе;

СССР в 1945-1991 годы.
Экономические
развитие
и
реформы.

информацию в виде таблиц, схем,
графиков, диаграмм;

защищать
историческую
правду, не допускать умаления
подвига
народа
при
защите
Отечества, готовность давать отпор
фальсификациям
российской
истории;
–
демонстрировать патриотизм,
гражданственность, уважение к
своему
Отечеству
—
многонациональному Российскому
государству, в соответствии с
идеями взаимопонимания, согласия
и мира между людьми и народами, в
духе демократических ценностей
современного общества;

анализировать,
характеризовать
и
сравнивать
исторические события, явления,
процессы с древнейших времен до
настоящего времени;

причинно-следственные,
пространственные
связи
исторических событий, явлений,
процессов с древнейших времен до
настоящего времени.

Политическая система «развитого
социализма».
Развитие
науки,
образования, культуры. «Холодная
война» и внешняя политика. СССР и
мировая социалистическая система.
Причины
распада
Советского
Союза;

Российская Федерация в
1992-2022 годы. Становление новой
России. Возрождение Российской
Федерации как великой державы в
XXI
веке.
Экономическая
и
социальная
модернизация.
Культурное
пространство
и
повседневная жизнь. Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение
с
Крымом
и
Севастополем. Специальная военная
операция.
Место
России
в
современном мире;

роли России в мировых
политических
и
социальноэкономических
процессах
с
древнейших времен до настоящего
времени.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы элективного курса

36

в т.ч. в форме практической подготовки

10

в т.ч. самостоятельная

2

теоретическое обучение

24

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Примерное содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем, акад. ч. /
в том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч

1

2

3

Тема 1. Россия –
великая наша
держава

Содержание учебного материала
имн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в
мировом сообществе. Содружество народов России и единство
российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое,
экономическое и культурное значение. Российские инновации и
устремленность в будущее.
Тема 2.
Содержание учебного материала
Александр
ыбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская
Невский как
битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений:
спаситель Руси
православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение
Александра с Ордой.
Тема 3. Смута и её Содержание учебного материала
преодоление
Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание
государей посредством народного голосования. Столкновение с
иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической
идентичности в ходе 1-2 народного ополчений.
Содержание учебного материала

7

2

2

2
2
2
2
2

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 09
ПК …

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК …

Тема 4. Волим под заимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной
идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси
царя восточного,
(Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана
православного
Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г.
Тема 5. Пётр
Великий.
Строитель
великой империи

Содержание учебного материала
Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война,
прутские походы). Формирование нового курса развития России:
западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные,
экономические и политические изменения в стране. Строительство
великой империи: цена и результаты.
Тема
Содержание учебного материала
6.Отторженная
Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи
возвратих
в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма),
разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её
значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье.
Тема 7. Крымская Содержание учебного материала
война – «Пиррова «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс
победа Европы»
императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход
военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны.
Тема 8.
империи

Гибель Содержание учебного материала
Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её
значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных
действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская
революция и Брестский мир.
Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход
Практическая
Октябрьской революции. Гражданская война.
Содержание учебного материала
8

2

2

2

2
2
2
2
4
4

4
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,ОК 06, ОК
09
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,ОК 06, ОК
09
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,ОК 06, ОК
09
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,ОК 06, ОК
09
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,ОК 06, ОК
09
ПК …

Тема
9.
От
великих
потрясений
к
Великой победе

Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания.
Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический
поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой
Отечественной Войне.

Тема 10. Вставай, Содержание учебного материала
страна огромная
Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и
события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем
народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины
и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической
памяти нашего народа.
Тема 11. В буднях Содержание учебного материала
великих строек
Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и
общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики –
процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР,
идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее
сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и
создание советского ВПК. План преобразования природы.
Тема
12.
От Содержание учебного материала
перестройки
к Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в
кризису,
от 1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и
кризиса
к криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди
возрождению
молодёжи. Олигархизация.
Практическая

Конфликты на Северном Кавказе. Положение
меньшинств в новообразованном государстве.
Содержание учебного материала

9

национальных

2

4

4

2

2

2

2

4
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,ОК 06, ОК
09
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,ОК 06, ОК
09
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,ОК 06, ОК
09
ПК …

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,ОК 06, ОК
09
ПК …

Тема 13. Россия. Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление
патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и
ХХI век
укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику:
от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое
возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты.
Возвращение ценностей в конституцию.
Самостоятельная

Спецоперация по защите Донбасса.

