Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом ГБПОУ ГЭТ
(протокол
от « У » QP 20 1 9 )
Программа подготовки специалистов среднего звена
13.02.03 Электрические станции, сети и системы
ФГОС СПО утверждён приказом Минобрнауки России от 22.12.2017 г. Ns 1248
(с изменениями от 1 сентября 2022 г. Приказ Министерства просвещения РФ N 796)
Квалификация выпускника —Техник-электрик
Форма обучения - очная
Нормативный срок обучения:
на базе основного общего образования Зг 10м
Гусиноозерск, 2024
Разработчики ППССЗ:
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Обсуждено на заседании ПЦК
Председатель ПЦК
Г. //•
расшифровка
Согласовано:
Зам. директора по УР
Заведующая методи
ческим кабинетом
_____/ Т.В. Славко / «
а.
vJL о д
^
r~/h« 4
»
О-Ч
20^г
»
С4
20Мг
Настоящая основная образовательная программа по специальности среднего профессионального образования (далее – ООП СПО) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности13.03.02 Электрические
станции, сети и системы, утвержденного Приказом Минпросвещения России
от 22.12.2017 г. № 1248 (с изменениями от 1 сентября 2022 г. Приказ Министерства просвещения РФ N 796).
ООП СПО определяет объем и содержание среднего профессионального
образования по специальности13.03.02 Электрические станции, сети и
системы, планируемые результаты освоения образовательной программы,
условия образовательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение ППССЗ по специальности
1.2. Нормативные документы для разработки ППССЗ по специально-
сти
1.3. Цель ППССЗ
1.4. Сроки освоения ППССЗ
1.5. Объем ППССЗ
1.6. Требования к абитуриенту
2.
ХАРАКТЕРИСТІІКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
2.2. Виды профессиональной деятельности выпускника
3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ППССЗ
(карты компетенций)
4.
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУІОЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ
4.1. Календарный учебный график
4.2. Учебный план
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей
4.4. Рабочие программы учебной и производственной практик
5.
PECУPCHOE ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1. Кадровое обеспечение
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
5.3. Материально-техническое обеспечение
6.
XAPAKTEPИCTИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕСОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЬІХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНІИКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮІЦИМИСЯ ППССЗ
7.1. Программа государственной итоговой аттестации
8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
9.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С OB3
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение ППССЗ по специальности
2
Программа подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ),
реализуемая в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Гусиноозерский энергетический техникум»(далее – ГБПОУ
«ГЭТ»)специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы реализуется по программе базовой подготовки на базе основного общего образования.
ППССЗ представляет собой систему документов, разработанную и
утвержденную ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» с учетом
требований регионального рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации № 1248 от «22» декабря 2017 года (с изменениями от
1 сентября 2022 г. Приказ Министерства просвещения РФ N 796).
ППССЗ регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса, оценку качества
подготовки выпускника по специальности 13.02.03 Электрические станции,
сети и системы и включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей, производственной (преддипломной) практики и другие методические материалы, обеспечивающие качественную подготовку обучающихся.
ППССЗ ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания
учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих
программ профессиональных модулей, программы производственной (преддипломной) практики, методических материалов, обеспечивающих качество
подготовки обучающихся.
ППССЗ реализуется в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников образовательной организации.
1.2. Нормативные документы для разработки ППССЗ по специальности 13.03.02 Электрические станции, сети и системы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22декабря 2017 года № 1248 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 13.03.02 Электрические станции, сети и системы»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
01сентября 2022 года № 796 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 октября 2022 года, регистрационный № 70461)
Приказ Министерства образования и науки Республика Бурятия от
26 января 2023 г. N 119 "Об утверждении методических рекомендаций по обновлению основных образовательных программ среднего профессионального
3
образования в соответствии с потребностями работодателей, включая формирование дополнительных компетенций"
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 августа 2022 г. N 762
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"
Приказ Минобрнауки России от 8 апреля 2021 г. № 153 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ
среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 08ноября 2021 г. № 800 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России №
390 от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с
«Положением о практической подготовке обучающихся»);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 6 июля 2015 г. № 428н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по организации эксплуатации электротехнического оборудования тепловой электростанции» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2015 г., регистрационный № 38254);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 октября 2015 г. № 690н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по эксплуатации электротехнического оборудования тепловой электростанции» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05 ноября 2015 г., регистрационный № 39602);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 октября
2022 г. N 605н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по
техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи"
(Зарегистрировано
в
Минюсте
РФ
31
октября
2022
г.
Регистрационный N 70768)
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 августа
2021 г. N 611н"Об утверждении профессионального стандарта "Работник по
обслуживанию оборудования подстанций электрических сетей"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 октября 2021 г. Регистрационный N 65260)
1.3. Цель ППССЗ по специальности
Цель ППССЗ по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и
системы является развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности, а также удовле-
4
творение потребностей общества в фундаментально образованных и гармонично развитых специалистах, владеющих современными технологиями в области соответствующей профессиональной деятельности.
