Программа подготовки специалистов среднего звена 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) - заочная 2024-2028

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом ЕБПОУ ТЭТ
(протокол № у / от «О0> 04 201 4 )

Программа подготовки специалистов среднего звена
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
ФГОС СПО утверждён приказом Министерства образования и науки РФ
от 17. 12.2020 г. № 69 (с изменениями и дополнениями от 17 декабря 2020 г.)

Квалификация выпускника - бухгалтер
Форма обучения - заочная
Нормативный срок обучения:
на базе среднего общего образования 2 г 10 м

Гусиноозерск, 2024

Разработчики ППССЗ:

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Обсуждено на заседании ПЦК от «<$(г »
Председатель ПЦК

C r t ^______ /

(протокол № / с
/ У-

)

___________ /

расшифровка

Согласовано:
Зам. директора по УР

Заведующая методическим
кабинетом

___/ Т.В. Славко /

/

kisx

г

СУ »

^ С 2 ОЦт

Настоящая ОПОП СПО по специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям) разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям)», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от
5 февраля 2018 г. № 69 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (с
изменениями и дополнениями от 17 декабря 2020 г.) (далее – ФГОС СПО).
ОПОП определяет объем и содержание среднего профессионального
образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям),

результаты

освоения

образовательной деятельности.

образовательной

программы,

условия

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.
2.1.
2.2.
3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
6.

7.
7.1.
8.
9.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Назначение ППССЗ по специальности
Нормативные документы для разработки ППССЗ по специальности
Цель ППССЗ
Сроки освоения ППССЗ
Объем ППССЗ
Требования к абитуриенту
ХАРАКТЕРИСТІІКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКА
Область профессиональной деятельности выпускника
Виды профессиональной деятельности выпускника
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ
ППССЗ
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУІОЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ
Календарный учебный график
Учебный план
Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей
Рабочие программы учебной и производственной практик
PECУPCHOE ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
Кадровое обеспечение
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Материально-техническое обеспечение
XAPAKTEPИCTИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЬІХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНІИКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮІЦИМИСЯ ППССЗ
Программа государственной итоговой аттестации
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С
OB3

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение ППССЗ по специальности
Программа подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ),
реализуемая в Государственном бюджетном профессиональном образовательном
учреждении «Гусиноозерский энергетический техникум» (далее – ГБПОУ «ГЭТ»)
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет реализуется по
программе базовой подготовки на базе среднего общего образования.
ППССЗ представляет собой систему документов, разработанную и
утвержденную ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» с учетом
требований регионального рынка труда на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (ФГОС СПО), утвержденного Приказом Министерства образования
и науки РФ от 5 февраля 2018 г. № 69 (с изменениями и дополнениями от 17
декабря 2020 г.)
ППССЗ регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание, условия
и технологии организации образовательного процесса, оценку качества
подготовки выпускника по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский
учет и включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин,
профессиональных модулей, производственной (преддипломной) практики и
другие методические материалы, обеспечивающие качественную подготовку
обучающихся.
ППССЗ ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания
учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих
программ
профессиональных
модулей,
программы
производственной
(преддипломной) практики, методических материалов, обеспечивающих качество
подготовки обучающихся.
ППССЗ реализуется в совместной образовательной, научной,
производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и
работников образовательной организации.

Нормативные документы для разработки ППССЗ по
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении
Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их
экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки России от 5 февраля 2018 г. № 69 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям)» (с изменениями и дополнениями от 17 декабря
2020 г.);
- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным

программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5
августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о
практической подготовке обучающихся»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
21 февраля 2019 г. № 103н «Об утверждении профессионального стандарта
«Бухгалтер».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
19 октября 2015 г. № 728н «Об утверждении профессионального стандарта
«Аудитор».
1.2. Цель ППССЗ по специальности
Цель ППССЗ по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
является развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование
общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с
требованиями ФГОС СПО по данной специальности, а также удовлетворение
потребностей общества в фундаментально образованных и гармонично развитых
специалистах,
владеющих
современными
технологиями
в
области
соответствующей профессиональной деятельности.
1.3. Срок освоения ППССЗ по специальности
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
бухгалтер
Получение образования по специальности: допускается только в
профессиональной образовательной организации.
Формы обучения: заочная.
Объем программы по освоению программы среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с одновременным получением
среднего общего образования: 5940 академических часов.
Таблица 1
Уровень
образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ
среднее общее образование

Наименование
квалификации
базовой подготовки
бухгалтер

Срок получения СПО по
ППССЗ базовой подготовки
в заочной форме получения
образования
2 года 10 месяцев

Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой в
условиях эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой
образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего
профессионального
образования
в
рамках
федерального
проекта
«Профессионалитет», а так же объём такой образовательной программы могут быть
уменьшены с учетом соответствующей ОПОП, но не более чем на 40 процентов от
срока получения образования и объема образовательной программы, установленных
ФГОС СПО, за исключением срока получения образования и объема
образовательной программы, отведенных на получение среднего общего
образования в пределах образовательной программы

1.4. Объем ППССЗ:
Трудоемкость ППССЗ по специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (базовой подготовки) на базе основного общего образования
составляет 199 недель.
Учебные циклы
Обучение
по
дисциплинам
и
междисциплинарным курсам
Учебная практика
Производственная практика
Преддипломная практика
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация
Каникулярное время