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,ОК 06, ОК
09
ПК …

2

Тема 14. История Содержание учебного материала
антироссийской
Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра
пропаганды
великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона
Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в
Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной
эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской
агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны.
Мифологемы и центры распространения современной русофобии.
Тема 15. Слава Содержание учебного материала
русского оружия
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев
пушечный двор, тульские оружейники. Значение военнопромышленного комплекса в истории экономической модернизации
Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие
авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху
Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы.
Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения.
Современный российский ВПК и его новейшие разработки.
Тема 16. Россия в Содержание учебного материала
деле
Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение
Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос.

10

2

2

2

2

2
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,ОК 06, ОК
09
ПК …

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,ОК 06, ОК
09
ПК …

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,ОК 06, ОК
09

Практическая

Перспективы импортозамещения и технологических рывков.

Всего:

2
36 в т.ч практ. 10

11

СРС 2ч

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин»,
оснащенный оборудованием:
учебная доска;
рабочие места по количеству обучающихся;
наглядные пособия;
рабочее место преподавателя;
техническими средствами обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным
обеспечением;
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран;
лазерная указка;
средства аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
При формировании библиотечного фонда образовательной организацией
выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных
изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник
для студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н.
Лубченков. - 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев,
С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3. История России XX – начала XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией
Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020. – 311 с.

12

4. История России с древнейших времен до наших дней : учебное
пособие / А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под.
ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев,
С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01245-3. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией
Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата
обращения: 10.02.2022).
3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов,
М. А. Сафонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. –
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12892-5. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
4. История России с древнейших времен до наших дней : учебное
пособие / А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под.
ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 9785-288-05973-5. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата обращения: 12.09.2022). –
Режим доступа: по подписке.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие
для среднего профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова.
– 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05792-8. – Текст:
непосредственный.
2.
История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего
профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией
13

Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09384. – Текст:
непосредственный.
3.
История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н.
Шевелев, Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее
профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст:
непосредственный.
4.
Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 255 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-09549-4. – Текст: непосредственный.
5.
Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего
профессионального образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08560-0. – Текст:
непосредственный.
6.
Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего
профессионального образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234
с. – (Профессиональное образование). –ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст:
непосредственный.
7.
Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-09199-1. – Текст: непосредственный.
8.
Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-08376-7. – Текст: непосредственный.
9.
Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп.
– Москва: Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-05027-1. – Текст: непосредственный.
10. Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и
тестах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.С.
Прядеин; под научной редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство
Юрайт, 2020. – 198 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53405440-8. – Текст: непосредственный.

14

11. Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение,
2015. – 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст: непосредственный.
12. Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва:
Издательство Юрайт, 2021. – 231 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-10705-0. – Текст: непосредственный.

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
Знать:
Демонстрация знания об основных
тенденциях экономического,

основные периоды истории
политического и культурного
Российского государства, ключевые
социально-экономические процессы, а развития России.
Демонстрация знания об основных
также даты важнейших событий
источниках информации и ресурсов
отечественной истории;
для решения задач и проблем в

имена героев Первой мировой,
Гражданской, Великой Отечественной историческом контексте.
Демонстрирование знания о
войн, исторических личностей,
приемах структурирования
внесших значительный вклад в
информации.
социально-экономическое,
Демонстрация знания о формате
политическое и культурное развитие
оформления результатов поиска
России в XX – начале XXI века;
информации.

ключевые события, основные
даты и этапы истории России и мира в Демонстрирование знания о
возможных траекториях
XX – начале XXI века; выдающихся
личностного развития в
деятелей отечественной и всемирной
соответствии с принятой системой
истории; важнейших достижений
ценностей.
культуры, ценностных ориентиров;
Демонстрация знания о психологии

основные этапы эволюции
коллектива психологии личности.
внешней политики России, роль и
Сформированность знаний о роли
место России в общемировом
науки, культуры и религии в
пространстве;

основные тенденции и явления сохранении и укреплении
национальных и государственных
в культуре; роль науки, культуры и
традиций.
религии в сохранении и укреплении
Демонстрация знания о сущности
национальных и государственных
гражданско-патриотической
традиций;
позиции.

Россия накануне Первой
Демонстрация знания об
мировой войны. Ход военных
общечеловеческих ценностях.
действий. Власть,общество,
Демонстрация знания о содержании
экономика, культура. Предпосылки
и назначении важнейших правовых
революции;
и законодательных актов

Февральская революция 1917
государственного значения.
года. Двоевластие. Октябрьская
Сформированность знаний о
революция. Первые преобразования
перспективных направлениях и
большевиков. Гражданская война и
основных проблемах развития РФ на
интервенция. Политика «военного
современном этапе.
коммунизма». Общество, культура в

Методы оценки
Экспертное
наблюдение и
оценивание
знаний на
теоретических
занятиях.
Оценивание
выполнения
индивидуальных
и групповых
заданий.