1.4. Срок освоения ППССЗ по специальности
Квалификация,
присваиваемая
выпускникам
образовательной
программы: Техник-электрик
Получение образования по специальности: допускается только в
профессиональной образовательной организации.
Формы обучения: очная.
Объем
программы
по
освоению
программы
среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
одновременным получением среднего общего образования: 5940
академических часов.
Таблица 1
Уровень образования, необ- Наименование квалифика- Срок получения СПО по
ходимый для приема на обу- ции
ППССЗ базовой подготовки
чение по ППССЗ
базовой подготовки
в очной форме получения
образования
основное общее образова- Техник- электрик
3 года 10 месяцев
ние
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой в условиях эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой
образовательной технологии конструирования образовательных программ
среднего профессионального образования в рамках федерального проекта
«Профессионалитет», а так же объём такой образовательной программы могут
быть уменьшены с учетом соответствующей ОПОП, но не более чем на 40
процентов от срока получения образования и объема образовательной программы, установленных ФГОС СПО, за исключением срока получения образования и объема образовательной программы, отведенных на получение
среднего общего образования в пределах образовательной программы
1.5. Объем ППССЗ:
Трудоемкость ППССЗ по специальности 13.02.03 Электрические
станции, сети и системы(базовой подготовки) на базе основного общего
образования составляет 199недель.
Учебные циклы
Обучение
по
дисциплинам
и
междисциплинарным курсам
Учебная практика
Производственная практика
Преддипломная практика
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация
Количество недель
120
часы
4320
9 1/2
18 1/2
4
7
6
342
666
144
252
216
5
Каникулярное время
34
199
5940
Подготовка специалистов по специальности 13.02.03 Электрические
станции, сети и системы осуществляется на базе основного общего образования. В соответствии с п. 3 ст. 68 гл.8 Закона РФ «Об образовании» «получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего
профессионального образования. В этом случае образовательная программа
среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих
федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего
и среднего профессионального образования с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования.
Для реализации общеобразовательной подготовки увеличен нормативный срок освоения ППССЗ для лиц, обучающихся на базе основного общего
образования, на 52 недели (1год) из расчета: теоретическое обучение - 39
недель; промежуточная аттестация - 2 недели; каникулярное время - 11
недель.
Общеобразовательный цикл изучается на первом курсе в объеме 1476
аудиторных часов.
1.6. Требования к абитуриенту:
Основные требования к абитуриенту устанавливаются Правилами приема на обучение по программам СПО ГБПОУ «Гусиноозерского энергетического техникума», по образовательным программам среднего профессионального образования, в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации о
утверждении Порядка приема на обучение по программам среднего профессионального образования.
Прием на ППССЗ по специальности 13.02.03 Электрические станции,
сети и системы при наличии у абитуриента документа об основном общем
образовании или среднем общем образовании в зависимости от образования
базы приема.
Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
2.1.Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников: 20
Электроэнергетика
2.2 Виды профессиональной деятельности выпускника
Квалификация,
присваиваемая
выпускникам
образовательной
программы: Техник-электрик.
6
Соответствие
квалификациям:
профессиональных
Наименование основных видов
деятельности
модулей
Наименование
профессиональных
модулей
Обслуживание электрооборудова- ПМ.01 Обслуживание
ния электрических станций, сетей электрооборудования
и систем
электрических станций,
сетей и систем
Техническая эксплуатация
ПМ.02 Техническая эксэлектрооборудования электричеплуатация электрооборуских станций, сетей и систем
дования электрических
станций, сетей и систем
Контроль и управление технолоПМ.03 Контроль и управгическими процессами
ление технологическими
процессами
Диагностика состояния
ПМ.04 Диагностика соэлектрооборудования электричестояния электрооборудоских станций, сетей и систем
вания электрических станций, сетей и систем
Организация и управление произ- ПМ.05Организация и
водственным подразделением
управление производственным подразделением
Техническое обслуживание слож- ПМ.06 Техническое обного электрооборудования элекслуживание сложного
трических станций, сетей и систем электрооборудования
электрических станций,
сетей и систем
Выполнение работ по одной или
ПМ Выполнение работ по
нескольким профессиям рабочих, одной или нескольким
должностям служащих (приложе- профессиям
ние № 2 к настоящему ФГОС
СПО).
присваиваемым
Наименование квалификации(й) специалиста среднего звена
техник-электрик
осваивается
осваивается
осваивается
осваивается
осваивается
не осваивается
Осваивается одна или несколько квалификаций рабочих:
19929 Электрослесарь по
Электрооборудования;
19848 Электромонтер по обслуживанию
электрооборудования
электростанций.
3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ
ППССЗ (карты компетенций)
Код
компет
енции
3.1 Общие компетенции
Формулировка
компетенции
Знания, умения
7
ОК 01
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.
