Положение по организации и проведению лабораторных и практических работ обучающимися

М и ни стерство образован ия и науки Р есп убли ки Б урятия
/ vj
il-'t я

s> \
ag> Vg\

! £ '! Ж Я ё \%\
i El * 1X1 Ф&тв». г 1я1
\§ Ь Й гэт ф

УйХ---'
СК -П В Д -2 .5 .-23

Г Б П О У «Г усиноозерский эн ергетически й техникум »
М етодические реком ен д ац и и
2.5. Учебно- организационная деятельность
П олож ени е по орган изац ии и п роведени ю лабораторны х и
практи ческих раб от обучаю щ и хся в Г Б П О У «ГЭТ»

-.сГ.СИОНА/

fV

.

ёкторГДЮУ «ГЭ Г»
Б. М. Спасов

=mj s g ■,•#/. ji-5
. SI V
.

; При кг

шшш*/

3D. DP. 2023 г

Положение
Положение по организации и проведению
лабораторных и практических работ обучающихся
в ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Гусиноозерск, 2023

М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки
Б уряти я
(ft

ЙГЭТ

Л )

Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

С К -У О Д 2.5.-23
листов
л ист
всего

Х^ 1 9 9 6 ^ Х

Э кзем пляр
№

П олож ен и е по орган изац ии и проведению
лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в
Г Б П О У «ГЭ Т»

2

17

1. Общие положения
1.1.

Положение по

организации и проведению лабораторных и

практических работ обучающихся (далее - Положение) определяет порядок
планирования лабораторных и практических работ, особенности организации и
этапы проведения лабораторных и практических работ.
1.2. Положение основано на следующих нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказ Минобрнауки России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
- приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
№ 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;
- письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 «О
рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных
работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС);
- Устав ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» и иные
локальные нормативные акты.
1.3. Лабораторная работа и практическое занятие относятся к основным
видам учебных занятий.
1.4. Лабораторная работа - это форма организации учебного процесса,
когда обучающиеся по заданию и под руководством педагогического работника

М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки
Б уряти я
(ft

ЙГЭТ

Л )

С К -У О Д 2.5.-23
листов
л ист
всего

Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

Х^ 1 9 9 6 ^ Х

П олож ен и е по орган изац ии и проведению
лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в
Г Б П О У «ГЭ Т»

Э кзем пляр
№

3

17

самостоятельно проводят опыты, измерения, элементарные исследования на
основе специально разработанных заданий.
1.5. Практическая работа - это деятельность, направленная на углубление
применения, развития теоретических знаний в комплексе с формированием
необходимых для этого умений и навыков.
1.6. Выполнение обучающимися лабораторных и практических работ
проводится с целью:
-

формирования умений, практического опыта в соответствии с

требованиями к результатам освоения дисциплины (модуля) и на основании
перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой
дисциплины (модуля);
- обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных
теоретических знаний;
- совершенствования умений применять полученные знания на практике,
реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;
-

развития

интеллектуальных умений

у

будущих

специалистов:

аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработки при решении поставленных задач таких профессионально
значимых

качеств,

как

самостоятельность,

ответственность,

точность,

творческая инициатива.
1.7. Согласно требованиям ФГОС группы обучающихся при проведении
лабораторных и практических работ могут делиться на подгруппы.
1.8. Дисциплины (модули), по которым планируются лабораторные и
(или) практические работы определяются учебным планом.
1.9. Содержание лабораторных и практических работ фиксируется в
рабочих программах дисциплин (модулей).

М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки
Б уряти я
(ft

ЙГЭТ

Л )

Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

С К -У О Д 2.5.-23
листов
л ист
всего

Х^ 1 9 9 6 ^ Х

П олож ен и е по орган изац ии и проведению
лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в
Г Б П О У «ГЭ Т»

Э кзем пляр
№

4

17

2. Планирование практических и лабораторных работ
2.1. Лабораторные и практические работы должны быть направлены на
реализацию требований к результатам освоения соответствующего ФГОС по
специальности/направлению

подготовки.

