Программа подготовки специалистов среднего звена 13.02.03 Электрические станции сети и системы заочная - 2024-2028

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»
Е

уТ

CJ /

УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом ЕБПОУ ТЭТ
(протокол № У/ от « з » OV 20 ТУ)
Председатель, педагогического совета
Директор
/ Б.М. Спасов

-■’У

r(i1 •

' ■.

д р -

,

• w

Программа подготовки специалистов среднего звена

13.02.03 Электрические станции, сети и системы
ФГОС СПО утверждён приказом Минобрнауки России от 22.12.2017 г. № 1248
( с измененьями от 1 сентября 2022 г. Приказ Министерства просвещения РФ № 796)

Квалификация выпускника - Техник-электрик
Форма обучения - заочное
Нормативный срок обучения:
на базе среднего общего образования Зг Юм

Гусиноозерск. 2024 г.

Разработчики ППССЗ:

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Обсуждено на заседании ПЦК от
Председатель ПЦК

20^^т (протокол № ' / с
/

)

/• Ирасшифровка

Согласовано:
Зам. директора по УР

/ Т.В. Славко / « ^ 7 »

Заведующая методи­
ческим кабинетом

/ ^'j u s ’-h-C^q o

С /)!«

У »

СУ

2(УУг

Су

20^г

Настоящая основная образовательная программа по специальности среднего профессионального образования (далее – ООП СПО) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности13.03.02 Электрические
станции, сети и системы, утвержденного Приказом Минпросвещения России
от 22.12.2017 г. № 1248 (с изменениями от 1 сентября 2022 г. Приказ Министерства просвещения РФ N 796).
ООП СПО определяет объем и содержание среднего профессионального
образования по специальности13.03.02 Электрические станции, сети и
системы, планируемые результаты освоения образовательной программы,
условия образовательной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение ППССЗ по специальности
1.2. Нормативные документы для разработки ППССЗ по специально-

сти
1.3. Цель ППССЗ
1.4. Сроки освоения ППССЗ
1.5. Объем ППССЗ
1.6. Требования к абитуриенту
2.
ХАРАКТЕРИСТІІКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
2.2. Виды профессиональной деятельности выпускника
3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ППССЗ
(карты компетенций)
4.
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУІОЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ
4.1. Календарный учебный график
4.2. Учебный план
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей
4.4. Рабочие программы учебной и производственной практик
5.
PECУPCHOE ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1. Кадровое обеспечение
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
5.3. Материально-техническое обеспечение
6.
XAPAKTEPИCTИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕСОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЬІХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНІИКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮІЦИМИСЯ ППССЗ
7.1. Программа государственной итоговой аттестации
8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
9.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С OB3

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение ППССЗ по специальности
2

Программа подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ),
реализуемая в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Гусиноозерский энергетический техникум»(далее – ГБПОУ
«ГЭТ»)специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы реализуется по программе базовой подготовки на базе основного общего образования.
ППССЗ представляет собой систему документов, разработанную и
утвержденную ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» с учетом
требований регионального рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации № 1248 от «22» декабря 2017 года (с изменениями от
1 сентября 2022 г. Приказ Министерства просвещения РФ N 796).
ППССЗ регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса, оценку качества
подготовки выпускника по специальности 13.02.03 Электрические станции,
сети и системы и включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей, производственной (преддипломной) практики и другие методические материалы, обеспечивающие качественную подготовку обучающихся.
ППССЗ ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания
учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих
программ профессиональных модулей, программы производственной (преддипломной) практики, методических материалов, обеспечивающих качество
подготовки обучающихся.
ППССЗ реализуется в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников образовательной организации.
1.2. Нормативные документы для разработки ППССЗ по специальности 13.03.02 Электрические станции, сети и системы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22декабря 2017 года № 1248 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 13.03.02 Электрические станции, сети и системы»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
01сентября 2022 года № 796 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 октября 2022 года, регистрационный № 70461)

Приказ Министерства образования и науки Республика Бурятия от
26 января 2023 г. N 119 "Об утверждении методических рекомендаций по обновлению основных образовательных программ среднего профессионального
3

образования в соответствии с потребностями работодателей, включая формирование дополнительных компетенций"

Приказ Министерства просвещения РФ от 24 августа 2022 г. N 762
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"

Приказ Минобрнауки России от 8 апреля 2021 г. № 153 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ
среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 08ноября 2021 г. № 800 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России №
390 от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с
«Положением о практической подготовке обучающихся»);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 6 июля 2015 г. № 428н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по организации эксплуатации электротехнического оборудования тепловой электростанции» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2015 г., регистрационный № 38254);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 октября 2015 г. № 690н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по эксплуатации электротехнического оборудования тепловой электростанции» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05 ноября 2015 г., регистрационный № 39602);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 октября
2022 г. N 605н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по
техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи"
(Зарегистрировано
в
Минюсте
РФ
31
октября
2022
г.
Регистрационный N 70768)
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 августа
2021 г. N 611н"Об утверждении профессионального стандарта "Работник по
обслуживанию оборудования подстанций электрических сетей"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 октября 2021 г. Регистрационный N 65260)
1.3. Цель ППССЗ по специальности
Цель ППССЗ по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и
системы является развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности, а также удовле-