Количество недель
125

часы
4500

5
18
4
7
6
34
199

180
648
144
252
216
5940

1.5. Требования к абитуриенту:
Основные требования к абитуриенту устанавливаются Правилами приема
на обучение по программам СПО ГБПОУ «Гусиноозерского энергетического
техникума», по образовательным программам среднего профессионального
образования, в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации о
утверждении Порядка приема на обучение по программам среднего
профессионального образования.
Прием на ППССЗ по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский
учет при наличии у абитуриента документа об среднем общем образовании.
Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
2.1.Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников: 08 Финансы и
экономика
2.2 Виды профессиональной деятельности выпускника
Квалификация,
присваиваемая
выпускникам
образовательной
программы: бухгалтер.
Соответствие видов деятельности профессиональным модулям
и присваиваемой квалификации:

Наименование основных видов
деятельности
Документирование хозяйственных

Наименование профессиональных
модулей
ПМ.01

Документирование

Квалификация
бухгалтер,
специалист по
налогообложению
осваивается

операций и ведение
бухгалтерского учета активов
организации
Ведение бухгалтерского учета
источников формирования
активов, выполнение работ по
инвентаризации активов и
финансовых обязательств
организации
Проведение расчетов с бюджетом
и внебюджетными фондами
Составление и использование
бухгалтерской (финансовой)
отчетности
Осуществление налогового учета и
налогового планирования в
организации
Выполнение работ по должности
служащего «кассир»

хозяйственных операций и ведение
бухгалтерского учета активов
организации
ПМ.02 Ведение бухгалтерского
учета источников формирования
активов, выполнение работ по
инвентаризации
активов
и
финансовых
обязательств
организации
ПМ.03 Проведение расчетов с
бюджетом и внебюджетными
фондами
ПМ.04
Составление
и
использование
бухгалтерской
(финансовой) отчетности
ПМ.05 Осуществление налогового
учета и налогового планирования в
организации
ПМ.06 Выполнение работ по
должности служащего «кассир»

осваивается

осваивается

осваивается

осваивается

Кассир

Код
компетенции

КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ
ППССЗ
3.1 Общие компетенции

ОК 01

Формулировка
компетенции

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

Знания, умения

Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять ее
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовывать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных областях; методы работы в профессиональной
и смежных сферах; структуру плана для решения задач;
решения
задач
порядок
оценки
результатов
профессиональной деятельности
Осуществлять поиск,
Умения: определять задачи для поиска информации;
анализ и
определять необходимые источники информации;
интерпретацию
планировать
процесс
поиска;
структурировать
информации,
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
необходимой для
значимое в перечне информации; оценивать
выполнения задач
практическую
значимость
результатов
поиска;
профессиональной
оформлять результаты поиска
деятельности
Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации
Планировать и
Умения: определять актуальность нормативнореализовывать
правовой
документации
в
профессиональной
собственное
деятельности; применять современную научную
профессиональное и
профессиональную терминологию; определять и
личностное развитие
выстраивать траектории профессионального развития и
самообразования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации;
современная
научная
и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
Работать в коллективе Умения: организовывать работу коллектива и команды;
и команде, эффективно взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
взаимодействовать с
клиентами в ходе профессиональной деятельности
коллегами,
Знания: психологические основы деятельности
руководством,
коллектива, психологические особенности личности;
клиентами
основы проектной деятельности
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного контекста
Проявлять
гражданско-

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений

Умения: описывать значимость своей специальности;
применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07

патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 08

Использовать средства
физической культуры
для
сохранения
и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

ОК 09

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

ОК 10

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках

Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по специальности;
стандарты
антикоррупционного
поведения
и
последствия его нарушения

Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по специальности
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы, задействованные в профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения
Умения:
использовать
физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления
здоровья, достижения жизненных и профессиональных
целей; применять рациональные приемы двигательных
функций
в
профессиональной
деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными
для
данной
специальности
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для специальности; средства
профилактики перенапряжения
Умения: применять средства информационных
технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства
информатизации;
порядок
их
применения
и
программное обеспечение в профессиональной
деятельности
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые),
понимать
тексты
на
базовые
профессиональные темы; участвовать в диалогах на
знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать
и объяснять свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы

ОК 11

Использовать знания
по финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере

Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности
Умения: выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия
собственного дела в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат
по процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную привлекательность коммерческих
идей в рамках профессиональной деятельности;
презентовать бизнес-идею; определять источники
финансирования
Знания: основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности; правила разработки
бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты

3.2 Профессиональные компетенции
Основные виды
Код и наименование
деятельности
компетенции
ВД 1.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные
Документирование
бухгалтерские документы
хозяйственных
операций и ведение
бухгалтерского учета
активов организации

Показатели освоения компетенции

Практический опыт:
в документировании хозяйственных операций и ведении бухгалтерского учета активов организации
Умения:
принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное
доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
принимать первичные бухгалтерские документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного
документа, подписанного электронной подписью;
проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных
реквизитов;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
организовывать документооборот;
разбираться в номенклатуре дел;
заносить данные по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета;
передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного
срока хранения;
исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах
Знания:
общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий
и операций;
понятие первичной бухгалтерской документации;
определение первичных бухгалтерских документов;
формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного
учетного документа;
порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, формальной проверки
документов, проверки по существу, арифметической проверки;
принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
порядок составления регистров бухгалтерского учета;
правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации
ПК
1.2.
Разрабатывать
и Практический опыт:
согласовывать с руководством в документировании хозяйственных операций и ведении бухгалтерского учета активов

организации рабочий план счетов организации
бухгалтерского учета организации
Умения:
анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций;
обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
конструировать поэтапно рабочий план счетов бухгалтерского учета организации
Знания:
сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций;
теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансовохозяйственной деятельности организации;
инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и
структуре;
два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию
финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета
ПК 1.3. Проводить учет денежных Практический опыт:
средств, оформлять денежные и в документировании хозяйственных операций и ведении бухгалтерского учета активов
кассовые документы
организации
Умения:
проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным
счетам;
оформлять денежные и кассовые документы;
заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию
Знания:
учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию
ПК
1.4.
Формировать Практический опыт:
бухгалтерские проводки по учету в ведении бухгалтерского учета активов организации
активов организации на основе Умения:
рабочего
плана
счетов проводить учет основных средств;