При

планировании

содержания

лабораторных и практических занятий следует исходить из того, что
лабораторные и практические занятия имеют разные ведущие дидактические
цели.
2.2. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является
экспериментальное подтверждение и проверка существующих теоретических
положений (законов, зависимостей).
Лабораторные занятия могут включать в себя выполнение таких заданий,
как: экспериментальная проверка формул, методик расчета; установление и
подтверждение

закономерностей;

установление

свойств

веществ,

их

качественных и количественных характеристик; наблюдение развития явлений,
процессов и иные виды заданий.
При планировании лабораторных работ учитывается, что в ходе
выполнения заданий у обучающихся формируются:
- исследовательские умения, такие как наблюдение, сравнение, анализ,
установление

зависимостей,

формулирование

выводов

и

обобщений,

самостоятельное ведение исследование, оформление результатов;
- профессиональные компетенции;
- практические умения и навыки обращения с различными приборами,
установками,

вычислительной

техникой,

лабораторным

оборудованием,

аппаратурой, которые составляют часть профессиональной практической
подготовки.

М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки
Б уряти я
(ft

ЙГЭТ

Л )

Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

С К -У О Д 2.5.-23
листов
л ист
всего

Х^ 1 9 9 6 ^ Х

П олож ен и е по орган изац ии и проведению
лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в
Г Б П О У «ГЭ Т»

Э кзем пляр
№

2.3.

5

17

Ведущей дидактической целью практических работ являетс

освоение обучающимися умений: учебных, необходимых в последующей
учебной деятельности по учебным дисциплинам (модулям); профессиональных,
необходимых для выполнения видов работ, требуемых в профессиональной
деятельности.
Содержанием заданий практических работ может являться:
- решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ
производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач,
выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.);
- выполнение вычислений, расчетов;
- разбор частных случаев теории;
-

знакомство

с

измерительными

приборами,

оборудованием,

аппаратурой;
- работа с нормативными документами, инструктивными материалами,
справочниками;
- составление проектной, плановой и другой технической и специальной
документации.
Учебная

задача

предполагает

необходимость

осознанного

поиска

решения, направленного на достижение результата.
Практические работы, запланированные в рамках изучения учебных
дисциплин (модулей), предусматривают участие обучающихся в выполнении
отдельных элементов работ, которые подготавливают их к выполнению
определенных

видов

работ,

связанных

с

будущей

профессиональной

деятельностью. Умения осваиваются в процессе решения модельных ситуаций
(имитирующих производственные) и (или) в реальных производственных
условиях, происходит начальная адаптация к профессиональной деятельности.

М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки
Б уряти я
(ft

ЙГЭТ

Л )

С К -У О Д 2.5.-23
листов
л ист
всего

Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

Х^ 1 9 9 6 ^ Х

П олож ен и е по орган изац ии и проведению
лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в
Г Б П О У «ГЭ Т»

Э кзем пляр
№

6

17

В ходе выполнения практических работ у обучающихся ( ормируются
общие и профессиональные компетенции, обобщаются, систематизируются,
углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается
способность применять теоретические знания на практике.
2.4. Определять объем лабораторных и практических работ следует
исходя из целей и требований к результатам освоения учебной дисциплины
(модуля), содержания учебной дисциплины (модуля).
2.5. Состав заданий для лабораторной или практической работы должен
быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть
выполнены качественно большинством обучающихся.
3. Организация и проведение лабораторных и практических работ
3.1.

