М и ни стерство образован ия и науки Р есп убли ки Б урятия / vj il-'t я s> \ ag> Vg\ ! £ '! Ж Я ё \%\ i El * 1X1 Ф&тв». г 1я1 \§ Ь Й гэт ф УйХ---' СК -П В Д -2 .5 .-23 Г Б П О У «Г усиноозерский эн ергетически й техникум » М етодические реком ен д ац и и 2.5. Учебно- организационная деятельность П олож ени е по орган изац ии и п роведени ю лабораторны х и практи ческих раб от обучаю щ и хся в Г Б П О У «ГЭТ» -.сГ.СИОНА/ fV . ёкторГДЮУ «ГЭ Г» Б. М. Спасов =mj s g ■,•#/. ji-5 . SI V . ; При кг шшш*/ 3D. DP. 2023 г Положение Положение по организации и проведению лабораторных и практических работ обучающихся в ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Гусиноозерск, 2023 М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки Б уряти я (ft ЙГЭТ Л ) Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » С К -У О Д 2.5.-23 листов л ист всего Х^ 1 9 9 6 ^ Х Э кзем пляр № П олож ен и е по орган изац ии и проведению лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в Г Б П О У «ГЭ Т» 2 17 1. Общие положения 1.1. Положение по организации и проведению лабораторных и практических работ обучающихся (далее - Положение) определяет порядок планирования лабораторных и практических работ, особенности организации и этапы проведения лабораторных и практических работ. 1.2. Положение основано на следующих нормативных документах: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Минобрнауки России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; - приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»; - письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 «О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования»; - Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС); - Устав ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» и иные локальные нормативные акты. 1.3. Лабораторная работа и практическое занятие относятся к основным видам учебных занятий. 1.4. Лабораторная работа - это форма организации учебного процесса, когда обучающиеся по заданию и под руководством педагогического работника М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки Б уряти я (ft ЙГЭТ Л ) С К -У О Д 2.5.-23 листов л ист всего Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Х^ 1 9 9 6 ^ Х П олож ен и е по орган изац ии и проведению лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в Г Б П О У «ГЭ Т» Э кзем пляр № 3 17 самостоятельно проводят опыты, измерения, элементарные исследования на основе специально разработанных заданий. 1.5. Практическая работа - это деятельность, направленная на углубление применения, развития теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков. 1.6. Выполнение обучающимися лабораторных и практических работ проводится с целью: - формирования умений, практического опыта в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины (модуля) и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины (модуля); - обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний; - совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности; - развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.; - выработки при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива. 1.7. Согласно требованиям ФГОС группы обучающихся при проведении лабораторных и практических работ могут делиться на подгруппы. 1.8. Дисциплины (модули), по которым планируются лабораторные и (или) практические работы определяются учебным планом. 1.9. Содержание лабораторных и практических работ фиксируется в рабочих программах дисциплин (модулей). М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки Б уряти я (ft ЙГЭТ Л ) Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » С К -У О Д 2.5.-23 листов л ист всего Х^ 1 9 9 6 ^ Х П олож ен и е по орган изац ии и проведению лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в Г Б П О У «ГЭ Т» Э кзем пляр № 4 17 2. Планирование практических и лабораторных работ 2.1. Лабораторные и практические работы должны быть направлены на реализацию требований к результатам освоения соответствующего ФГОС по специальности/направлению подготовки. При планировании содержания лабораторных и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели. 2.2. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существующих теоретических положений (законов, зависимостей). Лабораторные занятия могут включать в себя выполнение таких заданий, как: экспериментальная проверка формул, методик расчета; установление и подтверждение закономерностей; установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик; наблюдение развития явлений, процессов и иные виды заданий. При планировании лабораторных работ учитывается, что в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются: - исследовательские умения, такие как наблюдение, сравнение, анализ, установление зависимостей, формулирование выводов и обобщений, самостоятельное ведение исследование, оформление результатов; - профессиональные компетенции; - практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, вычислительной техникой, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые составляют часть профессиональной практической подготовки. М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки Б уряти я (ft ЙГЭТ Л ) Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » С К -У О Д 2.5.