бухгалтерского учета

проводить учет нематериальных активов;
проводить учет долгосрочных инвестиций;
проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
проводить учет материально-производственных запасов;
проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
проводить учет готовой продукции и ее реализации;
проводить учет текущих операций и расчетов;
проводить учет труда и заработной платы;
проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет кредитов и займов
Знания:
понятие и классификацию основных средств;
оценку и переоценку основных средств;
учет поступления основных средств;
учет выбытия и аренды основных средств;
учет амортизации основных средств;
особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
понятие и классификацию нематериальных активов;
учет поступления и выбытия нематериальных активов;
амортизацию нематериальных активов;
учет долгосрочных инвестиций;
учет финансовых вложений и ценных бумаг;
учет материально-производственных запасов:
понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
учет материалов на складе и в бухгалтерии;
синтетический учет движения материалов;
учет транспортно-заготовительных расходов;
учет затрат на производство и калькулирование себестоимости:
систему учета производственных затрат и их классификацию;
сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
учет потерь и непроизводственных расходов;
учет и оценку незавершенного производства;
калькуляцию себестоимости продукции;
характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
технологию реализации готовой продукции (работ, услуг);
учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);

ВД
2.
Ведение
бухгалтерского учета
источников
формирования активов,
выполнение работ по
инвентаризации
активов и финансовых
обязательств
организации

ПК
2.1.
Формировать
бухгалтерские проводки по учету
источников активов организации
на основе рабочего плана счетов
бухгалтерского учета

ПК 2.2. Выполнять поручения
руководства в составе комиссии
по инвентаризации активов в
местах их хранения

учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами
Практический опыт:
в ведении бухгалтерского учета источников формирования активов
Умения:
рассчитывать заработную плату сотрудников;
определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
проводить учет нераспределенной прибыли;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет уставного капитала;
проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
проводить учет кредитов и займов
Знания:
учет труда и его оплаты;
учет удержаний из заработной платы работников;
учет финансовых результатов и использования прибыли;
учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;
учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;
учет нераспределенной прибыли;
учет собственного капитала:
учет уставного капитала;
учет резервного капитала и целевого финансирования;
учет кредитов и займов
Практический опыт:
выполнении работ по инвентаризации активов и обязательств организации
Умения:
определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения
инвентаризации активов;
пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации активов;
давать характеристику активов организации
Знания:
нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения инвентаризации активов и
обязательств;
основные понятия инвентаризации активов;

ПК 2.3. Проводить подготовку к
инвентаризации
и
проверку
действительного
соответствия
фактических
данных
инвентаризации данным учета

ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских
проводках зачет и списание
недостачи
ценностей
(регулировать
инвентаризационные разницы) по
результатам инвентаризации

характеристику объектов, подлежащих инвентаризации;
цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
задачи и состав инвентаризационной комиссии;
процесс подготовки к инвентаризации, порядок подготовки регистров аналитического учета по
объектам инвентаризации;
перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой
для проведения инвентаризации
Практический опыт:
выполнении работ по инвентаризации активов и обязательств организации
Умения:
готовить регистры аналитического учета по местам хранения активов и передавать их лицам,
ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для
проведения инвентаризации;
составлять инвентаризационные описи;
проводить физический подсчет активов
Знания:
приемы физического подсчета активов;
порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских
проводках;
порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее
результатов в бухгалтерских проводках
Практический опыт:
выполнении работ по инвентаризации активов организации
Умения:
формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи активов, выявленных в ходе
инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94
"Недостачи и потери от порчи ценностей";
формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их
возникновения
Знания:
формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе
инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи
и потери от порчи ценностей";
формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их
возникновения

ПК 2.5. Проводить процедуры Практический опыт:
инвентаризации
финансовых выполнении работ по инвентаризации обязательств организации
обязательств организации
Умения:
выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских
проводках;
выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в
бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и
отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
проводить выверку финансовых обязательств;
участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
проводить инвентаризацию расчетов;
определять реальное состояние расчетов;
выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию
задолженности с должников либо к списанию ее с учета;
проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого
финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98)
Знания:
порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
порядок инвентаризации расчетов;
технологию определения реального состояния расчетов;
порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к
взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета;
порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей;
порядок ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества;
порядок выполнения работ по инвентаризации активов и обязательств
ПК 2.6. Осуществлять сбор Практический опыт:
информации
о
деятельности в выполнении контрольных процедур и их документировании
объекта внутреннего контроля по Умения:
выполнению требований правовой проводить сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению
и нормативной базы и внутренних требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов
регламентов
Знания:
методы сбора информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению
требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов
ПК 2.7. Выполнять контрольные Практический опыт:
процедуры
и
их в выполнении контрольных процедур и их документировании;
документирование, готовить и в подготовке оформления завершающих материалов по результатам внутреннего контроля