Лабораторные

занятия

должны

проводиться

в

специально

оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность занятия - не менее
2-х академических часов.
3.2. Необходимыми структурными элементами проведения лабораторной
работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются:
-

вводный

инструктаж

по

технике

безопасности,

проводимый

педагогическим работником перед началом всего цикла лабораторных работ с
целью допуска обучающихся к работе с оборудованием и лабораторными
установками;
- составление отчетов по выполненной лабораторной работе;
- защита обучающимися своих отчетов с результатами/обсуждение
итогов выполнения лабораторной работы.
3.3. При проведении лабораторной работы рекомендуется подготовку
отчета по работе и его защиту проводить в пределах времени текущего занятия.

М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки
Б уряти я
(ft

ЙГЭТ

Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

Л )

С К -У О Д 2.5.-23
листов
л ист
всего

Х^ 1 9 9 6 ^ Х

П олож ен и е по орган изац ии и проведению
лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в
Г Б П О У «ГЭ Т»

Э кзем пляр
№

7

17

В исключительных случаях защиту можно проводить в начале следующего
лабораторного занятия.
3.4.

Обязательным

условием

допуска

каждого

обучающегося

к

выполнению лабораторной работы является наличие зачтенного отчета по
предыдущей работе и проверка теоретической подготовки к текущей
лабораторной работе.
3.5. Процедура выполнения лабораторной работы состоит из трех частей:
- вводная;
- основная;
- заключительная.
3.6. Во вводной части:
- формулируются название, цель и задачи занятия;
- поясняется связь данной работы с другими темами теоретических и
лабораторных занятий;
- проводится инструктаж по технике безопасности;
- проверяется готовность обучающихся к выполнению работы.
3.7. В основной части под руководством педагогического работника или
лаборанта выполняются соответствующие лабораторному заданию действия.
Обработка результатов исследования (изучение), анализ полученных данных,
формулирование выводов выполняется обучающимися самостоятельно или с
консультацией педагогического работника.
3.8.

В

заключительной

части

обучающиеся

готовят

отчеты

по

полученным в работе результатам, формулируют выводы по работе, отвечают
на контрольные вопросы и защищают свои отчеты перед педагогическим
работником. При необходимости, в процессе защиты возможна демонстрация

М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки
Б уряти я
(ft

ЙГЭТ

Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

Л )

С К -У О Д 2.5.-23
листов
л ист
всего

Х^ 1 9 9 6 ^ Х

П олож ен и е по орган изац ии и проведению
лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в
Г Б П О У «ГЭ Т»

Э кзем пляр
№

8

17

педагогическому работнику отдельных элементов хода лабораторной работы
или результата.
3.9. По итогам защиты педагогический работник выставляет баллы в
соответствии с рейтинг-планом дисциплины.
3.10. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или
специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т. п.), а
также в структурном подразделении профильной организации. Профильные
организации создают условия для реализации компонентов образовательной
программы, предоставляют оборудование и технические средства обучения в
объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с
будущей профессиональной деятельностью обучающихся.
Продолжительность занятия не менее

двух академических часов.

Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо
самостоятельной
проводимый

деятельности

педагогическим

обучающихся,

работником,

а

являются
также

анализ

инструктаж,
и

оценка

выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными
умениями.
3.11. В заключительной части практической работы обучающиеся по
требованию педагогического работника, отчитываются устно или письменно о
полученных практических результатах. Затем педагогический работник вместе
с обучающимися выполняет анализ полученных результатов и подводит итог
работы.
3.12. При наличии в рейтинг-плане дисциплины оценки за данный вид
занятий, педагогический работник выставляет соответствующие баллы.
3.13. По каждой лабораторной и практической работе должны быть
разработаны и утверждены на заседании предметной цикловой комиссии

М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки
Б уряти я
(ft

ЙГЭТ

Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

Л )

С К -У О Д 2.5.-23
листов
л ист
всего

Х^ 1 9 9 6 ^ Х

П олож ен и е по орган изац ии и проведению
лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в
Г Б П О У «ГЭ Т»

Э кзем пляр
№

9

17

методические указания по её проведению и определены показатели и принцип
оценивания работ. Показатели для оценивания результатов должны отражать
требования, предъявляемые к качеству выполнения задания работы по всем
запланированным пунктам.
3.14.