ОК 02
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовывать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных
областях;
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах; структуру плана
для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска
применять средства информационных технологий для
решения профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение
Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации
современные средства и устройства информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
8
ОК 03
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по
финансовой
грамотности в
различных
жизненных
ситуациях
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и
команде
ОК 05
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
Проявлять
гражданско-
ОК 06
Умения: определять актуальность нормативноправовой
документации
в
профессиональной
деятельности;
применять
современную
научную
определять
и
профессиональную
терминологию;
выстраивать траектории профессионального развития и
самообразования
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности; оформлять бизнесплан; рассчитывать размеры выплат по процентным
ставкам кредитования; определять инвестиционную
привлекательность коммерческих идей в рамках
профессиональной деятельности; презентовать бизнесидею; определять источники финансирования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации;
современная
научная
и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные
банковские продукты
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений
Умения: описывать значимость своей специальности;
применять стандарты антикоррупционного поведения
9
ОК 07
ОК 08
патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
Использовать средства
физической
культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по специальности;
стандарты
антикоррупционного
поведения
и
последствия его нарушения
Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по специальности
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы, задействованные в профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения
Умения:
использовать
физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления
здоровья, достижения жизненных и профессиональных
целей; применять рациональные приемы двигательных
функций
в
профессиональной
деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
характерными
для
данной
перенапряжения,
специальности
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для специальности; средства
профилактики перенапряжения
10
ОК 09
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые),
понимать
тексты
на
базовые
профессиональные темы; участвовать в диалогах на
знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать
и объяснять свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности
11
Основные виды
деятельности
ВД.01 Обслуживание электрооборудования электрических
станций, сетей и систем
Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Проводить
техническое обслуживание электрооборудования
ПК 1.2. Проводить
профилактические
3.2 Профессиональные компетенции
Показатели освоения компетенции
Практический опыт:
- выполнении переключений;
- определении технического состояния электрооборудования;
- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:
- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техническое состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной работы электрооборудования;
- обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;
- восстанавливать электроснабжение потребителей;
- проводить контроль качества ремонтных работ;
- проводить испытания электрооборудования из ремонта определять состав и последовательность
необходимых действий при выполнении работ;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- способы определения работоспособности оборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
- особенности принципов работы нового оборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного
из работы;
- причины возникновения и способы устранения опасности для персонала, выполняющего ремонтные работы;
- мероприятия по восстановлению электроснабжения потребителей электроэнергии;
- оборудование и оснастка для проведения мероприятий по восстановлению электроснабжения;
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений применяемые при обслуживании электрооборудования
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений электрооборудования;
2
осмотры электрооборудования
ПК 1.3. Проводить
работы по монтажу и
демонтажу электрооборудования
ПК 1.4. Проводить
наладку и испытания
электрооборудования
- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:
- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техническое состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной работы электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- способы определения работоспособности оборудования;
- основные виды неисправностей электрооборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного из
работы;
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
Умения:
- выполнять работы по монтажу и демонтажу электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
средства, приспособления для монтажа и демонтажа электрооборудования;
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений электрооборудования;
- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:
- обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;
- проводить испытания и наладку электрооборудования;
Знания:
- способы определения работоспособности оборудования;
- основные виды неисправностей электрооборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
- сроки испытаний защитных средств и приспособлений;
3
ПК 1.5. Оформлять
техническую
документацию по обслуживанию электрооборудования
ПК 1.6. Сдавать и принимать из ремонта
электрооборудование
ВД.02 Техническая
эксплуатация электрооборудования
электрических станций, сетей и систем
ПК 2.1. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования
- причины возникновения и способы устранения опасности для персонала, выполняющего ремонтные работы;
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
Умения:
- составлять технические отчеты по обслуживанию электрооборудования;
Знания:
- правила оформления технической документации в процессе обслуживания электрооборудования;
Практический опыт:
- сдаче и приемке из ремонта электрооборудования;
Умения:
- проводить контроль качества ремонтных работ;
- проводить испытания электрооборудования из ремонта;
Знания:
- виды неисправностей электрооборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного из
работы;
Практический опыт:
- производстве включения в работу и останова оборудования;
- контроле работы устройств релейной защиты, электро-автоматики, дистанционного управления
и сигнализации;