оформлять
завершающие Умения:
материалы
по
результатам составлять акт по результатам инвентаризации;
внутреннего контроля
составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии
средств данным бухгалтерского учета;
выполнять контрольные процедуры и их документирование, готовить и оформлять завершающие
материалы по результатам внутреннего контроля
Знания:
порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия
данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
процедуру составления акта по результатам инвентаризации
ВД 3. Проведение ПК
3.1.
Формировать Практический опыт:
расчетов с бюджетом и бухгалтерские
проводки
по в проведении расчетов с бюджетом
внебюджетными
начислению и перечислению Умения:
фондами
налогов и сборов в бюджеты определять виды и порядок налогообложения;
различных уровней
ориентироваться в системе налогов Российской Федерации;
выделять элементы налогообложения;
определять источники уплаты налогов, сборов, пошлин;
оформлять бухгалтерскими проводками начисления и перечисления сумм налогов и сборов;
организовывать аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам";
заполнять платежные поручения по перечислению налогов и сборов

ПК 3.2. Оформлять платежные
документы для перечисления
налогов и сборов в бюджет,
контролировать их прохождение
по расчетно-кассовым банковским
операциям

Знания:
виды и порядок налогообложения;
систему налогов Российской Федерации;
элементы налогообложения;
источники уплаты налогов, сборов, пошлин;
оформление бухгалтерскими проводками начисления и перечисления сумм налогов и сборов;
аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам"
Практический опыт:
в проведении расчетов с бюджетом
Умения:
выбирать для платежных поручений по видам налогов соответствующие реквизиты;
выбирать коды бюджетной классификации для определенных налогов, штрафов и пени;
пользоваться образцом заполнения платежных поручений по перечислению налогов, сборов и
пошлин
Знания:
порядок заполнения платежных поручений по перечислению налогов и сборов;
правила заполнения данных статуса плательщика, идентификационный номер налогоплательщика

ПК
3.3.
Формировать
бухгалтерские
проводки
по
начислению и перечислению
страховых
взносов
во
внебюджетные
фонды
и
налоговые органы

(далее - ИНН) получателя, код причины постановки на учет (далее - КПП) получателя,
наименования налоговой инспекции, код бюджетной классификации (далее - КБК),
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (далее ОКТМО),
основания платежа, налогового периода, номера документа, даты документа, типа платежа;
коды бюджетной классификации, порядок их присвоения для налога, штрафа и пени;
образец заполнения платежных поручений по перечислению налогов, сборов и пошлин
Практический опыт:
в проведении расчетов с бюджетом и с внебюджетными фондами
Умения:
проводить учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
определять объекты обложения для исчисления страховых взносов, формировать отчеты по
страховым взносам в ФНС России и государственные внебюджетные фонды;
применять порядок исчисления и соблюдать сроки уплаты страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование;
применять особенности зачисления сумм страховых взносов в бюджеты бюджетной системы
Российской Федерации;
оформлять бухгалтерскими проводками начисление и перечисление сумм страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование;
осуществлять аналитический учет по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию";
проводить начисление и перечисление взносов на страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
использовать средства внебюджетных фондов по направлениям, определенным
законодательством
Знания:
учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
аналитический учет по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию";
сущность и структуру страховых взносов, регулируемых Налоговым кодексом российской
Федерации;
объекты обложения для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством, на обязательное медицинское страхование;
порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством, на обязательное медицинское страхование;
порядок и сроки представления отчетности в системе ФНС России и внебюджетного фонда;
особенности зачисления сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

ПК 3.4. Оформлять платежные
документы
на
перечисление
страховых
взносов
во
внебюджетные
фонды
и
налоговые
органы,
контролировать их прохождение
по расчетно-кассовым банковским
операциям

оформление бухгалтерскими проводками начисления и перечисления сумм страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование;
начисление и перечисление взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
использование средств внебюджетных фондов
Практический опыт:
в проведении расчетов с бюджетом и с внебюджетными фондами
Умения:
осуществлять контроль прохождения платежных поручений по расчетно-кассовым банковским
операциям с использованием выписок банка;
заполнять платежные поручения по перечислению страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством, на обязательное медицинское страхование;
выбирать для платежных поручений по видам страховых взносов соответствующие реквизиты;
оформлять платежные поручения по штрафам и пеням;
пользоваться образцом заполнения платежных поручений по перечислению страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование;
заполнять данные статуса плательщика, ИНН получателя, КПП получателя, наименование
получателя, КБК, ОКТМО, основания платежа, страхового периода, номера документа, даты
документа;
пользоваться образцом заполнения платежных поручений по перечислению страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование;
перечисление взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
осуществлять контроль прохождения платежных поручений по расчетно-кассовым банковским
операциям с использованием выписок банка
Знания:
процедура контроля прохождения платежных поручений по расчетно-кассовым банковским
операциям с использованием выписок банка;
порядок заполнения платежных поручений по перечислению страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование;
образец заполнения платежных поручений по перечислению страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной

ВД 4. Составление и ПК 4.1. Отражать нарастающим
использование
итогом на счетах бухгалтерского
бухгалтерской
учета
имущественное
и
(финансовой)
финансовое
положение
отчетности
организации,
определять
результаты
хозяйственной
деятельности за отчетный период

ПК 4.2. Составлять формы
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности
в
установленные
законодательством сроки

нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование;
оформление перечисления взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний
Практический опыт:
в участии в счетной проверке бухгалтерской отчетности
Умения:
использовать методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской
(финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений,
произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности
экономического субъекта в обозримом будущем, определять источники, содержащие наиболее
полную и достоверную информацию о работе объекта внутреннего контроля
Знания:
законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах,
консолидированной финансовой отчетности, аудиторской деятельности, архивном деле, в области
социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения;
гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской
Федерации, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу,
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности
за непредставление или представление недостоверной отчетности;
определение бухгалтерской отчетности как информации о финансовом положении
экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении
денежных средств за отчетный период;
теоретические основы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и
составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный
период;
методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период
Практический опыт:
в составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности по Международным стандартам
финансовой отчетности;
в участии в счетной проверке бухгалтерской отчетности
Умения:
отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации;
определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