Лабораторные

и

практические

работы

могут

носить

репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
3.14.1. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что
при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в
которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики),
оборудование,

аппаратура,

материалы

и

их

характеристики,

порядок

выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные
вопросы, учебная и специальная литература.
3.14.2. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем,
что

при

их

проведении

обучающиеся

не

пользуются

подробными

инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий,
требуется от обучающегося самостоятельный подбор оборудования, выбор
способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
3.14.3. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что
обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на
имеющиеся у них теоретические знания.
3.15. Формы организации обучающихся при проведении лабораторных
или практических работ: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При

фронтальной

форме

организации занятий

все

обучающиеся

выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа
выполняется бригадами по 2 - 5 человек.

М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки
Б уряти я
(ft

ЙГЭТ

Л )

Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

С К -У О Д 2.5.-23
листов
л ист
всего

Х^ 1 9 9 6 ^ Х

П олож ен и е по орган изац ии и проведению
лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в
Г Б П О У «ГЭ Т»

Э кзем пляр
№

10

17

При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся
выполняет индивидуальное задание.
3.16.

Для повышения эффективности проведения лабораторных или

практических работ используются:
- разработанные сборники задач, заданий и упражнений;
- разработанные контрольно-диагностические материалы для контроля за
подготовленностью обучающихся к лабораторным или практическим работам,
в

том

числе

в

форме

педагогических

тестовых

материалов

для

автоматизированного контроля;
-

подбор

дополнительных

задач

и

заданий

для

обучающихся,

работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени,
отводимого на лабораторные и практические работы.
4. Оформление лабораторных и практических работ
4.1. Структура оформления лабораторных и практических работ по
дисциплине (модулю), определяется предметной цикловой комиссией.
4.2. Отчет по лабораторным и практическим работам рекомендуется
оформлять с использованием таблиц, графиков, схем, структур, графических
записей, образов, рисунков, расчетов, сравнительного анализа, решения
конкретных производственных задач и ситуаций и т. д.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее Положение подлежит применению с даты подписания и
до отмены его действия или его замены новым.
5.2. Данное Положение актуализируется по мере необходимости (в случае
изменения законодательства об образовании). Определение актуальности
Положения проводится не реже 1 раза в год.

5 [| - Ж
151:8!

Щ

р,
.

М и ни стерство образован ия и науки Республики
Б урятия

ай

ЙГЭТ

2.5.-23

с 5I
я

J

yfj

Э кзем пляр
№

5.3.

С К -У О Д -

Все

Г Б П О У «Г усиноозерский эн ергетически й техникум »

лист

листов
всего

П олож ени е по орган изац ии и п роведени ю
л аб ораторн ы х и практи ческих раб от обучаю щ и хся в
Г Б П О У «ГЭТ»

11

17

изменения

и

дополнения

к

настоящему

утверждаются приказом директора техникума.

Разработчи к:
Р уковод и тел ь м етодического кабинета, руководитель отд ела качества
С. А. У льянова

С огласовано:

ft- C

Зам ести тел ь д и р екто р а по учебной работе
Завед ую щ ая по П П К Р С
Завед ую щ ая отд ел ен и ем П П С С З

Т. В. С лавко

М . А. С им он ова

^6

_Л. А. Е рем и на

Положению

М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки
Б уряти я
( f t Йгэт /д)

Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

Х^1996^Х
П олож ен и е по орган изац ии и проведению
лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в
Г Б П О У «ГЭ Т»

Э кзем пляр
№

С К -У О Д 2.5.-23
листов
л ист
всего

12

17

Лист регистрации изменений
№

Н ом ер а листов

изм е

Зам енен

нени

ны х

я

Н овы х

А ннулиро
ванных

О снование
для внесения
изм енений

П одпись

Расш ифровка
подписи

Дата

Дата
введения
изменений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».