Умения:
- контролировать и управлять режимами работы основного и вспомогательного оборудования;
- определять причины сбоев и отказов в работе оборудования;
- применять справочные материалы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования
подстанций;
Знания:
- назначение, принцип работы основного и вспомогательного оборудования;
- допустимые параметры и технические условия эксплуатации оборудования;
- инструкции по эксплуатации оборудования;
- порядок действий по ликвидации аварий;
- схемы автоматики, сигнализации и блокировок электротехнического оборудования ТЭС;
4
ВД.03 Контроль и
управление технологическими процессами
- способы определения характерных неисправностей и повреждений электрооборудования и
устройств;
- нормы испытаний силовых трансформаторов;
ПК 2.2. Выполнять
Практический опыт:
режимные переклю- оперативных переключениях;
чения в энергоуста- аварийном отключении оборудования в случаях, когда оборудованию или людям угрожает
новках
опасность;
Умения:
- проводить режимные оперативные переключения на электрических станциях, сетях и системах;
Знания:
- схемы электроустановок;
- назначение и принцип действия устройств релейной защиты и автоматики;
ПК 2.3. Оформлять
Практический опыт:
техническую доку- оформлении оперативно-технической документации;
ментацию по эксплуа- Умения:
тации электрообору- составлять техническую документацию по эксплуатации электрооборудования;
дования
Знания:
- правила оформления технической документации по эксплуатации электрооборудования;
ПК 3.1. КонтролироПрактический опыт:
вать и регулировать
- обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
параметры производ- электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
ства электроэнергии
Умения:
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля;
- определять выработку электроэнергии;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации
Знания:
- принцип работы автоматических устройств управления и контроля;
- категории потребителей электроэнергии;
- технологический процесс производства электроэнергии;
- параметры режимов работы электрооборудования;
5
ПК 3.2. Контролировать и регулировать
параметры передачи
электроэнергии
Практический опыт:
- обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
- оценки параметров качества передаваемой электроэнергии;
- регулировании напряжения на подстанциях;
Умения:
- контролировать и корректировать параметры качества передаваемой электроэнергии;
- осуществлять оперативное управление режимами передачи;
- измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети;
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации
Знания:
- способы уменьшения потерь передаваемой электроэнергии;
- методы регулирования напряжения в узлах сети;
- допустимые пределы отклонения частоты и напряжения;
- параметры режимов работы электрооборудования;
ПК 3.3. Контролиро- Практический опыт:
вать распределение - обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
электроэнергии
и электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
управлять им
Умения:
- включать и отключать системы контроля управления;
- обслуживать и обеспечивать бесперебойную работу элементов систем контроля и управления,
автоматических устройств регуляторов;
- измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети;
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации;
Знания:
6
ВД.04 Диагностика
состояния электрооборудования электрических станций,
сетей и систем
- инструкции по диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей; оперативные схемы сетей;
- параметры режимов работы электрооборудования;
ПК 3.4. Оптимизиро- Практический опыт:
вать технологические - соблюдении порядка выполнения оперативных переключений;
процессы в соответ- регулировании параметров работы электрооборудования;
ствии с нагрузкой на
Умения:
оборудование
- обеспечивать экономичный режим работы электрооборудования;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
Знания:
- оптимальное распределение заданных нагрузок между агрегатами;
ПК 3.5. Определять
Практический опыт:
технико-экономиче- расчете технико-экономических показателей;
ские показатели
Умения:
работы элек- определять показатели использования электрооборудования;
трооборудования
Знания:
- методы расчета технических и экономических показателей работы;
ПК 4.1. Определять Практический опыт:
причины неисправно- - устранении и предотвращении неисправностей оборудования; оценке состояния электрооборустей и отказов элек- дования;
трооборудования
Умения:
- пользоваться средствами и устройствами диагностирования; составлять документацию по результатам диагностики;
Знания:
- основные неисправности и дефекты оборудования;
- методы и средства, применяемые при диагностировании;
- сведения по сопротивлению материалов;
- признаки и причины повреждений электрооборудования. правила и нормы испытания изоляции электротехнического оборудования;
- способы определения и устранения характерных неисправностей электротехнического оборудования и устройств;
Практический опыт:
- определении ремонтных площадей;
7
ПК 4.2. Планировать - определении сметной стоимости ремонтных работ;
работы по ремонту - выявлении потребности запасных частей, материалов для ремонта;
электрооборудования Умения:
- определять объемы и сроки проведения ремонтных работ;
- составлять перспективные, годовые и месячные планы ремонтных работ и соответствующие
графики движения ремонтного персонала;
- рассчитывать режимные и экономические показатели энергоремонтного производства;
Знания:
- методы и средства, применяемые при диагностировании;
- годовые и месячные графики ремонта электрооборудования;
- периодичность проведения ремонтных работ всех видов электрооборудования;
- нормативы длительности простоя агрегатов в ремонте, трудоемкости ремонта любого вида, численности ремонтных рабочих и т.п.
- особенности конструкции, принцип работы, основные параметры и технические характеристики ремонтируемого оборудования;
- порядок организации производства ремонтных работ;
ПК 4.3. Проводить и Практический опыт:
контролировать
ре- - проведении особо сложных слесарных операций;
монтные работы
- применении специальных ремонтных приспособлений, механизмов, такелажной оснастки,
средств измерений и испытательных установок;
Умения:
- проводить измерения и испытания электрооборудования и оценивать его состояние по результатам оценок;
- применять методы устранения дефектов оборудования;
- проводить текущие и капитальные ремонты по типовой номенклатуре;
- проводить послеремонтные испытания;
- контролировать технологию ремонта;
- выполнять сложные чертежи, схемы и эскизы, связанные с ремонтом оборудования;
Знания:
- периодичность проведения ремонтных работ всех видов электрооборудования;
- нормативы длительности простоя агрегатов в ремонте, трудоемкости ремонта любого вида, численности ремонтных рабочих и т.п.
