Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум» Рассмотрено на заседании ПЦК «Общеобразовательных дисциплин» Протокол №_____ «___»______________2023г. _______ О.В.Думнова УТВЕРЖДЕНО Методическим советом «___»_______2023г. _______ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Литература Бурятии Гусиноозерск, 2023 Пояснительная записка Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и методических документов: 1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» (от 06.05.2014 № 508-V); 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 10.10.2010 № 1897»; 4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 (в действующей редакции от 07.06.2017 г. № 506); 5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253 с изменениями от 05.07.2017 № 629); 6. Постановление Правительства РБ №72 от 25.05.1996 г. «О введении национально – регионального компонента в содержание образования»; 7. Методические рекомендации «Об организации преподавания бурятского языка и литературы в общеобразовательных организациях РБ», утвержденные МОиН РБ 28.05.2015 №02-16/1759; 8. Региональный перечень учебных пособий, учебно-методических комплектов и иных изданий этнокультурной направленности, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе ОО РБ при реализации ОО начального, основного, среднего общего образования, утвержденный МОиН РБ 28.05.2015 №02-16/1759; 9. Основная профессиональная образовательная программа ГБПОУ «ГЭТ» 10. Положение о рабочей программе ГБПОУ «ГЭТ» 11. Учебный план ГБПОУ«ГЭТ» на 2023-2027 учебный год. Рабочая программа по Литературе Бурятии для обучающихся составлена на основе примерной программы по бурятской литературе для общеобразовательных школ с двуязычной образовательной средой, экспериментального учебного пособия «Писатели Бурятии XX-XXI веков» (Улан-Удэ: Изд.-во «Бэлиг», 2008 ) и рассчитана на 72 часа . Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа курса разработана на историческом материале, произведениях устного народного творчества, поэтических и прозаических произведений писателей и поэтов Бурятии, краеведческих материалах. Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает в ней своеобразия и самобытности. Именно поэтому важно увидеть ее связь с историей и 3 культурой русской литературы. Программа построена на родо-жанровом принципе, основу его содержания составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд бурятской литературы. Цель программы - ознакомление обучающихся с бурятской литературой, с биографиями известных писателей Бурятии, внесших заметный вклад в развитие культурной жизни народа, в красочную палитру художественной литературы XX-XXI веков; воспитание культуры чтения у обучающихся; раскрытие роли литературы в духовной жизни общества. В нравственном, эстетическом воспитании заменить литературу не может ничто. Она помимо всего прочего выполняет функцию и краеведческую: дает немало сведений о конкретной местности, о народе, ее населяющем. Родившаяся в XX веке, бурятская литература создала непреходящие художественные ценности, является неотъемлемой частью российской литературы. Жить в Бурятии и не знать ее литературу, в которой накоплены эстетические, нравственные, социальные ценности народа - это непростительное упущение. Данная программа - великолепная возможность для воспитания духовно развитой личности, формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Задачи изучения Литературы Бурятии в ГБПОУ«ГЭТ»: - познакомить студентов с произведениями устного народного творчества, с лучшими текстами разных родов литературы, в которых отражены философия, нравственные качества народов Бурятии; - развивать художественный вкус студентов, учить их понимать прекрасное в искусстве; - помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета. В основе курса – компетентностный подход в обучении. Программа по литературе Бурятии формирует речевую, читательскую, коммуникативную,культуроведческую компетенц ии учащихся. Материал по Литературе Бурятии охватывает разные роды литературного направления: фольклор, эпические произведения , лирику. Программа опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение; - различные виды пересказа; - заучивание наизусть стихотворных текстов; - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; 4 - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента; - подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений; - сопоставление произведений бурятской и русской литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения. Требования к уровню подготовки обучающихся : В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Родная литература» обучающиеся должны овладеть: Чтение и восприятие прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения, воспроизвести их конкретное содержание, дать оценку героям и