4

творение потребностей общества в фундаментально образованных и гармонично развитых специалистах, владеющих современными технологиями в области соответствующей профессиональной деятельности.
1.4. Срок освоения ППССЗ по специальности
Квалификация,
присваиваемая
выпускникам
образовательной
программы: Техник-электрик
Получение образования по специальности: допускается только в
профессиональной образовательной организации.
Формы обучения: очная.
Объем
программы
по
освоению
программы
среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
одновременным получением среднего общего образования: 5940
академических часов.
Таблица 1
Уровень образования, необ- Наименование квалифика- Срок получения СПО по
ходимый для приема на обу- ции
ППССЗ базовой подготовки
чение по ППССЗ
базовой подготовки
в очной форме получения
образования
основное общее образова- Техник- электрик
3 года 10 месяцев
ние

Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой в условиях эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой
образовательной технологии конструирования образовательных программ
среднего профессионального образования в рамках федерального проекта
«Профессионалитет», а так же объём такой образовательной программы могут
быть уменьшены с учетом соответствующей ОПОП, но не более чем на 40
процентов от срока получения образования и объема образовательной программы, установленных ФГОС СПО, за исключением срока получения образования и объема образовательной программы, отведенных на получение
среднего общего образования в пределах образовательной программы
1.5. Объем ППССЗ:
Трудоемкость ППССЗ по специальности 13.02.03 Электрические
станции, сети и системы(базовой подготовки) на базе основного общего
образования составляет 199недель.
Учебные циклы
Обучение
по
дисциплинам
и
междисциплинарным курсам
Учебная практика
Производственная практика
Преддипломная практика
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация

Количество недель
120

часы
4320

9 1/2
18 1/2
4
7
6

342
666
144
252
216
5

Каникулярное время

34
199

5940

Подготовка специалистов по специальности 13.02.03 Электрические
станции, сети и системы осуществляется на базе основного общего образования. В соответствии с п. 3 ст. 68 гл.8 Закона РФ «Об образовании» «получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего
профессионального образования. В этом случае образовательная программа
среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих
федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего
и среднего профессионального образования с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования.
Для реализации общеобразовательной подготовки увеличен нормативный срок освоения ППССЗ для лиц, обучающихся на базе основного общего
образования, на 52 недели (1год) из расчета: теоретическое обучение - 39
недель; промежуточная аттестация - 2 недели; каникулярное время - 11
недель.
Общеобразовательный цикл изучается на первом курсе в объеме 1476
аудиторных часов.
1.6. Требования к абитуриенту:
Основные требования к абитуриенту устанавливаются Правилами приема на обучение по программам СПО ГБПОУ «Гусиноозерского энергетического техникума», по образовательным программам среднего профессионального образования, в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации о
утверждении Порядка приема на обучение по программам среднего профессионального образования.
Прием на ППССЗ по специальности 13.02.03 Электрические станции,
сети и системы при наличии у абитуриента документа об основном общем
образовании или среднем общем образовании в зависимости от образования
базы приема.
Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
2.1.Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников: 20
Электроэнергетика
2.2 Виды профессиональной деятельности выпускника
Квалификация,
присваиваемая
выпускникам
образовательной
программы: Техник-электрик.
6

Соответствие
квалификациям:

профессиональных

Наименование основных видов
деятельности

модулей

Наименование
профессиональных
модулей
Обслуживание электрооборудова- ПМ.01 Обслуживание
ния электрических станций, сетей электрооборудования
и систем
электрических станций,
сетей и систем
Техническая эксплуатация
ПМ.02 Техническая эксэлектрооборудования электричеплуатация электрооборуских станций, сетей и систем
дования электрических
станций, сетей и систем
Контроль и управление технолоПМ.03 Контроль и управгическими процессами
ление технологическими
процессами
Диагностика состояния
ПМ.04 Диагностика соэлектрооборудования электричестояния электрооборудоских станций, сетей и систем
вания электрических станций, сетей и систем
Организация и управление произ- ПМ.05Организация и
водственным подразделением
управление производственным подразделением
Техническое обслуживание слож- ПМ.06 Техническое обного электрооборудования элекслуживание сложного
трических станций, сетей и систем электрооборудования
электрических станций,
сетей и систем
Выполнение работ по одной или
ПМ Выполнение работ по
нескольким профессиям рабочих, одной или нескольким
должностям служащих (приложе- профессиям
ние № 2 к настоящему ФГОС
СПО).

присваиваемым
Наименование квалификации(й) специалиста среднего звена
техник-электрик
осваивается

осваивается

осваивается

осваивается

осваивается

не осваивается

Осваивается одна или несколько квалификаций рабочих:
19929 Электрослесарь по
Электрооборудования;
19848 Электромонтер по обслуживанию
электрооборудования
электростанций.