-23 листов л ист всего Х^ 1 9 9 6 ^ Х П олож ен и е по орган изац ии и проведению лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в Г Б П О У «ГЭ Т» Э кзем пляр № 2.3. 5 17 Ведущей дидактической целью практических работ являетс освоение обучающимися умений: учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по учебным дисциплинам (модулям); профессиональных, необходимых для выполнения видов работ, требуемых в профессиональной деятельности. Содержанием заданий практических работ может являться: - решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.); - выполнение вычислений, расчетов; - разбор частных случаев теории; - знакомство с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой; - работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками; - составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации. Учебная задача предполагает необходимость осознанного поиска решения, направленного на достижение результата. Практические работы, запланированные в рамках изучения учебных дисциплин (модулей), предусматривают участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, которые подготавливают их к выполнению определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Умения осваиваются в процессе решения модельных ситуаций (имитирующих производственные) и (или) в реальных производственных условиях, происходит начальная адаптация к профессиональной деятельности. М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки Б уряти я (ft ЙГЭТ Л ) С К -У О Д 2.5.-23 листов л ист всего Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Х^ 1 9 9 6 ^ Х П олож ен и е по орган изац ии и проведению лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в Г Б П О У «ГЭ Т» Э кзем пляр № 6 17 В ходе выполнения практических работ у обучающихся ( ормируются общие и профессиональные компетенции, обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность применять теоретические знания на практике. 2.4. Определять объем лабораторных и практических работ следует исходя из целей и требований к результатам освоения учебной дисциплины (модуля), содержания учебной дисциплины (модуля). 2.5. Состав заданий для лабораторной или практической работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся. 3. Организация и проведение лабораторных и практических работ 3.1. Лабораторные занятия должны проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность занятия - не менее 2-х академических часов. 3.2. Необходимыми структурными элементами проведения лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются: - вводный инструктаж по технике безопасности, проводимый педагогическим работником перед началом всего цикла лабораторных работ с целью допуска обучающихся к работе с оборудованием и лабораторными установками; - составление отчетов по выполненной лабораторной работе; - защита обучающимися своих отчетов с результатами/обсуждение итогов выполнения лабораторной работы. 3.3. При проведении лабораторной работы рекомендуется подготовку отчета по работе и его защиту проводить в пределах времени текущего занятия. М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки Б уряти я (ft ЙГЭТ Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Л ) С К -У О Д 2.5.-23 листов л ист всего Х^ 1 9 9 6 ^ Х П олож ен и е по орган изац ии и проведению лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в Г Б П О У «ГЭ Т» Э кзем пляр № 7 17 В исключительных случаях защиту можно проводить в начале следующего лабораторного занятия. 3.4. Обязательным условием допуска каждого обучающегося к выполнению лабораторной работы является наличие зачтенного отчета по предыдущей работе и проверка теоретической подготовки к текущей лабораторной работе. 3.5. Процедура выполнения лабораторной работы состоит из трех частей: - вводная; - основная; - заключительная. 3.6. Во вводной части: - формулируются название, цель и задачи занятия; - поясняется связь данной работы с другими темами теоретических и лабораторных занятий; - проводится инструктаж по технике безопасности; - проверяется готовность обучающихся к выполнению работы. 3.7. В основной части под руководством педагогического работника или лаборанта выполняются соответствующие лабораторному заданию действия. Обработка результатов исследования (изучение), анализ полученных данных, формулирование выводов выполняется обучающимися самостоятельно или с консультацией педагогического работника. 3.8. В заключительной части обучающиеся готовят отчеты по полученным в работе результатам, формулируют выводы по работе, отвечают на контрольные вопросы и защищают свои отчеты перед педагогическим работником. При необходимости, в процессе защиты возможна демонстрация М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки Б уряти я (ft ЙГЭТ Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Л ) С К -У О Д 2.5.-23 листов л ист всего Х^ 1 9 9 6 ^ Х П олож ен и е по орган изац ии и проведению лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в Г Б П О У «ГЭ Т» Э кзем пляр № 8 17 педагогическому работнику отдельных элементов хода лабораторной работы или результата. 