Программа подготовки специалистов среднего звена 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи - очная 2024-2028

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»
у ш ьгж Д ЕН О
Педагогическим советом ГБПОУ ГЭТ
(протокол № Д7 от « £ >> 0 4 202.4 )

Т Т а т т п г -л т д т т т т Л А т ^ !

Программа подготовки специалистов среднего звена
13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи
ФГОС СПО утверждён приказом Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 66
(.Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2018 N 50133)

Квалификация выпускника - техник-электромонтажник
Форма обучения - очная
Нормативный срок обучения:
на базе основного общего образования Зг Юм

Гусиноозерск, 2024
1

Разработчики ППССЗ:

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Обсуждено на заседании ПЦК от

К

Председатель ПЦК

/

(протокол

J ' - W >P f - t c c - С ^

У—_________ /

расшифровка

Согласовано:
Зам. директора по УР

Заведующая методическим
кабинетом

/ Т.В. Славко /«

^

»

СУ 20^/г

»

С н

2 Ору

2

Настоящая основная образовательная программа по специальности среднего
профессионального образования (далее – ООП СПО) разработана на основе
федерального

государственного

профессионального

образования

образовательного
по

специальности

стандарта
13.02.09

среднего
Монтаж

и

эксплуатация линий электропередачи, утвержденного Приказом Минобрнауки
России от 05 февраля 2018 года № 66 (далее - ФГОС СПО).
ООП СПО определяет объем и содержание среднего профессионального
образования по специальности 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий
электропередачи, планируемые результаты освоения образовательной программы,
условия образовательной деятельности.

3

СОДЕРЖАНИЕ

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.
2.1.
2.2.
3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
6.

7.
7.1.
8.
9.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Назначение ППССЗ по специальности
Нормативные документы для разработки ППССЗ по специальности
Цель ППССЗ
Сроки освоения ППССЗ
Объем ППССЗ
Требования к абитуриенту
ХАРАКТЕРИСТІІКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКА
Область профессиональной деятельности выпускника
Виды профессиональной деятельности выпускника
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ
ППССЗ
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУІОЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ
Календарный учебный график
Учебный план
Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей
Рабочие программы учебной и производственной практик
PECУPCHOE ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
Кадровое обеспечение
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Материально-техническое обеспечение
XAPAKTEPИCTИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЬІХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНІИКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮІЦИМИСЯ ППССЗ
Программа государственной итоговой аттестации
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С
OB3

4

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Назначение ППССЗ по специальности
Программа подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ),
реализуемая
в
Государственном
бюджетном
профессиональном
образовательном учреждении «Гусиноозерский энергетический техникум»
(далее – ГБПОУ «ГЭТ») специальности 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий
электропередачи реализуется по программе базовой подготовки на базе
основного общего образования.
ППССЗ представляет собой систему документов, разработанную и
утвержденную ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» с учетом
требований регионального рынка труда на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (ФГОС СПО), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 05
февраля 2018 года N 66.
ППССЗ регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание,
условия и технологии организации образовательного процесса, оценку качества
подготовки выпускника по специальности 13.02.09 Монтаж и эксплуатация
линий электропередачи и включает в себя учебный план, рабочие программы
дисциплин, профессиональных модулей, производственной (преддипломной)
практики и другие методические материалы, обеспечивающие качественную
подготовку обучающихся.
ППССЗ ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания
учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих
программ профессиональных модулей, программы производственной
(преддипломной) практики, методических материалов, обеспечивающих
качество подготовки обучающихся.
ППССЗ реализуется в совместной образовательной, научной,
производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и
работников образовательной организации.
Нормативные документы для разработки ППССЗ по специальности
13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи
‐ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 Приказ Минпросвещения России от 08 апреля 2021 г. № 153 «Об
утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных
программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего
профессионального образования»;
 Приказ Минобрнауки России от 05 февраля 2018 г. № 66 «Обутверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 13.02.09 Монтаж и
эксплуатация линий электропередачи (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 26 февраля 2018 г., регистрационный № 50133);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
5

образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования»;

Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390
от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с
«Положением о практической подготовке обучающихся»;Приказ Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1178н
Профессиональный стандарт «Работник по техническому обслуживанию и
ремонту воздушных линий электропередачи», (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный № 40853);
 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 октября 2021
г. N 716н "Об утверждении профессионального стандарта "Монтажник бетонных и
металлических конструкций".
1.1. Цель ППССЗ по специальности
Цель ППССЗ по специальности 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий
электропередачи является развитие у обучающихся личностных качеств, а также
формирование общекультурных и профессиональных компетенций в
соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности, а также
удовлетворение потребностей общества в фундаментально образованных и
гармонично развитых специалистах, владеющих современными технологиями в
области соответствующей профессиональной деятельности.
1.2. Срок освоения ППССЗ по специальности
Квалификация,
присваиваемая
выпускникам
образовательной
программы: техник-электромонтажник
Получение образования по специальности: допускается только в
профессиональной образовательной организации.
Формы обучения: очная.
Объем программы по освоению программы среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с одновременным
получением среднего общего образования: 5940 академических часов.
Таблица 1
Уровень
образования, Наименование квалификации Срок получения СПО по
необходимый для приема на базовой подготовки
ППССЗ базовой подготовки в
обучение по ППССЗ
очной
форме
получения
образования
основное общее образование техник-электромонтажник
3 года 10 месяцев

Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой
в условиях эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой
образовательной технологии конструирования образовательных программ
среднего профессионального образования в рамках федерального проекта
6

«Профессионалитет», а так же объём такой образовательной программы могут
быть уменьшены с учетом соответствующей ОПОП, но не более чем на 40
процентов от срока получения образования и объема образовательной программы,
установленных ФГОС СПО, за исключением срока получения образования и
объема образовательной программы, отведенных на получение среднего общего
образования в пределах образовательной программы
1.3.
Объем ППССЗ:
Трудоемкость ППССЗ по специальности 13.02.09 Монтаж и эксплуатация
линий электропередачи (базовой подготовки) на базе основного общего
образования составляет 199 недель.
Учебные циклы
Количество недель
Обучениепо дисциплинам
и
128
междисциплинарным курсам
Учебная практика
8
Производственная практика
12
Преддипломная практика
4
Промежуточная аттестация
7
Государственная итоговая аттестация
6
Каникулярное время
34
199

часы
4608
288
432
144
252
216
5940

Подготовка специалистов по специальности 13.02.09 Монтаж и
эксплуатация линий электропередачи осуществляется на базе основного
общего образования. В соответствии с п. 3 ст. 68 гл.8 Закона РФ «Об
образовании» «получение среднего профессионального образования на базе
основного общего образования осуществляется с одновременным получением
среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной
программы среднего профессионального образования. В этом случае
образовательная программа среднего профессионального образования,
реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе
требований соответствующих федеральных государственных образовательных
стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с
учетом получаемой специальности среднего профессионального образования.
Для реализации общеобразовательной подготовки увеличен нормативный
срок освоения ППССЗ для лиц, обучающихся на базе основного общего
образования, на 52 недели (1год) из расчета: теоретическое обучение - 39 недель;
промежуточная аттестация - 2 недели; каникулярное время - 11 недель.
Общеобразовательный цикл изучается на первом курсе в объеме 1476
аудиторных часов.
1.4.
Требования к абитуриенту:
Основные требования к абитуриенту устанавливаются Правилами приема
на обучение по программам СПО ГБПОУ «Гусиноозерского энергетического
техникума», по образовательным программам среднего профессионального
образования, в соответствии с:
7

- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации о
утверждении Порядка приема на обучение по программам среднего
профессионального образования.
Прием на ППССЗ по специальности 13.02.09 Монтаж и эксплуатация
линий электропередачи при наличии у абитуриента документа об основном
общем образовании или среднем общем образовании в зависимости от
образования базы приема.
Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
2.1.Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников: 20 Электроэнергетика
2.2 Виды профессиональной деятельности выпускника
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
техник-электромонтажник.
Направленность образовательной программы конкретизирует содержание
образовательной программы путем ориентации на следующие виды деятельности.
Соответствие профессиональных модулей присваиваемой квалификации
Наименование основных
видов деятельности
Монтаж воздушных
линий электропередачи
Эксплуатация и ремонт
линий электропередачи
Реконструкция линий
электропередачи
Управление персоналом
производственного
подразделения
Монтаж электрических
подстанций и
обслуживание
электрооборудования
Выполнение работ по
одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих

Наименование
профессиональных модулей
ПМ.01 Монтаж воздушных
линий электропередачи
ПМ.02. Эксплуатация и
ремонт линий
электропередачи
ПМ.03 Реконструкции линий
электропередачи
ПМ.04 Управление
персоналом
производственного
подразделения
ПМ.05 Монтаж электрических
подстанций и обслуживание
электрооборудования
ПМ.06 Выполнение работ по
одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих

техникэлектромонтажник
осваивается
осваивается
осваивается
осваивается

осваивается

Электромонтер - линейщик
по монтажу воздушных
линий высокого
напряжения и контактной
сети /
Электромонтер по ремонту
воздушных линий
электропередачи

8

КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ППССЗ
3.1 Общие компетенции
Код
компете
нции

Формулировка компетенции

Знания, умения

ОК 01

Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности,
применительно к различным
контекстам

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном
контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится
работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы
работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и
интерпретацию информации,
необходимой для выполнения
задач профессиональной
деятельности

Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые
источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую
информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания:
номенклатура
информационных
источников
применяемых
в
профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации

9

ОК 03

Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в
профессиональной
деятельности;
применять
современную
научную
профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории
профессионального развития и самообразования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная
научная
и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального развития и самообразования

ОК 04

Работать в коллективе и команде,
эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические
особенности личности; основы проектной деятельности

ОК 05

Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом
особенностей социального и
культурного контекста

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

ОК 06

ОК 07

Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
общечеловеческих ценностей
Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления
документов и построения устных сообщений.
Умения: описывать значимость своей специальности
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих
ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности
Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной
деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
пути обеспечения ресурсосбережения

10

ОК 08

Использовать
средства
физической
культуры
для
сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня физической
подготовленности

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления
здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять
рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности;
пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной
специальности
Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия
профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для
специальности; средства профилактики перенапряжения

ОК 09

Использовать информационные
технологии в профессиональной
деятельности

Умения: применять средства информационных технологий для решения
профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

Пользоваться профессиональной
документацией на
государственном и иностранных
языках

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные
темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные
темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые
связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

ОК 10

Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения
и программное обеспечение в профессиональной деятельности

Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные
темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная
лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и
процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила
чтения текстов профессиональной направленности
ОК 11

Использовать знания по
финансовой грамотности,
планировать
предпринимательскую

Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи
открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнесплан; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования

11

деятельность в профессиональной
сфере

3.2. Профессиональные компетенции
Код
Основные
и наименование
виды деятельности
компетенции
ПК 1.1. Выполнять
ВД.1 Монтаж
монтажные работы по
воздушных линий
возведению воздушных
электропередачи
линий электропередачи

Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой
грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты

Показатели освоения компетенции
Практический опыт в:
 сооружении опор, фундаментов для возведения воздушных линий;
 выполнении монтажных работ воздушных линий электропередачи;
 выполнении термитной сварки;
 соблюдении техники безопасности при выполнении монтажных работ по
сооружению линий электропередач;
Умения:
 проводить подготовительные работы для монтажа фундамента и опор;
 производить сборку и установку опор;
 выполнять монтаж проводов и тросов в соответствии с техническими
требованиями;
 выполнять термитную сварку проводов;
 выбирать оборудование и материалы для монтажа линий электропередачи;
 осуществлять технический контроль соответствия качества сборки и монтажа
элементов линий электропередачи согласно технологическим допускам и
нормам;
 обеспечивать соблюдение техники безопасности при производстве монтажных
работ;
 контролировать качество выполняемых работ;
Знания:
12

ПК 1.2. Выполнять
необходимые типовые
расчеты конструктивных
элементов линий
электропередачи

ПК 1.3. Организовывать
работу по сооружению
воздушных линий
электропередачи

 строительно-монтажных работ при возведении конструкций опор и
фундаментов;
 классификации и погрешности измерений, их свойства;
 принципов измерения горизонтальных и вертикальных углов;
 геодезического обеспечения строительства линий электропередачи;
 технологических процессов сооружения воздушных линий, монтажа
проводов и молниезащитных тросов;
 технологии проведения термических сварочных работ проводов;
 технологии производства строительно-монтажных работ при сооружении
воздушных линий электропередачи;
 методов и средств контроля качества монтажных работ;
 правил техники безопасности при производстве монтажных работ;
Практический опыт в:
 выполнения типовых расчетов конструктивных элементов линий
электропередачи;
Умения:
 составлять продольный профиль нивелирования для проектирования и
сооружения линий электропередачи;
 производить камеральную обработку результатов полевых измерений
теодолитного кода;
 выполнять механический расчет конструктивных элементов линий
электропередачи в различных режимах работы;
Знания:
 конструкции составных частей линий электропередачи и методы их расчета;
Практический опыт в:
 организации работ по сооружению воздушных линий электропередачи;
 выборе строительных машин и механизмов применительно к конкретным
условиям эксплуатации;

