Рабочая программа УД Основы электротехники

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация

СК-УПД-РП-2.5.-22

2.5. Учебный процесс
Рабочая программа УД Основы электротехники
Профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной
сварки (наплавки))

Рассмотрено на заседании ПЦК
«Преподавателей спец.дисциплин и мастеров ПО»
Протокол №_______
«___»_________________20___ г.
__________
_______________
подпись

И.О.Фамилия

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
__________ _________
подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________
от «___» ________ 202__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

г. Гусиноозерск 2022
1

Разработчик преподаватель
Проверил зав. отделением
Согласовал: зав. методкабинетом

Гаврилов Ю.М.
Ульянова С.А.
Доржиева И.М.
2

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГСО) и
программы

профессионального

профессионального

образования

модуля
15.01.05

по
Сварщик

профессии
(ручной

среднего
и

частично

механизированной сварки (наплавки))

Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

ОСВОЕНИЯ

4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки))
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические
схемы;
- рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических магнитных
и электронных цепей;
- использовать в работе электроизмерительные приборы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока,
сопротивления проводников;
- методы расчета и измерения основных параметров простых электрических,
магнитных и электронных цепей;
- свойства постоянного и переменного электрического тока;
- принципы последовательного и параллельного соединения проводников и
источников тока;
- электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип
действия и правила включения в электрическую цепь;
- свойства магнитного поля;
- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
- аппаратуру защиты электродвигателей;
- методы защиты от короткого замыкания;
- заземление, зануление.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
(если предусмотрено)
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной,
дополнительной и справочной литературы при подготовке к
занятиям;
- подготовка к практическим работам с использованием
методических рекомендаций преподавателя, оформление
практических работ, отчетов и подготовка к их защите;
- подготовка к контрольной работе;
- подготовка и защита рефератов по данным темам.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

51
34

18

17

17

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»
Наименование разделов
и тем
1
Раздел 1. Электрические
и магнитные цепи
Тема 1.1.
Электрические цепи
постоянного тока

Тема 1.2.
Электрические цепи
переменного тока

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

2

3
26

Содержание учебного материала
1 Предмет, цели и содержание дисциплины «Основы электротехники». Значение и место дисциплины
в подготовке по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))»
Свойства постоянного электрического тока. Элементы электрической цепи, принципы
последовательного и параллельного соединения и источника тока.
Практическое занятие №1: «Проверка свойств электрической цепи с последовательным соединением
резисторов».
Практическое занятие№2: «Проверка свойств электрической цепи с параллельным соединением
резисторов».
Практическое занятие№3: «Расчет смешанного соединения сопротивлений».

2

Самостоятельная работа обучающихся:
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам
данных тем.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление отчетов и подготовка к их защите.
3. Подготовка рефератов по темам: «Единицы и способы измерения силы тока, напряжения мощности
электрического тока и сопротивления проводников», «Структурные, монтажные и простые
принципиальные электрические схемы».
Содержание учебного материала
1 Свойства переменного электрического тока. Определение амплитуды, периода, частоты, фазы
переменного (синусоидального) тока.
Электрические цепи с активным сопротивлением, емкостью и катушкой индуктивности.
Свойства магнитного поля.
Понятие электронных цепей.
Практическое занятие № 4: «Исследование цепи переменного тока с последовательным соединением
активного сопротивления и индуктивности (реальная катушка индуктивности)».
Практическое занятие № 5: «Исследование цепи переменного тока с параллельным соединением
резистора и конденсатора».
Практическое занятие № 6: «Исследование цепи переменного тока с последовательным соединением
катушки индуктивности и конденсатора. Резонанс напряжения».
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам
данных тем.

4

Общие и
профессиональные
компетенции
4

ОК 2, 3, 6
ПК 1.1

2
2
2

4

ОК 2, 3, 6
ПК 1.1

2
2
2
4

7

Раздел 2. Электрические
измерения
Тема 2.1.
Электрические
измерения

Раздел 3.
Электробезопасность в
сварочном производстве.
Тема 3.1.
Электробезопасность в
сварочном производстве

Дифференцированный зачет

2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление отчетов и подготовка к их защите.
3. Подготовка рефератов по темам: «Двигатели постоянного и переменного тока, на устройство и
принцип действия», «Правило пуска, остановки электродвигателей установленных на
эксплуатированном оборудовании».
Содержание учебного материала
1 Электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и
правила включения в электрическую цепь.
Методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и
электронных цепей.
Практическое занятие № 7: «Ознакомление сустройством электроизмерительных приборов».
Практическое занятие № 8: «Ознакомление с правилами эксплуатации амперметра, вольтметра,
ваттметра и простейшей электротехнической аппаратурой».
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам
данных тем.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление отчетов и подготовка к их защите.
3. Подготовка рефератов по темам: «Понятие погрешностей измерений и методы их определения».