3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ
ППССЗ (карты компетенций)
Код
компет
енции

3.1 Общие компетенции
Формулировка
компетенции

Знания, умения

7

ОК 01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

ОК 02

Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовывать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных
областях;
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах; структуру плана
для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска
применять средства информационных технологий для
решения профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение
Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации
современные средства и устройства информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности

8

ОК 03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по
финансовой
грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и
команде

ОК 05

Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
Проявлять
гражданско-

ОК 06

Умения: определять актуальность нормативноправовой
документации
в
профессиональной
деятельности;
применять
современную
научную
определять
и
профессиональную
терминологию;
выстраивать траектории профессионального развития и
самообразования
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности; оформлять бизнесплан; рассчитывать размеры выплат по процентным
ставкам кредитования; определять инвестиционную
привлекательность коммерческих идей в рамках
профессиональной деятельности; презентовать бизнесидею; определять источники финансирования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации;
современная
научная
и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные
банковские продукты
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений

Умения: описывать значимость своей специальности;
применять стандарты антикоррупционного поведения

9

ОК 07

ОК 08

патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
Использовать средства
физической
культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по специальности;
стандарты
антикоррупционного
поведения
и
последствия его нарушения

Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по специальности
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы, задействованные в профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

Умения:
использовать
физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления
здоровья, достижения жизненных и профессиональных
целей; применять рациональные приемы двигательных
функций
в
профессиональной
деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
характерными
для
данной
перенапряжения,
специальности
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для специальности; средства
профилактики перенапряжения

10

ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые),
понимать
тексты
на
базовые
профессиональные темы; участвовать в диалогах на
знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать
и объяснять свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности

11

Основные виды
деятельности
ВД.01 Обслуживание электрооборудования электрических
станций, сетей и систем

Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Проводить
техническое обслуживание электрооборудования

ПК 1.2. Проводить
профилактические

3.2 Профессиональные компетенции
Показатели освоения компетенции
Практический опыт:
- выполнении переключений;
- определении технического состояния электрооборудования;
- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:
- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техническое состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной работы электрооборудования;
- обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;
- восстанавливать электроснабжение потребителей;
- проводить контроль качества ремонтных работ;
- проводить испытания электрооборудования из ремонта определять состав и последовательность
необходимых действий при выполнении работ;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- способы определения работоспособности оборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
- особенности принципов работы нового оборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного
из работы;
- причины возникновения и способы устранения опасности для персонала, выполняющего ремонтные работы;
- мероприятия по восстановлению электроснабжения потребителей электроэнергии;
- оборудование и оснастка для проведения мероприятий по восстановлению электроснабжения;
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений применяемые при обслуживании электрооборудования
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений электрооборудования;
2

осмотры электрооборудования

ПК 1.3. Проводить
работы по монтажу и
демонтажу электрооборудования

ПК 1.4. Проводить
наладку и испытания
электрооборудования

- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:
- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техническое состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной работы электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- способы определения работоспособности оборудования;
- основные виды неисправностей электрооборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного из
работы;
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
Умения:
- выполнять работы по монтажу и демонтажу электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
средства, приспособления для монтажа и демонтажа электрооборудования;
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений электрооборудования;
- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:
- обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;
- проводить испытания и наладку электрооборудования;
Знания:
- способы определения работоспособности оборудования;
- основные виды неисправностей электрооборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
- сроки испытаний защитных средств и приспособлений;
3

ПК 1.5. Оформлять
техническую
документацию по обслуживанию электрооборудования
ПК 1.6. Сдавать и принимать из ремонта
электрооборудование

ВД.02 Техническая
эксплуатация электрооборудования
электрических станций, сетей и систем

ПК 2.1. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования

- причины возникновения и способы устранения опасности для персонала, выполняющего ремонтные работы;
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
Умения:
- составлять технические отчеты по обслуживанию электрооборудования;
Знания:
- правила оформления технической документации в процессе обслуживания электрооборудования;
Практический опыт:
- сдаче и приемке из ремонта электрооборудования;
Умения:
- проводить контроль качества ремонтных работ;
- проводить испытания электрооборудования из ремонта;
Знания:
- виды неисправностей электрооборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного из
работы;
Практический опыт:
- производстве включения в работу и останова оборудования;
- контроле работы устройств релейной защиты, электро-автоматики, дистанционного управления
и сигнализации;
Умения:
- контролировать и управлять режимами работы основного и вспомогательного оборудования;
- определять причины сбоев и отказов в работе оборудования;
- применять справочные материалы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования
подстанций;
Знания:
- назначение, принцип работы основного и вспомогательного оборудования;
- допустимые параметры и технические условия эксплуатации оборудования;
- инструкции по эксплуатации оборудования;
- порядок действий по ликвидации аварий;
- схемы автоматики, сигнализации и блокировок электротехнического оборудования ТЭС;
4