- особенности конструкции, принцип работы, основные параметры и технические характеристики ремонтируемого оборудования;
8
- порядок организации производства ремонтных работ;
ВД.05 Организация и
управление
производственным подразделением
ПК 5.1. Планировать
работу
производственного подразделения
ПК 5.2. Проводить инструктажи и осуществлять допуск персонала к работам
ПК 5.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда
Практический опыт:
- анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
- построении организационной структуры управления энергопредприятием или его участком;
Умения:
- анализ результатов работы коллектива в заданной ситуации;
- подготавливать резюме и составлять анкету о приёме на работу;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
Практический опыт:
- разработке должностной инструкции производственного персонала энергопредприятия;
- оформлении наряда-допуска на производство работ в действующих электроустановках;
Умения:
- проведение инструктажа на производство работ;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
Практический опыт:
- анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
- построении организационной структуры управления энергопредприятием или его участком;
Умения:
- выбирать оптимальное решение в заданной нестандартной (аварийной) ситуации;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
Практический опыт:
- анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
9
ПК 5.4. Контролировать выполнение требований пожарной
безопасности
ВД.06 Техническое
обслуживание сложного электрооборудования электрических станций, сетей и
систем
ПК 6.1. Осуществлять
наладку, регулировку
и проверку сложного
электрооборудования
электрических станций, сетей и систем
ПК 6.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание сложного электрооборудования
электрических станций, сетей и систем
- построении организационной структуры управления энергопредприятием или его участком;
Умения:
- выбирать оптимальное решение в заданной нестандартной (аварийной) ситуации;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования.
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- обеспечивать бесперебойную работу сложного электрооборудования станций, сетей;
- проводить испытания и наладку сложного электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы сложного электрооборудования;
- основные виды неисправностей сложного электрооборудования;
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслуживании сложного электрооборудовании;
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техническое состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной работы сложного электрооборудования;
- выполнять работы по монтажу и демонтажу сложного электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы сложного электрооборудования;
- основные виды неисправностей сложного электрооборудования;
- средства, приспособления для монтажа и демонтажа сложного электрооборудования;
10
ПК 6.3. Осуществлять
испытания
нового
сложного электрооборудования электрических станций, сетей и
систем
ПК 6.4. Вести отчетную документацию по
испытаниям нового
сложного электрооборудования электрических станций, сетей и
систем
Выполнение работ по
одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих1
Электрослесарь
по
ремонту
электрооборудования
электростанций
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслуживании сложного электрооборудовании;
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- проводить испытания и наладку сложного электрооборудования;
- проводить испытание нового сложного электрооборудования;
Знания:
- особенности принципов работы нового сложного оборудования;
- средства, приспособления для монтажа и демонтажа сложного электрооборудования;
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- составлять технические отчеты по обслуживанию сложного электрооборудования;
Знания:
- правила оформления технической документации в процессе обслуживания сложного электрооборудования;
Практический опыт:
- выполнения отдельных несложных работ по ремонту электрооборудования;
- выполнения простейших измерений;
- выполнения работ по осмотру и техническому обслуживанию электрического оборудования.
Умения:
- выполнять чистку контактов и контактных поверхностей;
- выполнять очистку электрооборудования с частичной разборкой, промывкой и протиркой деталей;
- подключать и отключать электрооборудование и выполнять простейшие измерения;
- работать электроинструментом;
- правильно организовывать и содержать рабочее место, экономно расходовать материалы, инструмент и электроэнергию;
- производить расчет электрического оборудования;
1
Программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно
11
- выполнять отдельные несложные работы по обслуживанию электрооборудования под руководством электромонтера более высокой квалификации;
- прокладывать установочные провода и кабели;
- выполнять простые слесарные и монтажные работы при ремонте электрооборудования;
- выполнять монтаж и ремонт распределительных коробок, клеммников, предохранительных
щитков и осветительной арматуры;
- выполнять разделку, сращивание, изоляцию и пайку проводов напряжением до 1000 В;
- выполнять такелажные работы с применением простых грузоподъемных средств и кранов,
управляемых с пола;
- выполнять проверку и измерения мегомметром сопротивления изоляции распределительных
сетей, статоров и роторов электродвигателей, обмоток трансформаторов, вводов и выводов кабелей;
- организовывает обслуживание и ремонт электрического оборудования;
- пользуется оборудованием, приспособлениями и инструментом для ремонта;
- соблюдает правила безопасности, противопожарные правила.