ПК 4.3. Составлять (отчеты) и
налоговые декларации по налогам
и сборам в бюджет, учитывая
отмененный единый социальный
налог (ЕСН), отчеты по страховым
взносам
в
государственные
внебюджетные фонды, а также
формы статистической отчетности
в
установленные
законодательством сроки

закрывать бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные
законодательством сроки;
устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
осваивать новые формы бухгалтерской отчетности;
адаптировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность Российской Федерации к Международным
стандартам финансовой отчетности
Знания:
требования к бухгалтерской отчетности организации;
состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах как основные формы бухгалтерской
отчетности;
методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой
ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
процедуру составления приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых
результатах;
порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
сроки представления бухгалтерской отчетности;
правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного
отражения хозяйственных операций;
международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и Директивы Европейского
Сообщества о консолидированной отчетности
Практический опыт:
в составлении налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и
форм статистической отчетности, в установленные законодательством сроки
Умения:
выбирать генеральную совокупность из регистров учетных и отчетных данных, применять при ее
обработке наиболее рациональные способы выборки, формировать выборку, к которой будут
применяться контрольные и аналитические процедуры;
анализировать налоговое законодательство, типичные ошибки налогоплательщиков, практику
применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами
Знания:
формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
форму отчетов по страховым взносам в ФНС России и государственные внебюджетные фонды и
инструкцию по ее заполнению;
форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;
сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные
фонды и государственные органы статистики;

ПК 4.4. Проводить контроль и
анализ информации об активах и
финансовом
положении
организации,
ее
платежеспособности
и
доходности

ПК 4.5. Принимать участие в
составлении бизнес-плана

ПК
4.6.
Анализировать
финансово-хозяйственную
деятельность,
осуществлять
анализ информации, полученной в
ходе проведения контрольных

содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их
заполнению
Практический опыт:
в составлении бухгалтерской отчетности и использовании ее для анализа финансового состояния
организации
Умения:
применять методы внутреннего контроля (интервью, пересчет, обследование, аналитические
процедуры, выборка);
выявлять и оценивать риски объекта внутреннего контроля и риски собственных ошибок;
оценивать соответствие производимых хозяйственных операций и эффективность использования
активов правовой и нормативной базе
Знания:
методы финансового анализа;
виды и приемы финансового анализа;
процедуры анализа бухгалтерского баланса:
порядок общей оценки структуры активов и источников их формирования по показателям баланса;
порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по
показателям баланса;
процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
процедуры анализа отчета о финансовых результатах
Практический опыт:
в анализе информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и
доходности
Умения:
составлять прогнозные формы отчетности, обеспечивать составление финансовой части бизнеспланов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг
экономического субъекта
Знания:
принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технологию расчета и
анализа финансового цикла
Практический опыт:
в анализе информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и
доходности
Умения:
определять объем работ по финансовому анализу, потребность в трудовых, финансовых и

процедур, выявление и оценку материально-технических ресурсах;
рисков
определять источники информации для проведения анализа финансового состояния
экономического субъекта;
планировать программы и сроки проведения финансового анализа экономического субъекта и
осуществлять контроль их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов;
распределять объем работ по проведению финансового анализа между работниками (группами
работников);
проверять качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового
анализа, и выполнять процедуры по ее обобщению;
формировать аналитические отчеты и представлять их заинтересованным пользователям;
координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе проведения
финансового анализа;
оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность,
финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность
экономического субъекта;
формировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе
проведения финансового анализа экономического субъекта;
разрабатывать финансовые программы развития экономического субъекта, инвестиционную,
кредитную и валютную политику экономического субъекта;
применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования
и управления денежными потоками
Знания:
процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
процедуры анализа влияния факторов на прибыль
ПК 4.7. Проводить мониторинг Практический опыт:
устранения
менеджментом в осуществлении счетной проверки бухгалтерской отчетности
выявленных
нарушений, Умения:
недостатков и рисков
формировать информационную базу, отражающую ход устранения выявленных контрольными
процедурами недостатков
Знания:
основ финансового менеджмента, методических документов по финансовому анализу,
методических документов по бюджетированию и управлению денежными потоками
ВД 5: Осуществление ПК
5.1.
Организовывать Практический опыт:
налогового учета и налоговый учет
в разработке учетной политики в целях налогообложения
налогового
Умения:
планирования
ориентироваться в понятиях налогового учета;
в организации
определять цели осуществления налогового учета;
налаживать порядок ведения налогового учета;

участвовать в разработке учетной политики в целях налогообложения;
участвовать в подготовке утверждения учетной налоговой политики;
размещать положения учетной политики в тексте приказа или в приложении к приказу;
применять учетную политику последовательно, от одного налогового периода к другому;
вносить изменения в учетную политику в целях налогообложения;
определять срок действия учетной политики;
применять особенности учетной политики для налогов разных видов;
руководствоваться принципами учетной политики для организации и ее подразделений;
определять структуру учетной политики;
представлять учетную политику в целях налогообложения в налоговые органы;
отражать данные налогового учета при предоставлении документов в налоговые органы;
доначислять неуплаченные налоги и уплачивать штрафные санкции налоговым органам
Знания:
понятие налогового учета;
цели осуществления налогового учета;
определение порядка ведения налогового учета;
основные требования к организации и ведению налогового учета;
алгоритм разработки учетной политики в целях налогообложения;
порядок утверждения учетной налоговой политики приказом руководителя;
местонахождение положений учетной политики (в тексте приказа или в приложении к приказу);
порядок применения учетной политики;
порядок представления учетной политики в целях налогообложения в налоговые органы;
случаи изменения учетной политики в целях налогообложения;
срок действия учетной политики;
общий принцип учетной политики для организации и ее подразделений;
специальные системы налогообложения;
особенности применения учетной политики для налогов разных видов;
структуру учетной политики
ПК 5.2. Разрабатывать и заполнять Практический опыт:
первичные учетные документы и в осуществлении налогового учета в организации
регистры налогового учета
Умения:
определять элементы налогового учета, предусмотренные Налоговым кодексом Российской
Федерации;
формировать состав и структуру регистров налогового учета;
составлять первичные бухгалтерские документы;
составлять аналитические регистры налогового учета;