ВД.03 Контроль и
управление технологическими процессами

- способы определения характерных неисправностей и повреждений электрооборудования и
устройств;
- нормы испытаний силовых трансформаторов;
ПК 2.2. Выполнять
Практический опыт:
режимные переклю- оперативных переключениях;
чения в энергоуста- аварийном отключении оборудования в случаях, когда оборудованию или людям угрожает
новках
опасность;
Умения:
- проводить режимные оперативные переключения на электрических станциях, сетях и системах;
Знания:
- схемы электроустановок;
- назначение и принцип действия устройств релейной защиты и автоматики;
ПК 2.3. Оформлять
Практический опыт:
техническую доку- оформлении оперативно-технической документации;
ментацию по эксплуа- Умения:
тации электрообору- составлять техническую документацию по эксплуатации электрооборудования;
дования
Знания:
- правила оформления технической документации по эксплуатации электрооборудования;
ПК 3.1. КонтролироПрактический опыт:
вать и регулировать
- обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
параметры производ- электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
ства электроэнергии
Умения:
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля;
- определять выработку электроэнергии;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации
Знания:
- принцип работы автоматических устройств управления и контроля;
- категории потребителей электроэнергии;
- технологический процесс производства электроэнергии;
- параметры режимов работы электрооборудования;
5

ПК 3.2. Контролировать и регулировать
параметры передачи
электроэнергии

Практический опыт:
- обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
- оценки параметров качества передаваемой электроэнергии;
- регулировании напряжения на подстанциях;
Умения:
- контролировать и корректировать параметры качества передаваемой электроэнергии;
- осуществлять оперативное управление режимами передачи;
- измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети;
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации
Знания:
- способы уменьшения потерь передаваемой электроэнергии;
- методы регулирования напряжения в узлах сети;
- допустимые пределы отклонения частоты и напряжения;
- параметры режимов работы электрооборудования;
ПК 3.3. Контролиро- Практический опыт:
вать распределение - обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
электроэнергии
и электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
управлять им
Умения:
- включать и отключать системы контроля управления;
- обслуживать и обеспечивать бесперебойную работу элементов систем контроля и управления,
автоматических устройств регуляторов;
- измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети;
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации;
Знания:
6

ВД.04 Диагностика
состояния электрооборудования электрических станций,
сетей и систем

- инструкции по диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей; оперативные схемы сетей;
- параметры режимов работы электрооборудования;
ПК 3.4. Оптимизиро- Практический опыт:
вать технологические - соблюдении порядка выполнения оперативных переключений;
процессы в соответ- регулировании параметров работы электрооборудования;
ствии с нагрузкой на
Умения:
оборудование
- обеспечивать экономичный режим работы электрооборудования;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
Знания:
- оптимальное распределение заданных нагрузок между агрегатами;
ПК 3.5. Определять
Практический опыт:
технико-экономиче- расчете технико-экономических показателей;
ские показатели
Умения:
работы элек- определять показатели использования электрооборудования;
трооборудования
Знания:
- методы расчета технических и экономических показателей работы;
ПК 4.1. Определять Практический опыт:
причины неисправно- - устранении и предотвращении неисправностей оборудования; оценке состояния электрооборустей и отказов элек- дования;
трооборудования
Умения:
- пользоваться средствами и устройствами диагностирования; составлять документацию по результатам диагностики;
Знания:
- основные неисправности и дефекты оборудования;
- методы и средства, применяемые при диагностировании;
- сведения по сопротивлению материалов;
- признаки и причины повреждений электрооборудования. правила и нормы испытания изоляции электротехнического оборудования;
- способы определения и устранения характерных неисправностей электротехнического оборудования и устройств;
Практический опыт:
- определении ремонтных площадей;
7

ПК 4.2. Планировать - определении сметной стоимости ремонтных работ;
работы по ремонту - выявлении потребности запасных частей, материалов для ремонта;
электрооборудования Умения:
- определять объемы и сроки проведения ремонтных работ;
- составлять перспективные, годовые и месячные планы ремонтных работ и соответствующие
графики движения ремонтного персонала;
- рассчитывать режимные и экономические показатели энергоремонтного производства;
Знания:
- методы и средства, применяемые при диагностировании;
- годовые и месячные графики ремонта электрооборудования;
- периодичность проведения ремонтных работ всех видов электрооборудования;
- нормативы длительности простоя агрегатов в ремонте, трудоемкости ремонта любого вида, численности ремонтных рабочих и т.п.
- особенности конструкции, принцип работы, основные параметры и технические характеристики ремонтируемого оборудования;
- порядок организации производства ремонтных работ;
ПК 4.3. Проводить и Практический опыт:
контролировать
ре- - проведении особо сложных слесарных операций;
монтные работы
- применении специальных ремонтных приспособлений, механизмов, такелажной оснастки,
средств измерений и испытательных установок;
Умения:
- проводить измерения и испытания электрооборудования и оценивать его состояние по результатам оценок;
- применять методы устранения дефектов оборудования;
- проводить текущие и капитальные ремонты по типовой номенклатуре;
- проводить послеремонтные испытания;
- контролировать технологию ремонта;
- выполнять сложные чертежи, схемы и эскизы, связанные с ремонтом оборудования;
Знания:
- периодичность проведения ремонтных работ всех видов электрооборудования;
- нормативы длительности простоя агрегатов в ремонте, трудоемкости ремонта любого вида, численности ремонтных рабочих и т.п.
- особенности конструкции, принцип работы, основные параметры и технические характеристики ремонтируемого оборудования;
8