Знания:
-классификацию, конструкции, технические характеристики и области применения электрического оборудования;
- наименование, назначение и правила пользования применяемым рабочим и контрольно-измерительным инструментом и основные сведения о производстве и организации рабочего места;
- типовые технологические процессы и оборудование при эксплуатации, обслуживании, ремонте
и испытаниях электрического оборудования;
- прогрессивные технологии ремонта электрического оборудования;
- устройство и принцип работы электродвигателей, генераторов, трансформаторов, коммутационной и пусковой аппаратуры, аккумуляторов и электроприборов;
- методы и оборудование диагностики и контроля технического состояния электрического оборудования;
- правила и способы монтажа и ремонта электрооборудования в объеме выполняемых работ;
- приемы и способы замены, сращивания и пайки проводов низкого напряжения;
- приемы и последовательность производства такелажных работ;
- порядок организации ремонта электрического оборудования;
- основные виды электрических материалов, их свойства и назначение;
- правила оказания первой помощи при поражении электрическим током;
- способы монтажа и наладки приборов автоматизации;
12
- правила техники безопасности и электробезопасности при обслуживании электроустановок в
объеме квалификационной группы 2
Электромонтер по об- Практический опыт:
служиванию электро- - проведения работ по обслуживанию и обеспечению бесперебойной и экономичной работы элекоборудования элек- трооборудования электростанций;
тростанций
Умения:
- обслуживания электрооборудования электростанции и обеспечения его бесперебойной и экономичной работы.
- обеспечения контроля за состоянием релейной защиты, дистанционного управления, сигнализации и электроавтоматики.
- проведения оперативных переключений в распределительных устройствах.
- перевода генераторов с водородного охлаждения на воздушное и наоборот.
- проверки мегомметром состояния изоляции электрооборудования.
- проведения измерений электрических параметров электроизмерительными клещами.
- выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования.
- ликвидация аварийных ситуаций на электрооборудовании.
- вывода электрооборудования в ремонт, подготовки рабочих мест и допуск рабочих для производства ремонтных или наладочных работ и ввода оборудования в работу.
Знания:
- назначения и устройства электрооборудования;
- электрических схем распределительных устройств электростанции;
- устройства и назначения средств измерений электрических параметров, выпрямителей переменного тока, установок тока высокой частоты; назначение, принцип действия и схемы релейной защиты, электроавтоматики, сигнализации;
- способы обнаружения мест повреждения электрооборудования;
- расположение и технические характеристики основного и вспомогательного оборудования
электростанции;
- технологический процесс производства тепловой и электрической энергии;
- технологии энергосбережения;
- основы электротехники;
-элементарные основы теплотехники.
13
14
4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ППКРС
4.1. Календарный учебный график
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.2. Учебный план
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей
https://gusteh.profiedu.ru/org-info/education-annotation?id=378
4.4. Рабочие программы учебной и производственной практик
https://gusteh.profiedu.ru/org-info/education-annotation?id=378
5. PECУPCHOE ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1. Кадровое обеспечение
Реализация
образовательной
программы
обеспечивается
педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами,
привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях
гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика и имеющих стаж
работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации
должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика, не реже 1 раза в 3 года с
учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным
значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных
модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности 20 Электроэнергетика, в общем числе педагогических
работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных
модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Библиотечный фонд образовательной организации должен имеет уком-
15
плектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов, обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической
документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями,
адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
5.3. Материально-техническое обеспечение
5.3.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной
программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего
контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной
работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими
средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных
стандартов.
Кабинеты:
Гуманитарных дисциплин
Истории
Психологии общения
Иностранного языка
Математики
Инженерной графики
Экологии природопользования
Материаловедения
Метрологии, стандартизации и сертификации
Охраны труда
Технической механики
Электротехники и электроники
Информационных технологий в профессиональной деятельности
Безопасности жизнедеятельности
Основ экономики
Лаборатории:
Электротехники и электроники
16
Эксплуатации и ремонта электрических станций, сетей и систем
Электрооборудования электрических станций, сетей и систем
Релейной защиты, автоматики электроэнергетических систем
Электрических машин и трансформаторов
Технической механики
Мастерские:
Слесарно-механическая
Электромонтажная
Полигоны:
- Электрооборудования станций и подстанций
Спортивный зал
Залы:
Читальный зал с выходом в Интернет
Библиотека
5.3.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз
практики по специальности.
Образовательная организация, реализующая программу по специальности
13.02.03 Электрические станции, сети и системы должна располагать
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической
работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально
необходимый для реализации ООП перечень материально-технического
обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение лабораторий
Лаборатория Электротехники и электроники:
- комплект учебно-методической документации;
- образцы измерительных приборов;
- схемы по автоматизированным системам управления;
- лабораторные стенды по измерительной технике, для изучения цепей
постоянного тока, цепей переменного тока, проведению электроизмерений и др.;
-цифровые осциллографы по типу АКИП 4115/2А.
- рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения работ
бригадами по 3-4 человека.