3.9. По итогам защиты педагогический работник выставляет баллы в соответствии с рейтинг-планом дисциплины. 3.10. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т. п.), а также в структурном подразделении профильной организации. Профильные организации создают условия для реализации компонентов образовательной программы, предоставляют оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Продолжительность занятия не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной проводимый деятельности педагогическим обучающихся, работником, а являются также анализ инструктаж, и оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями. 3.11. В заключительной части практической работы обучающиеся по требованию педагогического работника, отчитываются устно или письменно о полученных практических результатах. Затем педагогический работник вместе с обучающимися выполняет анализ полученных результатов и подводит итог работы. 3.12. При наличии в рейтинг-плане дисциплины оценки за данный вид занятий, педагогический работник выставляет соответствующие баллы. 3.13. По каждой лабораторной и практической работе должны быть разработаны и утверждены на заседании предметной цикловой комиссии М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки Б уряти я (ft ЙГЭТ Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Л ) С К -У О Д 2.5.-23 листов л ист всего Х^ 1 9 9 6 ^ Х П олож ен и е по орган изац ии и проведению лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в Г Б П О У «ГЭ Т» Э кзем пляр № 9 17 методические указания по её проведению и определены показатели и принцип оценивания работ. Показатели для оценивания результатов должны отражать требования, предъявляемые к качеству выполнения задания работы по всем запланированным пунктам. 3.14. Лабораторные и практические работы могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. 3.14.1. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература. 3.14.2. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, требуется от обучающегося самостоятельный подбор оборудования, выбор способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др. 3.14.3. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. 3.15. Формы организации обучающихся при проведении лабораторных или практических работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек. М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки Б уряти я (ft ЙГЭТ Л ) Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » С К -У О Д 2.5.-23 листов л ист всего Х^ 1 9 9 6 ^ Х П олож ен и е по орган изац ии и проведению лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в Г Б П О У «ГЭ Т» Э кзем пляр № 10 17 При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание. 3.16. Для повышения эффективности проведения лабораторных или практических работ используются: - разработанные сборники задач, заданий и упражнений; - разработанные контрольно-диагностические материалы для контроля за подготовленностью обучающихся к лабораторным или практическим работам, в том числе в форме педагогических тестовых материалов для автоматизированного контроля; - подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные и практические работы. 4. Оформление лабораторных и практических работ 4.1. Структура оформления лабораторных и практических работ по дисциплине (модулю), определяется предметной цикловой комиссией. 4.2. Отчет по лабораторным и практическим работам рекомендуется оформлять с использованием таблиц, графиков, схем, структур, графических записей, образов, рисунков, расчетов, сравнительного анализа, решения конкретных производственных задач и ситуаций и т. д. 5. Заключительные положения 5.1. Настоящее Положение подлежит применению с даты подписания и до отмены его действия или его замены новым. 5.2. Данное Положение актуализируется по мере необходимости (в случае изменения законодательства об образовании). Определение актуальности Положения проводится не реже 1 раза в год. 5 [| - Ж 151:8! Щ р, . М и ни стерство образован ия и науки Республики Б урятия ай ЙГЭТ 2.5.-23 с 5I я J yfj Э кзем пляр № 5.3. С К -У О Д - Все Г Б П О У «Г усиноозерский эн ергетически й техникум » лист листов всего П олож ени е по орган изац ии и п роведени ю л аб ораторн ы х и практи ческих раб от обучаю щ и хся в Г Б П О У «ГЭТ» 11 17 изменения и дополнения к настоящему утверждаются приказом директора техникума. Разработчи к: Р уковод и тел ь м етодического кабинета, руководитель отд ела качества С. А. У льянова С огласовано: ft- C Зам ести тел ь д и р екто р а по учебной работе Завед ую щ ая по П П К Р С Завед ую щ ая отд ел ен и ем П П С С З Т. В. С лавко М . А. С им он ова ^6 _Л. А. Е рем и на Положению М и н и стерство образован и я и науки Р есп убл и ки Б уряти я ( f t Йгэт /д) Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » Х^1996^Х П олож ен и е по орган изац ии и проведению лабораторн ы х и практи ческих раб от об учаю щ и хся в Г Б П О У «ГЭ Т» Э кзем пляр № С К -У О Д 2.5.-23 листов л ист всего 12 17 Лист регистрации изменений № Н ом ер а листов изм е Зам енен нени ны х я Н овы х А ннулиро ванных О снование для внесения изм енений П одпись Расш ифровка подписи Дата Дата введения изменений