13

ПК 1.4. Оформлять
технологическую и
техническую документацию
в соответствии с
действующими
нормативными правовыми
актами

 соблюдении техники безопасности при выполнении монтажных работ по
сооружению линий электропередач;
Умения:
 подбирать материалы, строительные машины и механизмы для земляных работ
и монтажа конструкций;
 выбирать оборудование и материалы для монтажа линий электропередачи;
 определять объемы и трудозатраты и составлять графики работ строительномонтажных работ;
 составлять графики производства работ по монтажу линий электропередачи;
 осуществлять технический контроль соответствия качества сборки и монтажа
элементов линий электропередачи согласно технологическим допускам и
нормам;
 обеспечивать соблюдение техники безопасности при производстве монтажных
работ;
Знания:
 методики расчета средневзвешенного расстояния вывозки грузов на трассу;
 методов и средства контроля качества монтажных работ;
 принципов составления проектов производства строительно-монтажных работ;
 правил техники безопасности при производстве монтажных работ;
Практический опыт в:
 организации работ по сооружению воздушных линий электропередачи;
 выполнении типовых расчетов конструктивных элементов линий
электропередачи;
Умения:
 составлять продольный профиль нивелирования для проектирования и
сооружения линий электропередачи;
 выполнять механический расчет конструктивных элементов линий
электропередачи в различных режимах работы;
 составлять графики производства работ по монтажу линий электропередачи;
14

 оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с
действующими нормативными документами;

Знания:
 правил составления чертежей и монтажных схем;
 принципов составления проектов производства строительно-монтажных работ;

ВД.2 Эксплуатация
и ремонт линий
электропередачи

ПК 1.5. Осуществлять сдачу
воздушных линий в
эксплуатацию в
соответствии с
действующими
нормативными правовыми
актами

Практический опыт в:
 организации работ по сооружению воздушных линий электропередачи;
 контроле качества выполненных работ.

ПК 2.1. Осуществлять
техническое обслуживание
линий электропередач в
соответствии с
эксплуатационными
требованиями

Практический опыт в:
 техническом обслуживании линий электропередачи в соответствии с
эксплуатационными требованиями;
Умения:
 обслуживать линии электропередачи различного напряжения;
 обеспечивать соблюдение техники безопасности при проведении
эксплуатационных и ремонтных работ;

Умения:
 проводить
испытания
с
определением
работоспособности
линий
электропередачи;
 осуществлять технический контроль соответствия качества сборки и монтажа
элементов линий электропередачи согласно технологическим допускам и
нормам;
 контролировать качество выполняемых работ;
Знания:
 методов и средств контроля качества монтажных работ;

15

ПК 2.2. Осуществлять
оценку состояния линий
электропередач в
соответствии с
эксплуатационными
требованиями

ПК 2.3. Определять места
повреждений линий
электропередачи

Знания:
 основных положений по эксплуатации линий электропередачи;
 правил технической эксплуатации электроустановок и технику безопасности
при проведении эксплуатационных и ремонтных работ;
 контроля качества выполненных работ.
Практический опыт в:
 техническом обслуживании линий электропередачи в соответствии с
эксплуатационными требованиями;
Умения:
 проводить профилактические измерения и испытания с определением
работоспособности линий электропередачи в соответствии с технологическими
требованиями;
Знания:
 принципов контроля параметров электрических сетей;
 аппаратуры, применяемой при контроле параметров сети;
 методов профилактических измерений на линиях
электропередач;
 методов приема и передачи телеметрической информации на
линии
электропередач;
Практический опыт в:
 техническом обслуживании линий электропередачи в соответствии с
эксплуатационными требованиями;
 выполнении ремонтных работ линий электропередачи в процессе эксплуатации.
Умения:
 определять места повреждений воздушных линий электропередачи различными
методами;
Знания:
 принципов контроля параметров электрических сетей;
 аппаратуры, применяемую при контроле параметров сети;
 видов повреждения сети, их описание и характеристику;
 методов определения мест повреждений линий электропередачи;
16

ПК 2.4. Производить ремонт
и замену поврежденных
элементов линий
электропередачи в процессе
эксплуатации