Лаборатория Эксплуатации и ремонта электрооборудования
электрических станций, сетей и систем:
17
комплект учебно-методической документации;
лабораторный стенд для исследования режимов работы нейтралей
трансформаторов;
лабораторный стенд по типу «Распределительные сети систем
электроснабжения» для измерения показателей качества электрической
энергии и изучения регулирования напряжения путем поперечной и
продольной
компенсации
реактивной
мощности
с
помощью
конденсаторной батареи;
лабораторные стенды и установки для измерения сопротивления
электрооборудования, измерения сопротивления заземляющего устройства,
измерения переходного сопротивления контактов, определения места
повреждения в кабельной линии, определения распределения напряжения
по гирлянде изоляторов, измерения емкости, коэффициента абсорбции
изоляции, тангенса угла диэлектрических потерь жидкого диэлектрика,
вводов трансформаторов и коммутационных аппаратов;
испытательные установки повышенного напряжения;
установки постоянного и переменного тока для определения пробивного
напряжения твердых диэлектриков;
образцы диэлектриков;
тренажеры или стенды по оперативным переключениям и по отработке
действий персонала при ликвидации аварий;
средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током;
оперативная документация;
компьютеры для выполнения виртуальных лабораторных работ при
отсутствии лабораторных стендов. Рабочие места по количеству
обучающихся.
Лаборатория Электрооборудования электрических станций, сетей и
систем:
комплект учебно-методической документации;
действующие коммутационные аппараты: разъединители внутренней и
наружной установки, короткозамыкатель, отделитель, выключатели масляные с электромагнитным и ручным приводом, выключатели электромагнитный и вакуумный;
промышленные образцы электрооборудования: предохранители напряжением выше 1 кВ, ограничители перенапряжений, вентильный разрядник;
промышленные образцы измерительных трансформаторов тока и напряжения;
макеты воздушных и элегазовых выключателей;
лабораторные стенды для проведения исследований генераторов постоянного тока параллельного и смешанного возбуждения, двигателей постоянного тока параллельного и смешанного возбуждения, трехфазного синхронного генератора и синхронного двигателя, асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором;
18
лабораторный стенд для определения коэффициента трансформации и
групп соединения обмоток трансформатора;
каталоги, плакаты, планшеты и нормативная документация;
средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током;
документацией по технике безопасности;
приборы и устройства для определения уровня освещенности поверхности,
прозвонки жил кабеля и их маркировки.
Рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения работ
бригадным методом по 3-4 человека.
Лаборатория Релейной защиты, автоматики электроэнергетических
систем:
комплект учебно-методической документации;
образцы реле и аппаратуры вторичной коммутации;
схемы релейной защиты;
лабораторные стенды по релейной защите по типу: «Исследование схем
соединения обмоток трансформаторов тока и реле», «Испытание
электромагнитных реле тока и напряжения», «Испытание промежуточных,
указательных реле и реле времени», «Настройка уставок и проверка работы
ступенчатой токовой защиты линии», «Испытание направленной
максимальной токовой защиты на постоянном оперативном токе»,
«Настройка и проверка работы дифференциальной поперечной зашиты
линий», «Испытание защиты кабельной линии от замыканий на землю»,
«Испытание дифференциального реле РНТ-565», «Проверка работы
дифференциальной защиты трансформатора», «Настройка и проверка
работы защиты асинхронного двигателя от КЗ и перегрузок»;
компьютеры для выполнения виртуальных лабораторных работ при
отсутствии лабораторных стендов.
- рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения работ
бригадами по 3-4 человека;
Лаборатория Электрических машин и трансформаторов:
комплект учебно-методической документации, лабораторные стенды для
проведения исследований генераторов постоянного тока параллельного и
смешанного возбуждения, двигателей постоянного тока параллельного и
смешанного возбуждения, трехфазного синхронного генератора и синхронного двигателя, асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, лабораторный стенд для определения коэффициента трансформации и групп
соединения обмоток трансформатора, макеты, каталоги и промышленные
образцы электрооборудования, плакаты, планшеты и нормативная документация, средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током, документация по технике безопасности, рабочие места по количеству
обучающихся, с учетом выполнения работ бригадами по 3-4 человека.
Лаборатория Технической механики:
19
1. Универсальная испытательная машина УММ-5;2. Машина разрывная Р5;
3. Машина для испытаний на кручение;
4. Тензометры рычажные;
5. Приспособление для испытаний на сжатие (шаровая опора) для установки
на универсальной испытательной машине;
6. Индикаторный угломер для установки на образец при испытаниях на кручение;
7. Измерительные инструменты
8. Плакаты;
9. Оверхед – проектор и компьютер.
Оснащение мастерских
Мастерская «Слесарно-механическая»
Оборудование Слесарно-механической мастерской и рабочих мест мастерской:
- верстак слесарный, оборудованный тисами и защитным экраном. Количество рабочих мест не менее 15;
- станки настольно-сверлильные, заточные и т.д. Количество не менее 1
станка каждого вида;
- набор слесарных и измерительных инструментов, приспособления для
правки и рихтовки (не менее 15 комплектов);
- заготовки для выполнения слесарных работы;
- технологические карты выполнения работ;
- набор плакатов.