16

годы революций и Гражданской
войны;

Нэп. Образование СССР.
СССР в годы нэпа. «Великий
перелом». Индустриализация,
коллективизация, культурная
революция. Первые Пятилетки.
Политический строй и репрессии.
Внешняя политика СССР. Укрепление
Обороноспособности;

Великая Отечественная война
1941-1945 годы: причины, силы
сторон, основные операции.
Государство и общество в годы
войны, массовый героизм советского
народа, единство фронта и тыла,
человек на войне. Нацистский
оккупационный режим, зверства
захватчиков. Освободительная миссия
Красной Армии. Победа над Японией.
Решающий вклад СССР в Великую
Победу. Защита памяти о Великой
Победе;

СССР в 1945-1991 годы.
Экономические развитие и реформы.
Политическая система «развитого
социализма». Развитие науки,
образования,культуры. «Холодная
война» и внешняя политика. СССР и
мироваясоциалистическая система.
Причины распада Советского Союза;

Российская Федерация в
1992-2022 годы. Становление новой
России.Возрождение Российской
Федерации как великой державы в
XXI веке. Экономическая и
социальная модернизация.
Культурное пространство и
повседневная жизнь. Укрепление
обороноспособности. Воссоединение
с Крымом и Севастополем.
Специальная военная операция.
Место России в современном мире.
Перечень умений, осваиваемых в рамках элективного курса

17

Уметь:

отражать понимание России в
мировых политических и социальноэкономических процессах XX - начала
XXI века, знание достижений страны
и ее народа; умение характеризовать
историческое значение Российской
революции, Гражданской войны,
Новой экономической политики,
индустриализации и коллективизации
в СССР, решающую роль СССР в
победенад нацизмом, значение
советских научно-технологических
успехов, освоениякосмоса; понимание
причин и следствий распада СССР,
возрожденияРоссийской Федерации
как мировой державы, воссоединения
Крыма с Россией,специальной
военной операции на Украине и
других важнейших событий XX –
начала XXI века; особенности
развития культуры народов СССР
(России);

анализировать текстовые,
визуальные источники
историческойинформации, в том
числе исторические карты/схемы, по
истории России изарубежных стран
XX – начала XXI века; сопоставлять
информацию,представленную в
различных источниках;
формализовать
историческуюинформацию в виде
таблиц, схем, графиков, диаграмм;

защищать историческую
правду, не допускать
умаленияподвига народа при защите
Отечества, готовность давать
отпорфальсификациям российской
истории;

составлять описание
(реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических
событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и

Демонстрация умения
ориентироваться в современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и
мире.
Демонстрирование умения
распознавать задачу и/или проблему
в историческом контексте.
Демонстрация умения
анализировать задачу и/или
проблему в историческом контексте
и выделять ее составные части.
Демонстрация умения оценивать
результат и последствия
исторических событий.
Сформированность умений
определять задачи поиска
исторической информации.
Демонстрация умения определять
необходимые источники
информации.
Демонстрация умения
структурировать получаемую
информацию.
Демонстрация умения выделять
наиболее значимое в перечне
информации.
Демонстрация умения оценивать
практическую значимость
результатов поиска и умения
оформлять результаты поиска.
Сформированность умения
выстраивать траекторию
личностного развития в
соответствии с принятой системой
ценностей.
Демонстрация умения
организовывать и мотивировать
коллектив для совместной
деятельности.
Демонстрация умения излагать свои
мысли в контексте современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и
мире.

Подготовка
выступлений с
проблемнотематическими
сообщениями
(докладами,
презентациями).

18

всемирной истории XX - начала XXI
века и их участников,
образа жизни людей и его изменения
в Новейшую эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;

выявлять существенные
черты исторических событий,
явлений, процессов;
систематизировать историческую
информацию в соответствии с
заданными критериями; сравнивать
изученные исторические события,
явления, процессы;

осуществлять с соблюдением
правил информационнойбезопасности
поиск исторической информации по
истории России и зарубежныхстран
XX – начала XXI века в справочной
литературе, сети Интернет, СМИ для
решения познавательных задач;
оцениватьполноту и достоверность
информации с точки зрения ее
соответствияисторической
действительности;
–
характеризовать места,
участников, результаты важнейших
исторических событий в истории
Российского государства;

соотносить год с веком,
устанавливать последовательность и
длительность исторических событий;

давать оценку историческим
событиям и обосновывать свою точку
зрения с помощью исторических
фактов и собственных аргументов;

применять исторические
знания в учебной и внеучебной
деятельности, в современном
поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе;

демонстрировать патриотизм,
гражданственность, уважение к

Демонстрирование умения
осознавать личную ответственность
за судьбу России.
Демонстрация умения проявлять
социальную активность и
гражданскую зрелость.
Демонстрирование умения
применять средства
информационных технологий для
решения поставленных задач.
Сформированность умения
анализировать правовые и
законодательные акты
регионального значения.

19

своему Отечеству —
многонациональному Российскому
государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира
между людьми и народами, в духе
демократических ценностей
современного общества.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».