ВД. 3
Реконструкция
линий
электропередачи

ПК 3.1. Выполнять
демонтаж элементов линий
электропередачи

Практический опыт в:
 выполнении ремонтных работ линий электропередачи в процессе эксплуатации.
Умения:
 производить ремонт и замену поврежденных элементов воздушных линий
электропередачи в процессе эксплуатации;
 заменять поврежденные элементы линий электропередачи в процессе
эксплуатации;
 производить ремонт опор и фундаментов;
 обеспечивать соблюдение техники безопасности при проведении
эксплуатационных и ремонтных работ;
Знания:
 основных положений по эксплуатации линий электропередачи;
 технологий ведения ремонтных работ линий электропередачи различного
напряжения;
 порядока проведения планового (капитального) и внепланового ремонта
воздушных линий электропередачи;
 механизма приспособлений и инструментов, применяемых при ремонтных
работах;
 правил технической эксплуатации электроустановок и техники безопасности
при проведении эксплуатационных и ремонтных работ;
 контроля качества выполненных работ.
Практический опыт в:
 реконструкции линий электропередачи.
Умения:
 демонтировать провода, тросы, фундаменты, опоры в соответствии с
техническими требованиями;
 обеспечивать соблюдение техники безопасности при реконструкции линий
электропередачи;
Знания:
 технологии демонтажа фундаментов, опор, тросов, проводов;
 технологии ремонта фундаментов, опор;
17

 правил техники безопасности и регламентирующих правил работ.
ПК 3.2. Производить монтаж Практический опыт в:
заменяющихся элементов
 реконструкции линий электропередачи.
линий электропередачи
Умения:
 заменять демонтируемые элементы линий электропередачи;
 обеспечивать соблюдение техники безопасности при реконструкции линий
электропередачи;
Знания:
 правил монтажа заменяющих элементов линий электропередачи;
 правил техники безопасности и регламентирующие правила работ.
ПК 3.3. Осуществлять
Практический опыт в:
технический контроль
 реконструкции линий электропередачи.
соответствия качества
Умения:
монтажа элементов линий
 производить контроль качества выполненных работ;
электропередачи согласно
технологическим допускам и Знания:
нормам
 правил монтажа заменяющих элементов линий электропередачи;
ПК 3.4. Организовывать
работы по реконструкции
линий электропередачи

Практический опыт в:
 реконструкции линий электропередачи.
Умения:
 рассчитывать нагрузку заменяемых линий электропередачи;
 определять энергоэффективность объектов энергетики;
 выбирать необходимые элементы для реконструкции линий;
 обеспечивать соблюдение техники безопасности при реконструкции линий
электропередачи;

18

ВД. 4 Управление
персоналом
производственного
подразделения

ПК 4.1. Планировать работы
персонала по монтажу,
техническому
обслуживанию, ремонту и
реконструкции линий
электропередачи

ПК 4.2. Обеспечивать
оперативное руководство
работой персонала при
монтаже, техническом
обслуживании, ремонте и
реконструкции линий
электропередачи

Знания:
 необходимых документов для реконструкции линий;
 основных направлений в области энергосбережения и энергоэффективности
сетевых объектов;
 правил техники безопасности и регламентирующих правил работ.
Практический опыт в:
 составлении планов работы по монтажу, техническому обслуживанию,
ремонту и реконструкции линий электропередачи с использованием современных
средств обработки информации;
Умения:
 определять главные направления в работе по монтажу, техническому
обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи;
Знания:

типовых норм времени и расхода технических материалов;

общих сведений о системе ценообразования и сметного нормирования в
монтаже, техническом обслуживании, ремонте и реконструкции, об элементах
системы;
Практический опыт в:

руководстве персоналом, выполняющим работы по монтажу, техническому
обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи;
Умения:

ставить перед коллективом задачи по выполнению работ и контролировать
их результаты;
Знания:

видов
технического
обслуживания
и
ремонта
оборудования,
последовательность процессов, современные средства обработки информации;

принципов и методов руководства, оперативными действиями при решении
задач, стоящих перед персоналом;

прикладного программного обеспечения и информационных ресурсов в
области организации управления производством.
19

ПК 4.3. Оформлять
оперативно-техническую
документацию работ
персонала по монтажу,
техническому
обслуживанию, ремонту и
реконструкции линий
электропередачи в
соответствии с
существующими
требованиями

ПК 4.4. Выполнять техникоэкономические расчеты
затрат на производимые
работы.

Практический опыт в:

оформлении оперативно-технической документации по монтажу,
техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи
с использованием современных средств обработки информации;
Умения:

заполнять бланки оперативно-технической документации, вести
технические журналы;

находить и использовать необходимую нормативную документацию по
сметному делу;
Знания:

перечня оперативно-технической документации и требования к ее
оформлению;

инструкции по заполнению технических журналов;
Практический опыт в:

выполнении технико-экономических расчетов затрат на производимые
работы;
Умения:

рассчитывать расходы технических материалов и человеко-часов на
производство работ;

определять стоимость строительной продукции;

составлять локальные сметные расчеты (сметы), объектные сметные
расчеты (сметы), сводные сметные расчеты стоимости монтажа, технического
обслуживания, ремонта и реконструкции, калькуляции сметной стоимости
материалов и калькуляции транспортных расходов на перевозку грузов.