- порядок организации производства ремонтных работ;
ВД.05 Организация и
управление
производственным подразделением

ПК 5.1. Планировать
работу
производственного подразделения

ПК 5.2. Проводить инструктажи и осуществлять допуск персонала к работам

ПК 5.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда

Практический опыт:
- анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
- построении организационной структуры управления энергопредприятием или его участком;
Умения:
- анализ результатов работы коллектива в заданной ситуации;
- подготавливать резюме и составлять анкету о приёме на работу;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
Практический опыт:
- разработке должностной инструкции производственного персонала энергопредприятия;
- оформлении наряда-допуска на производство работ в действующих электроустановках;
Умения:
- проведение инструктажа на производство работ;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
Практический опыт:
- анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
- построении организационной структуры управления энергопредприятием или его участком;
Умения:
- выбирать оптимальное решение в заданной нестандартной (аварийной) ситуации;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
Практический опыт:
- анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
9

ПК 5.4. Контролировать выполнение требований пожарной
безопасности

ВД.06 Техническое
обслуживание сложного электрооборудования электрических станций, сетей и
систем

ПК 6.1. Осуществлять
наладку, регулировку
и проверку сложного
электрооборудования
электрических станций, сетей и систем

ПК 6.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание сложного электрооборудования
электрических станций, сетей и систем

- построении организационной структуры управления энергопредприятием или его участком;
Умения:
- выбирать оптимальное решение в заданной нестандартной (аварийной) ситуации;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования.
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- обеспечивать бесперебойную работу сложного электрооборудования станций, сетей;
- проводить испытания и наладку сложного электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы сложного электрооборудования;
- основные виды неисправностей сложного электрооборудования;
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслуживании сложного электрооборудовании;
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техническое состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной работы сложного электрооборудования;
- выполнять работы по монтажу и демонтажу сложного электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы сложного электрооборудования;
- основные виды неисправностей сложного электрооборудования;
- средства, приспособления для монтажа и демонтажа сложного электрооборудования;
10

ПК 6.3. Осуществлять
испытания
нового
сложного электрооборудования электрических станций, сетей и
систем

ПК 6.4. Вести отчетную документацию по
испытаниям нового
сложного электрооборудования электрических станций, сетей и
систем
Выполнение работ по
одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих1

Электрослесарь
по
ремонту
электрооборудования
электростанций

- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслуживании сложного электрооборудовании;
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- проводить испытания и наладку сложного электрооборудования;
- проводить испытание нового сложного электрооборудования;
Знания:
- особенности принципов работы нового сложного оборудования;
- средства, приспособления для монтажа и демонтажа сложного электрооборудования;
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- составлять технические отчеты по обслуживанию сложного электрооборудования;
Знания:
- правила оформления технической документации в процессе обслуживания сложного электрооборудования;
Практический опыт:
- выполнения отдельных несложных работ по ремонту электрооборудования;
- выполнения простейших измерений;
- выполнения работ по осмотру и техническому обслуживанию электрического оборудования.
Умения:
- выполнять чистку контактов и контактных поверхностей;
- выполнять очистку электрооборудования с частичной разборкой, промывкой и протиркой деталей;
- подключать и отключать электрооборудование и выполнять простейшие измерения;
- работать электроинструментом;
- правильно организовывать и содержать рабочее место, экономно расходовать материалы, инструмент и электроэнергию;
- производить расчет электрического оборудования;

1

Программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно

11

- выполнять отдельные несложные работы по обслуживанию электрооборудования под руководством электромонтера более высокой квалификации;
- прокладывать установочные провода и кабели;
- выполнять простые слесарные и монтажные работы при ремонте электрооборудования;
- выполнять монтаж и ремонт распределительных коробок, клеммников, предохранительных
щитков и осветительной арматуры;
- выполнять разделку, сращивание, изоляцию и пайку проводов напряжением до 1000 В;
- выполнять такелажные работы с применением простых грузоподъемных средств и кранов,
управляемых с пола;
- выполнять проверку и измерения мегомметром сопротивления изоляции распределительных
сетей, статоров и роторов электродвигателей, обмоток трансформаторов, вводов и выводов кабелей;
- организовывает обслуживание и ремонт электрического оборудования;
- пользуется оборудованием, приспособлениями и инструментом для ремонта;
- соблюдает правила безопасности, противопожарные правила.
Знания:
-классификацию, конструкции, технические характеристики и области применения электрического оборудования;
- наименование, назначение и правила пользования применяемым рабочим и контрольно-измерительным инструментом и основные сведения о производстве и организации рабочего места;
- типовые технологические процессы и оборудование при эксплуатации, обслуживании, ремонте
и испытаниях электрического оборудования;
- прогрессивные технологии ремонта электрического оборудования;
- устройство и принцип работы электродвигателей, генераторов, трансформаторов, коммутационной и пусковой аппаратуры, аккумуляторов и электроприборов;
- методы и оборудование диагностики и контроля технического состояния электрического оборудования;
- правила и способы монтажа и ремонта электрооборудования в объеме выполняемых работ;
- приемы и способы замены, сращивания и пайки проводов низкого напряжения;
- приемы и последовательность производства такелажных работ;
- порядок организации ремонта электрического оборудования;
- основные виды электрических материалов, их свойства и назначение;
- правила оказания первой помощи при поражении электрическим током;
- способы монтажа и наладки приборов автоматизации;
12