событиям; чтение, истолкование и оценка анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц; выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания: объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей; чтение и речевая деятельность пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений; давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении; писать изложения на основе литературно-художественных текстов; писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся; писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям; выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть. 5 Основное содержание программы (72часа) Введение. (2ч.) Бурятская литература и бурятская история. Фольклор(2час) Богатство видов произведений фольклора. Мифы о происхождении мира. Легенды и предания края. Бурятские народные сказки.(2час.) Сказка как самый популярный жанр народного творчества. Виды сказок: волшебные,сказки о животных, бытовые и др. Герои и сюжеты сказок. Эстетическое совершенство сказок. Сокровенное сказание монголов.(2час.) В 2023 году исполняется 783 года со дня написания этого выдающегося памятника монгольской литературы ХШ века. «Сокровенное сказание» ставится наравне с шедеврами мировой литературы. «Гэсэр»(4ч.) -бурятский национальный героический эпос. Анализ 6,7 ветви . Просмотр DVD «Гэсэр» - уникальный электронный носитель, представляющий в мультимедийной форме информацию об основных устных версиях эпоса; его сказителях, собирателях и исследователях. /Бурятия- территория культуры. Справочно-библиографический сборник/. Гэсэриада. (более 500 наименований,152 текста известных изданий бурятской версии «Гэсэра», редкие фотографии, рисунки) Декабристы в Бурятии. (6 чаc.) В 1826году в Забайкалье начинают прибывать партии декабристов. В Чите ими получено было знаменитое «Послание в Сибирь» А.С.Пушкина. По истечении срока каторги их рассылают на вечное поселение в различные места Сибири. 14 декабристов были на поселении на территории Бурятии. В Селенгинске -К.Торсон и братья Н. и М.Бестужевы. Творчество Владимира Бараева связано с декабристской темой. Он родился на Ангаре, вырос в Забайкалье, на Селенге, где долгие годы жили на поселении братья Бестужевы, и много лет посвятил поиску их потомков. Повесть « Высоких мыслей достоянье » посвящена декабристу Михаилу Бестужеву ( 1800-1871), члену Северного общества, участнику восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Действие развивается в двух временных пластах: прошлое героя ( в основном события 14 декабря 1825 года) и его настоящее ( Сибирь, 1857-1858 годы). Х.Н. Намсараев (4час.) Очерк жизни и творчества.Его перу принадлежит множество стихотворений, поэм, рассказов,повестей и романов. Роман «На утренней заре»- эпопея народной жизни Бурятии на рубеже ХIХ-ХХвв. Намсараев стал основоположником бурятского национального литературного языка. Ч.Ц Цыдендамбаев (6час.) Два романа «Доржи, сын Банзара» и «Вдали от родных степей»- крупный вклад писателя в художественное освоение исторического прошлого народа, в становление большой эпической прозы республики. Короткую и яркую жизнь прожил первый бурятский ученый Доржи Банзаров. Формирование его мировоззрения в Казанском университете. Творчество поэтов Бурятии.(6час.) 6 Дамба Дашинимаев ,Бабасан Абидуев, Цырен-Дулма Дондокова, Жамсо Тумунов, Дамба Жалсараев, Николай Дамдинов, Гунга Чимитов, Дондок Улзытуев, Мэлс Самбуев, Намжил Нимбуев, Даши Дамбаев, Барас Халзанов, Баир Дугаров, Матвей Чойбонов, Сергей Тумуров и мн. др. Творчество поэтов сыграло свою роль на разных этапах становления и развития бурятской поэзии. И.К.Калашников. (8час.) Роман «Жестокий век.» Очерк жизни и творчества. Авторская интерпретация исторических событий. Мастерство писателя в создании литературных характеров, эпохи 12 века. Чингисхан – человек тысячелетия. Гуманистический пафос романа. «Жестокий век». Книга 1 «Гонимые». Книга 2 «Гонители». Просмотр х/ф о Чингисхане.\ В.Г.Митыпов « Инспектор золотой тайги».(6час) Роман известного бурятского писателя рассказывает об установлении Советской власти в далекой Баунтовской тайге- на севере Бурятии. Д.О.Батожабай (6час.) Роман-трилогия « Похищенное счастье». Трилогия «Похищенное счастье» представляет собою интересный сплав фольклорного начала с традициями реалистического русского и европейского романа. Перед читателем возникает необычайно широкая панорама: действие романа перебрасывается из бурятских степей в Монголию, Тибет, Лондон, Берлин, Пекин, Токио, Петербург и снова возвращается в Бурятию. А.А Бальбуров и Д.Д.Хилтухин (6 час.) Повесть «Приказываю жить». Жизнь и творчество писателей. Гимн боевому братству. Главный герой- капитан Советской Армии Гуржап Очиров. Партизанский отряд, руководимый Очировым и Четвериковым, впоследствии был развернут в боевую партизанскую бригаду,вызывавшую панику в фашистских тылах, а имя ее командира « Осиповича» с любовью и признательностью произносилось бойцами –партизанами и населением.