использовать информационные и компьютерные технологии при
составлении сметной документации;
Знания:
 законодательных и нормативных документов по вопросам ценообразования;
 принципов взаимоотношений субъектов строительного рынка в рамках
ценообразования;
20

ВД. 5 Монтаж
электрических
подстанций и
обслуживание
электрооборудован
ия

ПК 5.1.
Выполнять отдельные
элементы строительномонтажных работ по
сооружению электрических
подстанций

ПК 5.2. Обеспечивать
соблюдение техники
безопасности при

 методологии ценообразования в условиях рынка;
 методов и порядка определения сметной стоимости;
 порядка составления сметной документации;
 сметно-нормативной базы системы ценообразования;
 порядока экспертизы и утверждения проектно-сметной документации;
Практический опыт в:
 организации и выполнении отдельных видов строительно-монтажных работ на
электрических подстанциях.
Умения:
 производить камеральную обработку площадного нивелирования с
построением площадки под подстанцию.
 производить геодезический контроль при выполнении разбивочных работ.
 проводить подготовительные работы для монтажа фундамента и опорных
конструкций под оборудование подстанций.
 производить сборку и установку опорных конструкций под оборудование
подстанций.
 осуществлять технический контроль соответствия качества сборки и монтажа
элементов строительной части подстанций согласно технологическим допускам
и нормам.
 определять качество выполняемых работ в соответствии с нормативными
требованиями
Знания:
 строительно-монтажных работ при возведении конструкций опор и
фундаментов под оборудование электрических подстанций.
 геодезического обеспечения строительства электрических подстанций.
 технологии производства строительно-монтажных работ при сооружении
электрических подстанций.
 конструкции составных строительных частей электрических подстанций.
Практический опыт в:
 соблюдении техники безопасности при выполнении строительно-монтажных
работ
21

сооружении электрических
подстанций

Умения:
 обеспечивать соблюдение техники безопасности
строительно-монтажных работ.
Знания:
 правил техники безопасности при производстве работ.

ПК 5.3. Находить и
устранять повреждения
электрооборудования

Практический опыт в:
 обнаружении и устранении повреждений и неисправностей оборудования
электроустановок.
Умения:
 выбирать электрооборудование подстанций.
 контролировать состояние электрооборудования.
 определять повреждения и отклонения от нормы в работе электрооборудования.
 выявлять и устранять неисправности электрооборудования, выполнять
основные виды работ по его ремонту.
Знания:
 основных конструктивных элементов электрооборудования подстанций.
 методов диагностики и устранения неисправностей в электрооборудовании
подстанций.
Практический опыт в:
 производстве работ по ремонту электрооборудования подстанций.

ПК 5.4. Выполнять работы
по ремонту
электрооборудования
подстанций

при

производстве

Умения:
 выявлять и устранять неисправности электрооборудования, выполнять
основные виды работ по его ремонту.
 определять качество выполняемых работ в соответствии с нормативными
требованиями
Знания:
 видов ремонтов электрооборудования подстанций.
 технологии ремонта оборудования устройств электроснабжения.
22

ПК 5.5. Обеспечивать
соблюдение техники
безопасности при
техническом обслуживании
и ремонте
электрооборудования
подстанций

Практический опыт в:
 соблюдении техники безопасности при выполнении ремонтных

работ.

Умения:
 обеспечивать соблюдение техники безопасности при производстве ремонтных
работ.
Знания:
 правил техники безопасности при производстве работ.

23

4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ППКРС
4.1.
Календарный учебный график
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.2. Учебный план
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин,
профессиональных модулей
https://gusteh.profiedu.ru/org-info/education-annotation?id=379
4.4. Рабочие программы учебной и производственной практик
https://gusteh.profiedu.ru/org-info/education-annotation?id=379
5.