- правила техники безопасности и электробезопасности при обслуживании электроустановок в
объеме квалификационной группы 2
Электромонтер по об- Практический опыт:
служиванию электро- - проведения работ по обслуживанию и обеспечению бесперебойной и экономичной работы элекоборудования элек- трооборудования электростанций;
тростанций
Умения:
- обслуживания электрооборудования электростанции и обеспечения его бесперебойной и экономичной работы.
- обеспечения контроля за состоянием релейной защиты, дистанционного управления, сигнализации и электроавтоматики.
- проведения оперативных переключений в распределительных устройствах.
- перевода генераторов с водородного охлаждения на воздушное и наоборот.
- проверки мегомметром состояния изоляции электрооборудования.
- проведения измерений электрических параметров электроизмерительными клещами.
- выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования.
- ликвидация аварийных ситуаций на электрооборудовании.
- вывода электрооборудования в ремонт, подготовки рабочих мест и допуск рабочих для производства ремонтных или наладочных работ и ввода оборудования в работу.
Знания:
- назначения и устройства электрооборудования;
- электрических схем распределительных устройств электростанции;
- устройства и назначения средств измерений электрических параметров, выпрямителей переменного тока, установок тока высокой частоты; назначение, принцип действия и схемы релейной защиты, электроавтоматики, сигнализации;
- способы обнаружения мест повреждения электрооборудования;
- расположение и технические характеристики основного и вспомогательного оборудования
электростанции;
- технологический процесс производства тепловой и электрической энергии;
- технологии энергосбережения;
- основы электротехники;
-элементарные основы теплотехники.

13

14

4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ППКРС
4.1. Календарный учебный график
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.2. Учебный план
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей
https://gusteh.profiedu.ru/org-info/education-annotation?id=378
4.4. Рабочие программы учебной и производственной практик
https://gusteh.profiedu.ru/org-info/education-annotation?id=378
5. PECУPCHOE ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1. Кадровое обеспечение
Реализация
образовательной
программы
обеспечивается
педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами,
привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях
гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика и имеющих стаж
работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации
должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика, не реже 1 раза в 3 года с
учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным
значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных
модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности 20 Электроэнергетика, в общем числе педагогических
работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных
модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Библиотечный фонд образовательной организации должен имеет уком-

15

плектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов, обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической
документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями,
адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
5.3. Материально-техническое обеспечение
5.3.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной
программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего
контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной
работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими
средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных
стандартов.
Кабинеты:
 Гуманитарных дисциплин
 Истории
 Психологии общения
 Иностранного языка
 Математики
 Инженерной графики
 Экологии природопользования
 Материаловедения
 Метрологии, стандартизации и сертификации
 Охраны труда
 Технической механики
 Электротехники и электроники
 Информационных технологий в профессиональной деятельности
 Безопасности жизнедеятельности
 Основ экономики
Лаборатории:
 Электротехники и электроники
16







Эксплуатации и ремонта электрических станций, сетей и систем
Электрооборудования электрических станций, сетей и систем
Релейной защиты, автоматики электроэнергетических систем
Электрических машин и трансформаторов
Технической механики

Мастерские:
 Слесарно-механическая
 Электромонтажная
Полигоны:
- Электрооборудования станций и подстанций
Спортивный зал
Залы:
 Читальный зал с выходом в Интернет
 Библиотека
5.3.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз
практики по специальности.
Образовательная организация, реализующая программу по специальности
13.02.03 Электрические станции, сети и системы должна располагать
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической
работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально
необходимый для реализации ООП перечень материально-технического
обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение лабораторий
Лаборатория Электротехники и электроники:
- комплект учебно-методической документации;
- образцы измерительных приборов;
- схемы по автоматизированным системам управления;
- лабораторные стенды по измерительной технике, для изучения цепей
постоянного тока, цепей переменного тока, проведению электроизмерений и др.;
-цифровые осциллографы по типу АКИП 4115/2А.
- рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения работ
бригадами по 3-4 человека.
Лаборатория Эксплуатации и ремонта электрооборудования
электрических станций, сетей и систем:
17