ПК 5.3. Проводить определение
налоговой базы для расчета
налогов и сборов, обязательных
для уплаты

ПК 5.4. Применять налоговые
льготы в используемой системе
налогообложения при исчислении
величины налогов и сборов,
обязательных для уплаты

Знания:
элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом Российской Федерации;
состав и структуру регистров налогового учета:
первичные бухгалтерские документы;
аналитические регистры налогового учета;
первичные учетные документы и регистры налогового учета;
порядок формирования суммы доходов и расходов;
порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем
налоговом (отчетном) периоде;
порядок расчета суммы остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в
следующих налоговых периодах;
порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с
бюджетом по налогу на прибыль;
отражение данных налогового учета при предоставлении документов в налоговые органы
Практический опыт:
осуществлении налогового учета в организации
Умения:
рассчитывать налоговую базу для исчисления налогов и сборов;
рассчитывать налоговую базу по налогу на добавленную стоимость;
рассчитывать налоговую базу по налогу на прибыль;
рассчитывать налоговую базу по налогу на доходы физических лиц
Знания:
расчет налоговой базы;
порядок расчета налоговой базы по налогу на добавленную стоимость;
порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль;
порядок расчета налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;
порядок контроля правильности заполнения налоговых деклараций;
вопросы доначисления неуплаченных налогов и взыскания штрафных санкций налоговыми
органами
Практический опыт:
в применении налоговых льгот
Умения:
применять налоговые льготы при исчислении налоговой базы и суммы налогов
Знания:
понятие и виды налоговых льгот;
необлагаемый налогом минимум дохода;
налоговые скидки (для отдельных организаций);
изъятие из основного дохода некоторых расходов (представительских расходов, безнадежных

долгов);
налоговые льготы при исчислении величины налогов и сборов;
понятие "налоговая амнистия";
условия полного освобождения от уплаты некоторых налогов;
льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество;
общие условия применения льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль;
понятие "вложения";
правила расчета суммы вложений для применения льготы;
основания для прекращения применения льготы и его последствия;
особенности применения льготы по налогу на прибыль;
особенности применения льготы по налогу на имущество
ПК 5.5. Проводить налоговое Практический опыт:
планирование
деятельности в осуществлении налогового планирования в организации;
организации
разработке учетной политики в целях налогообложения
Умения:
отражать в учетной политике особенности формирования налоговой базы;
составлять схемы оптимизации налогообложения организации;
составлять схемы минимизации налогов организации
Знания:
основы налогового планирования;
схемы минимизации налогов;
технологию разработки схем налоговой оптимизации деятельности организации;
процесс разработки учетной политики организации в целях налогообложения;
случаи отражения в учетной политике формирования налоговой базы;
схемы оптимизации налогообложения организации;
порядок возврата ранее уплаченных налогов
Выполнение работ по 23369 Кассир
Умения:
принимать и оформлять первичные документы но кассовым операциям; проверять наличие
должности служащего
обязательных реквизитов в первичных документах по кассе; составлять кассовую отчетность;
«Кассир»
вести кассовую книгу; проводить формальную проверку документов, проверку по существу,
арифметическую проверку; проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду
признаков; осуществлять расчеты с подотчетными лицами, с персоналом по оплате труда;
работать с безналичными формами расчетов; работать с контрольно-кассовой техникой;
принимать участие в проведении инвентаризации кассы
Знания:
нормативно-правовые акты, положения и инструкции по ведению кассовых операций;
оформление форм кассовых и банковских документов; оформление операций с денежными
средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности; обязательные реквизиты в

первичных документах по кассе; формальную проверку документов, проверку по существу,
арифметическую проверку; группировку первичных бухгалтерских документов по ряду
признаков; таксировку и котировку первичных бухгалтерских документов; правила ведения
кассовой книги; организацию расчетов с подотчетными лицами, с персоналом по оплате труда;
порядок работы по безналичным расчетам; организацию работы с ККТ; правила проведения
инвентаризации кассы