PECУPCHOE ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1
Кадровое обеспечение
Реализация
образовательной
программы
обеспечивается
педагогическими работниками образовательной организации, а также
лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на
условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа
руководителей и работников организаций, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности 20
Электроэнергетика и имеющих стаж работы в данной профессиональной
области не менее 3 лет.
Квалификация
педагогических
работников
образовательной
организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах
(при наличии).
Педагогические
работники,
привлекаемые
к
реализации
образовательной
программы,
должны
получать
дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации, в
том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности 20
Электроэнергетика, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным
значениям
ставок),
обеспечивающих
освоение
обучающимися
профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика, в общем числе
педагогических работников, реализующих образовательную программу,
должна быть не менее 25 процентов.
5.2
Учебно-методическое и информационное обеспечение
24

Библиотечный фонд образовательной организации должен имеет
укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями
(включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из
расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой
дисциплине (модулю) на одного обучающегося.
В случае наличия электронной информационно-образовательной
среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением
права одновременного доступа не менее 25 процентов, обучающихся к
цифровой (электронной) библиотеке.
Образовательная программа должна обеспечиваться учебнометодической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями
здоровья
обеспечены печатными и (или) электронными учебными
изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных
обучающихся.
5.3
Материально-техническое обеспечение
5.3.1.Требования к материально-техническому оснащению
образовательной программы 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий
электропередачи.
Специальные помещения должны представлять собой учебные
аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных
образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных
консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории,
оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и
материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
гуманитарных дисциплин;
иностранного языка;
математики;
экологические основы природопользования;
инженерной графики;
общепрофессиональных дисциплин специальностей;
метрологии, стандартизации и сертификации;
технической механики;
безопасности жизнедеятельности;
охраны труда;
материаловедение;
информационных технологий;
экономики.
Лаборатории:
электротехники;
электроники;
геодезия.
25

Мастерские:
слесарная;
механическая;
электролинейная;
сварочная.
Полигоны:
электрооборудования электрических станций и подстанций.
Спортивный комплекс
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в интернет
Актовый зал
5.3.2.

Материально-техническое
оснащение
лабораторий,
мастерских и баз практики по специальности.
Образовательная
организация,
реализующая
программу
по
специальности должна располагать материально-технической базой,
обеспечивающей
проведение
всех
видов
дисциплинарной
и
междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы
обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП перечень материальнотехнического обеспечения, включает в себя:
Оснащение лабораторий
Лаборатория «Электротехники»:
 аппаратные или программно-аппаратные контрольно-измерительные
приборы (мультиметры, регулируемые источники питания, частотомеры,
измерители RLC или комбинированные устройства);
 лабораторные стенды или комбинированные устройства для изучения
электрической цепи и её элементов (источники, потребители,
соединительные провода), электрических цепей с конденсаторами,
переходных процессов в цепях переменного тока, законов коммутации,
резонансных явлений, однофазной и трехфазной систем электроснабжения,
трансформаторов.
Лаборатория «Электроники»:
 компьютеры в комплекте (системный блок, монитор, клавиатура,
манипулятор «мышь») или ноутбуки (моноблоки);
 локальная сеть с выходом в Интернет;
 комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте
с проектором или мультимедийный проектор с экраном);
 аппаратные или программно-аппаратные контрольно-измерительные
приборы (мультиметры, регулируемые источники питания, анализаторы
сигналов или комбинированные устройства);
 наборы электронных элементов с платформой для их изучения или
комбинированные стенды и устройства;
26

 программное обеспечение для расчета и проектирования электронных
схем.
Лаборатория «Геодезии»:
 набор плакатов и макетов;
 комплекты учебно-наглядных пособий;
 геодезические приборы и приспособления.
Оснащение мастерских
Мастерская «Слесарная»:
 набор слесарных и измерительных инструментов;
 печи муфельные;
 заготовки для выполнения слесарных работ;
 станки и механизмы для слесарных работ;
 набор плакатов;
 комплекты учебно-наглядных пособий.
Мастерская «Механическая»:
 набор слесарных и измерительных инструментов;
 станки для механической обработки деталей по видам работ;
 заготовки для выполнения слесарно-механических работ;
 набор плакатов;
 комплекты учебно-наглядных пособий.
Мастерская «Сварочная»:
 комплекты учебно-наглядных пособий;
 набор плакатов;
 заготовки для выполнения сварочных работ;
 источники питания;
 принадлежности и инструмент сварщика.
Мастерская «Электролинейная»:
 комплект учебно-методической документации;
 комплекты типовых технологических карт;
 стенды и макеты;
 инструмент и приспособления для электромонтажных работ.
Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную
учебную и производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной
образовательной организации и требует наличия оборудования,
инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех
видов работ, определенных содержанием программ профессиональных
модулей.
Производственная
практика
реализуется
в
организациях
энергетического профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в
профессиональной области электроэнергетики.