 комплект учебно-методической документации;
 лабораторный стенд для исследования режимов работы нейтралей
трансформаторов;
 лабораторный стенд по типу «Распределительные сети систем
электроснабжения» для измерения показателей качества электрической
энергии и изучения регулирования напряжения путем поперечной и
продольной
компенсации
реактивной
мощности
с
помощью
конденсаторной батареи;
 лабораторные стенды и установки для измерения сопротивления
электрооборудования, измерения сопротивления заземляющего устройства,
измерения переходного сопротивления контактов, определения места
повреждения в кабельной линии, определения распределения напряжения
по гирлянде изоляторов, измерения емкости, коэффициента абсорбции
изоляции, тангенса угла диэлектрических потерь жидкого диэлектрика,
вводов трансформаторов и коммутационных аппаратов;
 испытательные установки повышенного напряжения;
 установки постоянного и переменного тока для определения пробивного
напряжения твердых диэлектриков;
 образцы диэлектриков;
 тренажеры или стенды по оперативным переключениям и по отработке
действий персонала при ликвидации аварий;
 средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током;
 оперативная документация;
 компьютеры для выполнения виртуальных лабораторных работ при
отсутствии лабораторных стендов. Рабочие места по количеству
обучающихся.
Лаборатория Электрооборудования электрических станций, сетей и
систем:
 комплект учебно-методической документации;
 действующие коммутационные аппараты: разъединители внутренней и
наружной установки, короткозамыкатель, отделитель, выключатели масляные с электромагнитным и ручным приводом, выключатели электромагнитный и вакуумный;
 промышленные образцы электрооборудования: предохранители напряжением выше 1 кВ, ограничители перенапряжений, вентильный разрядник;
 промышленные образцы измерительных трансформаторов тока и напряжения;
 макеты воздушных и элегазовых выключателей;
 лабораторные стенды для проведения исследований генераторов постоянного тока параллельного и смешанного возбуждения, двигателей постоянного тока параллельного и смешанного возбуждения, трехфазного синхронного генератора и синхронного двигателя, асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором;
18

 лабораторный стенд для определения коэффициента трансформации и
групп соединения обмоток трансформатора;
 каталоги, плакаты, планшеты и нормативная документация;
 средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током;
 документацией по технике безопасности;
 приборы и устройства для определения уровня освещенности поверхности,
прозвонки жил кабеля и их маркировки.
 Рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения работ
бригадным методом по 3-4 человека.
Лаборатория Релейной защиты, автоматики электроэнергетических
систем:
 комплект учебно-методической документации;
 образцы реле и аппаратуры вторичной коммутации;
 схемы релейной защиты;
 лабораторные стенды по релейной защите по типу: «Исследование схем
соединения обмоток трансформаторов тока и реле», «Испытание
электромагнитных реле тока и напряжения», «Испытание промежуточных,
указательных реле и реле времени», «Настройка уставок и проверка работы
ступенчатой токовой защиты линии», «Испытание направленной
максимальной токовой защиты на постоянном оперативном токе»,
«Настройка и проверка работы дифференциальной поперечной зашиты
линий», «Испытание защиты кабельной линии от замыканий на землю»,
«Испытание дифференциального реле РНТ-565», «Проверка работы
дифференциальной защиты трансформатора», «Настройка и проверка
работы защиты асинхронного двигателя от КЗ и перегрузок»;
 компьютеры для выполнения виртуальных лабораторных работ при
отсутствии лабораторных стендов.
- рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения работ
бригадами по 3-4 человека;
Лаборатория Электрических машин и трансформаторов:
комплект учебно-методической документации, лабораторные стенды для
проведения исследований генераторов постоянного тока параллельного и
смешанного возбуждения, двигателей постоянного тока параллельного и
смешанного возбуждения, трехфазного синхронного генератора и синхронного двигателя, асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, лабораторный стенд для определения коэффициента трансформации и групп
соединения обмоток трансформатора, макеты, каталоги и промышленные
образцы электрооборудования, плакаты, планшеты и нормативная документация, средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током, документация по технике безопасности, рабочие места по количеству
обучающихся, с учетом выполнения работ бригадами по 3-4 человека.
Лаборатория Технической механики:

19

1. Универсальная испытательная машина УММ-5;2. Машина разрывная Р5;
3. Машина для испытаний на кручение;
4. Тензометры рычажные;
5. Приспособление для испытаний на сжатие (шаровая опора) для установки
на универсальной испытательной машине;
6. Индикаторный угломер для установки на образец при испытаниях на кручение;
7. Измерительные инструменты
8. Плакаты;
9. Оверхед – проектор и компьютер.
Оснащение мастерских
Мастерская «Слесарно-механическая»
Оборудование Слесарно-механической мастерской и рабочих мест мастерской:
- верстак слесарный, оборудованный тисами и защитным экраном. Количество рабочих мест не менее 15;
- станки настольно-сверлильные, заточные и т.д. Количество не менее 1
станка каждого вида;
- набор слесарных и измерительных инструментов, приспособления для
правки и рихтовки (не менее 15 комплектов);
- заготовки для выполнения слесарных работы;
- технологические карты выполнения работ;
- набор плакатов.
Мастерская «Электромонтажная»
Оборудование Электромонтажной мастерской и рабочих мест мастерской:
- рабочее место слесаря (верстак, тиски);
- электрофицированные стенды;
- электротельфер г/п 2 тн;
- рабочие места для пайки;
- инверторный сварочный аппарат;
- станок сверлильный;
- станок наждачный;
- электрогенератор;
- приточно-вытяжная вентиляция;
- коммутационные аппараты до 1000В (предохранители, рубильники,
пакетные переключатели, кнопочные станции, контакторы и магнитные
пускатели, автоматические выключатели);
- стенды-тренажеры для выполнения электромонтажных работ;
- образцы проводов и кабелей;
- осветительные установки различного вида;
- сварочная установка;
- распределительные щиты;
20