Содержание учебного материала
1 Классификация защитных мер от электротравматизма при производстве сварочных работ. Средства
личной защиты сварщиков, соответствующие правилам по электробезопасности и охране труда.
Защитное заземление. Защитное зануление
Практическое занятие №9: «Правила пользования защитными средствами. Первая помощь
пострадавшему при поражении электрическим током».
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам
данных тем.
2. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление практических работ отчетов и подготовка к их защите.
3. Подготовка рефератов по темам: «Аппаратура защиты электродвигателей, методы защиты от
короткого замыкания».
4. Подготовка к дифференцированному зачету.
Всего:

10
2

2
2
4

ОК 2, 3, 6
ПК 1.1

15
6

2
5

ОК 2, 3, 6
ПК 1.1

2
51

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие лаборатории «Электротехники и
сварочного оборудования»
Оборудование лаборатории:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект учебно-методической документации по электротехнике и электронике;
- комплект учебно-наглядных средств обучения (модели, натурные объекты,
электронные презентации, демонстрационные таблицы).
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Комплект лабораторных стендов, включающих:
- основы электротехники и электроники;
- электронная лаборатория;
- исследование асинхронных машин;
- исследование машин постоянного тока;
- однофазные трехфазные трансформаторы;
- измерение электрических величин.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
используемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Прошин В.М. Электротехника: учебник.-М.: Академия,2013. -288с.
2.Лоторейчук

Е.А.

Теоретические

основы

электротехники:

Учебник

Е.А.Лоторейчук М: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. -320 с.
3. Славинский А.К. Электротехника с основами электротехники: учебное пособие
А.К.Славинский, И.С.Туревский М: ИД ФОРУМ:НИЦ ИНФРА-М, 2013. -448 с.
Дополнительные источники:
9

1. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учебное
пособие, 2010. -192 с.
2. Немцов Б.И.Электротехника: учебное пособие -14-е изд., стер. – Ростов н/Д:
Феникс, 2010. -407 с.

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
занятия)
Умения:
-читать структурные, монтажные и
простые принципиальные схемы.
-рассчитывать и измерять основные
параметры простых электрических
магнитных и электронных цепей.
-использовать в работе
электроизмерительные приборы.
Знания :
-единицы измерения силы тока,
напряжения, мощности электрического
тока, сопротивления проводников;
-методы расчета и измерения
основных параметров простых
электрических, магнитных и
электронных цепей;
-свойства постоянного и переменного
электрического тока;
-принципы последовательного и
параллельного соединения
проводников и источников тока;
-электроизмерительные приборы
(амперметр, вольтметр), их
устройство, принцип действия и
правила включения в электрическую
цепь;
-свойства магнитного поля;
-двигатели постоянного и переменного
тока, устройство и принцип действия;
-правила пуска, остановки
электродвигателей, установленных на
эксплуатируемом оборудовании;
-аппаратуру защиты
электродвигателей;
-методы защиты от короткого
замыкания;
Заземление, зануление.

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
Правильное чтение структурных, монтажных и
принципиальных электрических схем.
Владение теоретическими основами расчета и измерения
основных параметров простых электрических магнитных
и электрических цепей.
Измерение параметров простых электрических,
магнитных и электронных цепей
электроизмерительными приборами.
Определять единицы измерения силы тока, напряжения
мощности и сопротивления проводников.
Применять методы расчета и измерения основных
простых электрических, магнитных и электронных
цепей.
Различать свойства постоянного и переменного
электрического тока.
Осуществлять последовательное и параллельное
соединение проводников и источников тока.
Определять устройство, принцип действия и правила
включения в электрическую цепь электроизмерительных
приборов (амперметра, вольтметра).
Излагать свойства магнитного поля.
Индентифицировать устройство и принцип действия,
область применения двигателей постоянного и
переменного тока, их.
Соблюдать правила пуска, остановки электродвигателей,
установленных на эксплуатируемом оборудовании.
Применять основную (наиболее используемую)
аппаратуру защиты электродвигателей.
Применять основные методы защиты сварочного
оборудования от короткого замыкания.
Соблюдать требования к устройству защитного
заземления и зануления.

11

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
профессии

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
(год набора 2022, форма обучения очная)
на 2022 / 2023 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номер
изменения

Раздел рабочей программы

Номера
листов

замененных

новых

аннулированных

Основание для внесения
изменений

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».