Цырен Шагжин. Драматургия. (6час.) Пьесы «Хитрый Будамшу», «Не ждали,не гадали…», «Три сосны», «Клятва»,» «Первый год».В пьесах Ц.Шагжина довольно удачно решается проблема положительного героя.Таков образ Зоригто Эрдынеева в пьесе «первый год»,в котором автор воплотил лучшие черты человека М.И.Жигжитов « Подлеморье». (6час.)М.Жигжитов свободно и непринужденно передает нам все то огромное богатство наблюдений, которое у него бсспорно во всем,что касается Байкала, тайги, людей Подлеморья, и которое у него подлинно. 7 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Литература Бурятии » в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: по специальности СПО 72 часа. № Аудиторные занятия специальности п Содержание обучения СПО в т. ч.п 1. Введение 2 2. Фольклор 2 3. Бурятские народные сказки 2 4. «Сокровенное сказание монголов» 2 5. «Гэсэр» -бурятский национальный героический эпос 4 6. Х.Н. Намсараев- основоположник бурятской литературы. «На утренней заре». 4 7. Ч.Ц Цыдендамбаев дилогия «Доржи,сын Банзара» , «Вдали от родных степей» 6 8. Д Декабристы в Бурятии В.В.Бараев «Высоких мыслей достояние» 6 9. Творчество поэтов Бурятии. 6 Н.Г Дамдинов «Кольцо декабриста 10. И.К.Калашников. Роман «Жестокий век» 8 11. В.Г Митыпов «Инспектор золотой тайги» 6 12 Д.О. Батожабай «Похищенное счастье» 6 13 А.А Бальбуров и Д.Д.Хилтухин Повесть «Приказываю жить» 6 14 Цырен Шагжин. Драматургия. Пьесы. 6 9 15 М.И.Жигжитов «Подлеморье» 6 Всего 72 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Содержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Введение Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение. Фольклор. Бурятские Аудирование; работа с источниками информации народные сказки. (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том Сокровенное сказание числе Интернет-источники); участие в беседе, ответы на монголов. «Гэсэр» - вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; бурятский подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и национальный групповая работа по заданиям из учебника; подготовка к героический эпос семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание. Творчество Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; писателей.Проза. самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебноисследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание. Поэзия Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре.Презентации. 10 Творчество Проза. писателей. Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники), составление тезисного плана; со ставление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного плана; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебноисследовательская работа. Всего: Материально-техническое обеспечение 1. Балданов С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе. Улан-Удэ, 1997г. 2. Дугаржапова Т.М. Поэтика Д. Улзытуева. Улан-Удэ, 2001г. 3. Дугаржапова Т.М. Поэтика бурятского стиха. Улан-Удэ, 2002г. 4. История бурятской литературы в трёх частях. Улан-Удэ, 1997г. 5. Новые тенденции в современной литературе Бурятии. Улан-Удэ, 1988г. 6. Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1989г Литература для преподавателя: 1. Бабуева В Д. Материальная и духовная культура бурят: Учебное пособие. — УланУдэ, 2004. 2. Белоусов АЛ. Русско-бурятские связи в журналистике и литературе Х1Х-ХХ вв. Улан-Удэ, 1972. 3. Бурятская литература. — Улап-Удэ, 1974. 4. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе. - Л., 1981, 5. Дамдинов Н. Летопись народной жизни. Статьи и заметки о литературе. -Улан-Удэ, 1974. 6. Дамдинов Н. Границы поэзии (Литературные заметки). - Улан-Удэ, 1962. 7. Дугар-Нимаев ЦЛ. «Зерцало мудрости» - памятник дореволюционной бурятской литературы. - Улан-Удэ, 1966. 8. Декабристы и Сибирь. - Новосибирск, 1977. 9. Забадаев СТ. Изучение взаимосвязей русской и родной литературы в старших классах бурятской школы. — Улап-Удэ, 1984. 10. Липаев АЛ, Изучение произведений русской литературы в национальной школе. 8—10-е классы. — М., 1957. 11. Липаев А А,, Липаев МЛ. Преподавание русской литературы в 9 классе национальной школы. — М., 1963. 12. Санжадаева Г.С. Тоонто нютаг. — Улан-Удэ, 1996. 13. Санжадаева Г.С. Методика изучения прозы XX века в бурятской школе. - УланУдэ, 2005. 11 14. Санжадаева Г.С. Новые технологии на уроках литературы. — Улан-Удэ, 2006. 15. Найданов В.Ц. Заметки о современной бурятской литературе. — Улан-Удэ, 1962. 16. Найданов В.Ц. Традиции и новаторство в бурятской литературе. -Улан-Удэ, 1976. 17. Нимаева И.Б. Урокам литературы — активную форму. — Улан-Удэ, 1988. 18. Нимаева И.Б. Методика использования активных форм учебных занятий. —УланУдэ, 2004. 19. Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. — Улан-Удэ, 2003. 20. Нархиноева Э.П. Организация научной работы в условиях общеобразовательной средней школы. - Улан-Удэ, 2006. 21. На пути к гармонии. Методические рекомендации в помощь учителю. - Улан-Удэ, 1990. 22. Поэты Бурятии. - Новосибирск, 1979. 23. Проблемы развития национальной школы в Бурятии: Методологические основы этнопедагогики. — Улан-Удэ, 1996. 24. Соктоев Л.Б.. Хоца Намсараев. - Улан-Удэ, 1971. 25. Сбор и обработка фольклорного материала. — Улан-Удэ: «Бэлиг», 2006. 26. Уланов А. Бурятский героический эпос. — Улап-Удэ, 1963. 27. Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады. - Новосибирск, 1980. 28. Шагдаров Л.Д., Хомонов Т.П. Бурятские и русские пословицы, поговорки. — УланУдэ, 1996. 29. Шаракшинова И.О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1968. Литература для обучающихся: 1.Бурятские народные сказки 2. Абидуев Б .Шалай и Шанай.. Храбрый козленок Бабана.в кн. Забавный мир – УланУдэ.1976. 3. Ангабаев С. Зовы- М.1976. Водопад.- 1979. 4. Ангархаев А. Сила притяжения.- М. 1976. 5. Антология бурятской поэзии.-М. 1969. 6. Бараев В. Высоких мыслей достоянье.-М. 1989. 7. Балков К. Поезда идут из детства.- Улан-Удэ.1984. 8. Батожабай Д.-Р. Похищенное счастье. – М. 1980. 9. Гэсэр. Бурятский героический эпос\ Пер. В.Солоухина в 2-х т. – М. 1988. 10. Жалсараев Д. Бурятские напевы.-М. 1980 11. Жигжитов М. Подлеморье. – М. 1980. 12. Калашников И. Жестокий век. – М. 1980. 13. Нимбуев Н. Стреноженные молнии. – М.1979. 14. Сокровенное сказание монголов\ Пер. С.А.Козина.- Улан-Удэ.1980. 15. Намсараев Х. На утренней заре- У-У.1989. 16. Цыдендамбаев Ч. Доржи, сын Банзара и Вдали от родных степей.- М.1981. 17. Бальбуров А. , Хилтухин Д. Приказываю жить. –У-У. 2016 год 18 .Митыпов В. Инспектор золотой тайги. -У-У,1990 12 Дополнительная литература для преподавателя: 1.Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки.- Новосибирск.1978. 2.Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа.- Верхнеудинск. 1926 3.Вяткина В. Очерки культуры и быта бурят. – Л. 1969. 4.Дугар-Нимаев Ц.А. «Зерцало мудрости» - памятник дореволюционной бурятской литературы.Улан-Удэ. 1966. 5. Декабристы и Сибирь. – Новосибирск. 1977. 6.Ким И. Бурятская поэзия 20-х годов. – Улан-Удэ.1968. 7.Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. – М. 1984. 8.Найдаков В.Ц, Заметки о современной бурятской литературе. – Улан-Удэ.1962.. 9.Соктоев А.Б. Хоца Намсараев. – Улан-Удэ.1971. 10.Уланов А. Бурятский героический эпос. – Улан-Удэ.1963. 11.Хамаганов М.П. Художественный мир М.Жигжитова. – Улан-Удэ.1994. 12.Хомонов М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр». Улан-Удэ.1976. 13. Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады.Новосибирск.1980. 14.Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят. – Улан-Удэ.1969. 15. Писатели Бурятии 20-21 века. Изд-во Бэлиг, 2008 год. Редкол-я: Намсараев С.Д., Уланов Э.А.,Забадаев С.Г., Паликова А.К. 16. Л.Л.Абаев. Буряты Серия «Народы и культуры». Гл.9 - «Мифы, легенды и предания бурят» (В.Ш.Гунгаров, Н.Л.Жуковская). М. Наука, 2004 г. 17. Антология бурятского романа в 10 томах. Проект издания ООО «Имени Гомбожапа Цыбикова и Жамсо Тумунова». Изд-во ОАО «Республиканская типография. УУдэ, 2006 г. Электронные образовательные ресурсы: DVD «Гэсэр» - уникальный электронный носитель, представляющий в мультимедийной форме информацию об основных устных версиях эпоса; его сказителях, собирателях и исследователях. /Бурятия- территория культуры. Справочно-библиографический сборник/. Гэсэриада. (более 500 наименований,152 текста известных изданий бурятской версии «Гэсэра», редкие фотографии, рисунки). Фильм Пудовкина «Потомок Чингисхана» Фильм BBS 20 серий «Чингисхан» Презентации школьников. Критерии и нормы оценивания предметных результатов: Контроль за знаниями учащихся прослеживается в конце каждой темы в форме, семинарских занятий, сочинений, отзывов, созданий творческих работ разных видов. При изучении курса важно раскрыть перед учениками: - национальные художественные ценности, традиции прошлого; - влияние русской классики на её становление; - приёмы сопоставления, сравнения на уроках по чтению и обсуждению художественных текстов. 13 1.Оценка устных ответов. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: - знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения; - умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; - понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения; - знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; - умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи; - умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст. В соответствии с этим: Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе. Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. 14