- электромонтажный инструмент и приспособления;
- средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током,
документация по технике безопасности.
Полигон Электрооборудования станций и подстанций:
- опоры железобетонные с линией электропередачи 10 кВ; 0,4 кВ;
- комплектная трансформаторная подстанция КТП 10/0,4 кВ;
- линейный разъединитель 10 кВ;
- силовой трансформатор ТМ-6300/10;
- траверсы;
- изоляторы.
Оснащение рабочего места для проведения демонстрационного экзамена
по типовому заданию.
1. Бланки наряда-допуска.
2. Маломасляный выключатель ВМП-10П.
3. Разъединитель РЛНД-10 -1З (с приводом).
4. Спецодежда - термостойкий костюм.
5. Защитные средства (перчатки, каска).
6. Диэлектрический коврик.
7. Изолирующие клещи.
Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных
материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, в том числе оборудования и инструментов, используемых при проведении чемпионатов Профессионалы и указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации.
Производственная практика реализуется в организациях электро- и теплоэнергетического профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области в деятельности 20 Электроэнергетика.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования.
Практика является обязательным разделом ООП. Она представляет собой вид
учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие
практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
6.
XAPAKTEPИCTИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕСОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЬІХ
21

КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНІИКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Условия организации воспитания определяются образовательной
организацией.
Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы
осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утвержденных с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе
эффективности и практическом опыте.
Для реализации Программы определены следующие формы воспитательной
работы с обучающимися:
– информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания,
собрания и т.д.)
– массовые и социокультурные мероприятия;
– спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
–деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
– психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;
– научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады,
чемпионаты и др);
– профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы,
квесты, экскурсии и др.);
– опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся.
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся
и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к
общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения
сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих на практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего
равные условия для развития обучающихся профессиональной образовательной
организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной
организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров,
необходимых для устойчивого развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности
процесса воспитания.
Программа разработана в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
22

7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮІЦИМИСЯ ППССЗ
7.1. Программа государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной
для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего
курса обучения по направлению подготовки специалистов среднего звена
13.02.01. Тепловые электрические станции. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС.
«ГИА проходится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы).
Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего
звена, сдают демонстрационный экзамен и выполняют дипломный проект (работу). Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (работы) образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ОПОП».
Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации.
При проведении демонстрационного экзамена в составе ГЭК создается экспертная группа из числа лиц, приглашенных из сторонних организаций и обладающих профессиональными знаниями, навыками и опытом в сфере, соответствующей профессии или специальности среднего профессионального образования или
укрупненной группы профессий и специальностей, по которой проводится демонстрационный экзамен (далее соответственно - экспертная группа, эксперты).
Демонстрационный экзамен базового уровня проводится с использованием
единых оценочных материалов, включающих в себя конкретные комплекты оценочной документации, варианты заданий и критерии оценивания (далее - оценочные материалы), разрабатываемых организацией, определяемой ему организаций
(далее - оператор)».
Выпускникам, не прошедшим ГИА по уважительной причине, в том числе
не явившимся по уважительной причине для прохождения одного из аттестационных испытаний, предусмотренных формой ГИА (далее - выпускники, не прошедшие ГИА по уважительной причине), предоставляется возможность пройти
ГИА, в том числе не пройденное аттестационное испытание (при его наличии),
без отчисления из образовательной организации».
Фонд оценочные средства для проведения ГИА
https://gusteh.profiedu.ru/?section_id=6019
8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ

23

Переход к компетентностной модели предусматривает участие работодателей, как в разработке образовательной программы, так и в контроле качества ее
освоения.
При разработке ППКРС техникум учитывает запросы работодателей:
- ведущие специалисты работодателей привлекаются в качестве внештатных экспертов программ государственной итоговой аттестации и промежуточной
аттестации, для согласования фондов оценочных средств промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации;
- представители работодателей привлекаются в качестве внешних экспертов
при проведении промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным
модулям;
- с представителями работодателей согласовывается программа государственной итоговой аттестации. Представители работодателей включаются в состав Государственной экзаменационной комиссии;
- по согласованию с работодателями формируется вариативная часть;
- работодатели предоставляют производственную базу для организации и
проведения всех видов практик, дают характеристики обучающимся после прохождения практики.
9.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С OB3
Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся в
ГБПОУ «ГЭТ» с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».