4.
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И
ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ППКРС
4.1. Календарный учебный график
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.2. Учебный план
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей
https://gusteh.profiedu.ru/org-info/education-program?id=49
4.4. Рабочие программы учебной и производственной практик
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
5. PECУPCHOE ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1 Кадровое обеспечение
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к
реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового
договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности 08 Финансы и экономика и имеющих стаж работы в данной
профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации
должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в Едином
квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и
служащих (далее - ЕКС), а также в профессиональном стандарте (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 08 Финансы и экономика, не реже 1 раза в 3 года
с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным
значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных
модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 08
Финансы и экономика, в общем числе педагогических работников, реализующих
программы профессиональных модулей образовательной программы, должна быть
не менее 25 процентов.
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Библиотечный фонд образовательной организации укомплектован
печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и
учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное и
(или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного
обучающегося.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды
допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права
одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой
(электронной) библиотеке.
Образовательная
программа
обеспечина
учебно-методической
документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями,
адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
5.2
Материально-техническое обеспечение
5.3.1.Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной
программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего
контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной
работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими
средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных
стандартов.
Кабинеты:
Общегуманитарных наук;
Социально – экономических дисциплин;
Иностранного языка;
Математики;
Экономики организации;
Финансов, денежного обращения и кредита;
Менеджмента и предпринимательства;
Бухгалтерского учета;
Налогообложения, налогового учета и планирования;
Бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудита;
Безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
Информационных технологий в профессиональной деятельности;
Документационного обеспечения управления.
Мастерские:
Учебная бухгалтерия.
Спортивный зал
Залы:
– библиотека, читальный зал с выходом в интернет;
– актовый зал.
5.3.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз
практики по специальности.
Образовательная организация, реализующая программу по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет должна располагать материальнотехнической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и
междисциплинарной
подготовки,
лабораторной,
практической
работы
обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально
необходимый для реализации ООП перечень материально-технического
обеспечения, включает в себя:
Оснащение кабинетов
Кабинет Бухгалтерского учёта, оснащенный следующим оборудованием:
- посадочные места для обучающихся и рабочее место преподавателя,
- доска (для мела или интерактивная),
- наглядно-раздаточный и учебно-практический материал,
- комплекты бланков финансовых документов;
- комплекты учебно-методической документации,
- сборники задач, кейсов, тестовых заданий,
- медиатека выпускных квалификационных работ,
- материалы, обеспечивающие производственную и преддипломную практики,
- компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных
программ) с доступом к Интернет-ресурсам,
- мультимедийный проектор.
Кабинет «Налогообложения, налогового учета и планирования», оснащенный
оборудованием:
автоматизированное рабочее место студента по нормативному числу обучающихся;
рабочее место преподавателя;
специализированная мебель;
доска для мела;
комплект учебно-методических материалов;
комплекты наглядно-раздаточных материалов;
технические средства обучения: компьютер с выходом в Интернет, интерактивная
доска, проектор.
Кабинет Бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудита, оснащенный
оборудованием:
комплект бланков унифицированных первичных документов;
комплект форм бухгалтерской (финансовой) отчетности;
комплект плана счетов;
комплект учебно-методической документации;
сборники задач, ситуаций, тестовых заданий;
комплект форм учетных регистров;
комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения: интерактивная доска/экран, проектор, компьютер
преподавателя с выходом в сеть Интернет, автоматизированные рабочие места по
нормативному числу обучающихся с выходом в сеть Интернет, информационно-

справочные программы, прикладные программы по анализу финансового состояния
организаций.
Кабинет Общегуманитарных наук, оснащенный оборудованием: учебной
доской, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся),
техническими средствами (компьютером, средствами аудио визуализации,
наглядными пособиями).
Кабинет Иностранного языка, оснащенный оборудованием: рабочее место
преподавателя, рабочее место обучающегося, мебель для размещения и хранения
учебной литературы и наглядного материала; техническими средствами обучения интерактивная доска, компьютер, телевизор.
Кабинет Социально – экономических дисциплин, оснащенный оборудованием:
учебной доской, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу
обучающихся),
техническими
средствами
(компьютером,
средствами
аудиовизуализации, наглядными пособиями).
Кабинет Математики, оснащенный оборудованием: посадочные места по
количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; информационные стенды;
модели пространственных тел; наглядные пособия (комплекты учебных таблиц,
плакатов, портретов выдающихся ученых- математиков) и техническими средствами
обучения: мультимедийным оборудованием, посредством которого участники
образовательного процесса просматривают визуальную информацию по математике,
создают презентации, видеоматериалы, иные документы, компьютер с лицензионным
программным обеспечением, интерактивная доска, затемнение, точка доступа в
интернет.
Кабинет Экономики организации, оснащенный оборудованием: посадочными
местами по количеству обучающихся; рабочим местом преподавателя; комплектом
учебно-наглядных пособий и сборниками задач по дисциплине «Экономика
организации», техническими средствами обучения: компьютером с лицензионным
программным обеспечением и мультимедиа проектором
Кабинет Финансов, денежного обращения и кредита, оснащенный
оборудованием: доска учебная; посадочные места по количеству обучающихся; рабочее
место преподавателя. техническими средствами обучения: компьютер; видеопроектор;
аудиоколонки.
Кабинет Менеджмента и предпринимательства, оснащенный оборудованием:
- оборудованные учебные посадочные места для обучающихся и преподавателя
- классная доска (стандартная или интерактивная),
- наглядные материалы,
техническими средствами обучения:

- компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных
программ) с доступом к Интернет-ресурсам;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран.
Кабинет Безопасности жизнедеятельности и охраны труда, оснащенный
оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; доска;
техническими средствами обучения: интерактивная доска/экран, проектор,
компьютер с выходом в сеть Интернет; наглядно-раздаточный и учебно-практический
материал.
Оснащение лабораторий
Лаборатория
деятельности».