Мастерская «Электромонтажная»
Оборудование Электромонтажной мастерской и рабочих мест мастерской:
- рабочее место слесаря (верстак, тиски);
- электрофицированные стенды;
- электротельфер г/п 2 тн;
- рабочие места для пайки;
- инверторный сварочный аппарат;
- станок сверлильный;
- станок наждачный;
- электрогенератор;
- приточно-вытяжная вентиляция;
- коммутационные аппараты до 1000В (предохранители, рубильники,
пакетные переключатели, кнопочные станции, контакторы и магнитные
пускатели, автоматические выключатели);
- стенды-тренажеры для выполнения электромонтажных работ;
- образцы проводов и кабелей;
- осветительные установки различного вида;
- сварочная установка;
- распределительные щиты;
20
- электромонтажный инструмент и приспособления;
- средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током,
документация по технике безопасности.
Полигон Электрооборудования станций и подстанций:
- опоры железобетонные с линией электропередачи 10 кВ; 0,4 кВ;
- комплектная трансформаторная подстанция КТП 10/0,4 кВ;
- линейный разъединитель 10 кВ;
- силовой трансформатор ТМ-6300/10;
- траверсы;
- изоляторы.
Оснащение рабочего места для проведения демонстрационного экзамена
по типовому заданию.
1. Бланки наряда-допуска.
2. Маломасляный выключатель ВМП-10П.
3. Разъединитель РЛНД-10 -1З (с приводом).
4. Спецодежда - термостойкий костюм.
5. Защитные средства (перчатки, каска).
6. Диэлектрический коврик.
7. Изолирующие клещи.
Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных
материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, в том числе оборудования и инструментов, используемых при проведении чемпионатов Профессионалы и указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации.
Производственная практика реализуется в организациях электро- и теплоэнергетического профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области в деятельности 20 Электроэнергетика.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования.
Практика является обязательным разделом ООП. Она представляет собой вид
учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие
практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
6.
XAPAKTEPИCTИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕСОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЬІХ
21
КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНІИКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Условия организации воспитания определяются образовательной
организацией.
Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы
осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утвержденных с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе
эффективности и практическом опыте.
Для реализации Программы определены следующие формы воспитательной
работы с обучающимися:
– информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания,
собрания и т.д.)
– массовые и социокультурные мероприятия;
– спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
–деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
– психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;
– научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады,
чемпионаты и др);
– профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы,
квесты, экскурсии и др.);
– опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся.
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся
и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к
общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения
сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих на практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего
равные условия для развития обучающихся профессиональной образовательной
организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной
организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров,
необходимых для устойчивого развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности
процесса воспитания.
Программа разработана в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
22
7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮІЦИМИСЯ ППССЗ
7.1. Программа государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной
для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего
курса обучения по направлению подготовки специалистов среднего звена
13.02.01. Тепловые электрические станции. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС.
«ГИА проходится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы).
Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего
звена, сдают демонстрационный экзамен и выполняют дипломный проект (работу). Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (работы) образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ОПОП».
Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации.
При проведении демонстрационного экзамена в составе ГЭК создается экспертная группа из числа лиц, приглашенных из сторонних организаций и обладающих профессиональными знаниями, навыками и опытом в сфере, соответствующей профессии или специальности среднего профессионального образования или
укрупненной группы профессий и специальностей, по которой проводится демонстрационный экзамен (далее соответственно - экспертная группа, эксперты).
Демонстрационный экзамен базового уровня проводится с использованием
единых оценочных материалов, включающих в себя конкретные комплекты оценочной документации, варианты заданий и критерии оценивания (далее - оценочные материалы), разрабатываемых организацией, определяемой ему организаций
(далее - оператор)».
Выпускникам, не прошедшим ГИА по уважительной причине, в том числе
не явившимся по уважительной причине для прохождения одного из аттестационных испытаний, предусмотренных формой ГИА (далее - выпускники, не прошедшие ГИА по уважительной причине), предоставляется возможность пройти
ГИА, в том числе не пройденное аттестационное испытание (при его наличии),
без отчисления из образовательной организации».
Фонд оценочные средства для проведения ГИА
https://gusteh.profiedu.ru/?section_id=6019
8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
23
Переход к компетентностной модели предусматривает участие работодателей, как в разработке образовательной программы, так и в контроле качества ее
освоения.
При разработке ППКРС техникум учитывает запросы работодателей:
- ведущие специалисты работодателей привлекаются в качестве внештатных экспертов программ государственной итоговой аттестации и промежуточной
аттестации, для согласования фондов оценочных средств промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации;
- представители работодателей привлекаются в качестве внешних экспертов
при проведении промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным
модулям;
- с представителями работодателей согласовывается программа государственной итоговой аттестации. Представители работодателей включаются в состав Государственной экзаменационной комиссии;
- по согласованию с работодателями формируется вариативная часть;
- работодатели предоставляют производственную базу для организации и
проведения всех видов практик, дают характеристики обучающимся после прохождения практики.
9.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С OB3
Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся в
ГБПОУ «ГЭТ» с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
24