27

Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной
практики
должно
соответствовать
содержанию
профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть
профессиональными компетенциями по всем видам деятельности,
предусмотренных программой, с использованием современных технологий,
материалов и оборудования.
6.
XAPAKTEPИCTИКА
СРЕДЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЛИЧНОСТНЬІХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНІИКОВ. РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ.
КАЛЕНДАРНЫЙ
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Условия организации воспитания определяются образовательной
организацией.
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на
анализе эффективности и практическом опыте.
Для реализации Программы определены следующие формы
воспитательной работы с обучающимися:
– информационно-просветительские занятия (лекции, встречи,
совещания, собрания и т.д.)
– массовые и социокультурные мероприятия;
– спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
–деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
– психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;
– научно-практические мероприятия (конференции, форумы,
олимпиады, чемпионаты и др);
– профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастерклассы, квесты, экскурсии и др.);
– опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся.
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие
обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных
отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и
применения сформированных общих компетенций квалифицированных
рабочих на практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего
равные
условия
для
развития
обучающихся
профессиональной
образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной
организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров,
необходимых для устойчивого развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности
процесса воспитания.
Программа разработана в соответствии с предъявляемыми
28

требованиями.
Программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮІЦИМИСЯ ППССЗ
7.1. Программа государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является
обязательной для образовательных организаций СПО. Она проводится по
завершении всего курса обучения по направлению подготовки специалистов
среднего звена 13.02.09. Монтаж и эксплуатация линий электропередачи. В
ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций
выпускников требованиям ФГОС.
«ГИА проходится в форме демонстрационного экзамена и защиты
дипломного проекта (работы).
Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего
звена, сдают демонстрационный экзамен и выполняют дипломный проект
(работу). Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта
(работы) образовательная организация определяет самостоятельно с учетом
ОПОП».
аттестации
образовательной
Для
государственной
итоговой
организацией разрабатывается программа государственной итоговой
аттестации.
При проведении демонстрационного экзамена в составе ГЭК создается
экспертная группа из числа лиц, приглашенных из сторонних организаций и
обладающих профессиональными знаниями, навыками и опытом в сфере,
соответствующей профессии или специальности среднего профессионального
образования или укрупненной группы профессий и специальностей, по
которой проводится демонстрационный экзамен (далее соответственно экспертная группа, эксперты).
Демонстрационный экзамен базового уровня проводится с
использованием единых оценочных материалов, включающих в себя
конкретные комплекты оценочной документации, варианты заданий и
критерии оценивания (далее - оценочные материалы), разрабатываемых
организацией, определяемой ему организаций (далее - оператор)».
Выпускникам, не прошедшим ГИА по уважительной причине, в том
числе не явившимся по уважительной причине для прохождения одного из
аттестационных испытаний, предусмотренных формой ГИА (далее выпускники, не прошедшие ГИА по уважительной причине), предоставляется
29

возможность пройти ГИА, в том числе не пройденное аттестационное
испытание (при его наличии), без отчисления из образовательной
организации».
Фонд оценочные средства для проведения ГИА
https://gusteh.profiedu.ru/?section_id=6019
8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
Переход к компетентностной модели предусматривает участие
работодателей, как в разработке образовательной программы, так и в контроле
качества ее освоения.
При разработке ППКРС техникум учитывает запросы работодателей:
- ведущие специалисты работодателей привлекаются в качестве
внештатных экспертов программ государственной итоговой аттестации и
промежуточной аттестации, для согласования фондов оценочных средств
промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для
государственной итоговой аттестации;
- представители работодателей привлекаются в качестве внешних
экспертов при проведении промежуточной аттестации обучающихся по
профессиональным модулям;
- с представителями работодателей согласовывается программа
государственной итоговой аттестации. Представители работодателей
включаются в состав Государственной экзаменационной комиссии;
- по согласованию с работодателями формируется вариативная часть;
- работодатели предоставляют производственную базу для организации
и проведения всех видов практик, дают характеристики обучающимся после
прохождения практики.
9.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С
OB3
Содержание среднего профессионального образования и условия
организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяются адаптированной образовательной программой.
Обучение по образовательным программам среднего профессионального
образования обучающихся в ГБПОУ «ГЭТ» с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов осуществляется на основе образовательных программ
среднего
профессионального
образования,
адаптированных
при
необходимости для обучения указанных обучающихся.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».