«Информационных

технологий

в

профессиональной

Основное оборудование:
посадочные места по количеству обучающихся; стационарные технические средства
обучения; рабочее место преподавателя; доска; интерактивная доска/экран, проектор,
компьютер с выходом в сеть Интернет;
лицензионные базовые и профессиональные компьютерные программы, необходимыми
для ведения учебно-практической деятельности;
наглядно-раздаточный и учебно-практический материал;
средства множительной техники (принтеры, сканеры, многофункциональные
устройства, копировальные аппараты).
Вспомогательное оборудование:
мобильные технические средства обучения.
Лаборатория «Документационного обеспечения управления.
Основное оборудование:
посадочные места по количеству обучающихся; стационарные технические средства
обучения; рабочее место преподавателя; доска; интерактивная доска/экран, проектор,
компьютер с выходом в сеть Интернет;
лицензионные базовые и профессиональные компьютерные программы, необходимыми
для ведения учебно-практической деятельности;
наглядно-раздаточный и учебно-практический материал;
средства множительной техники (принтеры, сканеры, многофункциональные
устройства, копировальные аппараты).
Вспомогательное оборудование:
мобильные технические средства обучения.
Оснащение мастерских

Мастерская «Учебная бухгалтерия»
Основное оборудование
Персональный компьютер с монитором;
Офисный стол;
Офисный стул;
Настольная лампа;
Лоток для бумаги;
Органайзер для канцелярских принадлежностей;
Корзина для мусора;
Калькулятор;
Флеш – носитель;
Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир);
Система для автоматизированного ведения бухгалтерского и налогового учета и
составления отчетности;
Информационная система;
Справочно-правовая система;
ПО для офисной работы;
ПО для открытия файлов;
ПО для архивации.
Вспомогательное оборудование:
Ручка шариковая синяя;
Ручка шариковая красная;
Карандаш простой;
Ластик;
Линейка;
Файлы-вкладыши.
Участок для освоения программы по профессии рабочего, должности служащего:
Кассовое оборудование для осуществления операций, в том числе контрольная
кассовая машина, детектор валют; счетчик банкнот и монет и иное кассовое
оборудование.
Демоверсии или учебные версии программного обеспечения, обслуживающего
кассовое оборудование.
Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную
учебную и производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной
образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов,
расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ,
определенных содержанием программ профессиональных модулей, отвечающего
потребностям отрасли и требованиям работодателей.
Производственная практика реализуется в организациях образовательного
профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной

области 08 Финансы и экономика.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной
практики
должно
соответствовать
содержанию
профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть
профессиональными
компетенциями
по
всем
видам
деятельности,
предусмотренными программой, с использованием современных технологий,
материалов и оборудования.
Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
6. XAPAKTEPИCTИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕСОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЬІХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНІИКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Условия организации воспитания определяются образовательной
организацией.
Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы
осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы,
разрабатываемых и утвержденных с учетом включенных в примерную основную
образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и
примерного календарного плана воспитательной работы
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе
эффективности и практическом опыте.
Для реализации Программы определены следующие формы воспитательной
работы с обучающимися:
– информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания,
собрания и т.д.)
– массовые и социокультурные мероприятия;
– спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
–деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
– психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;
– научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады,
чемпионаты и др);
– профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы,
квесты, экскурсии и др.);
– опросы, анкетирование, социологические исследования среди
обучающихся.
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и
их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к
общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения
сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих на практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего
равные условия для развития обучающихся профессиональной образовательной

организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной
организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров,
необходимых для устойчивого развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности
процесса воспитания.
Программа разработана в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
7.НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮІЦИМИСЯ ППССЗ
7.1. Программа государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной
для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего
курса обучения по направлению подготовки специалистов среднего звена 38.02.01
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) В ходе ГИА оценивается степень
соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС.
«ГИА проходится в форме демонстрационного экзамена и защиты
дипломного проекта (работы).
Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего
звена, сдают демонстрационный экзамен и выполняют дипломный проект (работу).
Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (работы)
образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ОПОП».
Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации.
При проведении демонстрационного экзамена в составе ГЭК создается
экспертная группа из числа лиц, приглашенных из сторонних организаций и
обладающих профессиональными знаниями, навыками и опытом в сфере, соответствующей профессии или специальности среднего профессионального
образования или укрупненной группы профессий и специальностей, по кото-рой
проводится демонстрационный экзамен (далее соответственно - экспертная группа,
эксперты).
Демонстрационный экзамен базового уровня проводится с использованием
единых оценочных материалов, включающих в себя конкретные комплекты
оценочной документации, варианты заданий и критерии оценивания (далее оценочные материалы), разрабатываемых организацией, определяемой ему
организаций (далее - оператор)».
Выпускникам, не прошедшим ГИА по уважительной причине, в том числе не
явившимся по уважительной причине для прохождения одного из аттестационных

испытаний, предусмотренных формой ГИА (далее - выпускники, не прошедшие
ГИА по уважительной причине), предоставляется возможность пройти ГИА, в том
числе не пройденное аттестационное испытание (при его наличии), без отчисления
из образовательной организации».
Фонд
оценочные
средства
для
проведения
ГИА
https://gusteh.profiedu.ru/?section_id=6019
8. УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
Переход к компетентностной модели предусматривает участие
работодателей, как в разработке образовательной программы, так и в контроле
качества ее освоения.
При разработке ППКРС техникум учитывает запросы работодателей:
- ведущие специалисты работодателей привлекаются в качестве
внештатных экспертов программ государственной итоговой аттестации и
промежуточной аттестации, для согласования фондов оценочных средств
промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной
итоговой аттестации;
- представители работодателей привлекаются в качестве внешних экспертов
при проведении промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным
модулям;
- с
представителями
работодателей
согласовывается
программа
государственной итоговой аттестации. Представители работодателей включаются
в состав Государственной экзаменационной комиссии;
- по согласованию с работодателями формируется вариативная часть;
- работодатели предоставляют производственную базу для организации и
проведения всех видов практик, дают характеристики обучающимся после
прохождения практики.
7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С
OB3
Содержание среднего профессионального образования и условия
организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
определяются адаптированной образовательной программой. Обучение по
образовательным программам среднего профессионального образования
обучающихся в ГБПОУ «ГЭТ» с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов осуществляется на основе образовательных программ среднего
профессионального образования, адаптированных при необходимости для
обучения указанных обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».